«Музыка как самопознание и эффективное средство оздоровления организма на занятиях хорового класса».
методическая разработка на тему

 В соответствии с поставленной целью в данной работе работы сформулированы следующие задачи:

* изучить литературу об использовании музыки в оздоровительных целях и механизм влияния методов музыкотерапии на организм ребенка;

* проанализировать уровень состояния здоровья учащихся;

* подобрать диагностики для определения психологического состояния детей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.odt28.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего образовательного учреждения

среднего профессионального образования

Московский колледж искусств и технологий

 Методическая работа на тему:

 

«Музыка как самопознание и эффективное средство оздоровления организма на занятиях хорового класса».

Выполнил: концертмейстер ГБОУ СПО МОКИТ

Миргалимова Галина Витальевна

Егорьевск 2013

ВВЕДЕНИЕ

 

 

                                      Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто.

                                                                                                                 Сократ

        Ни для никого не секрет, что современное состояние здоровья детей и молодежи требует пристального внимания.

        На данный момент существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье  — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

    Нравственное здоровье  — это комплекс характеристик мотивационной и потребностно — информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.  Духовное здоровье  — система ценностей и убеждений.

        В последнее время в большинстве уроков в  школе все более очевидными становятся такие их возможности, которые непосредственно связаны не только с общепризнанными их педагогико-эстетическими функциями, но и с функцией решения актуальной педагогической задачи – поддержания психического и физического здоровья как у учащихся, так и у самого преподавателя. Искусство – это тот мир, в котором дети чувствуют себя непринужденно и естественно. С помощью различных средств искусства они могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям.

         Разработанные приемы музыкотерапии в ходе их внедрения отличаются новизной  и позволяют оказывать влияние на здоровье учащихся, погасить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно окрашенными чувствами и мыслями.

         Если на занятиях хорового класса  использовать приемы музыкотерапии и специальные дыхательные упражнения, то деятельность учащихся может стать более радостной и желанной, может улучшиться психологическое состояние и здоровье учащихся.

 В соответствии с  поставленной целью работы  сформулированы следующие задачи:

 *     изучить литературу об использовании музыки в оздоровительных целях и механизм влияния методов музыкотерапии на организм ребенка;

 *     проанализировать уровень состояния здоровья учащихся;

 *     подобрать диагностики для определения психологического состояния детей;

*разработать комплекс приемов музыкотерапии оздоровительных упражнений;

         Начиная с XIX века, наука немало узнала о воздействии музыки на человека. В последние десятилетия прошлого века интенсивно изучалось:

 *   влияние звучания музыкальных инструментов на организм человека;

* влияние на человека музыки великих композиторов, воздействие отдельных произведений;

 *   воздействие на организм человека музыки традиционных народных и современных направлений.

         Музыкотерапия была официально признана в Европе в XIX веке, когда ее стали использовать в своей практике многие передовые врачи. Но расцвет этого направления медицины и психотерапии пришелся уже на XX век. В 1961 году в Англии разработали первую программу по музыкотерапии.

         В 90-х годах научным обоснованием метода музыкотерапии занялись ученые Института педиатрии Российской Академии Медицинских Наук.

         Влияние музыки на детей в нашей стране первым стал изучать выдающийся русский врач, психоневролог В. М. Бехтерев. Уже тогда, в начале XX века, было понятно, что детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Также В. М. Бехтерев не раз отмечал в своих трудах благотворное влияние музыки на больных неврозами и некоторыми психическими заболеваниями. Он установил, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и поддерживает физическую бодрость. В своих работах В. М. Бехтерев отмечал положительное влияние музыки на физическое состояние организма. Он активно пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомлением, приводя факты того, что люди сбрасывали с себя усталость благодаря музыке.

         И. Р. Тарханов (1893) экспериментально проследил действие музыки на ЧСС и ритм дыхания и выяснил, что радостная музыка ускоряет выделение пищеварительных соков, улучшает аппетит, а также увеличивает работоспособность мышц и может на время снять мышечную усталость. В подавляющем большинстве случаев при прослушивании музыки происходила нормализация мозгового кровообращения. И. В. Темкин исследовал вегетативные реакции в зависимости от характера музыки. Мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс, повышала максимальное артериальное давление, увеличивала тонус мышц, повышала температуру кожных покровов предплечья. И. М. Догель и И. М. Сеченов отмечали стимулирующее воздействие маршевой музыки на мышечную работоспособность, которая, в частности, оживляюще действует на уставших солдат. Л. Демлинг выявил, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока.

         Если говорить о лечении музыкой, то лечит и другая музыка. Например, у некоторых народов Африки, Севера и отдалённых от цивилизованного мира стран кроме бубна или барабана ничего нет. В случае лечения больных спасают и они. У каждого народа, у каждого этноса свои музыкальные инструменты, «своя музыка», близкая по духу именно им.

         Обобщая полученные учёными разных стран результаты исследований в области музыкотерапии, можно выделить, что:

 *   музыка позволяет нейтрализовать воздействие на психику неприятных звуков и ощущений (например, в кресле дантиста);

 *   музыка может замедлить и уравновесить волны мозга (чем медленнее волны мозга, тем более расслабленное и умиротворённое состояние мы испытываем);

 *   музыка влияет на дыхание;

 *   музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление;

 *   музыка снимает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела;

 *   музыка влияет на температуру тела;

 *   музыка может повысить уровень эндорфинов (эти гормоны снимают боль и известны как «гормоны удовольствия»);

 *   музыка регулирует выделение гормонов, снижающих стресс;

 *   музыка и звуки могут усилить иммунную функцию организма;

 *   музыка влияет на восприятие нами пространства (в стрессовых ситуациях создаёт пространство успокоения и отдыха, делает окружающую обстановку в глазах воспринимающего светлой и приятной, снижает чувство одиночества);

 *   музыка изменяет восприятие времени (ускоряет или замедляет);

 *   музыка может улучшить память и обучаемость;

 *   музыка повышает производительность труда;

 *   музыка может способствовать повышению романтизма, выражению тёплых чувств между партнёрами, а также чувств радости, любви, доброты, милосердия в межличностных отношениях;

 *   музыка стимулирует пищеварение;

 *   музыка повышает упорство;

 *   музыка может помочь избавиться от старых обид и ненужных воспоминаний, мешающих нам жить;

 *   музыка активизирует височную зону правого полушария, которое в нашей повседневной жизни задействовано крайне недостаточно.

  Итак, музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

 Музыкотерапия является одним из методов коррекционного и психотерапевтического воздействия в рамках «арт-терапии» и в настоящее время широко применяется психологами и педагогами в дошкольных учреждениях, школах, гимназиях, колледжах, а также ВУЗах.

 Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.

         При пассивной (рецептивной) музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать коррекции тех или иных проблем и достижению новых, гармоничных результатов и смыслов, т.е. лечебное воздействие.

         В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис (Л. С.  Выготский), эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.

        Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Согласно этому, влияние музыки на человеческое тело объясняется как физиологический процесс.

         Активной формой музыкотерапии является вокалотерапия. Вокальное искусство, как и хоровое пение – самый популярный, горячо любимый и распространенный среди народов всего мира вид музыкального творчества.

  Ввиду широчайшей популярности и сильного эмоционально-психологического воздействия на слушателей, равно, как и на самих поющих, вокальное искусство по праву считается наиболее действенным средством нравственно-эстетического воспитания, духовного и физического оздоровления широких народных масс.

         Звук и вибрационные характеристики при вокальном и хоровом пении, испокон веков использовались различными культурами для лечения физических и душевных недугов. Известно, что только около 20% производимого человеком звука направлено во внешнее пространство, остальная часть вибраций охватывает пространство внутреннее, вызывая резонирование органов, тканей и более тонких структур человеческого организма.

         Если слово адресуется к сознанию человека, то тембр голоса, его эмоциональная окраска и все музыкальное сопровождение — непосредственно к его чувствам.

         При вокальном и хоровом пении, человек получает эмоциональную разрядку, происходит регулирование эмоционального состояния, облегчается осознание собственных переживаний, уменьшается конфронтация с жизненными проблемами, повышается социальная активность. Человек приобретает новые средства эмоционального выражения (экспрессии), у него облегчается процесс формирования отношений с окружающими. Занятия вокалом, пением являются мягкодействующим и эффективным методом лечения психических  заболеваний и нервных расстройств. При этом больной сам выбирает себе лекарство – песню, музыка и слова которой выражают его состояние. Он поет,  выплескивая переживаемую эмоцию, и освобождается от  внутреннего нервного напряжения. Спев песню и пережив эту эмоцию несколько раз, он легче относится к  происходящему, к нему возвращается вера в будущее, надежда на улучшение, появляется желание жить.

         Хорошее пение основано на правильной работе голосового и дыхательного аппарата, оно дает возможность использовать эмоциональное настроение в полную силу. Пение тесно связано с эмоциональной сферой, оно является музыкальным переживанием состояния поющего, так как тяга к музыкальному выражению идет через речедвигательный аппарат из подсознания под давлением психического состояния.

         Музыка влияет непосредственно и на гормональную работу клеток, вырабатывающих ферменты. Воздействие с помощью музыки, на реакции в организме на клеточном уровне, значительно улучшает прохождение биохимических процессов.

         Звуки обращаются к нашим органам и в обход нашего сознания, совершая в нас определенную работу. Поэтому правильное, хорошее пение, здоровые голоса способны выправлять и корректировать энергетические и физиологические искажения, благотворно влиять на весь организм.

         Все органы человека – всё до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Звуки соответствуют определенным вибрациям. А вибрация — это сигналы личности, которые воспринимают люди всего мира, это единый язык для всех людей. Поэтому огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке. Звук, извлекающийся на улыбке становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и поющие уже с улыбкой смотрят на мир и на других людей.

                  При нормальном развитии ребенка в формирование его голосовой функции и речи специалисты не вмешиваются. Голос и речь ребенка формируются исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т. е. отнюдь не в оптимальном направлении и со множеством случайных и вредных воздействий. Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани, затягивание мутаций у юношей и многое другое.

         Исследования профессора В. П. Морозова показали сильную зависимость работы гортани, как от характера певческого дыхания, так и особенностей управления певцом системой резонаторов, роль которой выполняют воздухоносные полости голосового аппарата.

         Поэтому, прежде чем научиться правильно петь, необходимо научиться правильно дышать! Помимо профилактической (дыхательная зарядка) роли, в вокально-хоровой деятельности, правильное дыхание выполняет еще и терапевтическую (коррекционную) задачи. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой, своим организмом. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, лечит от заикания, кашля, бронхиальной астмы, снимает усталость и переутомление, избавляет человека от многих болезней. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. Самое правильное и полезное дыхание – это полное дыхание. Оно вентилирует легкие, увеличивает приток кислорода в кровь; воздействуя на диафрагму, стимулирует работу сердца, печени, желудка и других органов, поддерживает нормальное кровообращение, пищеварение.

         О феномене так называемой парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой известно далеко за пределами нашей страны. Ее результаты поистине удивительны. С помощью нескольких несложных динамических дыхательных упражнений, часть которых выполняется при сжатии грудной клетки на вдохе, оказалось возможным остановить приступ удушья при бронхиальной астме, избавиться от хронического бронхита и гайморита, преодолеть заикание, вернуть потерянный голос. В настоящее время дыхательная гимнастика Стрельниковой применяется очень широко: ее рекомендуют выполнять не только при заболеваниях дыхательной системы, но и при различных сердечнососудистых болезнях, вегетососудистой дистонии, половых расстройствах у женщин и мужчин. В короткие сроки она способна творить чудеса и помогает даже лежачим больным в самых тяжелых случаях.

          Стрельниковская гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

 *  положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

 *  способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

 *  улучшает дренажную функцию бронхов;

 *  восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

 *  устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолегочной системе (спайки, слипчатые процессы);

 *  способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани, восстановлению нормального крово- и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений;

 *  налаживает нарушенные функции сердечнососудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

 *  исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

 *  повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние у больных.

         Дыхательные упражнения — это своеобразная гимнастика для бронхиальной мускулатуры. Речь идет о знаменитом стрельниковском вдохе на сжатии грудной клетки в упражнении «Обними плечи».

         У пациентов, страдающих бронхиальными патологиями, под влиянием стрельниковской гимнастики усиливается дренажная функция бронхов — увеличивается выделение мокроты и усиливается позыв к ее отхаркиванию.

         Одна из главных заслуг стрельниковской дыхательной гимнастики заключается в том, что она восстанавливает нормальное физиологическое дыхание через нос. При дыхании ртом наружный воздух, непосредственно поступая в лежащие ниже пути, не подвергается должной «биологической обработке». В результате воздух может поступать несоответствующей температуры, сухой (или, наоборот, излишне сырой), насыщенный всевозможными пылевыми частичками и микробами. Все это проникает в дыхательные пути. Особенно чувствителен к недостатку кислорода детский организм — отсюда кислородное голодание, снижение аппетита, нарушение обмена веществ. И в результате — общие тяжелые расстройства здоровья и физического развития. Тренируя резкий, короткий, активный вдох носом, дыхательная гимнастика Стрельниковой в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание. В результате двухнедельной тренировки (два раза в день: утром и вечером, по 1200 вдохов-движений) вырабатывается новый динамический стереотип.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 Программа формирования приемов музыкотерапии как инструмента здоровьесберегаюшей деятельности на занятиях хорового класса  предполагает выделение следующих этапов:

 1.  Определение уровня состояния здоровья  осуществлялось через изучение статистических данных об уровне заболеваемости учащихся.

 2.  Определение исходного уровня  мотивации на занятиях хорового класса по диагностике П.И.Третьякова.

 3.  Определение исходного уровня  обученности  на занятиях хорового класса (по П.И.Третьякову).

 4.  Исходное изучение мотивации к потребности здорового образа жизни осуществляется через анкетирование учащихся.

 5.  Определение степени комфортности на занятиях хорового класса осуществляется через определение эмоционального фона урока  и степени тревожности учащихся по диагностике «Шкала Тревожности» Кондаша.

 6.     Использование специальных приемов музыкотерапии.

 7.  Проведение повторных диагностик мотивации учебной деятельности, уровня  обученности, определение эмоционального фона занятия  и степени тревожности.

 8.    Сравнить полученные результаты, сделать выводы, скорректировать и дополнить используемые приемы.

 Для решения поставленных задач и проверки гипотезы используются следующие методы исследования:

 1.     Анализ  литературы по теме исследования;

 2.   Сравнение имеющихся методик изучения психологического состояния  учащихся;

 3.    Анкетирование с целью выяснения психологического состояния детей;

 4.    Педагогическое наблюдение эмоционального фона урока;

 5.   Обобщение полученных данных о влиянии приемов музыкотерапии на здоровье и психологическое состояние учащихся.

 Приоритетными идеями, которые позволяют раскрыть сущность разработки являются:

 *   идея обновления образовательного процесса, посредством модернизации технологий образовательной практики;

 *   идея личностного роста всех субъектов образовательного процесса;

 *   идея построения здоровьесберегающей среды на занятиях хорового класса.

Оценка промежуточных результатов педагогического исследования проводится по следующим показателям:

 *   уровень состояния здоровья;

 *   развитие мотивации на занятиях хорового класса;

 *   развитие мотивации к потребности здорового образа жизни;

 *   развитие музыкальных способностей;

 *   степень комфортности на занятиях хорового класса.    

 v    Дыхательные упражнения по методике педагога-вокалиста А. Н. Стрельниковой, позволяющие освоить технику активного носового дыхания, активизировать работу диафрагмы (упражнения «Ладошки», «Погонщик», «Насос», «Обними себя» и др.).

         Для повышения эффективности упражнений, выполняемых по методике А. Н. Стрельниковой, важны не только физические данные, но и психологический настрой. Кроме того, огромное значение имеет и порядок упражнений, содержащихся в комплексе. Автор методики в своих научных работах рекомендует для начала освоить самые простые упражнения – «Ладошки», «Насос», «Погонщик».

         Советы по применению дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой не содержат возрастных ограничений, детям можно выполнять предлагаемые упражнения уже с 4 лет.

         Для получения положительного эффекта необходимо следовать следующим правилам выполнения упражнений:

 1.     Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох — шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).

 2.     Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно (желательно через рот). Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох — предельно активный (носом), выдох — абсолютно пассивный (через рот, не видно и не слышно). Шумного выдоха не должно быть!

 3.     Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения, а движения — без вдоха.

 4.     Все вдохи-движения стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага.

 5.     Счет в стрельниковской дыхательной гимнастике — только на 8, считать мысленно, не вслух.

 6.     Упражнения можно делать стоя, сидя и лежа.

 v     «Концентрационные вокально-дыхательные упражнения» по системе Г. И. Романовой, начиная с первой ступени освоения вокальной техники.

         При исполнении упражнений требуется концентрация внимания на синхронной работе голосового  аппарата, диафрагмы и мышц живота. Процесс обучения сводится к запоминанию правильных слуховых, мышечных и резонаторных ощущений. Процесс пения начинается с вдоха, поток воздуха при вдохе через нос и рот попадает на заднюю часть неба, на небный язычок, а не на заднюю стенку гортани. Это предохраняет горло от попадания холодного воздуха и пыли.  Губы должны быть мягкими, челюсть опущена свободно, плечи и лопатки опущены, мышцы груди расслаблены. Необходимо почувствовать, какие мышцы живота участвуют в формировании звука и как открывается диафрагма на выдохе. Для этого четко произносятся звуки КШ-Ш-Ш-Ш-Ш  и продолжаются на выдохе звуками  ФУ-У-У-У. Косые мышцы живота напрягаются с подвыдохом (КШ-Ш-Ш), а затем ребра опускаются и расширяются в области талии, диафрагма поднимается (ФУ-У-У-У-У-У).  Важно запомнить физические ощущения. Данное упражнение является настройкой дыхания для речи, а от правильной  и четкой речи в быту зависят ваши вокальные успехи. Это упражнение – хороший массаж связок активной воздушной струей.

         Постановка голоса – это стабилизация гортани  с помощью правильного дыхания и приобретение правильных певческих навыков. Певческий голос отличается от разговорного только диапазоном и более богатой окраской. Самое естественное для любого человека – петь в речевой позиции на заданный мелодический рисунок («петь как говорить»).

 Признаки неправильного пения – першение в горле, резкое движение кадыка, зажим шейных мышц. Признаки правильного пения – расслабление гортани, комфорт, зевание.

 Навыки, полученные при занятиях по этой методике – лишь фундамент, основа постановки голоса, когда все движения и ощущения  доведены до автоматизма, т. е. когда вам не надо думать в процессе пения, как вдохнуть и на что опереться.

              Использование народной песни как инструмента положительного влияния на психическое и физическое здоровье детей обосновано в трудах Е. Б. Плотниковой, Л. В. Шаминой, Л. С. Брусиловского и др. Смысл исполнения народных песен в режиме «регулярности» заключается в положительном для физического здоровья детей значении пения как физиологического процесса. Именно регулярные занятия по исполнению народных песен помогают формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. В процессе систематического исполнения самых разных народных песен (в том числе не только на занятиях хорового класса, но и во время минуток активного отдыха и на других уроках) детский голосовой аппарат постепенно приобретает такие жизненно важные качества, как неутомимость и выносливость. Традиционная песенная норма в виде открытой манеры звукообразования в процессе исполнения народных песен переходит в привычную, а физическая природа детей за счет этого укрепляется.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В процессе исследования проблемы сохранения здоровья учащихся решены следующие задачи: изучена литература об использовании музыки в оздоровительных целях и механизме влияния методов вокальной педагогики на организм ребенка; проанализирован уровень состояния здоровья учащихся;  подобраны диагностики для определения психологического состояния детей; составлен  комплекс приемов вокальной педагогики оздоровительных упражнений.

          Предложенные приемы можно использовать на любом уроке в музыкальной школе, а также на уроках начальной и средней ступени обучения в общеобразовательной школе. Они окажут положительное влияние на психологическое состояние и здоровье учащихся, что сделает учебную деятельность учащихся более радостной и желанной.

         Приемы оздоровительного характера на занятиях хорового класса осуществляются через постановку правильного певческого дыхания, осознание воздействия звуков на организм ребенка, лечебный эффект от пения русских народных песен, а так же использование специальных оздоровительных упражнений по системе Стрельниковой.

 Исходя из этого, на конечном этапе хочется увидеть следующие результаты:

 ·    поскольку посредством использования дыхательных упражнений происходит массаж внутренних органов, достаточная вентиляция легких, то у детей нормализуется самочувствие, сердечный ритм, улучшится осанка, кровообращение и лимфоток в области легких, то есть количество бронхо-легочных заболеваний уменьшится;

 ·    деятельность оздоровительного характера осуществляется детьми осознанно, поскольку преподаватель поясняет задачи каждого упражнения или музыкального произведения, вследствие этого повысится уровень мотивации к здоровому образу жизни;

 ·    использование приемов музыкотерапии (и вокалотерапии, в частности), народной песенной педагогики как образца адекватного сочетания звуков в природе, позволяет народной песне посредством родного слова, шутки и игры мощно влиять на физическое здоровье и психику ребенка, поэтому деятельность на занятии становится более радостной и мотивация к учебному предмету повысится;

 ·    поскольку повышается мотивация к изучению предмета, и дети с большим удовольствием занимаются той или иной деятельностью на занятии, то показатели обученности будут выше.

     Музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями. Левое – ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность снижается, болевая чувствительность нормализуется, сон восстанавливается, стабильная частота сердцебиения и дыхания.

        Итак, музыка может оказывать влияние на организм человека, при помощи нее можно изменить здоровье, уровень интеллекта, моральное состояние, черты характера.  

   

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 1.      Бехтерев В. М. Работа головного мозга в свете рефлексологии. – Л., 1986.

 2.      Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. – М., 1974.

 3.      Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

 4.      Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008.

 5.      Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007.

 6.      Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. – 2003. –  № 5.

 7.      Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М.,  2002.

8.      Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: ПИТЕР, 2000.

 9.      Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека.  – М., 1996.

10. Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.

 11. Шамина Л. В. Музыкальный фольклор и дети. – М., 1992.

 12. Щетинин  М. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

 . М.: Издательство «Метафора», 2010.

 13. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. — М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная рабочая программа по хоровому классу для эстетического отделения ДШИ

Хоровой класс в школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. задача руководителя хорового класса - привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходи...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "ХОРОВОЙ КЛАСС" В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННО-СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИМУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Фортепиано»,«Струнно-смычковые инструменты»,    «Народные     инстр...

Спортивное ориентирование как средство оздоровления физической культуры школьников

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования детей«Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»(МБОУ ДОД «СДЮТЭ»)...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ МДК 03.02 Хоровой класс и управление хором Раздел 5. «Переложение партитур произведений педагогического репертуара» Для специальности 53.02.01. - Музыкальное образование. Базовая подготовка Ср

Методическое пособие предназначено для студентов   музыкального отделения и разработано с целью системной организации самостоятельной работы при переложении партитур педагогического репертуа...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ МДК 03.02 Хоровой класс и управление хором Раздел 5. «Переложение партитур произведений педагогического репертуара» Для специальности 53.02.01. - Музыкальное образование

Методическое пособие предназначено для студентов   музыкального отделения и разработано с целью системной организации самостоятельной работы при переложении партитур педагогического репертуа...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. МДК 03.02 «Хоровой класс и управление хором». Раздел 5. « Хоровая аранжировка»

Календарно-тематический план преподавателя является обязательным документом, позволяющим организо­вать учебный процесс по дисциплине и раскрывающий последовательность изучения разделов и тем прогр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»

Данная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физического воспитания в современной школе - формиро...