Рекомендации для учителя-предметника по организации педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения одаренных школьников»
проект на тему

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_1.docx68.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования  Московской области

«Академия социального управления»

Дополнительное профессиональное образование

Кафедра развития образования

«Рекомендации для учителя-предметника по организации педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения одаренных школьников»

Проект выполнила:

Бухарова Светлана Сергеевна учитель истории и обществознания

МОУ СОШ  №12  г.Подольск Московской области

Подольск

2015 г.

Где труд – там успех.

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

                                                                                              В.А.Сухомлинский

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделить проведению

целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Цели профориентационной работы:

Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

Формирование у школьников устойчивых интересов к профессиональной

деятельности;

Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

Оказание дополнительной поддержки учащимся, испытывающим затруднения при выборе профессии.

ВВЕДЕНИЕ

    Сегодняшняя ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники общеобразовательной школы в профессиональном самоопределении, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

   Каждый учащийся должен знать, зачем он учится. Результат образования – это не только знания по определенным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении...

Концепция профильного обучения, предложенная правительством России,

предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где осуществляется предпрофильная подготовка. Новые образовательные стандарты начальной школы предписывают формирование у учащихся как знания о профессиях, так и первичные трудовые навыки.          Возрастает роль профессиональной ориентации, предназначение которой заключается в следующем:

- формировать у учащихся положительное отношение к труду;

- научить детей разбираться в содержании профессиональной деятельности;

- научить школьников соотносить требования, предъявляемые профессией, с

индивидуальными качествами личности;

- обеспечить в школе широкий диапазон вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

- выработать гибкую систему взаимодействия старшей ступени школы с

учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с

предприятиями города, региона.

   Всю работу рекомендуется вести в тесной связи с родителями, сообщая им обо всех достижениях и проблемах детей. Согласно данным опроса, проведенного в московских школах, подавляющее число (99%) родителей учащихся 8-9 классов считают, что профессиональное обучение должно проходить в школе. Что касается дальнейшего обучения выпускников школ, то 94% родителей убеждены, что его следует продолжить в вузе, и только 6% хотят направить своих детей в колледж. Судя по этим данным, предстоит длительный процесс взаимодействия школ с родителями для того, чтобы изменить их подход к проблеме выбора пути,  к получению детьми профессионального образования.

 Понятие педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, под которым понимается процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания имеющихся у старшего школьника способностей и нейтрализации (либо коррекции) факторов, негативно влияющих на реализацию способностей одаренных детей, процесс который включает в себя также деятельность по оказанию адекватной помощи ребенку в решении возникающих проблем различного характера.

Само по себе использование термина «одаренность» традиционно вызывает много споров. Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция, основанная на   сочетании трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивации, ориентированной на определенную задачу). Кстати, одним из важных отличий одаренных считают несбалансированность развития: опережение сверстников в интеллектуально-творческом плане часто может сочетаться у них со средним уровнем психосоциального или физического развития.

Развитие одаренности школьников возможно при реализации следующих условий:

1)своевременная диагностика возможностей;

2) адекватное содержание воспитания;

3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии;

4)психологическое и педагогическое сопровождение учащегося;

5) побудительная деятельность учителя.

Цель педагогического сопровождения: обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности

Задачи:

  1. Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных и способных детей.
  2. Развитие  самостоятельного мышления.
  3. Развитие речи,  воображения, памяти, внимания обучающихся в процессе воспитания .
  4. Развитие индивидуальных  способностей  в условиях творческих  ситуаций.

При построении воспитательного процесса стоить учитывать 2 вида мотивации:

  1. Социальную: поднять авторитет ребенка среди сверстников (похвалить за усердие в работе, сделать запись в дневнике за хорошую работу и положительное отношение к ней).
  2. Содержательную: применение знаний и умений детей в нестандартных и творческих ситуациях (при подготовке к творческому делу, во время его проведения).

  Нет никакого сомнения, что вопросы профессионального самоопределения

одаренных старшеклассников необходимо рассматривать специальным образом.

  Проблемы одаренных школьников разнообразны, но в контексте заявленной темы выделяются несколько основных проблем, с которыми сталкиваются одаренные учащиеся в процессе профессионального самоопределения. Рассмотрим суть этих проблем.

Низкий уровень саморегуляции. Одаренные дети в отдельных случаях

демонстрируют замечательную саморегуляцию – уже в средних классах школы они ставят перед собой серьезные цели, продумывают средства и способы их достижения. Некоторые из их числа с первого курса университета выполняют научные работы, которые прославляют их имя (например, так было с выдающимся математиком В.И. Арнольдом). Такого рода примеры не единичны, но, к сожалению, такое случается далеко не всегда. Для значительной части одаренных подростков характерны серьезные проблемы саморегулирования, которые сводятся к следующему:

– неумение выстроить временную перспективу (планы во временной

протяженности». В этом случае строятся подробные «дальние «планы (к моменту окончания, скажем, вуза), тогда как « ближние» планы отличаются

непроработанностью. Ученик хорошо знает, что будет делать через 10 лет, но плохо знает, чем будет заниматься завтра и послезавтра.

– невозможность заниматься тем, что не нравится. Отметим, что позиция

заниматься только тем, что интересно, весьма характерна для многих одаренных подростков. Дело доходит до забавных и одновременно драматических эпизодов: у одаренных  учеников нередко бывает невысокий балл по ЕГЭ. Оказывается, эти выпускники с интересом делали сложные задания, но легкие им были неинтересны, и они допустили много ошибок (естественно, по невнимательности, но балл оказался все равно низкий);

– неумение довести серьезное дело до конца. Ученик выполняет сложный

проект, но где-то ближе к концу теряет к нему интерес и не выходит на его защиту (я и так все понял, зачем дальше работать)

Все эти проявления низкого уровня саморегуляции очень часто встречаются у одаренных школьников.

Широта проявления одаренности. Одаренных подростков часто отличает

многообразие познавательных интересов и склонностей. Многие из них обладают широкой сферой интересов, показывают великолепные успехи в большинстве учебных предметов, активно участвуют в различных внешкольных занятиях (в кружках, ансамблях, студиях, в различных факультативах и т.д.). Так как их способности высоко развиты, их достижения в разных областях часто бывают высокими: победы в конкурсах, на олимпиадах, грамоты, призы и т.п. Перед ними открывается большое число вариантов профессионального самоопределения, порой

взаимоисключающих. Такие учащиеся часто мечутся, не в силах выбрать один, наиболее привлекающий их вариант. Берутся за одно дело, бросают, потом начинают другое, и это тоже бросают. Даже будучи взрослыми, они могут неоднократно менять свои профессиональные устремления.

Раннее развитие и профессиональное самоопределение. Довольно часто

одаренные дети вынуждены определяться в профессиональном отношении раньше своих сверстников. Они не только ускоренно развиваются, но и нередко вынуждены раньше концентрироваться на определенной области науки, искусства, музыки. Такой ранний вариант самоопределения часто влечет за собой большие затраты времени, финансов и времени всей семьи, отказ от каких-то других планов. При этом раннее самоопределение требует от одаренных детей социальной и эмоциональной зрелости, навыков долговременного планирования, которые еще не приобретены. Так как их интеллектуальное развитие , как уже говорилось выше, может намного опережать социально-эмоциональное, то такой разрыв становится

источником специфических проблем. Эти проблемы, в свою очередь, могут

негативно сказываться на успешности их дальнейшего процесса профессионального  самоопределения.

 

 На каком-то этапе развития одаренный подросток может  испытать увлечение иной предметной областью и понять, что именно в ней хочет реализовывать себя. Однако осознание того, как много сил, времени, семейных ресурсов затрачено на развитие первоначально проявившихся способностей, может вести к подавлению искреннего и ярко проявившегося интереса, возможно, даже истинного призвания. Подросток может даже не «озвучить» возникшую ситуацию, ограждая себя и свое значимое окружение от груза переосмысления направления выбора. Эмоциональная незрелость проявляется в боязни огорчить своих близких, потерять их хорошее

отношение к себе, в отказе от своих личностных предпочтений. Тем не менее

внутренний конфликт остается и накладывает отпечаток на дальнейшую

профессиональную реализацию в ранее избранной сфере.

Конформность. Большинство одаренных детей отличает высокая

чувствительность к разнообразным «посланиям» окружающих. Чутко улавливая надежды и ожидания сверстников, учителей и родителей, одаренный ребенок нередко всеми силами стремится соответствовать этим ожиданиям. По существу, близкие люди из окружения одаренного своими ожиданиями могут исказить процесс его профессионального самоопределения. Родители и учителя испытывают огромный соблазн претворить свои нереализованные мечты и цели в жизнь через своих детей и учеников. Часто они именно так и формулируют: «у меня не получилось, пусть получится у тебя». В такой ситуации одаренные дети начинают ощущать беспокойство и даже страх, боясь что-то упустить, выбрать не то и этим разочаровать близких. Как правило, нереалистические ожидания бывают очень высокими и ложатся тяжким грузом на неокрепшие плечи одаренных детей и подростков. Противоречия между ожиданиями «значимых других» и планами самих одаренных детей могут приводить к различным негативным последствиям:

– молодой человек превращается в «парализованного перфекциониста», не

желающего ничего предпринимать до тех пор, пока нет полных гарантий успеха;

– возникает страх перед будущим из-за неуверенности, что можно добиться

целей, которые поставлены другими людьми;

– появляется привычка забрасывать начатое, так как деятельность активно не

нравится. Человек решает быть скорее «первым среди худших», чем «самым

лучшим»;

В целом выбор специальности в соответствии с желаниями и ожиданиями

других людей, а не в согласии со своими интересами и жизненными ценностями в ряде случаев оказывается подлинной трагедией для одаренного человека.

Стратегии психологического сопровождения одаренных

подростков в процессе их профессионального самоопределения

Прежде, чем перейти к обсуждению конкретного содержания стратегий

психологического сопровождения одаренных подростков в процессе их

профессионального самоопределения, отметим, что здесь условно можно выделить две основных группы: традиционные и поисковые стратегии.

Традиционная стратегия. Как правило, оказание помощи в выборе

профессии опирается на так называемое «сходящееся», мышление, которое

направлено на поиск единственного правильного решения или выбора. Иначе

говоря, проводится серия диагностических методик, обсуждаются результаты, и подростков буквально «подталкивают» к решению. Такая стратегия не учитывает склонности к углубленному, всестороннему рассмотрению проблемы, присущей одаренным подросткам, и не опирается на их способность к обработке разностороннего массива информации.

В профориентационной и профконсультационной работе с одаренными

учащимися необходимо использовать такие характерные их особенности, как

склонность к критическому анализу ситуации, к поиску творческих вариантов решения сложных проблем, склонность к самостоятельному поиску. Упрощенное, «одномерное», решение проблемы вызывает у одаренного скуку и скептическое (иногда даже высокомерное) отношение не только к результату решения, но даже к самому психологу. Выход лежит в многомерном, многоступенчатом процессе решения проблемы, иначе говоря, в использовании поисковой стратегии.

Поисковая стратегия. При реализации поисковой стратегии выделяют

начальную стадию и более поздние этапы профориентационной работы с

одаренными учащимися.

Основная задача начальной стадии – интенсификация процесса

профессионального самоопределения учащихся с помощью различных

методических средств:

– «мозговой штурм» для выявления возможных, желательных и

нежелательных профессий для себя и других;

– выполнение исследовательских проектов для самостоятельного изучения

всевозможных профессий;

– различные дискуссии на темы профессионального самоопределения, где кто-либо из группы становится « адвокатом дьявола», все время критикующим все предложения. Многие члены группы начинают яростно отстаивать свои идеи, и работа из скучной немедленно превращается в запоминающееся событие;

– сортировка карточек с названиями профессий, которую желательно

проводить по разным основаниям. Например, сгруппировать карточки по

признакам: «не выберу», «выбор под вопросом», «скорее всего, выберу». В связи с этим можно обсудить, сходство и различия в профессиях, которые попали в вышеуказанные группы.

Описанные методы способствуют тому, чтобы одаренный подросток

задумался, делает ли он свой выбор на основе стереотипных представлений, или же он действительно подбирает профессию в соответствии со своими способностями, жизненными целями и планами. Эти методы помогают войти в широкий мир профессиональной деятельности через стимулирование творческого мышления, с одной стороны, и критического мышления, с другой.

Все вышеперечисленные виды занятий эффективны на ранней стадии

профессионального самоопределения, они как бы «распахивают двери» в мир, поэтому они строятся на расширении вариантов выбора, осознании личностных возможностей и специфики разных профессий.

Позже, на второй стадии поисковой стратегии возникает задача более

высокого порядка – появляется необходимость интеграции накопленных ранее знаний о себе и своих способностях, своих планах на будущее и жизненных ценностях со знаниями о различных видах и уровнях профессиональной деятельности.

Особое внимание школьников обращается на формулировку задачи

профконсультирования как выбора подходящей в данный момент жизни

профессии. Это очень важная формулировка. Она снижает тревожность и

зашкаливающую значимость выбора, создает установку на открытость новому в себе и окружающем мире, выделяя в сознании школьника тот факт, что меняется он сам, меняется мир профессий, и что принимать решение о выборе профессионального пути придется несколько раз на протяжении жизни.

Для одаренных подростков, с их многочисленными интересами и

способностями, с высокой обучаемостью и работоспособностью, высоковероятны изменения в профессиональном пути в период взрослости (временами даже весьма радикальные), которые должны обсуждаться специально.

Начиная с первого года обучения детей учителю, классному руководителю

необходимо вести работу по профессиональной ориентации учащихся в нижеследующихнаправлениях.

- Профессиональная информация, включающая в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для его трудового самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в специалистах разного профиля. Задача педагогов, осуществляющих профориентацию, – довести эти сведения до учащихся через различные формы профориентационной работы.

Профессиональное воспитание, включающее в себя формирование

склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы в плане профессионального воспитания заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет учащимся на практике определить свои склонности и способности. Последние формируются и развиваются в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности, поэтому в школе необходимо использовать различные формы учебной и внеклассной работы в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

- Профессиональное консультирование – это изучение личности учащегося и на этой основе выдача ему профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер, поэтому классный руководитель может использовать такие методы работы, как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся, встречи и беседы с их родителями.

При планировании и проведении профориентационной работы нужно соблюдатьследующие принципы:

1) Систематичность и преемственность, то есть профориентационная работа не ограничивается работой только со старшеклассниками. Она ведется с первого по выпускной класс с учетом возрастных запросов и особенностей детей.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм

профориентационной работы с учащимися и их родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центровпрофориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностямиобщества в кадрах), т. е. для работы по профессиональной ориентации в школе ее педагогическому персоналу рекомендуется:

-располагать социально-экономическими характеристиками различных профессий,

-знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий,уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективыпрофессиональной карьеры, а также особенности рынка труда.

Кроме того, рекомендуется:

-пользоваться технологическими характеристиками, включающими в себя

описание производственных процессов и профессиональных задач;

-медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний;

-требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей.

Сводный документ такого рода называется профессиограммой. Профессиограммы по различным профессиям вместе с другими материалами необходимо накапливать в кабинете по профориентации. Для успешного составления такой профессиограммы необходимо сотрудничать, прежде всего, с территориальной службой занятости населения, предприятиями, организациями, работодателями, которые окажут практическую помощь в накоплении материала по конкретным профессиям.

Влияние учителя на путь профессионального

самоопределения для одаренных школьников

Опыт работы школ для одаренных детей показывает, что основной путь для

эффективного профессионального самоопределения одаренных школьников – это одаренный педагог, часто совмещающий научную работу с преподаванием в школе.

    Нет лучшего «проводника» одаренного подростка в научную деятельность, чем педагог, пришедший в школу именно из современной науки. Он помогает одаренному школьнику сделать свой выбор не столько зажигательными речами, сколько включая его непосредственно в научные исследования. Легче всего это сделать в таких науках, как биология (темы исследовательских проектов по биологии иногда звучат как серьезные диссертации), история (есть несколько одиннадцатиклассников, чьи работы опубликованы в профессиональных журналах),лингвистик искусствоведение.

   Однако к настоящему времени ученики школ для одаренных детей получают определенные исследовательские навыки по физике, химии и даже по математике (один из педагогов «Интеллектуала», ученый-математик разрабатывает целый курс «Исследовательские задачи по математике для школьников»).

   Несмотря на то, что учителя часто прямо влияют на процесс

профессионального самоопределения, оказалось, что и в этих случаях

необходимость в психологе, который профессионально помогал бы школьникам сделать свой выбор, сопровождал бы их на этом пути, все равно остается.

   Дима Р. При выборе профильного направления долго колебался: несмотря на то, что он был победителем всероссийской математической олимпиады, его очень привлекала история, и он не мог принять решение, в какой вуз поступать - гуманитарный или физико-математический. Хотя победила математика, Дима, договорившись с завучем, бегал на уроки к знаменитому школьному историку, ученому-археологу. В 11-ом классе предстояло выбрать вуз. У Димы, как у победителя олимпиады высокого уровня, не было

проблем поступить на мехмат, однако он размышлял, куда ему все же идти. История по-прежнему ему очень нравилась. Психолог, поработав с Димой, выяснил, что ему нравится читать исторические материалы, размышлять и дискутировать на эти темы. Сидеть же в архиве, искать новые документы, ездить в археологические экспедиции – все это привлекает его куда меньше. Обнаружилось, что фактически Дима и не помышляет о творческой, научной работе в этой области, хотя мечтает сделать «что-нибудь серьезное в науке». Последним аргументом оказалась принесенная психологом биография Л.Д. Ландау, который, будучи выдающимся физиком-теоретиком, много и

серьезно занимался историей. Дима сейчас учится на мехмате и уже занимается в научном кружке. Книги по историю по-прежнему читает.

   Если посмотреть, куда поступили выпускники тех школ, которые специально ориентированы на одаренных детей, ситуация будет достаточно однородной.

   Конечно, большинство выбрали серьезные университеты с возможностью

заниматься после окончания научной работой. Это совсем не случайно. Понятно, одаренный подросток, как и все другие люди, абсолютно свободен в своем выборе профессии. Одаренные дети, вырастая, становятся и замечательными общественными и государственными лидерами, талантливыми финансистами, журналистами, даже знаменитыми рестораторами, чьи имена у всех на слуху. Тем не менее, как показывает опыт, чаще всего интеллектуально одаренные выпускники находят себя в научной деятельности. Именно научная работа – основной профессиональный выбор для интеллектуально одаренных школьников.

   Сейчас, когда наука потеряла часть своего обаяния, какое было у нее

прошлом веке («что-то физики в почете…»), в профессиональном самоопределении одаренных школьников должна преобладать именно ориентация на вечные ценности, на познание законов природы и общества. Дело не только в том, что человечество прямо заинтересовано в том, чтобы силами одаренных людей развивалась наука. Дело еще и в том, что именно наука позволяет многим интеллектуалам, имеющим творческий потенциал, достаточно полно реализовать себя, получить высокое удовлетворение от своего труда.

   Социологические исследования показывают, что даже в сегодняшней

ситуации, когда во всем мире снижается статус науки (судя по всему, это

временный ситуация, связанная с определенным этапом развития общества).

Ученые, достигшие значительных результатов в своем труде, как правило,

удовлетворены своей профессией и существенно реже, чем представители других профессии, жалеют о сделанном выборе.

   Пусть это спорно, но мы считаем, что количество одаренных выпускников,

выбравших науку в качестве будущей профессии и потом состоявшихся в ней - неплохой, хоть и не единственный критерий эффективного руководства процессом профессионального самоопределения интеллектуально одаренных подростков.

   При проведении профориентационной работы следует обязательно учитывать возрастные особенности школьников. Обучение на начальной, основной и старшей ступени должно быть организовано по-разному.

Ключевую позицию в организации работы по профориентации должно занимать психологическое сопровождение ученика с учетом его индивидуальных особенностей на протяжении всего периода обучения в школе. Это поможет подготовить учащегося к осознанному выбору будущей профессии.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников рекомендуется выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы. Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности.

5-7 классы: развитие у школьников личностного интереса к профессиональнойдеятельности; формирование образа “Я”; приобретение первоначального опыта вразличных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике, культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и элективных курсов; групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в выборе профиля обучения;

10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию,

формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

На каждом этапе профориентационной работы рекомендуется обязательное

проведение классных часов по профориентационной тематике с учетом возрастных особенностей учащихся .

Работа по профориентации в 1-7 классах (первый этап) представляет собой

пассивно-поисковый период. Это этап первичного профессионального выбора.

Цель учителя 1-4 классов - развить интересы и способности школьников, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.

Для учащихся 5-7 классов необходимо увеличить число кружков и факультативов, привлекать их к коллективной творческой деятельности, организовывать встречи с родителями как с профессионалами.

Кроме того, начиная с 1 класса, рекомендуется создавать портфолио и папки

достижений. Все материалы, собранные в портфолио по профориентации, сопровождают учащегося до самого выпуска.

Второй этап (активно-поисковый) для учащихся 8-9 классов.

Цель учителя – помочь каждому подростку сформулировать конкретные

задачи профессионального и личностного самоопределения, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9класса). На этом этапе рекомендуется на классных часах знакомить с миром профессий, с учебными заведениями начального и среднего профессионального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда, оказывать помощь в выборе профиля обучения. Параллельно с этим нужно вести индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания, устраивать тематические родительские собрания, привлекать школьников к работе в каникулярное время и проводить первые профессиональ- ные пробы.

Третий этап – профессиональное определение учащихся 9, 10-11 классов.

Главная цель педагогов – подготовить выпускников школы к адекватному

выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния

здоровья и потребностей на рынке труда города, региона. Обязательным является введение в 8-9 классах предпрофильной подготовки, а в 10-11 классах профильных классов, классов с углубленным изучением отдельных предметов.

Рекомендации для учителей

Оказывая поддержку одаренным учащимся в процессе их профессионального

самоопределения, рекомендуем учителям придерживаться определенных

принципов, выделенных ниже.

1. Указание на сложность профессии. Говоря с детьми о достоинствах и

трудностях той или иной профессии, следует иметь в виду, что специфика

одаренных детей состоит как раз в том, что их интерес зачастую пробуждается в ситуации, когда реальность бросает вызов их способностям. Одаренные дети верят в свои возможности, и им интересны именно трудные для овладения профессии.

2. Самостоятельность и осознанность выбора. Многие учителя совершают

весьма распространенную ошибку, буквально навязывая ученикам свои мнения о той или иной профессии или решая, кому и чем следует заниматься. Даже если ученик и послушается учителя, не будет ли он потом жалеть о сделанном выборе.

Собственно, кто лучше может судить о том, что больше подходит ученику – он сам или учитель. Правда, есть мнение, что со стороны всегда виднее, но ведь только сам ученик может знать, что для него самое важное, насколько он заинтересован в выбранной профессии, какие препятствия готов преодолеть, чтобы стать подлинным и творческим профессионалом.

Именно потому, что выбор подростка должен быть самостоятельным и

осознанным, учителю следует с большой осторожностью выражать собственные предпочтения относительно разных профессий, не навязывать своего мнения и в особенности не ставить во главу угла соображения прагматического характера.

Сейчас ситуация меняется чрезвычайно быстро, и сегодняшняя востребованность тех или иных специалистов может обернуться их «перепроизводством», а в некоторых случаях даже исчезновением профессии. Но дело даже не только в этом.

Занимаясь именно «своей» профессией, человек может достичь принципиально большего и быть счастлив, чем занимаясь пусть даже самой престижной и высокооплачиваемой профессией, но не соответствующей его целям и интересам.

Роль учителя состоит как раз в том, чтобы, избегая жесткого контроля, поощрять подростка к самостоятельности в принятии решения о будущей профессии. Ученик пусть слушает многих, а принимает решение только сам.

3. Конкретность работы с учеником. Необходимо во всех случаях активно

подкреплять общую информацию конкретными примерами, особенно

касающимися современного состояния тех или иных специальностей. В настоящее время активно развиваются и получают государственную поддержку межотраслевые проекты, бурно появляются новые специальности. Полезным будет направлять подростка (а лучше принять вместе с ним участие) в разного рода фестивалях науки, которые уже несколько лет регулярно проводятся крупными вузами. Серьезная работа по проблемам профессиональной ориентации одаренных школьников ведется и в МГППУ, где есть факультет повышения квалификации для учителей, магистратура, и другие формы повышения уровня подготовки учителя.

Специально следует подчеркнуть, что в подростковом возрасте для

становления профессионального самоопределения очень важны книги о жизни выдающихся деятелей науки и культуры, написанные либо ими самими (например, блестящие книги Александра Ферсмана или Норберта Винера), либо писателями - биографами. Некоторые книги из серии ЖЗЛ (жизнь замечательных людей) написаны очень талантливо и часто представляют своего рода образец, с которого старшеклассник решает « делать жизнь с кого». Кстати, позаботьтесь, чтобы эти книги были в школьной библиотеке и в достаточном количестве экземпляров.

4. О профессионально важных качествах: иметь или выработать. Очень

часто учителя начинают свои беседы с того, чем нельзя заниматься ученику («Ты неусидчивый, разве можно тебе идти в науку...»).

Надо помнить, что неусидчивый подросток может стать очень усидчивым,

если это абсолютно необходимо для достижения его целей. Математик Лузин

долгое время был неуспешным (и, судя по всему, очень неусидчивым), пока ближе к старшим классам не заинтересовался всерьез математикой и не принял решения сделать ее своей специальностью. Чтобы понять, каким он стал математиком, стоит сказать, что он был учителем А.Н. Колмогорова, а его группу учеников называли «Лузитанией».

Вначале были неуспешны в обучении и наш выдающийся математик Николай Лобачевский и даже великий Ньютон. Кстати, очень интересную историю приводят его биографы о том, как и почему вдруг в 9 лет Ньютон начал хорошо учиться и вскоре стал лучшим учеником в классе. Найти эти факты непросто, но впечатления у детей останутся надолго.

Попросите самих подростков найти биографию великих людей и

проанализировать, как они себя « подстраивали» к будущей профессии. Безусловно, потому необходимо позитивное отношение к решению одаренного подростка, даже если в данный момент он и не дотягивает до своего выбора. Если очень надо, то человек может изменить в себе многое!

5. Формирование широкого профессионального кругозора. Независимо от

того, к какой профессии одаренный подросток чувствует явную склонность,

учителю стоит добиться, чтобы он имел конкретное и адекватное представление и о других, может быть, даже неинтересных ему профессиях. Это важно по ряду причин:

– ученик должен понимать взаимосвязанность многих профессий. Неслучайно новые профессии нередко возникают на стыке разных наук, так появились математическая лингвистика и даже математическое литературоведение, компьютерный дизайн или психосемантика (психология на основе лингвистики);

– может быть скорректирован профессиональный выбор ученика. Если,

скажем, одаренный подросток выбрал ту или иную профессию только потому, что считает, что для более привлекательной профессии у него нет нужных качеств, то этот выбор может быть еще раз продуман и будет принято другое решение. Как уже отмечалось, в юном возрасте вполне реально те или иные характеристики «отладить» именно с целью овладения иной профессией. «Абсолютные противопоказания» к профессии, которую ученик в целом оценивает как привлекательную для себя, встречаются крайне редко, и то, как правило, они связаны с состоянием здоровья. 

Формы и способы работы учителя с одаренными подростками в процессе их профессионального самоопределения

   Педагогам, а особенно классным руководителям стоит уделять особое

внимание организации различных форм дополнительного образования и внеурочной активности. В настоящее время проводится достаточное количество каникулярных школ (зимних или летних), на которых школьникам предлагается расширить свои знания в разнообразных областях науки, сформировать практические навыки и, наконец, получить радость от неформального общения со своими сверстниками и преподавателями.

   Учителя должны стимулировать процесс профессионального

самоопределения одаренных учащихся, используя для этого различные способы.

   Учитель, к примеру, может организовывать встречи одаренных школьников с представителями различных профессий, приглашая для этих целей не только родителей тех детей, которые обучаются в школе, но и бывших выпускников школы (особенно тех, кому удалось в своей деятельности добиться выдающихся результатов).

   Говоря о различных профессиях, не стоит забывать и о профессии учителя.

Одаренные люди нужны везде и в особенности в учительской профессии (отметим, что в школах для одаренных детей концентрация одаренных учителей, судя по всему, никак не меньше, чем одаренных учеников).     Именно поэтому наилучшим вариантом для обучения одаренных детей являются педагоги, соединяющие труд учителя и исследовательскую деятельность. В школах, работающих с одаренными детьми, как правило, не менее половины педагогов занимаются научной деятельностью и при этом работу со школьниками считают своим вторым призванием.

   Кстати, в настоящее время, по опыту ряда школ, работающих с одаренными

детьми, выпускники, выбирая, скажем, профессию ученого – математика, биолога или физика, одновременно становятся ассистентами учителя в своей школе, берут для себя небольшую группу учеников, где читают спецкурс или ведут за основным преподавателем семинарские занятия.

    Работа с источниками информации. Учителю следует обучать своих

учеников работе с различными источниками информации (книгами, Интернет-ресурсами, кино- и видео-материалами и т.п.). При этом необходимо не только самому предлагать своим ученикам литературу, содержащую информацию о различных профессиях и критериях их выбора, но и обучить их самостоятельному поиску информации по проблемам профессионального самоопределения. Подобное обучение можно проводить не только в процессе проведения профориентационной работы, но и в ходе специально организованной проектной деятельности школьников. Опыт школ для одаренных детей показывает, что в этих случаях ученики проявляют свои незаурядные интеллектуальные качества, отыскивая

малоизвестные источники информации, и давая им такой глубокий анализ, который оказывается чрезвычайно полезным для дальнейшей работы учителя в этом направлении.

Заключение

 Профессиональное самоопределение в школе- это первый и очень

значительный этап в профессиональном становлении молодого человека. Самые разные аспекты обсуждения этой проблематики авторы пытались подчинить идее о том, что процесс самоопределения основывается на собственной активности одаренного подростка, осмыслении им собственных идеалов и целей, типа дарований, опыта деятельности ( пусть и небольшого). И от того, как психологи, учителя, родители сопровождают на этом пути одаренного подростка, зависит многое. Дело не только в содержании профессионального выбора, в его соответствии интересам будущего профессионала, его личности, целям и ценностям, а в том, что от этого зависит многое другое в будущей жизни подростка.

Если выбор профессии был результатом императива взрослых, пусть даже и

квалифицированных (правда, квалифицированный специалист вряд ли будет

авторитарным), если он был недостаточно активен, то профессиональное

самоопределение окажется поверхностным, фрагментарным, неразвернутым, и в дальнейшем развитие личности человека окажется в той или иной мере

блокированным. Если же процесс профессионального самоопределения был

активным, осмысленным, самостоятельным, то это может определить все важные вехи будущего жизненного пути человека. Такова важность этой проблемы для любого человека и, тем более для того, кому, как отмечалось выше, «дано поручение от Господа Бога».

В представленных рекомендациях была рассмотрена стратегия

психологического сопровождения процесса профессионального самоопределения одаренных подростков, которая состоит не в том, что подростку прямо помогают сделать профессиональный выбор, а в том, что он ставится в такие условия, где учится принимать такого рода важные решения. Этот опыт пригодится ему не один раз.

Приложения

Несколько шагов в будущую профессию

А теперь – что конкретно нужно делать для того, чтобы к концу обучения

знать, куда и зачем идти учиться. В сущности, выбор профессии состоит всего из нескольких шагов, но их надо пройти вдумчиво и максимально ответственно.

Шаг первый. Разберись в своих интересах

Чтобы правильно выбрать профессию, надо хорошо знать всего две вещи:

какой ты и что именно ты любишь делать. Начни с интересов. Подойдет любая анкета, направленная на их выявление. Можешь взять анкету Е.А. Климова, анкету А. Голомштока (они есть у школьного психолога, а также в Интернете). Главное – разберись, что ты любишь делать, что у тебя не получается сейчас, но ты понимаешь, веришь, что если очень постараешься, то получится. Словом, определись, что тебе отчетливо нравится, а что нет.

Шаг второй. Определи, какие профессии соответствуют твоим интересам

Если, скажем, ты очень любишь общаться и у тебя это хорошо получается,

ищи, какие профессии соответствуют твоим наклонностям, это может быть

профессия менеджера или психолога-практика, учителя-воспитателя или даже специалиста по гостиничному управлению (есть и такая нужная профессия). Найди справочник «99 популярных профессий» или другие книжки о профессиях (некоторые из них перечислены в конце наших рекомендаций), советуйся с людьми, определяя, какие именно профессии тебе подходят. Словом, действуй.

Шаг третий. Попробуй разобраться, какие нужные качества у тебя есть

А теперь самое трудное. Каждая профессия предъявляет свои собственные

требования к человеку. Попробуй понять, что потребует от тебя твоя будущая профессия. Прочитай в книгах, посоветуйся с психологами. А дальше посмотри, какие из этих необходимых качеств у тебя есть. А если нет, хватит ли у тебя желания и воли это развить. Развить в юности можно многое, но, конечно, если очень захочешь…

Есть анкета уровня развития воли, посмотри ее. Развить волю тоже можно, но это тяжелый труд. Если ты можешь на это решиться - дерзай.

Шаг четвертый. Прими предварительное решение

Посмотри, что тебе дали первые три шага. Прими начальное, предварительное решение о самом характере деятельности. Предположим, ты решил, что тебе лучше заняться научной деятельностью - тебе нравится анализировать сложную информацию, нравится размышлять, что получится, нравится продумывать эксперименты, анализировать результаты (с условием, что ты не просто читал об этой деятельности в книжках, а в своей школе выполнял какие-то работы проектно-исследовательского характера). Если это так, то тебе может подойти деятельность ученого. Готовить себя к научной работе – это уже очень большой шаг в профессиональном самоопределении, следующие шаги можно сделать уже поближе к выпуску. Или наоборот, ты хочешь заняться вполне конкретной, практической деятельностью. Это уже очень важная часть решения о будущей профессии. Ты уже готов идти дальше.

Шаг пятый. Обратись к специалисту по профориентации

Теперь самое время идти к специалистам. Узнай, работает ли в вашей школе

психолог, готов ли он проконсультировать тебя по этой проблеме. Если нет, то обратись в Центр карьеры, или районный психолого-педагогический центр (словом, посмотри, что для тебя будет удобнее и ближе). Заранее приготовь вопросы, которые ты хотел бы задать. Специалисты по профориентации дадут тебе информацию о конкретных профессиях, о возможных местах и условиях работы, о спросе на специалистов, о программах подготовки и т.д. Не забудь спросить о возможных негативных сторонах профессий, которые показались тебе интересными. Внимательно слушай все, что тебе скажут, но помни правило, которое мы обозначили самым первым в рекомендациях – решение ты должен принимать только сам. Да, не забудь поговорить с родителями, их не меньше тебя волнует этот вопрос. На этом этапе уже, может быть, у тебя появится более конкретное решение по поводу будущей профессии. Ты определишь не только область профессиональных интересов, но и конкретную профессию.

Шаг шестой. Встречайся с профессионалами в выбранной тобой профессии

Попробуй встретиться с людьми-профессионалами в избранной тобой области деятельности. Поищи в Интернете тематические форумы, на которых общаются специалисты, они будут рады дать тебе несколько советов и поделиться опытом. Попроси родителей помочь тебе, узнай, есть ли публичные лекции по выбранной тобой тематике (посмотри на сайте www.polit.ru - там представлено много публичных лекций по самым разным специальностям). Если получится, сходи на лекцию, наберись храбрости и задай вопрос специалисту – учись. Задавать вопросы – немаловажная часть многих профессий, так что начинай учиться этому уже сейчас.

Шаг седьмой. Куда пойти учиться?

Ты уже выбрал свою будущую профессию? Теперь самое время узнать, где и

как ты будешь учиться. Посмотри в Интернете, какие ВУЗы готовят по твоей

будущей специальности, когда в них проходят «Дни открытых дверей». И снова готовь вопросы. У активного человека существенно меньше вероятность сделать ошибку. Сходи в два – три, четыре вуза, посмотри, где тебе больше нравится климат (психологический, эстетический и любой, который тебя волнует).

Шаг восьмой. Двери не закрываются…

Ты думаешь, что ты прошел путь профессионального выбора до конца, – это

вряд ли. Многие психологи даже советуют менять, если не профессию, то тип и форму деятельности каждые 5–7 лет. Чтобы не появлялись стереотипы, которые мешают творчеству, чтобы не было так называемого «выгорания», когда тебе твоя работа кажется тяжелым грузом, чтобы научиться чему-то новому. Ведь только тогда, когда мы учимся и делаем что-то новое, мы

развиваемся. Так что твой путь выбора профессии, выбора себя еще очень длинный

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

         

          Содержание деятельности

Дата

Ответственный

Организационная работа в школе

Оформление этажа по профориентации.

Стенды «Перспе6ктивные профессии на рынке труда России»:

  1. Профессии,связанные со сферой управления (менеджмент);
  2. Профессии, связанные с внедрением компьютерной техники;
  3. Строительные профессии;
  4. Профессии, связанные с сервисом семьи;
  5. Профессии в области здравоохранения;
  6. Профессии в области информатизации и связи;
  7. Профессии в области торговли;
  8. Профессии, связанные с туристическим сервисом;
  9. Профессии, связанные с банковским делом;
  10. Консультирование;
  11. Профессии в области образования;
  12. Профессии в сфере производства;
  13. Профессии в области исследования науки и техники.

Стенды, посвящённые связям с СУЗами и ВУЗами.

Стенд «Советы психолога при выборе профессии».

Контроль за периодическим обновлением материалов стендов.

Октябрь-ноябрь

 

Анализ результатов поступления в учебные заведения за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в

учебные заведения выпускников  9-х и 11- классов)

Ежегодно

сентябрь

Классные руководители выпускников;

Составление и обсуждение плана  

профориентационной работы на новый учебный

год.

Внесение в  планы воспитательной работы классных руководителей 5-11 классов разделов работы по профориентации   «Организация профориентационной работы в классе».

Май-июнь

ежегодно

Классные

руководители

Обеспечение школы документацией, методическими

материалами по профориентации.

В течение года

Члены МО профориентационной работы

Пополнение библиотечного фонда за счет литературы по профориентации и трудовому обучению.

В течение годы

Заведующий библиотекой

Обеспечение участия школьников в работе ученических трудовых объединений.

В течение года

Классные руководители

Продолжение  работы  уже существующих предметных, художественных кружков и кружков декоративно-прикладного творчества :

- кружок рукоделия;

-кружок рисования;

-и организация новых кружков профориентационного характера.

В течение года

Отв. за кружковую работу

Введение элективных курсов и факультативов.

В течение года

Вовлечение учащихся в общественно-полезную

деятельность в соответствии с познавательными и

профессиональными интересами.

В течение года

Классные руководители

Осуществление взаимодействия с учреждениями

дополнительного образования, учреждениями культуры, Центром занятости.

В течение года

Создание из числа старшеклассников группы

профинформаторов для работы с младшими

школьниками.

сентябрь

Классные руководители


Литература

2. Закон «Об образовании в РФ».

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020.

4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов

5. Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года

6.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 2007. – 368

7.Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. – 478 с.

8.Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. пед.

учеб. заведений / Ю.Д.Бабаева, Н. С. Лейтес, Т.М.Марютина и др. Под ред.

Н. С. Лейтеса. – 2-е перераб. и доп. М: Академия, 2000. – 336 с.

9.Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М.: Прогресс,

1991.

10.Рабочая концепция одаренности/ Под ред. В.Д.Шадрикова. – М.: ИЧП «Изд-во

Магистр», 2000.

11.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. – 713 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическое сопровождение и формирование профессиональной направленности личности обучающихся»

Открытие новой профессии требует разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать учащегося в его профессиональном выборе, а обеспечить формировани...

«Психолого-педагогическое сопровождение и формирование профессиональной направленности личности обучающихся»

Открытие новой профессии требует разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать учащегося в его профессиональном выборе, а обеспечить формировани...

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников

Результатом психолого -педагогической поддержки в профессиональном самоопределении старших школьников является готовность школьника к самостоятельному, ответственному и осознанному выбору дальнейшего ...

Эффективные методы педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения одаренных школьников в образовательном пространстве школы.

На мини-заседании проводится разбор блоков-тем «Стратегия выбора».  Используются интерактивные формы работы: игровые упражнения («Профессия на букву», «Самая-самая&h...

Активная роль младшего школьника в учении как основное условие преемственности в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей предметников.

Всякий раз, работая в 4 классе, я уже в начале учебного года задумываюсь о подготовке к переходу в основную школу моих воспитанников.Встречаясь с коллегами-предметниками, мы обсуждаем, как осуществить...

Статья "Новые ориентиры в организации сопровождения профессионального самоопределения учащихся в образовательной организации"

Стаья освещает основные тенденции и ориентиры в современной профориентации в школе....

Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процессе профессионального образования"

Презентация содержит описании технологии сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процесс профессионального образования, реализуемой в организации СПО...