Организация работы по выявлению и поддержке профессионального развития одаренной молодежи в учреждениях профессионального образования
статья на тему

Григорец Татьяна Александровна

В статье представлен опыт работы с талантливой молодежью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grigorets_t_a_1.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по  выявлению и поддержке профессионального развития одаренной молодежи в учреждениях профессионального образования

 

Григорец Татьяна Александровна,

БОУ СПО «Омский механико-технологический техникум», заведующая отделением

Данько Лариса Анатольевна,

БОУ СПО «Омский механико-технологический техникум», методист

Роль одаренности и интеллекта в современном мире постоянно возрастает. Все большую роль играет творчество. Экономика все в большей степени основывается на знаниях и способностях людей к новаторству. Современные исследования подтверждают роль интеллекта как фактора первостепенного значения, определяющего темпы экономического роста современных государств [1]. 

Работа с одаренными детьми и талантливой молодежью в России выделяется в разряд приоритетных направлений, таких как ориентация образования на личность обучающегося, способствующая максимальному её раскрытию и развитию потенциала одаренности; внедрение технологий обучения, создающих условия для развития одаренных детей и молодежи в образовательных учреждениях; методическое обеспечение педагогической деятельности по выявлению и поддержке развития одаренных детей в рамках реализации образовательных программ; организационного и методического обеспечения выявления и поддержки профессионального развития одаренной молодежи в учреждениях профессионального образования; развитие системы интеллектуальных и творческих состязаний для учащихся и студентов учреждений профессионального образования (в том числе конкурсов профессионального мастерства в сфере прикладных профессий), в организации и проведении которых на основе взаимодействия принимают участие учреждения профессионального образования, научные организации, потенциальные работодатели, отраслевые объединения и ассоциации [1].

Главная цель работы с талантливой молодежью - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Она должна осуществляться по нескольким направлениям:

1. Индивидуально-дифференцированный подход во время проведения аудиторных занятий.

Работа в этом направлении требует постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов и осуществляется несколько этапов: изучение индивидуальных особенностей учащихся – изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося - и физических (здоровья), и психологических, и личностных; выделение способных студентов в каждой группе; составление и подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания; постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

2. Использование различных формы и методов проведения аудиторных занятий.

Наибольшего результата в работе с талантливой молодежью можно добиться, используя такие формы, как ролевые, деловые, операционные, имитационные игры. Для таких студентов специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности, творческого, исследовательского характера. Подобные задания ориентированы на развитие навыков работы с различными  источниками: справочниками, нормативными документами, иллюстрациями, схемами и т.д. Задания для курсового и дипломного проектирования исследовательского характера позволяют студентам в процессе работы «проживать» конкретные производственные ситуации. Приобщение студентов и обучающихся к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ также позволяет создать благоприятные условия в пользу их профессионального выбора, самореализации, сформировать социально-активную жизненную позицию.

3.Внеаудиторная работа (предметные мероприятия, подготовка к государственной итоговой аттестации, предметным олимпиадам).

Формы и методы внеаудиторной работы позволяют выявлять и развивать способных и талантливых студентов через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения предметных недель. Особое значение придается подготовке к предметным олимпиадам.

Стало традицией в нашем техникуме проведение научно-практических конференций. Направления исследовательских работ разнообразны: профессиональные технологии, информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, социология, право, философия, человек и его среда обитания, предметные области. Большая часть выступлений сопровождается мультимедийными презентациями. Работы анализируются членами жюри, лучшие работы рекомендуются для участия в научно-практической конференции студентов средних профессиональных образовательных учреждений Омской области. Авторы лучших работ становятся участниками региональной конференции. Наиболее творчески активные студенты и обучающиеся участвуют в научно-практических конференциях, регионального и Всероссийского уровня, публикуют свои исследования. 

В связи с современными тенденциями в российском образовании складывается новый взгляд на олимпиадное движение, поэтому более подробно хочется остановиться на подготовке студентов к олимпиадам. Через предметные олимпиады предъявляются новые требования к содержанию и качеству образования, формам и методам учебной работы. Участие в предметных олимпиадах предоставляет студентам массу возможностей для их личностного роста, интеллектуального и творческого развития. В процессе подготовки к олимпиаде студенты  учатся анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, рассматривать проблемы с разных точек зрения, проверять, доказывать, устанавливать последовательность, причинно-следственные связи, делать умозаключения, комбинировать, преобразовывать, искать оригинальные способы решения различных  проблемы и т.д. – что и является значимым в процессе формирования интеллекта и креативности обучающихся.

Подготовка к олимпиаде проводится педагогом-предметником, который выступает «тьютором», «партнером», «наставником» и «тренером» способных студентов [2]. Победа обучающегося  на олимпиаде считается профессиональным достижением педагога в его  педагогической деятельности.

При подготовке обучающихся к олимпиадам педагогу необходимо разработать программу, в рамках которой выявляются студенты, проявляющие интерес к предмету. На первом этапе преподаватель организует анкетирование учащихся, цель которого заключается в выявлении студентов, которые стремятся к получению новой информации и хотели бы участвовать в предметной олимпиаде.

Наиболее подготовленные, одаренные и заинтересованные студенты  выявляются в процессе наблюдения в ходе занятий; организации исследовательской работы и проведение внеаудиторных  мероприятий по предметам; анализа выполнения студентами нестандартных заданий, заданий повышенной сложности или творческой направленности.

Когда подготовительный этап закончен, мы переходим собственно к реализации программы, которая должна состоять из теоретического и практического блоков.

Теоретический блок включает в себя формирование умений обучающихся работать по ознакомительному изучению содержания различных информационных ресурсов и развитие умений обучающихся по обработке и интерпретации информации. 

Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий.

Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования. Готовя ответы на вопросы, студент работает с разными источниками информации самостоятельно, но при необходимости имеет возможность получить консультацию преподавателя.

Также разрабатываются задания, направленные на формирование способности обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

После проведенных занятий с группой обучающихся по развитию умений работать с информационными источниками педагог приступает к формированию умений работать с тестовыми заданиями, выполнять практические задания (практический блок). 

Начинать нужно, прежде всего, с традиционных заданий с выбором одного правильного ответа, заданий с выбором нескольких правильных ответов, заданий на установление соответствий и заданий на установление правильной последовательности. Выполняем задания от простого к сложному. Педагог объясняет структуру теста. Далее предлагает пройти пошаговый тренинг с анализом правильных ответов и типичных ошибок в заданиях разного уровня сложности. После пошагового тренинга следует организовать итоговую зачетную работу как «репетицию» проведения 1 тура олимпиады.

Таким образом, на данном этапе при подготовке к олимпиаде по предмету обучающиеся готовятся на базе своего образовательного учреждения на аудиторных занятиях теоретической и практической направленности, семинарах, индивидуальных консультациях, при выполнении домашних заданий, предметных «погружениях».

В процессе такой работы у ребят формируется и развивается ряд познавательных и творческих способностей и навыков: установление причинно-следственных связей; нахождение новых нестандартных способов решения задач; критичность мышления; пытливость ума; стремление открывать и исследовать новое; интерес к импровизациям и восприятию неоднозначных идей и др.        

Первой серьезной проверкой всей подготовительной работы является внутритехникумовская олимпиада, по итогам которой определяются студенты-участники областной олимпиады.

Индивидуальный комплект контрольно-измерительных материалов для участника внутренней олимпиады включает описание конкурсного задания, совокупность тестовых заданий и порядок действий, обеспечивающих выполнение заданий. Важно, чтобы в перечень тестовых заданий были задания творческого и исследовательского характера. Именно на них проверяется способность мыслить и умения применять знания в измененной или новой ситуации.

На этом очень важном  этапе не только анализируются те задания, с которыми сталкиваются ребята на олимпиадах, но обязательно осуществляется самоанализ движения собственной мысли, чувства, знания, успеха и неудачи. Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения эффективности в дальнейшем. Итоги рефлексии помогают обдумать и простроить будущую деятельность. После проведения местного  туров важно проведение процедуры разбора и обсуждения олимпиадных заданий.
Здесь важной задачей является объяснение педагогом основных идей и возможных способов решений заданий с демонстрацией конкретных примеров.

В период подготовки к областному  этапу олимпиады у обучающихся развиваются метапредметные компетентности: умение длительное время (прочность знаний) сохранять и систематизировать тематическую информацию; умение понимать задания в различных формулировках и контекстах; умение аргументировать собственную точку зрения;  умение находить, исправлять и анализировать ошибки в ответах заданий;  умение оценивать достоверность полученной информации.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

Подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года, и спланированной, программно выстроенной.

Здесь в полной мере проявляются как талант, так и интуиция педагога. От умения спланировать, придерживаться выбранной линии, выполнения намеченного зависит успех начатого дела.

Не менее сложным является осуществление методического сопровождения учащихся в олимпиадном движении. Оно должно быть представлено образовательно-развивающим комплексом, включающим специально отобранное содержание, средства обучения, помогающие обучающимся осваивать предлагаемое содержание и механизмы сопровождения индивидуальной деятельности, учитывающие индивидуальные особенности студентов, а так же различные формы вовлечения учащихся в интеллектуальную деятельность, как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время.

Однако, существование этих форм работы не гарантирует успешное выступление учащихся на олимпиаде. Необходимо грамотное методическое сопровождение, направленное на развитие способностей учащихся.

Структура образовательно-развивающего комплекса может быть представлена в следующем виде: УМК по дисциплине, дополнительная учебно-методическая литература, программа олимпиадной подготовки; индивидуальные образовательные траектории обучающихся; банк олимпиадных заданий по дисциплине; дидактические средства обучения по дисциплине.

Работа педагога с одаренными студентами – это сложный процесс. Он требует от преподавателя личностного роста, знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими педагогами, администрацией. Это  труд, требующий огромных душевных, эмоциональных и физических затрат, но несомненно приносящий  удовлетворение. Сотрудничество педагога и одаренного ребенка ведет к взаимному обогащению.

Список использованных источников:

  1. Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов.
  2. Белан Н.А. Методика организации деятельности учащихся в олимпиадном движении // Научно-методический вестник. – Омск.: ГОУ ДПО «ИРООО», 2008. – с. 41- 45.
  3. Ожиганова, Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности / Г.В. Ожиганова // Психологический журнал. – 2001.–№ 2.– с. 75 – 85.
  4. Попов, А.И. Творческая деятельность в олимпиадных микрогруппах как компонент олимпиадного движения / А.И. Попов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского.– Тамбов, 2009. – № 10(24). – С. 12 – 15.
  5. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учёта их индивидуальных достижений / Департамент образования г. Москвы; сост.: Л.Г. Порошинская, В.И. Раздин; отв. ред. Л. Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2006. – Вып. 3. – 175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ) «ТВОЯ ЖИЗНЬ — ВЫБИРАЙ» ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ, АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в учебном заведении:любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом...

Компетентностный подход на уроках иностранного языка в учреждениях профессионального образования

В настоящее время все учебные заведения формируют целостную систему знаний, умений, навыков, а именно: ключевые компетенции....

Повышение востребованности выпускников учреждений профессионального образования субъекта Российской Федерации на региональном рынке труда

Повышение востребованности выпускников учреждений профессионального образования субъекта Российской Федерации на региональном рынке труда...

«Внеурочная деятельность, как условие развития социально-важных качеств обучающихся в учреждениях профессионального образования».

Предлагаю вашему вниманию статью "Внеурочная деятельность, как условие развития социально-важных качеств обучающихся в учреждениях профессионального образования....

Педагогическая поддержка одаренных детей в учреждении дополнительного образования.

В статье речь идет о психолого-педагогической составляющей одарённости  ребёнка. Работая с незаурядными детьми, можно заметить, что дети в высоким умственным уровнем нередко вдвойне нуждаются в о...

Рекомендации для учителя-предметника по организации педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения одаренных школьников»

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меня...

Поддержка социально-значимых инициатив студентов в Среднем профессиональном образовании

Поддержка социально-значимых инициатив детей и молодежи является важной составляющей воспитательного процесса на любом уровне образования. Развитие социальной активности у детей и молодежи способствуе...