Организация индивидуальной подготовки студента к конкурсу профессионального мастерства WorldSkills (молодые профессионалы) на примере компетенции «Поварское дело»
статья на тему

Ханяева Светлана Григорьевна

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1. Концептуальные основы реализации индивидуального  профессионального становления студентов в соответствии с требованиями стандартов WorldSkills……………………………………………………………………. 3-4

2.Основная часть…………………………………………………………….5

Приложения…………………………………………………………………6-9

Библиография………………………………………………………………..10

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_h.s.g.docx91.73 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Московский  образовательный комплекс  им.  В.  Талалихина

Статья на тему:

Организация индивидуальной подготовки студента к конкурсу профессионального мастерства WorldSkills (молодые профессионалы) на примере компетенции  «Поварское дело»

https://i.ss.lv/gallery/1/139/34626/work-i-search-for-work-cook-6925195.800.jpg

Разработала преподаватель специальных дисциплин

Ханяева Светлана Григорьевна

Москва 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Концептуальные основы реализации индивидуального  профессионального становления студентов в соответствии с требованиями стандартов WorldSkills……………………………………………………………………. 3-4

2.Основная часть…………………………………………………………….5

Приложения…………………………………………………………………6-9

Библиография………………………………………………………………..10

1.Концептуальные основы реализации индивидуального  профессиональное становление

студентов в соответствии

с требованиями стандартов WorldSkills

       То, что дети могут сделать вместе сегодня,

завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л. Выготский

   Одним из аспектов развития личности является профессиональное становление. Результат профессионально-личностного становления студентов предполагает не только овладение компетенциями, но

и «проживание» самого образовательного пути, реализацию способов профессиональной деятельности в решении реальных профессиональных задач.

    В современных условиях становится актуальной проблема модернизации профессионального образования через внедрение в образовательный процесс индивидуальных образовательных маршрутов.

   Современный,  конкурентоспособный специалист должен отвечать всем требованиям стандарта и мировым тенденциям развития рынка труда, уметь быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям труда, обладать набором необходимых профессиональных компетенций в разных областях человеческой и профессиональной деятельности.

    В связи с этим, на первый план выступают инновационные личностно-ориентированные методы и техники обучения и воспитания, поскольку у каждого образовательного субъекта имеются свои персональные возможности, стремления, желания, творческий потенциал. 

    Работа по профессиональному становлению обучающихся — один из основных и наиболее сложных аспектов деятельности педагогического коллектива ГАПОУ МОК им. В. Талалихина.

    Чтобы сделать этот процесс эффективным во всех проявлениях,  необходима четкая система работы, обеспечивающая слаженную, целенаправленную и последовательную деятельность всех участников педагогического процесса. Только поэтапное введение студента в специальность и последующее его сопровождение на всех этапах профессионального  обучения обеспечит осознанное формирование заинтересованности у студента получить специальность и быть востребованным в ней на рынке труда в нашем мегаполисе Москва.        Педагогический коллектив в процессе работы создает портрет студента, дающий представление о субъективных аспектах его жизнедеятельности: ценностных ориентациях, профессиональных интересах и склонностях,

установках и ожиданиях в отношении будущей выбранной специальности.

    Ежегодно студентам нашего образовательного комплекса предоставляется возможность принимать участие в конкурсах и чемпионатах, олимпиадах, профессионального мастерства.

     Основной акцент при подготовке к конкурсам должен быть направлен на мотивацию, которая, в свою очередь, зависит от свободы выбора: если обучающийся выбрал специальность самостоятельно и осознанно, то его мотивация всегда выше, чем когда выбрали за него. При подготовке к конкурсам и чемпионатам  преподаватель старается не просто передать собственный опыт, но и укрепить у студента веру в свои профессиональные возможности, в достижение успеха, овладением новыми техниками и дальнейшего развития и профессионального роста.

Индивидуальная образовательная программа и маршрут направлен на отработку отдельного самостоятельного  профессионального модуля.  Так, в частности, идёт подготовка к чемпионату по рабочим профессиям для  конкурса профессионального мастерства WorldSkills (молодые профессионалы), в котором ГАПОУ МОК им. В. Талалихина принимает активное участие. Здесь очень большое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Но необходимо отметить, что самостоятельная работа в современной образовательной модели вообще стоит на первом месте. Самое главное, он должен уметь продуктивно, рационально  и качественно самостоятельно работать как в области теоретических, так и в области практических навыков. Отработанной стабильной модели данной программы пока нет, в связи, с чем говорить можно лишь об ориентировочной программе.   При составлении индивидуальной образовательной траектории преподаватели создают обучающемуся возможность для выбора, выступая как консультант и советчик. Результаты продвижения по образовательной траектории необходимо проверять в течение всего периода обучения, ориентируясь на создаваемые процессы и полученные продукты.

Использование и апробация системы подготовки  студента, обучающегося по индивидуальной программе, существуют некоторые особенности. Вот некоторые из них.

Текущий контроль. Ведущее место здесь занимает ежедневная оценка успешности прохождения индивидуального маршрута (лекции, практические и лабораторные работы).

Самоконтроль и самооценка. Умелая организация самоконтроля и самооценки за выполненные задания не только позволяет проверить его успехи, но и развивает индивидуальные качества личности обучающегося.

Нацеленность на  конкретный результат при обучении с помощью системы дополнительных учебных дисциплин и профессиональных  модулей. Результат  должен иметь конкретный вид: зачет, реферат, отчет о практике, выступление, изготовление конкретного продукта деятельности (с теоретическим описанием или практической работой), компьютерное тестирование и т.п.

2.Основная часть

Технологии и методики подготовки, обучающихся к конкурсу профессионального мастерства Worldskills «Молодые профессионалы» по компетенциям: Поварское дело.

        Проведение чемпионатов и пробных ГИА по системе WSR или Worldskills «Молодые профессионалы» накопило практику передовых технологий и методик подготовки, обучающихся в рассматриваемой специальности при подготовке к выполнению конкурсных заданий.    Стандарты WSR и соответствующие полученные результаты на конкурсах различных уровней, послужили основой для составления алгоритмов подготовки к этим процессам, что позволяет говорить о том, что на данном этапе педагоги, ведущие подготовку обучающихся, используют стандарты WSR.

Задания на чемпионатах Worldskills «Молодые профессионалы» разработаны таким образом, чтобы предоставить участникам безграничные возможности для самореализации, ориентирования на свободный выбор и творчество

в решении предлагаемых нестандартных профессиональных ситуаций.

Данный проект своевременный и актуальный, поскольку процессы, протекающие в системе профессионального образования предъявляют всё новые вызовы в этой области профессиональной деятельности. Преподаватели нашего образовательного комплекса стремятся максимально обеспечивать новый образовательный результат именно в компетентностном и системно – деятельностном форматах. Программа предназначена для мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин, принимающих участие в подготовке студентов, а также для студентов, отобранных для конкурсов и чемпионатов профессионального мастерства.      

 Общий вывод: представленная к рассмотрению программа характеризуется оригинальностью, новизной и соответствует предъявляемым требованиям в области обучающей и воспитательной деятельности.  Может быть рекомендована к использованию в учебно – воспитательном процессе.


Приложение 1

Компетенция «Поварское дело»

 (оценочная ведомость для участников конкурса)

MAX

Наименование критерия

Номер участника/ Оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

РАБОТА

О1

0,5

Персональная гигиена – Спец.одежда соответствие требованиям и чистота

Без нарушений = 0,5 балла, одно нарушение = 0,25, два или больше нарушений = 0

О2

0,5

Персональная гигиена – Руки (в т.ч. работа с перчатками)

Без нарушений = 0,5 балла, одно нарушение = 0,25, два или больше нарушений = 0

О3

0,5

Персональная гигиена – Снятие пробы пальцами

Без нарушений = 0,5 балла, одно нарушение = 0,25, два или больше нарушений = 0

О4

2

Персональная гигиена – плохие привычки

Без нарушений = 2,0 балла, одно нарушение = 1,0, два нарушения = 0,5, три или больше нарушений = 0

О5

0,5

Гигиена рабочего места – Чистый пол

Без нарушений = 0,5 балла, одно нарушение = 0,25, два или больше нарушений = 0

О6

1

Гигиена рабочего места – холодильник – чистота и порядок

Без нарушений = 1,0 балл, одно нарушение = 0,5, два или больше нарушений = 0

О7

1

Гигиена рабочего места – рабочие поверхности – чистота и порядок

Без нарушений = 1,0 балл, одно нарушение = 0,5, два или больше нарушений = 0

О8

2

Расточительность

Без нарушений = 2,0 балла, одно нарушение = 1,0, два или больше нарушений = 0

О9

2

Гигиена рабочего места – Брак

Без нарушений = 2,0 балла, одно нарушение = 1,0, два или больше нарушений = 0

Итого

10

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

О10

2

Время подачи – корректное время подачи ±5 минут от заранее определённого

Если задержка составляет более 5 минут, теряется по 0,1 балла за каждую минуту. При задержке 10 минут блюдо (изделие) считается не представленным

О11

1

Температура подачи

О12

2

Правильность подачи (соответствие заданию)

О13

4

Соответствие массы блюда (изделия)

О14

1

Чистота тарелки (отсутствие брызг, разводов и отпечатков пальцев)

Без нарушений = 1,0 балл, одно нарушение = 0,5, два или больше нарушений = 0

Итого

10

Объективные показатели (максимум 20 баллов)

  1. СУБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

РАБОТА Оценка критерия (максимум 10 баллов)

С1

Кулинарные навыки – Приготовление и оформление

С2

Навыки работы с продуктом – Техника, Ведение процесса, Соответствующие продукту технологии

С3

Организационные навыки – Планирование и ведение процесса приготовления, эффективность

Итого (максимум 30 баллов)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Оценка критерия (максимум 10 баллов)

С4

Презентация и визуальное впечатление (цвет/сочетание/баланс/композиция)

С5

Презентация: стиль и креативность

С6

Вкус – общая гармония вкуса и аромата

С7

Консистенция каждого компонента блюда

С8

Вкус каждого компонента в отдельности

Итого (максимум 50 баллов)

Субъективные показатели (максимум 80 баллов)

Общее количество баллов по всем критериям оценки составляет 100

Приложение 2

Виды индивидуальных студенческих маршрутов

Количество часов в

неделю

Виды учебной

деятельности

Виды самостоятельной деятельности

Учебные

результаты

Учебно-

исследовательская

деятельность

Проектная и творческая

деятельность

4 час

1) Уроки-лекции

2) Консультации по

содержанию

учебного материала

3) Дополнительные

консультации в

рамках

исследовательской и

проектной

деятельности

4) Практические и лабораторные

работы

5) Учебные проекты

6) Мастер - классы

1) Научное сообщество

обучающихся;

2) Кружок

3) Маркетинговые исследования по теме

1) результаты участия в деловой

игре, конференции, семинаре, олимпиаде;

2) результаты обучения на факультативе

1) студенческая научно-

практическая

конференция;

проекты

 (защита работ) «Права и обязанности

обучающихся»

2) отборочные этапы

конкурсов, чемпионатов

1) разработка

социальных роликов и презентаций по индивидуальным темам;

2) разработка про ориентационных роликов

3) мультимедийные проекты по специальности

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Об индивидуализации обучения. Определение понятий

  • Абанкина, Т.В. Развитие сети общеобразовательных учреждений в регионах: результаты реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007-2008 гг./ Т.В. Абанкина //Вопросы образования. - 2009. - №2. - С.5-17.
  • Александрова, Е. Еще раз об индивидуализации старшеклассников/ Е. Александрова //Воспитательная работа в школе. - 2008. - №6. - С.27-46.
  • Александрова, Е. Индивидуализация образования: учиться для себя / Е. Александрова /Народное образование. - 2008. - №7. - С.243-250.
  • Зоткин, А. Индивидуализированное обучение в Англии и России / А. Зоткин, Н. Муха //Школьные технологии. - 2008. - №2. - С.42-47.
  • Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист».-2006.-№9.-С.4-7.
  • Крылова, Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова // Школьные технологии.-2008. - №2. - С.34-41.
  • Лернер, П.С. Субъектные поиски смысла содержания образования как новая задача педагогики сотрудничества / П.С. Лернер //Известия Академии педагогических и социальных наук.- М.,2008. - Вып.12.
  • Селиванова, О.Г. Теория и практика управления качеством образования старшеклассников в личностно-ориентированном образовании / О.Г. Селиванова // Профильная школа. - 2008. - №5. - С.4-8.

Индивидуальный маршрут

  • Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
  • Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54.
  • Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк  Башмаков].
  • Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.
  • Будинкова, В.С. Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Будинкова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №4. - С.63-68.
  • Гавриленко, С.С. Индивидуально-образовательный маршрут: [алгебра и начала анализа]/ С.С. Гавриленко// Математика в школе. - 2007. - №3. - С.51-56.
  • Горбачева, Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления  психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами в развитии / Г.Г. Горбачева // Дошкольная педагогика. - 2008. - №4. - С.37-38.
  • Декина, Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. - 2004. - №6. - С.46-47.
  • Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. - 2008. - №3. - С.53-58.
  • Зубарева, Е. Обучение по индивидуальным учебным планам / Е.Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева// Народное образование. - 2006. - №5. - С.91-98.
  • Зубарева, Е. Школьное расписание…для каждого ученика / Е. Зубарева //Народное образование. - 2009. - №4. - С.205-208.
  • Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. - 2005. -№1. - С.62-66.
  • Маничкина, З.И. Индивидуальные познавательные маршруты как способ развития личности ребенка в условиях УДОД / З.И. Маничкина, Н.П. Садомова //Дополнительное образование и воспитание. - 2006. -№11. - С.23-27.
  • Макотрова, Г.В. Индивидуальная программа развития старшеклассников в условиях профильного обучения / Г.В. Макотрова //Школьные технологии. - 2008. - №6. - С.104-108.
  • Макотрова, Г.В. Индивидуальные образовательные программы при углубленном изучении химии / Г.В. Макотрова // Химия в школе. - 2008. - №1. - С.13-18.
  • Проворова, А.В. Индивидуальные образовательные маршруты в основе личностной ориентации учащихся в условиях межшкольного учебного комбината/ под ред. Н.Н. Суптаевой : [Электронный ресурс].
  • Рейндольф, Т.А. Построение предметного образовательного маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения/ Т.А. Рейндольф //Директор сельской школы. - 2007. - №3. - С.35-39.
  • Рыжкова, И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образовательной программы учащегося / И. Рыжкова // Справочник руководителя ОУ. - 2009. - №1. - С.58-61.
  • Сергеева, Н.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ученика в рамках профильного обучения / Н.Н. Сергеева//Администратор образования. – 2009. - №2. - С.66-69.
  • Харченкова, И. Индивидуально-ориентированные учебные планы как средство для разработки индивидуально-образовательных программ / И. Харченко//Школьное планирование. – 2006. - №1. - С.106-111.
  • Целищева, Н. Инновация без кавычек: обучение по индивидуальному плану: Творческое пространство московской сетевой экспериментальной площадки по этой теме – 150 школ / Н.Целищева // Народное образование. - 2009. - №4. - С.199-204.
  • Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52.
  • Шапошникова, Т.В. Реализация лингвистического профиля обучения в форме индивидуального учебного плана / Т.В.Шапошникова, Л.А.  Байдурова //Управление качеством образования. - 2007. - №4. - С.82-90.
  • Ярулов, А.А. Организация  выполнения индивидуально-ориентированных учебных планов / А.А. Ярулов // Школьные технологии. - 2004. - №3. - С.86-108.
  • Ярулов, А.А. Индивидуально-ориентированный учебный план / А.А. Ярулов//Школьные технологии. - 2004. - №6. - С.136-154.

Индивидуальная траектория обучения

  • Глушенкова, А.В. Диагностика учебных умений и навыков (из опыта работы школы по формированию индивидуальной траектории воспитания и развития старшеклассников) / А.В. Глушенкова // Директор школы. - 2008. - №4. - С.73-77.
  • Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74.
  • Евстифеева, О. На пути к школе индивидуального образования / О. Евстифеева // Директор школы. - 2004. - №4. - С.60-63.
  • Индивидуальная образовательная траектория ученика //Начальная школа плюс до  после. - 2007. - №12.
  • Мелешко, В. Организация индивидуального обучения детей с особенностями в развитии / В.Мелешко // Социальная педагогика. - 2004. - №3. - С.86-87.
  • Селиванова, О.Г. Развитие субъектности педагогов и школьников в условиях профильного обучения: [внутришк. модель, разраб. и апроб. в гимназии №2 г. Кирово-Чепецка Кировск. обл.]/ О.Г.Селиванова // Профильная школа. - 2008. - №2. - С.8-13.
  • Строкова, Т. Индивидуальные стратегии обучения: проектирование и реализация //Директор школы. - 2006. - №1. - С.42-47.
  • Тоболкин, А.А. Индивидуальный образовательный проект «Математическая биржа»/ А.А. Тоболкин //Одаренный ребенок. - 2009. -№3. - С.60-64.
  • Туринова, Н.П. Алгоритм построения личностной траектории обучения / Н.П. Туринова //Образование в современной школе. - 2006. -№4. - С.48-54.
  • Турчанинова, Ю. Индивидуальная образовательная траектория по-техасски / Ю.Турчанинова //Директор школы. - 2005. - №8. - С.55-59.

Индивидуальные траектории повышения квалификации

  • Квашнин, Е.Г. Формирование у педагогов компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий на основе построения индивидуальной образовательной траектории / Е.Г. Квашнин //Стандарты и мониторинг  в образовании. - 2009. - №2. - С.8-11.
  • Лежнина, Л.В. Индивидуальный образовательный маршрут как инновация в профессиональной подготовке педагогов-психологов/ Л.В. Лежнина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №2. - С.21-25.
  • Рыхлова, Н.Н. Конкурентоспособная методическая служба – конкурентоспособная Россия / Н.Н. Рыхлова: [работа методической службы по индивидуальному запросу педагога] //Методист. - 2007. -№7. - С.17-21.
  • Саитбаева, Э.Р. Возможности системы дополнительного образования в формировании профессиональной готовности педагога к реализации профильного обучения / Э.Р. Саитбаева, Ю.В. Воронина // Профильная школа. - 2008. - №6. -  С.54-60.
  • Тутовская, Е.А. Стажировка как проектирование индивидуальной траектории развития учителя технологии: [в системе повышения квалификации учителя технологии школы Ханты-Манс. авт. окр.] / Е.А. Тутовская // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №3. - С.56-61.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка участников региональных конкурсов профессионального мастерства

1. Приказ №238-ОД от 11.09.2017 "Об организации подготовки участников Регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) Ханты-Мансийского автономного округа- Югры в ...

Статья Участие в конкурсах профессионального мастерства WorldSkills Russia – условие повышения профессиональной компетенции

роль конкурсов  профессионального мастерства различного уровня в повышении профессиональной компетенции...

Подготовка участников региональных конкурсов профессионального мастерства

1. Приказ №238-ОД от 11.09.2017 "Об организации подготовки участников Регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) Ханты-Мансийского автономного округа- Югры в ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке и проведению конкурса профессионального мастерства по стандартам WOLDSKILLS RUSSIA по компетенции «Поварское дело»

Методические рекомендации по подготовке и проведению конкурса включают пояснительную записку с целями и задачами конкурса, организацию и условия проведения, задания и оценочные материалы....

Разработка и реализация программы наставничества «Вместе мы - сила» с целью подготовки студентов к Чемпионату профессионального мастерства «Профессионалы».

Из опыта подготовки студентов СПО специальности "Гостиничное дело" к Чемпионату профессионального мастерства «Профессионалы»....