Формирование профессиональной направленности обучающихся СПО
статья на тему

В связи с политическими и социально-экономическими изменениями в России изменяются требования к личности профессионала и его профессиональному поведению. Современное производство и рынок труда нуждаются в качественно новом типе работника с высоким уровнем социальной компетентности, профессиональной адаптации и мобильности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon baryshevskaya_2.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование профессиональной направленности

обучающихся СПО

Барышевская Е.Н., преподаватель ОГАПОУ

«Белгородский индустриальный колледж»

В связи с политическими и социально-экономическими изменениями в России изменяются требования к личности профессионала и его профессиональному поведению. Современное производство и рынок труда нуждаются в качественно новом типе работника с высоким уровнем социальной компетентности, профессиональной адаптации и мобильности.

Компетентностный подход направлен на формирование и развитие компетенций: базовых, профессиональных и специальных. В процессе обучения необходимо развивать эти компетенции, т.к. выпускник учебного заведения должен быть востребован на рынке труда.

Считаю, что одним из путей осуществления профессиональной направленности является разработка проекта. Например, студенты, обучающиеся по специальности « Технология продукции общественного питания» выполняют проектно-исследовательские работы по химии по темам: « Свойства важнейших органических веществ пищевых продуктов», «Исследование состава молока» и др.

Цель проекта:

 - найти связь предмета с приобретаемой специальностью ОП;

 - развивать способности самостоятельного приобретения знаний с помощью различных источников информации;

 - научить ориентироваться и применять полученные знания в различных ситуациях.

Работая над проектом обучающиеся собирают теоретическую информацию используя учебники, интернет, газетный материал, дополнительные источники информации, отбирают нужное, систематизируют ее, оформляют в рефератах, рисунках, в виде презентаций. Самое главное – это умение работать с информацией, именно здесь формируются, развиваются и закрепляются логические умения и навыки. Проект содержит и практическую часть. То есть на уроках обучаемые получают компетенции в виде знаний и умений, а практическая работа в виде создания проектов позволяет формировать компетентность.

Для разработки проекта необходима компьютерная грамотность. Владение компьютерной грамотностью является эффективным условием, при помощи которого удается разнообразить процесс обучения, повысить качество знаний по предметам, воспитывает у обучаемых информационную культуру.

При работе над проектами, при составлении предметных презентаций формируются и совершенствуются все три ключевые компетентности как образовательные результаты:

1) компетентность разрешения проблем: обучаемый в сотрудничестве с преподавателем ставит цели своей деятельности, определяет условия, необходимые для ее реализации, осуществляет рефлексию и самооценку своей деятельности и ее результатов для достижения поставленной цели;

2) информационная компетентность: обучаемый самостоятельно находит, анализирует, обрабатывает информацию, умеет производить отбор и осуществлять перенос информации при помощи современных компьютерных средств;

3) коммуникативная компетентность: позволяет использовать разнообразные средства, выражать свою точку зрения в соответствии с нормами этикета, вступая в диалогическое общение для получения общего результата.

Формируются и совершенствуются коммуникабельность, ответственность, умение самостоятельно добывать знания, обратиться к учебным пособиям, интернету, отсеять ненужное и преподнести их в конкретной ситуации, умение выступить с презентацией перед сокурсниками. По завершении проекта обучающиеся могут продемонстрировать владение минимальным объемом видов деятельности, составляющих ключевые компетентности. Работая над проектами повышается мотивация учебной деятельности обучающихся, вследствие этого повышается качество знаний и успеваемость, растет творческая активность, формируются ключевые компетентности.

Таким образом, информационно – коммуникационная технология:

1. Формирует умение работать с информацией;

2. Дает обучающимся много учебного материала, как только они могут усвоить;

3. Способствует формированию исследовательских навыков, умения принимать оптимальные решения;

4. Развивает интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности;

5. Подготавливает личности «информационного общества».

Применение на сегодняшний день информационно–коммуникационных технологий – это актуально, это обоснованное требование современного мира, позволяет вовлечь обучающихся в активную работу и вызывает у них стремление к получению знаний. Образованный человек в современном обществе – это человек, умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации.

Список использованной литературы.

1. Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. Словарь-справочник современного российского профессионального образования. - Выпуск 1. - М.: ФИРО, 2010.

2. Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. - Педагогика, 2003, №10.

4. Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация – основные направления современных исследований. - Научные исследования в образовании, 2008, № 1..

6. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения, -М., -Владос, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных и общих компетенций на примере решения ситуационной профессиональной задачи

Формирование профессиональных  и общих компетенций  выпускников в процессе решения ситуационных задач...

Конкурс профессионального мастерства как одна из форм формирования профессиональных компетенций

На примере конкурса профессионального мастерства «Электромонтажник» я хочу рассказать о работе, которую мы проводим по формированию ключевых и профессиональных компетенций. Понятие  «компетенция»...

Формирование профессиональных компетенций на дисциплинах специального цикла и профессиональных модулей в Муромском медицинском колледже

Задачей среднего медицинского образовательного учреждения в настоящее  время является не просто передача знаний и обучение практическим навыкам будущих специалистов среднего звена системы здравоо...

Реализация на учебном занятии условий для формирования профессиональных и общих компетенций у обучающихся среднего профессионального образования.

Создание педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования....

Формирование профессиональных компетенций при прохождении производственной практики, как необходимое условие успешного усвоения программ профессиональных модулей

Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, является формирование компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. З...

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ

В данной научно-методической разработке показано как  с помощью самостоятельной работы студентов при создании учебно-творческих проектов для более углубленного изучения материала по  професс...