РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и литература с получением среднего общего образования для профессий 15.01.25 «Станочник ( металлообработка)» 15.01.30 «Слесарь» 15.01.29 «Контролер станочных и слесарных работ» 43.01.02 «Парикмахер» 29.0
рабочая программа на тему

Агишева Ирина Львовна

Программа общеобразовательной дисциплины " Русский язык и литература" предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО ( ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных Рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_i_literatura_2_kurs.docx80.25 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

зам. директора по УР

ГАПОУ СО «Саратовский

политехнический колледж»

_________/ Султанова М.К./

«___»____________2016 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГАПОУ СО

«Саратовский политехнический колледж»

_________/ Муравцов И.И./

«___»_________2016 г.

Одобрено на заседании предметно-цикловой

комиссии гуманитарного цикла

Протокол № _____ «___»________2016г.

Председатель комиссии /__________/Кремнева Л.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык

с получением среднего общего образования

для профессий

 15.01.25 «Станочник ( металлообработка)»

15.01.30 «Слесарь»

15.01.29 «Контролер станочных и слесарных работ»

43.01.02 «Парикмахер»

29.01.05 «Закройщик»

 ( 2 курс)

2016

     Рабочая программа учебной дисциплины  «Русский язык и литература» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего           ( полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г.

     На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины « Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования             ( протокол № 3 от 21 июля 2015г Регистрационный номер рецензии 3 от 23 июля 2015г.

Составитель:      Агишева И.Л., преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» первой квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и литература»

  1. Область применения рабочей программы

      Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

       Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язы и литература», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профес-сионального образования (письмо Департамента государственной политики всфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 No06-259)

  1. Место учебной дисциплины в структуре  программы подготовки специалистов среднего звена: 

       Учебная дисциплина «Русский язык и литература» является частью учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Русский язык и литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

      В учебных планах ППКРС, ППССЗ учебная дисциплина « Русский язык и литература» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание программы «Русский язык и литература» направлено на достижение следующих целей:

- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной.

- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.                                                                            4

-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, готовой к созидательной деятельности в современном мире, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма;

- развитие представлений о специфике литературы, культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции; эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; развитие устной и письменной речи студентов;

-  освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, формирование общих представлений об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации произведения как художественного целого; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации информации

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература.» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Русский язык.

личностных:

- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков;

- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, по требность речевого самосовершенствования;

метапредметных:

- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

- владение языковыми средствами— умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка.

предметных:

- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

- сформированность создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывание разных типов;                                                                                  5

- сформированность представлений об изобразительно-выразительных средствах языка;

- сформированность представлений о стилистике русского языка; умение создавать тексты разных стилей.

Литература.

личностных:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими  ценностями и идеалами гражданского общества,готовность и способность к самостоятельной творческой и общественной деятельности;

-толерантное сознание и поведение, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общий язык в достижении общих целей;

- эстетическое отношение к миру;

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе;

метапредметных:

- умение поднимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу  своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, умение находить ее, анализировать, использовать в собственной деятельности;

- владение навыками самостоятельной, проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

предметных:

- сформированность  устойчивого интереса к чтению;

- сформированность навыков различных видов анализа произведения;

- владение навыками анализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

 - владение умением представлять текст в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений разных видов;

- способность выявлять в художественном произведении образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним  в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 194 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 129 часов;

самостоятельной работы обучающегося 65 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

194

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

129

Русский язык:

63

в том числе:

:

        контрольные работы

5

Литература:

66

в том числе:

     контрольные работы

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

63

Русский язык

31

Литература

32

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Всего: 194 ч.

 Русский язык.                                                                                                                                                                 129 ч. аудиторные занятия

65 ч. СРС

 Синтаксис и пунктуация.

Раздел 1.. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.

Словосочетание.

2

2

Предложение, сложное синтаксическое целое.

2

Основные выразительные средства синтаксиса.

1

Строение словосочетания.

2

Виды связи слов в словосочетании.

2

Нормы построения словосочетаний.

1

Синтаксический разбор словосочетаний.

2

Значение словосочетания в построении предложения.

1

Синонимия словосочетаний

1

Раздел.2. Простое предложение. Осложненное простое предложение.

Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения.

2

1

1

1

1

2

2

1

2

2

Интонационное богатство русской речи.

1

Логическое ударение.

2

Прямой и обратный порядок слов.

1

Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

1

Грамматическая основа простого двусоставного предложения.

2

Тире между подлежащим и сказуемым.

2

Согласование сказуемого с подлежащим.

2

Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

1

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

2

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

2

Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

2

Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

2

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

2

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

2

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.

2

Однородные и неоднородные определения.

2

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

2

Предложения с обособленными и уточняющими членами.

2

Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений.

2

Обособление приложений.

2

Обособление дополнений.

2

Обособление обстоятельств.

2

Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка.

2

Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

2

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

2

Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

2

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

2

Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

2

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

2

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

2

Контрольная работа. Изложение с элементами сочинения.

2

Раздел.3. Сложное предложение. 

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

2

2

1

1

2

Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

2

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

2

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

2

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

2

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

2

Практические занятия.

10

3

Тестирование по теме «Словосочетание. Способы связи словосочетаний».

Тестирование по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

Тестирование по теме «Простое предложение».

Тестирование по теме «Пунктуация в простом предложении».

Тестирование по теме «Назывные и безличные предложения».

Тестирование по теме « Уточняющие члены предложения»

Тестирование по теме « Вводные слова и предложения»

Тестирование по теме «Сложное предложение: ССП, СПП, БСП».

Тестирование по теме» Сложноподчиненное предложение»

Тестирование по теме» Бессоюзное предложение»

Тестирование по теме «Пунктуация в сложных предложениях».

Синтаксический разбор СП

Контрольная работа .

1

3

Итоговый контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация».

 Контрольная работа .Итоговая контрольная работа за 2 курс. РР Изложение с элементами сочинения.

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Роль словосочетания в построении предложения.

Синонимия простых предложений.

Синонимия сложных предложений.

Использование сложных предложений в речи.

Систематизация знаний по синтаксису и пунктуации. Совершенствование пунктуационных и речевых умений.

Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений. Обособление обстоятельств. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания в предложениях с союзом (или с союзным словом) как.

Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях, в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях.

14

3

Литература.

Введение

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе.

Повторение.  Золотой век русской литературы. Литературный процесс в России в  XIX  веке (основные вехи). Русский реалистический роман (творчество Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др.). Для  чтения  и  обсуждения  (по  выбору  преподавателя).  М.  Горький «Человек»;  Ф.  Сологуб  «Маленький  человек»;  Л.Н.Андреев  драма  «Жизнь Человека»;  Д.  С. Мережковский  «О  причинах  упадка  и о новых  течениях в русской  литературе»;  В.  Брюсов  «Свобода  слова»;  В.И.Ленин  «Партийная организация и партийная литература»; Н. А. Бердяев «Смысл искусства».

2

2

И.А. Бунин.

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).Лирика  И.  А.  Бунина.  Своеобразие  поэтического  мира  И.  А.  Бунина. Философичность лирики Бунина.  Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И. А. Бунина. Особенности поэтики И. А. Бунина. Тема  «дворянских  гнезд»  в  русской  литературе  (И.  С. Тургенев, А. П. Чехов)

4

2

Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Для  чтения  и  изучения.  Рассказы  «Антоновские  яблоки»,  «Чистый понедельник»,  «Темные  аллеи».  Стихотворения  Вечер»,  «Не  устану  воспевать вас, звезды!..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…».Для чтения и обсуждения:  Рассказы:(по выбору преподавателя)  «Деревня»,  «Чаша  жизни»,  «Легкое  дыхание»,  «Грамматика  любви»,  «Митина любовь»,  «Господин  из  Сан-Франциско»,  «Темные  аллеи».  Стихотворения:«Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в  полночный час…», «Ковыль»

3

А.И. Куприн

Анализ произведений автора. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной,  бескорыстной  любви,  тема  неравенства  в  повести.  Трагический  смысл произведения.  Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как лейтмотив произведений А. Куприна о любви. Решение темы любви и истолкование библейского сюжета в повести «Суламифь». «Олеся».  Воспевание  здоровых  человеческих чувств в произведениях А. И. Куприна. Традиции романтизма и их влияние  на  творчество  А.  И.  Куприна.  Трагизм  любви  в  творчестве  А.  И. Куприна.  Тема  «естественного  человека»  в  творчестве  Куприна  (повесть «Олеся»).  Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев.  Нравственные  и  социальные  проблемы  в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества.

4

2

Поэзия начала ХХ века

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX–начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов,  Андрей Белый,  Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин,  Габдулла Тукай  и др.; общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору).Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм  (общая характеристика направлений).

3

2

Контрольная работа по лирике начала XX века.

1

3

М. Горький.

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

М.  Горького  —  как  ранний  образец  социалистического  реализма».Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей  в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.«На  дне».  Изображение  правды  жизни  в  пьесе  и  ее  философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького  –  драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист. Публицистика  М.  Горького:  «Несвоевременные  мысли».  Поэтика  заглавия.  Выражение  неприятия  М.  Горьким  революционной  действительности 1917—  1918 годов как источник разногласий между М. Горьким и большевиками.  Цикл  публицистических  статей  М.  Горького  в  связи  с  художественными  произведениями  писателя.  Проблемы  книги  «Несвоевременные мысли ».Критики о Горьком. (А. Луначарский, В. Ходасевич, Ю. Анненский).Для  чтения  и  изучения.  Пьеса  «На  дне»  (обзор  с  чтением  фрагментов).  «Несвоевременные мысли».  Рассказы  «Челкаш»,  «Коновалов», «Старуха Изергиль».

6

2

А.А. Блок

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России  в лирике Блока. Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блока социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение  «мирового  пожара»,  неоднозначность  финала,  образ  Христа  в  поэме.  Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. Для чтения и изучения.  Стихотворения:  «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка»,  «Россия»,    «В  ресторане»,  «Ночь,  улица,  фонарь,  аптека…», «На  железной  дороге»,  «Река  раскинулась.  Течет…».  Поэма  «Двенадцать»(обзор с чтением фрагментов).Для чтения и  обсуждения.    «Коршун», «О, я хочу безумно жить…»,цикл «Кармен».

4

2

3.Литература 20-х годов (обзор)

Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс  20-х  годов.  Литературные  группировки  и  журналы  (РАПП,  Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).Эксперименты  со  словом  в  поисках  поэтического  языка  новой  эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Разнообразие  идейно-художественных  позиций  советских  писателей  в освещении темы революции и гражданской войны.

4

2

Контрольная работа по литературе 20-х годов.

1

3

В.В. Маяковский

Сведения из биографии  (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов,  яркость  метафор,  контрасты  и  противоречия.  Тема  несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского.  Обличение  мещанства  и  «новообращенных».  Поэма  «Во  весь  голос».  Тема  поэта  и  поэзии.  Новаторство  поэзии  Маяковского.  Образ  поэта-гражданина.

2

2

С.А. Есенин

Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного). Поэтизация русской  природы,  русской  деревни,  развитие  темы  родины  как  выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм,  необычайная  образность,  зрительность  впечатлений,  цветопись, принцип  пейзажной  живописи,  народно-  песенная  основа  стихов.  Поэма «Анна Снегина» – поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме.

3

2

А. Фадеев.

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Проблема положительного героя в литературе. «Разгром».  Гуманистическая  направленность  романа.  Долг  и  преданность идее. Проблема человека и революции. Революционная  романтика.

4

2

4.Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор).

Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.

3

2

М.И. Цветаева

Сведения  из  биографии  М.И.  Цветаевой.  Идейно-тематические особенности  поэзии  М.И.  Цветаевой,  конфликт  быта  и  бытия,  времени  и вечности.  Художественные  особенности  поэзии  М.И.  Цветаевой; фольклорные  и  литературные  образы  и  мотивы  в  лирике  Цветаевой; своеобразие поэтического стиля. Тема поэта и поэзии в русской литературе XIX  – XX  веков. Образ Москвы.

3

2

О.Э. Мальдельштам

Сведения  из  биографии  О.Э.  Мандельштама.  Идейно-тематические  и художественные  особенности  поэзии  О.Э.  Мандельштама;  противостояние поэта «веку-волкодаву»; поиски духовных опор в искусстве и природе; теория поэтического слова О. Мандельштама. Образ  Петербурга  в  русской  литературе  XIX  века  (А.  С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский). Природа в поэзии XIX века. Теория литературы.  Развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

1

2

А.П. Платонов.

Сведения из биографии .Поиски  положительного  героя  писателем.  Единство  нравственного  и эстетического.  Труд  как  основа  нравственности  человека.  Принципы  создания характеров.  Социально-  философское  содержание  творчества  А. Платонова,  своеобразие  художественных  средств  (переплетение  реального  и  фантастического  в  характерах  героев  -  правдоискателей,  метафоричность  образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.

3

2

М.А. Булгаков.

Краткий  обзор  жизни  и  творчества  (с  обобщением  ранее изученного материала). Повторение. Фантастика и реальность в произведениях Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Сатирическое изображение действительности в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Теория литературы:  разнообразие  типов романа  в советской  литературе. Анализ романа «Мастер и Маргарита»Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера.

5

2

М.А. Шолохов.

Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного). Мир  и  человек  в  рассказах  М.  Шолохова.  Глубина  реалистических обобщений.  Трагический   пафос  «Донских  рассказов».  Поэтика  раннего творчества М. Шолохова. «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы  Гражданской  войны.  Своеобразие  жанра.   Особенности  композиции. Роман-эпопея  «Тихий  Дон»Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа.  Патриотизм и  гуманизм романа. Образ Григория  Мелехова.  Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Роман-эпопея  «Тихий  Дон»Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова.  Своеобразие художественной манеры писателя.

6

2

Контрольная работа по литературе 30-40-х годов XX века.

1

3

Литература русского Зарубежья.

Русское литературное зарубежье 40–90-х годов (обзор). И. Бунин, В. Набоков, Вл. Максимов, А. Зиновьев, В. Некрасов, И. Бродский, Г. Владимов и др. Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения.

1

2

Н.А. Заболоцкий.

Сведения из биографии.Стихотворения: «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц».

1

2

Литература периода Великой Отечественной войны ипервых послевоенных лет.

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др. Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы  Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.

3

3

А.А.Ахматова.

Жизненный и творческий путь ( с обобщением ранее изученного).Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта.  Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.Личная  и  общественная  темы  в  стихах  революционных  и  первых  послереволюционных  лет.  Темы  любви  к  родной  земле,  к  Родине,  к  России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Лирика А.А Ахматова .Поэма  «Реквием».  Исторический  масштаб  и  трагизм  поэмы.  Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой. Для чтения и изучения.  Стихотворения:  «Смятение», «Молюсь оконному  лучу..»,  «Пахнут  липы  сладко…»,  «Сероглазый  король»  «Песня  последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не  с теми я, кто бросил земли..»,  «Родная земля», «Мне голос был», «Победителям», «Муза», Поэма «Реквием».

3

2

Контрольная работа. Тест по творчеству А. Ахматовой.

1

3

Б.Л. Пастернак.

Сведения из биографии Б.Л.Пастернака. Основные мотивы лирики Б. Л. Пастернака. Связь  человека и природы в лирике Б. Л. Пастернака. Эволюция поэтического  стиля.  Формально-содержательные  доминанты  поэтического стиля Б. Л. Пастернака.  Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта. Роман  «Доктор Живаго».  История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и художественные особенности романа. Тема интеллигенции и революции и ее решение в романе Б. Л. Пастернака.  Особенности композиции романа «Доктор Живаго». Система образов романа. Образ Юрия Живаго.  Тема  творческой  личности,  ее  судьбы.  Тема  любви  как  организующего начала жизни человека. Образ Лары как  носительницы основных жизненных начал. Символика романа, сквозные мотивы и образы. Роль поэтического цикла в структуре романа. Тема  любви как организующего начала жизни человека

2

2

А.Т. Твардовский

Сведения из биографии А.Т.  Твардовского ( с обобщением ранее изученного).  Обзор  творчества  А.  Т.  Твардовского.  Особенности  поэтического мира.   Автобиографизм  поэзии  Твардовского.  Образ  лирического  героя,  конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики.  «Поэзия как служение  и  дар».  Поэма  «По  праву  памяти».  Произведение  лиро-эпического жанра. Драматизм и исповедальность поэмы.  Образ отца как композиционный центр  поэмы. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта.  Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности».  А.Т.Твардовский  –  главный  редактор  журнала  «Новый мир».

4

2

Контрольная работа по творчеству писателей периода великой отечественной войны и послевоенного десятилетия.

1

3

.Литература 50–80-х годов (обзор).

Общественно-культурная обстановка в стране во  второй половине XX века. Развитие литературы 1950-80-х гг. в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «Оттепели». Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Реалистическая  литература.  Возрождение  модернистской  и  авангардной  тенденций  в литературе. Многонациональность советской литературы. Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения. Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка  оценить  современную  жизнь  с  позиций  предшествующих  поколений. Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности  в истории, о  взаимоотношениях человека  и  власти.

3

2

Поэзия 60-х годов

Развитие  традиций  русской  классики  и  поиски  нового  поэтического языка, формы, жанра  в поэзии  1950-1980-х  гг. Лирика  поэтов-фронтовиков. Творчество  авторов,  развивавших  жанр  авторской  песни.  Литературные объединения, направления в поэзии 1950-1980-х гг. Поэзия  Н.  Рубцова:  художественные  средства,  своеобразие лирического  героя.  Тема  родины  в  лирике  поэта.  Гармония  человека  и природы. Есенинские традиции в лирике Н.Рубцова.Поэзия  Р.Гамзатова:  функции  приема  параллелизма,  своеобразие лирического  героя.  Тема  родины  в  поэзии  Р.Гамзатова.  Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р.Гамзатова. Поэзия  Б.Окуджавы:  художественные  средства  создания  образа, своеобразие  лирического  героя.  Тема  войны,  образы  Москвы  и  Арбата  в поэзии Б.Окуджавы. Поэзия  А.Вознесенского:  художественные  средства  создания  образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А.Вознесенского. Для чтения и изучения (авторы по выбору преподавателя).

Н.Рубцов.  «Березы»,  «Поэзия»,  «Оттепель»,  «Не  пришла»,  «О  чем писать?..», «Сергей Есенин», «В гостях», «Грани». Б.Окуджава.  «Арбатский  дворик»,  «Арбатский  романс»,  «Ангелы»,

«Песня кавалергарда», «Мы за ценой не постоим…».

А.Вознесенский.  «Гойя»,  «Дорогие  литсобратья»,  «Автопортрет», «Гитара», «Смерть Шукшина», «Памятник».Литература народов России

Р.  Гамзатов. «Журавли», «Есть глаза у цветов», «И люблю малиновый рассвет я…», «Не торопись».

1

3

«Городская проза».

Основные направления и течения художественной прозы 1950-80-х гг. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков.  Художественное  своеобразие  прозы  В.Шаламова,  В.Шукшина, В.Быкова, В.Распутина. Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.

1

2

«Деревенская проза».

Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, и др.

2

2

Историческая тема в советской литературе.

Разрешение вопроса о роли личности в истории, о взаимоотношениях человека и власти в произведениях Б. Окуджавы, Н. Эйдельмана.

2

2

Авторская песня.  

Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.

1

2

А.И. Солженицын.

Обзор  жизни  и  творчества  А.  И.  Солженицына  (с  обобщением  ранее изученного).  Сюжетно -композиционные  особенности  повести  «Один  день Ивана  Денисовича»  и  рассказа  «Матренин  двор».  Отражение  конфликтов истории  в  судьбах  героев.  Характеры  героев  как  способ  выражения авторской  позиции.  Новый  подход  к   изображению  прошлого.  Проблема ответственности   поколений.  Мастерство  А.  Солженицына  –  психолога: глубина  характеров,  историко-философское  обобщение  в  творчестве писателя.  Литературные  традиции  в  изображении  человека  из  народа  в образах  Ивана  Денисовича  и  Матрены.  «Лагерная»  проза  А.  Солженицына «Архипелаг  ГУЛАГ»,  романы  «В  круге  первом»,  «Раковый  корпус». Публицистика А. И.Солженицына.

2

2

Контрольная работа.

Р.р. Сочинение по творчеству А. Солженицына.

1

3

В.М. Шукшин.

Сведения из биографии.Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни.

3

2

Н.М. Рубцов.

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).

Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

3

2

Контрольная работа по поэзии 50-80-х годов XX века.

1

3

Русская литература последних лет (обзор).

Общественно-культурная  ситуация  в  России  конца  ХХ  –  начала  ХХI. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений  на рубеже 1980-1990-х  гг. «Задержанная» и  «возвращенная» литература. Произведения А.  Солженицына, А.  Бека, А.  Рыбакова,  В.  Дудинцева,  В.  Войновича.  Отражение  постмодернистского  мироощущения  в  современной  литературе.  Основные  направления  развития  современной литературы. Проза А.  Солженицына, В.  Распутина Ф.  Искандера, Ю.Коваля, В. Маканина, С.Алексиевич, О.Ермакова, В.Астафьева, Г.Владимова, Л.Петрушевской,  В.Пьецуха,  Т.Толстой  и  др

2

2

Контрольная работа.

Тестовая работа по русской литературе периода 60-80-х годов.

1

2

.Зарубежная литература (обзор).

И.-В.Гете. «Фауст».Э. Хемингуэй. «Старик и море».Э.- М. Ремарк. «Три товарища»Г. Маркес. «Сто лет одиночества».П. Коэльо. «Алхимик».

4

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Исследование и подготовка реферата: «Женские образы в творчестве И. С. Тургенева и И.А.Бунина»; «Тема дворянских гнезд  в творчестве А. П. Чехова и И. А. Бунина».

Исследование  и  подготовка  реферата:  «Тема любви в творчестве И.А. Бунина и А.И. Куприна: общее и различное».

Валерий Яковлевич Брюсов Сведения  из  биографии.  Основные  темы  и  мотивы  поэзии  Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. Для чтения и изучения.  Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений). Константин Дмитриевич Бальмонт. Сведения из биографии. Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. Для чтения и изучения.  Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»(возможен выбор трех других стихотворений).Андрей Белый. Сведения  из  биографии.  Интуитивное  постижение  действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России.

Исследование и подготовка доклада (сообщения, реферата):  «Гордый  человек»  в  произведениях  Ф.  М.  Достоевского  и  М. Горького»  (произведения  по  выбору  учащихся);  «История  жизни  Актера» (Бубнова,  Пепла,  Наташи  или  другого  героя  пьесы  «На  дне»  —  по  выбору учащихся)Наизусть монолог Сатина.

Исследование  и  подготовка  реферата  (доклада, сообщения):  «Тема  любви  в  творчестве  А.С.Пушкина  и  А.А.Блока»,  «Тема России  в  творчестве  русских  поэтов  М.Ю.Лермонтова  Н.А.Некрасова, А.А.Блока », «Тема революции в творчестве А. Блока».Наизусть: два- три стихотворения А.А.Блока (по выбору студентов)

Исследование  и  подготовка  реферата  (доклада, сообщения):  «Музыка» революции в творчестве В. В. Маяковского»; «Сатира в произведениях В. В. Маяковского»; Подготовка сценария литературного вечера «В. В. Маяковский и поэты золотого века ».Наизусть 2-3 стихотворения (по выбору студентов).

Исследование и подготовка доклада: «Я б навеки пошел за тобой…», «Тема любви в творчестве С.А.Есенина», «Тема Родины в творчестве С.А.Есенина и А.А.Блока».Наизусть 2-3 стихотворения (по выбору студентов).

Исследование  и  подготовка  доклада:  «Казачьи песни  в  романе-эпопее  «Тихий  Дон»  и  их  роль  в  раскрытии  идейно -нравственного и эстетического содержания произведения».

Исследование и подготовка  реферата:  «Гражданские  и  патриотические  стихи  А.  Ахматовой  и  советская  литература».»,Трагедия  «стомильонного  народа»  в  поэме  А.  Ахматовой  «Реквием». Подготовка заочной экскурсии по одному из музеев А. Ахматовой. Наизусть 2-3 стихотворения по выбору студентов.

 Исследование и подготовка  реферата (сообщения, доклада): «Взгляд на Гражданскую войну из 20-х и из 50-х годов — в чем разница?».Наизусть 2-3 стихотворения (по выбору учащихся)

Творческие  задания.  Исследование  и  подготовка  доклада  (сообщения или реферата): «Авангардные поиски  в поэзии второй половины ХХ  века»;  «Поэзия  Н.Заболоцкого,  Н.Рубцова,  Б.Окуджавы, А.Вознесенского в контексте русской литературы». Наизусть 2-3 стихотворения (по выбору учащихся).

Исследование  и  подготовка  доклада  (сообщения или реферата): «Своеобразие языка Солженицына-публициста»; «Изобразительно-выразительный язык кинематографа и литературы».

Исследование  и  подготовка  доклада  (сообщения или реферата): «Особенности массовой литературы конца ХХ-ХХI века»; «Фантастика в современной литературе».Наизусть 2-3 стихотворения (по выбору учащихся).

51

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Материально-техническое обеспечение

Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

-        рабочие места по количеству обучающихся;

-        рабочее место преподавателя;

-        комплект учебно-наглядных пособий ««Русский язык 10-11»»;

- наглядные и электронные пособия;

 - методические разработки уроков и мероприятий.

Технические средства обучения:

1

Персональная электронная вычислительная машина

Компьютер ICL КПО ВС

2

Доска интерактивная

доска PolyVision

3

Проектор стационарный

Мультимедиа-проектор EX200U

4

Мультимедийная активная акустическая стереосистема

Акустические колонки SVEN 350

5

Монитор

Acer  V173 LCD

3.2.        Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Рекомендуемая литература:

Для обучающихся

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2013.
  2. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2014.
  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2013.
  4. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2010.
  5. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2013.
  6. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2013.
  7. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2013.
  8. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2013.
  9. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2012.

Для преподавателей

  1. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2013.
  2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2014.
  3. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2013.
  4. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2013.
  5. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2013.

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы используемых в учебном процессе в ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»»

  1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». М.: «Просвещение», 2013 год.
  2. Завражнова Н.П. «Русский язык. 10-11 классы. Тесты и тренировочные задания». Волгоград, 2013год.
  3. Коновалова Л.Ф. «Домашний репетитор. Русский язык. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ». М.: «Айрис Пресс», 2013 год.
  4. Куманяева А.Е. «Изложение на экзамене. Учебное пособие для школьников и абитуриентов». М.: « Экзамен», 2014 год.
  5. Шклярова Т.В. «Найди ошибку! Самостоятельные работы. (9 класс)». «Грамотей», 2013 г.

Дополнительные источники:

  1. Вакурова О.Ф., Львова С.И.,. Цыбулько И.П. «Готовимся к ЕГЭ». М.: «Дрофа», 5-е издание, стереотипное, 2013 год.
  2. Мамона Т.Н. «Русский язык. ЕГЭ. Практикум». М.: «Экзамен», 2013 год.
  3. .Тучкова Л.И., Гостева Ю.Н «Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания». М.: «Экзамен», 2013 год.
  4. Угроватова Т.Ю. «Русский язык. 34 урока, подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы». М.: 2013 год.

.

Электронные пособия

  1. 5 баллов! Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Издательство «Весь», 2013 год.
  2. Современный словарь по русскому языку. Все словари на одном диске. Издательство «Весь», 2013 год.
  3. Тестовый контроль. Русский язык. Редактор тестов. Тематические тесты. 10-11 классы. Издательство «Учитель», 2013 год.

Интернет – ресурсы

http://www.uchportal.ru/

http://pedsovet.org/

http://www.rusedu.ru/

http://urokimatematiki.ru/videorassylka.html

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

( личностные, метапредметные, предметные)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Личностные:

Воспитание любви к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков;

-  Устные сообщения обучающегося (доклад, реферат, чтение наизусть стихотворения И.С. Тургенева «Русский язык»).

- Устный опрос обучающегося:

1. Учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

2. Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.

способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-   Выборочный диктант с языковым разбором.

- Языковой анализ текста: устные и письменные высказывания текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

- Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

-  Карточки с заданиями.

- Лингвистический анализ текста:  лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры

-     Аудирование.

-   Чтение текстов разных стилей речи (учитывается ораторское искусство обучающегося).

- Разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

-      Работа со словарями.

-   Творческие работы обучающегося (статья, заметка, репортаж публицистического стиля; эссе художественного стиля).

-  Оформление деловых бумаг (резюме, заметка, статья).

- Работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

-     Фронтальный опрос.

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- Участие в дискуссии.

- Речеведческий анализ текста.

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

- Информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование.

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- Творческие работы обучающихся с применением разных стилей речи (научная и публицистическая статья, эссе, заметка, репортаж, аннотация, монография, сочинение).

- Тестирование.

-Разумность гипотез, пояснений и моделей записи письменной речи.

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- Работа со словарями (словари синонимов, антонимов, омонимов, толковый, орфографический, этимологический, орфоэпический и др.).

- Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.

- Практическое овладение диалогической формой речи.

- Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь вниманием и т. п. - Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

-совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- Устные сообщения обучающегося, участие в дискуссии: учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

-самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

- Письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

метапредметные:

- владение языковыми средствами— умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне

- Устные сообщения обучающихся, рефераты, творческие работы (эссе, публицистическая статья).

- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

- Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений).

- Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- Осознание цели и ситуации устного общения.

- Адекватное восприятие звучащей речи.

- Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

предметные:

- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка.

- Разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий).

-  готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

 - Рецензирование.

- Создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04. Материаловедение для специальности среднего профессионального образования: 23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) (базовая подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04. Материаловедение для специальности среднего профессионального образования разработана на основе Федерального государственного образовательного ста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 МАТЕМАТИКА по специальности среднего профессионального образования 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

Рабочая программа является частью основной  профессиональной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.03. "Операционная деятельность в логистике"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.02 Черчение по профессии среднего профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.02.08 Технология машиностроенияДисциплина может быть использо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.02 Черчение по профессии среднего профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.02.08 Технология машиностроенияДисциплина может быть использо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и литература.» с получением среднего общего образования для профессий 15.01.29 «Контролер станочных и слесарных работ» 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» 43.01.02 «Парикмахер» 29.01.05 «

Программа общеобразовательной дисциплины " Русский язык и литература" предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательну...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.. 02 «Литература» для специальности среднего профессионального образования технического профиля 35.01.23. специальность «Хозяйка усадьбы», 35.01.11. специальность «Мастер сель

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО 35.01.23. «Хозяйка усадьбы», 35.01.11. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УВД.02 ИНФОРМАТИКА по специальности среднего профессионального образования 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

Рабочая программа  учебной дисциплины УВД.02 Информатика разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Прика...