Формирование предметно-практических действий у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
консультация

Федюрко Элина Игоревна

 Статья посвящена вопросам формирования предметно-практических действий у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. В ней рассматриваются ключевые аспекты, влияющие на развитие практических навыков у детей, включая индивидуализацию обучения, использование наглядных материалов и игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fedyurkoe.i.docx49.19 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование предметно-практических действий у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Автор: Федюрко Элина Игоревна

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида №125 муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, учитель-дефектолог

Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования предметно-практических действий у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. В ней рассматриваются ключевые аспекты, влияющие на развитие практических навыков у детей, включая индивидуализацию обучения, использование наглядных материалов и игровую деятельность. Особое внимание уделяется методам, способствующим успешному освоению предметных действий, таким как постепенное усложнение задач, совместная деятельность и регулярная практика. Автор подчеркивает важность комплексного подхода и роли дефектолога в создании поддерживающей образовательной среды. Результаты исследования могут быть полезны педагогам, психологам и родителям, стремящимся развивать самостоятельность и уверенность детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Ключевые слова: трудности в обучении , предметно-практические действия, дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, индивидуализация обучения, наглядные материалы, игровая деятельность

Как показывает практика, формирование предметно-практических действий у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)— важная задача для специалистов в области дефектологии. Трудности в восприятии и использовании предметов могут существенно влиять на общее развитие ребенка, его социальные навыки и самостоятельность.

В данной статье мы рассмотрим методы и подходы, которые способствуют эффективному формированию предметно-практических действий у детей с ТМНР.
Цель исследования заключается в разработке и обосновании эффективных методов и подходов к формированию предметно-практических действий у детей с ТМНР, направленных на развитие их моторных, когнитивных и социальных навыков, а также на повышение уровня самостоятельности и уверенности в себе в процессе обучения и взаимодействия с окружающим миром.
Освоение предметных действий является основой развития продуктивной деятельности человека
. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. Овладение произвольными целенаправленными действиями с различными предметами и материалами требует специальной педагогической помощи.
Важная роль в формировании предметно-практических действий отводится педагогу, который организует процесс совместной деятельности, демонстрирует образец выполнения действий, учит соотносящим и орудийным действиям, ориентирует на получение предметного результата своих действий в виде достижения необходимой цели.
Для эффективной помощи детям с ТМНР необходимо провести диагностическое обследование сформированности предметно-практических действий, оно проводится на занятиях и в процессе наблюдения за действиями ребенка в свободной деятельности. В ходе диагностики заполняется индивидуальная карта на каждого ребенка и составляется план работы на первый период. В середине учебного года фиксируются промежуточные результаты и намечается дальнейший план работы. В конце учебного года проводится итоговая диагностика развития ребенка и определяется эффективность работы.
Для правильной диагностики сформированности предметно-практической деятельности необходим подготовительный этап. На подготовительном этапе определяются основные проблемы и формулируются коррекционные задачи.
Среди проблем можно выделить: игнорирование
предметной деятельности, низкую психическую активность с быстрой истощаемостью, несформированность мелкой моторики и зрительно-моторной координации и др. Важно вычленить основную проблему, чтобы с нее начать решение всего комплекса.
Исследование проводилось на базе МДОБУ детский сад №125 города Сочи.
Главный вопрос исследования направлен на изучение особенностей формирования предметно-практических действий у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями.
При изучении данной темы был проведен анализ результатов диагностики и выявлена необходимость составления Программы по формированию предметно-практических действий у детей дошкольного возраста с ТМНР посредством игр и игровых технологий.

Программа по формированию предметно-практических действий у дошкольников с ТМН посредством игр и игровых технологий включает в себя:

  1. Целевой раздел
  2. Пояснительную записку
  3. Содержательный раздел
  4. Календарно-тематическое планирование
  5. Планируемые результаты
  6. Организационный раздел


Содержание Программы представлено следующими разделами: «Действия с материалами», «Действия с предметами». В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними.
Действия с материалами.

Пересыпание материала в различные ёмкости.

Пересыпание материала.

Переливание жидкости с помощью различных инструментов.

Переливание жидкости в различные ёмкости.

Наматывание ниток на катушку.

Размазывание пластилина.

Действия с предметами.

Нанизывание предметов.

Конструктор. Виды конструктора. Магнитный конструктор.

Группировка предметов по заданному признаку.

Действия с материалами


#1084;инать материал: салфетки, туалетную бумагу, бумажные полотенца, газету, цветную, папиросную бумагу, кальку и др. Сминать двумя руками, одной рукой, пальцами обеих рук, пальцами одной руки. Ребенок учится сминать материал двумя руками. Первоначально ребенку предлагали сминать мягкие образцы бумажной продукции (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца), затем более плотные виды бумаги (газета, цветная, папиросная бумага, калька). Педагог направляет действия ребенка инструкциями или выполняет действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках. Затем действия усложняются, сминает бумагу одной рукой, пальцами обеих и одной руки.
#1056;азрывать материал. Разрывание материала бумагу, вату, природный материал двумя руками, направляя руки в разные стороны, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук. Ребенок берет в руки материал: бумагу, вату, природный материал и разрывает его. Сначала ребенок учится захватывать материал обеими руками, зажимая его в кулаках. Потом ребенок учится разрывать материал, направляя одну руку к себе, другую руку от себя. Если у ребенка возникают трудности при разрывании материала, то необходимо предварительно сделать надрыв или надрез этого материал. Затем ребенок учится захватывать край материала пальцами обеих рук и выполнять разнонаправленные движения.
3. Размазывать материал. Размазывание материала руками сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, по кругу. Ребенок погружает руки в вязкий материал краску, пену для бритья, крем, клейстер, жидкое тесто, мягкий пластилин и размазывает его. Действия по размазыванию материалов рекомендуем начинать с выполнения упражнений на горизонтальной поверхности, затем на вертикальной поверхности. Сначала ребенок размазывает материал произвольно, затем педагог задает направление движения рук сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, по кругу круговые движения выполняются двумя руками в одном направлении и в разных направлениях.
#1056;азминать материал разминание материала тесто, пластилин, глина, пластичная масса двумя руками, одной рукой, пальцами. Ребенок учится мять большой кусок мягкого теста, который лежит на столе. Затем он мнет кусок теста, удерживая его двумя руками. После этого для разминания предлагают другие материалы: пластилин, глина, пластичная масса. Педагог направляет действия ребенка инструкциями или выполняет действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках.
5. Пересыпать материал. Пересыпание материала крупы, песка, земли, мелких предметов двумя руками, одной рукой с использованием инструмента лопатки, стаканчика и др. Занятия начинаются с игры, например с крупой. Ребенок учится захватывать сыпучий материал, ссыпать или пересыпать с руки на руку, пересыпать материал из одной емкости в другую удерживая его одной/ двумя руками. Затем его учат использовать для пересыпания материала инструмент, которым он зачерпывает материал (лопатка, стаканчик и др.). Пересыпая материал из одной емкости в другую, ребенок захватывает емкость с материалом одной, двумя руками (в зависимости от объема емкости), наклоняет ее над другой емкостью и ссыпает материал. Учитывая индивидуальные и физические особенности ребенка, его учат выполнять роющие движения в сыпучем материале крупе, песке, земле одной или двумя руками. Ребенок учится откапывать, находить предмет, затем закапывать, прятать предмет.
6. Переливать материал. Переливание материала воды двумя руками с использованием инструмента стаканчика, ложки и др. Ребенок учится переливать материал из одной емкости в другую, удерживая его одной. двумя руками. Затем он учится использовать инструмент стаканчик, ложку и др. для переливания жидкости, первоначально освоив действие зачерпывание. Переливая материал из одной емкости в другую, ребенок захватывает емкость с материалом одной/двумя руками в зависимости от объема емкости, наклоняет ее над другой емкостью и выливает материал.
7. Наматывать материал. Наматывание материала бельевой веревки, шпагата, шерстяных ниток, шнура и др. Сначала ребенку дают большую катушку с остатком шнурка, который он должен домотать. Одной рукой ребенок держит катушку, другой рукой шнурок, который наматывает на катушку. Затем ребенок учится наматывать шерстяную нить на большую катушку с закрепленным на катушке началом нити. Постепенно уменьшается размер катушки и толщина нити. Катушки заменяются клубками.

Действия с предметами

1. Захватывание, удержание, отпускание предметов: шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др. Ребенку предлагают предметы, удобные для захвата. Педагог выполняет действия совместно с ребенком, используя прием «рука в руке» (кисть руки педагога накладывается на кисть ребенка, и он помогает ему выполнить действие). После того как ребенок научился выполнять действия всей кистью, он учится выполнять эти действия двумя и тремя пальцами (пинцетный захват). Действия отрабатываются на мелких предметах.
2. Встряхивать предмет, издающий звук. Ребенку предлагаются баночки, бутылочки с бусинками или крупой, музыкальные игрушки, издающие звук при встряхивании и др. Педагог выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Внимание ребенка обращается на то, что результатом действия должен быть звук. Можно учить ребенка встряхивать предметы, изменяющие цвет (картинку, находящуюся внутри предмета).
3. Толкать предмет от себя. Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.) Сначала ребенок учится толкать, катать игрушку на колесиках перед собой по столу «вперед- назад», держа ее в руке. Затем он толкает, катает игрушку по всей поверхности стола, меняя направления движения. После этого он учится толкать, катать игрушку по полу, сидя на одном месте, затем передвигаясь по комнате, также удерживая ее в руке. Затем ребенок учится толкать предмет от себя.
4. Тянуть предмет по направлению к себе. Сначала ребенок учится тянуть детскую игрушку на колесах за веревочку. Затем он учится тянуть предмет, который расположен за ним или перед ним.
5. Вращать предмет. Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.) Сначала ребенку дают пластиковую банку, бутылку с надетой на нее крышкой. Одной рукой ребенок держит бутылку, банку, другой рукой выполняет поворотные движения в одном направлении (откручивает, закручивает крышку). После того как ребенок научится откручивать крышку банки/бутылки, он учится надевать крышку на банку/бутылку, соотнося резьбу на бутылке/банке с резьбой на крышке, и закручивать ее.
6. Нажимать на предмет. Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью, пальцем. Сначала детей учат выполнять действие всей рукой, затем учат выполнять данное действие пальцем.
#1057;жимать предмет. Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Работа начинается с использования свистящих резиновых игрушек. Педагог сжимает резиновую игрушку, показывая, что при сжимании игрушка издает звук. Затем он вкладывает ее в руки ребенка и помогает выполнить сжимание двумя руками одновременно. Если ребенку неприятно давление взрослого на его руки, то рекомендуем использовать мягкие игрушки из поролона, ткани, искусственной шерсти, которые не требуют усилий при сжимании. Затем ребенок учится сжимать предмет одной рукой (всей кистью). При сжимании пальчиками используют различные предметы: прищепки, мелкие игрушки, изготовленные из разных мягких материалов. Например, прищепки ребенок учится сжимать двумя пальчиками (большим и указательным), мелкие мягкие игрушки тремя, всеми пальчиками и др.
#1042;ынимать предметы из емкости. Вынимание предметов из емкости. Ребенок учится вынимать предмет из емкости (из коробки, ящика, шкафа и др.). Рекомендуем начинать работу с небольшого количества предметов (2-3). Педагог выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руку в своей руке. Внимание ребенка обращается на завершенность задания. Коробка, из которой вынимают предметы, остается пустой. Когда ребенок учится вынимать один предмет из другого (например, стаканчики, вставленные друг в друга), то он одной рукой держит предмет, другой рукой вынимает из него вставленный предмет.
9. Складывать предметы в емкость. Складывание предметов в емкость. Ребенок учится складывать предметы в емкость (в коробку, ящик, шкаф и др.) Рекомендуем начинать работу с небольшого количества предметов (2-3). Педагог выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Постепенно количество предметов увеличивается.
10. Перекладывать предметы из одной емкости в другую. Ребенок учится перекладывать предметы из одной ёмкости в другую. Начинать работу следует с небольшого количества предметов (2-3). Емкости должны быть одинаковыми по высоте, и располагаться рядом друг с другом. Педагог выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Внимание ребенка обращается на завершенность задания: емкость, из которой вынимают предметы, остается пустой.
#1042;ставлять предметы в отверстия. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Ребенок вставляет одинаковые по величине стаканчики друг в друга; вставляет шарики, мозаику в отверстия и др. Действие вставления предметов в отверстие ребенок начинает осваивать после того, как научился складывать и перекладывать предметы. Ребенок кладет предметы в коробку (или любую другую емкость), которая частично закрыта. Отверстие, в которое ребенок опускает предмет, постепенно уменьшается до размеров самого предмета. Учится вставлять предметы друг в друга (например, одинаковые баночки из-под сметаны вставляют друг в друга дном вниз или дном вверх). На первоначальном этапе обучения предмет, в который ребенок вставляет другой такой же предмет, зафиксирован на плоскости (например, скотчем к поверхности стола; приклеен к коробке и др.). Затем предмет, в который ребенок вставляет другой предмет, он удерживает рукой. Также ребенок учится вставлять одинаковые по форме и величине деревянные вкладыши, крупные пазлы.
#1053;анизывать предметы на стержень, нить. Ребенок учится нанизывать предметы (кольца / шарики) на стержень, крупные бусины на нить, мелкие бусины на леску и др. Педагог выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Сначала ребенку предлагают крупные бусины или другие предметы (маленькие елочки, башни, макаронные изделия и т.п.), при этом конец нити (шнурка, веревочки), который он вставляет в предмет, должен быть жестким (например, на концах веревки деревянные палочки или шнурок для обуви с металлическими ограничителями). Ребенок одной рукой держит жесткий конец нити, другой рукой держит предмет. После того как ребенок просунет жесткий конец нити в отверстие, он перемещает предмет по нити. Затем ребенку предлагают для нанизывания предметы меньшего размера, нить (шнурок, веревочка) дается без наконечника.

Разработка перспективного плана Программы осуществлялась на основе следующих принципов: развивающей направленности, последовательности, индивидуализации, вариативности и повторности.

Представим последовательность предлагаемых детям заданий с действиями предметов.

В течение года ребенок учился пересыпать сыпучий материал (крупу, песок) рукой и с помощью инструмента (ложкой). В формировании данного действия также прослеживалась положительная динамика. Отсутствие у обучающегося опыта взаимодействия с материалами требовало в начале учебного года полной физической помощи при выполнении действия руками и с помощью инструмента, использования приема «рука-в руке».
В середине учебного года отмечался переход действия на следующий уровень освоения, когда на успешность выполнения действий влияла незначительная помощь педагога, объем которой постепенно уменьшался. Переходу на новый уровень сформированности действия способствовала мотивация. Ребенку очень нравилось пересыпать сыпучие материалы с помощью инструмента, удержание ложки не представляло трудности, поэтому к концу учебного года он выполнял действие самостоятельно.
К концу учебного года у ребенка сформировались следующие действия: пересыпание сыпучих материалов с помощью инструмента (ложки) и нажимание на предмет (коммуникатор) пальцем. Положительная динамика в овладении действиями обусловлена созданием необходимых условий для формирования действий: индивидуальным подбором материалов, стимулирующих выполнение действий, использованием дополнительной мотивации к действию, своевременным оказанием необходимой помощи при выполнении действий, игровой формой занятий.
Положительная динамика так же отмечалась при формировании действия вставления предметов в отверстия.
В начале и в середине учебного года при выполнении действия вставления разных по величине шариков требовалась полная физическая помощь педагога (использование приема «рука-в-руке» при выполнении всех операций действия).
К концу учебного года ребенок стал проявлять активность при вставлении больших шариков. Педагог оказывал необходимую помощь при захвате, направлял руку ребенка, удерживающую шарик, к коробке с отверстием, помогал расположить руку с шариком над отверстием и разжать пальцы. Включение ребенка в совместную деятельность обусловлено интересом к результату действия – появлением звука после падения шарика и удара его о металлическую коробку.
Диагностическое исследование формирования предметно-практических действий у детей с ТМНР, показало, что на начальном этапе эксперимента все дети обладали низким уровнем умения совершением осознанных, целенаправленных действий с предметами и материалами. Проведя работу по формированию предметно-практических действий с предметами и материалами.

Были сделаны следующие выводы: дети стали выполнять действия с предметом по больше части самостоятельно и лишь иногда с незначительной физической поддержкой, такой как: поддержка за предплечье или метод «рука в руке» Таким образом цель была достигнута. задачи по формированию предметно-практических действий были решены.
Эффективность работы по формированию предметно-практическим действий заключается в следующем:
-использование наглядных пособий для лучшего восприятия детьми материала;
-использование на занятиях дидактических игр, которые повышают внимание и интерес ребенка к занятию и изучаемой теме, что способствуют лучшему усвоению материала;
-индивидуальный подход, который помогает сосредоточиться на конкретном ребенке и его особенностях.
Мы считаем, что при
внедрении и апробации Программы по формированию предметно-практических действий посредством игр и игровых технологий произошли изменения. Анализ результатов итогового диагностического обследования показал, наличие выраженной положительной динамики в уровне сформированности предметно-практических действий у детей дошкольного возраста с ТМНР.

Таким образом, ППД-это важный компонент коррекционного обучения детей дошкольного возраста с ТМНР, так как эта деятельность направлена на формирование навыков, необходимых для адаптации в повседневной жизни.
Формирование ППД у детей с ТМНР — это сложный, но важный процесс, который требует комплексного подхода и терпения. В течение года были проведены подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия, упражнения и задания, направленные на развитие мелкой и крупной моторики, обучение предметно-практическим действиям осуществлялось постоянно: в режимных моментах и в свободной деятельности,
а так же проводились консультации для родителей по вопросам формирования предметно-практических действий у детей с ТМНР.

Стоит отметить, что
Программа по формированию ППД у детей дошкольного возраста с ТМНР посредством игр и игровых технологий эффективно способствует развитию предметно-практических действий у дошкольников и успешному их применению в повседневной жизни.
Поэтому можно сказать о том, что работа по предложенной системе поможет детям преодолеть многие трудности в процессе их взаимодействия с социальным окружением при условии систематического, последовательного обучения.
Использование разнообразных методов и техник, индивидуальный подход к каждому ребенку создает условия для успешного освоения практических навыков.
Работа дефектолога в этом направлении играет ключевую роль в развитии самостоятельности и уверенности детей, что в свою очередь положительно сказывается на их общем развитии и социальной адаптации.

Список литературы:

  1. Браткова М.В., Формирование предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы: автореф. дис. канд. пед. наук. : / М.В. Браткова. - М., 2006. – 22 с.
  2. Кисленко В.Я. Психологические особенности усвоения правил обращения с предметами детьми раннего и дошкольного возраста. Автореф..дис. . канд. психол. наук. – М., 1981
  3. Певзнер М.С., Явкин В.М. К вопросу клинической характеристики глубоких форм олигофрении // Вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта: сб. науч. тр. / Под ред. М.И.Кузьмицкой – М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1978.
  4. Переверзева М.В «Диагностика и формирование навыков самообслуживание у детей с ТМНР» 2019 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 класс (вариант 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (в...

РАЗВИВАЮЩИЙ УХОД ЗА ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Развивающий уход — это обучение ребенка не на занятиях, а в обычных бытовых ситуациях (еда, одевание, поход в магазин). Важно, чтобы действия взрослых, которые занимаются с ребенком, были соглас...

РАЗВИВАЮЩИЙ УХОД ЗА ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ "КОРМЛЕНИЕ"

Формирование бытовых навыков играет большую роль в жизни ребенка  с ТМНР. Обучая ребенка есть, одеваться и ухаживать за собой, мы помогаем ему стать самостоятельнее и узнать много нового о себе и...

Рекомендации для участников комплексного сопровождения обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Методические и практические рекоменлации для участников комплексного сопровождения обучающихся с ТМНР по следующим направлениям:Создание оптимальной среды для развития ребенка с ТМНРУстановление ...