Методика применения информационных технологий в образовательном учреждении СПО в процессе преподавания истории и социальных дисциплин
статья на тему

Жабин Андрей Владимирович

Доклад на заседании методического объединения, посвященный применению ИКТ в СПО на уроках истории и социальных дисциплин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_informatsionnyh_tehnologiy.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГБОУ СПО МО «Подольский колледж»


Выполнил

преподаватель 1 квалификационной категории

Жабин А.В.

г. Подольск

2016 г.

Введение.

Образование как одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающая формирование интеллектуального потенциала общества, в настоящее время в России находится в сложном положении. Оно определяется рядом противоречий, среди которых существенное место занимает противоречие между традиционным темпом обучения человека и постоянно прогрессирующего появления новых знаний.  По этой причине в систему образования привлекают современные информационные и коммуникационные технологии, основанные на компьютерных сетях.

Появление компьютерных сетей заставляет образование критически пересмотреть свое положение, так как коммуникационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательных целях. Поэтому разработка различных моделей использования коммуникационных технологий в образовании является актуальной проблемой, которая предопределила выбор темы.

Бурное развитие информационных технологий ставит перед образованием проблему расширения практики опережающего обучения, использования новых технических средств, совершенствования образовательных методик.

Концепция модернизации образования нормативно оформила требования к студенту среднего профессионального образования как личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и сформированными компетенциями, необходимыми для успешной адаптации и социализации в постиндустриальном информационном обществе. Это определяет одну из основных задач колледжа – готовить новое поколение к условиям существования и профессиональной деятельности в глобальном информационном обществе, что влечёт за собой необходимость активного внедрения ИКТ в образовательную практику.

Цель работы состоит в совершенствовании учебного процесса путем разработки теории и практики использования информационных и коммуникационных технологий.

Проблема и цель работы определили необходимость решения следующих задач:

1. Как эффективно использовать ИКТ в образовательной деятельности?

2. Как измерить эффективности применения ИКТ на уроке с точки зрения реальных достижений студентов?

3. Какова должна стать роль преподавателя при организации урока с компьютерной поддержкой?

         Рабочая гипотеза работы заключалась в том, что если в структуре образовательных процессов в современных условиях образовательного пространства колледжа использовать ИКТ-технологии с учетом их методических и дидактических особенностей, то образовательные процессы станут более эффективными.

Технология и результативность работы

Сегодня в образовательных учреждениях происходят серьезные перемены. Основой обучения должно быть не столько запоминание, сколько активное участие самих студентов в овладении знаниями, формировании у них способности к самостоятельной продуктивной деятельности. Для получения положительного результата в обучении, необходимо научить студентов мыслить, идентифицировать себя в окружающем мире на основе критического анализа информации, овладеть навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, уметь создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, находить и решать проблемы.

Работа преподавателя в СПО имеет, несомненно, свою специфику. Ни для кого не секрет,  что сегодня большая часть студентов, поступающих в НПО и СПО,  имеют низкую мотивацию к учебной деятельности. В этом возрасте мотивы учения определяются уже главным образом мировоззрением и профессиональной ориентацией студентов. Проблема самоопределения, выбор специальности становятся стержнем личности подростка, заметно проявляется дифференциация познавательных интересов. Как повысить мотивацию студентов? Как сделать процесс обучения более эффективным?   Реализуя требования Федерального компонента, я, как преподаватель в учреждении СПО, сталкиваюсь с рядом  типичных для данной категории образовательных учреждений проблем:  

  • необходимость усвоения студентами учебного материала, определяемого двумя стандартами (среднего (полного) общего  и профессионального образования);  
  • отсутствие понимания ценности общеобразовательной подготовки для решения задач профессиональной подготовки;  
  • низкий уровень обученности и воспитанности большинства студентов,

поступающих в НПО, СПО,  несформированность у них  общеучебных  

компетенций;

  • разнопрофильность специальностей, по которым ведется подготовка в колледже.

Информационное общество создало свои проблемы, в частности, проблему перегруженности студентов и проблему ориентировки в избыточном количестве информации. Ученые утверждают, что объем школьных программ не соответствует возможностям даже самого способного  ученика. По подсчетам специалистов за последнее время объем информации, который должен усвоить школьник, вырос на 30 %

Как решить следующие задачи:  

  • избежать перегрузок студентов при освоении двух стандартов;
  • обеспечить  достижение каждым студентом базового уровня в обучении; способствовать удовлетворению потребностей студентов  в овладении знаниями на более высоком уровне;
  • способствовать повышению качества профессиональной подготовки выпускников;
  • обеспечить личностный рост каждого студента в соответствии с его психологическими особенностями, профессиональными запросами  и требованиями современного общества?

Основная идея состоит в следующем: создание условий для  достижения  устойчивых результатов в обучении и воспитании студентов колледжа средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий.  

Для организации работы на уроке необходимо выбирать не готовые программные продукты в виде электронных учебников, а программу создания презентаций Power Point из пакета Microsoft Office. Данный выбор объясняется:

  • распространенностью данного пакета, студенты могут выполнять задания на домашних компьютерах демонстрировать их в аудиториях на  занятиях;
  • управление программой простое, сходное с другими программами пакета Microsoft Office;
  • программа позволяет использовать информацию в любой  форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудиофрагменты);
  • имеется возможность редактирования презентаций, вставки и замены слайдов, заданий, ссылок на веб-страницы, видеофрагменты,  текстовые документы.

Использование ИКТ дает возможность:

  • представлять информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимации;  
  • выдавать большой объем информации по частям  – материал осваивается легче, чем материал учебника;
  • активизировать внимание студентов;  
  • активизировать процессы восприятия, воображения и памяти;
  • значительно снизить временные затраты преподавателя на контроль нормативных знаний;  
  • сделать урок современным, что так ценят студенты;
  • разнообразить формы   проведения  рефлексии;
  • разнообразить формы учебной деятельности;
  • повышать интерес студентов к уроку;
  • возможность упорядочить и хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

Что дают информационные технологии для качественного, продуктивного образовательного процесса?  

  • Позволяют быстро получить полную и новую информацию по предмету;  
  • позволяют накапливать, сохранять, систематизировать дидактическую базу предмета;
  • решить проблему наглядности; формировать навыки обработки различного вида информации;
  • эффективно строить этап диагностики и контроля знаний и умений студентов;  
  • оптимизировать труд  преподавателя.

Применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Преподаватель вправе выбирать свою технологию и методы работы, и обязан работать во благо развития студента.

        Заключение.

        В заключении хотелось бы сказать о том, что использование электронных обучающих средств на уроках дает возможность экономить время на этапах урока, предъявлять материал в более наглядном, доступном для восприятия виде, индивидуализировать и дифференцировать обучение студентов, осуществлять постоянный оперативный контроль усвоения материала.  Однако хочется отметить, что в настоящее время не все информационные ресурсы и публикации сети Интернет можно признать достаточно качественными. Встречались публикации, содержащие неточности и фактические ошибки. Поэтому эффективность их использования определяется во многом опытом и педагогическим мастерством преподавателя.


Литература

1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. - 2007. - № 3.

2. Гузеев В.В. Характерные черты образовательных технологий разных поколений // Научно-практический журнал «Завуч», 2004, № 3.

3. Лебедева Т.Н.  Миндоров,  Н.И. Информационные технологии в обучении. -Уч. пособие. Пермь, 2008.

4.  Инновации как фактор подготовки высококвалифицированных кадров машиностроительного профиля в условиях профессионального образования: Материалы внутриучрежденческой педагогической научно-практической конференции./ Курганский техникум машиностроения и металлообработки.- Курган, 2008.

5. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности субъектов образовательного процесса: материалы областной научно- практической конференции./ Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области.- Курган, 2010.

6.  Современный словарь по педагогике./ Сост. Рапацевич Е.С.- Мн.:

Современное слово, 2009.

7. http://konf-sot-2011.ucoz.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технических и программных средств информационных технологий в учебном процессе

Данный доклад посвящен использованиею возможностей компьютерных средств в процессе обучения по спецдисциплинам, курсовому и дипломному проектированию специальности 151901 "Технология машиностроения" в...

« Применение Информационных технологий обучения, в преподавании спец. дисциплин».

Данный материал был написан в 2010 году для выступления на конкурсе "Учитель года"...

Методические рекомендации по применению учебного пособия "ДОМИНО" в процессе преподавания "Физики" и др. общеобразовательных дисциплин

В данном разделе представлены методические рекомендации по применению учебного пособия "ДОМИНО" в процессе преподавания "Физики" и др. общеобразовательных дисциплин для проверки и систематизации ...

Итоговая проектная работа по вариативному модулю «Применение информационных технологий в преподавании математики»

Итоговая проектная работа по вариативному модулю  «Применение информационных технологий в преподавании математики» ...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ.

Одна из основных задач образования — это вхождение в современное информационное общество.Основная цель информатизации образовательного пространства повышение эффективности и качества образования...

Тема выступления: "Информационные технологии в обучении. Применение информационных технологий на уроках биологии."

Содержание 1. Педагогические цели использования ИТ 2. Методические возможности средств ИТ 3. Классификация педагогических программных средств 4. Использование информационных технологий на урока...