Главные вкладки

    Занятие по развитию внутригрупповой сплоченности
    методическая разработка на тему

    Чапни Марина Сергеевна

    Методическая разработка тренинга командообразования - в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся в группах нового набора

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_po_splochennosti.docx29.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования Московской области

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное

    учреждение Московской области

    «Краснозаводский колледж»

    Методическая разработка

    Социально – психологический тренинг

    по развитию  внутригрупповой сплоченности

     «Я и моя группа»

    для обучающихся первого курса

    Составила:

               педагог-психолог

    __________М.С. Чапни

    Краснозаводск, 2016 г.


    Пояснительная записка

        Социально – психологический тренинг способствует решению проблемы адаптации и в полной мере, поможет стабилизировать психическое состояние студентов, сформировать необходимые навыки эффективного межличностного взаимодействия, способствует раскрытию интеллектуального и личностного потенциала обучающихся.

    В основной части тренинга включен коллективный разбор теоретического материала, который закрепляется ролевыми играми или индивидуальными упражнениями. Продуктивность тренинга в сравнении с другими формами коллективной работы объясняется тем, что человек усваивает 10% - из того, что слышит; 50% - из того, что видит; 70% - из того, что проговаривает; 90% - из того, что делает сам. В ходе тренинга участники имеют возможность переоценить и отработать новые способы поведения. В группе создается творческая обстановка и доверительная атмосфера, что способствует раскрытию каждого участника и укреплению командных чувств в учебной группе.

    Большое значение для развития подростка имеет психическое здоровье, т. е. состояние полного душевного, физического и социального развития. Основой сложности подросткового возраста является быстрый темп происходящих в этом периоде изменений.

    Ситуация, когда подросток попадает в новое окружение, новые условия обучения может быть сопряжена с повышением тревожности. Тревожность – это склонность индивида к  переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние. Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие. Тревожные дети – не вполне благополучный контингент: их успеваемость может быть крайне низкой, у них может развиться невроз. Работа во многом должна быть направлена на формирование открытого, доверительного общения, преодоление напряжения при общении в новой группе.

    Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у подростка умение справляться с повышенной тревогой.

    Цель занятия - содействие процессу внутригрупповой адаптации для обучающихся первого курса улучшение субъективного самочувствия обучающихся и укрепление психического здоровья.

    Задачи:

    1. Развитие внутригрупповой сплоченности.

    2. Развитие навыков личностного общения со сверстниками и способов взаимопонимания.

    3.Формирование интереса к другому человеку как к личности.

    Участники: Обучающиеся 1 курса.

    Время (длительность занятия):  60-70 минут.

    Форма занятия: Занятие проводится в стандартной форме по структуре тренингового занятия и включает в себя: организационный момент (ритуал приветствия, разминочные упражнения),  основная часть (подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания),  подведение итогов (рефлексия) и ритуал прощания.

    Материалы и оборудование:

    Листы бумаги, скотч, фломастеры, цветные карандаши, разноцветные стикеры, ватман чистый – для группового рисунка; ватман с изображением дерева без листьев.


    Вводная  часть.

    1Знакомство участников тренинга с правилами группы, целями и задачами занятия;

    Упражнение  «Выбираем Имя» Время: 5 мин.

    Цель упражнения: Знакомство участников, настройка на групповую работу.

    Инструкция к упражнению:

    Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется широкая возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает так: кому – то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого – то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих. А кто – то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавное прозвище и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У нас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать себе игровое имя. Все остальные члены группы – и я, тоже – в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени. А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй  - имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним.

    Правила группы на занятиях

    1. После того как мы познакомились, приступим к изучению основных правил тренинга и особенностей этой формы общения. Сейчас мы обсудим основные из них, а затем приступим к выработке правил работы именно нашей группы. Поэтому внимательно выслушайте предлагаемые правила. Доверительный стиль общения.
    2. Общение по принципу "здесь и теперь". Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Это срабатывает "механизм психологической защиты". Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.
    3. Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
    4. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении  происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение.
    5. Активное участие в происходящем. Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Получив много положительных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди.
    6. Уважение к говорящему. Когда высказывается кто – либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.


    Упражнение «Атомы и молекулы» Время: 2-3 мин.

    Цель упражнения: раскрепощение участников.

    Инструкция :

    Скорость движения атомов и собранных молекул вещества зависит от температуры окружающей среды. Если ведущий называет отрицательную температуру, движение замедляется или даже останавливается, при повышении – ускоряется. Атомы, двигаясь с разной скоростью, соединяются в молекулы с разным числом атомов (по команде ведущего)

    По завершению упражнения можно задать вопросы: — Как вы себя чувствуете? — Все ли соединились с теми, с кем хотели?

    Упражнение «В кругу с карандашами» Время: 10 мин.

    Цель упражнения: сплочение группы, выработка учения действовать сообща, без использования  вербальных средств общения.

    Инструкция: Встаньте в круг, так чтобы стоящие рядом члены группы удерживали подушечками указательных пальцев карандаши. Расстояние между соседями – 50-60 см. Группа, не отпуская карандаши, синхронно выполняет задание:

    - поднять руки, опустить их, вернуться в исходное положение;

    - вытянуть руки, отвести   их назад;

    - расширить, сузить круг;

    - наклониться, встать, присесть т.д.

    Модификация – выполнение тех же действий в тройках, в пятерках.

    Упражнение «Вопрос  группе» Время: 10-15 мин.

    Цель упражнения: раскрытие участников, налаживание коммуникативных контактов в группе.

    Инструкция: Напишите на отдельных листках вопросы группе, которые хотели бы задать. Ведущий собирает вопросы, перемешивает и  раздает. Студенты отвечают на попавшиеся вопросы.

    Упражнение «Скульптура группы» Время: до 10 мин.

    Цель упражнения: сплочение группы

    Инструкция: Каждый студент занимает свое место, выбирает позу и замирает. Через некоторое время участники могут посмотреть, нет ли вокруг похожих скульптур,  похожие скульптуры объединяются. Так рождается скульптура группы.

    Упражнение  «Живой круг» Время: 10 мин.

    Цель упражнения: разминка, сплочение группы, развитие навыков координации совместных действий, умения группы действовать согласованно.

    Инструкция:

    Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение (как потревоженные пчелы – это позволяет избежать разговоров создающих помехи при выполнении упражнения, а также столкновений участников во время движения). По сигналу ведущего (хлопок) все останавливаются в тех положениях и местах, в которых их застал сигнал. После чего они пытаются стать в круг, не открывая глаз и не разговаривая между собой. Можно только касаться друг друга руками. Когда все участники заняли места, им подается сигнал, по которому они должны открыть глаза. В ходе обсуждения группа выходит на то, что на правильность построения влияют не конкретные люди, а согласованность действий всех участников упражнения.

    Упражнение «Дерево знаний, увлечений и талантов»

    Время: 5 мин.

    Цель упражнения: Актуализация и выявление процесса самореализации в группе.

    Ход упражнения: На группу выдается изображение одной березки и каждому студенту по три листочка разного цвета (красный, оранжевый, зеленый), на которых они должны написать, а затем приклеить на березку следующее: красный листок - какие свои знания, увлечения и таланты можно использовать в делах группы. Ведущему необходимо определить востребованность или невостребованность студенческим коллективом индивидуальных способностей, умений и увлечений.

    Упражнение  «Дом, в котором мы живем» Время: 7 мин.

    Цель упражнения: сплочение учебной группы, поиск группового ресурса.

    Инструкция: Группа должна нарисовать дом.  Каждый студент может нарисовать только любые три линии. Задание проходит без обсуждения того, что каждый  пытается изобразить.  Ведущий должен, проанализировать: какие чувства вызывает рисунок, нравится ли автору свой дом, можно ли жить в таком доме, как происходит процесс рисования дома и т.д.

    Упражнение «Чемодан в дорогу». Время: 7 мин.

    Цель упражнения: взаимная поддержка участников группы, групповое сплочение.

    Каждый студент предлагает что-то в общий «чемодан», который группа возьмет с собой в «дорогу». Выше ценятся качества, которые помогут группе быть более успешной.

    Упражнение «Аплодисменты» Время: 2 мин.

    Цель упражнения: эмоциональная разрядка участников в конце занятия.

    Инструкция: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.»

    Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.


    Список литературы:

    1. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов/ ил. Т. Бедаревой. – СПб.: Питер, 2012.- 190c.: ил.
    2. Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А., Голышев Г.С. «Игра в тренинге. Личный помощник тренера» / Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А., Голышев Г.С.- . – СПб.: Питер, 2015.- 236c.: ил.
    3. Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками»/ Лидерс А.Г. – М.: «Сфера» , 2000.- 178c.
    4. Чуричков А., Снегирев В. «Копилка для тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге»/ Чуричков А., Снегирев В. . – М.: Прогресс, 2011.- 248c.
    5. Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги,упражнения, ролевые игры/ Эксакусто Т.В. – Ростовн/Д.: «Феникс», 2015.- 339c.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    3 Тема практического занятия: ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

    МДК «Теоретические основы обучения  в начальных классах»...

    Занятие Тема: «Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение»

    Цель: помощь подросткам в развитии коммуникативных навыков.Задачи: · отработка навыков установления контакта, отношения в различных ситуациях;· расширение возможностей использования навыков невербальн...

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС"

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС" для детей 6-7 лет...

    Конспект занятия по развитию речи «Признаки весны»

    Конспект занятия по развитию речи«Признаки весны»Цели: закрепление знаний о четырех временах года, их последовательности, утонить признаки весны, развитие кругозора, обогащение словарного запаса, разв...

    Методическая разработка открытого занятия Тема: Развитие суверенной России. Экономические реформы.

    Цель занятия: Рассмотреть ход экономических реформ суверенной России 1990-х гг.Мотивация изучения темы: Постановка проблемного задания, проанализировать ход и результаты реформ.Формируемые результаты ...

    Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: "Путешествие в сказку".

    Очень много сказано о роли сказок в развитии маленьких детей. Самые главные жизненные истины, основы заложены в русских народных сказках. Простым, доступным для детей языком народная мудрость пом...