Проектная деятельность как фактор развития детей в творческом объединении
материал на тему

Пустынцева Елена Викторовна

Занятия исследовательской и проектной деятельностью на базе учреждения дополнительного образования предоставляют детям большие возможности. В данной работе представлены методики и наработки по воспитанию юных исследователей, которые условно можно выстроить в своеобразную  «лесенку творчества», состоящую из ступенек или этапов восхождения от простых исследовательских задач к более сложным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Проектная деятельность как фактор развития детей

 в творческом объединении

 (из опыта работы по развитию творческих способностей детей на занятиях по фитодизайну)

                                                                             Автор:

                                                  Пустынцева Елена Викторовна,

                                                               педагог дополнительного образования

                                                                     

Норильск

Введение

Сегодня метод проектов и проектная деятельность обучающихся стали предметом педагогического исследования и полем инновационной образовательной практики. В дополнительном образовании под проектом понимают специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый ребенком комплекс действий по решению конкретной проблемы. В результате деятельности создается продукт, обладающий объективной и субъективной новизной и имеющий практическую значимость.

Проектную деятельность или проектирование, рассматривают как технологию сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося и как организацию образовательных ситуаций, в рамках которых ребенок ставит и решает собственные проблемы. Важно понять то, что технология проектной деятельности не сводится к методу проектов. Метод проектов направлен на достижение определенного, оформленного строгими процедурами и выраженного в виде продукта деятельности результата. А технология проектной деятельности превращает самого участника деятельности в «продукт» собственной активности, заставляет обучающегося формировать компетенции на каждом этапе проектирования.

Актуальность темы проектирования

В настоящее время в педагогике актуальна проблема развития проектных и исследовательских способностей у детей. Ребенок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но в то же время интересный и непредсказуемый. Маленький исследователь пытается с первых часов своей жизни изучить огромное и неизвестное пространство, окружающее его. «Возраст почемучек» является периодом проявления неутомимой и оригинальной любознательности, ребенок задает огромное количество вопросов, исследует новые области, ищет и находит применение новым вещам. Маленький человечек постоянно вовлечен в поиск всего нового, яркого, неизведанного.

         

Основные проблемы в  исследовательской и проектной деятельности

Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной образовательной практики.

Занятия исследовательской и проектной деятельностью на базе учреждения дополнительного образования предоставляют детям большие возможности. Ценность такой работы заключается в том, что ученик закрепляет полученные в процессе обучения  знания и умения, приобретает навыки самостоятельной познавательной деятельности, осуществляет осознанное профессиональное становление. Поэтому необходимо  уметь подготовить учащихся к ведению исследований. Проведенный опрос учащихся 8-11 классов показал, что большинство (78,2%) желает заниматься исследовательской деятельностью. Как же помочь каждому ребенку реализовать себя на этом поприще?

Я представляю свои методики и наработки по воспитанию юных исследователей, которые условно можно выстроить в своеобразную  «лесенку творчества», состоящую из ступенек или этапов восхождения от простых исследовательских задач к более сложным.

Механизм реализации идеи: «Лесенка творчества»

Работа над творческими задачами

Первая ступенька – это работа над творческими задачами. Психологами выявлено, что личность обладает творческим мышлением, если она способна комбинировать информацию, определять причинно-следственные связи, планировать и выполнять практическую деятельность. Воспитание творческих способностей личности возможно лишь в том случае, если в процессе обучения преобладают творческие задачи.

На занятиях ребятами решаются творческие задачи различных направлений. Например, стало традиционным проводить в объединении задания по выявлению творческой мотивации, например, упрощенную модификацию тестов Торренса «Дорисуй фигуру». Это  творческое задание было модифицировано для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Такой тест я провожу в несколько этапов: вначале предлагается просто дорисовать фигуры в любые изображения, на следующем этапе я предлагаю ребятам дорисовать, раскрасить  фигуры и дать им названия, а на третьем этапе ребята, работающие в парах обмениваются рисунками и сочиняют по ним сказку, то есть стараются связать между собой рисунки по смыслу и сюжету. Такое упражнение вырабатывает у учащихся творческое видение и мышление, развивает умение фиксировать собственные идеи.

Также ребятам нравится творческое задание «Придумай причину». В этом задании ребята должны сами придумать причины того или иного события, например:

«Нам позвонили соседи с нижнего этажа» – ребятами были предложены несколько причин: потоп, громко включена музыка, бабушка заболела и попросила сходить в аптеку.

«Дети не пошли в школу» - многие ребята в один голос сказали, что актировка, начались выходные или каникулы, родителей не было дома, дети закончили школу.

По таким разноплановым ответам сразу можно охарактеризовать уровень креативного мышления каждого ребенка.

Также на занятиях по аранжировке и флористике мы используем такие творческие задания, которые способствуют развитию определенных практических навыков, например, задание  «Составь букет»: из различных по цвету и форме  вырезанных из картона цветов составляются букеты различных флористических форм и стилей. Задача таких упражнений сформировать у ребят вариативное мышление и закрепить практические навыки применения флористических законов.  

Кроме перечисленных на занятиях используются такие приемы работы как составление ребусов и кроссвордов на заданную тему, сочинение загадок и сказок, проведение экспериментов с горшечными и срезанными растениями и др.

Исследовательские занятия

Второй ступенькой и одной из наиболее интересных форм исследовательской работы является занятие, в котором   используются проектные и исследовательские  технологии. Примером могут служить ряд занятий, проведенных с учащимися среднего школьного возраста с целью обучения основным методам исследования. Учащиеся работают  над проектами  «Птицы Заполярья», на которых  учатся проводить исследования и наблюдения в группе; «Красная книга Таймыра», в котором ребята проявляют свою фантазию и творческое мышление.

Надо сказать, проведение занятий-исследований ребятам очень нравится.    На последующих занятиях были видны результаты этой работы, так например, одна из учениц решила сделать самостоятельный творческий проект в смешанной технике  о полярной сове. Двое ребят начали проводить мини-исследование о северном олене и параллельно выполняли творческую работу с изображением оленя.

Один из подходов к проектному обучению был предложен учащимися объединения, ребята были увлечены путешествиями  по странам и континентам. Вследствие этого  в течение нескольких лет были проведены совместно с учащимися  занятия-проекты:  «Декоративно-прикладное искусство Японии», на котором учащиеся учились изготавливать веера и защищали свои мини-проекты.                    На занятии «Русские мастерицы-рукодельницы» была использована интегрированный форма создания проектов, в которой приняли участие педагоги, ведущие такие направление, как ИЗО и мягкую игрушку.

На занятии- сафари «В поисках египетских артефактов» старшеклассники создавали индивидуальные проекты, используя технику «фотоколлаж», а затем из своих работ составляли коллективный альбом об искусстве и культуре Древнего Египта.  Ребята младшего школьного возраста открыли много нового и полезного для себя на занятии, в частности научились создавать папирус «по-древнеегипетской»  технологии.

Занятие «Лучший флорист Италии» было проведено в форме кастинга на прием лучшего флориста в Итальянский цветочный салон, на котором ребята не только учились создавать мини-проекты: стильные сумочки и итальянские маски,  но и учились навыкам работы рекламировать флористическую продукцию.

Самостоятельные исследовательские и творческие проекты

         Третья  ступенька – это создание самостоятельных и коллективных творческих проектов.

Например,  воспитанница творческого объединения Шибалкина Анастасия выполняла творческий проект «Загадки полярной совы». Свой проект она разделили на три составляющих части: исследовательскую, в которой узнала о роли совы в культуре человека, познакомилась с основными характеристиками полярных сов. В краеведческой части выясняла, какое отношение полярная сова имеет к ее  городу, в  творческо-экспериментальной раскрыла секреты выполнения практической работы, используя различные флористические техники.

Другая учащаяся Ткач Валерия проводила исследование на тему «Роль сказки в жизни человека». Она определили для себя цель –  изучение сказки и ее влияние на формирование личности человека. В исследовательской части своей работы, она выясняла, какие сказки были любимы детьми и взрослыми, есть ли отличие между тем, какие сказки рассказывали и читали  в детстве людям разных поколений. Для этого она разрабатывала опросник и проводила анкетирование.  Результатом практической части проекта стали картины с изображением сказочных героев, выполненных в технике плоскостной флористики.

Обучающаяся Фальшевская Виктория проводила литературное исследование на тему «Розовый фламинго», в котором решила выяснить тайну красочного оперенья этой загадочной птицы. А практическим результатом стала творческая работа, выполненная из природного материала.

Участвуя в конкурсе сказок, учащаяся Попова Галина, сочинила сказку «Почему на Таймыре вымерли мамонты?», для этого она прочитала много литературы о вымерших животных и древней истории о Таймыре. А продолжением этой работы стало то, что девочку заинтересовалась тема Таймыра, и далее она начала создавать уже флористические картины  на северную тематику.

Проектная деятельность   в  т.о. «Флора»  способствует  активному обучению, успешному продвижению  обучающегося по индивидуальным  образовательным маршрутам.  Результатом проектной деятельности на индивидуальных занятиях с одаренными детьми  стали около двадцати творческих проектов учащихся прикладного характера в области флористики и аранжировки.

Это такие проекты, как «На лужочке, на лужку», «Райские птицы», «Времена года», «Гламурные елочки», «День влюбленных», «Значение цвета в жизни человека», «Пасхальные традиции», «Веселые домовята», «Такая разная аппликация», «Розовый фламинго», «Соломенная шляпка», «Свит-дизайн и флористика», «Флористическое дерево», «Символы великой победы», «Плес - мой край родной» и многие другие.

Результатом работы над индивидуальными проектами становится участие в конкурсах и конференциях различного уровня, таких как «Шаг в будущее», «Мир увлечений», «Северное сияние», «Весенняя мозаика»,  «Первые шаги в науке», «Юнеко» и др.

Данные проекты можно использовать для проведения занятий по ДПИ и на уроках технологии.

Создание коллективных мультимедийных проектов

Развивать творческую самостоятельность и исследовательские способности помогает работа над коллективными проектами. Большое внимание  при реализации проектных технологий обучения уделяется  национально-региональному компоненту. В связи с этим  мною совместно с учащимися была разработана обучающая презентация «Наследство Великого Таймыра».

Одним из главных путей приобщения детей к регулярным занятиям декоративно-прикладным творчеством является выработка у них умения заниматься самостоятельно, поэтому ребятам была поставлена задача: найти разнообразную информацию о Таймыре. Учащиеся выбрали для себя интересующие их темы и самостоятельно искали ответы на поставленные задачи. Так ребятами были найдены ответы на вопросы:

- Какие бывают символы Таймыра?

- Что такое северное сияние?

- Как мох сфагнум применялся в старину? и многие другие.

При создании серии слайдов о птицах Заполярья был использован творческий проект Мощенко Олеси «Птицы Таймыра». Совместно с ребятами были составлены ребусы и загадки. Вся найденная информация  была мною обработана, в результате чего получилась яркая и красочная презентация о Таймыре.

Презентация составлена для учащихся младшего и среднего школьного возраста и состоит из вводного ознакомительного блока о Таймыре, блоков: коренное население Таймыра, растения Таймыра, птицы и животные Таймыра.

Данная презентация может служить методическим и практическим пособием как для педагогов дополнительного образования при организации учебно-воспитательной деятельности, так и для учителей-предметников, при реализации проектных технологий обучения национально-региональному компоненту.

Опыт использования метода проектов

Опыт использования описанного метода проектов показал:

- Повысился процент качества обучения детей;

- Увеличилось количество детей, посещающих занятия по фитодизайну;

- Мотивированное обучение выявило и раскрыло исследовательские, поисково-познавательные способности учащихся как основы их интеллектуально-личностного творческого развития.

- Сформировалась методическая копилка творческих проектов по разным направлениям знаний.

Выводы и перспективы на будущее

Использование технологии «Лесенка творчества» в обучении ребят исследовательским и проектным способностям дает положительные результаты и способствуют стремлению учащихся к выходу на более высокий уровень. Поэтому работа в этом направлении не стоит на месте и я как педагог, не равнодушный к  будущему своих ребят, строю дальнейшие планы и перспективы в исследовательской и проектной деятельности:

- Продолжать  целенаправленную работу по выявлению исследовательских и проектных способностей учащихся.

- Разработать программу развития исследовательских способностей учащихся для всех уровней обучения.

- Демонстрировать и пропагандировать лучшие достижения учащихся по организации научно-исследовательской и проектной деятельности различного уровня.

Заключение

Таким образом, систематическая и целенаправленная проектная деятельность учащихся расширяет их знания в области различных дисциплин, а также формирует практические навыки. Смысл проектной деятельности заключается не столько в получении результатов проектирования, сколько в привлечении ребят к активной познавательной деятельности.

Создание творческих и исследовательских проектов предоставляет личности возможность развиваться и совершенствоваться. Благодаря процессу исследования ребенок познает мир, обнаруживает его закономерности, обогащается новой информацией.


Литература:

  1. Давыдова Е.В. Искусство разработки проектов.//Информатика и образование. - №8. – 2005. – с.6-26.
  2. Киселёва М.М. Использование компьютерных технологий в межпредметных проектах.//Информатика и образование. - №8. – 2005. – с.27-37.
  3. Страхов И.В. Психология творчества. Саратов, 1968. с.47.
  4. Шмаков С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника: Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004
  5.  «Учитель»  Соловьева Н. Семь шагов на пути к исследовательской деятельности. 2003 №6. С.60-64
  6. «Школьные технологии». Соловцова Е.Е. Психолого-педагогическое исследование нравственной сферы младшего подростка 2001.№6 С.79-90
  7. Информационная поддержка:
  1. www.ethnos.nw.ru
  2. www.nenets.ru
  3. www.nickelca.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Проектная деятельность уже в процессе обучения дает возможность студентам приобретать новые умения и добывать новые знания. Работа над проектом стимулирует творчество обучающихся, побуждает их к самос...

обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».

         В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только  знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...

Метод проектной деятельности как средство развития познавательной самостоятельности и творчества обучающегося младшего школьного возраста"

В статье освещена работа учителя по реализации технологии проектной деятельности в следующих направлениях: как учитель начальных классов, руководитель школьной инновационной площадки, руководитель сек...

Проектная деятельность как инструмент развития функциональной грамотности

В статье подробно рассмотрены этапы работы над проектом  и как взамосвязаны между собой понятия "функциональная грамотность" и "проектная деятельность"....

Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся

Что сегодня представляет собой образовательная среда школы? Развивает ли она творческую волевую личность или пассивного исполнителя? Насколько она способствует возвышению коллектива школы, формировани...