Доклад "Формирование профессиональных и личностных компетенций в реализации образовательной программы по иностранному языку, основанной на модульно-компетентностной основе "Технология оформления международных деловых писем"
материал

Воронина Татьяна Анатольевна

Модульное обучение профессии заключается в последовательном усвоении студентом  модульных единиц и модульных элементов. Гибкость и вариативность модульной технологии профессионального обучения особенно актуальны в условиях рыночных отношений при количественных и качественных изменениях рабочих мест, перераспределении рабочей силы, необходимости массового переобучения работников. Нельзя не учитывать и фактор кратковременности обучения в условиях ускоренных темпов научно-технического прогресса.

          Одна из основных задач модульного обучения – это формирование профессиональной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12_vseros.konferentsiya_doklad_voronezh.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации.

 «Усманский промышленно – технологический колледж»

ДОКЛАД

на XII Всероссийской научно-практической конференции

Тема: «Формирование профессиональных  и личностных компетенций в реализации  образовательной программы по иностранному языку, основанной на модульно-компетентностной основе  «Технология оформления международных деловых писем»»

Доклад подготовила:

преподаватель  немецкого языка

 «Усманский промышленно

-технологический колледж»

Воронина Татьяна Анатольевна

Формирование профессиональных и личностных компетенций в реализации  образовательной программы по иностранному языку, основанной на модульно-компетентностной основе  «Технология оформления международных деловых писем»

В модульной системе обучения очень важным является осознанное выполнение действия. 

Выполнение действия субъектом всегда предполагает наличие определенной цели, которая, в свою очередь, достигается на основе какого-то мотива. Действие всегда направлено на материальный или идеальный предмет (объект). Оно выполняется субъектом по образцу (внешнему или внутреннему, содержащему или все необходимые знания, или лишь некоторые) и с учетом условий действия. Наконец, всякое действие включает определенную совокупность операций, выполняемых в определенном порядке и в соответствии с определенным правилом. Последовательное выполнение операций составляет процесс выполнения действия. Процесс выполнения действия будет наиболее продуктивным, если операции будут логичны и взаимосвязаны.

В данной теории образ действия и образ среды действия объединяются в единый структурный элемент, на основе которого происходит управление действием и который называется ориентировочной основой действия. 

Ориентировочная основа действия – это та система условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия.

Под действием понимается такой процесс решения жизненных задач человеком, который побуждается той целью, на достижение которой он направлен. Действие же побуждается не самой его целью, а мотивом (целью) той деятельности, в состав которой оно входит. Операции – это способы, которыми осуществляется действие.

Действие по выполняемым им функциям может быть разделено на 3 части: ориентировочную, исполнительную и контрольную.

Ориентировочная часть действия связана с использованием человеком совокупности тех объективных условий, необходимых для успешного выполнения заданного действия, которые вошли в содержание ориентировочной основы действия.

Исполнительная часть – рабочая часть действия – обеспечивает заданные преобразования в объекте действия (идеальные или материальные).

Контрольная часть действия направлена на слежение за ходом действия, на сопоставление полученных результатов с заданными образцами. С ее помощью производится необходимая коррекция, как в ориентировочной, так и в исполнительной частях действия.

В модульном обучении очень важными являются все 3 части действия. Ориентировочная часть позволяет учащимся ознакомится с программой будущего модуля, его задачами и целями. Этот этап очень важен, т.к. именно он психологически настраивает учащегося на изучение нового материала. Исполнительная часть действия – это непосредственно процесс обучения. Контрольная часть позволяет провести контроль усвоенных знаний.

Модульное обучение профессии заключается в последовательном усвоении студентом  модульных единиц и модульных элементов. Гибкость и вариативность модульной технологии профессионального обучения особенно актуальны в условиях рыночных отношений при количественных и качественных изменениях рабочих мест, перераспределении рабочей силы, необходимости массового переобучения работников. Нельзя не учитывать и фактор кратковременности обучения в условиях ускоренных темпов научно-технического прогресса.

        Одна из основных задач модульного обучения – это формирование профессиональной компетентности.

В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность сотрудника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами.

Профессиональные компетенции – это способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности.

Требования должности – задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли.

Обобщая все подходы к пониманию профессиональных компетенций, можно выделить два основных направления толкования понятия компетенции:

  • способность человека действовать в соответствии со стандартами;
  • характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе.

Первый подход можно условно назвать «функциональным», поскольку он основан на описании задач и ожидаемых результатов, а второй - «личностным», так как в фокусе - качества человека, обеспечивающие успех в работе.

        Среди определений профессиональной компетенции можно найти и следующие определении:

  • адекватная или достаточная квалификация, способности;
  • адекватные или достаточные физические или интеллектуальные качества;
  • способность быть квалифицированным;
  • способность делать что-либо хорошо или в соответствии со стандартом, приобретенная опытным путем или в результате обучения;
  • умение быть квалифицированным и способным выполнять определенную роль, охватывающее знания, способности, поведение.

Каждая профессиональная компетенция может быть описана с помощью индикаторов. Они представляют собой стандарты поведения человека. «Функциональный» подход применялся и у нас. Так, в отечественной педагогике применяют термин «Знания, умения, навыки» («ЗУНы») для обозначения интеллектуальных и поведенческих стандартов, которым должен соответствовать сотрудник.

Таким образом, если «личностный» подход описывает «как?» (с помощью каких своих ресурсов и какие люди выполнять работу хорошо), то «функциональный» диктует «что?» (на каком уровне и с каким качеством работник должен выполнять профессиональные действия (функции). «Функциональный» подход не учитывает, за счет чего будет достигнут результат: опыта или знаний, способностей или повышенной мотивации работника — главное, что работа будет выполнена на должном уровне.

Итак, профессиональная компетенции – это способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности, а требования должности – задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли.

Сегодня, в условиях перехода к новым образовательным стандартам, обучение должно ориентироваться не только на потребности общества и государства, но и на возможности и потребности самой личности в социокультурной адаптации и развитии.

Примерная программа «Технология оформления международных деловых писем» составлена в соответствии с ФГОС. Данная учебная программа реализуется в ФГОУ СПО «Усманском промышленно-технологическом колледже» на отделении «Экономика, бухгалтерский учет», (группа повышенного уровня, третья ступень), с 1 сентября 2010 года.

Она состоит из трех модулей. Каждый модуль имеет структуру, отражающую основные элементы: цель (общая или специальная), входной уровень, планируемые результаты обучения (знания, умения), содержание (контекст, методы и формы обучения, процедуры оценки.).

С целью овладения данным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения программы должен:

иметь практический опыт при оформлении и написании международных деловых писем, в частности, письма-предложения, письма-заказа, письма – подтверждения заказа и рекламации, а также основных этикетных писем – приглашения, выражения сочувствия, выражения благодарности.

уметь составлять в соответствии с международными стандартами деловые письма.

знать структуру международного делового письма,  сокращения, принятые в деловом письме, основные клише для составления делового письма на немецком языке.

К преимуществам данной программы относятся высокая степень приспособляемости к организационным и технологическим условиям, возможность совершенствовать модули без изменения структуры программы, создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Являясь законченным блоком информации, модуль включает программу действий, методическое руководство, дидактические цели, использует все формы и методы организации обучения, обеспечивает индивидуализацию, развивает интеллект, речь, память. Учащиеся успешно осваивают стандарт образования.

Приоритетным является овладение оперативными интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний как таковых.

Для более успешного овладения материалом по данной программе следует выделить условия эффективного формирования профессионально личностной компетентности:

  • включение студентов в самостоятельную работу и постоянную рефлексивную деятельность;
  • организация творческого сотрудничества посредством решения учебно-профессиональных задач и выполнения творческих;
  • предоставление права выбора студентам заданий, способов учебной деятельности, форм отчёта при проведении проверки знаний умений и навыков, отвечающих индивидуальным особенностям студентов и позволяющих реализовать его способности, личностный опыт;
  • развитие активность личности, познавательные интересы;
  • формирование  инициативы и самостоятельности будущего специалиста;
  • активизация деятельности студента как субъекта образовательного процесса;
  • создание на учебном занятии ситуации успеха.

Дифференциация учебного материала и способов его проработки позволяет развивать у студентов адекватную самооценку своих возможностей и способностей, удовлетворять образовательные потребности студентов, развивать личную активность и вести каждого учащегося к достижению результата.

        Как отмечалось выше, данная программа состоит из трех модулей: «Оформление и структуризация делового письма», «Составление делового письма на немецком языке», «Составление этикетных писем на немецком языке» и будущие специалисты приобретают следующие профессиональные компетенции:

  1. Правильно понимать содержание делового письма.
  2. Составлять деловые письма.
  3. Составлять этикетные письма.

А также личностные компетенции:

  1. Развитие коммуникабельности, памяти, мышления.

Помимо профессиональных и личностный компетенций выделятся общие компетенции:

  1. Чтение адаптированных и неадаптированных текстов профессиональной направленности.
  2. Перевод с помощью словаря профессиональных текстов.

Преимущества данной  программы состоят в:

  • возможности ясно и четко формулировать цели и задачи программ обучения,
  • повышении обучающей производительности,
  • упрощении системы администрирования учебного процесса,
  • расширении целевых групп обучающихся,
  • повышении эффективности личной деятельности и ответственности обучающихся и обучающего персонала,
  • реальной индивидуализации учебного процесса,
  • повышением уровня взаимодействия обучающихся и преподавателей/мастеров производственного обучения,
  • реальной подготовке обучающихся к трудовой деятельности,
  • повышении гибкости программ обучения,
  • формировании стандартных, объективных, независимых условий оценки качества освоения программ обучения.

Как было отмечено выше, данная программа реализуется в ФГОУ СПО Усманский промышленно-технологический колледж и была закончена в мае 2011 г. После завершения изучения программы было проведено анкетирование среди студентов.

100 % опрошенных ответили, что им нравится работать по данной программе, потому что она удобная, доступная, понятная, учебные элементы содержат схемы, рисунки, которые помогают в работе. Данная программа, по мнению студентов является увлекательной, т.к. она содержит много новой и интересной информации, и полезной, т.к. пригодится для работы в различных организациях.

        При работе с учебными элементами у студентов (примерно 35% опрошенных) возникают трудности при произношении новой лексики и ее большим количеством.

        При тестировании трудности возникают у 8% опрошенных.

        При работе над практическими заданиями трудности возникают у 17 % опрошенных студентов, это связано с правильностью применения клише и выражений при написании письма.

        Чтобы ликвидировать имеющиеся трудности у студентов, целесообразно проводить  разъяснительную работу (объяснения, пояснения, перевод и пример соответствия в русском языке), т.к. работа по учебным модулям – это превращение учащихся и преподавателей в партнеров – она приводит к изменению характера их деятельности; вместо существующего «натаскивания» у студентов возникает необходимость в самостоятельном прокладывании пути. При этом  на педагога возлагается очень ответственная функция – определить эффективность достижения учащимися конечной цели обучения на каждом его этапе и внести соответствующие коррективы.

При работе на уроке используются  методы и формы организации обучения. Это работа в парах и в группах с консультантом, самостоятельная работа, работа с учебным материалом, с техническими средствами обучения, с таблицами и иллюстрациями и многое другое.

При  работе  с учебным элементом студенты выполняют практические задания, порядка трех в каждом элементе. Например: Создать на листе формата А4 фирменный бланк с эмблемой  фирмы и реквизитами. При выполнении этого задания студенты создавали свои фирмы.

Или другой пример:

  1. Изучите схему «подготовка деловых писем» и составьте смысловую часть служебного письма.
  2. Проанализируйте свою работу.

Используются также задания на перевод, например:

Переведите на немецкий язык:

  1. Мы узнали от нашего клиента, что Вы производите сельскохозяйственные удобрения.
  2. Мы прочитали объявление в газете «Фермер» и просим Вас выслать нам каталог семян.
  3. Через господина Майслера мы узнали, что Вы производите грузовые машины и детали к ним.

Так же как и в традиционном обучении, модульная программа предусматривает различный контроль.

  1. Текущий контроль – проводится после освоения каждой темы одного из разделов.
  2. Рубежный контроль – проводится после освоения каждого раздела.
  3. Итоговый контроль – проводится после изучения всех разделов и выполняет оценочную функцию.

Для индивидуального контроля используются бланки-опросники.

Для более успешного результата усвоения, мною применяется компьютерная программа «Конструктор тестов», позволяющая проводить текущий контроль.

При выполнении практических заданий используются шаблоны.

Как показал эксперимент, результатом модульного обучения является стопроцентное усвоение знаний учащимися по предмету на уроке, а при желании – и материала повышенного уровня сложности. В индивидуальных беседах учащиеся отмечали, что использование модульной технологии вносит разнообразие в учебный процесс, учит писать лекцию, находить в тексте главное и второстепенное, кроме этого сокращается время на подготовку домашних заданий, есть возможность самостоятельно продвигаться по модулю и решать задания повышенного уровня сложности.

Немаловажным является и то, что у учащихся развивается интеллект, память и речь, в процессе обучения они приобретают коммуникативные умения. В ходе работы с учебными модулями учащиеся успешно осваивают стандарт образования и продвигаются на более высокий уровень, при этом реализуются цели и задачи образовательного процесса.

В ходе исследования удалось выявить и доказать, что модульная технология гарантирует достижение каждым студентом более высоких результатов в учебной деятельности по сравнению с традиционными методами, создает реальные условия, способствующие самореализации личности, формирует потребность в дополнительном познавательном труде, обеспечивает мотивацию изучения на разных уровнях, дает положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции при профессионально – ориентированном обучении иностранному языку.

Статья о формировании коммуникативной компетенции при профессионально - ориентированном  обучении иностранному языку....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 Иностранный язык для специальностей 15.02.08 «Технология машиностроения» 23.02.02 «Автомобиле – и тракторостроение» 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Английский язык» предназначена для изучения английского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу с...

Статья на тему: «Использование технологии визуализации учебной информации для оптимизации обучения студентов иностранным языкам в совокупности с современными компьютерными технологиями»

В данной статье затрагиваются вопросы применения технологии визуализации на уроках английского языка на основе использования ИКТ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ03 Иностранный язык для специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.08 «Технология машиностроения» и может быть использова...

Календарно-тематический план по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык для специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» (группа ТМ-15)

Календарно-тематический план по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык был разработан для группы ТМ-15. Является сквозным (2 - 4 курсы). Расчитан на 7 семестров. Включает в себя 8 разделов....

Рабочая Программа по иностранному языку (английскому языку) классы: 6А,Б,В,Г

Рабочая программа содержит  планируемые  результаты изучения  учебного предмета, содержание  предмета и календарно-тематическое планирование...

Место и роль общих компетенций на занятиях по дисциплине «Иностранный язык»

Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранно го языка к...