разработка урока по обществознанию по теме "Духовная культура. Человек -общество"
методическая разработка на тему

Иванова Марина Михайловна

Представлен  материал открытого урока , интерактивный , с использованием инновационных педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon niyya-_iskusstvennyy_chelovek_.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Пояснительная записка к серии открытых уроков по обществознанию

 Серия из двух повторительно – обобщающих уроков по модулям:

-«Общество и человек», «Духовная культура» и «Общество и природа».

Биологическая эволюция началась с появлением человека и закончилась 40 тыс. лет назад. За это время палеочеловек (человек древнейший) превратился последовательно в homo habilis (человек умелый) и homo sapiens (человек разумный).

Уже в древности люди пытались понять свой внутренний мир, который они называли душой. Они считали, что душа - это некая жизненная сила (кровь, дыхание и т. п.), обитающая в теле человека.

Вырваться из естественной среды обитания - природы - и стать социальным существом человеку помогла культура.

Человек создал новые формы бытия, которых нет в природе, на основе биологической сущности человек создал специфический образ жизни как социальное существо.

Духовная эволюция человека, его влияние на природу и взаимодействие с ней продолжается и по сей день. Серия уроков обобщает знания студентов

по материалам курса обществознания, следующих модулей: «Общество и человек», «Духовная культура», «Общество и природа».

Уроки разработанны в форме просмотра научно – фантастического художественного фильма «Через тернии к звездам» (в двух сериях) - « Нийя искусственный человек» и «Ангелы космоса», с последующим обсуждением по заранее подготовленным вопросам и заданиям.

Содержание фильма поможет студентам, обучающимся специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» осознать важность выбранной ими профессии.

События в фильме рассказывают о взаимосвязи и взаимовлиянии природы на общество и общества на природу.

Положительные и отрицательные результаты этого воздействия. Экологические проблемы, к которым приводят бездумные, безответственные действия людей.

Фильм рассматривает вопросы нравственности, морали, ответственности людей друг перед другом; ответственности ученого и степень свободы в его исследованиях.

Обсуждение фильма позволяет повторить программные вопросы по модулям указанным выше, и применить имеющиеся умения и навыки.

Методические разработки уроков прилагаются.


Урок I «Нийя – искусственный человек»

Предмет – обществознание

Тип – нетрадиционный

Интерактивный урок обобщения и применения знаний.

Цели: 

повторить программные вопросы по модулям - «Общество и человек», «Духовная культура» и «Общество и природа». Применить имеющиеся умения и навыки - вспомнить сущностью основных категорий темы; использовать знания полученные на предметах по проф. курсу.

Развивать навыки работы по извлечению интересующей научной информации из культурно - художественных источников.

Формировать в студентах осознание ответственности за свое отношение к Земле, как к среде обитания всего живого.

Воспитывать нравственные качества студентов (духовность, сознательное стремление к самосовершенствованию) и развивать навыки эстетического вкуса (музыка А. Рыбникова).

Развивать коммуникативные навыки студентов.

Компетенции (в результате освоения материала урока студент должен):

понимать: сущность основных категорий темы - принципы человеческого общества,

элементов культуры и духовных ценностей человеческого общества,

взаимосвязи и взаимовлиянии природы на общество и общества на природу, положительные и отрицательные результаты этого воздействия.

знать: основные термины и понятия:

Человек, индивид, личность, деятельность, сознание, природа, культура, общество,

общественные сферы, формация, цивилизация, прогресс, регресс, типология обществ, цивилизация, органическая модернизация, неорганическая модернизация, мировое сообщество, ядро мировой системы, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, человек, сознание, деятельность, типология обществ, традиционное общество, прогресс, социальный институт, социальная роль, духовность, поступок, поведение, «мораль», «нравственные нормы»

уметь: определять взаимосвязи и взаимовлиянии природы на общество и общества на природу, положительные и отрицательные результаты этого воздействия.

Классифицировать типы общества по материалам темы. Проводить сравнительный анализ (сопоставление собственного мнения с материалами темы) и аргументированно отвечать на вопросы (по материалам темы).

Давать собственную нравственную оценку поступкам и поведению людей (по материалам темы)

Оборудование урока:

художественный фильм - «Через тернии к звездам» - по сценарию Кира Булычева и Ричарда Викторова (2 серии - фрагменты)-возможен предварительный самостоятельный просмотр.

Рабочий материал для группы:

а) листы со списком терминов и понятий

б) вспомогательные вопросы для анализа и обобщения тематического материала модулей - «Общество и человек», «Духовная культура», «Общество и природа» (понятие экологическая безопасность).

в) список терминов и понятий для использования в ответах.

План урока

Часть I

1.Формулирование проблемы урока (обозначенной авторами фильма)

2 «Человек – животное или социальное существо?»

Часть II

3 «Социальный институты и социальные роли»

4.Природная среда и экологическая безопасность.

Часть I

1. Нийя – робот? Человек? Индивид? Личность?

Деятельность преподавателя.

 ? Просмотрев фильм сформулируйте и классифицируйте проблемы, тревожившие жителей земли XXIII века. Составьте список

Используйте в своих ответах понятия и определения (термины) усвоенные при изучении тем модулей -  «Общество и человек», «Духовная культура», «Общество и природа».

Деятельность студентов – предполагаемый ответ

Искусственный интеллект. Клонирование. Технический прогресс и его последствия.

Деятельность преподавателя.

? Какие принципы человеческого общества стали предметом дискуссий «Совета по контактам»?

? К какой части природной среды можно отнести Нийю и других клонированных людей, обнаруженных на погибшем корабле?

Деятельность студентов – предполагаемый ответ

Природные или антропогенные объекты.

2. «-…Пусть не только мы поймем ее, но и она поймет нас.

-У человека должен быть дом!

-Нужно доказать, что она человек!

-Пусть она станет человеком!..».

Деятельность преподавателя.

!? Классифицируйте тип общества, в которое попала Нийя – искусственный человек.

!*Сравните свое мнение о главной героине фильма с определением понятия «человек»

Какие чувства вызывают у вас принципы Надежды Ивановой?

В какой степени была права (или нет) Надежда?

Квалифицируйте ее поступки, определенные убеждениями ученого – биотехника. 

Дайте им нравственную оценку.

Понятия: поступок, поведение.

Деятельность преподавателя.

Квалифицируйте тип отношений установившихся между:

Нийей и Марией Павловной; Нийей и Степаном; Нийей и Селеной;

Какие средства взяла на вооружение Нийя, чтобы доказать окружающим, что она человек?

Когда и почему она усомнилась в своей принадлежности к человеческому роду?

Какие элементы культуры и духовные ценности обрела Нийя в общении с землянами?

Какие эпизоды фильма доказывают, что человек существо не только биологическое, но и социальное?


Часть II

3. Деятельность преподавателя.

С какими социальными ролями познакомилась (и примерила на себя) Нийя?

Что такое социальная норма?

Понятия - «мораль», «нравственные нормы»

Аргументируйте свой ответ примерами разных социальных норм (по фильму).

Назовите элементы социальных норм.

Кто оказался прав в споре? Членом, какого социального института постепенно стала Нийя?

4 Деятельность преподавателя.

? Человеческая память это благо или наказание?

На сколько верно, что люди, живущие в разное время, ценят одно и тоже?

Материал обсуждения - Плато «Южный Крест».

«…а что вы здесь ищите?

- Древний город, тот, что был прежде.

- Зачем?

-Здесь жили наши предки. Они создавали начало цивилизации.

Если бы не они не было бы и нас.

- Но они давно умерли, ничего не осталось, одни камни.

- Камни то же говорят. Мы должны спасти память о тех, кто умер!

-Зачем спасать мертвых?..

-Все связано воедино – тут стихи.…Поэт жил тысячу лет назад, но его волновали те же мысли что и нас:

На земле мы не на всегда - лишь на время,

Даже нефрит дробиться,

Даже перья кетцали рвутся,

На земле мы не на всегда - лишь на время! » Аргументируйте свой ответ.

? Какие факты свидетельствуют о том, что родная планета Нийи гибнет?

Определите природные явления, оставшиеся в памяти Нийи, как свидетельства доказывающие это.

Какие элементы прогресса, (достигнутые жителями планеты Десса), вы можете назвать, после знакомства с Нийей?

Чем стали достижения прогресса для Нийи?

Какое впечатление произвел на вас Глан?

Кто он такой, по вашему мнению?

Как вы оцениваете цели и средства их достижения выбранные Гланом?

Как по вашему мнению соотносятся идеи права и свободы?

Чем руководствовалась Нийя, когда решила вернуться на родную планету?

Подведем итоги.

Насколько актуальны для современного общества проблемы, обозначенные в фильме?

Всегда ли прогресс есть положительное явление?

Приведите не менее трех примеров из фильма подтверждающих, что реализация принципов гуманизма, означает проявление в различных общественных сферах жизни человеческого начала.

Что такое парадокс морального поведения и моральной оценки?

Так кто же такая Нийя - робот? Человек? Индивид? Личность?

Насколько Нийя стала человеком (во всех смыслах этого слова)?

Аргументируйте свой ответ.

РЛ-1

Дидактический материал

Список терминов и понятий для использования в ответах.

Человек, индивид, личность, деятельность, сознание, природа, культура, общество,

общественные сферы, формация, цивилизация, прогресс, регресс, типология обществ, цивилизация, органическая модернизация, неорганическая модернизация, мировое сообщество, ядро мировой системы, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, человек, сознание, деятельность, типология обществ, традиционное общество, прогресс, социальный институт, социальная роль, духовность..

Вспомогательные вопросы для предварительной подготовки к уроку

Просмотрев фильм сформулируйте и классифицируйте проблемы (составьте список), тревожившие жителей земли XXIII века.

Какие принципы человеческого общества стали предметом дискуссий «Совета по контактам»?

К какой части природной среды можно отнести Нийю и других клонированных людей, обнаруженных на погибшем корабле?

Классифицируйте тип общества, в которое попала Нийя – искусственный человек.

Сравните свое мнение о главной героине фильма с определением понятия «человек»

Какие чувства вызывают у вас принципы Надежды Ивановой?

В какой степени была права (или нет) Надежда?

Квалифицируйте ее поступки, определенные убеждениями ученого – биотехника. Дайте им нравственную оценку.

Какие средства взяла на вооружение Нийя, чтобы доказать окружающим, что она человек?

Когда и почему она усомнилась в своей принадлежности к человеческому роду?

Какие элементы культуры и духовные ценности обрела Нийя в общении с землянами?

Какие эпизоды доказывают, что человек существо не только биологическое, но и социальное?

С какими социальными ролями познакомилась (и примерила на себя) Нийя?

Что такое социальная норма? Понятия - «мораль», «нравственные нормы»

Аргументируйте свой ответ примерами разных социальных норм (по фильму).

Назовите элементы социальных норм.

Кто оказался прав в споре? Членом, какого социального института постепенно стала Нийя?

Человеческая память это благо или наказание?

На сколько верно, что люди, живущие в разное время, ценят одно и тоже?

Аргументируйте свой ответ.

Какие факты свидетельствуют о том, что родная планета Нийи гибнет?

Определите природные явления, оставшиеся в памяти Нийи, как свидетельства доказывающие это.

Какие элементы прогресса, (достигнутые жителями планеты Десса), вы можете назвать, после знакомства с Нийей?

Чем стали достижения прогресса для Нийи?

Какое впечатление произвел на вас Глан?

Кто он такой, по вашему мнению?

Как вы оцениваете цели и средства их достижения выбранные Гланом?

Как по вашему мнению соотносятся идеи права и свободы?

Чем руководствовалась Нийя, когда решила вернуться на родную планету?

Насколько актуальны для современного общества проблемы, обозначенные в фильме?

Всегда ли прогресс есть положительное явление?

Приведите не менее трех примеров из фильма подтверждающих, что реализация принципов гуманизма, означает проявление в различных общественных сферах жизни человеческого начала.

Что такое парадокс морального поведения и моральной оценки?

Так кто же такая Нийя - робот? Человек? Индивид? Личность?

Насколько Нийя стала человеком (во всех смыслах этого слова)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»

Урок по обществознанию на тему "Культура и духовная жизнь общества"...

Рабочая тетрадь по обществознанию для студентов 1 курса " Основы знаний о духовной культуре человека и общества" ( 2 семестр)

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮдля студентов I курса:     «Основы знаний о духовной культуре человека и общества»(2 семестр)для специальностей:080114 Экономика и бухгалтерс...

Методическая разработка для преподавателя по дисциплине: «Обществознание» по теме: «Культура народная, массовая, элитарная» 34.02.01 Сестринское дело

Методическая разработка для преподавателя по дисциплине: «Обществознание» по теме: «Культура народная, массовая, элитарная» 34.02.01 Сестринское дело...

План занятия по Обществознанию на тему: "Социальная структура общества"

Методическая разработка занятия по теме: «Социальная структура общества» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образо...

Открытый бинарный урок по истории и литературе Тема урока: «Культура советского общества в 1920-1930 гг: Эпоха в повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Цели:Закрепить понятие о сатире, через «погружение в текст» показать мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;Развивать навыки монологического высказывания через анализ художественно...

Презентация к уроку ОРКиСЭ: на тему Воспитание нравственной культуры в обществе и самовоспитание человека.

УМК: Школа РоссииТема урока: Воспитание нравственной культуры в обществе и самовоспитание человека.Цель: формирования нравственной культуры в обществе и самовоспитания человека является ключевым в раз...