Главные вкладки

    Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания «Воспитательный потенциал уроков истории» на тему: «Формирование гражданско-патриотического сознания учащихся во внеурочной деятельности»
    учебно-методический материал на тему

    Колупаев Андрей Анатольевич

     «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней» А. Н.Толстой.

    Современный период российской истории - это время смены ценностных ориентиров. Последнее десятилетие XX века было наполнено как позитивными, так и негативными событиями, отражающими стремление России обновить политические и экономические рычаги движения вперед. Одновременные масштабные изменения во всех сферах российского общества оказали отрицательное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской истории, культуры, искусства и образования как важнейших факторов воспитания гражданственности и патриотизма. Широкое распространение получили равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к истории государства. Просчеты в воспитании породили у некоторой части молодежи политическую инфантильность, современную обломовщину. На фоне обострения межнациональных конфликтов, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, безответственности к конституционному долгу и обязанностям, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, происходит ценностная переориентация в молодежной среде.

    В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы духовно-нравственного воспитания, в частности воспитания патриотизма и гражданственности как основ укрепления государства.

    В настоящее время в России происходит процесс укрепления государственности, возрождения культурно-исторических традиций, формирования новой системы образования и воспитания молодежи, нацеленный на формирование активной гражданской позиции ребенка на основе его участия в социально значимой деятельности, то есть сознательное сочетание общественных и личных интересов, чувство долга и ответственности, единство слова и дела. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения становится приоритетным направлением государственной политики в сфере образовательного процесса в России.

    В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сформулирован социальный заказ, поставленный перед школой - воспитать «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны».

    Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

    Гражданско-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Гражданско-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку.

    Федеральный государственный стандарт второго поколения определяет патриотизм как чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос, включает активную позицию, готовность к служению Отечеству.

    В соответствии с выше сказанным можно выделить следующую цель современной российской школы - создание системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

    Задачи:

    ·                   создание целостной системы патриотического воспитания через  внеурочную деятельность;

    ·                   разработка рабочих программ для реализации направлений внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию;

    ·                   повышение качества патриотического воспитания подрастающего поколения в школе;

    Таким образом, если применить систему гражданско-патриотического воспитания через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС к условиям школы, то это будет способствовать сохранению преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа, приобщения к традициям и богатейшей культуре страны, развитию у обучающихся лучших качеств патриотов России.

    Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий.

    Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех возрастных групп обучающихся. Система патриотического воспитания обучающихся школы предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе, массовую патриотическую работу, совместную деятельность с другими культурными учреждениями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_rayonnom_metod_obedinenii_1.docx33.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»

    Курского района Курской области

    Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания «Воспитательный потенциал уроков истории» на тему: «Формирование гражданско-патриотического сознания учащихся во внеурочной деятельности»

    Доклад подготовил: Колупаев А.А. учитель истории и обществознания

    Д. В. Медведица 2016

     «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней» А. Н.Толстой.

    Современный период российской истории - это время смены ценностных ориентиров. Последнее десятилетие XX века было наполнено как позитивными, так и негативными событиями, отражающими стремление России обновить политические и экономические рычаги движения вперед. Одновременные масштабные изменения во всех сферах российского общества оказали отрицательное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской истории, культуры, искусства и образования как важнейших факторов воспитания гражданственности и патриотизма. Широкое распространение получили равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к истории государства. Просчеты в воспитании породили у некоторой части молодежи политическую инфантильность, современную обломовщину. На фоне обострения межнациональных конфликтов, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, безответственности к конституционному долгу и обязанностям, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, происходит ценностная переориентация в молодежной среде.

    В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы духовно-нравственного воспитания, в частности воспитания патриотизма и гражданственности как основ укрепления государства.

    В настоящее время в России происходит процесс укрепления государственности, возрождения культурно-исторических традиций, формирования новой системы образования и воспитания молодежи, нацеленный на формирование активной гражданской позиции ребенка на основе его участия в социально значимой деятельности, то есть сознательное сочетание общественных и личных интересов, чувство долга и ответственности, единство слова и дела. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения становится приоритетным направлением государственной политики в сфере образовательного процесса в России.

    В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сформулирован социальный заказ, поставленный перед школой - воспитать «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны».

    Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

    Гражданско-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Гражданско-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку.

    Федеральный государственный стандарт второго поколения определяет патриотизм как чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос, включает активную позицию, готовность к служению Отечеству.

    В соответствии с выше сказанным можно выделить следующую цель современной российской школы - создание системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

    Задачи:

    • создание целостной системы патриотического воспитания через  внеурочную деятельность;
    • разработка рабочих программ для реализации направлений внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию;
    • повышение качества патриотического воспитания подрастающего поколения в школе;

    Таким образом, если применить систему гражданско-патриотического воспитания через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС к условиям школы, то это будет способствовать сохранению преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа, приобщения к традициям и богатейшей культуре страны, развитию у обучающихся лучших качеств патриотов России.

    Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий.

    Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех возрастных групп обучающихся. Система патриотического воспитания обучающихся школы предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе, массовую патриотическую работу, совместную деятельность с другими культурными учреждениями.

    Выделяют следующие направления в системе патриотического воспитания.

    • гуманистически-нравственное воспитание: развитие условий для самоопределения и самореализации личности на основе принципов взаимопонимания и сотрудничества между людьми, развития чувства достоинства личности, ответственности за Родину, воспитание эмоционально-волевых качеств и интересов гражданско-патриотического характера;
    • гражданско-правовое воспитание: знание основных законов государства, уважения к Конституции, соблюдение законов, четкое осознание своих прав и обязанностей в обществе;
    • культурно-историческое воспитание: знакомство с историей своего народа, его обычаями культурными традициями, изучение истории своей семьи, улицы, города, края;
    • военно-историческое воспитание: изучение основных этапов российской военной истории, военных традиций, обращение к судьбам рядовых полководцев и рядовых воинов;
    • духовно-нравственноевоспитание: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности;
    • спортивно-оздоровительное воспитание: развитие физической культуры молодежи, воспитание волевых качеств, подготовка к службе в российской армии;
    • спортивно-патриотическое: развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины;
    • социально-патриотическое:  активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста;
    • героико-патриотическое: ориентирование  на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

    Среди ожидаемых конечных результатов можно выделить следующее:

    • внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания;
    • сохранение и развитие чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе;
    • активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;
    • повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств;
    •  воспитание у школьников уважения к подвигу и доблести;
    • формирование готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях;
    • привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников;
    • расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе;
    • активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания.
    • оценка эффективности воспитательной программы в системе образования, сохранение физического и духовного здоровья учащихся

    В современном российском обществе существует ряд насущных проблем среди них:влияние пропаганды «западных ценностей» и необходимость возрождения авторитета армии, государства и понимания роли и места в жизни общества и Отечества; снижение воспитательного воздействия, насаждения культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации.

    Исходя из этого, можно говорить об актуальности гражданско-патриотического воспитания.

    Актуальность:

    • Необходимость создания системы гражданско-патриотического воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;
    • необходимость создания системы гражданско-патриотического воспитания в рамках организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

    Содержание внеурочной деятельности включает в себя три этапа:

    1. Диагностико-проектный: комплексное обследование уровня сформированности патриотизма у членов школьного сообщества и состояния патриотического воспитания в школе; обобщение опыта работы школы в организации патриотического воспитания; разработка проектов по развитию отдельных аспектов героико-патриотического воспитания отдельными классами; сбор информации, анализ и участие в таких же проектах и программах вне школы.

    2. Содержательно-деятельностный: реализация комплекса проектов как вновь созданных, так и традиционных – школьных и внешкольных. Проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.

    3. Рефлексивный этап: изменение социальной и гражданской  позиции; определение дальнейшей деятельности по патриотическому воспитанию школьников.

    Система работы по патриотическому воспитанию учащихся включает в себя три основных компонента:

    1. Патриотическое воспитание в системе общешкольных мероприятий:

    К ним относится месячник патриотического воспитания, включающий встречи с ветеранами, общешкольные классные часы, направленные на воспитание уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям, чувства гордости за своё Отечество, за символы государства, за свой народ; долга и  ответственности за судьбу Родины и своего народа, за ее будущее, способности проявлять гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

    2. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся реализуется через организацию различных видов деятельности, направленных на освоение знаний об истории, традициях, культуре народов России, своём родном крае, месте рождения; содержательному знакомству с историей своей семьи, формирование уважительного отношения к труду окружающих, стремления посильно участвовать в нем, проявлять нравственное поведение.

    В качестве форм патриотического воспитания используются: классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, диспуты, беседы, викторины, выставки рисунков, конкурсы сочинений, экскурсии, ведение кружков патриотической направленности.

    3. Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.

     В качестве форм работы с семьей по патриотическому воспитанию:

    - родительские собрания гражданско-патриотической направленности;

    - помощь в организации  и проведении внеклассных мероприятий; 

    - привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;

    - совместных внеклассных мероприятий (выставки,  конкурсы,  экскурсии).

     Можно выделить следующие формы работы:

    • Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
    • Деловые игры;
    • Классные часы;
    • Беседы, диспуты, викторины;
    • Исследовательская деятельность;
    • Коллективные творческие дела;
    • Смотры-конкурсы, выставки;
    • Соревнования;
    • Экскурсии, поездки, походы;
    • Трудовые дела;
    • Тренинги
    • Кружковая работа гражданско-патриотической направленности.

    Примерный перечень мероприятий по реализации программы патриотического воспитания обучающихся школы включает в себя следующее: 

    1. Проведение уроков в библиотеке, музеях (школьном, городском краеведческом).
    2. Проведение интегрированных уроков истории и литературы по патриотической тематике
    3. Мероприятия, посвященные Дню Победы.
    4. Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества.
    5. Организация и проведение соревнований по военно-прикладным и техническим видам спорта.
    6. Проведение встреч обучающихся  с выпускниками и курсантами высших военных училищ, военных университетов и академий.
    7. Создание выставочных экспозиций «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт».
    8. Организация встреч обучающихся с бывшими военнослужащими.
    9. Проведение фестивалей военной инсценированной песни.
    10.  Участие школьных кружков в городских и районных смотрах – фестивалях, посвященных патриотическим мероприятиям.
    11. Привлечение родительской общественности к проведению массовых мероприятий в школе.
    12. Оказание помощи ветеранам и пожилым людям.
    13. Поздравление ветеранов ВОВ и труда.
    14. Организация концертов.
    15. Экскурсионно-туристская деятельность.
    16. Проведение «Смотра строя и песни».
    17. Организация работы спортивных секций и  кружков.
    18. Тематические классные часы.
    19. Встречи с интересными людьми.
    20. Общественный труд.
    21. Благоустройство школьной территории.
    22. Участие в субботниках.
    23. Благоустройство микрорайона школы.

    К методическому обеспечение

    1. Создание кино-, видео-. CD- фонда для проведения тематических классных часов.
    2. Организация подписки на периодические издания.
    3. Разработка сценариев традиционных праздников школы.
    4. Разработка положений о конкурсах и спортивных соревнованиях.
    5. Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов.
    6. Освещение опыта работы школы в СМИ.

    Таким образом, воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

    Список литературы:

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва, Просвещение, 2011г.
    2. Конвенция о правах ребёнка. Москва, Просвещение, 2010г.
    3. Закон об образовании. Москва, Просвещение, 2011г.
    4. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. Москва, ЮНВЕС, 2012г.
    5. Воробьёва Д.И. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального и художественного развития личности школьника. Москва, Детство-Пресс, 2006г.
    6. Воспитательная работа. Система гражданского образования школьников. Воспитание гражданской активности. Методическое пособие. Москва, Глобус, 2006г.
    7. Иванова С.Ф. Введение во храм слова. Книга для чтения с детьми в школе и дома. Москва, Отчий дом, 2004г.
    8. Котова Е.В.В мире друзей: программа эмоционально-личностного развития детей. Москва, Сфера, 2007г.
    9. Песенный репертуар «Патриотические и военные  детские песни» http://allforchildren.ru/songs/vov.php

    http://russmusik.narod.ru/

    1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – URL: http://standart.edu.ru.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы

    Важность воспитательной работы на уроке, ее формы и методы....

    Районный семинар учителей физкультуры "Баскетбол – раздел учебной программы по физическому воспитанию школьников"

    Районный семинар учителей физкультуры "Баскетбол – раздел учебной программы по физическому воспитанию школьников"...

    Доклад «Роль изучения истории родного края в гражданско – патриотическом воспитании учащейся молодежи»

    Россия… Родина… С чего начинается? Где заканчивается? Или у нее вообще нет ни границ, ни пределов? Может, она живет в нас всегда, до тех пор, пока живем мы, где бы ни были, далеко ли, близко ли от дом...

    Эссе на тему: «Я и моя профессия» Анна Борисовна Мансурова, учитель истории и обществознания Гимназия 56 г. Томск.

    «Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины». Протагор...

    Презентация доклада на педсовете ГПОУ ТО "АХТТ" по теме "Формирование социально-активной личности студентов через внеурочную деятельность"

    Презентация доклада на педсовете ГПОУ ТО "АХТТ" по теме "Формирование социально-активной личности студентов через внеурочную деятельность"...