Методическая разработка «Камерный ансамбль в инструментальном отделе детской хоровой студии «Искра»
методическая разработка на тему

Комарова Людмила Геннадьевна

Привитие навыков ансамблевого музицирования в процессе обучения учащихся в классе фортепиано

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Камерный ансамбль в инструментальном отделе

детской хоровой студии «Искра»

Автор:

Людмила Геннадьевна Комарова,

педагог дополнительного образования по фортепиано ДХС «Искра»

ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

План сообщения:

  1. Возможности жанра
  2. Привитие навыков
  3. Результаты работы

 

Ансамблевая игра занимает особое место в исполнительской практике Детской хоровой студии «Искра» с самых первых лет её существования. Значительное место в деятельности инструментального отдела студии занимает работа с камерным ансамблем. Для учащихся игра в камерном ансамбле – это, прежде всего, возможность проявлять свои исполнительские качества в совместной игре с другими исполнителями. Состав камерного ансамбля может быть самым различным, например: скрипка и фортепиано, вокал-фортепиано-скрипка, гитара и флейта, баян и фортепиано, вокал-фортепиано-флейта. Иногда камерный ансамбль перерастает в камерный оркестр.

Практические навыки ансамблевого музицирования начинают прививаться уже на первом году обучения. В начале – это игра на фортепиано в четыре руки, затем в ансамбле с другим инструментом. Самые первые публичные выступления учащихся происходят на классных концертах, родительских собраниях и студийных мероприятиях, где царит праздник и радость, где общее настроение и благоприятный микроклимат способствуют раскрытию творческого потенциала. Навыки ансамблевого музицирования в процессе обучения усваиваются малышами вполне естественно. Учащиеся постепенно становятся внутренне более собранными и внимательными. Они приучаются слушать себя и при этом слышать другого участника ансамбля. За время обучения постепенно усложняется музыкальный репертуар, ставятся и решаются более интересные исполнительские задачи. Таким образом, постепенно расширяются исполнительские возможности и музыкальный кругозор ребенка.

В старших классах, при знакомстве учащихся с новым произведением, делается исполнительский анализ. Он выполняется для того, чтобы каждый участник имел ясное представление о своём месте в ансамбле. Когда мы говорим о диалоге двух инструментов, то партии исполнителей могут быть попеременно то равноправны, то одна из партий берёт на себя аккомпанирующую или солирующую функцию. Один из инструментов «говорит», другой - «слушает». Такое слуховое внимание принципиально необходимо в каждой ансамблевой работе, и оно позволяет осваивать общие навыки игры в ансамбле и приводит к более цельному и осмысленному исполнительству в целом.

К общим принципам игры в ансамбле мы относим:

1.        Умение воспринимать и воспроизводить «партитурную» запись.

2.        Навыки синхронной игры.

3.        Умение распределять звучность по динамике с учетом тембров.

4.        Способность ощутить деление музыки на фразы.

Участие в «малых» ансамблях открывает перед учащимися возможность активной концертной практики. Чувствуя контакт с партнерами-ровесниками, они ведут себя увереннее, раскованнее. Кроме того, юные исполнители знакомятся с различными музыкальными стилями, жанрами и репертуаром исполнителей на других музыкальных инструментах. В результате ансамблевой деятельности у детей постепенно меняются музыкальные представления, и возрастает интерес в целом к музыкальному искусству, а музыкальное восприятие становятся более глубоким. Естественно, улучшается качество индивидуальных музыкальных занятий, и ребята становятся более ответственными и дисциплинированными.

Благодаря работе камерного ансамбля в творческом содружестве находятся не только дети-исполнители, но и  педагоги, которые нередко сами участвуют в исполнительской практике студии как солисты и участники камерных ансамблей и, кроме того, самостоятельно делают аранжировки произведений классической музыки, чтобы, начиная с младших классов, учащиеся могли знакомиться с музыкальной классикой.

На протяжении учебного года юные исполнители выступают в различных концертах, конкурсах и фестивалях на различных площадках города, в том числе в тематических вечерах и на различных праздниках студии, в мероприятиях на базе ДДЮТ, на концертах в Капелле, в БКЗ «Октябрьский» и на международных фестивалях. Одним из результатов работы камерного ансамбля можно назвать слияние всех ансамблей в камерный оркестр ДХС «Искра», который собирается ежегодно для воплощения различных творческих проектов.

 

За пять лет работы были исполнены такие проекты:

  • Карл Дженкинс “Adeimus” (с участием хора, фольклорной группы, струнного ансамбля, группы ударных инструментов и двух солистов),
  • Цикл Рождественских песен 19 в. «Рождественский венок» в музыкальной редакции В. Комарова (с участием струнного ансамбля, фортепиано, 2 флейт, ударных, хора и солистов)
  • Д. Шостакович «Романс» из кинофильма «Овод» (с участием струнного ансамбля и хора)
  • К. Пеполи “Funiculi, Funicula” (с участием фортепиано, струнного ансамбля, ансамбля гитаристов, ансамбля аккордеонистов, 3 флейт, ударных, хора выпускников и 3 солистов-теноров),
  • А. Петров «Вальс» из к/ф «Берегись автомобиля» для камерного оркестра (ансамбль скрипачей, ансамбль аккордеонистов, ансамбль флейт, вокальный ансамбль, ансамбль гитаристов, 2 синтезатора, фортепиано, и ударные).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективное музицирование(Фортепианный и камерный ансамбль)

В программе содержится примерное поурочное планирование, а также расширенные методические рекомендации....

Вопросы совместного музицирования в классе камерного ансамбля.

Умение играть с одним или несколькими партнерами - очень важная сторона музыканта-исполнителя. Чем отличается игра в ансамбле от сольного выступления? Разве не достаточно - свободно владеть своим инст...

Специфика работы концертмейстера в детской хоровой студии

Данная статья обобщает многолетний опыт работы концертмейстера в детской хоровой студии, описывает цели и задачи аккомпаниатора, формулирует отличительные черты работы концертмейстера хорового от хоре...

Методическая разработка "Фортепианный ансамбль в восемь рук "от А до Я": от подбора репертуара до концертного выступления" (2018)

Методическая разработка для преподавателей фортепианных отделений ДМШ и ДШИ. Практические рекомендации по различным аспектам организации ансамблевой деятельности взрослых и детей: подбор репертуара, р...

Методическая разработка для старшего хора в детской школе искусств на тему: "Работа над вокально-хоровой техникой в старшем хоре"

Методическая работа на тему: "Работа над вокально-хоровой техникой в старшем хоре" реализуется в рамках  дополнительной предпрофессиональной образовательной программы по учебному предме...

Методическая разработка "Система работы с родителями обучающихся детских объединений "Юный пешеход", "Пешеходная грамота", "Школьник-дорога-автомобиль", "Юный мотоциклист", "Юный водитель"

В работе представлена "Система работы с родителями обучающихся детских объединений "Школьник-дорога-автомобиль", "Юный мотоциклист", "Юный водитель" ИУЦ "Автогр...