РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и литература.» с получением среднего общего образования для профессий 15.01.29 «Контролер станочных и слесарных работ» 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» 43.01.02 «Парикмахер» 29.01.05 «
рабочая программа на тему

Агишева Ирина Львовна

Программа общеобразовательной дисциплины " Русский язык и литература" предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО ( ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_i_literatura._1_kurs.docx96.65 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

зам. директора по УР

ГАПОУ СО «Саратовский

политехнический колледж»

_________/ Султанова М.К./

«___»____________2016 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГАПОУ СО

«Саратовский политехнический колледж»

_________/ Муравцов И.И./

«___»_________2016 г.

Одобрено на заседании предметно-цикловой

комиссии гуманитарного цикла

Протокол № _____ «___»________2016г.

Председатель комиссии /__________/Кремнева Л.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и литература.»

с получением среднего общего образования

для профессий

15.01.29 «Контролер станочных и слесарных работ»

09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»

43.01.02 «Парикмахер»

29.01.05 «Закройщик»

 1 курс

2016

     Рабочая программа учебной дисциплины  «Русский язык и литература.» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего           ( полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г.

     На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины

« Русский язык и литература.» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования             ( протокол № 3 от 21 июля 2015г Регистрационный номер рецензии 3 от 23 июля 2015г.

     Составитель:      Агишева И.Л., преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» первой квалификационной категории.

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

25

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и литература.»

1.1.Область применения рабочей программы

      Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература.» предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

       Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования ,предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература.», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профес-сионального образования (письмо Департамента государственной политики всфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 No06-259)

1.2.Место учебной дисциплины в структуре  программы подготовки специалистов среднего звена: 

       Учебная дисциплина «Русский язык и лиетратура.» является частью учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Русский язык и литература.» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

      В учебных планах ППКРС, ППССЗ учебная дисциплина « Русский язык и литература.» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

1.3.Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание программы «Русский язык и литература.» направлено на достижение следующих целей:

- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной.

- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.                                                                            4

-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, готовой к созидательной деятельности в современном мире, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма;

- развитие представлений о специфике литературы, культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции; эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; развитие устной и письменной речи студентов;

-  освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, формирование общих представлений об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации произведения как художественного целого; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации информации

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература.» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Русский язык.

личностных:

- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков;

- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, по требность речевого самосовершенствования;

метапредметных:

- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

- владение языковыми средствами— умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка.

предметных:

- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

- сформированность создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывание разных типов;                                                                                  5

- сформированность представлений об изобразительно-выразительных средствах языка;

- сформированность представлений о стилистике русского языка; умение создавать тексты разных стилей.

Литература.

личностных:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими  ценностями и идеалами гражданского общества,готовность и способность к самостоятельной творческой и общественной деятельности;

-толерантное сознание и поведение, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общий язык в достижении общих целей;

- эстетическое отношение к миру;

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе;

метапредметных:

- умение поднимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу  своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, умение находить ее, анализировать, использовать в собственной деятельности;

- владение навыками самостоятельной, проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

предметных:

- сформированность  устойчивого интереса к чтению;

- сформированность навыков различных видов анализа произведения;

- владение навыками анализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

 - владение умением представлять текст в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений разных видов;

- способность выявлять в художественном произведении образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним  в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучаюшегося 235 часов

 в том числе:

обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 156 часов

 самостоятельной работы обучающегося – 79 часов

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

235

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

156

Русский язык

51

Литература

105

в том числе:

        контрольные работы

13

Русский язык

6

Литература

7

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

79

Русский язык

26

Литература

53

Итоговая аттестация в форме контрольной работы


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Всего: 77 ч.

  Русский язык.                                                                                                                                                                         51 ч. аудиторные занятия

26 ч. СРС

Введение.

2

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

1

2

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

2

Контрольная работа № 1.

1

3

Входящий контроль знаний.

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.

Тема 1.1. Язык и речь.

Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

1

1

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

2

Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

1

2

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

2

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

2

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

2

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

2

Тема 1.3. Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи.

Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое.

1

1

Тема, основная мысль текста.

2

Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Средства и виды связи предложений в тексте.

2

Абзац как средство смыслового членения текста.

2

Типы речи (повествование, описание, рассуждение).

2

Соединение в тексте различных типов речи.

2

Лингвостилистический анализ текста.

2

Практические занятия.

3

3

Р.р. Определение вида речевых ошибок и их исправление.

Р.р. Стилистический анализ текста.

Тестовая работа по теме «Функциональные стили в  речи».

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Природа и сущность языка. Язык и мышление. Язык и его функции. Русский язык в современном мире.

Язык и культура. Культура речи. Нормы русского языка.

Различие между понятиями «культура языка» и «культура речи». Культура речи как уровень практического владения языком, как учение о коммуникативных качествах литературной речи (правильности, точности, логичности, этической выдержанности) и как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование языка для коммуникативной цели. Взаимосвязь культуры языка и культуры речи.

Стилистика и синонимические средства языка.

Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка: орфоэпический, морфологический, синтаксический. Стилистический и этико – речевые нормы.

Речевая ошибка как неосознанная и немотивированная нарушение языковых и речевых норм. Речевой недочет как нарушение рекомендательной нормы. Типы ошибок: структурно-языковые несоответствия речи коммуникативным качествам  у местности, чистоты, целесообразности; нарушения в речи этикетных и этичных норм.

Русское письмо и его эволюция. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения. Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.

Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка.

5

3

Раздел 2. Лексика и фразеология.

Тема 2.1. Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление

Лексическое и грамматическое значения слова.

1

2

Многозначность слова.

2

Прямое и переносное значение слова.

2

Метафора, метонимия как выразительные средства языка.

2

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

1

Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

2

Тема 2.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас.

Исконно русская лексика.

1

2

Заимствованная лексика.

2

Старославянизмы.

2

Нейтральная лексика.

2

Книжная лексика.

2

Лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы).

2

Профессионализмы.

2

Терминологическая лексика.

2

Архаизмы.

2

Историзмы.

2

Неологизмы.

2

Особенности русского речевого этикета.

2

Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта.

2

Тема 2.3. Фольклорная лексика и фразеология. Лексические нормы.

Русские пословицы и поговорки.

1

2

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи.

2

Афоризмы.

2

Лексические и фразеологические словари.

2

Лексико-фразеологический разбор.

2

Лексические ошибки и их исправление.

2

Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

2

Практические занятия.

3

3

1.Выявление, объяснение и исправление лексических и фразеологических ошибок.

2.Языковой анализ литературного текста.

3.Работа с текстом с использованием фразеологических словарей.

Контрольная работа № 2.

1

3

Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология».

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка. Фразеологические словари русского языка и сфера их использования.

Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

Лексические и фразеологические нормы. Образные средства языка. Тропы, разновидности тропов. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм. Стилистически неоправданное употребление слов. Злоупотребление терминами.

Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов.

5

3

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Тема 3.1. Фонетические единицы.

Звук и фонема.

1

2

Открытый и закрытый слог.

2

Соотношение буквы и звука.

1

Фонетическая фраза.

1

Ударение словесное и логическое.

2

Роль ударения в стихотворной речи.

1

Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

1

Тема 3.2. Орфоэпические нормы.

Произносительные нормы  и нормы ударения.

1

2

Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов.

1

Использование орфоэпического словаря.

2

Тема 3.3. Орфография.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.  

1

2

Употребление буквы Ь.

2

Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

2

Правописание приставок на З - / С - .

2

Правописание И – Ы после приставок.

2

Практические занятия.

5

3

Фонетический разбор слова.

Тестирование по теме «Фонетика».

Тестирование по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова».

Тестирование по теме «Правописание О/Ё после шипящих и Ц».

Тестирование по теме «Правописание приставок».

Нахождение и исправление орфоэпических ошибок.

Контрольная работа № 3.

1

3

Контрольный диктант по теме «Фонетика и орфография».

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.

Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.

Орфографический и орфоэпический словари русского языка и сфера их использования.

Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсегментные (интонация, ударение) единицы фонетики.

Артикуляционная характеристика звуков. Речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Чередование  фонем.

Слог и слогоделение. Классификация слогов. Правила переноса слов.

Орфоэпия как учение о нормах произношения. Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки.

Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности и функции словесного ударения. Неблагозвучие (в аббревиатурах, рифмах, случайных повторах) как стилистический недостаток речи. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Интонация.

Графика, алфавит. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии.

5

3

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.

Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования.

Многозначность морфем.

1

1

Синонимия и антонимия морфем.

1

Морфемный разбор слова.

2

Словообразование знаменательных частей речи.

1

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

1

Понятие об этимологии.

1

Словообразовательный анализ.

2

Тема 4.2. Орфография.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

1

2

Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -.

2

Правописание сложных слов.

2

Практические занятия.

5

3

Тестирование по теме «Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ –».

Тестирование по теме «Правописание сложных слов».

Морфемный разбор слова.

Словообразовательный разбор слова.

Контрольная работа № 4.

2

3

Р.р. Изложение с элементами сочинения.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные).

Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как  выразительное средство и речевая ошибка.

5

3

Раздел 5. Морфология и орфография.

Тема 5.1. Грамматические признаки слова. Имя существительное.

Грамматическое значение слова.

1

2

Грамматическая форма и синтаксическая функция слова.

2

Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

2

Лексико-грамматические разряды имен существительных.

2

Род, число, падеж существительных

2

Склонение имен существительных.

2

Правописание окончаний имен существительных.

2

Правописание сложных существительных.

2

Морфологический разбор имени существительного.

2

Употребление форм имен существительных в речи.

2

Тема 5.2. Имя прилагательное. 

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.

1

2

Степени сравнения имен прилагательных.

2

Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

2

Правописание сложных прилагательных.

2

Морфологический разбор имени прилагательного.

2

Употребление форм имен прилагательных в речи.

2

Тема 5.3. Имя числительное. Местоимение.

Лексико-грамматические разряды имен числительных.

1

2

Правописание числительных.

2

Морфологический разбор имени числительного.

2

Употребление числительных в речи.

2

Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

2

Значение местоимения.

2

Лексико-грамматические разряды местоимений.

2

Правописание местоимений.

2

Морфологический разбор местоимения.

2

Употребление местоимений в речи.

2

Местоимение как средство связи предложений в тексте.

2

Тема 5.4.  Глагол. 

Грамматические признаки глагола.

2

2

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.

2

Правописание НЕ с глаголами.

2

Морфологический разбор глагола.

2

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

2

Тема 5.5.  Причастие как особая форма глагола. Деепричастие как особая форма глагола.

Образование действительных и страдательных причастий.

2

2

Правописание суффиксов и окончаний причастий.

2

Правописание НЕ с причастиями.

2

Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных.

2

Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом.

2

Морфологический разбор причастия.

2

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

2

Правописание НЕ с деепричастиями.

2

Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

2

Морфологический разбор деепричастия.

2

Тема 5.6.  Наречие. Слова категории состояния.

Грамматические признаки наречия.

2

2

Степени сравнения наречий.

2

Правописание наречий.

2

Отличие наречий от слов-омонимов.

2

Морфологический разбор наречия.

2

Употребление наречия в речи.

2

Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

2

Безлично-предикативные слова.

2

Отличие слов категории состояния от слов-омонимов.

2

Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

2

Практические занятия.

8

3

Морфологический разбор имени существительного.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Морфологический разбор глагола.

Морфологический разбор причастия.

Морфологический разбор деепричастия.

Морфологический разбор  числительного.

Морфологический разбор местоимения.

Тестирование по теме «Мягкий знак на конце после шипящих».

Тестирование по теме «Глагол».

Тестирование по теме «Имя прилагательное: окончание, род, число, разряд».

Тестирование по теме «Суффиксы причастий».

Тестирование по теме «Деепричастие, суффиксы деепричастий».

Контрольная работа № 6.

1

3

Итоговая контрольная работа  за I-ый курс.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.

Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Наречие и категория состояния. Переходные явления в частях речи.

Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи).

Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении существительных, прилагательных, местоимениях, числительных; ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий.

6

3

Всего:158  ч.

 Литература.                                                                                                                                                                     105 ч. аудиторные занятия

53 ч. СРС

Введение. Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже 18-19 в.в.

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

1

1

Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века.

 Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века.

Обзор культуры. Литературная борьба. Самобытность русского романтизма.

1

1

 А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных лет угасшее веселье», «Зима. Что делать мне в деревне?», «Все в жертву памяти твоей...», «Желание славы», «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Осень», «Бесы», «Когда по улицам задумчив я брожу…».

2

2

Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой.

2

Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу.

2

Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы.

2

Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.

2

Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.

2

Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина.

2

Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.

2

Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».

Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

2

2

Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина. Критики об А.С. Пушкине. В. Г. Белинский о Пушкине.

2

 М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Мотивы лирики.

Основные мотивы лирики. Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Пророк», «Она не гордой красотой», «К портрету», «Силуэт», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Памяти А. И. Одоевского», «Желание».

4

2

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, — сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.

2

Критики о М.Ю. Лермонтове. В.Г. Белинский о Лермонтове.

2

 Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести». Тема искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет».

Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.

2

Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев). Теория литературы: Романтизм и реализм.

2

Практические занятия.

2

3

1.Отзыв о повести Н.В. Гоголя «Портрет».

2.Анализ вопросов по повести Н.В. Гоголя «Портрет»: какова роль искусства в современном мире? существуют ли проблемы, описанные Гоголем в повести, и в наши дни?

Контрольная работа.

2

3

 Контроль знаний (по лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова).

Контроль знаний по произведениям Н.В.Гоголя ( тест)

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Социально-политическая обстановка в России в начале ХIХ века. Влияние идей Великой французской революции на формирование общественного сознания и литературного движения.

Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения.

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»).

Южные поэмы А.С. Пушкина, их идейно-художественные особенности, отражение в поэмах черт характера «современного человека».

Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина («В Сибирь», «Арион», «Анчар»).

Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»).

Роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – первый русский реалистический роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции.

Сказки Пушкина, их проблематика и идейное содержание.

Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя.

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).

Социально-философская сущность поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», диалектика добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме.

«Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман М.Ю. Лермонтова, его структура, система образов.

Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения.

19

3

Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века.

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. А.Н. Островский. Очерк жизни и творчества. Тематика пьес Островского и история создания пьесы «Гроза».

Россия II половины XIX века. Расцвет критического реализма в литературе, живописи, музыке, театре. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

2

2

Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

2

Сведения из биографии. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. История создания пьесы А.Н. Островского «Гроза».

2

Закрытый»  город Калинов: пространства самодурства и страха. Народные истоки характера Катерины.

Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.

Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

2

2

Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». О названии пьесы «Гроза» в оценке русской критики. (Добролюбов, Писарев, Григорьев). А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века.

Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основе Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

2

И.А. Гончаров. Очерк жизни и творчества (обзор). «Обломов» История создания. Обломов – это сущность, характер, судьба.

«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера.

2

2

  Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. Ольга Ильинская в судьбе героев. Что такое «обломовщина»? Статьи Добролюбова и Дружинина.

Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России.

Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына).

2

2

И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. Тургенев-романист. История создания романа «Отцы и дети».

«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов.

2

2

 Идейный спор отцов и детей. Трагическое одиночество Базарова. Глубокий смысл названия романа. Споры вокруг романа. (Писарев и Антонович). Значение Тургенева в русской и мировой литературе.

4

2

Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение.

2

Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

2

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

2

Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).

2

Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.

2

 Н.Г. Чернышевский. Трагическая судьба писателя – демократа. Жизнь - подвиг. Роман «Что делать?» (Обзорно).

Сведения из биографии. Роман «Что делать?» (обзор).

Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции. Изображение “допотопного мира” в романе. Образы “новых людей”. Теория “разумного эгоизма”. Образ “особенного человека” Рахметова. Роль снов в романе. Четвертый сон Веры Павловны как социальная утопия. Смысл финала романа.

2

2

  Ф.И. Тютчев. Обзор творчества. Особенности поэтического мастерства. А.А. Фет. Обзор творчества. Личность и мироздание в лирике А.А. Фета.

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.

2

2

Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

2

Стихотворения: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.

2

Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.

2

 А. К. Толстой. Очерк жизни и творчества.

Сведения из биографии. Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Колокольчики мои…», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Тебя так любят все; один твой тихий вид...», «Минула страсть, и пыл ее тревожный…», «Ты не спрашивай, не распытывай...».

2

2

 Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Лирика Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Тема, идея, композиция. Народные образы (Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий, богатырь святорусский). Образ русской крестьянки.

Сведения из биографии. Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…».

4

2

Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.

2

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни.

2

Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка.

2

Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.

2

.Уроки поэзии.*

А.Н. Майков. «И город вот опять! Опять сияет бал...», «Рыбная ловля», «Осень», «Пейзаж», «У мраморного моря», «Ласточки».

А.А. Григорьев. «Вы рождены меня терзать...», «Цыганская венгерка», «Я ее не люблю, не люблю…», Цикл «Вверх по Волге».

Я.П. Полонский. «Солнце и Месяц», «Зимний путь», «Затворница», «Колокольчик», «Узница», «Песня цыганки».

К. Хетагуров. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

2

1

Н.С. Лесков. Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник».

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.

4

2

 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии. Очерк жизни и творчества «История одного города» - сатирическое изобличение государственной бюрократической системы в России. Сказки. Художественные особенности сказок.

«История одного города» (обзор). (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.

4

2

Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).

2

 Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества. Мировоззрение Достоевского. Роман «Преступление и наказание». История создания, тема, идея. Сущность теории Раскольникова. Христианская основа характера Сони Мармеладовой. Значение творчества Достоевского.

«Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа.

8

2

Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества».

2

Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

2

Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов*, Д. Писарев, В. Розанов* и др.). Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.

2

 Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Мировоззрение писателя. «Война и мир» - история создания, композиция, идея. Светское общество (семья Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных).

«Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Проблема истинного и ложного патриотизма в рассказах. Утверждение духовного начала в человеке. Обличение жестокости войны. Особенности поэтики Толстого. Значение « Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого.

8

2

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира».

2

Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.

2

 Война 1812 года. Толстой о причинах войны. Патриотизм народа.  Бородинское сражение на страницах романа. Партизанское движение на страницах романа.

Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

Идейные искания Толстого.

7

2

 А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. Раннее творчество Чехова. Своеобразие тематики и стиля ранних рассказов. Чехов – драматург. Особенности чеховской драматургии. «Вишневый сад» - тема, идея, композиция пьесы. Старое уходящее поколение, новый хозяин и молодое поколение на страницах пьесы «Вишневый сад». «Вся Россия – наш сад» - актуальность пьесы, ее проблемы в наше время.

«Студент», «Дома», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином».

6

2

Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

2

Комедия «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества.

2

Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества.

2

«Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.

2

Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух). Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга.

2

Практические занятия.

16

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Материально-техническое обеспечение

Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

-        рабочие места по количеству обучающихся;

-        рабочее место преподавателя;

-        комплект учебно-наглядных пособий ««Русский язык 10-11»»; « Литература 10- 11 класс»

- наглядные и электронные пособия;

 - методические разработки уроков и мероприятий.

Технические средства обучения:

1

Персональная электронная вычислительная машина

Компьютер ICL КПО ВС

2

Доска интерактивная

доска PolyVision

3

Проектор стационарный

Мультимедиа-проектор EX200U

4

Мультимедийная активная акустическая стереосистема

Акустические колонки SVEN 350

5

Монитор

Acer  V173 LCD

3.2.        Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Рекомендуемая литература:

Для обучающихся

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2013.
  2. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2014.
  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2013.
  4. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2010.
  5. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2013.
  6. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2013.
  7. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2013.
  8. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2013.
  9. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2012.
  10. Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2013.
  11. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2013
  12. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.
  13. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2013.
  14. Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2012.
  15. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2013.

Для преподавателей

.История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2013.

   История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2013.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в.  – М., 2013.

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2012.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н.   – М., 2014.

Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2013.

Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2014.

Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2012.

Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2012.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2013.

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы используемых в учебном процессе в ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»»

  1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». М.: «Просвещение», 2012 год.
  2. Завражнова Н.П. «Русский язык. 10-11 классы. Тесты и тренировочные задания». Волгоград, 2013год.
  3. Коновалова Л.Ф. «Домашний репетитор. Русский язык. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ». М.: «Айрис Пресс», 2013 год.
  4. Куманяева А.Е. «Изложение на экзамене. Учебное пособие для школьников и абитуриентов». М.: « Экзамен», 2014 год.
  5. Шклярова Т.В. «Найди ошибку! Самостоятельные работы. (9 класс)». «Грамотей», 2013 г.

Дополнительные источники:

  1. Вакурова О.Ф., Львова С.И.,. Цыбулько И.П. «Готовимся к ЕГЭ». М.: «Дрофа», 5-е издание, стереотипное, 2013 год.
  2. Мамона Т.Н. «Русский язык. ЕГЭ. Практикум». М.: «Экзамен», 2013 год.
  3. .Тучкова Л.И., Гостева Ю.Н «Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания». М.: «Экзамен», 2013 год.
  4. Угроватова Т.Ю. «Русский язык. 34 урока, подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы». М.: 2013 год.

. Егорова Н.В., Золотарева И.В. и др. «Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс (в 2-х частях)». М.: «ВАКО», 4-е изд., перераб. и допол., 2012 год.

Коровина В.Я. «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11, 10-11 классы». М.: «Просвещение», 2013 год.  

Королева Н.С., Мошенская Т.Н. «Открытые уроки литературы.5-9 классы». М.: «ВАКО», 2014 год.

Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. «Литература». Учебник для 10-11 класса (среднее профессиональное образование). М.: «Акадеимя», 2013 год.

Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. «Литература». Книга для преподавателя  (среднее профессиональное образование). М.: «Акадеимя», 2013 год.

Сухих И.Н. «Литература XX века». Учебник для 11 класса (базовый уровень) в 2-частях. М.: «Академия», 2013 год.

Сухих И.Н. «Литература XX века». Практикум для 11 класса (базовый уровень). М.: «Академия», 2013 год.

Сухих И.Н. «Литература в 11 классе (базовый уровень)». Книга для учителя. М.: «Академия», 2013 год.

Чалмаев В., Зинин С. «Русская литература XX века» Учебник в 2-частях (10-11 класс). М.: «Русское слово», 2013 год.

Электронные пособия:

Миронова Ю.С. «Литература в схемах и таблицах». Санкт-Петербург: «Тритон», 2013 г.

Уроки литературы с применением информационных технологий.

Электронные пособия

  1. 5 баллов! Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Издательство «Весь», 2013 год.
  2. Современный словарь по русскому языку. Все словари на одном диске. Издательство «Весь», 2013 год.
  3. Тестовый контроль. Русский язык. Редактор тестов. Тематические тесты. 10-11 классы. Издательство «Учитель», 2012 год.

Интернет – ресурсы

http://www.uchportal.ru/

http://pedsovet.org/

http://www.rusedu.ru/

http://urokimatematiki.ru/videorassylka.html

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

( личностные, метапредметные, предметные)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Русский язык

Личностные:

Воспитание любви к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков;

-  Устные сообщения обучающегося (доклад, реферат, чтение наизусть стихотворения И.С. Тургенева «Русский язык»).

- Устный опрос обучающегося:

1. Учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

2. Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.

способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-   Выборочный диктант с языковым разбором.

- Языковой анализ текста: устные и письменные высказывания текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

- Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

-  Карточки с заданиями.

- Лингвистический анализ текста:  лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры

-     Аудирование.

-   Чтение текстов разных стилей речи (учитывается ораторское искусство обучающегося).

- Разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

-      Работа со словарями.

-   Творческие работы обучающегося (статья, заметка, репортаж публицистического стиля; эссе художественного стиля).

-  Оформление деловых бумаг (резюме, заметка, статья).

- Работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

-     Фронтальный опрос.

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- Участие в дискуссии.

- Речеведческий анализ текста.

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

- Информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование.

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- Творческие работы обучающихся с применением разных стилей речи (научная и публицистическая статья, эссе, заметка, репортаж, аннотация, монография, сочинение).

- Тестирование.

-Разумность гипотез, пояснений и моделей записи письменной речи.

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- Работа со словарями (словари синонимов, антонимов, омонимов, толковый, орфографический, этимологический, орфоэпический и др.).

- Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.

- Практическое овладение диалогической формой речи.

- Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь вниманием и т. п. - Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

-совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- Устные сообщения обучающегося, участие в дискуссии: учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

-самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

- Письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

метапредметные:

- владение языковыми средствами— умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне

- Устные сообщения обучающихся, рефераты, творческие работы (эссе, публицистическая статья).

- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

- Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений).

- Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- Осознание цели и ситуации устного общения.

- Адекватное восприятие звучащей речи.

- Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

предметные:

- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка.

- Разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий).

-  готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

 - Рецензирование.

- Создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.

Результаты обучения

(личностные, метапредметные, предметные)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Литература

Личностные:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания;

- пересказ художественного текста;

- анализ отдельных глав литературного текста;

- домашняя подготовка к семинарам по творчеству писателя и изучаемого произведения (фронтальный опрос, беседа с обучающимися, карточками с заданиями);

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения);

- литературные викторины по изучаемому художественному произведению;

- сочинение, эссе, рецензия на изучаемый литературный текст;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- творческие работы обучающихся по поставленной проблеме (сочинение, эссе, ответ на поставленный вопрос, анализ отдельных глав художественного текста, конспект критической статьи);

- контрольные работы;

- тестовые задания;

- определять род и жанр произведения;

- практические работы (анализ художественного текста);

- работа по карточкам;

- выявлять авторскую позицию;

- рубежный контроль;

- исследовательские работы обучающихся;

- контрольные работы;

Доклады, рефераты обучающихся;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- чтение наизусть лирического произведения, отрывка художественного текста;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- устный опрос обучающихся;

- творческие работы обучающихся (исследовательские работы, эссе, сочинение, ответ на поставленный вопрос);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-участия в диалоге или дискуссии;

-самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

- фронтальный опрос обучающихся;

- тестовые работы;

- контрольные работы;

- составление библиографических карточек по творчеству писателя;

– подготовка рефератов;

– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения);

- участие в дискуссии по поставленной проблеме на уроке;

- внеклассное чтение (письменный анализ литературного текста);

метапредметные: 

- умение поднимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях;

- тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями);

- работа с литературоведческими словарями;

- умение работать с разными источниками информации, умение находить ее, анализировать, использовать в собственной деятельности;

- составление конспектов критических статей по художественному произведению, карточек с библиографическим данными писателей и поэтов русской и зарубежной литературы;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- фронтальный опрос обучающихся;

- беседа с обучающимися по прочитанному тексту;

- исследовательские и творческие работы обучающихся;

предметные:

- владение умением представлять текст в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений разных видов;

- тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями);

- работа с литературоведческими словарями;

- способность выявлять в художественном произведении образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним  в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

- анализ художественного произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Русский язык и литература» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература.» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную про...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и литература с получением среднего общего образования для профессий 15.01.25 «Станочник ( металлообработка)» 15.01.30 «Слесарь» 15.01.29 «Контролер станочных и слесарных работ» 43.01.02 «Парикмахер» 29.0

Программа общеобразовательной дисциплины " Русский язык и литература" предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательну...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ " РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА среднего профессионального образования по профессиям ППКРС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...