Формы и методы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
статья на тему

Иванова Юлия Викторовна

В статье представлен опыт работы по сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в службе постинтернатного сопровождения города Ярославля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_postinternatnogo_soprovozhdeniya.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Формы  и методы постинтернатного сопровождения

выпускников учреждений для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, — особая категория детей,  оказавшихся в трудной жизненной ситуации. У них нет родителей, или  родители лишены родительских прав: уклоняются от воспитания детей, защиты их интересов.

Около 15000 детей ежегодно выходят из детских домов. По прогнозам Генеральной прокуратуры РФ, в течение нескольких лет после выпуска 5000 из них становятся безработными, 6000 — бездомными, у 3000 будут судимости и 1500 покончат с собой.

Перед выпускником детского дома остро встает проблема включения в социум. Он просто поставлен перед фактом радикальных перемен, новой социальной среды, к которой вынужден приспосабливаться. Представители данной социальной группы испытывают трудности в профессиональном самоопределении, в браке, в установлении профессиональных и дружеских отношений, значительная их часть пополняет ряды правонарушителей.

К сожалению, в государственных структурах до сих пор отсутствует система организованной помощи детям-сиротам после выхода из детского дома. Организационная структура образовательных учреждений для детей-сирот нуждается в создании новых форм.

В Ярославской области функционируют 22 образовательных учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых воспитываются 750 человек.

Постановлением Правительства Ярославской области №313-п от 12.04.2012г. утвержден порядок формирования служб постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и определены направления работы (консультирование, оказание социальной и психологической помощи, предоставление услуги временного проживания). В соответствии с этим нормативным документом, на базе 5 детских домов Ярославской области функционируют службы постинтернатного сопровождения.

С 01 января 2013 года на базе ГОБУ ЯО специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №6 на основании Приказа Департамента образования Ярославской области создана служба постинтернатного сопровождения «Содействие». Работает отделение социальной и психологической помощи. Специалисты службы сопровождают лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих на территории города Ярославля.

Целью деятельности службы является организация и обеспечение социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им социальной помощи в реализации их прав и законных интересов.

        Специалистами службы создана модель сопровождения выпускников учреждений интернатного типа и приемных семей, которая включает три направления работы:

1. Информационно-аналитическое: 

  • создание банка данных о лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;  
  • анализ профессионально-личностного становления выпускников;
  • ведение карт сопровождения выпускников;
  • отслеживание результатов сопровождения выпускников.

2. Социально-психологическое:

  • защита личных, жилищных, имущественных прав и интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения профессионального образования и трудоустройства;
  • повышение психологической устойчивости лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • решение социально-бытовых вопросов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • реабилитационные мероприятия для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3. Организационно-методическое:

  • организация деятельности, направленной на поддержку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • организация теоретических семинаров по обучению педагогов социально-правовой и психолого-педагогической помощи лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • разработка методических материалов по организации индивидуального сопровождения и поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в процессе социализации.

        

        Работа с выпускниками начинается со сбора информации и составления базы данных. С этой целью осуществляется связь с учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же с учреждениями профессионального образования. Полученная информация используется для расширения и развития содержания базы данных, которая составлена в программе Microsoft Office Access.

        Работа с базой данных позволяет:

  • получать удобный доступ к данным выпускника (пополнение, анализ, корректировка данных);
  • производить выборку по различным параметрам;
  • проводить мониторинг жизнеустройства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

        На 1 мая 2015 года в базе данных находится информация о 585 выпускниках: в возрасте от 18 до 23 лет – 398 человек, до 18 лет – 85 человек, старше 23 лет – 102 человека.

        Кроме информации о дате рождения, адресе регистрации по месту жительства и профессиональном образовании выпускника, указываются данные, способствующие оказанию оперативной помощи, такие как поддерживающая сеть и факторы риска. В контактной информации указаны не только телефон и адрес фактического проживания, но и адрес в социальной сети и электронный адрес (e-mail).

        Контакт с выпускником осуществляется следующими способами:

  • через социальные сети;
  • при выезде специалистов по фактическому адресу проживания;
  • на встречах-конференциях;
  • через ближайшее окружение выпускника (друзья, родственники, соседи).

        За каждым, обратившимся в службу постинтернатного сопровождения, закрепляется специалист из числа сотрудников. Определение вида сопровождения и составление индивидуальной программы сопровождения осуществляется на основе анализа проблем социализации выпускника.

Виды сопровождения:

  • оперативное сопровождение (если  действия, предпринимаемые для решения проблем, носят срочный, неотложный характер, в качестве меры экстренного реагирования на внезапно возникающие, острые проблемы выпускника);
  • активное сопровождение (повседневная психолого-педагогическая и юридическая помощь). Данное сопровождение не включает круг вопросов, требующих скорейшего решения и, в отличие от оперативного сопровождения, применяется в стабильной для выпускника жизненной обстановке;
  • активное наблюдение применяется при наличии нормальных условий для жизни, трудоустройства на постоянную работу и другое. Отличие этого вида сопровождения от других заключается в более «спокойной» форме участия в жизни выпускника.

        В соответствии с видом сопровождения определяются конкретные  формы и методы работы, необходимые для достижения поставленной задачи.

        Наиболее востребованными являются консультации специалистов: социального педагога, педагога-психолога, юрисконсульта.

        В случае возникновения непредвиденной жизненной ситуации, предусмотрено несколько способов обращения в службу «Содействие»: он-лайн (через официальную группу в социальной сети, по скайпу), по телефону доверия, при личном визите (возможны индивидуальные и групповые обращения).

        Так же востребованной является работа специалистов группы оперативного реагирования на трудную жизненную ситуацию выпускника. В состав группы входят социальный педагог и педагог-психолог, способные на месте урегулировать конфликтные ситуации выпускника с ближайшим окружением и предоставить квалифицированную помощь.

        Выезды специалистов обеспечивают объективную оценку социально-бытовых условий самостоятельной жизни.

        С целью решения проблем выпускников, происходит и межведомственное взаимодействие с различными организациями: Пенсионный Фонд, миграционные службы, службы судебных приставов, организации сферы ЖКХ, пр.

        Проводимая работа фиксируется в индивидуальной программе сопровождения выпускника, а ее результат является неотъемлемой частью мониторинга жизнеустройства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

        Мониторинг жизнеустройства проводится с использованием двух форм  сбора информации: при непосредственном контакте с выпускником и при опосредованном контакте.

        Для получения информации непосредственно от выпускников, используются методы: анкетирование и беседа.

        При опосредованном контакте с ближайшим окружением выпускника происходит сбор информации и анализ результатов выполнения мероприятий индивидуальных программ сопровождения.

        Еще одним источником информации является отслеживание активности в социальной сети. В результате исследования, проведенного специалистами службы постинтернатного сопровождения, информация и статусы, указанные на личных страницах в 87% случаев соответствуют реальным данным.

        Работа в социальной сети активно используется специалистами и дает положительные результаты. Выпускники проводят в социальной сети практически все свободное время. Там они общаются с друзьями, смотрят видео, слушают музыку. Им комфортно использовать социальную сеть, она имеет привычный интерфейс, что обеспечивает простоту использования.

        В группе размещена информация о правах и обязанностях выпускников учреждений интернатного типа, комментарии к законам, фото со встреч специалистов службы с выпускниками, с мероприятий службы постинтернатного сопровождения «Содействие», статьи о здоровье, психологическом комфорте, пропаганде здорового образа жизни.

        Используя контакты группы, можно написать сообщение специалистам. Выпускникам нравится общаться со специалистами через интернет. На 1 мая 2015 года в группе состоят 136 человек, общаются со специалистами через социальную сеть более 250 человек.

        В совокупности, вся вышеперечисленная информация является подтверждением того, что специализированная группа для выпускников в социальной сети  должна быть востребована, а он-лайн консультации специалистов службы «Содействие» дают положительный результат.

        Специалисты службы постинтернатного сопровождения, используя данные формы и методы постинтернатного сопровождения, добиваются положительных результатов работы: наблюдается положительная динамика социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, происходит оказание социальной помощи в реализации их прав и законных интересов.

        Работа специалистов службы постинтернатного сопровождения «Содействие» является необходимым и востребованным инструментом для организации и обеспечения социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказания им социальной помощи в реализации их прав и законных интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства

Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...

Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья:«Сопровождение    детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и  педагогам в решении задач развити...

Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск

Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в ус...