МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ГОБЕЛЕНУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПО СЛУХУ на тему «Приемы и техники в технологии гобелена».
методическая разработка

Ольнева Эльвира Ивановна

     Частые эксперименты с цветом и фактурой на пробных образцах дают возможность вам выработать свой собственный, легко узнаваемый стиль. Ваши идеи как обычно витают в воздухе и будут находиться в состоянии невесомости, пока не воплотятся в жизнь, если однажды  вами  не будет пройден тернистый и сложный путь претворения в жизнь ваших идей. Тогда ваш гобелен будет способен украсить, одухотворить и согреть пространство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (колледж)» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ГОБЕЛЕНУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПО СЛУХУ

по специальности 54.02.01 «Дизайн»

ПМ 02. Техническое исполнение художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале.

МДК 02.01 Выполнение художественно-конструкторских проектов в материале.

Тема: «Приемы и техники в технологии гобелена».

                                             

                                                     Автор разработки: преподаватель

                                                            высшей квалификационной категории

                                           Ольнева Эльвира Ивановна

Санкт-Петербург,

2024 г.

Урок: Декоративно-прикладное искусство

Тема: Гобелен.

Место проведения: Учебная аудитория.

Цель урока: приобретение знаний об основных существующих способах ручного ткачества (гобелена), их особенностях и назначениях и стимулирование развития речевых умений и художественных способностей через обучение студентов с ограниченными возможностями по слуху при использовании «языка эмоций» и взаимосвязи урока по гобелену с элементами уроков развития речи.  

Образовательная: обучить основным приемам и разными техниками ткачества гобелена, позволяющим творчески решить проблемы единства формы и содержания в тематической композиции.

Развивающая: развивать декоративно-прикладные умения и навыки в плетении ручного гобелена у обучающихся.

Реабилитационная: развивать творческое воображение, самосознание, наблюдательность, восприимчивость, речь и художественные способности за счет улучшения эмоциональной сферы и развития мелких мышц кисти студентов через обучение гобелену.  Актуально применение  проблемных ситуаций в обучении,   так как они обеспечивают включение личности учащегося с нарушением слуха  в самостоятельный поиск решения проблемной ситуации.  С точки зрения русского языка, жестовая речь полностью аграмматична. В ней, кроме родов, так же отсутствуют падежи, склонения и окончания; времена же и предлоги выстраиваются в отличные от русского языка конструкции; предложения и отдельные фразы также строятся  по отличным от русского языка законам.  А из-за отсутствия навыков общения и самостоятельного поиска решения проблемной ситуации возникают большие проблемы с выживанием в обществе, что в свою очередь приводит к повышению внутреннего напряжения и развития нервозности. И, как результат, возникают  ограничения в приобретении конкурентоспособных профессий. Этот факт крайне важен для понимания процессов социализации обучающихся с нарушением слуха

Воспитательная: способствовать формированию коммуникативной культуры личности и культуры поведения; прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества народов различных национальностей.

Задачи:

1. Ознакомить студентов с технологией плетения ручного гобелена,  его приемами и средствами по его изготовлению.

2. Развить декоративно-прикладные умения и навыки в плетении ручного гобелена.

3. Выявить индивидуальные творческие способности студентов, развить у них образное мышление, а также повысить их художественную культуру.

4. Обучить основным приемам и разными техниками ткачества гобелена.

Методы проведения урока: объяснение нового материала, практическая работа обучающихся под контролем преподавателя.

Оборудование: деревянная рамка, нож-крючок, ножницы с длинными лезвиями, гребень для прочесывания и выравнивания ворса, проборная (делительная) планка, колотушка (вилочка), челнок, нити основы, нити утка.

Ход урока: Организационный момент. Подготовка к занятию.

Приветствие. Проверка количества студентов. Подготовка рабочего места: обучающиеся ставят вертикально перед собой рамки, на которых предварительно требуемым количеством гвоздей натянуты нити основы с выполненным краем гобелена в виде плетенки-цепочки. А шаблон-эскиз, заранее подготовленный студентами  в натуральную величину, должен быть закреплен за рамкой.

Сообщение темы урока. Гобелен. Приемы и техники в технологии гобелена.

Преподаватель: «Вам покажу образцы, выполненные в материале в различных техниках. Это даст вам возможность познакомиться с различными формами стилизации и множеством приемов и способов, которые применяются в ручном ткачестве, и научиться использовать их при выполнений практических заданий».  При этом анализируются технологические особенности  каждой техники, композиционное решение темы, трактовка изобразительного мотива и соответствие выбранной структуре.

Сообщение сведений о материалах и инструментах для технологии гобелен.

Преподаватель: «Сегодня на уроке покажу основную технику, которая лежит в основе ручного ткачества нам. Эта техника полотняного переплетения основы и утка. Существуют основные виды техник плетения гобелена: техника «настилов», техника «перебор под полотно», техника «ворсового плетения», техника «диагональное ткачество», техника «ткачество с просветами», техника «ткачество без просветов», техника «узлования» и др.».

Вводный инструктаж по выполнению практической работы.

Преподаватель: «Ткать нужно рядами – сначала слева направо, потом справа налево. Узор начинают выполнять снизу. Для этого отматывают с челнока немного ниток нужного цвета и вокруг крайней левой нитки основы завязывают тугой узел, оставляя на будущей изнанке изделия длинный хвостик. Постепенно разматывая челночок, продевают его между нитями основы так, что сначала челночок проходит за основой, потом идет перед ней. При этом  нитка не натянута, лежит свободно – ведь гобелен должен быть мягким, нитей на нем не видно. Провязав столько, сколько надо, шерстяной ниткой, обматываем ее вокруг последней основы и поворачиваем обратно. Сделав второй ряд, берем вилочку и, просовывая зубцы между нитями основы, прижимаем нитки так, чтобы второй ряд плотно вжался в первый, и основа нигде не проглядывала сквозь рисунок. Эту операцию следует повторять после каждого ряда».

Практическая часть.

Изучение «текстильного» языка гобелена с целью выявления диапазона его возможностей. Знакомство с текстильной графикой, т. е. способом передачи в технике гобелена элементов композиции, в сочетании с цветом, текстурой и фактурой традиционных и новых текстильных материалов (пряж, нитей, волокон, стеблей растений, и пр.).

 Преподаватель: «Изучайте основные и производные переплетения гобелена и пробуйте их на своих образцах, обратите внимание на доступность, простоту самих технологических приемов, что даст вам большой диапазон творческих решений».

Самостоятельная работа обучающихся.

Выводы по теме гобелен.

Преподаватель: «Частые эксперименты с цветом и фактурой на пробных образцах дают возможность вам выработать свой собственный, легко узнаваемый стиль. Ваши идеи как обычно витают в воздухе и будут находиться в состоянии невесомости, пока не воплотятся в жизнь, если однажды  вами  не будет пройден тернистый и сложный путь претворения в жизнь ваших идей. Тогда ваш гобелен будет способен украсить, одухотворить и согреть пространство».

Поведение итогов.

По окончанию занятия проводятся просмотр и оценивание работ.

Уборка рабочего места.

Методический совет: результативность развития обучающихся с ограниченными возможностями по слуху повышается при условиях:

- взаимодействия с обучающимся с нарушенным слухом при условии сохранения отношения к нему как к нормальному человеку всех окружающих, и в первую очередь педагогов, которые с ним общаются, специфика роли педагога в данном случае состоит в том, что он должен наиболее выпукло и значимо для студента играть роль вслушивающегося и слушающего партнера;

- включения студентов в художественно-творческий процесс, обеспечивающий целенаправленное формирование их творческих умений, развитие воображения и эмоциональной сферы каждого обучающегося;

- стимулирования развития речевых умений и художественных способностей через обучение студентов с ограниченными возможностями по слуху при использовании «языка эмоций» и взаимосвязи урока гобелена с элементами уроков развития речи, которые должны обеспечить развитие речевых умений и художественных способностей у обучающихся.

Целостный процесс реабилитационного занятия можно условно разделить на три этапа:

Первый этап – ознакомительный этап, где происходит обучение студентов основам гобелена при использовании «языка эмоций» и взаимосвязи уроков гобелена с элементами уроков развития речи .

Второй этап характеризуется совершенствованием и закреплением навыков. Этот этап требует обязательного наличия комментирования педагогом действий учащихся.

Третий этап характеризуется достижением навыков в плетении ручного гобелена, переходом в его умение. Этот этап считается завершенным только тогда, когда занимающиеся начнут свободно и творчески мыслить с полной эмоциональной и эстетической отдачей.

Стратегия: создать условия с использованием «языка эмоций» и взаимосвязи урока гобелена с элементами уроков развития речи, которые должны обеспечить развитие речевых умений и художественных способностей у обучающихся с нарушенным слухом, для выравнивания разрыва в развитии психических функций (памяти, речи, мышления) студента с нарушенным слухом и слышащих сверстников. Ведущим средством работы с обучающимися с ограниченными возможностями по слуху является взаимодействие. Актуальны  постановка и решение проблемных ситуаций в обучении.

Результативность обучения будет выше, если обучение проводится с помощью жестов русскому языку и общению со слышащими. И это подход учитывает особенности мышления человека с нарушением слуха, ибо жестовый — его родной язык. Анализ художественно-творческого процесса обучающихся с нарушением слуха при решении проблемных ситуаций на уроках изобразительного искусства показал, что работы учащихся отличались своеобразием выбора способов и приемов композиционного строя изображения, оригинальных способов решения проблемных ситуаций. Обучающиеся самостоятельно составляли план действий, выделяя из него наиболее трудные задачи, предлагали варианты решений. Так же заметим тот факт, что слышащий человек непрерывно получает новую информацию, — хочет он того, или нет. Это привело к возникновению нового термина: «информационный шум». Постоянное нахождение слышащего человека под прессингом информационного шума, вызывает в сознании непрерывный процесс получения, осмысления и систематизации новой информации. Даже если встречается новое неизвестное слово, то, из раза в раз, слыша его в разных контекстах, слышащий человек с высокой точностью определяет смысл этого нового понятия. Например, когда появилось слово «эксклюзивный», никто не публиковал в СМИ словарных статей, объясняющих его смысл; сейчас же у большинства населения вопросов не возникает. Человек с нарушением слуха напротив — живёт в постоянном «информационном вакууме». Вынесенный из школы багаж русских слов не пополняется. Тем самым человек с потерей слуха автоматически исключён из мира информации. Но не всегда осознается главенствующая роль жестов в образовании, общении и развитии людей с нарушением слуха.   Еще поддерживается творческая обстановка, атмосфера сотрудничества между педагогом и студентом, вырабатывается истинное стремление к учебе, а оценки не могут служить мотивом для обучения. На занятиях отношение педагога к студентам или оценки не должны являться главным мерилом человеческих достоинств. Без чувственно-эмоционального постижения окружающего невозможно приобщение к культурным ценностям. Обогащение жизненного опыта обучающегося через ознакомление с искусством – как средство развития творческого воображения и эмпатии. Именно в условиях взаимосвязи художественного творчества и языкового обучения более успешно формируется не только определенный комплекс речевых умений у обучающегося, но и полноценная «культурная личность».

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по МДК. 02.01 Кадастры и кадастровая оценка земель на тему: Единый государственный реестр объектов капитального строительства и порядок его ведения.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»   Кирячек С.Н....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема: Отработка навыков приема и оформления заказов на стирку и чистку личных вещей проживающих

Методическая разработка занятия на тему: «Отработка навыков приема и оформления заказов на стирку и чистку личных вещей» отражает реализацию основной профессиональной образовательной программы по спец...

Методическая разработка открытого занятия по фортепиано. «Работа над крупными видами техники: организация игрового аппарата»

Методическая разработка открытого занятия по фортепиано  по теме «Работа над крупными видами техники: организация игрового аппарата»...

Методическая разработка открытого занятия «Работа в технике Арт-текстиль»

Дополнительное образование определяется как гармоничное единство познания, творчества и общения учащихся и педагогов, в основе которого лежит свободный поиск пути к мастерству и постижение смысла жизн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ХОЛОДНОМУ БАТИКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПО СЛУХУ на тему «Приемы и техники в технологии холодного батика».

  Частые эксперименты с цветом на пробных образцах дают возможность вам выработать свой собственный, легко узнаваемый стиль. Все приемы, представленные на занятии,  показывают вам без...

Особенности педагогической работы с обучающимися с ограниченными возможностями по слуху.

О специфике работы и общения педагога с обучающимися с ограниченными возможностями по слуху....