Исследовательский проект по развитию речевого слуха и развитию речи «НАСТОЯЩИЙ ДРУГ»
презентация к уроку на тему

Черепанова Людмила Николаевна

Исследовательский проект

Тема:    «Настоящий друг»

Авторы проекта: учащиеся класса  КОУ «Сургутская школа-детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Предмет: развитию речевого слуха и развитие речи

Цель: Задачи: выяснить, кто же такой настоящий друг.

-провести опрос среди школьников и родителей с целью выяснения, какое место в их жизни занимает дружба и кого, по их мнению, можно считать настоящим другом;

-собрать информацию о дружбе, как особой форме человеческих взаимоотношений;

- подобрать  литературные, фольклорные, а так же произведения изобразительного искусства о дружбе и на основе их анализа сформулировать основные отличительные черты, присущие настоящему другу;

- составить советы и  правила, которые помогут многим найти верных друзей и сохранить дружбу.

Основополагающий вопрос

Какая роль отводится дружбе в повседневной жизни людей, в фольклоре, литературе, изобразительном искусстве?

Проблемный вопрос

Кого мы можем считать своим настоящим другом?

 Вид проекта: коллективный исследовательский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba.docx27.29 КБ
Office presentation icon v_druzhbe_sila.ppt2.58 МБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Сургутская школа-детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 Исследовательский проект по развитию речевого слуха и развитию речи

        «НАСТОЯЩИЙ ДРУГ»

                           Авторы проекта:  Исмаилова Шалала, Коваленко Оксана,

Камалова Милана

                                         

Научный руководитель:

 Черепанова Людмила Николаевна,

учитель-дефектолог

2015 – 2016 учебный год

Сургут

Исследовательский проект

Тема:    «Настоящий друг»

Авторы проекта: учащиеся  класса  КОУ «Сургутская школа-детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Предмет: развитию речевого слуха и развитие речи

Цель: Задачи: выяснить, кто же такой настоящий друг.

-провести опрос среди школьников и родителей с целью выяснения, какое место в их жизни занимает дружба и кого, по их мнению, можно считать настоящим другом;

-собрать информацию о дружбе, как особой форме человеческих взаимоотношений;

- подобрать  литературные, фольклорные, а так же произведения изобразительного искусства о дружбе и на основе их анализа сформулировать основные отличительные черты, присущие настоящему другу;

- составить советы и  правила, которые помогут многим найти верных друзей и сохранить дружбу.

Основополагающий вопрос

Какая роль отводится дружбе в повседневной жизни людей, в фольклоре, литературе, изобразительном искусстве?

Проблемный вопрос

Кого мы можем считать своим настоящим другом?

 Вид проекта: коллективный исследовательский проект

Основные методы исследования: социологический опрос, поиск и систематизация материала по теме.

Источники: словари, Интернет, литературные произведения,  произведения изобразительного искусства, фольклор русского народа.

Продукт проектной деятельности: презентация «Настоящий друг»

       

Введение

      Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми. Это могут быть родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами, служебные отношения, отношения между учителями и учениками, между одноклассниками, соседские отношения и дружеские.

    На  занятиях развитию речевого слуха и развитию речи (тема «Дружба») мы познакомились с таким  понятием как «дружба», ее отличительными чертами, узнали,  какая она бывает,  и что значит в жизни каждого человека.

    На уроке также было сказано, что выяснить, настоящий ли у тебя друг очень трудно. Ведь не будем же мы специально устраивать ему проверку. Так можно обидеть человека недоверием и навсегда потерять друга.

     Мы провели социологический  опрос среди взрослых и учащихся (всего 5 человек), в ходе которого им были заданы 2  вопроса:

  1.  Кого можно считать настоящим другом?
  2.  Есть ли у вас настоящий друг?

   На 1–ый вопрос были получены разные, порой противоречивые ответы. Например,  настоящий друг – это…

-   самый близкий человек;

- тот, с кем можно поплакать и помолчать;
- тот,  кто в беде не бросит и лишнего не спросит;

- тот, кто останется верным мне, если  от меня все отвернутся;
- тот, кто всегда понимает меня;
- тот,  кто принимает меня такой, какая я есть;

- тот,  кто всегда говорит мне правду, даже если она мне не нравится;
- тот,  кто всегда искренен со мной

- тот, кто никогда не дружит ради выгоды;

-  лучшая подружка - это подушка;  

-  это Господь Бог, наш отец,  друг и покровитель

;- тот, кому я доверяю больше, чем сама себе;

- Я  сам себе друг и товарищ.

и другие.

    На вопрос «есть ли у тебя друг?» были получены следующие ответы:

            -   «да, есть»  – 5 человек;

            -   «есть виртуальный друг (познакомился в интернете)» - 3 человека;

            -    «нет»  – 0 человек;

            -    «в наше время настоящих друзей не бывает»  – 0 человек;

            -    «был, когда ему было выгодно дружить со мной»  – 0 человек;

            -    «никогда не задумывался над этим вопросом» - 1 человек;

            -    «мне и одному неплохо » -1 человек

     Таким образом, в ходе проведенного опроса выяснилось, что большинство одноклассников все же имели и имеют друзей, хотя представления о настоящем друге у всех различные. В связи с этим у нас  возник вопрос: кого же можно считать настоящим другом? Каков идеал друга?

    Чтобы ответить на него, мы решили узнать как можно больше о дружеских отношениях, а именно, кто такой друг, как народ относится к  друзьям. Посвящены ли им какие либо литературные и художественные произведения и на какие отличительные черты настоящих друзей обращают авторы наше внимание.

    Для этого нам пришлось поработать с разными источниками: побеседовать с  ребятами, педагогами, родителями, поработать с Интернетом, со словарями и библиотечным фондом школьной библиотеки.

   За время работы над проектом мы узнали для себя много нового и интересного.

    Например, что друг - это человек, который связан с кем-нибудь дружбой, сторонник, защитник кого-нибудь.  А  само слово «друг» произошло  от старинного «други», т.е. другие люди, стоящие рядом со мной, сражающиеся рядом со мной. Отсюда  и  слово  « дружина».

    Пословицы и поговорки тоже подсказывают нам о том, кто такой настоящий друг. Например:

* Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

* Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

* Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.

и т.д.

У великих людей разных времен и народов также есть свое мнение на тему друзей. Например:

* «Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой»  (Марк Твен )

* «Тот, кто сводит дружбу к пользе, отнимает, по-моему, у дружбы самое драгоценное, что в ней есть»  (Цицерон).  

 * «Друг познается в беде» (русская пословица)                                                              

и т.д.

    Друзьям посвящены многие притчи, сказки и рассказы. Особенно ярко черты настоящего друга прослеживаются в рассказах В. Осеевой, В. Драгунского и многих других замечательных писателей.

    Не обошли стороной эту тему и поэты. Читая их стихотворения, мы понимаем, кого же они считали свои настоящим другом. Например у  А. С. Пушкина есть такие строки:

«Ни музы, ни труды, ни радости досуга,

Ничто не заменит единственного друга.

Сердцами сходствуем; он – точно я другой:

Я горе с ним делю, он – радости со мной»

                                                 А.С. Пушкин

      Словно вторя ему, художник  М.Чюрлёнис  создал картину под названием «Дружба».

       На картине изображена женщина, летящая в поднебесье, высоко над миром, увенчанная диковинным убором из золотых перьев. Ее веки прикрыты. Обеими руками - бережно и нежно - она несет перед собой мягко сияющий шар. Лучезарный свет торжествует, побеждая холодную пустоту. Неземная женщина словно хочет сказать: «Самое дорогое, что есть у меня, я дарю вам». А самое дорогое у нее - это свет. Но ведь он живет в душе каждого человека. Разве это не наше призвание в мире: быть светоносными. В дружбе человеческой вечно горит огонек, который можно назвать духовной готовностью прийти на помощь  другому.

     А вот еще одна картина Е. Широкова, которая называется «Друзья». На ней мы видим одиночество, полностью поглотившее двух друзей, равенство человека и животного в дружбе, их взаимную помощь друг другу как  главный фактор дружбы.

      Проанализировав всю собранную информацию, мы попытались создать своеобразный «портрет», идеал настоящего друга. Вот что у нас получилось:

- Настоящий друг никогда не откажет в помощи.

 - Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.

  - Друг – это тот, с кем можно просто помолчать.

 - Настоящий друг – это тот, кому доверяешь.

 - Крикни – услышит любой, прошепчи – услышит   ближайший. Но только настоящий друг услышит тебя, когда ты молчишь…

 -  У истинных друзей все общее.

 - Друзья как ёлочные игрушки: особенно дороги те, что   сохранились с   давних пор.

 - Друг принимает тебя таким, какой ты есть.

 - Настоящий друг чувствует, когда ты в нем нуждаешься.

 - У друга всегда найдется время тебя выслушать

 - Друг – это тот, кто в большой шумной компании  заметил, что ты ушел.

  - Настоящий друг всегда радуется твоим успехам. 

 - Друзья будут с тобой в самых невероятных ситуациях.

 - Друг всегда рад тебя видеть.

 - Хорошие друзья как звезды… Ты не всегда видишь их , но всегда знаешь, что они есть.

     Вот таким мы видим  настоящего друга. К тому же, он должен обладать всеми добродетельными качествами, такими, как честность, смелость, отзывчивость, надежность, решительность, справедливость, внимательность, чуткость и др. 

    Для человека иметь настоящих друзей – великое счастье. И для того, чтобы его не разрушить, надо следовать законам дружбы. Вот некоторые из них:

- Выбирай друзей по душевным качествам, не по одёжке.

- Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен.

- Останови друга, если он делает что-то плохое.

- Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

- Не обзывай и не унижай своего друга.

- Умей принять  помощь, совет. Не обижайся на критику.

- Умей с другом разделить и горе,  и радость.

- Помогай другу в беде. Никогда не предавай его.

И самый главный закон дружбы:

Для того, чтобы иметь хороших друзей, надо самому быть хорошим другом!

Таким образом, дружба:

- предмет споров и размышлений мыслителей и философов разных времен и народов;

- источник вдохновения писателей, поэтов и художников;

 - дружеские отношения  приемлемы  щедрой и отзывчивой  русской душе.    

     На основе проделанной работы мы сделали вывод о том, что  у  людей разные представления о настоящем друге, но все они считают, что истинная дружба отличается обоюдностью, строится на уважении и  доверии. Друзей объединяет взаимная симпатия и общность интересов, а различия, существующие между ними, только обогащают дружбу, делают ее еще интереснее. Дружба дает человеку многое из того, что необходимо  для счастья: понимание, заботу, внимание, надежду на помощь в трудную минуту, защищенность. Настоящие друзья ценились во все времена и ценятся сейчас.

                       

                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся  0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся  0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...

Конспект урока по развитию речевого слуха

Конспект индивидуального занятияпо развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи«Восприятия на слух текстов».Текст «Забавы зимой».1 класс...

План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»

В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса пе...

Реализация проекта «Формирование и развитие речевой среды на уровне начального образования как условие становления компетентной личности обучающихся»

Практика по формированию и развитию речевой среды на уровне начального общего образования МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» освещает какими средствами достигается поставленная цель. Это преподавание ...

Индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи с учащимся 1 класса второго отделения

Темы занятия: ФП. Звуки «Ш-Ж. Дифференциация. Работа над паузами в тексте.РСВ. Тема «Одежда». Восприятие предложений, словосочетаний, слов.Цели: ФП. дифференцировать произношение зву...

Исследовательский проект "История гостиниц и других средств размещения Великого Новгорода"

Исследовательский проект на тему "История гостиниц и других средств размещения Великого Новгорода" студентки СПб ГБ ПОУ "Российский колледж традиционной культуры", подготовленный к...