Методические указания к внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся
учебно-методический материал на тему

Самостоятельная работа обучающихся  является одной из основных форм  внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ. Согласно Положения об организации самостоятельной работы обучающихся на основании компетентностного подхода к реализации профессиональных образовательных программ, видами заданий для самостоятельной работы являются подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению  на семинаре (конференции), материалов-презентаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_ukazaniya.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

ГБПОУ  «Ставропольский государственный политехнический колледж»

Методические указания

к внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся

по подготовке презентаций

Преподаватель:

Карасева Н.В.

Ставрополь – 2016

 «Лучший человек тот, кто более всех прилагает усилий к самосовершенствованию, и счастливейший человек тот, кто более всех чувствует, что он совершенствуется»

СОКРАТ

Пояснительная записка

Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.

Самостоятельная работа обучающихся  является одной из основных форм  внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.  

Целью самостоятельной работы обучающихся является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода  к  решению проблем учебного и профессионального уровня. 

Этапы самостоятельной работы:

- осознание учебной задачи, которая решается с помощью данной самостоятельной работы;

- ознакомление с инструкцией о её выполнении;

- осуществление процесса выполнения работы;

- самоанализ, самоконтроль;

- проверка работ обучающегося, выделение и разбор типичных преимуществ и ошибок.

Согласно Положения об организации самостоятельной работы обучающихся на основании компетентностного подхода к реализации профессиональных образовательных программ, видами заданий для самостоятельной работы являются подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению  на семинаре (конференции), материалов-презентаций, подготовка реферата и др.

Методические рекомендации по подготовке презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS Power Point. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления. Удерживать активное внимание слушателей можно не более 15 минут, а, следовательно, при среднем расчете времени просмотра – 1 минута на слайд, количество слайдов не должно превышать 15-ти.

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

- объем текста на слайде – не больше 7 строк;

- маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

- отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

- значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

- выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

- использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах).

Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Порядок и принципы выполнения компьютерной презентации

Перед созданием презентации необходимо четко определиться с целью, создаваемой презентации, построить вступление и сформулировать заключение, придерживаться основных этапов и рекомендуемых принципов ее создания.

Основные этапы работы над компьютерной презентацией:

  1. Спланируйте общий вид презентации по выбранной теме, опираясь на собственные разработки и рекомендации преподавателя.
  2. Распределите материал по слайдам.
  3. Отредактируйте и оформите слайды.
  4. Задайте единообразный анимационный эффект для демонстрации презентации.
  5. Распечатайте презентацию.
  6. Прогоните готовый вариант перед демонстрацией с целью выявления ошибок.
  7. Доработайте презентацию, если возникла необходимость.

Основные принципы выполнения и представления компьютерной презентации:

  • помните, что компьютерная презентация не предназначена для автономного использования, она должна лишь помогать докладчику во время его выступления, правильно расставлять акценты;
  • не усложняйте презентацию и не перегружайте ее текстом, статистическими данными и графическими изображениями. Наиболее эффективная презентация Power Point – простая презентация;
  • Не читайте текст на слайдах. Устная речь докладчика должна дополнять, описывать, но не пересказывать, представленную на слайдах информацию;
  • дайте время аудитории ознакомиться с информацией каждого нового слайда, а уже после этого давать свои комментарии показанному на экране. В противном случае внимание слушателей будет рассеиваться;
  • делайте перерывы. Не следует торопиться с демонстрацией последующего слайда. Позвольте слушателям подумать и усвоить информацию;
  • предложите раздаточный материал в конце выступления, если это необходимо. Не делайте этого в начале или в середине доклада, т.к. все внимание должно быть приковано к вам и к экрану;
  • обязательно отредактируйте презентацию перед выступлением после предварительного просмотра (репетиции).

Требования к оформлению презентации

Показатель

Требования

Основные слайды презентации

1. Титульный лист.

2. Желательно слайд с фотографией автора и контактной информацией об авторе (Курс, место учебы).

3. Содержание с кнопками навигации.

4. Основные пункты презентации.

5. Список источников

6. Завершающий слайд. Обычно копия слайда №2 с контактной информацией.

Можно объединить слайд №1 и слайд №2.

Размещение изображений (фотографий), их оптимизация

В презентации размещать только оптимизированные (например, уменьшенные с помощью Microsoft Office Picture Manager) изображения, т.к. фото «весом» в 2 Мб превращается в 50 – 200 Кб).

Материалы расположить на слайдах так, чтобы слева, справа, сверху, снизу от края слайда оставались свободные поля.

Воздействие цвета

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один - для фона, один - для заголовка, один - для текста.

Для фона и текста использовать контрастные цвета.

Обратить особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Цвет фона.

Единство стиля

Для фона необходимо выбирать более холодные тона (синий или зеленый). Пёстрый фон не применять. Для лучшего восприятия старайтесь придерживаться единого формата слайдов (одинаковый тип шрифта, сходная цветовая гамма).

Анимационные эффекты

Анимация не должна быть навязчивой.

Желательно не использовать побуквенную или аналогичную анимацию текста, а также сопровождение появления текста звуковыми эффектами (из стандартного набора звуков PowerPoint)

Не рекомендуется применять эффекты анимации к заголовкам, особенно такие, как «Вращение», «Спираль» и т.п.

В информационных слайдах анимация объектов допускается только в случае, если это необходимо для отражения изменений и если очередность появления анимированных объектов соответствует структуре работы.

Использование списков

Списки использовать только там, где они нужны.

Возможно использование от 3 до 5 пунктов.

Большие списки и таблицы разбивать на 2 слайда.

Чем проще, тем лучше.

Содержание информации

При подготовке слайдов в обязательном порядке должны соблюдаться принятые правила орфографии, пунктуации, сокращений и правила оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.)

Расположение информации на странице

Проще считывать информацию, расположенную горизонтально, а не вертикально.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Желательно форматировать текст по ширине.

Не допускать «рваных» краёв текста.

Уровень запоминания информации зависит от её расположения на экране.

33%

28%

16%

23%

Шрифт

Текст должен быть хорошо виден.

Размер шрифта не должен быть мелким.

Самый «мелкий» для презентации - шрифт 22 пт.

Отказаться от курсива.

Больше «воздуха» между строк (межстрочный интервал полуторный).

Использовать шрифты без засечек (их легче читать): Arial, Verdana для всей презентации.

Способы выделения информации

Следует использовать:

рамки, границы, заливку, разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки.

Если хотите привлечь внимание к информации, используйте рисунки, диаграммы, схемы.

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации, т.к. запоминается не более трех фактов, выводов, определений.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Разветвлённая навигация

Используйте навигацию для обеспечения интерактивности и нелинейной структуры презентации. Это расширит ее область применения. (Навигация - это переход на нужный раздел из оглавления).

Навигация в презентации должная осуществляться в 3 щелчка.

Завершение презентации

Последний слайд копирует первый.

Не рекомендуется:

- перегружать слайд текстовой информацией;

- использовать блоки сплошного текста;

- в нумерованных и маркированных списках использовать уровень вложения глубже двух;

- использовать переносы слов;

- использовать наклонное и вертикальное расположение подписей и текстовых блоков;

- текст слайда не должен повторять текст, который преподаватель произносит вслух (зрители прочитают его быстрее, чем расскажет преподаватель, и потеряют интерес к его словам).

Критерии оценки творческих презентаций (примерные)

Параметры оценки

баллы

1

 Титульный лист с заголовком

5

2

Использование дополнительных эффектов  (смена слайдов, звук, графика)

10

3

Использование анимации

5

4

Текст (хорошо написан, структурирован, объем информации, шрифт, расположение информации,)

20

5

Выводы

5

6

Слайды в логической последовательности

5

7

Красивое оформление презентации (цвет, фон стиль)

10

Шкала оценки:

60-50 баллов  – «5»

49-42 баллов – «4»

41-30 баллов – « 3»

Литература

1. ГОСТ 7.32–2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. –Введ. 2002-06-30. – М.: Стандартинформ, 2008. – 20 с.

2. ГОСТ 7.82–2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. – Введ. 2002–06–30. – Москва: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2001. – 27 с.

3. ГОСТ 7.1–2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Введ. 2004-07-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2004. – 48 с.

4. ГОСТ 7.88–2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Правила сокращения заглавий и слов в заглавиях публикаций. –Введ. 2005-05-01. - М.: Стандартинформ, 2006. – 8 с.

5. ГОСТ 7.89–2005. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Оригиналы текстовые авторские и издательские. Общие требования. – Введ. 2006-06-30. - М.: Стандартинформ, 2006. – 19 с.

6. Дубовый В.К., Парамонова Л.Л. Общие требования и правила оформления студенческих работ. Учебное пособие. – СПб, 2010.– 118 с.

7. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 64 с.

          8. Осипенко О.И. Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов  / составитель методист УК ОмГПУ Омск, 2012. college.omgpu.ru/met_srs.docx

           9. Самостоятельная познавательная деятельность студента: методическое пособие / Сост. Е.В. Гребенникова. М., 2002.

            10. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов). М., 2000.

         11. Самостоятельная работа студентов: Учебно – методическое пособие/ О.В. Уваровская, И.Ю. Краева. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2009. www.syktsu.ru/.../Metodicheskie-rekomendacii-po-samost-rabote-uchash


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОХРАНА ТРУДА»

Дисциплина «ОХРАНА ТРУДА» входит в профессиональный цикл образовательной программы по специальности 190631 Техническое обслужив...

Методические указания к внеаудиторным самостоятельным работам по физике для студентов по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Даны методические указания к внеаудиторным самостоятельным работам по физике для студентов по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта...

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Математические методы» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 09.02.03

Коробкина В. М. Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Математические методы» Воронеж: «Воронежский государственный промышленно- экономический...

Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе по общеобразовательной учебной дисциплине «Физическая культура» по специальности 19.02.10. Технология продукции общественного питания

Методические указания  по внеаудиторной самостоятельной работе  по общеобразовательной учебной дисциплине  «Физическая культура» по специальности 19.02.10.  Технология продукции об...

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Технологические процессы лесозаготовок"

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Технологические процессы лесозаготовок" предназначен для демонстрации материала в системе СПО...

Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе по учебной дисциплине Физическая культура

Методические указанияпо внеаудиторной самостоятельной работе по учебной дисциплине Физическая культура Специальность: 54.02.01. Дизайн (по отраслям)( Графический дизайн)...