Эффективность самостоятельной работы учащихся на уроках теоретического обучения
материал на тему
Предварительный просмотр:
ФКП образовательное учреждение №93
г. Новый Оскол.
Выступление на педагогическом совете.
Тема: «Эффективность самостоятельной работы учащихся
на уроках теоретического обучения »
Подготовила:
И.Ю. Кирьянова
24 ноября 2014 г.
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым преподавателем в числе задач первостепенной важности.
Говоря о формировании самостоятельности, необходимо иметь ввиду это две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно-техническая. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности ученика и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому её присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.
Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем преподавателя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время.
В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся.
Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на три группы:
- Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.
- Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.
- Формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач и т.п.
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность зависит результат обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как преподователь организует их учебную деятельность. Снижение интереса к обучению во многом зависит от действий педагога. Например, неправильный отбор им содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащегося; невладение преподователя современными методами обучения и их оптимальным сочетанием; неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействие друг с другом; особенности личности преподователя.
Не менее важную роль в организации самостоятельной работы играет подборка учебного материала, т.к. с его помощью мы черпаем информацию содержания обучения. Однако сама по себе информация вне потребности ребенка не имеет для него никакого значения и не оказывает никакого воздействия. Если же информация созвучна потребностям учащегося и подвергается эмоциональной переработке, то он получает импульс к последующей деятельности. Для этого содержание учебного материала должно быть доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на их жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным.
Психологи исследовали учебную деятельность и установили, что изучения каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов:
- Вводно-мотивационный этап.
На этом этапе учащиеся должны осознать основную цель предстоящего изучения учебной темы, ее место и роль в общем образовании, ее практическое и теоретическое значение.
- Операционно-познавательный этап.
На этом этапе учащиеся усваивают знания, входящие в содержание данной темы, при этом используются разные виды и формы учебной работы: рассказ или лекция, фронтальная работа по изучению понятия. Коллективная работа по усвоению учебного материала, решению задач, проведению опытов и
3) Рефлексивно-оценочный этап.
Здесь производится обобщение изученного и подведение итогов работы по данной теме. При этом, главная цель этого этапа – развитие у учащихся рефлексивной деятельности (самоанализа), способностей к обобщению и формирование адекватной самооценки. Для обобщения пройденного материала могут использоваться различные методы: обобщающие уроки, доклады учащихся, составление по группам обобщающих схем.
Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала.
Развития познавательной активности учащегося способствует использование на уроке текста и иллюстраций их учебника, справочника, а также интересные демонстрационные опыты, фрагменты из кинофильмов, диапозитивы и другие средства наглядности.
В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс в себя включает знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.
И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Список использованных источников
- З.Я. Горностаева “Проблема самостоятельной познавательной деятельности” // Открыт. школа. – 1998. - №2
- Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” - М, 1980.
- Кралевич И.Н. “Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности.” / Мн. – 1989.
- Нильсон О.А. “Теория и практика самостоятельной работы учащихся” - Тал., 1976.
- Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” - 1998.
- Столяренко Л.Д. “Педагогика” - Ростов, 2000.
- Харламов И.Ф. “Педагогика” - Мн., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Самостоятельная работа учащихся в процессе производственного обучения"
Самостоятельная работа...
Доклад "Самостоятельная работа учащихся в процессе производственного обучения"
Самостоятельная работа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/29/picture-706370-1461950521.jpg)
Игровая технология на бинарном уроке теоретического обучения МДК 03.01 "Технология малярных работ" и учебной практики УП.03 Выполнение малярных работ "Набивка рисунков по трафаретам"
История возникновения трафаретного рисунка, роль трафаретов в декоривании интерьера. Декоративные композиции, цветовые сочетания. Определение и назначение трафаретов, виды и стили трафаретов. Техника ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/21/picture-1084682-1542792234.jpg)
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учащихся профессионального обучения по профессии "Обработчик рыбы и морепродуктов"
Задания составлены на основе рабочей Профессиональной образовательной программы по профессиональному обучению по профессии « Обработчик рыбы и морепродуктов». Вопрос...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/26/picture-556594-1419615332.png)
Методическая разработка На тему: «Формирование умений самостоятельной работы учащихся на уроках химии»
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет прикладной характер, способствует ф...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/21/picture-1139175-1555873990.jpg)
План урока теоретического обучения по профессии "Маляр" по дисциплине Технология малярных работ. Тема программы: Общие сведения о малярных работах Тема урока: Компоненты малярных составов
План урока теоретического обучения по дисциплине : Технология малярных работ.Тема урока: Компоненты малярных составов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/28/picture-1245300-1588094244.jpg)
Разработка урока теоретического обучения. Тема урока - "Охрана труда при проведении ремонтных работ"
Урок разработан в соответствии с программой МДК.01.01 Технология монтажа осветительных электропроводок и оборудования по профессии «Электромонтажник по освещению и осветительным сетям&raqu...