ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
методическая разработка на тему

Рябцева Надежда Викторовна

Дипломная работа на тему "Валеологическое образование как одно из направлений здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" + выступление на защиту +презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила студентка гр.127 Рябцева Н.В. Научный руководитель Халиман О.В.

Слайд 2

Цель: рассмотрение условий валеологического образования как одного из направлений здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Задачи: 1. Изучить психолого-педагогические аспекты приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста. 2. Рассмотреть здоровьесберегающие технологии как условия моделирования воспитательно-образовательного процесса дошкольной образовательной организации. 3. Изучит опыт дошкольных образовательных организаций по реализации здоровьесберегающих технологий. 4. Рассмотреть условия валеологического образования как одного из направлений здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 5. Разработать и апробировать модель воспитательно-образовательного процесса с учетом задач валеологического образования.

Слайд 3

Предмет: условия валеологического образования как одного из направлений здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Слайд 4

- моделируется воспитательно-образовательный процесс с учетом задач валеологического образования; - реализуется принцип интегрированности здоровьесберегающих технологий, методов и средств в воспитательно-образовательном процессе.

Слайд 5

Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, конспектирование, реферирование, библиографическое описание; эмпирические: наблюдение, опрос, педагогический эксперимент.

Слайд 6

Развитие причинно-следственного мышления у старших дошкольников позволяет формировать представление о здоровье как результате собственного поведения. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС). Федеральные государственные образовательные стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ №2106 от 28 декабря 2010 г « Федеральные требования к образовательным учреждениям в области охраны здоровья обучающихся » и т.д.

Слайд 7

База исследования: МБДОУ «Падунский детский сад» Промышленновского района Кемеровской области. Выборка исследования: 25 старших дошкольников Этапы эксперимента: 1. Первый диагностический срез. 2. Педагогический эксперимент. 3. Повторный диагностический срез.

Слайд 8

Модель воспитательно-образовательного процесса Месячник « Расти здоровым, малыш! » 1.Целевой раздел 2. Содержательный раздел. 3. Организационный раздел

Слайд 9

Целевой раздел Цели: формирование элементарных основ культуры здорового образа жизни у старших дошкольников. Задачи: Формирование ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников, мотивации к выполнению санитарно-гигиенических навыков. Формирование первичных представлений о здоровье, здоровом образе жизни у старших дошкольников. Формирование у старших дошкольников способности устанавливать причинно-следственные связи между образом жизни и здоровьем. Формирование привычки к здоровому образу жизни. Созданий организационных, педагогических, средовых условий для здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 10

Предполагаемые результаты сформированность у старших дошкольников потребности в соблюдении здорового образа жизни; сформированность у старших дошкольников элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни, связи собственного здоровья с образом жизни; сформированные санитарно-гигиенические навыки, элементарные навыки поведения, соответствующего здоровому образу жизни; сохранение здоровья детей, снижение заболеваемости.

Слайд 11

2.Содержательный раздел № п/п Тема Задачи Вид и форма деятельности 1. Здоровье 1.Фомировать представление о здоровье и нездоровье (болезни). 2. Расширять представления детей о полезных и вредных привычках 3. Разъяснять детям, что причиной болезни могут быть вредные привычки, не соблюдение правил гигиены. 4. Прививать привычку к соблюдению правил гигиены, режима дня. 5. Формировать сознательное отношение к собственному здоровью. Беседа «Что такое здоровье?» Занятие «Привычки: полезные и вредные». 2. Чистота – залог здоровья 1. Разъяснять детям, что причиной болезни могут быть вредные привычки, не соблюдение правил гигиены. 2. Рассказывать о правилах личной гигиены. 3.Прививать привычку к соблюдению правил гигиены. Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр» Занятие «В гостях у Мойдодыра». Дидактические игры. Тренинг «Как нужно ухаживать за предметами личной гигиены»

Слайд 12

2.Содержательный раздел № п/п Тема Задачи Вид и форма деятельности 3. Здоровое питание 1.Знакомить с основами здорового питания (как и когда нужно употреблять пищу). 2. Рассказать о витаминах. 3. Формировать умение заботиться о собственном здоровье. Занятие «Витамины укрепляют организм». Игровая ситуация «Полезная покупка» Проблемная ситуация «Необычное угощение» 4. Двигательная активность 1.Формировать представление о важности двигательной активности для здоровья. 2.Учить правильному дыханию. 3.Познакомить с гимнастикой для глаз. Занятие «Спорт - это здоровье». Дыхательная гимнастика. Гимнастика для глаз.

Слайд 13

3. Организационный раздел Условия реализации модели: 1. Компетентность педагога в вопросах организации валеологического образования дошкольников: знание основ валеологии как науки в целом (понятия « здоровье » , « болезнь » , « здоровый образ жизни » , « факторы здоровья » , « культура здорового образа жизни » ), основ педагогической валеологии (задачи и принципы, содержание валеологического образования дошкольников, формы и методы реализации валеологического образования дошкольников), основы дошкольной педагогики, основы возрастной психологии (дошкольный возраст). 2. Методическая база (разработки занятий, картотеки упражнений). 3. Организация предметно-развивающего пространства: иллюстрации с алгоритмами гигиенических навыков (мытье рук, лица, чистка зубов, гимнастика для глаз), карточки с полезными и вредными привычками, карточки с видами спорта, видеозаписи с мультфильмами « Смешарики. Азбука здоровья » , уголок « Больница » , наборы продуктов для организации игр и ситуаций, подборка детской художественной литературы о здоровье, гигиене, набор предметов личной гигиены для игр, наборы для детского творчества для организации изобразительной деятельности.

Слайд 14

Уровни сформированности компонентов представлений о здоровье у старших дошкольников

Слайд 15

Валеологическое образование как одно из направлений здоровье сбережение детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обеспечивается через взаимодействие следующих педагогических условий: компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников; интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс; создание валеологической развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Выступление на защиту

Уважаемые председатель и члены Государственной Аттестационной Комиссии!

1 слайд

Вашему вниманию предоставляется к защите дипломная работа на тему «Валеологическое образование как одно из направлений здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Данная тема является актуальной для исследования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из приоритетных задач является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. В связи с этим актуальным становится внедрение валеологического образования в дошкольных организациях. В приобщении к здоровому образу жизни старшие дошкольники являются наиболее перспективной возрастной категорией. В детстве происходят усвоение основных объемов информации, формирование представлений, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Дети старшего дошкольного возраста сознательно относятся к усвоению знаний на занятиях, умеют подчинять свои действия поставленным перед ними задачам. В связи с этим возникает необходимость решении проблемы, заключающейся в определении эффективных условий реализации валеологического образования как одного из направлений здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

2 слайд

В связи с этим мы поставили следующую цель исследования – рассмотрение условий валеологического образования как одного из направлений здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Для решения поставленной цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогические аспекты приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста.
  2. Рассмотреть здоровьесберегающие технологии как условия моделирования воспитательно-образовательного процесса дошкольной образовательной организации.
  3. Изучит опыт дошкольных образовательных организаций по реализации здоровьесберегающих технологий.
  4.  Рассмотреть условия валеологического образования как одного из направлений здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  5. Разработать и апробировать модель воспитательно-образовательного процесса с учетом задач валеологического образования.

3 слайд

Объектом нашего исследования является здоровьесбережение детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Предметом исследования выступают условия валеологического образования как одного из направлений здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

4 слайд

Изучение теоретической и методической литературы по проблеме исследования позволило нам выдвинуть такую гипотезу исследования  валеологическое образования как одно из направлений здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования будет эффективным, если:

  • моделируется воспитательно-образовательный процесс с учетом задач валеологического образования;
  •  реализуется принцип интегрированности здоровьесберегающих технологий, методов и средств в воспитательно-образовательном процессе.

5 слайд

В исследовании мы использовали следующие методы: теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, конспектирование, реферирование, библиографическое описание; эмпирические: наблюдение, опрос, педагогический эксперимент.

Диплом состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

6 слайд

Анализ психолого-педагогической, методической литературы, а также анализ нормативных документов по вопросам здоровьесбережения дошкольников, их приобщения к культуре здорового образа жизни показал следующее.

Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни обусловлено сензитивностью этого возрастного к формированию культурно-гигиенических навыков, основ представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Необходимость валеологического образования закреплена на нормативном уровне. Начало введения валеологического образования наиболее адекватно в старшем дошкольном возрасте.

Технологии здоровьесбережения дошкольников разнообразны. Но для решения задач валеологического образования являются приемлемыми только технологии, направленные непосредственно на формирование основ культуры здорового образа жизни, сознательного отношения к здоровью у дошкольников. К таким технологиям относятся здоровьесберегающие образовательные технологии или технологии обучения здоровому образу жизни.

На данный момент в дошкольных образовательных учреждениях ведется работа по созданию здоровьесберегающей         среды, внедряются отдельные методы и приемы здоровьесбережения детей. Но они чаще носят медикаментозный, физкультурно-оздоровительный характер, чем направлены на валеологическое образование. В связи с этим возникает необходимость внедрения модели валеологического образования в деятельность дошкольного учреждения.

7 слайд

Основываясь на выше указанных теоретических положениях, мы спланировали и провели педагогической эксперимент. Он состоял из трех последовательных этапов: первый диагностический срез, педагогического эксперимента, повторный диагностический срез. Эксперимент был проведен на базе МБДОУ «Падунский детский сад» Промышленновского района Кемеровской области. Экспериментальная выборка состояла из 25 воспитанников старшей группы.

Для проведения педагогического эксперимента мы смоделировали воспитательно-образовательный процесс учетом реализации задач валеологического образования для возрастной группы – старший дошкольный возраст.

Основной задачей валеологического образования в нашем моделировании выступало обучение детей основам знаний о собственном здоровье, элементарных представлений о здоровьесбережение (питание, гигиена, двигательная активность).

8 слайд

В нашей модели воспитательного образовательного процесса, мы подобно структуре основной образовательной программы дошкольного образования выделили три раздела: целевой, содержательный и организационный. 

9 слайд

Целевой раздел содержит цель и задачи, предполагаемые результаты, характеристику детей.

В качестве цели мы определили – формирование элементарных основ культуры здорового образа жизни у старших дошкольников. Достижение этой цели мы видим в решении задач, которые направлены на формирование представлений о здоровом образе жизни, мотивации к соблюдению здорового образа жизни и необходимых привычек. Т.е. можно говорить о том, что наша модель преследует формирование когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов культуры здорового образа жизни. Из поставленных задач следуют и соответствующие результаты.

10 слайд

В результате организации воспитательно-образовательного процесса, построенного с учетом задач валеологического образования, предполагается достижение следующих результатов:

  • сформированность у старших дошкольников потребности в соблюдении здорового образа жизни;
  • сформированность у старших дошкольников элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни, связи собственного здоровья с образом жизни;
  • сформированные санитарно-гигиенические навыки, элементарные навыки поведения, соответствующего здоровому образу жизни;
  • сохранение здоровья детей, снижение заболеваемости.

Особое внимание мы уделили формированию понимания причинно-следственной связи между здоровьем человека и его собственными действиями, образом жизни. Это становится возможным именно в старшем дошкольном возрасте, в связи с особенностями мышления.

11 слайд

Содержание работы были разбито на 4 раздела: «Здоровье», «Чистота – залог здоровья», «Здоровое питание», «Двигательная активность».

Первый раздел направлен на формирование общего представления о здоровье и мотивации к его сохранению. Остальные три раздела выделены с учетом основных факторов здоровьесбережения, а также требованиям к содержанию валеологического образования, выделенным на основе анализа нормативных документов и научной литературы. Так, приоритет отдается рациональному питанию, организации двигательной активности детей дошкольного возраста, формированию культурно-гигиенических навыков.

В первом разделе старшие дошкольники знакомятся с представлением о здоровье, полезных и вредных привычках (т.е. формируется причинно-следственная связь между здоровьем и поведением человека). Формами работы стали: беседа, занятие,

Во втором разделе происходит расширение представлений о гигиене, предметах гигиены. К старшему дошкольному возрасту у детей уже сформированы основные культурно-гигиенические навыки (умение мыть руки, пользоваться носовым платком, следить за состоянием волос). Поэтому основная задача состояла в том, чтобы обобщить представления детей, расширить их. А также мы познакомили детей с алгоритмом чистки зубов, т.к. родители не всегда формируют это умение правильно. Формами работы были выбраны: занятие, чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр».

12 слайд

Третий раздел связан со здоровым питанием. Основным его содержанием выступило знакомство детей с понятием «витамины», формирование представлений о правильном питании, закрепление навыков гигиены в процессе употребления продуктов. В качестве форм реализации этого раздела были выбраны занятия, технология ситуативного обучения.

Четвертый раздел посвящен двигательной активности. В данном разделе дошкольники знакомились с необходимостью спорта в жизни человека, видами спорта, были выделены физические качества человека, которые развиваются в различных видах спорта. Также происходило знакомство с дыхательными упражнениями и гимнастикой для глаз. Считаем, что владение дыхательной гимнастикой и гимнастикой для глаз являются важными ресурсами здорового образа жизни современного человека. Современный ребенок много времени проводит за компьютером уже с малых лет. А правильное дыхание является профилактикой простудных заболеваний. Формами реализации данного раздела выступили: занятие, упражнения на дыхание, гимнастика для глаз.

Итак, в заключение по данному разделу отметим, что во всех разделах реализуется такая форма как занятия. Ответственным за реализацию различных форм является воспитатель группы.

13 слайд

Последний, организационный раздел, включает в себя описание тех, условий которые необходимы для реализации модели.

Во-первых, это компетентность самого педагога в вопросах организации валеологического образования дошкольников. Сюда входит следующее: знание основ валеологии как науки в целом (понятия «здоровье», «болезнь», «здоровый образ жизни», «факторы здоровья», «культура здорового образа жизни»), основ педагогической валеологии (задачи и принципы, содержание валеологического образования дошкольников, формы и методы реализации валеологического образования дошкольников), основы дошкольной педагогики, основы возрастной психологии (дошкольный возраст).

Во-вторых, это методическая база. Сюда мы отнесли разработки занятий, игр, ситуаций, картотеки упражнений.

В-третьих, это организация предметно-развивающего пространства. Это предметы, игрушки, атрибуты, необходимые для организации занятий, самостоятельных игр детей. Также сюда мы отнесли художественную литературу, иллюстрации, карточки, видеоматериалы.

Таким образом, представленная модель воспитательно-образовательного процесса с учетом реализации задач валеологического образования может быть рассмотрена как технология приобщения старших дошкольников к здоровому образу жизни. Основной формой в данной модели являются занятия, которые дополняются другими формами (игры, работа с художественным словом, изобразительная деятельность).

14 слайд

Для определения успешности приобщения старших дошкольников к знаниям о здоровье и здоровом образе жизни мы провели мониторинг. Первый срез был сделан перед проведением месячника в конце марта 2015 года, а повторный – начале мая 2015 года.

При изучении представлений о здоровом образе жизни мы опирались на показатели и критерии, разработанные И.Н. Новиковой, отражающие когнитивный и поведенческий компоненты представлений о здоровом образе жизни: полнота, осознанность, обобщенность, системность, инициативность, самостоятельность.

Результаты первого среза показали, что когнитивный компонент у старших дошкольников сформирован на низком и среднем уровне. Поведенческий компонент сформирован на более высоком уровне. 16% отличаются высоким уровнем инициативы и самостоятельности в соблюдении элементарных правил здорового образа жизни, доступных старшим дошкольникам. У 48% старших дошкольников поведенческий компонент сформирован на среднем уровне. Но 36% не отличаются инициативностью и самостоятельностью в соблюдении правил здорового образа жизни.

После реализации модели воспитательно-образовательного процесса, построенного с учетом валеологических задач были получены следующие результаты сформированности компонентов представлений о здоровье у старших дошкольников. Когнитивный и поведенческий компоненты сформированы преимущественно на среднем уровне. Низкий уровень когнитивного компонента у 20%, поведенческого компонента – у 12%. Повысился высокий уровень: когнитивный компонент – 24% старших дошкольников, поведенческий компонент – 28% старших дошкольников.

Таким образом, мы видим явное повышение уровня представлений старших дошкольников о здоровье, особенно в отношении когнитивного компонента, т.е. представления старших дошкольников стали более полными осмысленными, систематичными и обобщенными. Данный результат указывает на эффективность, внедренной модели воспитательно-образовательного процесса, построенного с учетом валеологических задач.

15 слайд

Изложенное позволяет считать, что гипотеза подтверждена данными проведенного исследования. Разработанная нами модель является эффективной и может быть использована в дальнейшей работе учреждения по здоровьесбережению.

На этом мое выступление заканчивается, спасибо за внимание!

В завершении хочу поблагодарить своего научного руководителя ------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной (дипломной работы) работы для студентов всех форм обучения специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

В методических указаниях даются рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной (дипломной) работы; сформулированы требования к структуре и содержанию; разработаны примерная...

Методические указания к подготовке и защите выпускной квалификационной работы (дипломной работ) для студентов по специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»

Данные методические указания представляют материал для организации учебно-исследовательских действий по выполнению выпускной квалификационной работы.В них отражены цель и задача выпускной квалификацио...

Дипломная работа учащейся Искандерли А.Х. тема: "Социальная работа в аспекте конституции Российской Федерации"

Дипломная работа учащейся Искандерли А.Х. тема: "Социальная работа в аспекте конституции Российской Федерации"...

Опыт руководства теоретическим и практическим исследованием в рамках дипломной работы "Особенности работы медсестры по хранению, учёту и использованию лекарственных средств"

Практическое и теоретическое исследование проводилось в стационаре и психоневрологическом интернате по сложной и болезненной для сестринских служб проблеме - учёт и хранение медикаментов.Спе...

Методические рекомендации к выпускной квалификационной работе (дипломной работе) ОПОП 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

При разработке методических рекомендаций в основу положены: 1) ФГОС СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» утвержденный Министерством образования и...

Дипломная работа студента «Роль медицинского лабораторного техника в исследовании биохимических показателей, работы печени в норме и патологии» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика

Дипломная работа студента «Роль медицинского лабораторного техника в исследовании биохимических показателей, работы печени в норме и патологии» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ, ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (Дипломная работа) для специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

методические рекомендации по выполнению и защите дипломной работы для студентов 38.02.05 товароведение и экспертиза качества потребительских товаров...