Педагогическая поддержка одаренных детей в учреждении дополнительного образования.
статья на тему

Денежко Лариса Александровна

В статье речь идет о психолого-педагогической составляющей одарённости  ребёнка. Работая с незаурядными детьми, можно заметить, что дети в высоким умственным уровнем нередко вдвойне нуждаются в определенном подходе. Яркое отличие подхода к одарённости ребёнка в дополнительном образовании  и школе часто состоит в том,  что зачастую в школе наиболее развитого ученика почти перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он все же настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может нарваться на упрек, что он «выскочка». А когда он видит, что его активность учителю не нужна, то переключается на что-нибудь постороннее.Одарённые нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных учителях, специальных школах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Денежко Л.А.

Педагог дополнительного образования

МАУ ДО г. Хабаровска,

 ДДТ «Маленький принц»

Педагогическая поддержка одаренных детей в учреждении дополнительного образования.

Педагогическая поддержка – это профессиональная деятельность педагогов в общеобразовательных учреждениях, направленная на оказание помощи детям в решении их проблем (Газман О.С.).

Веду занятие в отделении «Амфора» (керамика) студии «Самоцветы». Слышу громкий голос

-«Ларисасанна! Я уже всё…сделал.»

-«Как, и лошадку расписал?

-«Да, и хвост и гриву успел покрасить, а голову я сделал по-другому. Она получилась как живая. Только не знаю, что  дальше надо делать (смотрит на других детей).»

Раздаётся голос из группы детей: - «Дааа, ты, Егоров быстрее всех делаешь, теперь сиди и жди, выскочка».

У Егорова грустнеет лицо, он внешне съёживается и замолкает надолго.

Замечаю это и говорю: -«Не расстраивайся, Гриша, сейчас я дам тебе ещё несколько заданий, постарайся справиться с ними к концу нашего занятия. Хорошо?»

Глаза загораются: «Хорошо!»

Хочу поговорить о психолого-педагогической составляющей одарённости  ребёнка. Работая с незаурядными детьми, я замечаю, что дети в высоким умственным уровнем нередко вдвойне нуждаются в определенном подходе. Восприимчивый учащийся восприимчив во всём и в оценках окружающих, сверстников и в оценке собственного труда. Такие дети привлекают к себе внимание, «тянут одеяло на себя» тем, что являются перфекционистами во всём: в старательном и быстром выполнении задания,  в готовности правильно и быстро ответить на вопрос педагога… Для такого ребёнка всё это является определенного рода состязанием, желанной умственной баталией, азартной игрой, поэтому он тороплив в ожидании новых впечатлений, знаний, радости предвкушения одобрения со стороны окружающих и педагога.

Он всё время жаждет новой умственной пищи, он всегда  готов принимать её.

Проблема таких детей состоит в том, что через какое-то время постоянный уход вперёд надоедает и педагогу, и другим учащимся, и ему самому. Такой учащийся постоянно становится всем в группе в тягость. 

Яркое отличие подхода к одарённости ребёнка в дополнительном образовании  и школе часто состоит в том,  что зачастую в школе наиболее развитого ученика почти перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он все же настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может нарваться на упрек, что он «выскочка». А когда он видит, что его активность учителю не нужна, то переключается на что-нибудь постороннее. В таком случае не миновать недовольства, а то и раздражения педагога: почему отвлекается и не интересуется занятиями?

Так поначалу энтузиаст учебных занятий, ребенок становится лишним, «неудобным» для учителя и для школы в целом. В результате уже в первые же школьные годы и тем более подростковые многие выдающиеся дети оказываются в конфликте с учителями, предпочитая сказаться больными, чем посещать уроки. Педагогам самим не понять, чем такой ребенок их раздражает: с одной стороны все-таки явно одарён, а с другой – «какой-то ненормальный».

В дополнительном образовании, где всё занятие зиждется на интересе ребёнка, его увлечении тем или иным видом деятельности, педагог имеет больше возможностей для развития творчества. Он в состоянии дать дополнительную нагрузку, которая станет сообразна их умственному потенциалу, разработать целый индивидуальный маршрут для подобных детей. Или даже заниматься с ними индивидуально или в малых группах.

Ещё одна трудность обращения с детьми опережающих своих сверстников,  в школе состоит в том, что от одарённого ожидают родители и педагоги «примерности» во всем, отличного поведения и отличных оценок.

  Ученику с повышенными способностями достается гораздо больше, чем другим, например, за невыполненное домашнее задание, за какое-нибудь  высказывание «вне темы» на уроке, небрежную домашнюю работу. Мне известны семьи, где любое снижение отметок воспринимается как драма.

У ребенка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Часто одноклассники, особенно к началу подросткового возраста, начинают активно отторгать от себя такого ученика, делают ему обидные прозвища, стараются поставить его в неловкое положение. Важно в этот момент помочь, поддержать учащегося, и суть подобной педагогической поддержки заключается в содействии его начинаний, первых робких, неуверенных действиях: педагог их позитивно оценивает, одобряет, если надо, встает на сторону учащегося, формирует положительное общественное мнение, защищает его права и т.д. Сущность педагогической поддержки может быть понята и шире как создание безопасной развивающей среды, благоприятного эмоционального фона.

Эта категория детей требует к себе особого индивидуального социально-педагогического подхода. Поэтому, для более успешного восстановления социального статуса одаренных детей как личности, члена коллектива (сверстников, одноклассников, ближайшего социального окружения) специалисту (социальному педагогу, педагогу-психологу, учителю) необходимо в работе соблюдать ряд социально-педагогических условий.

В процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя различные методы. Одарённые нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных учителях, специальных школах.

 Основные направления поддержки одаренных детей:

  1. Вселение в них уверенности в их способности жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию;
  2. Выработка у одаренных детей умения правильно себя оценивать и ставить реальные цели;
  3. Преодоление психологической изоляции одаренных детей в ученических коллективах.

Социально-педагогическая поддержка предполагает объединение усилий общества и педагога. Для того, чтобы педагогическая поддержка эффективно осуществлялась в школе, необходимо соблюдение некоторых условий. Можно выделить четыре основных условия педагогической поддержки одаренных детей.

Первое условие (педагогическое) – создать творческую среду учреждения, которую мы рассматриваем как пространство деятельности, создаваемое в учреждении, основной ценностью которого является творчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ученика, а также систему социальных, культурных, материальных условий, необходимых для самореализации.

Компонентами творческой среды в учреждении выступает образовательный процесс, характеризующийся вариативностью, ситуацией выбора и успеха, ориентированный на создание индивидуальной образовательной траектории; характер взаимодействия социального педагога и одаренного ученика; система ценностей; социальные, культурные, материальные условия.

Второе условие (социальное) – разработать комплекс образовательных программ в отдельных направлениях, обеспечивающего вариативность образовательного процесса, создающего ситуацию выбора в процессе самореализации одаренного учащегося, что повышает эффективность социально-педагогической поддержки. Но педагогическая поддержка самореализации одаренного ребёнка, ориентируясь на возрастные особенности, связанные с необходимостью профессионального и жизненного самоопределения, предъявляет иные требования к вариативности образовательных программ.

Третье условие (педагогическое) – разработать методическое сопровождение социально-педагогической поддержки самореализации одаренных детей в дополнительном образовании, которое рассматривается как постоянная помощь методической службы педагогам, направленная на совершенствование социально-педагогической поддержки посредством повышения их профессиональной компетентности.

Четвертое условие (педагогическое) – сформировать положительное отношение педагога к ученику. Положительное отношение педагога к каждому своему воспитаннику возможно лишь при наличии веры в ребенка, в его силы и способности.
Таким образом, современные условия решения проблемы развития одаренных детей требуют педагогической поддержки, создания программы поддержки, программы по подготовки и переподготовки учителей, которые работают с одаренными детьми. В развитии человека, его одаренности огромное значение имеют вся система культурно-воспитательной работы общества, создание условий (во всех сферах деятельности, на всех уровнях для всех членов), максимально благоприятных для этого процесса.

Для того чтобы одаренные ученики повышали свой интеллектуальный уровень, чтобы развивали свои умения, были приняты окружающими, необходима поддержка со стороны педагогов.

Чтоб одаренные дети не терялись в образовательном процессе, не утратили со временем свою одаренность, потеряв интерес к занятиям, им необходима помощь педагога,  психолога учреждения, социального педагога.

 Эта поддержка педагога должна присутствовать на протяжении всего учебного процесса, в течение всего учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (обобщение опыта по музыкально-эстетическому воспитаю детей, возраст участников-7-14 лет)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Алексеевская детская музыкальная школа муниципального района Алексеевский Самарской области

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Алексеевская детская музыкальная школа муниципального района Алексеевский Самарской области{C}{C}{C}...

Из опыта работы МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА «ФАКЕЛ» пгт Нагорск Кировской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и формированию зд

Методическое объединений заместителей директоров по учебно-воспитательной работе  на уровне образовательного округа.Тема: “Из опыта  работы МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО...

Организация социального партнерства в образовательном учреждении дополнительного образования детей

Методист МУДО ДДТЩербакова А.С. Учреждение дополнительного образования детей, как и любая другая образовательная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него с...

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей "Литературное мастерство"

Актуальность программы заключается в комплексном изучении литературного мастерства детьми среднего школьного возраста, обеспечивающем развитие способности создавать художественный текст, моделировать ...

Семинар "Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей, детей с ОВЗ в образовательном учреждении"

В соответствии плана  реализации  приоритетного федерального проекта «Доступное дополнительное образование», одной из задач которого является обеспечение равного доступа к дополн...