статья«Информационные технологии в реализации образовательных программ ФГОС»
статья на тему

Ермолаева Вера Георгиевна

      Мониторинг образовательной деятельности на базе колледжа связи и энергетики г. Якутска позволяет обобщить результаты работы по внедрению информационных технологий в процесс обучения, которые показали себя эффективным  средством повышения качества образования и реализации модульно- компетентностного подхода профессиональной подготовки кадров в соответствии с основными принципами ФГОС образования.

       Определены возможные пути формирования и развития профессиональных компетенций с применением информационных технологий.

1.1. Формирование информационно-образовательного пространства в специальности,  для реализации содержания обучения за счёт создания информационно-методических  ресурсов  и электронной базы данных          дисциплины- прежде всего

1.2. Определение эффективных методов взаимодействия преподавателя и студента: применяем метод проектов в разных его формах

1.3. Активные методы обучения являются наиболее адекватной методикой использования мультимедиа - технологий с точки зрения формирования компетенций, особенно хорош проблемный метод.

- метод групповой рефлексии, как технология защиты  проектных работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Ермолаева Вера Георгиевна

Якутский колледж связи и энергетики, г. Якутск

 «Информационные технологии в реализации

образовательных программ  ФГОС»

В современных условиях всё большее значение придаётся повышению качества образования при существующей проблеме низкой мотивации студентов, осуществляется активный поиск и внедрение новых информационных технологий, способствующих повышению качества и мотивации обучения.

Мониторинг образовательной деятельности на базе колледжа связи и энергетики года позволяет обобщить результаты работы по внедрению информационных технологий в процесс обучения, которые показали себя эффективным  средством повышения качества образования и реализации модульно- компетентностного подхода профессиональной подготовки кадров в соответствии с основными принципами ФГОС образования. Для повышения качества образования мы  выделяем следующие задачи, определяем методы и приёмы их решения:

1.Определить возможные пути формирования и развития профессиональных компетенций с применением информационных технологий:

1.1. Формирование информационно-образовательного пространства в специальности,  для реализации содержания обучения за счёт создания информационно-методических  ресурсов  и электронной базы данных дисциплины:

- создали электронные учебники, обучающие комплексы с презентацией курса лекций  в программе PowerPoint, что существенно повысило качество и эффективность обучения, способствуя активизации самостоятельной работы студентов и возможности  организации дистанционного обучения, а также решило проблему учебно-методического обеспечения предмета. 

- разработали электронные материалы лабораторно-практического модуля предмета «Электронная техника»: описания лабораторных и  практических работ с методическими указаниями, программируемые тесты для защиты лабораторных работ, задания на самостоятельную работу;

-создали виртуальную лабораторию на базе моделирующей  программы Multisim.10, что в условиях недостаточности технического оснащения лабораторий позволило  не только реализовать практический модуль предмета, но и организовать проектно-исследовательскую деятельность студентов. Это динамичная модель лаборатории всегда в режиме дальнейшего развития;

- разработали курс лекций - презентаций в соответствии с тематическим планом дисциплин Электронная и Вычислительная техника, презентаций-защит лабораторных работ и  курсовых проектов;

- разработали КМО модулей предметов  с привлечением студентов к их созданию. Компьютерные технологии дали возможность гибко конструировать учебный материал…

1.2. Определить эффективные методы взаимодействия преподавателя и студента: применяем метод проектов в разных его формах (монопроекты, полипроекты, дипломные проекты).  

Исследовательская деятельность студентов - это  технологии активного обучения, становится средством достижения цели, направленная на увеличение содержательного аспекта, как инструмента повышения качества образования.  Практико-ориентированный подход превратил процесс обучения в результативную созидательную творческую работу. Главное в проектной деятельности - возможность самореализации и формирование целого ряда ключевых компетенций, способности реализации знаний и умений в конкретной ситуации.

Достигнутый  результат: Через защиту-презентацию проектов наши студенты проводят демонстрацию своих знаний и умений, способностей, обретают опыт публичных выступлений. Проводят итоговую рефлексию, подводя итог сделанной работы, делают самооценку, которую могут обсуждать и корректировать. Студенты положительно оценивают такой вид деятельности, как проектирование, и, что особенно важно, дальнейшее активное применение результатов своей работы. Наибольшую эффективность имеют индивидуально-ориентированные продукты и технологии.   Подготовка и защита проектов значительно продвигает студентов в общем развитии - осваивают общий способ деятельности, что способствует формированию у них ключевых компетенций: трудовых, коммуникативных, социальных.

- мультимедиа - технологии в активных методах обучения;

Активные методы обучения являются наиболее адекватной методикой использования мультимедиа - технологий с точки зрения формирования компетенций, особенно хорош проблемный метод.

- метод групповой рефлексии, как технология защиты  проектных работ.

Для оценки качества результатов деятельности обучаемых  используют мультимедиа как инструмент познания и  повышения качества образования. Вводим защиту не только проектных работ, но и лабораторных работ  с презентацией деятельности и групповой рефлексией - это публичное  представление результатов, само и взаимная оценка  работы, что продолжает формировать востребованные умения, обеспечивая активное применение инновационных технологий в образовательном процессе.

Введенная нами технология группового отчета по практической деятельности показывает повышение качества тематической защиты по лабораторному исследованию. Это  значимый результат взаимного обучения студентов в части формирования компетенций по сравнению с традиционной формой индивидуальной защиты устной по типу собеседования или по программируемому тесту.

Информационные технологии обеспечивают студентов универсальными средствами для формирования ключевых компетенций, демонстрации их и рефлексивно-оценочных способностей, важных для учебной деятельности и творческого развития.

1.3. Эффективно осуществлять рефлексию результата деятельности в формировании  профессиональных компетенций в условиях применения информационных технологий.

Реализованный новый подход к повышению качества образования использует модульную структуру учебного плана специальности и предметов,   на каждом этапе  обучения стали проводить рефлексию результата деятельности с Презентацией, что позволяет отслеживать, прогнозировать, диагностировать формирование и развитие сначала ключевых компетенций,  а затем и начальных профессиональных в соответствии с образовательными стандартами. Обязательная рефлексия деятельности и её результатов на всех этапах работы через само и взаимопроверку, работает как оценка формирования ключевых компетенций.

Так мы вышли на создание общепринятой в колледже методики формирования ключевых компетентностей и определение адекватных средств их реализации. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы  в системе профессионального образования , эффективно влияя на качество образования.

2. Провести анализ эффективности применения информационных технологий в процессе обучения  через мониторинг деятельности и рефлексию результата по Итоговой  Государственной аттестации,  мониторингу качества защиты  проектов.

Система образования должна быть личностно-ориентированная, в которой главное - познавательная деятельность, а не преподавание. Повышение качества образования  достигается только с применением технологий творческого развития, их результативность усилят применяемые информационные технологии,  разнообразят формы общения преподавателя и студента, организовывая совместную исследовательскую деятельность.

Поэтому внедрение информационных технологий рассматриваем как источник дополнительной информации по предмету,  способ самоорганизации труда и самообразования преподавателя и студента, как возможность личностно-ориентированного подхода для преподавателя, как способ расширения зоны индивидуальной активности обучаемого. Качество образования стали  оценивать через сформированные профессиональные компетенции студентов.

3.Заключение. 

Эффективность применения ИТ в условиях модульно-компетентностного подхода в условиях нового ФГОС неоспорима в части повышения качества образования, оцениваемого по  формированию профессиональных компетенций: презентация-защита проектов чётко выявляет осознание значимости работ по теме исследования, сформированных мотиваций к исследовательской деятельности, анализ результатов с рефлексией раскрывает глубокое понимание темы исследования, полученных результатов.

Наличие КМО темы исследования и информационно-образовательной среды локальной или Интернет-ресурсов позволяет работы сделать действительно содержательными, глубокими по теме исследования, а модульная структура образовательной программы и КМО предмета делает возможным и проверку остаточных знаний по предмету и самообразовательную деятельность студентов.

Эффективность применения информационных технологий доказана: есть конечные образовательные продукты, применяемые и готовые к применению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий при реализации образовательных программ среднего профессионального образования. Учебно-методическое пособие.

В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий при реализации образовательных программ средне...

«Электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.Жан-Жак Руссо...

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе / Программа стажировки учителей технологии образовательных организаций основного образования

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕПРОГРАММАПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе / Программа стажировки учителей т...

Доклад "Формирование профессиональных и личностных компетенций в реализации образовательной программы по иностранному языку, основанной на модульно-компетентностной основе "Технология оформления международных деловых писем"

Модульное обучение профессии заключается в последовательном усвоении студентом  модульных единиц и модульных элементов. Гибкость и вариативность модульной технологии профессионального обучения ос...

ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

ПУБЛИКАЦИЯ НА ТЕМУ «ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»»...

Опыт применения цифровых образовательных технологий при реализации программ подготовки специальностей среднего звена

Описание современных  ИКТ в образовательном процессе для эффективного ведения образовательного процесса....