Главные вкладки

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    учебно-методический материал по теме

    Михайлова Елена Николаевна

    Обучение счетной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kursovaya.pptx2.19 МБ
    Файл avtoreferat2.docx20.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Выполнила: студентка заочного отделения 3 курса Михайлова Елена

    Слайд 2

    Цель: использование дидактических игр для формирования счетной деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Раскрыть понятие «дидактическая игра» на основе анализа литературы. 2. Определить роль дидактической игры в развитии счетной деятельности у детей младшего дошкольного возраста. 3. Разработать формы практического использования дидактических игр Объектом данного исследования является развитие счетной деятельности у детей младшего дошкольного возраста, Предметом – дидактическая игра как средство развития счетной деятельности у младших дошкольников

    Слайд 3

    Методы исследования : анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, синтез, обобщение

    Слайд 4

    В практике работы по формированию элементарных математических представлений сложились следующие виды непосредственно образовательной деятельности

    Слайд 5

    непосредственно образовательная деятельность в форме дидактических игр

    Слайд 6

    непосредственно образовательная деятельность в форме дидактических упражнений: «Подбери по форме» «Собери пирамиду» «Бусы для кукол»

    Слайд 7

    непосредственно образовательная деятельность комбинированная по форме (игры и упражнения).

    Слайд 8

    Природный материал

    Слайд 9

    пластмассовые и металлические конструкторы

    Слайд 10

    набор картинок, разрезанных на 4-8 частей;

    Слайд 11

    виды различных мозаик, мелких и крупных, в том числе и геометрических форм;

    Слайд 12

    дидактические игры по типу: «Подбери пару», «Составь из фигур»

    Слайд 13

    Пособие для развития мелкой моторики

    Слайд 15

    Спасибо за внимание



    Предварительный просмотр:

    Тема моей курсовой «Дидактическая игра как средство формирования счетной деятельности у детей младшего  дошкольного возраста».

    Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии и воспитании личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира.

    Одной из задач воспитания всесторонне и гармонично развитой личности является задача умственного воспитания детей дошкольного возраста. Большое влияние на этот процесс оказывает развитие у детей элементарных математических представлений.

    Большинство воспитательных и образовательных задач осуществляется через дидактические игры. В них ставятся задачи, способствующие развитию логического мышления, проявляются умения осмысливать правила, последовательность действий, развивающих внимание, способствующих усвоению знаний. Игровая форма обучения привлекает ребёнка, вызывает большой интерес к обучению.

    Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей, если планомерно и систематически использовать дидактические игры, то это приведет к более успешному формированию математических представлений у детей.

    Научный аппарат выведен на слайды

    Несмотря на дидактическую направленность, обучающие игры остаются играми, детей увлекает игровое действие. Обучающие задачи воспринимаются детьми в процессе игры. Дидактическая игра, на наш взгляд, выполняет две основные функции. Первая функция заключается в том, что в процессе игр совершенствуются и закрепляются знания, которые были усвоены детьми в процессе обучения в образовательной деятельности.

    Вторая функция состоит в том, что дети в игровой форме усваивают новые знания. Усвоение детьми новых, более сложных знаний требует специальной организации способов познавательной деятельности. На наш взгляд, сам материал дидактической игры, от которого зависит развёртывание игрового действия, может быть разработан таким образом, что он направит ребёнка на овладение новыми способами познавательной деятельности.

    В процессе игр дети учатся решать познавательные задачи. Любая дидактическая игра ставит своей целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности. Отличительной особенностью дидактических игр является возможность обучать детей посредством активной и интересной для них деятельности. Большое значение имеет содержание дидактических игр. Воспитатель  имеет большие возможности в разработке, создании новых и варьировании старых игр. Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнить их по мере развития у детей таких психических процессов, как память, воля, произвольное внимание. Евгения Ивановна Удальцова подходит к дидактической игре как важному средству обучения дошкольников. «Дидактическая игра - это спланированный педагогический прием для расширения и закрепления полученных знаний». При этом автор считает, что, «несмотря на дидактическую направленность, обучающие игры остаются играми, детей увлекает игровое действие. Обучающие задачи воспринимаются детьми в процессе игры». Обучение счету в детском саду является необходимым компонентом при подготовке детей к школе.  Однако счет не может быть единственным содержанием обучения в детском саду и полностью обеспечить математическое развитие ребенка.

    Преждевременное обучение ребенка счетной деятельности неизбежно приводит к тому, что представления о числе и счете приобретают формальный характер. Поэтому обучение счету начинают не сразу. Ему предшествует  подготовительная работа: многочисленные и разнообразные упражнения с дидактическим материалом, с которым дети применяют приемы наложения  и приложения, сравнивают совокупности, устанавливают соответствия «больше», « меньше», «равно» и др. не пользуясь при этом  числом и счетом. Важно показать независимость числа от пространственно – качественных особенностей предметов. В процессе выполнения упражнений с дидактическим материалом, которые постепенно усложняются. Зинаида Алексеевна Михайлова отметила некую тенденцию, что лишь после выполнения различных  практических действий над множествами ребенок может быть подготовлен к пониманию смысла чисел и счета. Все это происходит в практической деятельности, руководимой взрослыми и имеющий своеобразный учебно-игровой характер.

    В практике работы по  формированию элементарных математических представлений сложились следующие виды Непосредственно образовательной деятельности которые я использую  в своей работе.

    1) НОД в форме дидактических игр;

    2) НОД в форме дидактических упражнений;

    3) НОД комбинированные по форме (игры и упражнения).

    НОД по форме дидактического упражнения используются во всех возрастных группах. Обучение на них приобретает практический характер. Выполнение на них разнообразных упражнений с демонстрационным и раздаточным материалом ведет к усвоению детьми определенных действий, соответствующих их математическим представлениям. Воспитатель применяет приемы: показ, образец, указание.

    По мнению Тарабаниной Татьяны Ивановны и Елкиной Натальи Васильевны, в младшем возрасте учебная деятельность мотивируется  практическими и игровыми задачами (например, дать зайцу по одной морковке, построить лесенку из полосок разной длины). Для  правильного подбора дидактического материала в младшей группе детского сада  достаточно определить знания о форме предметов и о геометрических фигурах, как эталонов формы. Дети учатся различать квадрат, круг, треугольник, шар и куб, при этом они пользуются  приемами обследования фигур с помощью тактильно двигательных анализаторов. В роли дидактического материала могут выступить некоторые элементы строительного материала: кубики, кирпичики, пластины и др.

    Знакомство детей с новым материалом начинается с обследования  самого предмета, показывают предметы разные по форме, цвету и размеру. Основные признаки предметов закрепляются во время игры, рисования, лепки и самостоятельной деятельности детей. Для  развития навыков обследования детям можно предложить дидактические игры: «Назови форму», «Чудесный мешочек». В младшей группе детского сада дидактические упражнения проходят в виде игровых действий (например, вкатить цветные шарики в ворота такого же цвета). Упражнения должны носить более занимательный характер, носить  элемент загадочности.

    У детей формируются представления о единичности и множественности объектов и предметов. Дети овладевают  умением видеть отдельные предметы и всю группу в целом. Дети группируют предметы по признакам, вырабатывая умение сравнивать, осуществлять  логические операции, классифицировать.

    Для создания в младшей группе правильной интеллектуально-познавательной зоны необходимо сменять не реже одного раза в месяц  дидактический материал для обследования. Предметы должны быть самые разнообразные:

    1) природный материал – шишки разной формы и размера, желуди, каштаны, косточки, ракушки т.п., кристаллы различных минералов, образцы разных материалов, предметы для различения не ощупь во время игры в «Чудесный мешочек»;

    2) пластмассовые и металлические конструкторы для индивидуальной работы, можно не комплексные;

    3) 2-3 набора картинок, разрезанных  на 4-8 частей;

    4) 2-3 вида различных мозаик, мелких и крупных, в том числе и геометрических форм;

    5) различные дидактические игры по типу: «Подбери пару», «Составь из фигур» и др.

    6) пособие для развития мелкой моторики;

    7) дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши и др.)

    Материал должен быть занимательным, ярким. Детям можно предлагать играть в настольные дидактические  игры при этом дети должны будут играть за столом, детали должны быть разной формы и цвета. Прежде чем предложить ребенку обучающую дидактическую игру, следует отчетливо представлять, чему можно научить ребенка при помощи этой игры, уметь объяснить ребенку правила игры, показать, как нужно действовать.

    Таким образом, мы пришли к выводу о том, что дошкольникам необходимо давать знания, соответствующие предмету математики. Но при этом выделение разных сторон данного предмета требует своих методов и средств. Дидактическая игра, на наш взгляд, может успешно использоваться как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста, так как она соответствует потребностям и интересам детей. Игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание детям предлагается в игровой форме. Дети одновременно играют и осваивают определенные знания, умения, приобретают навыки. Дидактические игры используются и для формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений. Поэтому нужно применять дидактические игры в воспитательно-образовательной работе с детьми, как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям, потому что в обучении детей должны принимать участие и детский сад, и семья.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»

    Игра - основная деятельность детей. Игра может быть использована как эффективное средство в воспитании и развитии ребенка, также она способствует физическому и психическому развитию. Воспитательное зн...

    Выпускная аттестационная дипломная работа на тему:: «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи».

    Дипломная работа на тему:: «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи»....

    Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

    Эта презентация поможет вам в работе с детьми младшего дошкольного возроста  в формировании элементарных матиматических представлений. В ней вы можите найти педагогические советы, которые облегча...

    Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

    Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

    ВКР: Игрушка как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста

    По итогам проделанной опытно - экспериментальной работы по речевому развитию детей 5 г. жизни студентка четвёртого курса Григорьева В. Н.  делает вывод о том ...

    ВКР: Дидактическая игра как средство формирования словаря детей среднего дошкольного возраста

            Студентка четвёртого курса Киселёва Анжела Юрьевна  в своей ВКР доказывает, что бедность словаря мешает полноценному обще...

    Статья: «Использование сказки в развитии правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста»

    С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказки – это кладезь мудростей, в них дети ч...