Применение здоровосберегающих технологий на современном уроке
классный час на тему

Плиева Эльза Федоровна

Беседа 1. Правила и навыки личной гигиены.

Цель: раскрыть понятие «личная гигиена», познакомить учащихся с основными правилами личной гигиены, объяснить, что их соблюдение - важное средство сохранить свое здоровье.

Беседа 2. Что такое здоровье? 

Цели и задачи.

Беседа направлена на формирование у учащихся мотивации к здоровому образу жизни. У детей развиваются  высокая работоспособность и устойчивость  к заболеваниям, уверенность в себе, основанная на умении управлять своими мыслями, стремление и умение заботиться о собственном здоровье и строить свое поведение без ущерба для здоровья других людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение  здоровьесберегающих  технологий на современном уроке.

                     

  Есть  клятва Гиппократа, есть присяга военного. А клятвы учителя пока нет.

А начинаться она должна так: «Обязуюсь защищать здоровье и благополучие учащегося…». Девизом моей работы являются слова Н. М. Амосова: «Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».

     Здоровье современных школьников серьезная национальная проблема. Влияние школы на формирование здоровья учащихся – длительное и непрерывное, ведь в образовательном учреждении дети и подростки проводят 1/3 суток. Поэтому, именно школа должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем потребностей в здоровом образе жизни.

     Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе, я  создала при  МБОУ «СОШ№23» клуб «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ). С сентября 2012 года являюсь руководителем этого клуба.   Клуб ЗОЖ  включает в себя волонтерскую группу, которые  пропагандируют  здоровый  образ  жизни. Основные направления деятельности клуба ЗОЖ:

1.Просветительская и воспитательная работа по здоровому образу жизни  среди школьников;

2.Физическая активность;

3.Профилактическая работа по искоренению негативных явлений (курение, алкоголизм, наркомания)  среди школьников.

    Ежемесячно клубом «ЗОЖ» проводятся информационно–разъяснительные мероприятия, касающиеся профилактики «социальных» заболеваний.

Темы проведенных мероприятий:

1.О вреде алкоголя.

2.Что такое здоровый образ жизни?

3.Курение и его последствия.

4.Как важно быть стройным.

5.Наркомания.

6.Правила личной гигиены.

7.Физкультминутки.

Цели и задачи  этих мероприятий:

1.Пропаганда здорового образа жизни.

2.Просвещение школьников в вопросах здоровья человека.

3.Выработка у школьников потребности в здоровом образе жизни.

    В МБОУ «СОШ№23» заведен сайт, на котором, в разделе «ЗОЖ», размещены темы бесед и мероприятий, проводимых мною с  учащимися.    Хочу предложить цикл бесед о здоровом образе жизни, проведенных с детьми младшего школьного возраста.

Беседа №1. Правила и навыки личной гигиены.

Цель: раскрыть понятие «личная гигиена», познакомить учащихся с основными правилами личной гигиены, объяснить, что их соблюдение - важное средство сохранить свое здоровье.

   Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

 А что такое тело? На одном ученике показываю, обведя рукой его голову, туловище, руки, ноги и объясняю, что все это в целом называется – тело человека. Наше тело покрыто кожей. Кожа гладкая, эластичная, способна растягиваться при движениях.        

    А когда вы бегаете и прыгает, то вам  становится жарко и на коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже всегда есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов.

   Грязная кожа может принести вред здоровью. Кроме того, грязные, неряшливые люди  всегда неприятны окружающим. Вот  почему кожу надо мыть, за ней необходимо ухаживать.  

Правила ухода за своим телом.

1.Каждое утро необходимо умываться: мыть руки, лицо, шею. Умываться также нужно после прогулок и вечером.

2.Перед сном обязательно мойте ноги, потому что на ногах особенно сильно потеет кожа, накапливается грязь.

3.Все тело надо мыть не реже одного  раза в неделю дома в ванне, под душем или в бане. Для того чтобы снять с кожи жир и грязь, мяться нужно обязательно теплой водой, натирая тело мочалкой с мылом. После мытья следует надеть чистое белье.

4.  Очень тщательно нужно промывать волосы, так как на них и между  ними накапливается много кожного жира, грязи и пыли. Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше промываются. Поэтому желательно, чтобы мальчики стригли волосы коротко, особенно в летнее время. Девочкам же, у которых длинные волосы, нужно мыть голову не реже одного раза в неделю. После мытья тщательно их расчесывать только своей и обязательно чистой расческой.

5.Тщательного ухода требуют также ногти. Их необходимо аккуратно подстригать (на пальцах рук – один раз в неделю, на пальцах ног один раз в две недели), потому что под длинными ногтями скапливается грязь, удалить которую трудно. Кроме того, такими ногтями можно поцарапать кожу себе и товарищу. Грязные ногти – признак неаккуратного, неряшливого человека, который не соблюдает правила личной гигиены.

 6.Особенно важно следить за чистотой своих рук. Руками вы берете различные предметы – карандаши, ручки, тетради, мячи, гладите животных

(кошку, собаку), беретесь за дверные ручки, предметы в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто не видимая глазами, и она остается на коже ваших пальцев. Если брать немытыми руками хлеб, яблоко, конфету и т.п., то эта грязь с рук попадает сначала на продукты, а с ними через рот в наш организм. Это грозит заражением такими тяжелыми заболеваниями, как дизентерия, брюшной тиф, желтуха (болезнь Боткина) и др. Касаться своего лица руками можно только во время умывания.

7.К сожалению, некоторые ребята имеют дурную привычку во время урока, приготовления домашних заданий и т.п. постоянно тереть лицо, глаза, подпирать щеки рукой. А руки – то грязные!

 Вопросы для закрепления темы.

Вопрос №1

Что такое личная гигиена?

Правильный ответ. Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

Вопрос №2

Почему необходимо мыть руки перед едой?

Правильный ответ. На грязных руках содержится большое количество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызывать заболевания.  Вопрос №3

Почему  мыть лицо, шею и руки нужно значительно чаще, чем все тело?

Правильный ответ. Руки, лицо и шея у человека наиболее подвержены загрязнению, так как не  скрыты одеждой. Кроме того, на лице имеется большое количество сальных желез, и кожный жир, который они вырабатывают, является хорошей питательной средой для микробов.

Вопрос №4

Зачем надо коротко стричь ногти?

Правильный ответ. Под ногтями собираются грязь и микробы – возбудители заразных болезней.

Вопрос №5

Сколько раз в день необходимо умываться?

Правильный ответ. Умываться необходимо два раза в день – утром после сна и вечером перед сном.

Вопрос №6

Как часто нужно мять все тело и голову?

Правильный ответ. Все тело и голову необходимо тщательно мыть мылом и мочалкой  не реже одного раза в неделю.

Вопрос №7

Как часто нужно мыть руки?

Правильный ответ. Руки нужно мыть несколько раз в день – перед едой, после посещения туалета, придя с улицы, после  общения с животными, то есть после любого загрязнения.

Вопрос № 8

Как часто нужно стричь ногти на руках и ногах?

Правильный ответ. Ногти на руках необходимо стричь один раз в неделю , на ногах – один раз в две недели.

Вопрос №9

Как часто надо мыть ноги.

Правильный ответ. Ноги нужно мыть один раз в день (ежедневно перед сном).

        

                                                                                  Плиева Э.Ф.

                                                              Педагог дополнительного образования                    

                                                            МБОУ «СОШ№23» п. Айхал.

Беседа №2 Что такое здоровье?

Цели и задачи.

Беседа направлена на формирование у учащихся мотивации к здоровому образу жизни. У детей развиваются  высокая работоспособность и устойчивость  к заболеваниям, уверенность в себе, основанная на умении управлять своими мыслями, стремление и умение заботиться о собственном здоровье и строить свое поведение без ущерба для здоровья других людей.

    Что такое здоровье? ЗДОРОВЬЕ – сила и ум, красота. Это то, что нужно беречь. Это – самое большое богатство.

     У здорового человека все получается. Если нет здоровья, то нет и счастья.   Здоровье нужно всем: и детям, и взрослым. И даже животным. А как вы думаете, что нужно делать, чтобы быть здоровым? Если вы хотите хорошо расти и быть сильными и ловкими, нужно научиться заботиться о своем здоровье.

     Береги здоровье смолоду! Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. Надо стараться не болеть, даже когда ты маленький. Надо закаляться, делать гимнастику, чтобы всю жизнь до старости не поддаваться болезням.

Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать режим дня.

     Умение организовать  свое время - ценное качество. Особенно важно научиться соблюдать режим дня со школьных лет. Нужно распределять свое время так, чтобы сон был достаточно продолжительным, а пища принималась не меньше четырех раз в день и обязательно в определенные часы.  Кроме того, нужно больше бывать на свежем воздухе. При хорошо  продуманном режиме дня времени хватает  на все: на учебу и отдых, занятия в кружках и помощь родителям, чтение и занятие спортом.

              Знакомство  с осанкой.

    Каждый из нас много раз смотрелся в зеркало. Наше тело состоит из головы, туловища, конечностей – рук и ног. Скелет человека – это внутренняя опора его тела, защищающая внутренние органы от повреждений. Скелет обеспечивает определенное положение тела человека в пространстве – осанку и его подвижность.

Чтобы осанка была хорошая надо соблюдать следующие правила:

1.Сидеть прямо, слегка наклонив голову  вперед;

2.Не упираться грудью в край стола;

3.Обе ноги ставить на пол всей подошвой;

4.Почувствовав усталость, следует отдохнуть;

5.Держать тяжесть одновременно в двух руках или через определенные промежутки времени перекладывать ее из одной руки в другую.

Выявление нарушения осанки:

1.Встаньте  спиной к стенке так, чтобы голова, плечи и ягодицы опирались к стенке.

2.Попробуйте между поясницей и стеной просунуть  кулак.

3.если это не возможно, просуньте ладонь.

Оценка результатов

В данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если все – таки проходит – значит, осанка нарушена.

При плоскостопии тоже  нарушается осанка. Ребенок с плоской стопой не может быстро бегать, делать спортивные упражнения. Но хуже всего то, что у него нарушается осанка. Плоскостопие обычно возникает при слабых мышцах и связках стопы. Такому ребенку просто необходимо укреплять стопу. Для этого есть специальные упражнения и средства: катание валика; упругие стельки; ходьба по песку; поднимание пальцами ног шариков; плавание; ходьба на наружных краях стоп с согнутыми пальцами ног.

            Чтобы глаза  видели…

 

   Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте, и из-за облаков  высматривает добычу. Ночью  лучше всех видит сова. Она легко отыскивает мышь в темноте.

    Человек не такой зоркий, как орел. Человек не видит в темноте. Человеческий глаз не может охватить такое пространство, какое воспринимает «косой» глаз зайца. Но глаза у нас  именно такие, какие  нужны человеку. Только ценит человек свои глаза недостаточно и не всегда хорошо о них заботится. Поэтому случаются с ними большие и малые неприятности.

    Глаз человека – это тонкий и ценный инструмент. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются  на сетчатке глаза.  Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.  Брови, ресницы и веки у нас тоже не  только для красоты. Они оберегают глаза  от пыли, ветра и пота. Но, чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

Гимнастика для глаз

 Умеете вы делать гимнастику для глаз? Как только почувствуете, что глаза устали, сразу же начинайте делать такие упражнения.

1.Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори 4-6 раз.

2.Поглаживайте в течение 1 минуты веки кончиками (подушечками) пальцев. 3.Делай круговые движения глазами: налево–вверх–направо–вниз–направо – вверх–налево–вниз. Повтори упражнение 10 раз.

4.Вытяни вперед руку. Следи за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори 5 раз.

5.Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение 1 минуты.

А если вы уже носите очки? И за ними тоже нужен уход: важно правильно их хранить и регулярно мыть теплой водой с мылом. Ведь от очков теперь зависит ваше зрение.

                       … а уши чтобы слышали

  Уши и слух есть  почти у всех животных. Они помогают животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга. Правда, не у всех животных уши заметны также хорошо, как у человека. У рыб, насекомых, лягушек и даже птиц ушных раковин просто нет, хотя слышат они вполне нормально.

Конечно, лучше слышат звери, у которых большие уши. Особенно важен слух для тех, кто ведет ночной образ жизни. Хороший слух у оленей, косуль, лосей.

По слуху человек не чемпион!  Но слух – это огромная ценность для него.  Слух – это целый мир звуков: журчание воды, шелест листьев, музыка и то, что отличает человека от животных, - речь.

 Чтобы уши не болели, и слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила:

  • не ковырять в ушах;
  • не допускать попадания воды и инородных предметов в уши;
  • защищать уши от сильного шума.

Нужно постоянно мыть уши. Осторожно чистить ватой, не повредив барабанную перепонку.

 Крепкие – крепкие зубы          

  Зубы есть у многих животных. У различных животных зубы разные. Например, у хищников зубы совсем не такие, как у травоядных. Самые страшные зубы у акулы. Они как страшные кинжалы или пила, а растут в несколько рядов.

     А о своих зубах вы все знаете? Зубы покрыты эмалью. Она очень твердая. Но если за зубами не ухаживать, даже этот материал не выдержит. В зубах появляются дырки (кариес).

Большая дырка в зубе – всегда больно. Кроме того, гнилые зубы вредят другим органам – желудку, почкам, сердцу и даже глазам.

После любой еды надо полоскать рот водой, а иногда и даже и почистить зубы. Особенно это важно делать после сладкого.

 Каждое утро, когда  умываетесь, и вечером перед сном зубы надо тщательно чистить. Раз в полгода зубы положено показывать врачу. Уж лучше  потерпеть небольшую боль при лечении зуба, чем совсем его потерять. Ведь новый зуб на этом месте уже не вырастет!

 

                                                                            Плиева Э.Ф.

                                                            Педагог дополнительного образования          

                                                            МБОУ «СОШ№23» п. Айхал.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ ФИЗИКИ

информация о применении цифровых технологий на уроках физики...

Здоровосберегающие технологии на логопедических занятиях

В работе отражено значение применения здоровосберегающих технологий на логопедических занятиях. в настоящее время становится востребованным становятся такие педагогические технологии, которые помимо п...

Здоровосберегающие технологии на логопедических занятиях

В работе отражено значение применения здоровосберегающих технологий на логопедических занятиях. в настоящее время становится востребованным становятся такие педагогические технологии, которые помимо п...

Применение интерактивных технологий обучения на уроках производственного обучения в СПО

План  занятия на тему: «Классификация и общее устройство автомобилей. Общее устройство автомобиля».с использованием педагогической  технологии интерактивного обучения....

Применение современных технологий обучения на уроках биологии в условиях реализации ФГОС СПО (из опыта работы).

Современная система образования не возможна без применения современных информационных технологий. Развитие качеств личности зависит от разнообразия видов деятельности. В статье приводится описание лич...

Методическая разработка Применение кейс-технологии обучения на уроках по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей спецдисциплин, ведущих предмет «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», для ознакомления и применения кейс-технологий...