«Психолого-педагогическое сопровождение и формирование профессиональной направленности личности обучающихся»
опыты и эксперименты на тему

Храмова Ирина Ивановна

Открытие новой профессии требует разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать учащегося в его профессиональном выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному естественному выбору. Зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности учащегося расходятся, и на первое место ставится вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет впоследствии и он сам и его родители.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Курганинский аграрно – технологический техникум»

Рассмотрено на

Заседании методического объединения педагогов  - психологов

Курганинского района

«___»__________ 2014  год

Протокол № ____

Инновационная деятельность педагога - психолога

Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение и формирование профессиональной направленности личности обучающихся».

Разработала:

Педагог – психолог

ГБПОУ КК «КАТТ»

Храмова И.И.

г. Курганинск, х. Красное Поле, 2014 г.

       Одной из главных целей психолого-педагогического сопровождения учащихся  в ГБОУ СПО "КАТТ" КК является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое, личностное и профессиональное развитие каждого учащегося. Следовательно, учебно-воспитательный процесс становится  ориентированным на личность учащегося, его индивидуальные возможности, способности и интересы.

Открытие новой профессии требует разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать учащегося в его профессиональном выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному естественному выбору. Зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности учащегося расходятся, и на первое место ставится вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет впоследствии и он сам и его родители.

Данные диаграммы является результатом проведенного нами первичного  комплекса диагностических исследований в группе. Так хорошо видно, что большинство учащихся сделало выбор, в пользу профессии исходя из соображений престижности, поверхностных знаний о профессии и предполагаемого высокого заработка, а не внутренних побуждений, профессиональных устремлений.

Рисунок 2 «Что Вам нравится в  профессии
Тренер – наездник лошадей?»

 (по данным опроса при поступлении в ГБОУ СПО "КАТТ")

   

 Основные ошибки при выборе профессии:

  1. Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии
  2. Увлеченность только внешней стороной профессии
  3. Ориентация на профессию, которая гарантирует высокий заработок

Рисунок 3. «Кто повлиял на Ваш выбор профессии

Тренер – наездник лошадей?»

(по данным опроса при поступлении в ГБОУ СПО "КАТТ")

      Поэтому именно психодиагностика поможет выяснить не только лежащие часто на поверхности профессионально важные качества человека, но и его на данный момент скрытые потенциально сильные характеристики, которые смогут стать твердым фундаментом профессиональной успешности, дадут возможность двигаться с наибольшей эффективностью в нужном направлении.

     Исходя из этой проблемы, возникает резонный вопрос – каковы же пути, средства и психолого-педагогические условия для формирования профессиональной направленности учащихся.

    Думая над этим вопросом я выделила основные направления своей работы с учащимися гр. № 20 по профессии «Тренер – наездник лошадей»:

1. Всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей учащихся, выявление мотивации выбора профессии, определение соответствия «профиля личности» и профессиональных требований (диагностика).

2. Анализирование диагностических процедур.

3. Оказание помощи подросткам в самопознании и проектировании жизненного пути (проведение адаптационного тренинга для учащихся первокурсников по профессии «Тренер – наездник лошадей»).

4. Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям новой для них профессии (консультирование, предоставление рекомендаций).

5. Просвещение педагогов и родителей в вопросах развития и самосовершенствования личности учащегося.

Для реализации первого направления работы — диагностики, был  составлен  индивидуальный план диагностического обследования, направленного на всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей, влияющих на становление профессиональных интересов учащихся.

Индивидуальный план диагностического обследования гр. № 20

по профессии «Тренер – наездник лошадей

      Особое внимание мы уделяем  изучению профессиональной мотивации учащихся, так как именно она во многом определяет успешность обучения.

 В данном случае одним из направлений изучения личности учащихся, является сфера профессиональных интересов. Я выбрала следующие методики:

  1. Методика «Мотивы выбора профессии»
  2. Методика «Дифференциально-диагностический опросник»
  3. Методика экспресс–диагностики характерологических особенностей личности Т.В. Матолина.

В итоге проведенных исследований были получены следующие результаты:

1 Изучение профессиональной направленности по средства методики «Мотивы выбора профессии».  

     Если учащийся разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его дальнейшее обучение.

На данной диаграмме видно, что в первом случае (сентябрь 2013 г.) значительный процент  ребят относятся положительно к учебно-производственному процессу, однако профессиональная мотивация сформирована не достаточно. Об этом свидетельствует рассогласование внутренних и внешних мотивов учебной деятельности, что говорит о поверхностном понимании некоторыми учащимися  специфики выбранной.

Во втором случае (март 2014 г.) по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации. Что говорит о повышении удовлетворенности учащихся своей профессией.

1.Сентябрь 2013 г

2.  Март 2014 г.

Характеристика  профессиональных интересов

 (использовалась методика исследования профессиональных интересов  и склонностей, разработанная Е.А. Климовым (ДДО – дифференциально – диагностический  опросник).

        1. Сентябрь 2013 г

        2. Март 2014 г.

   

На диаграмме наглядно отображена степень склонности учащихся гр. № 20 к различным профессиональным сферам. Наряду с этим для диагностики профессиональных намерений, интересов и характерологических особенностей использовался метод интервью.

1 Сфера «человек – природа» (Ч-П), включает профессии, связанные с взаимодействием с биологическими объектами, выбрали 56 % учащихся гр. № 20

2. Сфера «человек – техника» (Ч-Т). Сюда относятся профессии, связанные взаимодействием человека с техническими объектами – 16 %.

3. Сфера «человек – человек» (Ч-Ч), включает профессии, в которых человека имеет дело с другими людьми – 15%

4. Сфера «человек – знак» (Ч-З), где предметом труда является знаковые системы – 6%

5. Сфера «человек – художественный образ» (Ч-Х), включающая профессии, где деловым предметом труда являются художественные образы или их элементы – 7%.

    Было выявлено, что формирование устойчивого положительного отношения к профессии «Тренер – наездник лошадей» происходит только в ходе самой учебной деятельности. Например, Андрей М. проявлял интерес к профессии «Автомеханик», но под влиянием родителей поступил в училище  по профессии «Тренер – наездник лошадей». В ходе интервью и с применением методики ДДО в сентябре 2013 года было выявлено некоторое преобладание интересов к сфере «Человек – техника». Через полгода наблюдая за поведением учащегося в седле, можно сказать, что Андрей попал в свою родную стихию, делает заметные успехи в овладении верховой ездой, выполняет сложный комплекс упражнений на занятиях вольтижировкой, а самое главное – получает от этого моральное удовлетворение. На наших глазах происходит профессиональное формирование личности Андрея.  При проведении повторного исследования профессиональных интересов и склонностей (в марте 2014 г.) у Андрея изменилось количественное значение склонности к профессиональным сферам: повысился показатель интересов к сфере «Человек – природа».

    3.  Для исследования характерологических особенностей учащихся гр. № 20 была проведена Методика - экспресс – диагностики характерологических особенностей личности Т.В. Матолина.

     Для того чтобы помочь учащемуся в профессиональном становлении,  нам необходимо подробное изучение характерологических особенностей каждого,  и уже на этой основе, совместно с мастерами производственного обучения, определить основные направления индивидуальные тактики взаимоотношений.

    Выявление характерологических свойств личности значимо не только для успешного профессионального обучения, но и для выбора определенного направления работы в профессиональной и личностной консультации.

№ п/п

ФИО

уч -ся

Результаты теста

Характерологические проявления

Пути коррекции

Коррекционно – развивающая работа

1.

Б.А.

Э – 3;

Н -4

Безмятежный, мирный, невозмутимый. В группе скромен. Дружбу не навязывает, но и не отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту.  Речь спокойная. Терпелив. Эмоционально сдержан.

Нуждается в повышенном внимании педагогических работников. Главное в подходе - повысить самооценку посредством привлечения внимания группы к данному человеку. Желательно, чтобы у учащегося была возможность выбора темпа работы. Подчеркивать ценность таких качеств, как скромность, хладнокровие.

Корекционно – развивающие занятия на темы:

Кто я?

Моя индивидуальность

Как справиться с плохим настроением

Установление плодотворного межличностного

Эмоции и чувства

Полюбить себя

Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение

Будь собой, но в лучшем виде

Помощь друг другу

2.

Б.Н.

Э – 8;

Н - 12

Застенчива, независтлива, стремится к самостоятельности, привязчива. Доброжелательна. С близкими людьми, друзьями проявляет наблюдательность, чувство юмора. Склонна к глубоким доверительным отношениям. Избегает ситуации риска, опасности, невыносит навязанный  темп. Иногда склонна к быстрым решениям. Часто раскаивается в своих поступках. В неудачах обвиняет только себя.

Обеспечить спокойную доброжелательную обстановку. Стараться вовлекать в активное решение деловых вопросов. Поощрять социальную активность, вовлекать в участие в каких – либо мероприятиях, выступлениях.

Корекционно – развивающие занятия на темы:

Кто я?

Моя индивидуальность

Как справиться с плохим настроением

Установление плодотворного межличностного

Эмоции и чувства

Полюбить себя

Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение

Будь собой, но в лучшем виде

Помощь друг другу

3.

Б.С.

Э – 20;

Н  -  16

Гордая, стремится к первенству, злопамятна. Стремится к лидерству во всем. Энергична, упорна. Спокойна, расчетлива. Любит риск, непреклонна в достижениях. Не лишена артистизма, хотя и суховата.

 Не допускать зазнайства. Поддерживать в позитивных усилиях. Помогать в лидерстве, не допускать командный стиль отношений. Нейтрализовать озлобленность. Развивать социальный интеллект. Максимально задействовать в учебной и профессиональной деятельности

Корекционно – развивающие занятия на темы:

Кто я?

Моя индивидуальность

Как справиться с плохим настроением

Установление плодотворного межличностного

Эмоции и чувства

Полюбить себя

Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение

Будь собой, но в лучшем виде

Помощь друг другу

4.

Г.Д.

Э – 14;

Н - 23

Вечно недовольный, ворчливый, склонный к придиркам. Мелочно-требовательный. К язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто хмурый, раздражителен. Завистлив. В делах неуверенный. В отношениях - подчиненный. Перед трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятный. Друзей не имеет. Сверстниками командует. Голос тихий, резкий. Склонен к самовольны уходам из д/дома (на данный момент с училища)

Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоотношения. Это легче сделать, основываясь на мнительности данного человека. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в доверительной беседе. В качестве какой-то общественной нагрузки, позволяющей иметь опору во взаимоотношениях, можно дать канцелярскую работу (педантические свойства позволят делать ее хорошо). Поощрять за исполнительность при всем коллективе, что позволит как-то наладить отношения со сверстниками. Подростки такого типа требуют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия.

Корекционно – развивающие занятия на темы:

Кто я?

Моя индивидуальность

Как справиться с плохим настроением

Установление плодотворного межличностного

Эмоции и чувства

Полюбить себя

Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение

Будь собой, но в лучшем виде

Помощь друг другу

5.

М.А.

Э – 15;

Н - 10

Очень энергичен, жизнерадостен. “Любимец публики”. Считается, что подростки такого типа счастливцы. Действительно, они часто очень одарены, легко учатся, артистичны, малоутомляемы. Однако наличие этих качеств часто имеет негативные результаты. Подростки (и молодые люди) с детства привыкают, что им все доступно. В результате чего не учатся серьезно работать над достижением цели. Легко все бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект.

Требует доброжелательно-строгого отношения. В коллективе не стоит выбирать на лидерские должности (лучше часто предлагать разовые поручения организаторского типа). Строго требовать выполнения поручений. Желательно вместе с учащимся найти какую-то значимую цель (например, устроиться в будущем  в конноспортивный клуб, где занимаются верховой ездой), разбить на периоды срок исполнения, расписать по времени задачи и контролировать выполнение. Это, с одной стороны, поможет добиться поставленной цели, с другой стороны - приучит к упорядоченной работе.

Корекционно – развивающие занятия на темы:

Кто я?

Моя индивидуальность

Как справиться с плохим настроением

Установление плодотворного межличностного

Эмоции и чувства

Полюбить себя

Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение

Будь собой, но в лучшем виде

Помощь друг другу

6.

П.И.

Э: 20 ;

 Н: 2

Радостный, общительный, разговорчивый. Любит быть на виду. Оптимист, верит в успех.

Поверхностен. Легко прощает обиды, превращает конфликты в шутку. Впечатлителен, любит новизну.

Пользуется всеобщей любовью. Однако, поверхностен,  беспечен. Прихотлив. Артистичен. Не умеет добиваться результатов (увлекается, но быстро остывает).

Поощрять трудолюбие, использовать природный артистизм и склонность к новизне. Желательно исподволь приучать к настойчивости, дисциплине, организованности (например, предлагая оригинальные задания). Рекомендуется помочь организовать время (кружковой работой, внеклассной деятельностью).

Корекционно – развивающие занятия на темы:

Кто я?

Моя индивидуальность

Как справиться с плохим настроением

Установление плодотворного межличностного

Эмоции и чувства

Полюбить себя

Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение

Будь собой, но в лучшем виде

Помощь друг другу

7.

Р.Д.

Э - 4;

Н - 15

Человек скромный, активный, направленный на дело. Справедливый, преданный друг. Очень хороший, умелый помощник, но плохой организатор. Застенчив. Предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как правило, не состоит. Дружит вдвоем. Взаимоотношениям придает большое значение. Иногда скучновато-морализирующий.

В деятельности желательно предоставить свободный режим; поощрять, это активизирует инициативу. Постараться раскрепостить, чтобы действовал самостоятельно, а не по указке (по природе подчиняем). Избегать публичной критики. Внушать уверенность в своих силах и правах. Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет.

Корекционно – развивающие занятия на темы:

Кто я?

Моя индивидуальность

Как справиться с плохим настроением

Установление плодотворного межличностного

Эмоции и чувства

Полюбить себя

Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение

Будь собой, но в лучшем виде

Помощь друг другу

8.

Ч.Н.

Э – 2;

 Н - 24

Тип неспокойный, настороженный, неуверенный в себе. Ищет опеки. Необщителен, поэтому имеет смещенные оценки и самооценки. Высокоранимый. Адаптация идет длительно, поэтому действия замедленны. Не любит активный образ жизни. Созерцатель. Часто склонен к философии. Легко драматизирует ситуацию.

Стремится поддержать. Оградить от насмешек. Выделять положительные стороны (вдумчивость, склонность к монотонной деятельности). Подобрать деятельность, не требующую активного общения, строгой временной регламентации, а также не включенную в жесткую систему субординации. Активизировать интерес к окружающим. Исподволь сводить с людьми доброжелательно-энергичными.

Корекционно – развивающие занятия на темы:

Кто я?

Моя индивидуальность

Как справиться с плохим настроением

Установление плодотворного межличностного

Эмоции и чувства

Полюбить себя

Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение

Будь собой, но в лучшем виде

Помощь друг другу


 По результатам обследования формируется малая группа учащихся для организации    коррекционно - развивающих занятий.

    Коррекционно-развивающие занятия помогут учащимся познать себя и научиться управлять своим внутренним миром. Результаты коррекционно – развивающей работы регистрируются в листе динамического наблюдения

Коррекционная работа

(Лист динамического наблюдения)

Фамилия, имя _______________________________________ Группа ________

Сильные стороны учащегося

Слабые стороны учащегося

Динамика развития личности учащегося

За период с _________по__________ произошли следующие изменения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендовано:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _________                                                                

Динамика готовности учащихся гр. № 20  к обучению

в ГБОУ СПО "КАТТ"

(до и после коррекционно-развивающих занятий)

Соотношение интересов, склонностей и способностей учащихся

гр. № 20 с выбранным профилем обучения

 

        Результатом проведения диагностических процедур является составление психологического портрета учащихся гр. № 20, составление индивидуальных карт диагностического наблюдения, консультирование мастеров п/о по вопросам проведения учебных занятий с данными учащимися, планирования внеклассных мероприятий и проведение психологической занятости во время вечерних дежурств.

       Психологическая диагностика - необходимый этап профориентационной работы, с его помощью были выявлены способности учащихся, особенности их личности и сферы интересов. Однако работа с учащимися не ограничивается только диагностикой, определением того, что уже существует. По результатам диагностирования и во время доверительной беседы  выяснены слабые и сильные стороны учащихся, определены проблемные области, с которыми стоит работать. И для некоторых ребят работа продолжается на тренинге.

       Что может дать тренинг самоопределяющемуся учащемуся? В первую очередь, возможность хотя бы немного разобраться в  профессии «Тренер – наездник лошадей» и найти себя в ней, осознав свои личностные особенности, способности и потребности, свои сильные и слабые стороны. Он выполняет функцию помощника в принятии решения о выборе дальнейшего пути в  профессии.

       Планируя содержание адаптационного тренинга для учащихся – первокурсников по профессии «Тренер – наездник лошадей»,  я старалась, чтобы данный тренинг позволил оказавшемуся в ситуации выбора учащемуся, примерить на себя хотя бы некоторые из профессиональных ролей, понять, насколько они ему подходят или не подходят и почему. Развить те навыки, которые ему необходимы для успешной учебы и самореализации в будущей профессии.

Представляю  вашему вниманию один из вариантов проведения профориентационной игры, направленной на профессиональное формирование личности учащегося,  которая применялась в нашем техникуме в октябре 2013 года

"День из жизни профессионала"

Цель:        повысить уровень осознания учащимися  типичного и специфического в профессиональной деятельности тренера – наездника лошадей.  

Упражнение проводится в круге. Количество играющих от 6 до 20 человек.

Время проведения 15-20 минут.

Ход игры

Вместе с учащимися мы  определяем, о какой профессии им хочется узнать как можно больше. Например: профессия «Тренер – наездник лошадей».  

Инструкция. Для начала давайте обсудим кто такой тренер – наездник лошадей, жокей. Сейчас я раздам Вам листочки с рекомендациями  о Вашей профессии, и мы постараемся их проанализировать и дополнить.

ПРОФЕССИЯ

«ТРЕНЕР - НАЕЗДНИК ЛОШАДЕЙ»

Если при работе с животными вы открыли в себе педагогический талант – можно пойти еще дальше и попробовать себя в качестве тренера. Эта работа более ответственная, и здесь не помешает специальное образование. Его можно получить, конечно же, в ГОУ НПО ПУ  50 КК, т.е. у нас!

Какие качества необходимы Тренеру - наезднику?

Главное – терпение. Можно долго тренировать лошадь, а результата не будет. У хорошего тренера должны быть железные нервы. Много времени и сил уходит на обучение выездковой лошади – понадобится природное чутье и советы профессионалов.

Что недопустимо в профессии тренера – наездника лошадей?

 Отношение к лошади как к средству передвижения и способу заработать. Хотя вкладывать всю свою душу тоже нельзя – рано или поздно с лошадью придется расстаться, и это может оказаться очень тяжело.

Это творческая работа?

Надо чувствовать настроение и состояние лошади. Нельзя к ним подходить как к станкам. Лошади – наши партнеры, они нам ничего не должны. Нужно, чтобы ей тоже нравилось работать. Уловив настроение животного, ты можешь дозировать и перераспределять нагрузку для достижения лучшего результата. Это приходит с опытом.

Нужны ли «корочки»?

Многие коневладельцы, да и сами тренера - наездники, считают, что в деле конной подготовки важны не документы об образовании, а опыт работы с определенной категорией лошадей (молодые, спортивные, хобби-класс), результаты участия в соревнованиях, спортивный разряд и просто корректное обращение с животным. Но если потенциальный кандидат владеет не только практическими навыками, но и теоретическими знаниями конной физиологии и анатомии, основами коневодства, зоогигиены, тренинга, а также других специальных дисциплин, работодатель, несомненно, отдаст ему предпочтение.

Учитесь смолоду!

Чтобы стать высочайшим профессионалом в конном деле, нужны годы работы с разными лошадьми под руководством опытных наставников. Чем раньше начнешь карьеру – тем лучше, в идеале – в подростковом иди детском возрасте.

Лошадь плод мастерства и усилий многих людей. Ей нужны наблюдательность и терпение зоотехника, руки конюха, тренерское чутье и «железный посыл» жокея. Зоотехник – конюх – тренер. Таков путь становления лошади.

Пусть союз человека и лошади обретает сегодня новые формы. Но навечно останется лошадь предметом заботы и обожания. Не раз еще грянет над миром: «Полцарства – за коня

      В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо вы представляете себе трудовую жизнь тренера – наездника лошадей, а также выясним, способны ли вы к коллективному творчеству, ведь в игре существует опасность каким-то неудачным штрихом испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде чем называть новое существительное, каждый игрок обязательно должен будет повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы легче было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком. Далее ведущий произносит первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя то, что говорили до них.

Например: учитель - звонок - завтрак - звонок - урок - двоечники - вопрос - ответ - тройка - учительская - директор - скандал - отличники - звонок - дом - постель

Рефлексия игры:

Получился ли целостный рассказ? (да, нет)

Не испортил ли кто-нибудь общий рассказ своим существительным?

Правдиво ли представлен трудовой день профессионала.

   Очень важным моментом формирования профессиональной направленности учащихся  является создание положительного эмоционального фона, условий для активной жизнедеятельности, доброжелательные взаимоотношения, как между учащимися, так и между учащимися и педагогическим коллективом в целом. Совместно с  мастерами производственного обучения был составлен план проведения индивидуальной профессиональной консультации с учащимися гр № 20, который  прежде всего, помогает человеку увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие личности, очерчивает зону возможных действий для разрешения проблем, выявляет сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные шаги к успеху.

Приложение № 1

План проведения индивидуальной профессиональной консультации с учащимися гр. № 20.

Содержание работы:

1. Уточнить профессиональные намерения, т. е. узнать, что собирается делать учащийся после окончания профессионального училища.

2. Узнать о том, что советуют учащемуся выбрать родители после окончания училища, согласен ли учащийся с их мнением.

3. Выявить познавательные интересы («любимые» и «нелюбимые» предметы); есть ли интересы, связанные с профессией «Тренер – наездник лошадей»,  как развивает интересы, связанные с выбранной профессией (чтение специальной литературы, встреча со специалистом, и др).

4. Определить склонности (какие склонности выявляются в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учебы время). Есть ли склонности, связанные с получаемой профессией.

5. Уточнить способности (какие способности находит у себя учащийся в учебной деятельности). Есть ли профессиональные способности, то есть способности, необходимые для успешного освоения  профессии. Совпадают ли интересы, склонности и способности учащегося? Знает ли учащийся мнение преподавателей и родителей о его способностях? Согласен ли он с их мнением?

6. Определить, как учащийся оценивает достигнутые успехи в учебной деятельности. По каким учебным предметам, по его мнению, будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности? Считает ли он, что сможет осуществить свои профессиональные намерения? Что этому может помешать? В случае неосуществления основных планов, есть ли запасные?

7. Обсудить личностные качества учащегося (например, его   выдержку, самостоятельность, трудолюбие и др.). Какие личностные качества, по мнению учащегося, наиболее ярко у него выражены (положительные и отрицательные). Какие качества, по его мнению, необходимо развивать для успешного освоения избранной профессии? Как он развивает качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности?

8. Дать учащемуся советы по подготовке к будущему профессиональному становлению (рекомендовать список литературы для чтения, кружок или курсы, встречу со специалистом, дать совет по развитию индивидуальных качеств).

   Итак, профессиональная консультация - это совместная работа педагога – психолога, мастера п/о   и учащегося по выработке профессионального плана будущей жизнедеятельности.

 Таким образом, вся работа социально – педагогического и психологического сопровождения учащихся, их профессионального самоопределения представляют собой комплексную модель, которая с одной стороны интегрирует диагностику, консультативную работу, профилактическую работу, тренинги и с другой стороны вовлекает в модель сопровождения всех участников учебно – воспитательного процесса: учащихся, преподавателей, мастеров производственного обучения.

Приложение №2.

АДАПТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ

для учащихся – ПЕРВОКУРСНИКОВ

по профессии «Тренер – наездник лошадей

      В период реформирования образования все актуальнее становятся проблемы процесса адаптации учащихся  к новым формам и условиям жизнедеятельности, что вызывает потребность совершенствования психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Это важный этап социально-профессионального становления личности. Глубокое изменение социальной ситуации развития приводят к кризису идентичности, который выражается в том, что личность испытывает неуверенность, дискомфорт, растерянность. Ведущие потребности юности — это потребности в социальном и профессиональном самоопределении, социально-психологической поддержке  и защите, а также потребность в достижениях. Психологическими новообразованиями в этом возрасте являются самостоятельность, социальная зрелость, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности, социально-профессиональная компетентность.

Поступление в училище — серьезное испытание для большинства учащихся. Им необходимо принять новую социальную роль привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям,  к повседневным обязанностям, приобщиться к профессии.

Таким образом, адаптация — это процесс, во-первых, непрерывный, так как не прекращается ни на один день, а во-вторых, колебательный, поскольку даже в течение одного дня происходит переключение в самые разные сферы: деятельность, общение, самосознание.

   В первый год обучения учащиеся - первокурсники одновременно осуществляют три вида адаптации в комплексе. В процессе физио логической адаптации организм привыкает к новым физическим и умственным нагрузкам. Профессиональная адаптация — это приспособление к характеру, режиму и условиям труда, развитие положительного отношения к профессии. Социально-психологическая адаптация связана с вхождением личности в социальное окружение.

Определяющими факторами успешной адаптации учащихся - первокурсников являются характер профессиональной ориентации, отношение к учебе и мотивационный аспект учебной деятельности. Таким образом, важно с первых дней пребывания учащихся - первокурсников в ГОУ НПО ПУ № 50, создать положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности (для удовлетворения потребностей в интеллектуальном, эмоциональном и нравственном развитии), доброжелательные взаимоотношения как между учащимися, так и между учащимися и педагогическим коллективом в целом. Эти задачи можно решать разными путями: один из них — тренинг, который позволяет в очень короткие сроки активизировать процесс адаптации.

Для психологического сопровождения студентов в период адаптации к ПУ № 50 мною была разработана программа адаптационного тренинга.

Основная цель программы — психологическая и социальная адаптация к обучению, в результате которой учащийся  начинает самостоятельно выстраивать перспективу собственного будущего, формулировать личностные, в том числе профессиональные планы.

   Программа адаптационных занятий включает в себя несколько взаимосвязанных блоков:  информационный,  диагностический, рефлексивный. Тренинг рассчитан на три недели по 3 дня занятий. Продолжительность каждого дня занятий — 2 часа. Занятия построены в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к социально-психологическому тренингу, с применением различных психотехнических упражнений. В конце каждого дня и по итогам тренинга в целом   организуется «обратная связь».

    Первый блок – информационный (позволяет учащимся войти в новую социальную среду – знакомство с группой, педагогическими работниками,  особенностями профессии «Тренер – наездник лошадей» и т.д).

    Второй блок — диагностический (он включает в себя определение мотивационной структуры личности, выявление ценностных ориентации, эмоциональных особенностей личности). Я  предлагаю включать методики экспресс-диагностики, которые позволяют учащимся получить данные о себе, осознать и проработать полученные результаты.

   Третий блок – рефлексивный (содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, возможности получения обратной связи от  одногруппников со схожими интересами и проблемами).

В первый день работа проводится в подгруппах по 12—14 человек. Участники знакомятся с основными правилами работы группы. Для установления доверия в группе и создания положительного эмоционального фона используются разнообразные упражнения, игры-шутки, психогимнастические элементы и т. д. Важно в процессе обсуждения дать участникам возможность осознать и высказать свои ожидания, опасения, тревогу, связанные с началом нового периода в жизни, новыми условиями деятельности и общения.

Для более полного принятия новой социальной роли и осознания выбранной специальности, учащимся  можно предложить выполнение следующих заданий: «Я — студент», «Я — профессионал» с воплощением своего образа на листе бумаги. После выполнения необходимо провести обсуждение рисунков. Это дает возможность конкретизировать представления учащихся о себе и других членах группы, а также более четко представить особенности своей профессии. Для углубления знаний о себе студенты получают домашнее задание: заполнение известного проективного теста «Кто Я?», ответы на который позволят разобраться в себе и во второй день презентовать себя в группе. В конце первого дня обрабатываются результаты тестирования, которые учитываются в работе по решению одной из задач второго дня, а именно — формированию учебной мотивации.

    ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Цель. Знакомство с участниками, изучение ожиданий, проведение первичной диагностики.

Программа первого дня включает в себя два блока. Первый блок — информационный (знакомство с особенностями организации  процесса обучения в ПУ № 50, спецификой обучения по профессии «Тренер – наездник лошадей»".

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Цель. Формирование учебной мотивации, выявление профессионально важных качеств, необходимых для успешной учебы и последующей профессиональной деятельности. Для этого важно осознание своих интересов, способностей, участие в различных видах практической деятельности, сплочение группы.

В первый день учащиеся уже выполняли упражнение «Я — профессионал», которое помогло выявить профессионально важные качества. Выполняя упражнение «Идеальный профессионал», учащиеся выделяют и обсуждают качества, которыми, по их мнению, необходимо обладать представителю  профессии «Тренер – наездник лошадей», а также обращают внимание на соответствие собственных выделенных качеств идеальной модели. По окончании упражнения учащимся можно предложить совместно составить коллаж. С одной стороны, это позволяет снять возможное возникшее напряжение, а с другой — способствует сплочению коллектива.

Упражнение «Разговор со сменой позиций» помогает определить особенности себя как личности, учащегося и будущего профессионала.     Групповая дискуссия на тему «Обучение в училище», помогает осознать, какими общими навыками и знаниями учащимся необходимо овладеть. Для снятия эмоционального напряжения и барьеров в общении между участниками в программу дня я   включила элементы тренинга сенситивности, что углубляет понимание самого себя и других  одногруппников. Упражнение «Я и группа» позволяет рассмотреть фундаментальные эмоции, идентифицировать эмоциональные состояния, прогнозировать состояния, отношения и свойства человека и группы. Для сплочения группы я применила разнообразные упражнения. Например, упражнение «Ладошки» позволяет участникам понять, легко ли работать в парах и какую информацию можно получать от партнера.

Информационный блок включает в себя знакомство с особенностями организации внеучебной работы в училище.  Для самоопределения учащимся предложено  составить «Список важных дел». Это позволит учащимся разобраться, определить направление работы, в котором они могут реализовать свои способности, желания и возможности.

С целью сплочения коллектива, выявления официальных и неофициальных лидеров и выработки совместной стратегии поведения общей  группы необходимо объединить учебные подгруппы. В программу включены  различные ролевые игры: «Факультет», «Кораблекрушение», упражнения «Рисуем деревья», «Молекула». Ведущим необходимо организовать обсуждение таким образом, чтобы участники смогли осознать стили поведения, способствующие эффективному взаимодействию и конструктивному разрешению конфликтов, а группа в целом преодолела стадию «конфликта и протеста» и перешла к активной рабочей фазе - сотрудничество

Домашнее задание второго дня — написать личный план на пять лет построения индивидуальной и профессиональной траектории развития.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Цель. Определение перспектив развития группы, углубление
процессов самораскрытия; определение жизненных планов и стратегий их реализации.

День начинается с традиционного приветствия, которое помогает участникам настроиться на рабочую обстановку. Затем идет представление личностных профессиональных планов, определение стратегии их реализации и необходимых для этого ресурсов и условий. Информационный блок содержит теоретические представления о понятии жизненной стратегии.

После обсуждения и рефлексии необходимо провести упражнение, направленное на снятие эмоционального и физического напряжения и повышающее групповую сплоченность, например «Автомойка».

Второй день занятий позволил участникам не только научиться доверять друг другу, но и приобрести уверенность в себе. Во время третьего дня занятий эти качества можно проверить и закрепить при помощи специально подобранных упражнений: «Свеча», «Пара». Эмоциональным и логическим завершением работы в группе может стать итоговое упражнение «Фотография», при помощи которого можно диагностировать качество реализации целей сплочения и самораскрытия участников.

По окончании адаптационных занятий у многих учащихся возникает желание общения, но уже в неформальной обстановке, что может свидетельствовать о достижении и реализации целей данной программы

Таким образом, программа адаптационных занятий с элементами социально-психологического тренинга позволяет учащимся осознать новое качество своей социальной позиции; овладеть способами и приемами организации учебной и внеучебной деятельности осознать необходимые профессиональные и личностные качества скорректировать собственные планы на период обучения в наше училище.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическое сопровождение и формирование профессиональной направленности личности обучающихся»

Открытие новой профессии требует разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать учащегося в его профессиональном выборе, а обеспечить формировани...

Творческий проект как средство формирования профессиональной компетентности личности будущего специалиста

Ставя перед собой задачу формирования профессиональной компетентности будущих учителей, в условиях освоения новых Государственных образовательных  стандартов СПО, мы понимаем, что современный под...

Мастер-класс по профориентации: Самообследование абитуриентов на профессиональную направленность личности

Мастер-класс "Самообследование абитуриентов на профессиональную направленность личности"...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОУЧ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматривается организация воспитательной внеаудиторной работы с использованием коуч-технологий, основанной на принципе стимулирования саморазвития, раскрытия потенциала обучающихся – ключев...

Формирование профессиональной направленности обучающихся СПО

В связи с политическими и социально-экономическими изменениями в России изменяются требования к личности профессионала и его профессиональному поведению. Современное производство и рынок труда нуждают...

Формирование профессиональной направленности обучающихся СПО.

Компетентностный подход направлен на формирование и развитие компетенций: базовых, профессиональных и специальных.  В процессе обучения  необходимо развивать эти компетенции, т.к. выпускник ...

Доклад и мультимедийная презентация к педагогическому совету по теме; "Психолого-педагогические условия успешной адаптации и профессиональной мотивации обучающихся нового набора"

Адаптация - приспособление к окружающим условиям. Это динамический процесс в ходе которого происходит личностное, профессиональное развитие и самореализация.Уже,с первых дней обучения учебная мотиваци...