Опыт применения индивидуального подхода в работе классного руководителя с «нестандартными» студентами образовательного учреждения СПО.
статья на тему

Большиченко Елена Александровна

показан опат работы классного руководителя.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт применения   индивидуального подхода для  работы   классного руководителя с «нестандартными» студентами группы образовательного учреждения системы  СПО.

Вопросы воспитания, обучения и развития личности  остаются одной из главных проблем современного общества. Цель воспитания обучающихся  - создание условий для формирования и развития личности - высокообразованной, коммуникабельной, успешной, сопереживающей.

Так получается, что у  образовательных учреждений СПО особенная миссия: на первый курс принимаются   на обучение  школьники- девятиклассники,  а в конце  4 курса   выпускаются   взрослые, самостоятельные  люди.  Что происходит  за эти 4 года?  Включаются  процессы  обучения и воспитания.  Качественное обучение гарантируется исполнением  Федерального государственного стандарта, становлением личности  занимается коллектив педагогов. Самым близким и заинтересованным  человеком  для  студентов на это время становиться классный руководитель.

Основная задача классного руководителя – сохранение индивидуальности и неповторимости личности каждого студента, формирование обстоятельств для выявления потенциала талантов обучающегося, создание условий  для их качественного развития, для достаточного  умственного, нравственного и физического роста.

Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность.

Перед классным руководителем возникают  задачи, которые ему необходимо решить в течение очень ограниченного временного промежутка.

Первая, крайне важная задача- строительство системы воспитывающей и развивающей деятельности. Первоначальность  данной проблемы неоспорима, ибо там, где нет организационной деятельности, там нет воспитания, а формирование  личности доверяется  случаю и непредвиденным  обстоятельствам.

Организация и развитие коллектива — вторая, но не менее важная  задача классного руководителя.

Помощь в становлении личности ученика, создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей — третья задача воспитательных воздействий классного руководителя. [2]

Все вышеперечисленные задачи   не выполнимы без применения  индивидуального  подхода в воспитании студентов.

Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на человека преломляется через его индивидуальные особенности, без учёта которых невозможен действенный процесс воспитания.

Без индивидуальной работы классного руководителя с каждым обучающимся, классное руководство было бы пустым местом в воспитании поскольку, именно индивидуальная работа, индивидуальный подход к каждому ребенку дает возможность воспитать в нем личность. [1]

Индивидуальный  подход в воспитании студентов применим ко  всем областям  их деятельности: учебной, трудовой, культурно-развлекательной и т.д. При проведении индивидуальной работы классный руководитель группы студентов   в процессе своей воспитательной  деятельности постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи студентов внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в человеке общественные начала. Такие качества, как доброжелательность, толерантность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело не воспитаешь у обучающихся  без взаимодействия с коллективом. В процессе индивидуального подхода к воспитанию личности студентов, перед преподавателем – воспитателем стоит задача выявить позицию студентов в самой группе (формальные и неформальные лидеры, ведомые члены коллектива), правильно выбрать актив группы, что, несомненно, поможет сформировать подходящую эмоциональную атмосферу в коллективе.

Приведем пример  работы классного руководителя в  группе  образовательного  учреждения  системы СПО.

В группе сложились доброжелательные отношения между студентами,  присутствовали взаимовыручка и поддержка.

Большая часть  детей имели  положительную динамику в обучении, некоторые студенты были  просто «звездочки».  Но  были  и дети, которые  требовали  более внимательного отношения.

Студент     Михаил

У  Миши  и его  старшей сестры  родители  были   приемными. Семья жила в сельской местности, помимо работы,  родители были заняты уходом за  домашними животными.  Возможно, поэтому детям уделялось  несколько  меньше внимания, чем требовалось.  Проблемы Миши  показали себя с первых дней обучения.  Ребенок  был замкнут, с товарищами общался мало. Проживая в общежитии,  свободное время  тратил на компьютерные  игры, совершенно не обращая внимание на беспорядок в комнате.  Когда  получал замечания, обещал все исправить, но очень скоро  забывал об обещанном.  Проблемы начались и в процессе обучения, а через какое - то время студент вообще перестал посещать занятия.   С Мишей   несколько раз проводили беседы  классный руководитель и психолог.  В результате    выяснилось, что изначально  ребенок  очень четко сформировал  представление о своей будущей профессии, но родители решили иначе, и Миша вместо желаемого «учителя физкультуры»   должен был  выучиться на  «техника-строителя».  Стало очевидно, что именно с родителями  необходимо было проводить  работу по разъяснению  права выбора ребенком  своего  будущего. В результате  Миша и его родители  пришли к взаимопониманию,  и  родители перевели его в желаемое  учебное заведение.

Студент  Алексей

Алексей является инвалидом 1 группы.  Летом, катаясь с товарищем на мотоцикле, попал в аварию, почти сутки  пролежал в поле в бессознательном состоянии. Врачи сделали очень многое, но необходима была так,  же социальная реабилитация. Как выяснилось позже,  мама  студента  очень переживала, что Алексей не справиться с обучением, не сможет адаптироваться в коллективе.  Но коллектив не подвел! Группа приняла Лешу,  совершенно не замечая некоторых изменений после аварии.  Поскольку  Алексей  серьезно относился к обучению, работа классного руководителя  заключалась в контроле  успеваемости, постоянной связи с мамой и беседами со студентом. Беседы с Алексеем  носили характер  «встретились два друга на перемене ».  Разговор шел о том, что  с заданиями  студент справляется,  выглядит замечательно. Так же  проводилась профессиональная ориентация: куда можно пойти работать после окончания обучения.

В результате  стеснительный и смущающийся Леша  перерос все сомнения  и  покинул учебное заведение  обычным  уверенным в себе человеком.

Студент  Дмитрий  

Дмитрий, так же как и Алексей, являлся инвалидом 1 группы, но совершенно по другому заболеванию. Дмитрий  слабослышащий ребенок. Несмотря на использование специального аппарата, Дмитрий очень часто переспрашивал не услышанные фразы,  конфузясь  и извиняясь,  каждый раз.   Успеваемость была невысокая, были  пропуски занятий без уважительной причины.  К тому же оказалось, что мама  работает в другом городе, а за Димой присматривает бабушка. Положительным было то, что  студент  сам постоянно выходил на контакт  с классным руководителем, а так же   его понимание необходимости получения образования.  Что бы поддержать  студента   классный руководитель применила небольшую хитрость: в разговорах с   Дмитрием сама  часто переспрашивала фразы, не стеснялась говорить,  что не очень хорошо слышит.  А еще они вместе постоянно отслеживали, что в поведении на  занятиях необходимо изменить, какую отметку нужно срочно исправить, и это привело к  положительному результату. Дима  окончил образовательное учреждение, пусть и не с очень высокими  оценками, но самостоятельным человеком.

Студент Сергей.

Сергей  достаточно хорошо зарекомендовал себя, обучаясь на первом курсе  техникума. Проблемы, возникшие на втором курсе,  были несколько неожиданными. Студент допустил много пропусков без  уважительной причины, оценки снизились, преподаватели стали замечать агрессию в поведении. Несколько раз  со студентом  проводились беседы. Тон беседы был доброжелательным, классный руководитель показывал, что  готов  разобрать любую ситуацию, сложившуюся на данный момент в жизни студента.  Сергей принимал тон беседы, агрессия разговора постепенно снижалась, но суть обстоятельств не прояснялась.  Приглашенные для беседы  родители  причину  поведения Сергея так же не объясняли.  Ситуация определилась резко и очень положительно.   В представляемом  учебном заведении на  праздник  «День студента»  поощряются и награждаются  лучшие студенты.  Среди фамилий студентов   номинированных на награждение за отличительные заслуги  прозвучали  и фамилия  Сергея- чемпиона мира по пауэрлифтингу. Все  это  время  студент тренировался и  учился одновременно.  Учебное заведение оценило  стремление студента,  несмотря на спортивные успехи,   получить техническое образование.  В результате преподаватели  при обучении Сергея стали  применять  индивидуальный подход: разрабатывали индивидуальные задания  и определяли график  работы в дополнительное время.

Представленные примеры показывают, что индивидуальный подход  - это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе, которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Еще это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности в воспитании ребенка. Именно этой подход определяет положение студента в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а, следовательно, означает становление субъективных отношений.  [5]

Список литературы

  1. Стефановская, Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности / Т.А. Стефановская. - 3-е изд. - М.: Академия, 2008. - 190 с.
  2. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru.
  3. Губанова, М.И. Учитель и ученик: грамотность, компетентность, технологичность: учебное пособие / М.И. Губанова, Е.П. Лебедева. - Кемерово: Изд. КРИПКиПРО, 2013. - 167 с.
  4. Лемов, Д. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей / Д. Лемов; пер. с англ. О.Медведь. - М: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 416 с.
  5. http://xreferat.com/71/5511-1-sistema-lichnostnogo-orientirovannogo-obrazovaniya.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Опыт работы классного руководителя по формированию толерантности обучающихся ГБОУ ЦО № 133 Невского района города Санкт-Петербурга.

Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию толерантности среди обучающихся, на основании современных методик и технололий исследования вышеуказанной проблематики....

Опыт работы классного руководителя по формированию толерантности обучающихся ГБОУ ЦО № 133 Невского района города Санкт-Петербурга.

Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию толерантности среди обучающихся, на основании современных методик и технололий исследования вышеуказанной проблематики....

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...

Индивидуальный план работы классного руководителя

Индивидуальный план работы классного руководителя является одним из основных документов для работы. Включает в себя следующие разделы: работа со студентами, работа с родителями, работа с преподавателя...

Квалификационная работа по проблеме «Воспитание и социализация подрастающего поколения в условиях современного образовательного учреждения» (на примере планирования работы классного руководителя)

Проблемы воспитания и социализации ребенка в образовательном учреждении обусловлена современным состоянием школы, как института социализации, а, следовательно, и положением детей в ней и за ее предела...

«Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя»

laquo;Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя»...