конспект занятия по познавательному развитию "Удивительная - земля пустыня"
план-конспект занятия на тему

Лоскутова Лариса Николаевна

 

 Использование методов ТРИЗ педагогики в образовательном процессе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 16 «Родничок»

 «Использование методов ТРИЗ педагогики в образовательном процессе»

«Удивительная земля - пустыня»

(конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе)

Лоскутова Лариса Николаевна

воспитатель

Моршанск


ВВЕДЕНИЕ

В последние годы главным концептуальным вопросом педагогики стал вопрос о формировании творческой личности. Осмысление вопроса происходит через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Рассматривая систему дошкольного воспитания как начальную, основополагающую ступень воспитания и обучения ребенка и осознавая значимость этого этапа в жизни человека, ставим проблему: какие знания, умения и навыки ему дать, чтобы ребенок мог активно развиваться, а в будущем – легко владеть профессией. Что дать малышу универсального и в какой форме для обеспечения таких качеств, как умение творчески мыслить, всюду и везде искать новые, нестандартные пути решения задач, которые ставит жизнь?

Решению этой проблемы способствует использование в работе с дошкольниками элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Главная цель – формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Основные задачи:

  • активизация мыслительной деятельности;
  • обучение детей основам логики по АРИЗ (алгоритму решения изобретательских задач);
  • ознакомление с методами и приемами творческого воображения, обучение сочинению сказок;
  • снятие стереотипов мышления в деятельности, активизация творческого воображения;
  • формирование основ творческой личности;

знакомство с окружающим миром с помощью ММЧ (методики маленьких человечков).

Объект исследования: дети подготовительной группы.

Предмет исследования: познавательное развитие.

Методы исследования:

  • АРИЗ;
  • метод синектики: личная аналогия, символическая аналогия;
  • мозговой штурм;
  • фантазирование;
  • метод оживления;
  • метод уменьшения – увеличения, замедления – ускорения;
  • морфологический анализ.

Работа носит характер прикладного исследования. Ценность работы заключается в развитии у дошкольников диалектического, логического  мышления, умения видеть противоречия, развитии речи, воображения, творческой фантазии и познавательных способностей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Программное содержание:

- расширять знания детей о климате, растительном и животном мире пустыни;

- закладывать основы экологических знаний;

- продолжать раскрывать зависимость жизни растений и животных от условий среды обитания;

- совершенствовать умения выражать словами пространственные отношения;

- упражнять в образовании однокоренных слов, подборе антонимов, обогащать словарный запас детей – «барханы», «песчаная буря»;

- развивать логическое мышление, воображение и творческую фантазию детей;

 - развивать диалектическое мышление, умения видеть противоречия;

 - развивать связную речь, продолжать учить выражать свои чувства и эмоции с помощью слов и мимики;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Оборудование: глобус, географическая карта мира, иллюстрации животных, растений, сезонных изменений, климатических зон, пособие к играм «Кто лишний?», «Лабиринт», аудиозапись.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы о растительном и животном мире пустыни, чтение художественной литературы, игры и упражнения с использованием методов ТРИЗ педагогики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Ребята, я знаю, что вы очень любите путешествовать. Вот и сегодня я предлагаю вам отправиться в далёкое фантастическое путешествие. Куда? В удивительный край жёлтого и голубого. Жёлтое - пески под ногами до самого горизонта. Голубое - это небо. Оно здесь такое же неоглядное, как пески. Как вы думаете, куда мы отправимся?

Дети. В пустыню.

Воспитатель.  Каким цветом на карте и глобусе обозначены пустыни? (показать)

Дети. Жёлтым.

Воспитатель. Пустыни занимают 1/5 часть суши нашей планеты: Сахара в Африке, Виктория в Австралии, Атакама в Америке,  Каракум и Гоби в Азии. А как мы можем попасть в пустыню?

Дети.  Долететь на самолёте, вертолёте, воздушном шаре, ковре –самолёте, в ступе как у Бабы Яги. В Америку и Австралию можно доплыть на корабле или подводной лодке, можно верхом на лошади или на поезд, можно пойти пешком, но это очень долго, можно быстро устать или идти несколько лет.

Воспитатель. Всё это интересно. Но давайте попробуем сами изобрести  летательный аппарат.

 Дети придумывают летательный аппарат с помощью АРИЗ (изобрести летательный аппарат, способный отправиться в любое путешествие).

Воспитатель. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать этот аппарат?

Дети. Вместимый, прочный, лёгкий, защищающий от жары, холода  и опасностей, удобный, умеющий  передвигаться по воздуху, воде, суше.

Он должен быть большим, чтобы все смогли отправиться в путешествие, но маленький, чтобы мог быстро двигаться. Прочный, чтобы мог защищать от опасностей,  но мягкий, чтобы  было удобно в нём находиться.

В аппарате должно быть прохладно, чтобы не испытывать  жары, но тепло,

чтобы не замёрзнуть. Чтобы летать по воздуху он должен иметь крылья, но с винтом и колёсами, чтобы двигаться по воде и суше.

Воспитатель предлагает детям варианты летательного аппарата:  большой, металлический, тяжелый.

Дети. В  таком аппарате лететь невозможно, потому что ему трудно набрать необходимую высоту и скорость, а металлическая поверхность быстро нагревается и охлаждается.

Воспитатель. А если аппарат будет маленький, стеклянный, прозрачный?

Дети.  В таком аппарате тоже  неудобно лететь, потому что в нем будет тесно, а стекло -  очень хрупкий материал  и может разбиться.

Воспитатель. Каким должен быть наш летательный аппарат?

Дети. Складывающийся  и раскладывающийся, упругий, как резиновый мяч,

  уметь двигаться за счёт ветра,  а когда ветра нет – за счёт работы винта. У него должны быть крылья, чтобы спрятаться от солнца, ветра и  дождя. Они как веер охлаждают воздух  во время жары, а когда холодно – крылья прижимаются к корпусу и становится тепло.

Воспитатель. Климат в пустыни особенный. В одной пустыни дождя не было 400 лет, а t воздуха около +60 , яичницу можно поджарить без огня прямо не песке. А по ночам здесь очень холодно. Как вы думаете, как нам нужно одеться в это путешествие? Почему?

Дети. Нужно приготовить легкую летнюю одежду, чтобы не было жарко. Не забыть головные уборы, иначе можно получить солнечный удар.

 Ещё можно взять веер и зонтик от солнца, необходимо взять с собой воды.

Воспитатель. Пищей мы запасаться не будем, так как успеем вернуться к обеду. Наш аппарат готов, мы одеты. Начинаем отсчёт времени.

Дети. 5, 4 , 3 , 2 , 1- пуск!

Воспитатель. Слышится работа мотора (дети изображают звук). Мы набрали нужную высоту и движемся в заданном направлении (звучит музыка). А пока можно поиграть в интересную игру «Скажи наоборот».

Воспитатель называет слова, а дети должны подобрать к ним антонимы: далеко, высоко, холодно, белый, зима, опуститься, пасмурно, мокрый, день, тихо.  

Воспитатель. Приборы показывают, что мы у цели нашего путешествия. Пустыня. Как вы думаете, от какого слова произошло это название?

Дети. От слова – пусто, пустота, пустой.

Воспитатель. Что значит пусто?

Дети. Пусто – значит ничего и никого нет.

Воспитатель. Мы снижаемся. Посмотрите вниз. Что такое? Уж не сбились ли мы с курса? Под нами зелёный ковёр травы, покрытый яркими цветами – красными маками (приложение № 1 ). Мы приземлились на этот зелёный луг. В чём же дело? Где мы? А! Так ведь сейчас ранняя весна. В это время, действительно, пустыня покрывается мелкой травой и цветами. Давайте воспользуемся этими коротким временем, чтобы познакомиться с удивительным миром растений пустыни. Мы с вами знаем важный закон природы о растениях и животных. О чём он?

Дети. Растения и животные могут жить только в тех местах, к которым они

приспособлены, где чувствуют себя, как дома.

Воспитатель. Как же растения пустыни  приспособились  к жаркому и сухому климату?  Вот саксаул – дерево пустыни, он может достигать высоты нашего садика. Глядя на картинку, опишите саксаул (приложение № 2).

Дети. На нём не видно листьев, только много тонких зелёных веточек.

Воспитатель. Если посмотреть на веточку повнимательнее, можно увидеть на ней маленькие, зелёные чешуйки – это и есть листья. Зачем саксаулу такие листья? Вспомните опыт с мокрым  листочком.

Дети. Листочек свернулся в трубочку, чтобы беречь  воду . С маленьких листочков воды испаряется мало.

Воспитатель. А у верблюжьей колючки  листья превратились в колючки, чтобы  сберечь влагу. Вам хорошо знакомы подобные растения в группе. Назовите их.

Дети. Разные кактусы, алое.

Воспитатель. Это растения пустыни. Как они приспособились  к сухому климату? Обратите внимание на стебель, листья (приложение № 3).

Дети. У этих растений они толстые, сочные,  в них содержится большой запас воды.

Воспитатель. В Америке встречаются кактусы, которые запасают две – три тысячи литров воды. А теперь обратите внимание на корни растений. Какие они? Зачем это нужно?

Дети. Корни очень длинные, они помогают растениям прочно держаться в

песках и добывать воду из подземных источников на большой глубине.

Воспитатель. Как же нам увидеть пустыню летом? Хотя весна здесь очень короткая, но мы не можем ждать. Давайте попросим Волшебника времени нам помочь. Что он может делать?

Дети. Волшебник Времени может останавливать и ускорять время. Нужно попросить его  ускорить время.

Воспитатель. Волшебник Времени находится в группе. Чтобы ускорить время надо 2 раза произнести заклинание, сначала громко, потом тихо: « 1, 2, 3 – лето наступи !» (дети произносят заклинание, звучит сигнал – звук электронных часов).

Воспитатель. О, какой горячий ветер! Жарко! Покажите, как вам жарко.

( дети изображают )  Жара - это хорошо или плохо ?

Дети. Хорошо: можно легко одеваться, загорать, купаться в реке, поспевают ягоды и фрукты. Плохо: трудно дышать, можно получить тепловой  или солнечный удар, постоянно хочется пить.

Воспитатель. Как вы думаете, какой стала пустыня летом?

Дети. Все растения засохли, кругом один песок.

Воспитатель. Ветры сдувают песок в холмы, образуются целые горы песка. Их называют барханы (приложение № 4). Что такое Барханы?

Дети. Барханы - это горы песка, которые нанёс ветер.

Воспитатель. Ветры не встречают на своём пути никаких препятствий, поэтому иногда достигают страшной силы, образуется песчаная буря.

Какие чувства вызывает эта картина?

Дети. Страшно. Если попадёшь в такую бурю, то песком может засыпать

с головой.

 Воспитатель. Пусто вокруг. Но это только на первый взгляд. В пустыне много удивительных животных, птиц, зверей, ящериц, жуков (приложение 5). Это они звали на помощь доктора Айболита. Помните: « Мы живём на Занзибаре, в Калахари и в Сахаре…»

С одним удивительным животным пустыни вы хорошо знакомы. Кто это? Отгадайте загадку: зверь я горбатый,  но нравлюсь ребятам.

Дети. Это верблюд.

Воспитатель. Представьте, что вы все не дети, а животные - верблюды. Расскажите, верблюды, как вы можете жить в таком жарком пустынном краю?

Дети. Нам, верблюдам, жара не страшна, потому что мы делаем запасы, они скапливаются в горбах в виде жира. Поэтому мы долго можем обходиться без пищи и воды. Наше тело покрыто шерстью, она спасает от палящих лучей солнца и ночного холода. Глаза защищены от песка и пыли длинными густыми ресницами. Ноги приспособлены к передвижению по пескам. Мы очень выносливы.

Воспитатель. А вот быстроногая газель –  спешит куда то со скоростью машины. Как вы думаете, куда она торопится?

Дети.  В поисках пищи ей приходится преодолевать большие расстояния.

Воспитатель: - Мы оказались у норки мышки- песчанки. А вот и она сама

 Почему же мы сразу  её не заметили?

Дети. У неё защитная окраска, которая помогает спасаться то врагов и жары.

Воспитатель.Хорошо песчанке на солнышке греться, да дела – траву искать да к норке носить. А тут ещё мешают. Много у песчанки врагов. Кто враг песчанки? Назовите, глядя на картинки.

  Игра « Кто лишний?»(приложение 6).

Дети. Тушканчик не является врагом песчанки – он грызун. Кот в пустыни не живёт – он домашнее животное. Орёл обитает в степях, горах. Враг песчанки – варан. Он  -  хищник.

Воспитатель. Варан – злейший враг песчанки. От него и в норе трудно спастись. А вот и он! Кинулась песчанка в нору – варан за ней. Песчанкина нора целый лабиринт: ходы, тупики. И везде кто-нибудь живёт, от жары прячется. Вот бы нам пробраться в эту норку и посмотреть, кто живёт под горячим песком. Как же это сделать?

Дети. Попросить Волшебника размера уменьшить нас, тогда мы сможем попасть в норку песчанки.

Физкультминутка: « Вправо – влево повернись и в малютку превратись!»

Воспитатель. Мы стали крошечными. Давайте теперь последуем за вараном в нору. Пробирается варан по подземным ходам, а мы за ним. Много у песчанки «квартирантов»: жаба поселилась в самом влажном углу, жук – навозники бабочки здесь от жары прячутся, а птичка – каменка даже гнездо устроила. У всех варан про мышку спрашивал, но никто свою хозяйку не выдал. А она уже давно  наверх выбралась. А вот варан и мы вслед за ним застряли в одном из тупиков. Давайте искать выход из норы.

Игра «Лабиринт» (приложение 7). Дети объясняют, куда двигаться чтобы

 найти выход из лабиринта.

Воспитатель. Вот мы и выбрались из норки. Волшебник Размера поможет нам снова стать большими. Влево – вправо повернись и в большого превратись! Посмотрите,  кто это так бойко вышагивает по песку?)

Дети. Черепаха.

Воспитатель. Почему ей нестрашна жара?

Дети. Её защищает толстый костяной панцирь.

Воспитатель. Ай! Засмотрелись мы на черепаху, а вон прямо на нас ползёт кобра. Какое чувство вы испытываете? Изобразите.

Дети демонстрируют испуг, удивление, любопытство

 Воспитатель.    Здесь есть кого опасаться! Кого? (Приложение 8).

Дети.В пустыне можно встретить ядовитую ящерицу – ядозуб. Здесь обитают скорпионы, встречаются ядовитые пауки – крестовик, тарантул.

Воспитатель. Пресмыкающихся – змей и ящериц в пустыне много. Интересно приспособились. Ящерица – круглоголовка может в одну секунду в песок зарыться, а песчаный удавчик умеет ползать под песком так же легко, как рыба плавает в воде. Да, удивительно мудро устроено всё в природе. Кажется,  в пустыне и жить то невозможно, но жизнь побеждает всё. Нам пора возвращаться. Мы многое смогли увидеть в пустыне, нам даже пришлось выбираться из опасного положения. Теперь уже мы не скажем – что в пустыне пусто. Мы ещё сюда вернёмся, чтобы узнать, где и как живут в пустыне люди, да и животных ещё посмотрели. Заводим мотор. Летим домой. В пути я вас угощу лакомством пустыни (угощает детей финиками).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ТРИЗ дает новые подходы к подаче материала и помогает сформировать у человека диалектическое мышление, системное понимание окружающего мира, показывает пути преодоления социальных конфликтов [15, с.30].  У детей позволяет развить логическое мышление, творческую фантазию, умение видеть противоречивые свойства явлений, избежать инертности мышления, сформировать основы творческой личности. ТРИЗ дает возможность педагогу избавиться от дидактического и методического догматизма, перейти от непрерывного «совершенствования» содержания работы путем увеличения или уменьшения его объема к самостоятельной творческой, авторской педагогике.

Список используемой литературы:

1.Большая энциклопедия для дошкольника. – М., «ОЛМА  - ПРЕСС», 2003.

2.Гин С. И. Мир человека. – Гомель, 1994.

3.Гуткович И.Я.,  Костракова И.М., Сидорчук Т.А. Программа по развитию творческого воображения (РТВ) и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) детей дошкольного возраста. – Ульяновск, 1994.

4.Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. – Ульяновск, 1996.

5.Димитрова Т.В. Сто фантазий в голове. – Самара, 1996.

6.Дитрих А., Юрмин Г. Почемучка: Детское Справочное Бюро. – М., 2000.

7.Доусвелл П. Неизвестное об известном. – М., «Росмэн», 1999.

8.Клеймихина Т., Крейнина С. От Незнайки до … - СПб, 1996.

9.Колдитц Г. Рекорды животных. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

10.Моррис Р. Тайны живой природы – М., «Росмэн»,1999.

11.Нестеренко А.А. Страна загадок,1996.

12.Никашин А.И., Страунинг А.М. Системный         подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии. – Ростов – на – Дону, 1993.

13.Первые вопросы и ответы о животных – М ., АОЗТ «Кристина и К», 1993.

14.Самойлова О.Н. Технологические цепочки по использованию элементов ТРИЗ и методов РТВ в работе с дошкольниками.  – Ульяновск, 1996.

14.Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. – Ульяновск, 1996.

15. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста. – Ульяновск, 1990.

16.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления. – Ярославль, 1996.

17.Сладков Н. В песках. В пустыни.

18. Страунинг А.М. Методы активизации мышления. – Обнинск, 1995.

19. Страунинг А.М. Задачи вокруг нас. О системах и противоречиях в окружающем нас мире. – Обнинск, 1997.

20.Эллиотт Д., Кинг К. Детская энциклопедия. – М., «Росмэн»,1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «День Земли» для 2-ой младшей группы

Конспект занятия по развитию речи«День Земли» для 2-ой младшей группыЦели:1. Углубить представления детей о том, что планета Земля – это наш дом.2. Воспитывать ст...

Конспект занятия на тему «Космос» в подготовительной группе Путешествие в центр Космонавтики. Цель: Расширять представления детей о космосе; способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей. Задачи: способствовать расшире

Конспект занятия на тему «Космос» в подготовительной группеПутешествие в центр Космонавтики.Цель: Расширять представления детей о космосе; способствовать развитию познавательных ...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования "Радуга в стакане"

Даже если на улице пасмурно и сыро, в нашей группе всегда светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Но солны...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы «Овощи и фрукты»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы «Овощи и фрукты»...

Конспект занятия по познавательно–исследовательской деятельности для старшей группы «Вода. Какая она?»

Конспект занятия по познавательно–исследовательской деятельности для старшей группы «Вода. Какая она?»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Цель: - совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; Задачи: Обучающие: - закреплять знания о геометрических фигурах; - - совершенствовать умение соотносить цифру с количе...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе ДОО...