ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ У СПОРТСМЕНОВ ПО СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ.
статья на тему
Одним из важных аспектов тренерской работы является формирование у занимающихся устойчивого интереса к спортивной деятельности, устремленность к достижению поставленной цели, активного отношения к тренировкам и соревнованиям.
Одним словом, тренер должен так организовать учебно-тренировочный и воспитательный процесс, чтобы для его учеников конкретный вид спорта стал на долгие годы одним из основных видов общественно полезной деятельности. Для решения этой задачи необходимо ближе познакомиться с характеристикой личности человека, именуемой мотиваций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ У СПОРТСМЕНОВ ПО СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ.
Кушагина В.Н.- преподаватель физического воспитания ГАПОУ «Тетюшский государственный колледж гражданской защиты».
Кушагин А.А.- руководитель филиала ГБУ ДО РСДЮСШОР МДМС РТ по стендовой и пулевой стрельбе, Заслуженный тренер Республики Татарстан.
Одним из важных аспектов тренерской работы является формирование у занимающихся устойчивого интереса к спортивной деятельности, устремленность к достижению поставленной цели, активного отношения к тренировкам и соревнованиям.
Одним словом, тренер должен так организовать учебно-тренировочный и воспитательный процесс, чтобы для его учеников конкретный вид спорта стал на долгие годы одним из основных видов общественно полезной деятельности. Для решения этой задачи необходимо ближе познакомиться с характеристикой личности человека, именуемой мотиваций.
Мотивация - побудитель к деятельности, ее двигатель, "пружина", регулятор.
От человека, слабо мотивированного, нельзя ожидать большой отдачи в любом деле, а не мотивированный человек вообще не будет участвовать в нем. Особенно ярко это проявляется в спорте.
Молодежь тянется к спорту, преодолевает возникающие на пути преграды и демонстрирует психические и физические возможности человека.
В этом поступательном развитии спорта большую роль играет феномен мотивации.
Мотивация не только является стержневой характеристикой личности, спортсмена, она не только ведет его к поставленной цели, но и неукоснительно влияет на процессы, протекающие в его организме в ходе спортивной деятельности (реакция на нагрузку, восстановления, усвоение нового, волю и многое другое).
Важной особенностью мотивации является ее прямое влияние на спортивный результат.
Изучение мотивации касается процессов, побуждающих человека к действию или бездействию. Мотивации можно рассматривать с различных точек зрения. Мотивы могут формироваться под влиянием относительно недавнего опыта, под влиянием событий, которые произошли несколько месяцев и даже много лет назад. Некоторые мотивации могут отражать физиологические и биохимические процессы, тогда как другие имеют психологическую или социологическую природу. Мотивации можно так же классифицировать по их источнику - исходят они от самого индивида или обусловлены характером выполняемой задачи (интересная работа), или социальными и материальными поощрениями. Используя поощрения, тренер может влиять на поведение и деятельность спортсмена - от общих отношений и установок до специфических изменений при выполнении спортсменом отдельных движений и навыков.
Не меньшее значение имеет и то, что, не зная особенности мотивации конкретного спортсмена, практически нельзя успешно готовить его к достижению высоких спортивных результатов.
Каждый тренер должен уметь формировать у своих учеников мотивацию достижения высоких результатов в спорте, но для этого необходимо, как минимум знать, что такое мотивация, как ее измерить, каковы закономерности ее формирования.
Мотивацию можно оценивать разными способами, включая метод прямого опроса, проективные тесты и анализ автобиографических данных. Кроме того, с помощью специально составленных анкет можно также исследовать и влияние факторов способствующих эффективным тренировкам. Тренерам лучше всего мотивировать спортсменов опираясь на его чувство собственного достоинства, здравый смысл и потребность в самосовершенствовании.
Предметом предпринятого нами исследования является мотивация спортсменов занимающихся стендовой стрельбой, как одна из существенных характеристик спортивно-тренировочного процесса.
Объектом исследования является тренировочный процесс в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах по стендовой стрельбе. Мотивации можно измерить при помощи письменных личностных тестов. Их можно комбинировать с проективными тестами. Эти измерения должны применяться и интерпретироваться профессиональными психологами, имеющими опыт их применения.
С другой стороны, иногда полезной может оказаться и непосредственная оценка мотивации. Например, тренер может попросить своих воспитанников написать небольшое сочинение о своей спортивной биографии, о своём отношении к спорту, о том, как они впервые заинтересовались спортом вообще, почему выбрали именно этот вид спорта. Интересные результаты могут быть получены и при анализе автобиографических данных спортсменов.
Авторы этой работы, провели исследования на базе филиала РСДЮСШОР по стендовой стрельбе, по методике предложенной А.А. Реаном и В.А. Якуниным. Целью исследования является осуществление анализа мотивации к занятиям стендовой стрельбой спортсменов- стрелков. В начале работы предполагалось, что система мотивации к занятиям стендовой стрельбой в группах начальной подготовки и учебно-тренировочной различны.
Для осуществления этой цели и подтверждения гипотезы, авторам потребовалось решить следующие задачи:
- Осуществить библиографический поиск, отбор и анализ литературы по теме.
2. Исследовать количественные и качественные критерии мотивации стрелков.
3. Обработать результаты констатирующего эксперимента методами математической статистики.
4. Сравнить результаты исследования мотивации стрелков начальной и учебно-тренировочной подготовки .
5. Сформулировать рекомендации тренерам.
Важной особенностью мотивации является ее прямое влияние на спортивный результат.
Тренеры групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп решают задачи определения по-разному.
Из проведенного нами исследования было определено, что на первом этапе исследования мотивы стрелков совпадают по одному пункту, который входит в мотив «статус». Но это все же не соответствует гипотезе в полном объёме.
Так как психологи отметили, что мотивы занятия спортом у детей могут изменяться от сезона к сезону и даже в недельном цикле, был проведен второй этап исследования, который пришелся на соревновательный период, а именно в период проведения таких официальных соревнований как: Первенство Татарстана, Первенство России. В этот период перед всеми спортсменами ставится одна главная задача – стать первым. Тестирование, проведенное в соревновательный период, выявило, что мотивы занятия спортом у стрелков совпадают по двум пунктам, которые входят в мотив статус, что в принципе подтвердило результаты исследования первого этапа. Отсюда следует, что наша гипотеза подтверждается частично.
Рекомендации тренерам выглядят следующим образом.
1. Чтобы понять мотивы занятий спортом и успешной активной работы какого-то спортсмена необходимо с помощью различных методов собрать информацию, касающуюся социального положения, эмоциональной структуры спортсмена и его отношения к настоящей ситуации.
2. Тренеру следует обращаться с индивидом, как с личностью, если он стремиться привлечь его к занятиям спортом. Высказывания тренера должны быть аргументированы и обращены к интеллекту спортсмена, а не к его эмоциям. Тренеру следует приводить разумные доводы о пользе занятием спорта, как во время активной спортивной деятельности, так и после окончания спортивной карьеры.
3. Тренеру не следует удивляться возможным изменениям в мотивации спортсмена от сезона к сезону и даже в недельном цикле. Новые события, люди и новый жизненный опыт могут повлиять на отношение спортсмена к команде, тренеру и занятиям спорта. Тренер должен относиться к изменениям в отношениях с пониманием дела, терпеливо и внимательно, стараясь быть объективным. Такое отношение тренера поможет спортсмену перестроиться, и найти мотивы для продолжения занятий спортом, которые соответствуют новым жизненным установкам.
ЛИТЕРАТУРА
- Гошек В., Ванек М., Психология.- Брест: Свобода, 1973 – 28-29с.
- Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников.- М: 1973 – 43с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников.- М.: 1976 – 127с.
- Мудрин А.В. О воспитании старшеклассников. - М.: 1981 – 8 с.
- Сафин В.Ф. Особенности оценки старшикласниками морально-волевых черт своих сверстников. В книге: Психологические проблемы юности.-М: 1969 – 231с.
- Сафин В.Ф. Самооценка и взаимооценка старшеклассников взависимости от внушаемости. Вопрос психологии.- М: 1976 – 52 с.
- Лейкес Н.С.Три школьных возраста – семья и школа.- М: Семья и школа № 4, 1971 – 10 с.
- Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания - М.: 1982 – 35-36с.
- Под ред. М.В. Митюхиной “Мотивация учения”.- Волгоград: 1976 –38с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: 1968 - 384 с.
- Матюхина М.В., Патрина К.Т. Изучения умения сравнивать учащимися разного возраста. В кн. Умственное развитие учащегося в процессе обучения. – Волгоград: 1968 – 38 с.
- Матюхина М.В., Патрина К.Т. Некоторые показатели умения обобщать – В кн. Воспитание у учащихся познавательной активности.- Волгоград: 1971 – 7 с.
- Под ред. А.В.Петровского Возрастная и педагогическая психология 2-е изд. - М.: 1976 - 146 – 169с.
- Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников.- М.: 1976 –
4 – 63 с.
- Кон И.С. Психология старшеклассников - М.: 1980 - 31-178 с.
- Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. Пособие.-М.,2000.
- Ильин Е.П. Психология физического воспитания-СПб., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Использование информационных технологий на различных этапах урока"
В преподавании экономики отказываться от компьютера нельзя. В системе образования создается огромное количество программного обеспечения для поддержки учебного процесса по экономике. Поэто...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/22/picture-741635-1453470721.jpg)
Анализ изучения мотивов учения младших школьников
Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию результаты изучения мотивов учения младших школьников. Исследование проводилось в 2016-2017 учебном году на базе МБОУ "СОШ №4" г.Пикалёво им. А.П. Румя...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/17/picture-1012841-1518846216.jpg)
Методические рекомендации "Активизация позновательной деятельности студентов на различных этапах занятия".
Данная методичка выполнена с целью окозаня помощи преподавателем в применении приемов активизации деятельности студентов на занятии. Для успешного достижения цели необходимо использовать разнообразные...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/17/picture-1012841-1518846216.jpg)
Методические рекомендации " Активизация познавательной деятельности студентов на различных этапах занятия"
Данные методические рекомендации выполнены с цельюоказания помощи в применении приемов активизации ядеяятельности студентов на различных этапах .Активизация познавательной деятельности остается вечной...
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ КАК УСЛОВИЕ ПРИ ОТБОРЕ ДЕТЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ
Спортивный отбор является неотъемлемой частью в любом виде спорта. Спортивный отбор позволяет определить наличие у ребенка определенных физических качеств, характерных для конкретного вида спорта....
ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ КИКБОКСИНГОМ У СПОРТСМЕНОВ 14-17 ЛЕТ
Данная статья посвящена выявлению мотивов к занятиям кикбоксингом у спортсменов 14-17 лет....
ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ КИКБОКСИНГОМ У СПОРТСМЕНОВ 14-17 ЛЕТ
ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ КИКБОКСИНГОМ У СПОРТСМЕНОВ 14-17 ЛЕТ...