Урок путешествие "Золотое Кольцо"
план-конспект урока на тему

Задачи урока:

- познакомиться с городами Золотого кольца России (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Ярославль);

- вызвать интерес и расширить кругозор обучающихся о городах Золотого кольца и их достопримечательностях;

- формировать умение обучающихся работать в группе и самостоятельно по теме урока;

- формировать умение вести исследовательскую работу;

- способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за свою страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zolotoe_koltso.docx33.28 КБ
Файл urok_zolotoe_koltso.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Дата:

Тема урока: «Золотое кольцо России»

Тип урока: изучение нового материала (виртуальная экскурсия)

Задачи урока: - познакомиться с городами Золотого кольца России (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Ярославль);

- вызвать интерес и расширить кругозор обучающихся о городах Золотого кольца и их достопримечательностях;

- формировать умение обучающихся работать в группе и самостоятельно по теме урока;

- формировать умение вести исследовательскую работу;

- способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за свою страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать города Золотого кольца России (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Ярославль);
  • прослеживать маршрут путешествия по карте;
  • рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;
  • узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;
  • моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры;
  • выполнять задания в электронном тестировании;
  • с помощью сети Интернет готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке

Метапредметные:

  • понимать и сохранять учебную задачу урока;
  • отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • находить нужную информацию в источниках, анализировать, обрабатывать и представлять ее;
  • оценивать свои достижения на уроке.

Личностные:

  • проявлять интерес  к предмету;
  • испытывать потребность к расширению знаний;
  • осознавать ответственность за выполнение работы;
  • проявлять уважительное отношение к чужому мнению;
  • осознавать значимость изучения темы;
  • испытывать чувство эмоциональной отзывчивости.

Методы и формы обучения:

Методы: словесный, наглядный, практический

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Межпредметные связи: изобразительное искусство, литературное чтение, технология, музыка.

Образовательные ресурсы

Рабочая программа, учебник, тетрадь на печатной основе, методическое пособие «Поурочное планирование», материалы сети Интернет

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, электронная  презентация  к программе Mimio studio, «карта путешествия»

Основные понятия и термины

Организационная структура (сценарий урока)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Промежуточный контроль

Мотивация познавательной деятельности (самоопределение)

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

- Все ли готовы к  уроку? Дежурные ученики нам ответят.

- Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь. Я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

Наблюдение учителем за организацией рабочего места обучающихся.

Контроль эмоциональной и мотивационной готовности

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Сообщение темы, определение учебных задач

Создает условия для формулирования  темы, определения задач урока.

- Отгадайте загадку:

Круглое, без дна,

Без начала, без конца!

- Верно! А какие бывают кольца?

- Сегодня на уроке речь тоже пойдет о драгоценном Золотом кольце. Представьте себе, что  у России есть не простое, а особенное Золотое кольцо. Украшено оно особыми российскими самоцветами. У каждого их них, украшающих Золотое кольцо России своё название. Итак, какова тема нашего урока?

Над Темзой плывут туманы,

Над Европой нависли тучи,

А где-то шумят океаны,

Водопады срываются с кручи.

Но что до морских диковин,

Коль не познаны русские дали?

Перезвоны святых колоколен

Меня в дорогу позвали.

Я могла бы их вечно слушать,

Ни о чем другом не просить.

Благодатью легло на душу

Золотое кольцо Руси.

Татьяна Будкова

- Сегодня мы вместе  с вами совершим необычное путешествие – виртуальную экскурсию по древним городам России. Вы не будете слушать мой рассказ, а будете самостоятельно изучать, наблюдать, исследовать.

- Каковы же цели нашего путешествия?

А чтобы путешествовать нам было интереснее,я предлагаю вам, очутившись в новом городе, работать в рабочих тетрадях на с.53. Вы должны запоминать и записывать названия города на карте в каком побываете фиксировать в таблице достопримечательности этих городов По окончании нашего путешествия ответить на вопросы: «Почему древние русские города названы «Золотым кольцом России»? Почему в этом названии употребляются слова «кольцо» и «золотое»?

Определяют тему, цель урока

- Кольцо!

- Золотые, драгоценные, обручальные, серебряные.

«Золотое кольцо России»

Цели путешествия:

  1. познакомиться с древними городами России;
  2. узнать об их достопримечательностях;
  3. больше узнать об истории нашей страны.

Устное оценивание правильности ответов

Организация познавательной деятельности

Создает условия для работы.

Организует деятельность.

Оказывает поддержку при необходимости

Нацеливает на формирование новых понятий

- Начнем наше путешествие из столицы нашей родины, Москвы. Этот туристический маршрут очень популярен не только у россиян, но и у иностранных граждан(видео)

- Помогать путешествовать нам будут экскурсоводы.

- Итак, наш первый гид - …Коротеева Дарья

Она  познакомит нас с первым городом нашего путешествия. А вы будьте внимательны и фиксируйте всё, что вы услышите и увидите в ваших рабочих тетрадях

(Сообщение ученика о Сергиевом Посаде) -

Учитель.

Так же, ребята,  Сергиев Посад  называют «столицей потешного царства». Купить игрушку у стен Лавры -значит совершить богоугодное дело. Ведь сам Сергий вырезал игрушки на потеху ребятишкам. Сегодня Лавра- действующий мужской монастырь.

Близ Сергиева Посада, на высокой горе среди лесов и полей раскинулось

с. Богородское.

По народному преданию давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых деток. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку».  Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» за печь.

Раз муж стал собираться на базар и говорит:

-Возьму-ка я «ауку» да и покажу на базаре торгашам.

 «Ауку» купили и ещё заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. Сергиев Посад - родина русской матрёшки.

- Я надеюсь, вам понравилось в этом городе, и вы вновь захотите сюда вернуться. Я вижу, вы уже начали работу в тетради. Вспомните историю создания и достопримечательности этого города

Выполняют индивидуальные задания, работают фронтально.

Ребята,  мы отправляемся в Сергиев Посад. А вы хотите узнать почему он так  называется?

Тогда слушайте.

В 14 веке два брата решили стать отшельниками ( Отшельники – это те люди, кто отказывается от общения   со всеми людьми, с внешним миром) В глухом лесу, неподалеку от города Радонеж они построили себе хижину и стали там жить. Один из братьев не выдержал уединения и вернулся домой. А второй – Сергий, прозванный Радонежским, остался. Он основал здесь большой монастырь. Монастырь – это место, где живут и работают монахи или монахини, люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу.

Прошло много лет и у Сергия появились соседи-монахи. Но не только монахи, вся Россия прослышала о старце, мечтая жить рядом с таким святым человеком. Так на свет появился Сергиев Посад. Сейчас на месте хижины Сергия располагается Троице Сергиева Лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России..  Здесь находится уникальная библиотека рукописных книг, иконы великого Андрея Рублева. На весь мир знаменита его икона «Троица».

Фронтальный контроль

Изучение нового материала

Совместно с  обучающимися раскрывает содержание темы. Объясняет, демонстрирует образцы заданий.

Мы покидаем Сергиев Посад и продолжаем наше путешествие. И следующий город на нашем пути это Переславль-Залесский. О нём расскажу вам я.

Одна из главных ценностей Переславля Залесского – уникальное Плещеево озеро. Глубокое, с прохладной чистой водой, оно притягивает своим спокойствием и изумительной красотой. На его берегу лежит Синий камень – громадный валун, которому поклонялись наши предки-язычники (Народ, почитающий традиции и богов). Камню приносили жертвы, с ним связано много легенд. На берегу этого «русского моря», так называют Плещеево озеро, 860 лет тому назад князь Юрий Долгорукий приказал основать город – крепость Переславль, путь к которому лежал через густые леса, отчего к его названию прибавилось прозвище «Залесский».Стены храма – богатыря – Спасо – Преображенского собора стойко перенесли монголо-татарское нашествие. (слайд 16) За три года враги захватывали Переславль шесть раз! Горицкий Успенский монастырь находится на возвышенности, на горе (отсюда и название) у южного берега Плещеева озера. Благодаря своему местонахождению он виден отовсюду.

Недалеко от Горицкого монастыря расположен другой монастырь, Троицкий Данилов. В Переславле-Залесском родился князь Александр Невский. После смерти он был причислен к лику святых. В центре города на Красной площади была построена церковь Александра Невского.

В конце 17 века на берегу Плещеева озера царь Петр I приказал заложить корабельные верфи. 1 августа 320 лет тому назад первые корабли были торжественно спущены на воду. До наших дней уцелел лишь один такой корабль – бот «Фортуна», который хранится в музее на Плещеевом озере.

А ещё в этом городе есть замечательный «Музей чайника».

Отметим на карте название города, вспомним что слышали и видели и отправляемся дальше в путь.

Работают  вместе с учителем. Планируют свои действия и способы решения учебных задач

Учебный диалог

Физкультминутка

Создает условия для физической паузы

- Вы знаете, что на Руси существовала давняя традиция – лечение колокольным звоном. Колокола выполняют звуковой массаж, воздействуя на весь организм. Колокольный звон прогоняет страх, беспокойство, бессонницу. Кроме звуков, которые мы слышим, колокола излучают ультра и инфразвуки, которые убивают болезнетворных микробов и оказывают омолаживающее действие. Вот почему звонари всегда были бодры, полны энергией и никогда не болели простудными заболеваниями. Давайте и мы зарядимся энергией и силой. Представим себя маленькими колокольчиками. Прошу вас встать, нагнитесь немножко вперед, закройте глаза, свесьте ручки вперед и дружно покачивайте ими из стороны в сторону.

Выполняют движения под колокольный звон

Контроль выполнения движений

Практическая деятельность

Создает условия для самостоятельной деятельности.

Организует работу.

- А теперь давайте сами попробуем стать исследователями. Для этого мы разделимся на 2 группы. Обе группы будут исследовать город Ростов Великий. У каждой группы будет своё задание. По окончании его выполнения группа сообщит результаты исследования. 

Работают в группах самостоятельно. Проводят анализ, обобщения, аналогию. Осуществляют контроль и коррекцию.

Задания для групп:

(Группы работают с заданием) Работа с учебником. Ростов и Ростов Великий -  один из старейших городов России в Ярославской области. Он входит в Золотое кольцо России. Первое упоминание о нём относится к 862 году.  Город расположен на берегу озера Неро в 53 км от Ярославля, с 202 км от Москвы.

Название города связано со славянским именем Рост (Ростислав). Ростов часто называют Ростов Великий, чтобы отличить его от Ростова-на-Дону.

Ростов – жемчужина Золотого кольца. Этот город объединяет старейшие города России. Ростов является одним из крупных центров туризма и паломничества.. В городе много исторических и культурных памятников. Одним из важнейших памятников является уже сам ландшафт озёрной котловины и прилегающей территории.

Город Ростов – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский кремль, это крепостная стена для защиты города от врагов. За белыми стенами Кремля видны многочисленные купола церквей. Ростовские колокола известны во всем мире. В 17 веке было отлито 13 колоколов. Самый большой колокол «Сысой» весит примерно 32 тонны. Отражаются в воде купола и плывет над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать ее, приезжают люди со всех сторон, из дальних стран.

II группа

А еще славится ростовская финифть – эмаль, применяющаяся при художественной росписи металлических изделий. Тонкая медная пластинка покрывается с обеих сторон слоем эмали (специальная краска). Затем на эмаль наносили рисунки, узоры. Расписной эмалью украшали столовую посуду, оружие. Фабрика «Ростовская финифть» и сейчас выпускает броши, серьги, шкатулки и другие сувениры. Секреты ростовской финифти передаются мастерами из поколения в поколение

Контроль устных сообщений

Продолжение работы по теме

Просмотр видеоролика о создании финифти.

Сообщение учителя о следующих городе Углич.

А мы продолжаем наше путешествие по Золотому кольцу.

Углич древнейший русский город на Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом»

В Угличе много памятников старины. Церковь царевича Димитрия «на крови». А случилось это так…(видео)

Не забудьте сделать отметки в рабочих тетрадях.

 (Сообщение ученика о Ярославле)- Ребята,  мы отправляемся в Ярославль. А гидом в этом городе, у нас будет Силин Рома.

Работают  вместе с учителем. Планируют свои действия и способы решения учебных задач

А вы хотите узнать почему он так  называется? «

Плыл как-то по Волге – реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: С одной стороны берега низкие, а с другой – возвышается холм с крутыми склонами. “Хорошее место для крепости,” – решает князь и начинает закладывать город, который был назван его именем – Ярославль. На гербе Ярославля изображен медведь. Его появление там связано с легендой. Русский князь Ярослав Мудрый шел с дружиной, осматривая свои земли. Дорога была глухой, заросшей лесом. Князь отстал от дружины, и вдруг из-за оврага появилась медведица и бросилась на него. Не растерявшись, он успел ударить ее топором. В память об этом событии Ярослав построил церковь. А вскоре на том же самом месте заложил новый город – Ярославль, символом которого стал медведь»

В Ярославле множество церквей. Собор Спасо-Преображенского монастыря – старейшее из сохранившихся зданий Ярославля. В центре города стоит памятник Федору Григорьевичу Волкову. Этот человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Ярославль называют родиной русского театра

Учебный диалог

Первичное закрепление

Организует работу, нацеливает обучающихся на выполнение заданий. Оказывает помощь в случае затруднений. Корректирует деятельность.

- К сожалению, сегодня мы не успеем побывать во всех городах Золотого кольца. Наша экскурсия продолжится на следующем уроке, а сейчас давайте посмотрим, насколько вы были внимательны и какие записи сделали в  своих тетрадях.

- А теперь возьмите пульты для голосования и мы проведем небольшое тестирование по теме урока.(Проводится тестирование)

Выполняют индивидуальные задания, работают фронтально, в группах и в парах под руководством учителя. Используют предметную терминологию. Овладевают понятиями.

Проверка выполнения заданий по аналогии, установленному образцу

Итоги урока. Рефлексия.

Вовлекает обучающихся в беседу. Организует обобщение полученной информации.

Предлагает обсудить значимость изучаемой темы, привести примеры, когда полученные знания и умения по теме могут быть использованы.

- Ребята, тема нашего урока «Золотое кольцо России», пожалуйста, ответьте, почему же – кольцо?

- А кто может сказать – почему «золотое»?

Города старинные –

К солнышку лицом –

Для России стали

Золотым кольцом!

Сегодня Золотое кольцо – символ русской истории, один из ярчайших памятников Древней Руси.

Наше путешествие на сегодня окончено. Результатом нашей совместной деятельности стала карта и таблица с обозначением главных достопримечательностей.

-Довольны ли вы своей работой? Почему? Какое настроение было у вас в начале урока  и сейчас?

-Какой город вам особенно запомнился?

Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью фраз, начало которых вы видите на доске. Спасибо всем за работу.

Объявление оценок

Отвечают на вопросы.

Ориентируются в системе знаний. Высказывают и обосновывают свое мнение. Приводят примеры.

- Если посмотреть на карту, то мы увидим, что эти города образовали кольцо.

- Каждый город блистает своей богатой историей и достопримечательностями,  а вместе они составляют сокровищницу русской культуры, энциклопедию древнерусской архитектуры.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

 Я научился…

 Я почувствовал…

Мне захотелось…

Контроль устных ответов

Домашнее задание

Инструктирует обучающихся о выполнении домашнего задания.

С.91-97, учебник. Подготовить сообщение о Владимире, Костроме при помощи Интернета и дополнительной  литературы.

Слушают учителя, задают уточняющие вопросы, записывают задания в дневник.

Контроль за правильным оформлением записей в дневнике, пониманием действий для выполнения  домашней самостоятельной работы.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Дата:

Тема урока: «Золотое кольцо России»

Тип урока: изучение нового материала (виртуальная экскурсия)

Задачи урока: - познакомиться с городами Золотого кольца России (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Ярославль);

- вызвать интерес и расширить кругозор обучающихся о городах Золотого кольца и их достопримечательностях;

- формировать умение обучающихся работать в группе и самостоятельно по теме урока;

- формировать умение вести исследовательскую работу;

- способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за свою страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать города Золотого кольца России (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Ярославль);
  • прослеживать маршрут путешествия по карте;
  • рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;
  • узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;
  • моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры;
  • выполнять задания в электронном тестировании;
  • с помощью сети Интернет готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке

Метапредметные:

  • понимать и сохранять учебную задачу урока;
  • отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • находить нужную информацию в источниках, анализировать, обрабатывать и представлять ее;
  • оценивать свои достижения на уроке.

Личностные:

  • проявлять интерес  к предмету;
  • испытывать потребность к расширению знаний;
  • осознавать ответственность за выполнение работы;
  • проявлять уважительное отношение к чужому мнению;
  • осознавать значимость изучения темы;
  • испытывать чувство эмоциональной отзывчивости.

Методы и формы обучения:

Методы: словесный, наглядный, практический

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Межпредметные связи: изобразительное искусство, литературное чтение, технология, музыка.

Образовательные ресурсы

Рабочая программа, учебник, тетрадь на печатной основе, методическое пособие «Поурочное планирование», материалы сети Интернет

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, электронная  презентация  к программе Mimio studio, «карта путешествия»

Основные понятия и термины

Организационная структура (сценарий урока)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Промежуточный контроль

Мотивация познавательной деятельности (самоопределение)

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

- Все ли готовы к  уроку? Дежурные ученики нам ответят.

- Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь. Я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

Наблюдение учителем за организацией рабочего места обучающихся.

Контроль эмоциональной и мотивационной готовности

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Сообщение темы, определение учебных задач

Создает условия для формулирования  темы, определения задач урока.

- Отгадайте загадку:

Круглое, без дна,

Без начала, без конца!

- Верно! А какие бывают кольца?

- Сегодня на уроке речь тоже пойдет о драгоценном Золотом кольце. Представьте себе, что  у России есть не простое, а особенное Золотое кольцо. Украшено оно особыми российскими самоцветами. У каждого их них, украшающих Золотое кольцо России своё название. Итак, какова тема нашего урока?

Над Темзой плывут туманы,

Над Европой нависли тучи,

А где-то шумят океаны,

Водопады срываются с кручи.

Но что до морских диковин,

Коль не познаны русские дали?

Перезвоны святых колоколен

Меня в дорогу позвали.

Я могла бы их вечно слушать,

Ни о чем другом не просить.

Благодатью легло на душу

Золотое кольцо Руси.

Татьяна Будкова

- Сегодня мы вместе  с вами совершим необычное путешествие – виртуальную экскурсию по древним городам России. Сегодня на уроке вы не будете слушать мой рассказ, а будете самостоятельно изучать, наблюдать, исследовать. Обратите внимание, у вас на партах лежит то, что необходимо в любом путешествии – карта и «Дневник путешественника».

- Каковы же цели нашего путешествия?

А чтобы путешествовать нам было интереснее, я предлагаю вам, очутившись в новом городе, заполнять «Дневник путешественника» и по окончании нашего путешествия ответить на вопросы: «Почему древние русские города названы «Золотым кольцом России»? Почему в этом названии употребляются слова «кольцо» и «золотое»?

Определяют тему, цель урока

- Кольцо!

- Золотые, драгоценные, обручальные, серебряные.

«Золотое кольцо России»

Цели путешествия:

  1. познакомиться с древними городами России;
  2. узнать об их достопримечательностях;
  3. больше узнать об истории нашей страны.

Дневник путешественника:

  1. Название города;
  2. Герб;
  3. Местоположение;
  4. История города;
  5. Достопримечательности.

Устное оценивание правильности ответов

Организация познавательной деятельности

Создает условия для работы.

Организует деятельность.

Оказывает поддержку при необходимости

Нацеливает на формирование новых понятий

- Начнем наше путешествие из столицы нашей родины, Москвы. Этот туристический маршрут очень популярен не только у россиян, но и у иностранных граждан(видео)

- Помогать путешествовать нам будут экскурсоводы.

- Итак, наш первый гид - …Коротеева Дарья

Она  познакомит нас с первым городом нашего путешествия. А вы будьте внимательны и фиксируйте всё, что вы услышите и увидите в ваших «Дневниках путешественника»

(Сообщение ученика о Сергиевом Посаде) -Ребята,  мы отправляемся в Сергиев Посад. А вы хотите узнать почему он так  называется?

Тогда слушайте.

В 14 веке два брата решили стать отшельниками ( Отшельники – это те люди, кто отказывается от общения   со всеми людьми, с внешним миром) В глухом лесу, неподалеку от города Радонеж они построили себе хижину и стали там жить. Один из братьев не выдержал уединения и вернулся домой. А второй – Сергий, прозванный Радонежским, остался. Он основал здесь большой монастырь. Монастырь – это место, где живут и работают монахи или монахини, люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу.

Прошло много лет и у Сергия появились соседи-монахи. Но не только монахи, вся Россия прослышала о старце, мечтая жить рядом с таким святым человеком. Так на свет появился Сергиев Посад. Сейчас на месте хижины Сергия располагается Троице Сергиева Лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России..  Здесь находится уникальная библиотека рукописных книг, иконы великого Андрея Рублева. На весь мир знаменита его икона «Троица».

Учитель.

Так же, ребята,  Сергиев Посад  называют «столицей потешного царства». Купить игрушку у стен Лавры -значит совершить богоугодное дело. Ведь сам Сергий вырезал игрушки на потеху ребятишкам. Сегодня Лавра- действующий мужской монастырь.

Близ Сергиева Посада, на высокой горе среди лесов и полей раскинулось с. Богородское.

По народному преданию давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых деток. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку».  Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» за печь.

Раз муж стал собираться на базар и говорит:

-Возьму-ка я «ауку» да и покажу на базаре торгашам.

 «Ауку» купили и ещё заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. Сергиев Посад - родина русской матрёшки.

- Спасибо, …!

- Я надеюсь, вам понравилось в этом городе, и вы вновь захотите сюда вернуться. Я вижу, вы уже начали заполнять дневник.

Выполняют индивидуальные задания, работают фронтально

Фронтальный контроль

Изучение нового материала

Совместно с  обучающимися раскрывает содержание темы. Объясняет, демонстрирует образцы заданий.

Мы покидаем Сергиев Посад, напишите название города в путеводном листе, вспомните историю создания и достопримечательности.

Одна из главных ценностей Переславля Залесского – уникальное Плещеево озеро. Глубокое, с прохладной чистой водой, оно притягивает своим спокойствием и изумительной красотой. На его берегу лежит Синий камень – громадный валун, которому поклонялись наши предки-язычники (Народ, почитающий традиции и богов). Камню приносили жертвы, с ним связано много легенд. На берегу этого «русского моря», так называют Плещеево озеро, 860 лет тому назад князь Юрий Долгорукий приказал основать город – крепость Переславль, путь к которому лежал через густые леса, отчего к его названию прибавилось прозвище «Залесский».Стены храма – богатыря – Спасо – Преображенского собора стойко перенесли монголо-татарское нашествие. (слайд 16) За три года враги захватывали Переславль шесть раз! Горицкий Успенский монастырь находится на возвышенности, на горе (отсюда и название) у южного берега Плещеева озера. Благодаря своему местонахождению он виден отовсюду.

Недалеко от Горицкого монастыря расположен другой монастырь, Троицкий Данилов. В Переславле-Залесском родился князь Александр Невский. После смерти он был причислен к лику святых. В центре города на Красной площади была построена церковь Александра Невского.

В конце 17 века на берегу Плещеева озера царь Петр I приказал заложить корабельные верфи. 1 августа 320 лет тому назад первые корабли были торжественно спущены на воду. До наших дней уцелел лишь один такой корабль – бот «Фортуна», который хранится в музее на Плещеевом озере.

А ещё в этом городе есть замечательный «Музей чайника».

Отметим на путеводном листе название города, вспомним что слышали и видели и отправляемся дальше в путь.

-

Работают  вместе с учителем. Планируют свои действия и способы решения учебных задач

Учебный диалог

Физкультминутка

Создает условия для физической паузы

- Вы знаете, что на Руси существовала давняя традиция – лечение колокольным звоном. Колокола выполняют звуковой массаж, воздействуя на весь организм. Колокольный звон прогоняет страх, беспокойство, бессонницу. Кроме звуков, которые мы слышим, колокола излучают ультра и инфразвуки, которые убивают болезнетворных микробов и оказывают омолаживающее действие. Вот почему звонари всегда были бодры, полны энергией и никогда не болели простудными заболеваниями. Давайте и мы зарядимся энергией и силой. Представим себя маленькими колокольчиками. Прошу вас встать, нагнитесь немножко вперед, закройте глаза, свесьте ручки вперед и дружно покачивайте ими из стороны в сторону.

Выполняют движения под колокольный звон

Контроль выполнения движений

Практическая деятельность

Создает условия для самостоятельной деятельности.

Организует работу.

- А теперь давайте сами попробуем стать исследователями. Для этого мы разделимся на 2 группы. Обе группы будут исследовать город Ростов Великий. У каждой группы будет своё задание. По окончании его выполнения группа сообщит результаты исследования. 

(Группы работают с заданием) Работа с учебником. Ростов и Ростов Великий -  один из старейших городов России в Ярославской области. Он входит в Золотое кольцо России. Первое упоминание о нём относится к 862 году.  Город расположен не берегу озера Неро в 53 км от Ярославля, с 202 км от Москвы.

Название города связано со славянским именем Рост (Ростислав). Ростов часто называют Ростов Великий, чтобы отличить его от Ростова-на-Дону.

Ростов – жемчужина Золотого кольца. Этот город объединяет старейшие города России. Ростов является одним из крупных центров туризма и паломничества.. В городе много исторических и культурных памятников. Одним из важнейших памятников является уже сам ландшафт озёрной котловины и прилегающей территории.

Город Ростов – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский кремль, это крепостная стена для защиты города от врагов. За белыми стенами Кремля видны многочисленные купола церквей. Ростовские колокола известны во всем мире. В 17 веке было отлито 13 колоколов. Самый большой колокол «Сысой» весит примерно 32 тонны. Отражаются в воде купола и плывет над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать ее, приезжают люди со всех сторон, из дальних стран.

II группа

А еще славится ростовская финифть – эмаль, применяющаяся при художественной росписи металлических изделий. Тонкая медная пластинка покрывается с обеих сторон слоем эмали (специальная краска). Затем на эмаль наносили рисунки, узоры. Расписной эмалью украшали столовую посуду, оружие. Фабрика «Ростовская финифть» и сейчас выпускает броши, серьги, шкатулки и другие сувениры. Секреты ростовской финифти передаются мастерами из поколения в поколение

Работают в группах самостоятельно. Проводят анализ, обобщения, аналогию. Осуществляют контроль и коррекцию.

Задания для групп:

Контроль устных сообщений

Продолжение работы по теме

Просмотр видеоролика о создании финифти.

Сообщение учителя о следующих городе Углич.

А мы продолжаем наше путешествие.

 и встречаем 2-го экскурсовода - … Он расскажет нам о следующем городе Золотого кольца.

(Сообщение ученика о Ярославле)- Не забудьте сделать отметки в дневнике. Ребята,  мы отправляемся в Сергиев Посад. А вы хотите узнать почему он так  называется? «

Плыл как-то по Волге – реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: С одной стороны берега низкие, а с другой – возвышается холм с крутыми склонами. “Хорошее место для крепости,” – решает князь и начинает закладывать город, который был назван его именем – Ярославль. На гербе Ярославля изображен медведь. Его появление там связано с легендой. Русский князь Ярослав Мудрый шел с дружиной, осматривая свои земли. Дорога была глухой, заросшей лесом. Князь отстал от дружины, и вдруг из-за оврага появилась медведица и бросилась на него. Не растерявшись, он успел ударить ее топором. В память об этом событии Ярослав построил церковь. А вскоре на том же самом месте заложил новый город – Ярославль, символом которого стал медведь»

В Ярославле множество церквей. Собор Спасо-Преображенского монастыря – старейшее из сохранившихся зданий Ярославля. В центре города стоит памятник Федору Григорьевичу Волкову. Этот человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Ярославль называют родиной русского театра

Работают  вместе с учителем. Планируют свои действия и способы решения учебных задач

Учебный диалог

Первичное закрепление

Организует работу, нацеливает обучающихся на выполнение заданий. Оказывает помощь в случае затруднений. Корректирует деятельность.

- К сожалению, сегодня мы не успеем побывать во всех городах Золотого кольца. Наша экскурсия продолжится на следующем уроке, а сейчас давайте посмотрим, насколько вы были внимательны и какие записи сделали в  своем «Дневнике путешественника»

- А теперь возьмите пульты для голосования и мы проведем небольшое тестирование по теме урока.(Проводится тестирование)

Выполняют индивидуальные задания, работают фронтально, в группах и в парах под руководством учителя. Используют предметную терминологию. Овладевают понятиями.

Проверка выполнения заданий по аналогии, установленному образцу

Итоги урока. Рефлексия.

Вовлекает обучающихся в беседу. Организует обобщение полученной информации.

Предлагает обсудить значимость изучаемой темы, привести примеры, когда полученные знания и умения по теме могут быть использованы.

Объявляет оценки за урок.

- Ребята, тема нашего урока «Золотое кольцо России», пожалуйста, ответьте, почему же – кольцо?

- А кто может сказать – почему «золотое»?

Города старинные –

К солнышку лицом –

Для России стали

Золотым кольцом!

Сегодня Золотое кольцо – символ русской истории, один из ярчайших памятников Древней Руси.

Наше путешествие на сегодня окончено. Результатом нашей совместной деятельности стала карта и «Дневник путешественника» с обозначением главных достопримечательностей.

-Довольны ли вы своей работой? Почему? Какое настроение было у вас в начале урока  и сейчас?

-Какой город вам особенно запомнился?

Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью фраз, начало которых вы видите на доске. Спасибо всем за работу.

Объявление оценок

Отвечают на вопросы.

Ориентируются в системе знаний. Высказывают и обосновывают свое мнение. Приводят примеры.

- Если посмотреть на карту, то мы увидим, что эти города образовали кольцо.

- Каждый город блистает своей богатой историей и достопримечательностями,  а вместе они составляют сокровищницу русской культуры, энциклопедию древнерусской архитектуры.

Сегодня я узнал… Было интересно…

Было трудно… Я научился… Я почувствовал… Мне захотелось…

Контроль устных ответов

Домашнее задание

Инструктирует обучающихся о выполнении домашнего задания.

С.91-97, учебник. Подготовить сообщение о Владимире, Костроме при помощи Интернета и дополнительной  литературы.

Слушают учителя, задают уточняющие вопросы, записывают задания в дневник.

Контроль за правильным оформлением записей в дневнике, пониманием действий для выполнения  домашней самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Путешествие по Золотому кольцу России" 3класс

Урок по окружающему миру "Путешествие по Золотому кольцу России"  можно использовать материал на 3урока.  Данный урок был предоставлен на конкурс "Моя методическая находка" - 2 место в район...

Конспект урока «Баскетбол. Ведение мяча. Броски по кольцу с пяти точек.»

В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населен...

Буклет "Кольца Луллия"

Задание по дисциплине "Информатика и информационно-коммуникационные технологии" : Разработка и оформление информационного буклета в текстовом процессоре. Размещение готового буклета в сеть Интернет. Б...

Урок учебной практики по теме: "Изготовление кольца с простой шинкой"

Урок учебной практики с использованием технологии развития критического мышленияпо теме: "Изготовление кольца с простой шинкой" ПМ.01"Изготовление  ювелирных и художестве...

Урок интегрирования «Золотое кольцо России. Серпухов». «The Golden Ring. Serpukhov».

​Урок посвящён истории основания Серпухова, приуроченный вступлению города в "Золотое кольцо России".Цели:Обучающие:-Способствовать формированию мотивации учебной деятельности за счет нестан...

Изготовление обручального кольца.

Технологический процесс изготовления простой шинки....

Изготовление обручального кольца с декоративной обработкой.

Создание обручальных колец — это сложный и кропотливый процесс, ведь требования к их качеству растут каждый день.Самый распространенный вид гладких колец — обручальные кольца. Это единстве...