Основы ТРИЗ с элементами дизайна или "Чтобы не изобретать «двери Нормана»
статья по теме

Назаренко Галина Валентиновна

С каждым днем всё более возрастает интерес к такому  предмету как ТРИЗ. Попытки преподавать ТРИЗ в дополнительном образовании и школе начались еще в 1992 году. Причем, в школе и дополнительном образовании преподавание ТРИЗ очень сильно отличается. Как показала практика преподавания, легче всего такая сложная дисциплина как ТРИЗ, лучше всего воспринимается обучающимися в интегрировании с каким-либо предметом. Автор статьи преподает ТРИЗ, включая в него элементы дизайна. Результаты такоо преподавания ТРИЗ проявляются в любой области деятельности человека. Понимание, что каждое изобретение направлено на понимание главной функции того, что изобретается, дает возможность избавиться от так называемых "дверей Нормана", то есть думая о том, как люди будут пользоваться изобретением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Назаренко Галина Валентиновна,

педагог дополнительного образования  

СпбЦД(Ю)ТТ

Чтобы не изобретать «двери Нормана»

«...Практически все, что создает ненужные проблемы,

некоторые журналисты называют

в мою честь “вещами Нормана”...

...Слишком много вещей в нашем мире разрабатывают,

выпускают и навязывают нам без понимания

или даже заботы о том, как мы будем

 ими пользоваться...»

Дональд Норман,

из предисловия ко второму изданию

книги “Дизайн привычных вещей”

       Идея создать программу « Основы ТРИЗ с элементами дизайна» появилась больше 10 лет назад, когда автор только начинал свою деятельность в области ТРИЗ-педагогики.

Столкнувшись  с первыми «не понимаю» любой нормальный педагог постарается объяснить сложный материал что называется «на пальцах», что и было сделано. Самым доступным материалом (кроме пальцев) на тот момент была обыкновенная офисная бумага. Бумага для записи информации (тетрадь), бумага как предмет исследования, бумага как материал для изобретения.

       К тому же, программа подразумевала и всестороннее развитие мышления ребенка, что, несомненно, являлось главным для родителей  учеников. Что такое ТРИЗ они не очень себе представляли, мало кто об этом направлении тогда знал вообще, но что такое «сильное мышление» объяснять не надо было...

Поэтому на занятиях бумага использовалась и для записей, и для  изучения ресурсов, как внутренних, так и внешних, для изготовления арт-объектов при изучении приемов устранения противоречий, для создания моделей оригами (развитие пространственного мышления), для решения задач «на соображалку», логических задач, развития воображения, самовыражения и снятия стресса и т.д.

Удивительными были и результаты.

       Достаточно сложный для младших школьников материал усваивался ими  легко и прочно. Решение изобретательских задач превращалось в увлекательную игру. Выступления на городских олимпиадах по ТРИЗ становились всё более успешными. А родители учеников – более довольными. Естественно, если ребенок весьма в нежном возрасте начинает вдруг получать пятерки в школе, пытается понять там, где раньше зубрил, анализировать происходящее вокруг, замечать то, что раньше не замечал. Не боится трудных задач, не боится ошибиться, не обращает внимание на насмешки при неудачах, погружаясь в поисковую активность.

Тогда же появился вопрос: «А чем я занимаюсь? ТРИЗ или дизайном?» *

...Чтобы ответить на него, автор отправился на городские курсы повышения квалификации педагогов дополнительного образования в дизайн-студию при городском Дворце Творчества Юных. Первым вопросом ведущего курсы был: «Зачем педагогу ТРИЗ наши курсы? Какое отношение ТРИЗ имеет к дизайну?» На этот вопрос ответ был получен буквально на первой же лекции по основам дизайна, когда лектор, преподаватель из «Мухинского училища», в течение всей лекции раз пятьдесят произнес слова «Система, функция, законы развития». Складывалось впечатление, что это лекция не по дизайну, а по основам ТРИЗ:)))...

- Так значит, все-таки ТРИЗ (*).

   Наверно, это и было отправной точкой для, как потом выяснилось, некой исследовательской  работы на темы  «Что есть ТРИЗ для различных направлений человеческой деятельности», «Как адаптировать ТРИЗ для младших школьников», «Как обучение основам ТРИЗ влияет на развитие мышления ребенка в разные возрастные периоды», «Как ТРИЗ влияет на развитие инженерно-технического мышления школьника и его интерес к техническому творчеству, дизайну».

    ...В данное время в СПБЦД(Ю)ТТ существует Лаборатория ТРИЗ, которая и занимается исследованием по вышеперечисленным направлениям. Педагогами, участвующими в работе данной Лаборатории, создана и совершенствуется рабочая тетрадь  «Учимся творчеству»,

создана и успешно развивается творческая программа «Ежедневник младшего школьника»,

в которую входит не только сам ежедневник, но и работа по участию классного руководителя и родителей каждого участвующего школьника, а также праздники-награждения детей, создавших  лучшее наполнение «Ежедневников».  «Формирование основ инженерного мышления средствами детского технического творчества» - одна из последних программ, по которой сейчас идет планомерная работа.  Являясь участником Лаборатории ТРИЗ при  СПБЦД(Ю)ТТ, автор данной статьи также наибольшее внимание уделяет вопросу развития инженерного мышления обучающихся, при этом не забывая, что личность ребенка развивается в социуме, и вопросы нравственного воспитания гражданина стоят впереди образования, в том числе и инженерно-технического, и обучению элементам дизайна.

      ...Возвращаясь к эпиграфу статьи, стоит обратить внимание на книгу, из которой он был взят: “Дизайна привычных вещей” Дональда Нормана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "МОЕ ГЛАВНОЕ СТАРАНИЕ - ИЗОБРЕТАТЬ И ДЕЛАТЬ НОВОЕ!"

Разговор  о человеке, который оставил о себе добрую и вечную память, прославил Нижегородский край.Это – Иван Кулибин...

Конспект совместной деятельности с детьми с ОНР с использованием элементов ТРИЗ.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми предшкольного возраста с ОНР. Игра-викторина "Такие разные животные" (с использованием элементов ТРИЗ)....

Использование декоративных элементов при разработке дизайна сайта

Рассматриваются примеры и определяется назначение декоративных элементов в оформлении сайта...

Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения с элементам РНС. Тема: "Выбор материалов для швейного изделия"

Методическая разработка  урока-практикума по теме:"Выбор материалов для швейного изделия: пальто женское демисезонное"  предназначен для выполнения практической работы обучающимися...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.08 Основы автоматики и элементы систем автоматического управления»по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 08.02....

Комплект контрольно-оценочных средств по общепрофессиональной учебной дисциплине ОП. 08 Основы автоматики и элементы систем автоматического управления основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (ОПОП ПССЗ)

Комплект оценочных средств разработан в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП. 08 Основы автоматики и элементы систем автоматического управления, положением о контрольно-оценоч...

Методические указания по проведению практических занятий ОП. 08 Основы автоматики и элементы систем автоматического управления специальности 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электро-оборудования промышленных и гражданских зданий»

Методические указанияпо проведению практических занятийОП. 08 Основы автоматики и элементы системавтоматического управленияспециальности  08.02.09  «Монтаж, наладка и эксплуатация элек...