Библиотекарь рекомендует родителям
консультация по теме

Поздняк Ольга Петровна

Рекомендации родителям от библиотекаря "Как читать книги" детям,оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Списки литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bibliotekar_rekomenduet.docx53.48 КБ

Предварительный просмотр:

          Если у ребенка слезы и капризы,

         Не берите, мамы, в помощь телевизор.

         Сын не разберется, что там, на экране,

         И добрей и лучше от него не станет.

         И не упустите в этой жизни мига:

         Покажите детям, что такое книга.

Для школьного библиотекаря все читатели всегда были равны. При первом знакомстве, достаточно трудно сказать в каких условиях живет ребенок, какая у него семья. Дальнейшее общение подсказывает библиотекарю кому нужно больше внимания и участия, а кому больше самостоятельности.

В 70-80-е годы ХХ века дети с ограниченными возможностями здоровья были значительно более изолированы от общества, чем в настоящее время. Если их родители считали нужным читать им книги, то сами приходили в библиотеку или брали с собой и ребенка, но в каждой библиотеке таких детей можно было пересчитать по пальцам.

В начале 80-х годов областная детская библиотека явилась инициатором движения «Культ книги – детскому дому», воплотив свою идею оказания шефской помощи библиотекам детских домов и школ-интернатов Ростовской области в проведении трех смотров их работы, безвозмездную передачу библиотечек, предоставление воспитанникам детских домов комфортных условий для чтения и досуга в стенах детской библиотеки. В 90-х годах это движение обрело девиз «Библиотека – милосердная зона». Внимание, забота детских библиотекарей стали нужны детям с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время большое внимание уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: этими проблемами занимаются государственные и общественные организации, становится более распространенным инклюзивное образование. Что же может и должна сделать детская библиотека?

Современная школа выбирает пути развития таким образом, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью смогли реализовать свое право обучаться по месту жительства, наравне со своими сверстниками, в условиях, которые учитывают их особые образовательные потребности. Но достижение социальной инклюзии и преодоление дискриминации сводится не только к обеспечению соответствующего образования. Не менее важным в этом процессе будет создание безбарьерной среды, программы поддерживаемого трудоустройства, работа по изменению общественного мнения. Какой вклад могут сделать библиотекари ?

Библиотеки осуществляют информационное обеспечение.

Определение понятий

Определение понятия «трудная жизненная ситуация» дано в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети - инвалиды;

Детский телефон доверия

В сентябре 2010 года в Российской Федерации Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами Российской Федерации введен единый общероссийский номер телефона доверия 8-800-2000-122.http://www.rodb-v.ru/upload/telefon_doveria.jpg

При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки и их родители могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами уже действующих в субъектах Российской Федерации служб, оказывающих услуги по телефонному консультированию и подключенных к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия.

Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь и тайна его обращения на телефон доверия гарантируется.

Цель такой помощи – способствовать профилактике семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защите прав детей и укреплению семьи.

Рекомендательные списки по литературе

Аркадий Гайдар. Судьба барабанщика.

Главный герой повести – Сережа. Его мать утонула, когда мальчику было восемь лет, а через четыре года отца посадили в тюрьму за растрату. Мачеха Валентина уезжает на Кавказ, а Сережа попадает в общество мелких уголовников, затем появляются мнимые родственники. Немало предстоит пережить Сереже, но все закончится хорошо. В финале повести досрочно из заключения возвращается отец.

Максим Горький. Детство.

Эта небольшая повесть Максима Горького (1868—1936) составляет первую часть знаменитой трилогии ("Детство", "В людях", "Мои университеты") и относится к жанру художественной автобиографии. Родоначальник литературы ХХ века, великий художник слова рассказывает здесь о своих ранних годах, проведенных в доме деда в Нижнем Новгороде. По словам писателя, это была "густая, пестрая, невыразимо странная жизнь", где перемешались доброта и злоба, грязь и красота, жестокость и милосердие, любовь и ненависть. Настоящая семейная сага с необычайной силы характерами и точными бытовыми зарисовками, живыми образами и глубочайшими переживаниями.

Повесть начинается с первого воспоминания мальчика – смерти отца, Алеша еще не понимал что произошло, но запомнил горькие слезы своей матери.

Татьяна Губина. Кузя, Мишка, Верочка… и другие ничейные дети.

Книга Татьяны Губиной – откровение, исповедь сотрудника детского дома. Эта книга наполняет как болью, так и радостью, до самых краев души. За этими приливами и отливами проглядывает живое, нервно бьющееся сердце ребенка, который мечтает, что однажды, уже за забором детского дома, начнется его настоящая жизнь. Он снова родится, в совершенно другой семье, и начнет все сначала, пусть если не с чистого листа, то хотя бы с красной строки.

Ричи Достян. Два человека.

У мальчика Вальки умерла мать. За ним приехала бабушка, забрала к себе. Непросто было мальчику привыкнуть на новом месте, найти общий язык с бабушкой.Повесть рассказывает о верной и крепкой дружбе двух людей - взрослого и маленького, о том, как много испытаний встречала на своем пути эта дружба; рассказывает о хороших людях, с помощью и поддержкой которых решалась дальнейшая судьба друзей.

Николай Дубов. Сирота.

Роман о трудном детстве паренька Алексея Горбачева, который потерял в Великую Отечественную войну родителей и оказался в детском доме. О жизни мальчишки в детдоме, о его школьных годах и сверстниках, о верной романтической дружбе ребят и девочек, о хороших людях.

Владимир Железников. Чучело.

Повесть создана в 1981 году. Владимир Железниковнаписал её основе случая со своей внучкой, которая точно так же, как Лена Бессольцева, взяла на себя чужую вину, и весь класс разом объявил ей бойкот. Для читателей того времени, не знакомых с подобными случаями в советской школе, повесть стала откровенным шоком, так как советские пионеры изображены не как юные ленинцы-комсомольцы, а как настоящие антигерои.

Владимир Короленко. Дети подземелья.

На отшибе небольшого польского городка стояла старая часовня. В ее подземельях жили нищие, бездомные люди. Среди них было двое детей, брат и сестра. Однажды в часовню забрался мальчишка-сорванец, сын судьи, и угостил их яблоками. Дети подружились, несмотря на то, что взрослые запрещали мальчику ходить к часовне, подозревая, что там живут воры, которые могут дурно на него повлиять. Но случилось так, что благодаря детям из подземелья мальчик научился по-настоящему ценить дружбу, заботу, отзывчивость.

Юлия Кузнецова. Где папа?

Одноклассники называют ее Немой, но девочка по имени Лиза, вовсе не немая, ей тринадцать лет, просто она не уверена в себе: девочка считает себя толстой, огромной и сутулой. У Лизы есть друг Андрюшка, бабушка с дедушкой, сестра Ирка, мама и папа…

Но папа, попадает в тюрьму. Как справиться с несчастьем? Лить слезы или попытаться преодолеть свое горе?

Александр Неверов. Ташкент – город хлебный.

1921 год. Конец Гражданской войны, голод в Поволжье и на Южном Урале. Главный герой Мишка, чтобы спасти мать и двух братьев, отправляется за хлебом, в далёкий город Ташкент. Через что придётся пройти двенадцатилетнему мальчику и сможет ли он осуществить задуманное…

Анатолий Приставкин. Солдат и мальчик. Ночевала тучка золотая. Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца. Трилогия.

В автобиографической повести «Ночевала тучка золотая», отдавая дань своему детдомовскому детству, автор рассказывает о судьбе двух братьев Кузьмёнышей. Братьев, воспитанников детского дома отправляют на Северный Кавказ, только освобожденный от фашистов. Это пронзительная история гонимых войной детей, втянутых в трагические обстоятельства переселения целых народов.

В повести «Кукушата» перед читателями снова предстает детский дом, но не обычный, а специальный, куда собрали детей «врагов народа». Им сменили фамилии – все они стали кукушкиными, «кукушкины дети» – случайно появившиеся на свет, неведомо к какой породе птиц принадлежащие.

Евгений Рысс. Петр и Петр.

Четыре мальчика, найденные во время войны в прифронтовой полосе, выросли в детском доме. Однажды они дали друг другу слово: как бы ни разбросала их судьба, каждый год 7 сентября, в тот день, когда их привезли в детский дом, они будут собираться вместе.

Кончив школу, все четверо поехали поступать в вузы. Трое поступили, четвертый, Петр, не прошел по конкурсу. Он уехал в другой город и стал работать на заводе.

Каждый год, 7 сентября собираются вместе трое. Каждый год Петр сообщает, что на этот раз приехать не сможет.

Наконец, трое друзей решают, что сами поедут к нему праздновать 7 сентября.

О том, что они увидели, приехав к Петру, о страшном преступлении, совершенном в день их приезда, о следствии, о судьях, прокурорах и молодом защитнике рассказывается в этой книге.

Дина Сабитова. Где нет зимы.

В основе книги - «Где нет зимы» - реальная история. Рассказ писательницы:«Мама, у которой уже был приемный сын однажды, первого сентября привела его в школу, и увидела, что место рядом с ее мальчиком пустует — нет его друга, с которым он сидел за одной партой. Она стала узнавать, и выяснила, что мать того мальчика умерла, а он попал в приют. Первая мысль у этой женщины была - забрать товарища своего сына к себе. Она собрала документы, и пришла за ним. И тут выяснилось, что у мальчика есть старший брат-подросток. Это в ее расчеты совершенно не входило, забирать к себе незнакомого 14-летнего подростка, который с тобой вообще никак не связан — это очень большой риск. Но когда она пришла, старший мальчик заплакал. Он надеялся, что кто-то их заберет, что они не одни на свете. И женщина не смогла через это перешагнуть, и взяла из приюта обоих детей. И она справляется. В жизни, может быть, не все так «шоколадно», как в моей книге — в книге я многие обстоятельства поменяла, оставив только основу сюжета, но она, эта мама — справляется. Хотя ей, конечно, нелегко. Во всяком случае, ее дети выйдут в жизнь не из приюта, а из семьи».

Дина Сабитова. Сказки про Марту.

Книга «Сказки про Марту» - имеет совершенно конкретного адресата – семьи, которые усыновили ребенка и не хотят сохранять тайну усыновления. Этим людям книга оказалась очень нужна, и детям она нравится.

Книга состоит из 2-х сказок для детей 4-х и 7-ми лет.

В этих сказках котенок Марта разговаривает со своей мамой-кошкой. Возникает история о том, откуда Марта появилась в семье, как ее принимают родители, и как она сама себя ощущает внутри этой ситуации.

Вторая сказка заканчивается словами Марты о том, что они с родителями очень похожи — они любят лепить снеговиков, плавать, ходить по музеям, и так далее. А художник специально нарисовал героев так, что внешне они не похожи совершенно. Ведь семья - это не обязательно кровное родство, но родство духовное, любовь друг к другу, общие интересы.

Если ребенок маленький, а родители хотят говорить с ним на эти темы, ничего лучше, чем эти сказки не придумаешь.

Дина Сабитова. Три твоих имени.

Ритка живет в деревне с сестрой и пьющими родителями. Третьеклассницу, аккуратистку Марго взяла в свою семью медсестра детдома. Почти взрослая Гошка надеется, что дурная слава защитит ее от окружающих. Но у каждой из них есть шанс стать счастливой. И все они - одна девочка. От того, как повернется ее судьба, зависит, какое имя станет настоящим. Пронзительная история ребенка, потерявшего родителей и попавшего в детский дом, читается на одном дыхании. И все же самое сильное в этой книге - другое: в смешанном хоре голосов, рассказывающих историю Маргариты Новак, не слышно ни фальши, ни лукавства. Правда переживаний, позволяющая читателю любого пола и возраста ощутить себя на месте героев, заставляет нас оглянуться и, быть может, вовремя протянуть кому-то руку помощи.

Повесть «Три твоих имени» рассказывает о жизни воспитанницы детского дома. Прототипом героини стала старшая дочь Дины Сабитовой: «Мы собирались усыновить ребенка. Но если бы мне тогда до этого сказали, что я возьму в дом 16-летнюю девочку из другого города, из другой среды, я бы не поверила. С чего бы вдруг? Но, как говорит одна моя подруга, которая тоже в теме, что когда рассудочно идешь по этому пути, могут быть какие-то сложности, препоны…Но иногда так получается, что звезды выстраиваются в ровную линию у тебя над головой, и все получается, и нет никаких сомнений. У нас вышло именно так. ...Мне запомнился совет психолога: когда берешь ребенка, надо не копаться в себе на предмет любви-нелюбви, а просто — жить. Я не исключаю возможности того, что когда-нибудь в нашей семье появится еще один ребенок».

Дина Сабитова. Цирк в шкатулке.

Маленький Марик всегда мечтал о цирке. Правда, он не знал, что нужно сделать, чтобы его туда взяли. Хотя он мог бы, например, подметать манеж, поить лошадей, выколачивать попоны, заваривать чай и кофе - да много чего еще... Однажды утром он покинул приют и, пробравшись на пустырь, где остановился проезжавший через городок цирк, спрятался в цирковой тележке…

Кто бы мог подумать, что странная женщина-клоунЭва и маленький сирота Марик спасут от разорения цирк «Каруселли», найдут пропавшую принцессу, а всем прочим героям этой сказочной повести помогут обрести то, к чему они больше всего в жизни стремятся.

"Цирк в шкатулке" - это современная сказка о детстве, дружбе, волшебстве и о том, как мечты становятся реальностью. А еще о том, что дети в этом мире не одиноки и всегда могут найти поддержку. Иной раз - с самой неожиданной стороны!

В 2007 г. сказка Дины Сабитовой стала лауреатом Национальной детской литературной премии "Заветная мечта".

Людмила Синицына. Кривой четверг.

Повесть посвящена актуальной для наших дней теме - изобличению разрушающей силы алкоголизма.

Героиня повести, 16-летняя девочка, живет в небольшом городке. Постоянные ссоры, драки родителей ожесточают ее сердце, калечат душу. Себялюбие, мелочность, дефицит доброты отгораживают девочку от людей, приводят к тяжелым последствиям.

Лидия Чарская. Записки маленькой гимназистки.

Повесть «Записки маленькой гимназистки» — одно из лучших произведений Лидии Чарской. История девочки-приемыша привлекает читателей своим лиризмом, чистосердечностью. Это правдивый рассказ о том, как учились, как жили русские дети в начале XX века.

«Записки маленькой гимназистки», — это история осиротевшей девочки, оказавшейся в доме богатых родственников и столкнувшейся с их презрением и недоброжелательством. К тому же Лена, несмотря на их возмущение, навещает семью простого железнодорожного кондуктора и даже приглашает его дочь Нюру в дядюшкин дом на елку.

Отношение к бедным в книгах Лидии Чарской — главное мерило человеческого достоинства. И это действительно было в традициях дореволюционной русской интеллигенции. Обратите внимание, что в «Записках маленькой гимназистки» такие благородные качества проявляет юная графиня Анна Симолинь. Она и Лену берет в гимназии под защиту, и Нюру обласкала, появившись очень вовремя на детском празднике в доме родственников Лены.

В своих произведениях Лидия Чарская учит детей составлять мнения о человеке по его душевным качествам, а не по тому, богат он или беден. Такие уроки актуальны и в наши дни.

Лидия Чарская. Сибирочка.

Смогут ли современные дети вообразить себя на месте Шуры и Андрюши – главных героев повести «Сибирочка»?

Шуре, которую все зовут Сибирочкой, выпали на долю невероятные испытания. Но с самого начала, с того эпизода, как беспомощного младенца привязывают к дереву, чтобы спасти от волков, читатель догадывается, что девочка не погибнет, ее спасут. И потом, к примеру, при встречах Сибирочки с отпетым негодяем, по прозвищу Зуб, читателя не оставляет надежда на счастливый финал приключений героини. Ей и в самом деле достается счастье полной мерой. Однако не как выигрыш в лотерею. Свое счастье Сибирочка получает за стойкость, за верность друзьям, за доброту. Во всех книгах Лидии Чарской заметна воспитательная, нравоучительная цель.

Антон Павлович Чехов. Ванька.

Ванька – сирота, его отдали в ученье к сапожнику, мальчику нелегко живется. В один из вечеров Ванька пишет слезное письмо своему дедушке с просьбой забрать его.

Юрий Яковлев. Девочка, хочешь сниматься в кино?

«Девочка, хочешь сниматься в кино?» – о третьекласснице Инге, которой пришлось повзрослеть буквально в одночасье. Трагическая гибель матери коренным образом меняет отношения девочки с отцом: Инге приходится, скрывая собственную боль, стать ему опорой и помочь пережить утрату. Тут-то и появляется девушка с киностудии с предложением сняться в главной роли нового фильма. Инга находит в себе силы и на это – выйти на съемочную площадку, чтобы сыграть в драме, почти повторяющей ее собственную.

Александр Яшин. Сирота.

"...в шесть лет Павлик понял, что быть сиротой не так уж плохо. Понял и запомнил".

В серьезной, драматической повести о судьбе деревенского паренька, превратившегося в "вечного иждивенца", предателя своих близких, дома, родного колхоза, известный советский писатель, лауреат Государственной премии СССР Александр Яшин поднимает сложные, во многом еще нерешенные проблемы деревни.

Рекомендации для родителей

      Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо чтобы с ним был родитель, а еще лучше – читающий родитель. Вместе с ребенком. Пусть ребенок видит, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, делитесь прочитанным, заучивайте отрывки. Этот пример может стать заразительным        Если ваш ребенок делает первые шаги в мире чтения, радуйтесь каждому прочитанному слову. Не привлекайте внимание к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений  только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок, за которыми интересно следить. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным, чаще хвалите за сообразительность и старание. И если он понял прочитанное не так, не уязвляйте его самолюбие. Для привития у ребенка интереса к чтению придумано не мало хитростей. Вот некоторые из них:

 

-можно вывесить на стене « Экран прочитанных книг» или устроить выставку рисунков и предложить ребенку прокомментировать их,

 

-или прочитать яркий отрывок из книги и на самом интересном месте остановиться,

 

-сравните героев книг с жизнью, школой, семьей, классом,

 

- вспомните свою первую книгу, расскажите о своих впечатлениях о ней.

 

 Да мало – ли каких еще можно применить способов. Детская книга предназначена для совместного чтения и рассматривания взрослыми и детьми, и поэтому они имеют двойной адрес, выступая связующим звеном  между ребенком и его родителями. Поэтому семейное собрание детских книг отличается от собрания книг для взрослых. Детские книги должны быть более иллюстрированы, дополняются книгами детского энциклопедического характера, словарями, справочниками, книгами познавательного характера.

 

         Домашняя библиотека тем хороша, что в любую минуту можно взять книгу с полки и почитать ее целиком или отрывок и вспомнить, как она появилась в вашей библиотеке.

 

         Как ни велик поток книжных изданий для детей и количество их в магазинах, детям и родителям не обойтись без библиотеке. Библиотекарь оказывает индивидуальную помощь каждому ребенку в выборе книг. 

                             

Уважаемые родители!

 

Я хочу вам дать рекомендации « как начать семейное чтение»:

 

-Начинайте читать немедленно, чем раньше, тем лучше.

 

-Читайте детям регулярно. В какое время дня, не имеет значения. Главное делать это систематически и хотя бы по 15 минут каждый день.

 

-Подключайте к этой работе всех членов семьи. Это сплотит семью, сделает её дружной.

 

-Окружайте ребенка книгами. В доме, где много книг, дети рано начинают читать.

 

-Запишитесь в библиотеку.

 

-При выборе книги прислушивайтесь к советам библиотекаря.

 

 

 

        

 

                                 ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы библиотекарям, родителям.

Как прочитать с ребёнком книгу? Почитайте советы библиотекарям, родителям! Материал можно использовать на родительском собрании в младших классах....

Посвящение в читатели (Макарова Н. П. - педагог-библиотекарь)

Посвящение в читатели (Макарова Н. П. - педагог-библиотекарь)...

Советы родителям от библиотекаря

Рекомендации родителям от библиотекаря "Как читать книги"...

Советы библиотекаря родителям

Рекомендации родителям от библиотекаря "Как читать книги" детям,оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Списки литературы....

Карта результативности педагога - библиотекаря

Личные материалы педагога - библиотекаря...

Школьная библиотека рекомендует

Школьная библиотека рекомендует...

Сборники, которые рекомендуются ученикам для развития техники гитариста.

Данный раздел посвящен методическим разработоткам которые я рекомендую своим ученикам для обучения и развития техники гитариста....