Статья: "Информационная культура молодёжи"
статья по теме

Гиль Анна Сергеевна

В 21 веке благодаря развитию компьютерных технологий информационное общество превратилось в реальность: человечество получило доступ к различным видам информации, возможность обращения к ним в режиме реального времени. В этих условиях важно знать правила доступа к информации, обладать определенной культурой поиска и отбора необходимых источников, уметь пользоваться информацией или создавать качественно новую информацию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_kultura_molodyozhi.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная культура молодёжи

Гиль А.С., методист ОГОБУ СПО

«Ульяновское училище культуры (техникум)»

В 21 веке благодаря развитию компьютерных технологий информационное общество превратилось в реальность: человечество получило доступ к различным видам информации, возможность обращения к ним в режиме реального времени. В этих условиях важно знать правила доступа к информации, обладать определенной культурой поиска и отбора необходимых источников, уметь пользоваться информацией или создавать качественно новую информацию [1].

Формирование общей культуры студентов относится к одной из приоритетных задач образования, а уровень культуры человека, сформированный в студенческие годы, определяет благополучие в его профессиональной деятельности. В связи с этим проблема формирования информационной культуры студента приобретает особое значение [1].

Под информационной культурой понимается профессионально-значимое личностное качество студента, которое обеспечивает эффективное, рациональное, этически взвешенное взаимодействие с информационной средой в процессе освоения новшеств и служит средством перевода внешне заданной информации в личный инструмент преобразовательной деятельности. Информационная культура – это культура чтения актуальной информации, восприятия и применения прочитанного.

Но в условиях бурного развития рынка молодежь затрудняется в определении своих информационных потребностей. Несмотря на большое количество публикаций, введение в образовательных структурах курса изучения и исследований, проблема становления информационной культуры молодежи остается сегодня актуальной. 

Равномерному  становлению и развитию информационной культуры  мешают многие информационные  «барьеры», среди которых:

-Бюрократический (ведомственный) барьер, обусловленный разобщенностью различных структур, в данном случае, разобщенность образовательных и библиотечных структур в достижении казалось бы единой задачи – формирование информационной культуры в обществе.
   -Экономический барьер, возникающий из-за отсутствия   финансовых средств для приобретения и потребления  книжных и информационных ресурсов.  Скудное  финансирование региональных социальных структур, не дает возможность развитию информационной культуры личности из-за отсутствия доступных источников знания и информации.
    -Технический барьер, заключающийся в неравноценном техническом и технологическом оснащении социальных институтов и др. 
   К сожалению,  проблема    повышения  культурного уровня и интеллектуального  развития  человека не осознана как глобальная национальная проблема, известно, что уровень информационной культуры  общества определяет уровень интеллекта нации и  стабильность ее развития.  Поэтому сегодня  крайне необходима целостная, последовательная и комплексная государственная информационная  политика, к разработке которой должны быть привлечены все социальные институты и коммерческие структуры. 

    Развитие науки, общественных отношений, колоссальный объем новой информации и новых информационных технологий во всех сферах человеческого бытия вносят свои коррективы и в проблемы профессиональной подготовки специалистов. Все это требует иначе, под другим углом зрения посмотреть на проблему совершенствования профессиональной подготовки специалистов. В условиях открытого информационного общества и единого образовательного пространства формирование информационной культуры будущего специалиста, являющейся обязательным компонентом профессионального мастерства, становится актуальным [3].

   В последние годы резко усилился разрыв между возрастающим потоком информации и получением необходимой студенту суммы знаний для профессиональной деятельности, что предопределяет особую важность развития информационной культуры. Некоторые специалисты отождествляют информационную культуру с компьютерной грамотностью, но компьютерная грамотность – это лишь приобретенные навыки работы с новыми компьютерными технологиями. Но если рассматривать информационную культуру студента как готовность и способность к самообразованию, то можно выделить следующие моменты:

-Поиск информации (самостоятельное нахождение необходимого источника), умение пользоваться рекомендательным списком литературы, библиотечными каталогами и картотеками, свободное ориентирование в библиотечных фондах, владение принципами расстановки документов, знание основ систематизации и авторского знака, принципов их использования, умение составлять списки литературы, знание правил описания и соответствующих государственных стандартов.

Культуру поиска новой информации можно разделить на три уровня развития.

-Низший уровень – репродуктивный, основанный на деятельности памяти и на наличии социального опыта работы с информацией. Элементы информационной культуры проявляются. В воспроизведении уже созданной и введенной в социальный оборот информации на основе простейших процессов работы с ней.

-Средний уровень основан на развитии информационной активности при условии развития читательской активности. Переход с первого на второй уровень связан с умением видеть информационные проявления в различных видах деятельности, овладением процессов информационной деятельности, развитием информационной мотивации и осознанием собственных информационных потребностей.

-Высший уровень развития информационной культуры отличается осмыслением информационных ценностей на основе единства эмоционального и интеллектуального восприятия мира, выделения информационной доминанты. Переход на этот уровень связан с умение субъекта не только осознанно воспроизвести знания, творчески применять их в учебной, производственной и жизненной практике. Но и самостоятельно производить новые необходимые знания [4].

-Понимание и обработка информации – знание структуры книги и ее справочного аппарата, умение работать с несколькими источниками информации одновременно, знание и понимание основных приемов работы с текстом, умение анализировать и ясно передавать смысл прочитанного [2].

-Применение полученной информации на практике, способность передавать полученную информацию, составлять план, оформлять материал, пользоваться дополнительными источниками, составлять обзоры по определенной тематике.

Именно такие навыки и умения должны привить студентам библиотечные работники, а это значит, что немаловажное место   в становлении информационной культуры личности принадлежит  библиотекам.  Задачей библиотек с развитием информационных технологий стало не только  создание  условий для доступа, но и  подготовка  человека к жизни и работе в информационном обществе. Успешное продвижение  в жизни и профессии обусловлено оперативным использованием максимально полной, надежной и качественной информации. Результатами труда является сегодня  сама информация, технологии и средства её создания, распространения и хранения. В современных условиях чрезвычайно важна роль библиотеки как информационного центра, осуществляющего хранение и передачу человеческих знаний, духовных ценностей, зафиксированных на различных носителях информации. Важнейшим условием формирования информационной культуры будущего специалиста является обеспечение доступности информации, в том числе через создание единого информационного пространства. Реализация этих условий обеспечиваются новыми информационными технологиями, что в первую очередь предполагает высокий уровень грамотности общества. Мировой опыт доказывает, что существенный вклад в решение этих задач могут внести библиотеки, развивающие свои информационные функции на основе современных технологий.

   Говоря о роли библиотеки и библиографии в формировании информационной культуры студента, следует отметить, что многое зависит от уровня развития самой библиотеки и качества технологических процессов в ней. Стратегия развития библиотеки должна быть направлена, прежде всего, на постоянное совершенствование деятельности путем учета передового библиотечного опыта мира. Появление новых носителей информации, интенсивное внедрение техники и средств телекоммуникации в деятельность библиотек дает библиотекарю широкие возможности играть центральную роль в информатизации общества [5].

 Значение информационной культуры в современном обществе очень велико. Информационная культура дает человеку уверенность в себе, в завтрашнем дне; открывает возможность более успешной самореализации, развивает способности к самообразованию и коммуникации в современном мире, делает людей открытыми для информации и повышает их культурный уровень в целом.

Литература:

  1. Дронова, Н.А. Обслуживание будущих бакалавров и специалистов вузовских библиотек / Н.А. Дронова // Науч. итехн. б-ки . – 2006. - № 4. – С.42 – 47.
  2. Костова,  Р.С. Об информационной культуре студента / Р.С.Костова // Социол.исслед. - 2007. №8. – С.134-136.
  3. Лавриненко,  Н.А. Педагогический потенциал курса «Информационная культура специалиста» и условия повышения его эффективности: автореф.дисс. канд.пед.наук-13.00.08/ Н.А. Лавриненко. - Краснодар, 2004.-20с.
  4. Маменаускас, Р.К. Мотивация студентов разных периодов обучения/ Р.К. Маменаускас // Социол.исслед.-2005.-№2.-С.134-138.
  5. Маркова,  Е.Ф. Роль университетской библиотеки как информационного ресурса в обеспечении учебного процесса// Унив.кн.-2008.-№1.- С. 60-61.