ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
статья на тему

Абраева Елена Евгеньевна

Формирование профессиональнфх предпочтений у воспитанников с нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад по профориентации19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

«Братский детский дом-интернат»

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Подготовила

Педагог-организатор

Е.Е. Абраева

Братск, 2016г

Формирование профессиональных предпочтений у воспитанников с нарушением интеллекта - одна из важнейших задач детских домов-интернатов. Ежегодно покидая стены интернатов, где им было комфортно, немногие подростки определяются с правильным выбором профессии, которой они могут овладеть. Для решения данной проблемы важна организация системной профориентационной  коррекционной работы.

Однако до настоящего времени проблема формирования первичных профессиональных предпочтений у детей с нарушением интеллекта остаётся острой, не разработаны методические рекомендации по формированию этих предпочтений у воспитанников в работе педагога-организатора.

В связи с этим я поставила в своей работе следующую цель:

Цель: формирование у детей с нарушением интеллекта представлений о мире профессий, привитие уважения к различным видам труда, формирование умения выделять требования к представителям той или иной профессии.

Задачи:

  1. разработка содержания профориентационной работы, через  анализ психологической и педагогической литературы.
  2. проведение профориентационной работы на мероприятиях педагога-организатора.
  3. проверка эффективности профориентационной работы.

Принципы профориентационной работы:

  1. Уважение различных видов труда.
  2. Учёт индивидуальных особенностей, личностных качеств в профессиональной ориентации.
  3. Связь профориентации с жизнью, трудом.
  4. Принцип активности.

Профессиональная ориентация детей с нарушением интеллекта - длительный процесс, охватывающий значительный период воспитания и обучения. В результате этого был разработан  комплекс методических приемов, направленный на формирование первичных профессиональных предпочтений. В проводимой профориентационной работе выяснилось, что дети имеют нечёткие, размытые представления о профессиях.

В соответствии со спецификой детей, были отобраны и рассмотрены профессии, не требующих особых физических и умственных способностей. Под руководством педагога дети выбирают профессию столяра, слесаря, швеи, сапожника, строителя. Вместе с тем им явно недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности. Им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности. Исключаются также профессии, вредные для здоровья, превосходящие их физические возможности и усугубляющие имеющиеся заболевания. Содержание профориентационной работы для детей с нарушением интеллекта должно соответствовать их склонностям и возможностям.

Решающим фактором при выборе профессии  воспитанников становится влияние педагогов, воспитателей и система проводимой в доме интернате профориентационной  работы.

     Формирование первичных профессиональных предпочтений проходило через разнообразные методы и приёмы работы.

Методы и приёмы работы:

 -имитационные игры

-деловые игры

-небольшие практические работы

- круглый стол

-экскурсии

-викторины

-устные журналы про особенности труда представителей той или иной профессии

-опросники

-тестирование

В своей профориентационной работе я применяла имитационные игры в соответствии с классификацией и рекомендациями Н.С.Пряжникова с адаптацией к возрасту и уровню психологического развития воспитанников.

Так из четырех типов имитационных игр, предложенных Н.С.Пряжниковым, я выбрала только игры второго типа.

Игры второго типа - это игры, моделирующие профессиональную деятельность или ее отдельные элементы, чаще всего – профессиональное общение. Они позволяют решать задачи трудового обучения и воспитания, знакомства с особенностями тех или иных профессий. Также при конструировании профориентационных игр этого вида учитывалось, что игра должна включать 2 модели: 1-содержательную, имитационную, соотносимую с рассматриваемой проблемой и 2-игротехническую, направленную на организацию взаимодействия участников игры и их активизацию.

Профориентационная игра "Холодно или горячо?"

Название. Профориентационная игра "Холодно или горячо?"

Предназначение.

Процедура группового профориентационного тренинга для воспитанников. Участники отгадывают и разгадывают профессии.

Качества. Кругозор

Содержание

Участники по очереди загадывают профессии. Остальные (включая и ведущего) стараются отгадать. Для этого задаются наводящие вопросы, в которых отражен характер деятельности по этой профессии:

- Пилит доски?

- Работает на компьютере?

- Дает другим указания?

Загадавший, отвечает как в известной игре: "Холодно... Очень холодно... Тепло... Теплее... Горячо... Опять холодно..."

На игру желательно отвести достаточное время, чтобы участники успели втянуться. Со временем загадывающим придет в голову загадывать редкие профессии, а у отгадывающих сложится своя схема расспросов". 

Упражнение "Отгадай профессию"

Участники разбиваются на две команды. Одна из команд загадывает профессию, член другой команды должен невербально изобразить названную ему одному профессию, чтобы члены его команды могли ее угадать.

Профориентационная игра "Самая - самая"

Методика предназначена для повышения уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью. Упражнение может проводится в круге или при работе с целой  группой. Для круга количество участников от 6—8 до 10—15. По времени упражнение занимает от 15 до 25—30 минут.

Практические работы были непродолжительны по времени, в основном были нацелены на знакомство воспитанников с инструментами, орудиями труда, представителей той или иной профессии. С частью предметов ребята работали (например, с ножницами в практической работе «Знакомство с инструментами швеи, их функциями: ножницами, тканью, швейной машинкой, напёрстком»), выполняли какие-либо действия, а с другой- просто знакомились, рассматривали.

Широко использовалась профориентационная беседа, которая проводилась в форме круглого стола. Беседа была логически связана, имела определённую тему, готовилась заранее. При проведении беседы о конкретной профессии использованы мультимедийный проектор, презентации, видеозаписи. Также беседа строилась с элементами игры. Темами для обсуждения были «Фестиваль профессий», «Угадай профессию», «Красота и труд вместе идут».

В своей работе по профориентации я также использовала такой метод, как обобщающие экскурсии, где с воспитанниками мы посещали организации, где нам рассказывали о специфике профессии пожарного, парикмахера, швеи, плотника.

Мини-рассказ о содержании профессии длился не более 3-4 минут, профессия представлялась максимально наглядно, с сопровождением  рисунков, фотографий, орудий труда и др.

Не всегда строго придерживались данного плана. Иногда информация о профессии переплеталась, смешивалась для поддержания интереса, при этом сообщалось лишь самое важное из содержания труда, профессионально-важных качеств.

Завершило работу обобщающее  мероприятие « Карнавал профессий». После этого я провела опрос, который показал положительную динамику в расширении круга профессий, представления о которых в той или иной мере сформированы (дворник, цветовод, портной, маляр), более уважительном отношении к различным видам труда.

Также после проведённой работы у большинства детей повысился интерес к изучению профессий, они с удовольствием просматривали фильмы о представителях той или иной профессии, обсуждали, рассматривали вырезки из журналов.

Таким образом, анализ данных, полученных, на разных этапах работы позволяет, сделать вывод об эффективности разработанного комплекса методических приемов, направленного на формирование первичных профессиональных предпочтений у воспитанников с нарушением интеллекта в деятельности педагога-организатора. Ведь именно от совместной работы педагогов зависит, что явится результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из дома интерната дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа обучающихся с технической литературой как средство формирования профессиональных компетенций

Самостоятельная работа обучающихся с технической литературой как средство формирования профессиональных компетенций...

Занятия в объединении «Трассовый автомоделизм» как средство развития конструкторских и творческих способностей детей и подростков в МКУ ДО «СЮТ»

Один из модельных видов спорта – «Трассовый автомоделизм» - это динамично развивающийся вид спорта, который очень популярен в России, а также в Америке и Европе. Его суть состоит в изготовлении д...

Выпускная работа на тему: "Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

Выпускная работа на тему: Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действиймладших школьников...

Проектная деятельность в колледже-как средство формирования профессиональных компетенций

Презентация содержит как теоретический материал о проектной деятельности и ее видах,так и  обобщает опыт работы над групповыми и индивидуальными проектами....

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Произведения духовно-нравственной тематики как средство формирования личностных качеств младших школьников

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Произведения духовно-нравственной тематики как средство формирования личностных качеств младших школьников...

САМОАНАЛИЗ профессиональной деятельности педагога-организатора

САМОАНАЛИЗ профессиональной деятельности  педагога-организатора КИМ Е.Ю. для аттестации на первую квалификационную категорию....

Результаты профессиональной деятельности педагога - организатора.

Результаты профессиональной деятельности педагога - организатора....