Календарно -тематическое планирование по географии в 5 классе. / В.П.Дронов, Л.Е. Савельева/
рабочая программа на тему

Глущенко Оксана Павловна

Календарно- тематическое планирование по географии в 5 классе по учебнику В.П. Дронова, Л.Е.Савельева География Землеведение 5-6 . Учебник разработан на основе ФГОСТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование  по географии ( (5 класс базовый уровень)  приложение к рабочей
программе
).

дата

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

Возможные формы контроля

Фактическая дата проведения урока

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Введение

 Что изучает география

Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о роли географии в современном мире.

К: продолжить обучение в эвристической беседе.

Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель.

П: уметь объяснять особенности планеты Земля.

Формулирова-ние определения понятия «география», ее значение Выявление особенностей изучения Земли географией по сравнению с другими науками

Входной

текущий

2

Раздел I. Накопление знаний о Земле. 

Познание Земли в древности

Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло

К: уметь отображать информацию в графической форме.

Р: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

П:уметь выделять сходство естественных наук.

Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном

текущий

3

Великие географические открытия

Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий

К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).

Р: формировать и развивать

компетентность в области использования ИКТ.

П: уметь выявлять различия двух частей географии.

Поиск информации (в Интернете и других  источниках) о путешествен-

никах  эпохи Великих географических открытий, подготовка сообщения (презентации) о них

текущий

4

Открытие Австралии и Антарктиды

Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению

с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию

К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).

Р: формировать и развивать

компетентность в области использования ИКТ.

П: уметь выявлять различия двух частей географии.

Формирование

Коммуникати-вной

компетентности в общении

и сотрудничестве

со сверстниками

тематический

5

Современная география

Пр. р. №1: «Работа с географическими картами».

Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению

с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию

К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).

Р: формировать и развивать

компетентность в области использования ИКТ.

П: уметь выявлять различия двух частей географии.

Формирование

коммуникативной

компетентности в общении

и сотрудничестве

со сверстниками

тематический

6

Итоговый урок по разделу:

«Накопление знаний о Земле»

Формирование

представлений

о географии, ее

роли в освоении планеты

человеком,

о географических знаниях как о компоненте научной картины мира.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем

и одноклассниками.

Р: уметь определять понятия,

строить умозаключения и делать выводы.

П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли.

Формирование

коммуникативной

компетентности в

сотрудничестве

со сверстниками в процессе образовательной

деятельности.

тематический 

7

IIЗемля во Вселенной 

Земля и космос

Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств.

П: объяснять представления древних людей о Вселенной.

Формирование навыков

работы по образцу

с помощью учителя.

 Входной

текущий

8

Земля – часть Солнечной системы

Научиться читать и понимать текст.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работ

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной.

Формирование навыков

организации своей

деятельности в группе.

Входной

текущий

9

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Научиться составлять характеристику планет по плану.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: объяснять главное отличие Земли от других планет.

Формирование

познавательного

интереса к предмету

изучения.

текущий

10

Осевое вращение Земли

Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия.

Измерять (работа в парах) «земные окружности» (экватор, два противоположных

меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли.(К)

Формирование

познавательного

интереса к предмету

исследования.

Входной

текущий

11

Обращение Земли вокруг Солнца

Становление основ мирозданья, мироощущения и принятие роли человека в стремлении познавать новое. Осознание необходимости уважительного отношения к мнению других людей на примере трагического развития знаний о Вселенной. Оценивать вклад отечественных ученых.

Изучать модель «Земля — Луна

— Солнце». Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси. (П) Составлять рассказ своим родителям по плану о четырёх особых положениях Земли.(К)

Формирование

устойчивой мотивации

 к обучению в группе.

12

Форма и размеры Земли

Становление ответственным отношением к учебе,

коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности

Поиск информации (в Интернете, других источниках) и подготовка сообщения на тему «Представление о форме и размерах Земли

в древности».(К) Составление и анализ схемы  «Географические следствия размеров и формы Земли».(Р)

Знать, объяснять и показывать форму, размеры (по «экватору», «двум противо-положным меридианам»), движение Земли, их географ.

следствие: продолжитель-ность года, суток; неравномерно-сть распре-деления тепла и света по поверх-ности,«пояса освещенности», «полярные круги», «тропики», «полюса».

.

Входной

текущий

13

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной».

Пр.р. № 2: «Характеристика видов движений».

Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий

Работа с итоговыми вопросами по разделу «Земля во Вселенной» в учебнике. (П) Подготовь сообщение о Земле по плану. (К)

Тематические знания общего раздела: « Что изучает геогра-фия?», «Как люди открывали Землю», «Земля во Вселенной».

Входной

текущий

14

Раздел III. Географические модели Земли.

Ориентирование на земной поверхности

Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий

Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса.(П)

Знать и объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование». Уметь работать с компасом и ориентироваться по местным признакам

Входной текущий

15

Изображение земной поверхности

Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий

Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков.(П) Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями своей местности. (Р)

Знать и объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование». Уметь работать с компасом и ориентироваться по местным признакам

Входной текущий

16

Масштаб и его виды

Уметь самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность с учётом планирования работы вместе с учителем; использовать различные ресурсы для достижения целей. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Определение по топографической карте расстояний между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба( работа в парах). (К) Решение практических задач по переводу масштаба из численного в именованный и обратно. (П)

Знать понятие «масштаб»,«рельеф», «легенда», «условные знаки», «горизонтали», «план местности», его особенности и правила построения с помощью цвета, линий и условных знаков.

Входной текущий

17

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

Уметь самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность с учётом планирования работы вместе с учителем; использовать различные ресурсы для достижения целей. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Определение по физическим картам высот (глубин) с помощью шкалы высот и глубин. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин.(П) Обозначение на контурной карте самых высоких точек материков и самой глубокой впадины Мирового океана (работа в группах). (К) Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек.(П)

Формировать способности практического применения знаний о плане местности при самостоятельном построении простейшего плана – схемы, с помощью «глазомерной съемки».

Входной текущий

18

Планы местности и их чтение

Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков.

Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков, пояснительных подписей. (П) Описание маршрута по топографической карте (или плану местности) с помощью условных знаков и определение направлений по сторонам горизонта, определение на плане азимутов направлений на объекты, ( работа в паре). (К)

Формирование навыков

работы по образцу     при

консультативной

помощи учителя.

Входной текущий

19

Составление плана местности. Пр.р. № 3: « Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки».

Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков.

Проводить полярную съёмку пришкольного участка (работа в группах). (К)  Самостоятельно провести маршрутную съёмку

местности и составлять план

«Мой путь из дома в школу». (Р)

Формирование навыков

работы по образцу при

консультативной

помощи учителя.

Входной текущий

20

Параллели и меридианы

Сформировать основы эстетического образования при работе с контурными картами, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

Сравнение глобуса и карт, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.(Р) Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов. (П) Определение по картам сторон горизонта и направлений движения.

Формирование навыков

работы по образцу при

консультатив-ной

помощи учителя.

Входной текущий

21

Градусная сеть. Географические координаты.

Пр.р. №4: «Определение географических координат объектов и расстояний между объектами с помощью градусной сетки».

 Называть и показывать элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности. Определять глубины и высоты точек по географической карте.

Определение по картам географической широты и долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам.(П) Сравнение местоположения объектов с разными географическими координатами.(Р) Определение расстояний с помощью градусной сети, используя длину дуги одного градуса меридианов и параллелей, (работа в паре) (К).

Сформировать готовность и способность к самостояте-льной, творческой и ответственной деятельности (образователь-ной, проектно-исследователь-ской и коммуникатив-ной

тематический

22

Географические карты

Называть и показывать элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности. Определять глубины и высоты точек по географической карте.

Чтение карт различных видов, определение зависимости подробности карты от ее масштаба.  (П)  Сопоставление карт разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории.(Р) Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления искажений в изображении крупных гео-графических объектов. (Р)

Формирование

устойчивой мотивации

к обучению на основе

алгоритма выполнения

задачи.

тематический

23

Итоговый урок по разделу: «Географические модели Земли»

Тематическое повторение «Ориентирование на местности, на плане, на карте», «Виды изображения поверхности Земли».

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу: «Географические модели Земли» в учебнике (работа выполняется в парах). (К)

Сформировать готовность и способность к самостоятель-ной, творческой и ответственной деятельности (образователь-ной, проектно-исследователь-кой и Комму-никативной

тематический

24

Раздел IV. Земная кора. Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры.

Осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли как важнейшего компонента научной картины мира, о веществах, слагающих земную кору, как важнейшего компонента природы и объекта использова-ния в хоз. деятельности. Заложить основы экологической культуры

Описание модели строения Земли. (П) Выявление особенностей внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнение оболочек между собой. (К)

Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, толерантного сознания и поведения

Входной текущий

25

Разнообразие горных пород.

Пр.р. № 5: «Определение горных пород и описание их свойств».

Знать и объяснять признаки понятий: «литосфера», «земная кора», «ядро», «мантия», «литосферные плиты», выделять и описывать разные группы минералов и горных пород.

Сравнение свойств горных пород различного происхождения. (К) Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам.(П)  Анализ схемы преобразования горных пород.(П)

Формирование

устойчивой мотивации

к исследовательской

деятельности,

конструированию

тематический

26

Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли

Овладение знаниями и навыками применения знаний о движениях литосферы и стихийных природных явлениях, происходящих в земной коре, в возможных чрезвычайных ситуациях.

Сравнение типов земной коры. (К) Анализ схем (моделей) строения земной коры и литосферы. (П)Установление по иллюстрациям и картам границ столкновения и расхождения литосферных плит.(Р)

Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами

Входной текущий

27

Разнообразие форм рельефа Земли

Знать и объяснять признаки понятий

«рельеф», «горы», «равнины», «абсолютная высота», «относительная высота».

Составлять описания гор и равнин, их географического положения. Устанавливать взаимосвязи между формами рельеф и внешними, внутренними географическими процессами.

Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа.(П) Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа, крупнейших гор и вершин, их географического положения (работа в паре). (К)

Сформировать осознанное отношение к знаниям о разнообразии земной поверхности, установки на ответственное использование богатств литосферы как части среды обитания

(влияние антропогенной деятельности на рельеф). Овладеть навыками работы по определению на местности относительных и абсолютных высот точек земной поверхности

тематический

28

Движение земной коры

Знать и объяснять признаки понятий: «литосфера», «земная кора», «ядро», «мантия», «литосферные плиты», выделять и описывать разные группы минералов и горных пород

Создавать модели литосферных

плит. Работать с конструктором литосферных плит. (Р)

Осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли как важнейшего компонента научной картины мира, о веществах, слагающих земную кору, как важнейшего компонента природы и объекта использования в хоз. деятельности

Входной текущий

29

Землетрясения. Вулканизм

Знать и объяснять понятия «эпицентр», «очаг землетрясения», «сейсмически активный район».

Определять интенсивность земле-трясений по 12-бальной шкале. Знать и объяснять понятия«очаг магмы»,«кратер»,«жерло», «лава», «гейзер», виды вулканов Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на к/к действующие вулканы

Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы. (П) Определять положение Тихоокеанского огненного кольца.

Обозначать на схеме действующие вулканы (работа в парах).(К)

Овладение знаниями и навыками применения знаний о движениях литосферы и стихийных природных явлениях, происходящих в земной коре, в возможных чрезвычайных ситуациях

тематический

30

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра

Знать и объяснять признаки понятий

«рельеф», «горы», «равнины», «абсолютная высота», «относительная высота».

Составлять описания гор и равнин, их географичес-кого поло-жения. Уста-навливать взаимосвязи между фор-мами рельеф и внешними, внутренними географиче-скими процессами

Описание облика создаваемых внешними силами форм рельефа. (П)  Составление и анализ схемы, демонстрирующей соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа.(Р) Сравнение антропогенных и природных форм рельефа по размерам и внешнему виду. Поиск дополни-тельной информации (в Интернете и других источниках) о причинах образова-ния оврагов.(Р)

Сформировать осознанное отно-шение к знаниям о разнообразии земной поверх-ности, установки на ответственное использование богатств лито-сферы как части среды обитания (влияяние антро-погенной деяте-льности на рельеф). Овла-деть навыками работы по опре-делению на местности отно-сительных и абсолютных высот точек земной поверхности

Входной текущий

31

Главные формы рельефа суши

Знать и объяснять признаки понятий

«рельеф», «горы», «равнины», «абсолютная высота», «относительная высота».Составлять описания гор и равнин, их географического положения. Устанавливать взаимосвязи между формами рельеф и внешними, внутренними географическими процессами

Распознавание на физических картах гор и равнин с разной абсолютной высотой.(П) Составление по картам атласа описания рельефа одного из материков.(Р) Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин суши, горных вершин.(П)

Сформировать осознанное отношение к знаниям о разнообразии земной по-верхности, установки на ответственное использование богатств литосферы как части среды обитания(влияя-ние антро-погенной деятельности на рельеф). Овладеть на-выками работы по определению на местности относительных и абсолютных высот точек земной поверхности

тематический

32

Рельеф дна океанов

Объяснять значение по-нятий: «море», «залив», «пролив»,«материк»,«остров», «полуостров», «архипелаг», «волны»,«течение», «приливы и отливы».

Сформировать идею о единстве Мирового океана, познакомить с его частями, свойствами воды, видами движения океана.

Выявление особенно-стей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана.(П)

Формировать ответственное отношение к учебе. Обладать осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к мнению другого чело-века, основами экологической культуры основанной на единстве вод Мирового океана

Входной текущий

33

Человек и земная кора

Выделять части Мир. океана и объяснять их географ. отличия, знать основные причины происхож-дения разных видов движения в океане. Уметь показывать части океана:

Описание по иллюс-трациям способов добычи полезных ископаемых, работа в парах. (К) Поиск дополнительной информации (в Инте-рнете и других источниках) о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве.(П)

Выделять части Мир. океана и объяснять их географ. отличия, знать основные причины происхождения разных видов движения в океане. Уметь показывать части океана:

тематический

34

Итоговый урок по разделу «Земная кора». Пр.р. №6: «Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт».

Осознание себя как маленького звена в цепочке жизни на Земле. Умение взаимодействовать с людьми в процессе игровой деятельности, опытом участия в социально значимом труде

Работа с итоговыми вопросами и задании-ями по разделу «Земная кора» в учебнике.(К) Подготовка на основе дополнитель-ных источников информации (в том числе сайтов Интернета)обсужде-ния проблемы воздействия хозяйственной деятельности людей на земную кору.(П)

Сформировать осознание целостности природы, навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности

Входной текущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно -тематическое планирование по географии в 5 классе. / В.П.Дронов, Л.Е. Савельева/

Календарно- тематическое планирование по географии в 5 классе по учебнику В.П. Дронова, Л.Е.Савельева География Землеведение 5-6 . Учебник разработан на основе ФГОСТ...

Календарно-тематическое планирование для 5-7 классов, в основной школе.

Календарно-тематическое планирование для 5-7 классов, в основной школе разработанно в помощь учителям физической культуры....

Календарно-тематическое планирование по сольфеджио 1 класс

Календарно-тематическое планирование по сольфеджио для  1 класса...

Календарно-тематическое планирование по сольфеджио 2 класс

Календарно-тематическое планирование по сольфеджио для 2 класса по 7-летней программе обучения...

календарно тематическое планирование физическая культура 9 класс

календарно тематическое планирование физическая культура 9 класс...

Календарно-тематическое планирование по географии 2017-2018 учебный год 9 класс

Календарно-тематическое планирование в 9-х классах МБОУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1" 2016-2017 учебный год. учебник  А.И.Алексеева "География России. Хозяйство...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс

Календарно-тематическое планирование по географии5 класс...