Мастер-класс «Интерактивная автошкола, как технология обучению безопасного поведения на дороге»
тренажёр на тему

Славная Алина Яковлевна

В работе представлено выступление на ГМС «Методы и технологии организации НТТ в системе ДО «Лучшие практики». 29.09.2016.

Мастер-класс «Интерактивная автошкола, как технология обучению безопасного поведения на дороге».

В качестве примера использования технологий организации научно-технического творчества в системе дополнительного образования представлено применение компьютерных технологий, в частности :  Комплекса интерактивной автошколы для обучения детей основам вождения и Правилам дорожного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ГМС «Методы и технологии организации НТТ в системе ДО «Лучшие практики». 29.09.2016.

Мастер-класс «Интерактивная автошкола, как технология обучению безопасного поведения на дороге»

Уважаемые коллеги!

Хорошо известно, что научно-техническое творчество, как система человеческих ценностей, находят достойное отражение в образовательном процессе, являясь одним из важнейших направлений работы с детьми в системе дополнительного образования, позволяющее наиболее полно реализовать комплексное решение проблем обучения, воспитания и развития личности.

В качестве примера использования технологий организации научно-технического творчества в системе дополнительного образования хочу представить Вашему вниманию применение компьютерных технологий, в частности:  Комплекса интерактивной автошколы для обучения детей основам вождения и Правилам дорожного движения. Тенденция развития современного общества, его ярко выраженная информатизация, массовая компьютеризация, объясняют необходимость все более широкого использования современных компьютерных технологий в сфере образования, в целях изменения среды обучения.

В последнее время все чаще можно услышать о таких технических приспособлениях,  как автотренажеры и автосимуляторы. Их востребованность и распространенность увеличивается вместе с ростом и популярностью автомобилей. Машины давно стали неотъемлемой частью жизни современного человека и число автомобилей на дорогах становится все больше и больше. Вместе с увеличением автомобилей вождение и нахождение на дорогах становится более сложным процессом. Для решения данной проблемы разрабатываются специальные устройства, позволяющие наилучшим образом подготовить будущего водителя к различным ситуациям. Таким устройством в первую очередь является тренажер вождения, который обеспечивает отличную подготовку.

В качестве примера использования компьютерных технологий в сфере образования несомненно может служить  Комплекс интерактивной автошколы для обучения детей основам вождения и Правилам дорожного движения, который сегодня будет представлен вашему вниманию. В состав данного Комплекса в Центре на базе одного учебного кабинета включены автотренажеры FORVARD V10 – 324А 3D Инструктор 2.0 в количестве 8 штук и интерактивная доска с программой «3D Инструктор 2.0». Этот комплекс интересен руководителям учреждений, методистам, педагогам дополнительного образования, работающим в данной сфере, а также специалистам автошкол и инструкторам по вождению.

Комплекс в учебном процессе выполняет следующие функции:

  • Предъявление учебной информации
  • Информационно-справочное обеспечение всех видов занятий
  • Моделирование объектов, явлений, процессов
  • Расширение самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельных форм обучения
  • Тренаж навыков и умений различного характера, решение задач
  • Контроль и оценка знаний обучающихся

Таким образом, обучение представляет собой синтез различных видов информации – текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео, при котором возможны различные способы структурирования, интегрирования и представления информации.

Комплекс способен обеспечить все компоненты образовательного процесса: получение информации, практические занятия, аттестацию и контроль учебных достижений.

За счет применения Комплекса в обучении расширяется сектор самостоятельной учебной работы, изменяется роль преподавателя (поддержка учебного процесса и его координация) и учащихся (активная вовлеченность в учебный процесс).

В СПбЦД(Ю)ТТ в спортивно-техническом отделе задачами обучения по образовательным программам являются:

  • сознательное владение Правилами дорожного движения,
  • умение оказать первую доврачебную медицинскую помощь,
  • обучение первоначальным навыкам обслуживания и вождения автомобиля. Использование современного Комплекса значительно упрощает процесс овладения знаниями, умениями и навыками.

Краткая информация по составляющим комплекса:

  1. ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА – устройство, с помощью которого  ребята осваивают теоретические материалы по Правилам дорожного движения, безопасности дорожного движения, устройству автомобиля, методам оказания первой доврачебной помощи тренируются в создании различных дорожных ситуаций. Учебные ролики помогают понять и запомнить основные приемы, необходимые при  вождении. Программа позволяет оценить теоретические знания учащихся на основе экзаменационных билетов (ПДД, действующие с 20.11.2010 г.). Интерактивная доска даст возможность преподавателю сделать занятия более интенсивными, наглядными и содержательными. Ученики смогут лучше и быстрее усвоить специальные понятия и термины.

2.  АВТОТРЕНАЖЕР-СИМУЛЯТОР – техническое средство, позволяющее обеспечить эффективное обучение вождению. Использование современных автотренажеров значительно упрощает процесс обучения.

Программа, заложенная на АВТОТРЕНАЖЕРАХ, знакомит ребят с органами управления автомобилем, выдает теорию и упражнения по технике руления, работе с педалями и коробкой переключения передач, контролирует вождение и соблюдение Правил дорожного движения, а затем формирует подробный отчет. На таких занятиях обучающийся отрабатывает первоначальные навыки вождения, как на закрытой площадке (автодроме), так и на дорогах города, вне населенных пунктов, автомагистралях, труднопроходимы участках дороги,  знакомится с приемами контраварийной подготовки,  учиться следить за дорожно-транспортной ситуацией, анализировать и стараться исправить собственные ошибки. Тренажер позволяет воспроизвести практически все условия реального вождения. В автосимуляторе есть все что нужно для настоящего вождения: органы управления автомобилем (рулевая колонка, педали, рычаг стояночного тормоза, коробка переключения передач), регулируемое сидение, монитор, датчики органов управления и другое, заимствованные с реальных автомобилей ВАЗ 2110 и ВАЗ 2107 Приора.

А теперь я бы хотела поподробнее познакомить вас с обеими составляющими комплекса.

Итак, начнем с ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ.

Интерактивная доска включает в себя следующие модули:

1. Плакаты и стенды.

Содержит графические и интерактивные материалы высокой четкости, что позволяет работать как на больших, так и на малых экранах без потери качества.

Модуль включает в себя следующие блоки:

-«Дорожные знаки» - общий плакат по каждому разделу знаков, отдельное изображение каждого знака и текстовые комментарии

«Опознавательные знаки транспортных средств» - общий плакат (14 изображений), отдельное изображение каждого знака и текстовые комментарии.

«Регистрационные знаки транспортных средств» - общий плакат по каждому разделу регистрационных знаков и отдельное изображение каждого знака

 «Дорожная разметка» - общие плакаты по горизонтальной и вертикальной разметке, 12 отдельных изображений и текстовые комментарии.

«Сигналы регулировщика» - 3 общих плаката в соответствии с сигналами регулировщика, 5 изображений регулировщика, 3 изображения со схемой проезда перекрестка и текстовые комментарии.

«Светофоры» - общий плакат по транспортным и пешеходным светофорам, 25 отдельных изображений светофоров с возможностью переключения сигналов и одним автоматическим режимом, текстовые комментарии

«Схемы перекрестков» - по 5 схематичных изображений проезда для регулируемых и нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог: четырехсторонний, У-образный, Т-образный, круговой и четырехсторонний перекресток с двойным пересечением (итого 15 изображений с текстовыми комментариями).

«Проезд перекрестков» - 12 ситуационных изображений с комментариями.

«Расположение дорожных знаков и средств регулирования» - 12 ситуационных изображений с текстовыми комментариями по темам

«Маневрирование транспортных средств» - 66 ситуационных изображений с текстовыми комментариями по темам

«Основы работы рулевым колесом» - 22 изображения и текстовых комментария по темам

        «Безопасность дорожного движения» - 12 ситуационных изображений и текстовые комментарии

        «Устройство автомобиля» - 32 изображения с текстовыми комментариями по темам

        «Основы первой медицинской помощи» - 60 изображений с комментариями по темам

        «Документы водителя транспортного средства» - 18 изображений с комментариями по темам.

2. «Интерактивная галерея». 

Представляет собой инструмент для самостоятельного модулирования ситуационных обучающих роликов. Функция программы дает возможность:

- создавать любые типы дорог и перекрестков с помощью нанесения дорожной разметки на подготовленные шаблоны, использования дорожных знаков, назначения сигналов светофорам с последующим их переключением;

- включать/отключать у транспортных средств сигналы поворотов, габаритные огни и другие внешние световые приборы и стоп-сигналы;

- перемещать транспортные средства и пешеходов по заданной траектории с разной скоростью;

- создавать сценарии как для отдельных объектов, так и для взаимодействия групп объектов (транспортные средства, пешеходы, средства регулирования дорожного движения).

Объекты, представленные в интерактивной галерее (блоки):

         «Дороги». Представлены как городские, так и загородные дороги

        «Перекрестки». Представлены как городские, так и загородные перекрестки

«Дорожные знаки»

«Средства регулирования»

«Пешеходы» - 5 анимированных изображений двигающихся пешеходов

        «Транспортные средства» - 6 автомобилей спецслужб и 20 различных транспортных средств в виде анимированных изображений с возможностью переключения сигналов внешних световых приборов

        «Дорожные объекты» - 18 изображений: остановка маршрутных транспортных средств, шлагбаум, ограждение, бетонный блок, мост, вешка, депо, «лежачий полицейский», островок безопасности, эстакада, рельсы трамвайные, рельсы железнодорожные, железнодорожный переезд, фонарь.

        «Дополнительные объекты» - ж/д будка, больница, таможня, пост ДПС, здания.

        Раздел «Примеры роликов» - 15 анимационных роликов, созданных с помощью интерактивной галереи, по теме проезда перекрестков.

3. Тесты.

Содержит все экзаменационные вопросы и комментарии к ним по категории А и В, а также 60 дополнительных вопросов по теме «Первая медицинская помощь при ДТП».

  1. «Учебное видео». 

Содержит видеоролики, наглядно демонстрирующие выполнение

12 упражнений на автоматизированном автодроме. Каждый ролик сопровождается текстовыми комментариями.

        Учебное видео «Устройство автомобиля». Включает в себя учебные ролики и текстовые комментарии.

Программа, заложенная в 3Д Инструктор дает возможность:

- Формирования уроков, сохранения, редактирования, поиска по материалу, вывода на печать.

- Моделирования дорожных ситуаций.

- Управления воспроизведением ролика.

А теперь несколько слов по АВТОТРЕНАЖЕРУ.

Функциональные возможности программы обеспечивают:

  • Упражнения на стандартном автодроме
  • Упражнения на автоматизированном автодроме
  • Разные типы перекрестков (нерегулируемые, кольцевые, регулируемые, регулируемые светофорами с дополнительной секцией)
  • Разные типы дорог (односторонние; двухсторонние с одной, двумя и тремя полосами движения в каждом направлении; автомагистраль; грунтовая дорога)
  • Смена времени суток (день/ночь/утро/вечер)
  • Смена погодных условий (ясно, облачно, туман, дождь; сухая и мокрая дорога)
  • Настройка плотности дорожного движения
  • Возможность физического столкновения с машиной трафика
  • Возможность переключения камеры для обзора из учебной машины с разных ракурсов
  • Голосовые комментарии инструктора
  • Пешеходы являются полноценными участниками дорожного движения
  • Возможность регулировать поведение машин трафика
  • Возможность регулировать плотность машин трафика
  • Возможность регулировать плотность пешеходов

Наличие учебных упражнений, соответствующих официальному документу «Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории В»:

- знакомство с машиной

- приемы управления

- переключение передач

- остановка в заданном месте, развороты

- маневрирование в ограниченных проездах

- сложное маневрирование

- контрольное занятие на автодроме

- вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения

- вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения

- контрольное занятие в условиях реального движения

В заключение, хочется отметить, что занятия с помощью интерактивного Комплекса  помогают сформировать у обучающихся правильное представление о целостной системе «Человек – дорога – автомобиль», что позволяет воспитать грамотное и культурное современное поколение полноправных участников дорожного движения и тем самым, возможно, сократить количество дорожно-транспортных происшествий. Данный комплекс является составной частью обучения основам безопасного движения, упрощая и делая более разнообразным учебный процесс. Но и он все же не может и не должен заменить необходимую составляющую обучения – получение практических навыков вождения учебного автомобиля, как на закрытой площадке, так и в дальнейшем – учебную езду на дорогах города.

А мы на этом заканчиваем нашу беседу. До новых встреч, удачи вам на дорогах!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс как интерактивная форма взаимодействия педагога и студентов

Статья посвящена мастер-классу, при ведении спецдисциплин, из личного опыта педагога...

Интерактивный комплекс автошколы FORVARD для формирования культуры безопасного поведения на дороге.

В работе представлен материал к выступлению в рамках Научно-практической конференции «Социальная миссия дополнительного образования: новые реалии» с мастер-классом по использованию Интерактивного комп...

Методическая разработка мастер-класса «Использование интерактивной доски на уроке»

Сегодняшний день характеризуется массовостью и доступностью персональных компьютеров в России, широким использованием телекоммуникаций, что позволяет автоматизировать процесс управления образованием, ...

Презентация по ПДДТТ. " Применение кейс-технологий в детском саду при обучении дошкольников навыкам безопасного поведения на дороге"

Меня очень заинтересовала работа с кейс-технологиями. Так как позволяет погрузить группу детей в проблемные ситуации и путем подбора решений найти выход. Дает возможность на практике использовать полу...

Формирование культуры безопасного поведения на дорогах у младших школьников в рамках программы "Конструируем из бумаги с применением компьютера"

В данной методической разработке представлен опыт использования возможностей детского начального технического творчества для воспитания у детей сознательного отношения к вопросам безопасности дорожног...

Памятка для родителей о безопасном поведении на дорогах.

Уважаемые родители! Прошу внимательно изучить эти рекомендации и придерживаться их в повседневной жизни. Ведь в обучении детей навыкам безопасного поведения на дороге как нигде важен пример взрослых. ...

Методическая разработка (программа) «Обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах»

Все  живем мы в обществе, где надо соблюдать определенные правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети. Основными причина...