Опыт руководства теоретическим и практическим исследованием в рамках дипломной работы "Особенности работы медсестры по хранению, учёту и использованию лекарственных средств"
опыты и эксперименты по теме

Штыкова Мария Алексеевна

Практическое и теоретическое исследование проводилось в стационаре и психоневрологическом интернате по сложной и болезненной для сестринских служб проблеме - учёт и хранение медикаментов.

Специфика темы создавала некоторые технические трудности, однако студентка Сергеева Ю.Е. проявила большое терпение и настойчивость при анкетировании и сборе данных. Так же была проведена добросовестная статистическая обработка полученных данных, полученные результаты были изложены в виде диаграмм.

На основании исследования были выявлены не только особенности медикаментозной работы, но и высокая заинтересованность медицинских сестёр в углублении знаний по особенностям введения лекарственных средств, хранению и учёту медикаментов.

Характеризуя работу в целом, необходимо отметить , что данное исследование имеет большое практическое значение не только для базового, но и для для дополнительного профессионального образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области
«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

форма обучения:  очно-заочная (вечерняя)

квалификация: медицинская сестра/медицинский брат

     

ОПЫТ РУКОВОДСТВА

ТЕОРЕТИЧЕСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ   ИССЛЕДОВАНИЕМ

в рамках дипломной работы

 «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МЕДСЕСТРЫ

ПО ХРАНЕНИЮ, УЧЁТУ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ»

 

 

 

Исследование проводила

Сергеева Юлия  Евгеньевна,

 студентка  ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 1»

Руководитель дипломной работы
Штыкова Мария Алексеевна,

преподаватель дисциплин «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Фармакология» и сестринских модулей,

ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 1»

Москва 2016

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о лекарственном обеспечении лечения – один из ключевых в здравоохранении. В процессе организации лекарственного обеспечения пациентов  большую роль играет медсестра – организовывает выполнение и исполняет выполнение назначений врача. А именно:

  • ежедневно делает выборку назначений, переписывая назначенные препараты в «Лист назначений»;
  • передаёт сведения о назначенных инъекциях процедурной медсестре;
  • подаёт старшей медсестре перечень назначенных препаратов, которых нет в отделении;
  • раздаёт лекарственные средства пациентам.

 

Актуальность исследования

Для качественной организации и выполнения назначений врача медсестре необходимо знать правила хранения, учёта и особенностей использования лекарственных средств, в т.ч.  сильнодействующих, наркотических и психотропных.

Степень разработанности темы

В учебной литературе и нормативных документах присутствует описание правил учёта и хранения лекарственных средств, но отсутствует чёткие нормативно-обоснованные рекомендации по процедуре раздачи лекарственных средств.

Цель исследования

Определить особенности работы медсестры по хранению, учёту и использованию лекарственных средств.

Задачи исследования

Правильный учёт, хранение и использование лекарственных средств – основа высокого качества работы медсестры и, соответственно, - эффективности медикаментозного лечения пациентов.

Поэтому практическое и теоретическое исследование  нашей дипломной работы было сосредоточено на следующих задачах:

  • выявить основные проблемы в особенностях хранения, учёта и использования лекарственных средств;
  • проанализировать связь между умением медсестёр стационара  соблюдать правила хранения, учёта и использования лекарственных средств и качеством лекарственного обеспечения лечения пациентов.

Для решения данных задач необходимо изучить  действующие нормативные документы по  хранению, учёту и использованию лекарственных средств, проанализировать практические проблемы в данной области и провести исследование – как решаются данные проблемы в отделениях стационара. Объект исследования – деятельность медсёстры по хранению, учёту и использованию лекарственных средств. Предмет исследования – особенности работы медсестёр по лекарственному обеспечению. Гипотеза - знание медсёстрами  особенностей   хранения, учёта и использования лекарственных средств повышает качество лекарственного обеспечения лечения пациентов.

.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение нормативно-правовой документации  показало, что основными  компонентами правильного учёта и хранения является:

  1. Ежедневная выборка лекарственных врачебных назначений из историй болезни пациентов.
  2. Учёт расхода медикаментов.
  3. Систематическое сопоставление (при сдаче или принятии смены) записей в журнале учёта наркотических, ядовитых, сильнодействующих ЛС с фактическим их количеством на посту или в процедурном кабинете.
  4. Сдача пустых ампул от наркотических средств старшей медсестре отделения для уничтожения их.
  5. Обеспечение недоступности наркотических, ядовитых, сильнодействующих ЛС в отделении, на посту, в процедурном кабинете.
  6. Соблюдение сроков годности ЛС.
  7. Правильное ведение учётно-отчётной документации, систематичность и аккуратность её заполнения.
  8. Соблюдение необходимых правил  отпуска лекарственных препаратов пациентам.

При хранении все  лекарственные средства делят на группы в зависимости от способа введения. Все стерильные растворы в ампулах и флаконах (на флаконах с препаратами, изготовленными в аптеке, должна быть голубая этикетка) хранят в процедурном кабинете в стеклянном шкафу. На одной из полок располагают антибиотики и их растворители, на другой (нижней) - флаконы для капельного вливания жидкостей вместительностью 200 и 500 мл, на остальных полках - коробки с ампулами, не входящими в список А (ядовитые) или список Б (сильнодействующие), т.е. растворы витаминов, дибазола, папаверина, магния сульфата и др.

Лекарственные средства, входящие в списки А и Б, хранят раздельно в специальных сейфах (см. рис. 1).

Рис. 1. Сейф для хранения учётных лекарственных средств

Допускается хранить лекарственные средства списка А (наркотические анальгетики, атропин и др.) и списка Б (аминазин и др.) в одном сейфе, но в разных, раздельно запирающихся отделениях. В сейфе хранят также дефицитные и дорогостоящие средства.

На отделении сейфа, где хранятся ядовитые лекарственные средства, с наружной стороны должна быть надпись «Venena» (список А),  а на внутренней стороне дверцы сейфа этого отделения - перечень лекарственных средств с указанием максимальных разовых и суточных доз. Отделение сейфа с сильнодействующими лекарственными средствами помечается надписью «Heroica» (список Б). Внутри каждого отделения лекарственные средства распределяются по группам: «наружные», «внутренние», «глазные капли», «инъекционные».

Срок хранения стерильных растворов, изготовленных в аптеке, - три дня. Если за это время они не реализованы, их следует вернуть старшей медицинской сестре. Лекарственные средства, изготовленные в аптеке для наружного употребления, имеют жёлтую этикетку, а для внутреннего - белую. Лекарственные средства для наружного  и внутреннего применения должны храниться на посту медицинской сестры в запирающемся шкафу на различных полках, соответственно промаркированных: «наружные», «внутренние», «глазные капли». На полке следует отдельно размещать твёрдые, жидкие и мягкие лекарственные формы.

Для быстрого поиска нужного препарата лекарственные средства систематизируют по назначению и помещают в отдельные ёмкости. Например, все упаковки с антибиотиками (ампициллин, оксациллин и др.) складывают в одну ёмкость и подписывают «Антибиотики»; средства, снижающие артериальное давление (клофелин, папазол и др.), помещают в другую ёмкость с надписью «Гипотензивные средства» и т. д.

Сестринский персонал не имеет права:

1) менять форму лекарственных средств и их упаковку;

2) объединять одинаковые лекарственные средства из разных упаковок в одну;

3) заменять и исправлять надписи на этикетке с лекарственным средством;

4) хранить лекарственные средства без этикеток.

Лекарственные средства, разлагающиеся на свету, выпускают в  тёмных флаконах и хранят в защищённом от света месте. Сильно пахнущие лекарственные средства хранят отдельно.

Скоропортящиеся лекарственные средства (настои, отвары, микстуры), а также мази размещают в холодильнике, предназначенном для хранения термолабильных лекарственных препаратов (см. рис. 2.)

Рис. 2.Холодильник для хранения термолабильных препаратов.

В холодильнике при определённой температуре (от +2 до +10 °С) также хранятся вакцины, сыворотки, инсулин, белковые препараты. Отметим, что на разных полках холодильника температура колеблется от +2 °С (на верхней полке) до +10 °С (на нижней полке). Препарат может стать непригодным для использования, если его поместить не на ту полку холодильника.

Температура, при которой должен храниться лекарственный препарат, указана на упаковке. Срок хранения настоев и микстур в холодильнике - не более трёх дней. Признаками непригодности таких лекарственных средств являются помутнение, изменение цвета, появление неприятного запаха. Настойки, растворы, экстракты, приготовленные на спирту, со временем становятся более концентрированными вследствие испарения спирта, поэтому эти лекарственные формы следует хранить во флаконах с плотно притёртыми пробками или хорошо завинчивающимися крышками. Непригодны к употреблению также порошки и таблетки, изменившие свой цвет.

Холодильник и шкаф с лекарственными средствами должны запираться. Ключи от сейфа с наркотическими препаратами находятся у ответственного лица, определённого приказом главного врача лечебно-профилактического учреждения.

На посту медицинской сестры, как и в процедурном кабинете, должен быть сейф для хранения лекарственных средств списков А и Б, а также дефицитных и дорогостоящих средств, предназначенных для наружного и внутреннего применения. Передача содержимого и ключей от сейфа с наркотическими средствами регистрируется в специальном журнале.

Для учёта расходования лекарственных средств, хранящихся в сейфе, заводят специальные журналы. Все листы в этих журналах следует пронумеровать, прошнуровать, а свободные концы шнура заклеить на последнем листе журнала бумажным листом, на котором указать количество страниц. На этом листе расписывается руководитель лечебного учреждения, затем ставят круглую печать учреждения.

Для учёта каждого лекарственного средства из списка А и списка Б в журналах выделяют отдельный лист.

Хранят эти журналы также в сейфе и заполняют по определённой форме. Учёт расходования лекарственных средств списков А и Б, в том числе наркотических, ведёт также старшая медицинская сестра отделения.

За нарушение правил учёта и хранения лекарственных средств обоих списков (А и Б) медицинский персонал привлекается к уголовной ответственности.

Существует ряд особенностей учёта наркотических анальгетиков:

1. Сестринский персонал должен вскрыть ампулу и ввести пациенту наркотический анальгетик только после записи этого назначения врачом в медицинскую карту или в присутствии врача. О выполненной инъекции делается соответствующая запись в медицинской карте, удостоверенная подписями лечащего врача и медицинской сестры. В записи должны быть указаны название, доза, время введения препарата. После введения наркотического лекарственного средства из шприц-тюбика срезают его капсулу.

2. Пероральный и наружный приём наркотических лекарственных средств осуществляется также в присутствии врача и медицинской сестры и отмечается в медицинской карте по той же схеме.

3. Пустые ампулы и шприц-тюбики из-под наркотических лекарственных средств процедурная медицинская сестра не выбрасывает, а хранит их в сейфе процедурного кабинета в течение суток и ежедневно сдаёт старшей медицинской сестре отделения.

4. При передаче дежурства проверяется соответствие записей в журнале учёта (количество использованных ампул и шприц-тюбиков и неизрасходованный остаток) с фактическим количеством ампул и шприц-тюбиков.

5. Пустые ампулы и шприц-тюбики из-под наркотических лекарственных средств уничтожаются только специальной комиссией, утверждённой руководителем лечебного учреждения.


  1. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами проводилось два вида исследования -  теоретическое и практическое.

Теоретическое исследование осуществлялось в виде изучения современных нормативно-методических рекомендаций по различным практическим проблемам хранения, учёта и использования лекарственных средств.

ПРОБЛЕМА № 1.  Как правильно утилизировать просроченный Калия перманганат? Может ли медсестра высыпать его в ёмкость для отходов «класса Б»?

Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» калия перманганат относится к Таблице III  Списка IV прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля. В частности контролю подлежит:

  1. Отчётность по обороту прекурсоров.
  2. Лицензирование внешнеторговых операций.
  3. Требования по безопасности деятельности с прекурсорами (например, исключение доступа к ним посторонних лиц или регистрация в Журнале любых операций с прекурсорами)

Уничтожение Калия перманганата не регулируется Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». В связи с этим Калия перманганат подлежит уничтожению как обычный лекарственный препарат.

Недоброкачественные ЛС уничтожаются согласно требованиям ст. 59 гл. 11 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (с изменениями и дополнениями) (2) уничтожаются  организациями, имеющими специальную лицензию (заключается договор с организацией,  имеющей лицензию на уничтожение класса Г), на специально оборудованных площадках, полигонах или в специально оборудованных помещениях с соблюдением требований в области охраны окружающей среды.

ПРОБЛЕМА № 2. В отделении медицинская сестра раскладывает лекарства на утро, день и вечер, т.е. на сутки, и выдаёт пациентам весь суточный запас для самостоятельного приёма. Правильно ли она поступает?

Практика раскладки медсестрой лекарственных препаратов (ЛП) для приёма внутрь сложилась в СССР очень давно, и в настоящее время не удалось установить, регламентировалась эта норма какими-либо нормативными документами.

В действующем  нормативной базе нет чётко прописанных должностных инструкций палатных сестёр по работе с ЛП. В отдельных вариантах инструкций прописаны такие пункты, как:

  1. «Своевременно и точно выполнять назначения лечащего врача; в случае невыполнения назначений, независимо от причины немедленно докладывать об этом лечащему врачу».
  2. «Обеспечивать правильное хранение, учёт, списание лекарственных препратов, наркотических средств, соблюдение режима и правил приёма ЛП пациентами».

В Приказе Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (6), раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» - должностные обязанности медсестры включают в себя «обеспечение выполнения врачебных назначений. Осуществление учёта, хранения, использования лекарственных средств и этилового спирта», т.е. требования к медперсоналу окончательно размыты

Таким образом, ответ на поставленный вопрос приходится давать не по нормативным документам, а на основе современных требований к безопасности использования ЛП.

Практика показывает, что действующая система выдачи ЛП, недостаточно  обеспечивает безопасность пациента по следующим причинам:

  1. Вскрытие первичной упаковки ЛП (баночка, блистер) с последующим хранением препарата влияет на его качество, т.к. препарат контактирует с воздухом и возникают физико-химические изменения, контаминация микроорганизмами. Многие препараты покрыты защитной оболочкой, чаще всего предотвращающей ЛП от растворения в желудке. При пребывания на воздухе эта оболочка может разрушаться. Например, в инструкции к препарату «Креон» (14) указано: «Хранить в плотно закрытой упаковке.  Срок годности после первого вскрытия флакона – 3 месяца».

  1. Если пациенту необходимо делить таблетку на несколько приёмов, то автоматически нарушается защитная оболочка и на изломе ЛП контактирует с воздухом, а в желудке – с желудочным соком, т.е. планируемый терапевтический эффект может не наступить.

  1. Пациент должен принимать ЛП в соответствии с инструкцией (до еды, во время или после еды, перед сном). Раскладка на сутки исключает контроль медсестры за правильным приёмом ЛП. Часто пациенты накапливают ЛП, не принимая их совсем, что ведёт к неэффективности лечения и бесполезным затратам медорганизации на ЛП.

  1. Иногда пациент случайно или намеренно может принять весь суточный набор за один приём, что приводит к отравлению.

Таким образом, наблюдаемая практика раздачи ЛП является  опасной, экономически невыгодной и более правильно использовать систему единичных доз, т.е. упаковки разовой дозы препарата в индивидуальную упаковку в стерильных условиях.

Практическое исследование проводилось  в виде опроса медсестёр различных отделений стационара  с помощью опросника (см. Приложение № 1), в котором были отражены особенности учёта и хранения некоторых лекарственных средств; обработки полученных данных (см. Приложение № 2).

По возрасту большая часть опрашиваемых медсестёр – до 20 лет (см. схему № 1)

Схема № 1. Распределение опрашиваемых медсестёр по возрасту

Большая часть опрашиваемых медсестёр получила знания по учёту, хранению и правилам использования только в процессе обучения в медицинском училище более 5 лет назад (см. схему № 2)

Схема № 2. Распределение опрашиваемых медсестёр по давности обучения

При опросе относительно того, как правильно проводить и оформлять факт проведённой инъекции наркотическим средством 44,4% опрашиваемых медсестёр указала «В присутствии врача» (см. схему № 3) и только 11,1% указали на обязательное сохранение ампулы после инъекции.

Схема № 3. Распределение медсестёр по степени грамотной  регистрации и проведения инъекции наркотического средства (НС)

В случае, если будет разбита ампула с наркотическим средством, то 77,7% сдаст осколки старшей медсестре, при этом  только 22,2%  зафиксирует расход наркотического средства в журнале (см. схему № 4).

Схема № 4. Действия медсестёр в ситуации, когда разбита ампула с наркотическим средством  (НС)

При анализе анкет выявлено, что 100% медсестёр не знакомы с современными трансдермальными формами наркотических обесболивающих препаратов.

Перманганат Калия относится к учётным антисептическим препаратам, но только 33,3% опрашиваемых медсестёр знают об этом (см. схему № 5)

Схема № 4. Распределение медсестёр относительно  регистрации расхода перманганата калия

При анализе данных по особенностям хранения термолабильных препаратов медсёстрам предлагались вопросы об  инсулине.  66,6% медсестёр знают, что инсулин надо хранить в холодильнике (см. схему № 5). Из них 22,2% почему-то считают, что на холоде надо хранить только новый флакон, а вскрытую упаковку надо хранить при комнатной температуре. Несомненно, такая установка повышает риск введения недоброкачественного лекарственного препарата.

 

Схема № 5. Распределение медсестёр по месту хранения термолабильного Инсулина

100% опрашиваемых медсестёр знают, что подогревать Инсулин не рекомендуется.

При анализе знаний по особенностям хранения и использования масляных лекарственных препаратов 100% медсестёр указали на необходимость подогрева ампулы перед набором в шприц. Однако никто из опрашиваемых медсестёр (0% ) не знает, что масляные препараты надо обязательно хранить на холоде (77%  предпочитают хранить при комнатной температуре в шкафу и 22% - затруднились ответить), что повышает риск развития побочных эффектов после инъекции.

По особенностям введения суспензий – 100% опрашиваемых медсестёр знают, что суспензию надо обязательно встряхивать перед набором в шприц.

По особенностям введения Эуфиллина анализировалось знание необходимости разведения препарата перед его внутривенным введением с объяснением причины. 89% сестёр знают, что надо обязательно разводить. Из них только 33,3% правильно объяснили причину этой необходимости (см. схему № 6).

Схема № 6. Распределение медсестёр по знанию причины разведения Эуфиллина

При анализе знаний по хранению спирта 100% медсестёр знают, что он хранится в сейфе и 100% медсестёр правильно охарактеризовали процедуру передачи по смене ключей от сейфа.

У опрашиваемых нами медсестёр наибольшее затруднение вызвало знание правил хранения препаратов списка Б. А именно – 44,4% опрашиваемых считают, что к списку Б относятся вообще все неучётные препараты (см. табл. №  19 Приложения № 2)

На вопрос надо ли запирать на ключ шкафчики с лекарствами 88,8% опрашиваемых медсестёр ответили положительно и 11,1% считают это необязательным, что повышает риск неконтролируемого приёма лекарств пациентами.

Необходимо отметить, что 100% опрашиваемых медсестёр объясняют пациентам правила приёма препаратов (см. табл. 25 и 26 Приложения № 2).

Большая часть опрошенных медсестёр стремится к совершенствованию своих знаний по особенностям использования и правилам хранения препаратов и хотели бы пройти дополнительное обучение (см. схему № 7)

Схема № 7. Распределение медсестёр по стремлению к совершенствованию знаний по правилам хранения и особенностям использования лекарственных препаратов (ЛП)

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правильный учёт, хранение и использование лекарственных средств является основой высокого качества работы медсестры и, соответственно,  высокой эффективности лекарственного лечения пациентов.

Поэтому в процессе теоретического и практического исследования  с помощью учебной литературы, современных нормативных документов и материалов прессы  нами были выявлены основные проблемы в особенностях хранения, учёта и использования лекарственных средств и определены  возможные способы их решения. В итоге были решены следующие задачи:

  • выявлены основные проблемы в особенностях хранения, учёта и использования лекарственных средств;
  • проанализирована связь между умением медсестёр стационара  соблюдать правила хранения, учёта и использования лекарственных средств и качеством лекарственного обеспечения лечения пациентов.

При анализе связи между умением медсестёр стационара  соблюдать правила хранения и учёта, знанием особенностей использования лекарственных средств и качеством лекарственного обеспечения лечения пациентов нами была выявлена зависимость: чем лучше медицинские сёстры знают правила хранения и особенности введения лекарственных средств, тем меньше развивается побочных эффектов при медикаментозном лечении.

Вывод: знание медсёстрами  особенностей   хранения, учёта и использования лекарственных средств повышает качество лекарственного обеспечения и  лечения пациентов.

  1. БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативно-правовые документы

  1. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»
  2. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (с изменениями и дополнениями)
  3. Федеральный закон РФ от 27.07.2010 года N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений"
  4. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (ред. от 04.09.2012);
  5. Постановление Правительства РФ от 18.06.99 № 647 «О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным» (ред. от 04.09.2012);
  6. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»,
  7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» (ред. от 28.12.2010);
  8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2011 № 397н «Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в РФ в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами».

Учебно-справочная литература

  1. Епанчинцева Т.И. Порядок хранения и раздачи лекарственных средств в ЛПУ/ /Учебно-методическое пособие.- Тюмень, 2005.
  2. Мухина С.А., Тарновская И.И    Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела"  - М. , ГЭОТАР-Медиа, 2014.

Материалы периодической печати

  1. Мельникова О.А.  Рубрика «Вопрос-ответ»//  Главная  медицинская сестра, 2015, № 9, стр.77.
  2. Мороз Т.Л. Журнал  Практика  раздачи лекарств //  Главная  медицинская сестра, 2014, № 5.

Электронные ресурсы

  1. Электронная библиотека МОМК № 1  www. medcollegelib.ru

  1. Электронный фармацевтический справочник http://www.lsgeotar.ru/?XFrom=studmedlib.ru

  1. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Опросник

для проведения исследования среди медицинских сестёр

по теме:

«Особенности работы медсестры по хранению, учёту и использованию лекарственных средств»

УВАЖАЕМЫЙ  КОЛЛЕГА!

В целях повышения качества работы медсестры, мы хотим предложить Вам принять участие в опросе, где Вы совершенно анонимно  можете высказать своё мнение относительно работы с лекарствами.

Очевидно, что за годы  работы у Вас накопился большой опыт и, наверняка, есть пожелания к усовершенствованию процедуры раздачи лекарств, хранению или списыванию медикаментов. Нам интересно Ваше мнение!

Инструкция: выберите ответ и подчеркните его. Или напишите самостоятельно своё мнение.

  1. Сколько лет Вы работаете медсестрой/медбратом? ____________________
  2. Как давно Вы проходили обучение по учёту и хранению лекарств?
  • в ________________году,
  • в медучилище студенткой,
  • не обучалась.

  1. Как давно Вы проходили обучение по особенностям введения лекарств?
  • в ________________году,
  • в медучилище студенткой,
  • не обучалась

  1. Вам приходилось делать инъекции наркотических средств?
  • да,
  • нет.

  1. Как,  по-Вашему, правильнее оформлять факт сделанной инъекции наркотического препарата? _________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Предположим, Вы нечайно разбили ампулу с наркотическим средством. Что Вы сделаете с осколками? ______________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Вам приходилось использовать наркотические лекарственные средства в виде трансдемальных форм  (подобно пластырю)?  
  • да,
  • нет.

  1. Как правильнее поступить с использованной наклейкой трансдермального  наркотического препарата?_____________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Если у учётного препарата срок годности подходит к концу, что необходимо сделать? ____________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Если Вам необходимо развести марганцовку, то надо ли записывать этот факт в учётный журнал?
  • да обязательно,
  • да возможно,
  • нет,
  • не знаю,
  • другое___________

  1. Где должны храниться препараты Инсулина для инъекций?__________________
  2. Перед инъекцией Инсулиа его необходимо  подогреть?
  • да,
  • нет,
  • не знаю
  1. Где должны храниться масляные препараты  для инъекций?__________________
  2. Перед инъекцией масляного препарата его необходимо  подогреть?
  • да,
  • нет,
  • не знаю
  1. Перед инъекцией суспензии ампулу надо:
  • встряхнуть,
  • подогреть,
  • ничего не делать.

  1. Приходилось ли Вам делать инъекции Эуфиллина?
  • да,
  • нет

  1. Как Вам кажется, надо ли разводить Эуфиллин перед его введением в вену? Почему?____________________________________________________________

  1. Где должен храниться Спирт этиловый?___________________________________

  1. Список А – это:
  • ядовитые,
  • сильнодействующие,
  • наркотические,
  • неучётные,
  • другое ___________________________________________________

  1. Список Б – это:
  • ядовитые,
  • сильнодействующие,
  • наркотические,
  • неучётные,
  • другое ___________________________________________________

  1. Ключи от сейфа передаются по смене:
  • с оформлением в Журнале,
  • без оформления в Журнале,
  • не обращала внимания,
  • другое ______________________

  1. На дверке сейфа висит лист с указанием:
  • названия препаратов,
  • высшие разовые дозы,
  • высшие суточные дозы,
  • рекомендуемые дозы на приём,
  • другое___________,
  • не обращала внимания

  1. Как Вы считаете,  где надо хранить неучётные таблетки?____________________

  1. Как Вы считаете, шкафчики с лекарствами надо запирать на ключ?
  • да,
  • нет,
  • необязательно,
  • не задумывалась

  1. При раздаче лекарств Вам приходится раскладывать:
  • по флакончикам из-под антибиотиков,
  • на бумажки,
  • в пластиковые таблетницы  с секциями,
  • другое ______________________________________________________

  1. При раздаче лекарств Вы объясняете пациенту как правильнее принять лекарство:
  • да,
  • нет,
  • иногда,
  • другое___________________________________.

  1. Входит ли в Ваши обязанности информирование  пациента о правилах приёма лекарства?
  • да,
  • нет

  1.  Читаете Вы на работе инструкции к препаратам? 
  • да часто,
  • да иногда,
  • нет неинтересно,
  • нет необходимости,
  • другое_____________________

  1. Хотелось бы Вам пройти  обучение по учёту и хранению лекарств?
  • обязательно,
  • возможно,
  • нет времени,
  • неинтересно,
  • другое______________

  1. Хотелось бы Вам пройти обучение по особенностям введения лекарств?
  • обязательно,
  • возможно,
  • нет времени,
  • неинтересно,
  • другое_______________

Приложение № 2

Результаты опроса

при проведении исследования среди медицинских сестёр

по теме:

«Особенности работы медсестры по хранению, учёту и использованию лекарственных средств»

Дата проводимого  опроса в процессе преддипломной практики:  28, 29,30 апреля;  2,5,10,13 мая.

Медицинские организации, где проводился опрос: ГБУЗ МО «Центральная клиническая психиатрическая больница»,   ГБУ Психоневрологический интернат.

Табл. № 1. Распределение опрашиваемых медсестёр по возрасту (вопрос 1)

Всего опрашиваемых

до 20 лет

от 21 до 30 лет

от 31 до 40 лет

от 41 до 50 лет

от 51 до 60 лет

от 61 до 70 лет

старше  71 года

кол-во

9

6

2

1

%

100%

66,6%

22,2%

11,1%

Табл. № 2. Распределение медсестёр относительно срока давности  обучения по учёту и хранению лекарств (вопрос 2)

Всего опрашиваемых

до 1 года

от 1 до 5 лет

от 5 до 10 лет

более 10 лет назад

в медучилище студенткой

не обучалась

кол-во

9

1

2

6

%

100%

11,1%

22,2%

66,6%

Табл. № 3. Распределение медсестёр относительно срока давности обучения по особенностям введения лекарств (вопрос 3)

Всего опрашиваемых

до 1 года

от 1 до 5 лет

от 5 до 10 лет

более 10 лет назад

в медучилище студенткой

не обучалась

кол-во

9

1

2

6

%

100%

11,1%

22,2%

66,6%

Табл. № 4. Распределение медсестёр относительно проведения инъекции наркотических средств? (вопрос 4)

Всего опрашиваемых

да

нет

кол-во

9

6

3

%

100%

66,6%

33,3%

Табл. № 5. Распределение медсестёр относительно того, как правильнее оформлять факт сделанной инъекции наркотического препарата? (вопрос5 )

Всего опрашиваемых

Варианты ответа опрашиваемых медсестёр

(вписаны из опросников)

В присутствии врача, сделать запись в журнал наркотических препаратов

Записать в журнал учета нарк. Средств, дату время инъекции

В присутствии врача, запись л/б процед. карте, в журнале учета накркот. средств

Сделать запись в журнале учета наркотических средств

Не выбрасываем ампулу и регистрируем в журнал нарк. Препаратов

В присутствии врача с записью в журнал нарк. ср-в, предъявить пустую ампулу

Записать в истории болезни, процедурной карте, журнале учета наркот. ср-в

Кол-во

9

1

2

1

1

1

2

1

%

100%

11,1%

22,2%

11,1%

11,1%

11,1%

22,2%

11,1%

Табл. № 6. Распределение медсестёр относительно действий, если разбили ампулу с наркотическим средством. Что Вы сделаете с осколками? (вопрос 6 )

Всего опрашиваемых

Варианты ответа опрашиваемых медсестёр

(вписаны из опросников)

Соберу осколки и сдам

Не разбивала, собрать осколки, сдать

Соберу осколки. Сдам ст. мед. Сестре

Сдать ст. м/с зафиксировать в журн-е нарк. Преп-в

Не разбивала, доложить руководству, оформить надлежащ. Лит-ру, сдать осколки

Собрать осколки, сделать запись в журнале

Кол-во

9

1

1

4

1

1

1

%

100%

11,1%

11,1%

44,4%

11,1%

11,1%

11,1%

Табл. № 7. Вам приходилось использовать наркотические лекарственные средства в виде трансдемальных форм  (подобно пластырю)? (вопрос 7)

Всего опрашиваемых

да

нет

кол-во

9

9

%

100%

100%

Табл. № 8. Если у учётного препарата срок годности подходит к концу, что необходимо сделать? (вопрос 9)

Всего опрашиваемых

Варианты ответа опрашиваемых медсестёр

(вписано из опросников)

До использовать и сдать и сдать старшей м/с

Использую до истечения срока годности

Использовать до срока годности по правилам с оформлением док-ов.

Сообщить врачу, передать ст. м/с для списания, до использовать

Сдать ст. м/с и записать в журнал нарк. Ср-в

Сдать обратно дифектуру

Препарат следует использовать до срока годности

Кол-во

9

1

1

1

1

1

1

2

%

100%

11,1%

11,1%

11,1%

11,1%

11,1%

11,1%

11,1%

Табл. № 9. Если Вам необходимо развести марганцовку, то надо ли записывать этот факт в учётный журнал? (вопрос 10)

Всего опрашиваемых

да обязательно

да возможно

нет

не знаю

другое (выписать)

кол-во

9

3

-

6

-

-

%

100%

33,3%

66,6%

Табл. № 10. Где должны храниться препараты Инсулина для инъекций? (вопрос 11)

Всего опрашиваемых

Варианты ответа опрашиваемых медсестёр

(вписано из опросников)

В холодильнике

Неиспользуемый (новый) хранится в хлод-ке

Используемый  - при комнатной температуре

В холодильнике в упаковке, исп. Открывают флакон,  хр. При комн. t0

Иное

Кол-во

9

6

1

1

1

-

%

100%

66,6%

11,1%

11,1%

11,1%

0%

Табл. № 11. Перед инъекцией Инсулиа его необходимо  подогреть? (вопрос 12)

Всего опрашиваемых

да

нет

не знаю

кол-во

9

9

%

100%

100%

Табл. № 12. Где должны храниться масляные препараты  для инъекций? (вопрос 13)

Всего опрашиваемых

Варианты ответа опрашиваемых медсестёр

(вписано из опросников)

В шкафу

Ничего не ответили

….

….

Кол-во

9

7

2

%

100%

77,7%

22,2%

Табл. № 13. Перед инъекцией масляного препарата его необходимо  подогреть? (вопрос 14)

Всего опрашиваемых

да

нет

не знаю

кол-во

9

9

%

100%

100%

Табл. № 14. Перед инъекцией суспензии ампулу надо (вопрос 15)

Всего опрашиваемых

встряхнуть

подогреть

ничего не делать

кол-во

9

9

%

100%

100%

Табл. № 15. Приходилось ли Вам делать инъекции Эуфиллина? (вопрос 16)

Всего опрашиваемых

да

нет

кол-во

9

9

%

100%

100%

Табл. № 16. Как Вам кажется, надо ли разводить Эуфиллин перед его введением в вену? Почему? (вопрос 17)

Всего опрашиваемых

Варианты ответа опрашиваемых медсестёр

(вписано из опросников)

Разводим на NaCl 0,9 1:1

Р-р эуфилина вводится медленно, необходимо разводить

Да, резко снижается АД

Обязательно, может наступить коллапс

Надо, чтоб не снизилось АД, и не возникла тахикардия

Надо, легче переноситься

Ничего не ответили

Обязательно, более щадящее воздействие

Да, надо на NaCl, т.к. его концентрация снижается и вводить медленно

Кол

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

%

100%

11,1%

11,1%

11,1%

11,1%

11,1%

11,1%

11,1%

11,1%

11.1%

Табл. № 17. Где должен храниться Спирт этиловый? (вопрос 18)

Всего опрашиваемых

Варианты ответа опрашиваемых медсестёр

(вписать из опросников вместо многоточия)

В сейфе

….

….

….

Кол-во

9

9

%

100%

100%

Табл. № 18. Список А (вопрос 19)

Всего опрашиваемых

ядовитые

сильнодействующие

наркотические

неучётные

другое (выписать)

кол-во

9

9

7

9

%

100%

100%

77,7%

100%

Табл. № 19. Список Б (вопрос 20)

Всего опрашиваемых

ядовитые

сильнодействующие

наркотические

неучётные

другое (выписать)

кол-во

2

4

6

%

100%

22,2%

44,4%

66,6%

Табл. № 20. Знание  процедуры передачи ключей от сейфа по смене: (вопрос 21)

Всего опрашиваемых

с оформлением в Журнале

без оформления в журнале

не обращала внимания

другое (выписать)

кол-во

9

9

%

100%

100%

Табл. № 21. На дверке сейфа висит лист с указанием: (вопрос 22)

Всего опрашиваемых

названия препаратов

высшие разовые дозы

высшие суточные дозы

рекомендуемые дозы на приём

другое (вписать)

не обращала внимания

кол-во

9

9

9

8

%

100%

100%

100%

88,8%

Табл. № 22. Как Вы считаете,  где надо хранить неучётные таблетки? (вопрос 23)

Всего опрашиваемых

Варианты ответа опрашиваемых медсестёр

(вписать из опросников вместо многоточия)

В шкафу

….

….

….

Кол-во

9

9

%

100%

100%

Табл. № 23. Как Вы считаете, шкафчики с лекарствами надо запирать на ключ?

Всего опрашиваемых

да

нет

необязательно

не задумывалась

кол-во

9

8

1

%

100%

88,8%

11,1%

Табл. № 24. При раздаче лекарств Вам приходится раскладывать: (вопрос 25)

Всего опрашиваемых

по флакончикам из-под антибиотиков

на бумажки

в пластиковые таблетницы  с секциями

другое (выписать)

кол-во

9

9

%

100%

100%

Табл. № 25. При раздаче лекарств Вы объясняете пациенту как правильнее принять лекарство: (вопрос 26)

Всего опрашиваемых

да

нет

иногда

другое

кол-во

9

9

%

100%

100%

Табл. № 26. Входит ли в Ваши обязанности информирование  пациента о правилах приёма лекарства? (вопрос 27)

Всего опрашиваемых

да

нет

кол-во

9

9

%

100%

100%

Табл. № 27. Читаете Вы на работе инструкции к препаратам? (вопрос 28)

Всего опрашиваемых

да часто

да иногда

нет неинтересно

нет необходимости

Другое

кол-во

9

7

2

%

100%

77,7%

22,2%

Табл. № 28. Хотелось бы Вам пройти  обучение по учёту и хранению лекарств? (вопрос 29)

Всего опрашиваемых

обязательно

возможно

нет времени

неинтересно

другое

кол-во

9

2

6

1

%

100%

22,2%

66,6%

11,1%

Табл. № 29. Хотелось бы Вам пройти обучение по особенностям введения лекарств? (вопрос 30)

Всего опрашиваемых

обязательно

возможно

нет времени

неинтересно

другое

кол-во

9

2

7

%

100%

22,2%

77,7%

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение ................................................................................................2 стр.
  2. Теоретические основы исследования .................................................4 стр.
  3. Практические результаты исследования ..........................................10 стр.
  4. Заключение ..........................................................................................18 стр.
  5. Библиография.......................................................................................19 стр.
  6. Приложение № 1 Опросник для проведения исследования среди медицинских сестёр.............................................................................21 стр.
  7. Приложение № 2  Результаты опроса при проведении исследования серди медицинских сестёр .................................................................25 стр.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка практического занятия "Правила учета и хранения лекарственных средств"

Методическая разработка урока посвящена теме «Правила хранения и учета лекарственных средств».Данная тема позволяет студентам ознакомиться с основными правилами хранения и распределения лекарственных ...

Актуальные вопросы развития логического мышления у обучающихся (опыт учебного исследования в рамках дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности»)

В данной статье автор рассматривает актуальные вопросы развития логического мышления у обучающихся в системе СПО на примере проведения учебного исследования в рамках преподавания дисциплины «Осн...

Методическое руководство к практическому занятию "Синтетические противомикробные лекарственные средства"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19478851","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19478854","...

Методическая разработка Классификация, применение. хранение антисептических и дезинфицирующих лекарственных средств по УД Фармакология специальнось 34. 02.01 Сестринское дело

Методическая разработка Классификация, применение. хранение антисептических и дезинфицирующих лекарственных средств по УД Фармакология специальнось 34. 02.01 Сестринское дело...

Дипломная работа на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ". Содержит теоретическую и практическую части.

Сегодня педагоги ищут способы эффективного обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников...


 

Комментарии

Тимофеев Юрий Александрович

Интересная работа!

Штыкова Мария Алексеевна

Спасибо!