Эффективность самостоятельной работы учащихся на уроках теоретического обучения
материал на тему

Кирьянова Ирина Юрьевна

Реферат

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped._sovet.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФКП образовательное учреждение №93

г. Новый Оскол.

Выступление на педагогическом совете.

     Тема: «Эффективность самостоятельной работы учащихся  

                              на уроках теоретического обучения »

                                                                                                   Подготовила:

                                                                                                   И.Ю. Кирьянова

                                                     24 ноября 2014 г.

       Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым преподавателем в числе задач первостепенной важности.

Говоря о формировании самостоятельности, необходимо иметь ввиду это две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно-техническая. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным

       Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат  умственных или физических (либо тех  и других вместе) действий.

Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности ученика и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому её присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.

       Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем преподавателя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время.

В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся.

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на три группы:

  1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.
  2.  Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.
  3. Формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач и т.п.

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность зависит результат обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как преподователь организует их учебную деятельность. Снижение интереса к обучению во многом зависит от действий педагога. Например, неправильный отбор им содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащегося; невладение преподователя современными методами обучения и их оптимальным сочетанием; неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействие друг с другом; особенности личности преподователя.

Не менее важную роль в организации самостоятельной работы играет подборка учебного материала, т.к. с его помощью мы черпаем информацию содержания обучения. Однако сама по себе информация вне потребности ребенка не имеет для него никакого значения и не оказывает никакого воздействия. Если же информация созвучна потребностям учащегося и подвергается эмоциональной переработке, то он получает импульс к последующей деятельности. Для этого содержание учебного материала должно быть доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на их жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным.

Психологи исследовали учебную деятельность и установили, что изучения каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов:

  1. Вводно-мотивационный этап.

На этом этапе учащиеся должны осознать основную цель предстоящего изучения учебной темы, ее место и роль в общем образовании, ее практическое и теоретическое значение.

  1. Операционно-познавательный этап.

На этом этапе учащиеся усваивают знания, входящие в содержание данной темы, при этом используются разные виды и формы учебной работы: рассказ или лекция, фронтальная работа по изучению понятия. Коллективная работа по усвоению учебного материала, решению задач, проведению опытов и

3) Рефлексивно-оценочный этап.

        Здесь производится обобщение изученного и подведение итогов работы по данной теме. При этом, главная цель этого этапа – развитие у учащихся рефлексивной деятельности (самоанализа), способностей к обобщению и формирование адекватной самооценки. Для обобщения пройденного материала могут использоваться различные методы: обобщающие уроки, доклады учащихся, составление по группам обобщающих схем.

          Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке,  при этом большое значение уделяется подборке учебного материала.

Развития познавательной активности учащегося способствует использование на уроке текста и иллюстраций их учебника, справочника, а также интересные демонстрационные опыты, фрагменты из кинофильмов, диапозитивы и другие средства наглядности.

В процессе обучения он должен достичь определенного  достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс в себя включает знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.

И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.  

                       Список использованных источников

  1. З.Я. Горностаева “Проблема самостоятельной познавательной  деятельности” // Открыт. школа. – 1998. - №2
  2. Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” - М, 1980.
  3. Кралевич И.Н. “Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности.” / Мн. – 1989.
  4. Нильсон О.А. “Теория и практика самостоятельной работы учащихся” - Тал., 1976.
  5. Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” - 1998.
  6. Столяренко Л.Д.  “Педагогика” - Ростов, 2000.
  7. Харламов И.Ф.  “Педагогика” - Мн., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология на бинарном уроке теоретического обучения МДК 03.01 "Технология малярных работ" и учебной практики УП.03 Выполнение малярных работ "Набивка рисунков по трафаретам"

История возникновения трафаретного рисунка, роль трафаретов в декоривании интерьера. Декоративные композиции, цветовые сочетания. Определение и назначение трафаретов, виды и стили трафаретов. Техника ...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учащихся профессионального обучения по профессии "Обработчик рыбы и морепродуктов"

Задания составлены на основе рабочей Профессиональной образовательной программы по  профессиональному обучению   по профессии « Обработчик рыбы и морепродуктов». Вопрос...

Методическая разработка На тему: «Формирование умений самостоятельной работы учащихся на уроках химии»

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии  среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет прикладной характер, способствует ф...

Разработка урока теоретического обучения. Тема урока - "Охрана труда при проведении ремонтных работ"

Урок разработан в соответствии с программой МДК.01.01 Технология монтажа осветительных электропроводок и оборудования по профессии  «Электромонтажник по освещению и осветительным сетям&raqu...