"Сюжетно-ролевые игры на бытовые темы как средство формирования представлений о семье у детей средней группы"
методическая разработка
ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР НА БЫТОВЫЕ ТЕМЫ……6 1.1. Формирование представлений о семье у детей средней группы……………………………………………………………………...6 1.2. Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка средней группы…………………………………………………………………......12 1.3. Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста …………………………………………….........15 Выводы по главе 1 ………………………………………………………………20 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ПОНЯТИЕМ «СЕМЬЯ» ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР НА БЫТОВЫЕ ТЕМЫ………………………..21 2.1. Опыт практикующих воспитателей по организации сюжетно-ролевых игр на бытовые темы……………………………………….......21 2.2. Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии сюжетно-ролевых игр с детьми средней дошкольной группы………..26 2.3. Система работы и разработка методических рекомендаций по формированию представлений о семье и организация сюжетно-ролевых игр на бытовые темы с детьми среднего дошкольного возраста в условиях ДОО…………………………………………………………….28 Выводы по главе 2……………………………………………………………….32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..36 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Студентка 3 курса,
специальность
Дошкольное образование
группа – ДО-З з
СИДОРЕНКО
Татьяна Николаевна
Сюжетно-ролевые игры на бытовые темы как средство формирования представлений о семье у детей средней группы
Курсовая работа
Руководитель: Т. Ю. Журавлева,
преподаватель высшей категории
Дзержинск – 2025 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР НА БЫТОВЫЕ ТЕМЫ……6
Формирование представлений о семье у детей средней группы……………………………………………………………………...6
Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка средней группы…………………………………………………………………......12
Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста …………………………………………….........15
Выводы по главе 1 ………………………………………………………………20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ПОНЯТИЕМ «СЕМЬЯ» ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР НА БЫТОВЫЕ ТЕМЫ………………………..21
Опыт практикующих воспитателей по организации сюжетно-ролевых игр на бытовые темы……………………………………….......21
Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии сюжетно-ролевых игр с детьми средней дошкольной группы………..26
Система работы и разработка методических рекомендаций по формированию представлений о семье и организация сюжетно-ролевых игр на бытовые темы с детьми среднего дошкольного возраста в условиях ДОО…………………………………………………………….28
Выводы по главе 2……………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..36
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………39
ВВЕДЕНИЕ
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [1] особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры.
Одной из задач Федеральной образовательной программы [2] является приобщение детей к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, патриотизм, гражданственность, крепкая семья, созидательный труд, справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение, преемственность поколений. [2 c. 8.]
В Федеральной образовательной программе имеется принцип в котором отражено приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [2 с. 9]
Выявлено, что у детей дошкольного возраста представления о семье отличаются фрагментарностью, бедностью эмоциональной окраски, часто искажены, деформированы в связи с кризисными явлениями в современной семье.
Исследователи Е.П. Арнаутова, Спиваковская, X. Фигдор и др. отмечают, что такие представления негативно сопряжены с неблагоприятным эмоциональным фоном для формирования личности, поэтому возникает необходимость формирования данных представлений осознанно и целенаправленно. Именно дошкольные образовательные учреждения вынуждены брать на себя данную работу по формирование представлений о семье.
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий, об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». [18]
Вопросы организации детских игр и среды для них, можно увидеть в методических и научных исследованиях Л.С. Выготского [7], С.Л.Рубинштейна, и других, концептуальные положения организации детских игр Б. Г. Ананьева, А.Валлона, А.Н.Леонтьева, Д. В. Менджерицкой [20], Е. Ф. Рыбалко, Д. Б. Эльконина [27] и других.
Сюжетно-ролевая игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Именно игру называют в своих работах А.В. Запорожец, Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста; особенно это относится к ролевой игре, которая возникает в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами со взрослыми.
Игра и дети - неразделимые понятия. Там, где есть дети - всегда игра, а там, где только затевается игра, обязательно прибегут дети. Свои игры дети берут в первую очередь, из социальной среды, которая для него является первой, самой главной, единственно родной – это семья.
Известный исследователь детских игр Е.О. Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивает с экологическим бедствием – разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра – это сама детская жизнь, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха.[23]
Противоречия теории и практики состоят в следующем: несмотря на достаточную разработанность материалов по сюжетно-ролевой игре в педагогической литературе, последние исследования игровой деятельности показали, что именно самостоятельная сюжетная игра ныне «уходит» из мира дошкольника.
Исходя из актуальности выбранной темы, был определен аппарат исследования.
Обозначалась проблема: какую роль играет сюжетно-ролевая игра в формировании представлений о семье у детей 4-5лет?
Объект исследования: процесс формирования представлений о семье у детей средней группы.
Предмет исследования: организация сюжетно-ролевых игр на бытовые темы с целью формирования представлений о семье у детей средней группы.
Цель исследования: теоретическое и методическое обоснование необходимости формирования представлений о семье посредствам сюжетно - ролевых игр на бытовые темы.
Задачи исследования:
1. Определить представление о семье у детей средней группы.
2. Описать значение сюжетно-ролевых игр в развитии детей средней группы.
3. Исследовать особенности руководства сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста.
4. Изучить опыт практикующих воспитателей по организации сюжетно-ролевых игр на бытовые темы.
5. Рассмотреть роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии сюжетно-ролевых игр с детьми средней группы.
6. Разработать методические рекомендации по формированию представлений о семье и организации сюжетно-ролевых игр на бытовые темы с детьми среднего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интернет ресурсов, сравнение; обобщение (позволило сделать выводы, и отразить их в тексте, в таблицах); изучение и обобщение массового или индивидуального опыта, опытная работа, наблюдение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Российская Федерация. Законы. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Федеральный закон № 1155-ФЗ: [приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года (в редакции от ).:] – Собрание законодательства Российской Федерации. – 2019. - № 16. – Ст.1942.
- Российская Федерация. Законы. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования: Федеральный закон № 1028 – ФЗ: [приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022года] Собрание законодательства Российской Федерации. – 2022. - № 46. – Ст.8024.
- «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Дорофеева Э.М., Т. С. Комаровой, Издание пятое (инновационное), исп. и доп. Москва: Мозайка-Синтез, 2019. 336 с.- Текст: непосредственный.
- Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада) / А.К. Бондаренко. А.И. Матусик. - Москва: Просвещение, 2015. — 218 с. ISBN отсутствует. - Текст: непосредственный.
- Воспитание детей в игре / Д.В. Менджерицкой // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 6. – С. 12–23. – Текст: непосредственный.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология //Вопросы психологии/ Л.С. Выготский. — Москва: Педагогика, 2017. — 197с. - Текст : непосредственный.
- Глаголева, К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К. С. Глаголева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4. — С. 324-326. — URL: (дата обращения: ).
- Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. // Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Детство и творчество. – М., 1988. – С. 160-163. — URL: /01 (дата обращения: ).
- Демидова, Н.И. Теоретические основы формирования «образа семьи» у старших дошкольников / Н.И. Демидова // Столичное образование-3: теоретические подходы к модернизации дошкольного воспитания: сборник научных трудов /ред. С.А.Козлова. – Москва, - #1042;ып.7.
С. 44-57. ISBN 61 04-13/27.
- Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. учебное пособие / Доронова Т.Н. Москва: - 2002. – 120с. ISBN 5-7151-0068-2. - Текст: непосредственный.
- Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников: учебное пособие / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. — Москва: Просвещение, — 2014. — 290 с. (Библиотека для родителей). – ISBN отсутствует.- Текст: непосредственный.
- Егорова, А. П., Андросова М. И. Формирование образа семьи у детей дошкольного возраста. // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2017. № т26. - С. 32-37. eISSN 2304-120X. – Текст : электронный. URL: (дата обращения ).
- Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение: учебное пособие / Р.И. Жуковская.// — Москва: Педагогика, -2014. - 260 с. NLR01 Текст: непосредственный.
- Запорожец, А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец; — Москва: Просвещение, — 516с.- Текст: непосредственный.
- Ивакина, И.А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Учебно-методическое пособие / И.А. Иванкина // — Пенза, 2015. — 344 с. ISBN отсутствует. - Текст: непосредственный.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. // - Москва : Академия, —2017. — 416 с. - Текст: непосредственный.
- Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова.— Изд.3-е - Ростов-на-Дону.: Феникс, —;С. 125. - (Школа развития). 18ВК 978-5-222-125Г8-2. ISBN отсутствует. - Текст: непосредственный.
- Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений, /Куликова Т.А. — 2-е изд. М.: издат. центр «Академия», —; С. 232. – ISBN 5-7695-0338-6. - Текст: непосредственный.
- Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя дет. сада / Д.В. Менджерицкая. — Москва: Просвещение, 2015. — 422 с. ISBN отсутствует. - Текст: непосредственный.
- Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда: Метод., рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детском саду и УВК. - Москва: Центр инноваций в педагогике, 2016. - 64 с.- ISBN 5-98516-001-7. - Текст: непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков детей средней группы
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гиги...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Обучение счетной деятельности детей младшего дошкольного возраста....
Знакомство с художественной литературой детей средней группы.
Знакомство с художественной литературой детей средней группы.№ занятияНазвание занятияПрограммное содержаниеОборудованиеБеседа по содержаниюЗанятие 1.Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»Восп...

ВКР: Игры и занятия как средства формирования представлений о народных промыслах у детей шестого года жизни
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"32204463","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 178px; width: 127px; float: left;"}}]]...

ВКР: Дидактические игры и занятия как средства формирования представлений о народных промыслах в старшем дошкольном возрасте
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"32204463","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 178px; width: 127px; float: left;"}}]] В...

ВКР: Игры и упражнения как средство формирования лексики детей с ОНР седьмого года жизни
Проведенная опытно - экспериментальная работа по теме: "Игры и упражнения как средство формирования лексики детей с ОНР 7 г. жизни" позволила...

ВКР: Игры и упражнения как средство формирования звукопроизношения у детей шестого года жизни
Отзыв на выпускную квалификационную работу студентки 4 курса 146 группы Лукашовой Екатерины Евгеньевны на тему: «Игры и упражнения как средство формирования ...