Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ " РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА"
    рабочая программа на тему

    Галиуллина Василя Галиахматовна

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА среднего профессионального образования по профессиям ППКРС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rp_literatura.doc390 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования Республики Башкортостан

    ГБПОУ Октябрьский нефтяной колледж имени С.И. Кувыкина

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

            УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

    РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА

    среднего профессионального образования по профессиям ППКРС

    Октябрьский

    2015        

    РАССМОТРЕНО

    на заседании П(Ц)К

    общеобразовательных дисциплин

    Председатель П(Ц)К  

    _____________ С.Р.Гареева

    «____» сентября  2015 г.

    УТВЕРЖДАЮ

    Зам. директора по УР

    _____________ Т.Н. Хайдарова

               «___» сентября 2015 г.

    Рабочая программа  учебной дисциплины  «Русский язык и литература. Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) СПО по профессиям ППКРС

    Организация-разработчик:

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Октябрьский нефтяной колледж им. С.И. Кувыкина

    Разработчик: Галиуллина В.Г., преподаватель  ГБПОУ ОНК

    СОДЕРЖАНИЕ

    стр.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                4

    1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

    6

    1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    7

    1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    31

    1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    32

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

    Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» направлено на достижение следующих целей:

    • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

    • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

    • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и фор- мы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

    • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

    При получении  специальностей СПО технического профиля, обучающиеся изучают литературу как базовый учебный предмет в объёме – 256 часов.

    Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

    Программа при базовом уровне обучения предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися поставленных целей. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включённого в современную общественную культуру. Литература. 10-11 классы

    Рабочая программа составлена с учётом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (контрольные работы, семинары и т. д.). Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.

    Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию учащегося – читателя, развивает общие креативные способности.

    Рабочая программа предполагает следующие виды самостоятельной работы   учащихся:

    · работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);

    · подготовка к занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и Интернет – информация);

    · составление библиографических карточек по творчеству писателя;

    · подготовка рефератов;

    · работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).

    При организации контроля используются такие формы, как сочинения учащихся, зачёты, устные ответы, доклады, рефераты, исследовательские работы, конкурсы сочинений, литературные викторины, литературные турниры и т.д.

    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ЛИТЕРАТУРА

    1.1. Область применения рабочей программы

    Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» является частью основной  профессиональной образовательной программы в соответствии с  ФГОС  СПО по профессиям ППКРС.

    1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина  входит  в  общеобразовательный цикл.

    1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

    В результате освоения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен знать:

    - образную природу словесного искусства;

    - содержание изученных литературных произведений;

    - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

    - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

    - основные теоретико-литературные понятия.

    В результате освоения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен уметь:

    - воспроизводить содержание  литературного произведения;

    -  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

    - анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой произведения;

    - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

    - определять род и жанр произведения;

    - сопоставлять литературные произведения;

    - выявлять авторскую позицию;

    - выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

    - аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

    - создавать связной текст (устный и письменный) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

    - самостоятельно знакомиться с явлениями  художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

    - определить свой круг чтения и оценки литературных произведений.

    1. 4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

     Максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет — 256 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 171 час, внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 85 часов

    2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

    Вид учебной работы

    Объём часов

    Максимальная учебная нагрузка (всего)

    256

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    171

    в том числе:

       практические занятия

    85

    Самостоятельная работа обучающегося (всего)

    85

    в том числе:

    внеаудиторная самостоятельная работа

    85

    работа с первоисточниками

    30

    работа с электронными каталогами, интернет-информацией

    20

    составление биографических карточек

    17

    подготовка рефератов

    30

    Тематический план

    Вид учебной работы

    Количество часов

    Аудиторные занятия. Содержание обучения.

    Введение

    2

    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

    Развитие русской литературы и культуры в первой половине 19 века

    12

    Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

    74

    Поэзия второй половины XIX века

    10

    Зарубежная литература

    2

    ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

    Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

    16

    Особенности развития литературы 1920-х годов

    14

    Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов

    14

    Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

    3

    Особенности развития литературы 1950—1980-х годов

    14

    Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции)

    2

    Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов

    8

    Итого

    171

    Внеаудиторная самостоятельная работа

    Подготовка рефератов, сообщений, творческих заданий, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.

    85

    Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

    Всего                                                                                                         256


    2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»

    Наименование

    разделов и тем

    Содержание учебного материала

    Объём

    часов

    Уровень

     усвоения

    1

    2

    3

               4

    Введение.

    Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.

    Специфика литературы как вида искусства. Самобытность русской литературы.

    Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке.

    2

           

         1

    Самостоятельная работа обучающихся:

    Подготовка сообщений (по выбору)  для выступления на лекционном занятии:

    Социально-политическая обстановка в России в начале ХIХ века. Влияние идей Великой французской революции на формирование общественного сознания и литературного движения.

    Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения

    1

        2

    Раздел I.

    Литература первой половины XIX века.

    А.С. Пушкин.

    Жизненный и творческий путь.

    Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

    Жизнь и творчество. Гуманизм лирики поэта и ее национально-историческое содержание.Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и Михайловской ссылок.Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти.

    Критики об А.С. Пушкине. В. Г. Белинский о Пушкине.

    2

         

       1

    Практические занятия.

    Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

    2

        2

    Самостоятельная работаобучающихся.

    Рефераты (по выбору):

    А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии.

    Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»).

    Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина («В Сибирь», «Арион», «Анчар»).

    2

       2

    М.Ю. Лермонтов.

    Сведения из биографии. Характеристика творчества. Мотивы лирики.

    Основные мотивы лирики. Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Пророк», «Она не гордой красотой», «К портрету», «Силуэт», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Памяти А. И. Одоевского», «Желание».

    Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, — сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.

    Критики о М.Ю. Лермонтове. В.Г. Белинский о Лермонтове.

    2

         

       1

    Практические занятия.

    Поэма «Демон». «Демон» как романтическая поэма. Противоречивость центрального образа произведения. Земное и космическое в поэме. Смысл финала поэмы, ее философское звучание.

    2

    1,2

    Самостоятельная работаобучающихся.

    Подготовка доклада (по выбору):

    Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).

    Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю. Лермонтова, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие.

    Социально-философская сущность поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», диалектика добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме.

    2

       2

    Н.В. Гоголь.Очерк жизни и творчества. Тема искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет».

     Сведения из биографии.Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев). Теория литературы: Романтизм и реализм.

    2

       

      1

    Практические занятия.

    «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.

    2

      1,2

    Самостоятельная работаобучающихся.

    Подготовка сообщений  для выступления на лекционном занятии:

    Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя.

    Отзыв о повести «Портрет».

    2

        2

    Раздел II.

    Литература второй половины XIX века.

    Русская литература

    второй половины XIXвека.

    Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

    1

        1

    Практическое занятие.

    Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

    1

         2

    И.А. Гончаров.Сведения из биографии.

    «Обломов».

    Сведения из биографии. Общая характеристика романов «Обрыв», «Обыкновенная история».

    «Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера.Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

    Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.).

    Теория литературы: социально-психологический роман.

    2

         1

    Практические занятия.

    Сравнительная характеристика Обломова и Штольца.

    Ольга Ильинская в судьбе героев. «Обломов» как роман о любви.

    Что такое «обломовщина»?

    2

    1,2

    Самостоятельная работа обучающихся.

    Подготовка презентации по творчеству И.А. Гончарова

    Реферат «Роман А.И. Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман».

    2

    2

    А.Н.Островский.

    Сведения из биографии.

    «Гроза» - самое решительное произведение Островского» (Н.А. Добролюбов).

    Социально-культурная новизна драматургии А.Н.Островского. «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

    Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Символика грозы. Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, А.П.Григорьев о драме «Гроза».

    «Бесприданница». Трагическая значимость названия. Развитие темы гибельности красоты при столкновении с миром корысти.

    Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века.

    2

         1

    Практические занятия.

    «Гроза». Жизнь в городе Калинове. Обличение самодурства, невежества и грубой силы (Дикой и Кабаниха – представители «темного царства»). Борьба личности за право быть свободной, за свободное проявление духовных сил и возможностей. (Катерина). Душевная драма Катерины. Забитые и безвольные. Тихон. Борис.

    «Бесприданница». Мотивы искушения, человека – вещи, блеска, одиночества в драме. Образ Паратова. Эволюция женского образа у Островского (Катерина – Лариса). Характеры «хозяев жизни».

         

         4

       1,2

    Самостоятельная работа обучающихся:

    Проблема личности и среды, индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины в драме «Гроза» А.Н.Островского.

    Сочинение по драме «Гроза» (по данным темам).

            3

        2

    И.С.Тургенев.

    Сведения из биографии.

    «Отцы и дети».

    Тургенев-романист. История создания романа «Отцы и дети». Временный и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и её общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя. Полемика вокруг романа. (Д.Писарев, М.Антонович).

      2

      1

    Практические занятия.

    «Отцы» и «дети» в романе. Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими и причины его одиночества. Базаров и Одинцова. Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция.Любовь в романе «Отцы и дети».

    Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

           

       4

    1,2

    Самостоятельная работа обучающихся:

    «Записки охотника» И.С.Тургенева – история создания, проблематика и художественное своеобразие.

    Роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева, его проблематика, идейное содержание и философский смысл.

    И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие.

    Самостоятельное чтение романов И.С. Тургенева  «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо» (1 по выбору).

    3

        2

    Н.Г.Чернышевский.

    Сведения из биографии.

    Роман «Что делать?»

    (обзор).

    Жизненный путь Чернышевского. Н.Г. Чернышевский - вождь революционно настроенной части русского общества, литературный критик и публицист.

    Роман «Что делать?» (обзор). Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции. Изображение «допотопного мира» в романе. Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма». Образ «особенного человека» Рахметова. Роль снов в романе.Смысл финала романа.

    2

           1

    Самостоятельная работа обучающихся:

    Литературно-критическая деятельность Н.Г.Чернышевского.

    Теория «разумного эгоизма», её привлекательность и неосуществимость в романе «Что делать?»

    2

         2

    Ф.И.Тютчев.

    Сведения из биографии.

    Обзор творчества. Особенности поэтического мастерства.

    Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф.И.Тютчев, его видение России и её будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

         1

        1

    Практическое занятие.

    Чтение и анализ стихотворений«Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Нам не дано предугадать…», «К.Б.» («Я встретил Вас – и всё былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…».

    Строгое изящество формы. Ритмическое богатство стиха.

       

     1

       

      2

    Самостоятельная работаобучающихся:

    Душа и природа в поэзии Ф.И.Тютчева.

    Особенности любовной лирики Ф.И.Тютчева, её драматическая напряжённость.

           1

      2

    А.А.Фет.

    Сведения из биографии.

    Обзор творчества. Личность и мироздание

    в лирике А.А. Фета.

    Стихотворения: «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Ещё майская ночь…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты её не буди..», «Это утро, радость эта…», «Вечер» и др.

    Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета.

          1

           1

    Практическое занятие.

    Сопоставительный анализ стихов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Особенности поэтического стиля Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

          1

        2

    Самостоятельная работа обучающихся:

    Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А.Фета.

    1

       2

    А.К. Толстой.Очерк жизни и творчества.

    Практические занятия.

    Чтение и анализ стихотворений: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Колокольчики мои…», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Тебя так любят все; один твой тихий вид...», «Минула страсть, и пыл ее тревожный…», «Ты не спрашивай, не распытывай...».

          2

            1, 2

    Н.А.Некрасов.

    Очерк жизни и творчества. Лирика Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

    Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобливый поэт…», «Внимая ужасам войны…».

    Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х-50-х и 60-х-70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразность интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.

           2

    1

    Практические занятия.

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (изучение отдельных глав). Смысл названия. Путешествие как приём организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство в изображении народной жизни. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Сатирическое изображение помещиков.

     Проблема счастья и смысла жизни в поэме.

         

     2

    1, 2

    Самостоятельная работа обучающегося:

    Некрасов – организатор и создатель нового «Современника».

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.

           2

        2

    М.Е.Салтыков-Щедрин.

    Сведения из биографии.

    «История одного города» - сатирическое изобличение государственной бюрократической системы в России. Сказки. Художественные особенности сказок.

    «Прокурор общественной жизни». Очерк жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.

    «История одного города»(обзор). (Главы:«Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приёмы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности.

           2

       1

    Практические занятия.

    «Сказки». Злободневность, политическая острота сказок. Приём гротеска в сатирическом произведении. Роль гротеска в характеристике героев.Обличение обывательщины и трусости, самодурства, произвола, паразитизма, невежества и пустословия в сказках Салтыкова-Щедрина.Комплексный анализ сказки «Совесть пропала».

         

       2

       1, 2

    Самостоятельная работа обучающихся:

    М.Е.Салтыков-Щедрин – сотрудник и редактор «Современника» и «Отечественных записок».

           2

      2

    Н.С. Лесков.Сведения из биографии.

    Повесть «Очарованный странник».

    Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.

         

          2

       

        1

    Самостоятельная работа обучающихся.

    Н.С. Лесков и его сказания о правдоискателях и народных праведниках («Соборяне», «Очарованный странник», «Левша»).

          2

      2

    Ф.М.Достоевский.

    Сведения из биографии.

    Роман «Преступление и наказание».

    «Преступление и наказание» - своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и её опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.  Идея «двойничества». Страдание и очищение  в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

           2

    1

    Практические занятия.

    Петербург Достоевского как символ равнодушного отношения к человеку. Социальная функция городского пейзажа.

    Теория Раскольникова, её смысл. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Античеловеческий характер теории Раскольникова.

    Крушение идеи Раскольникова, наказание преступника.

    «Двойники» Раскольникова Лужин и Свидригайлов, их роль в романе.

    Женские образы в романе. Раскольников и Соня. Последние страницы романа. Воскрешение человека через любовь.

    Художественное своеобразие романа.

         

       4

    1,2

    Самостоятельная работа обучающихся:

    Роман «Преступление и наказание», постановка и решение в нём проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбу мира.

    Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» и пути духовного возрождения.

    Сочинение по роману «Преступление и наказание».

          3

     2

    Л.Н.Толстой.

    Жизненный и

    творческий путь.

    Духовные искания

    писателя.Роман – эпопея «Война и мир».

    «Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Проблема истинного и ложного патриотизма в рассказах. Утверждение духовного начала в человеке. Обличение жестокости войны. Особенности поэтики Толстого. Значение « Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого.

    Роман – эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души».

    Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира».

    Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Идейные искания Толстого.

    Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».Мировое значение творчества Л.Н. Толстого.

    4

            1

    Практические занятия.

    «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности.Значение образа Платона Каратаева. Картины войны 1812 года. Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Смысл резкого противопоставления этих героев. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Осуждение жестокости войны в романе. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Любовь, красота, место женщины в семье и обществе в понимании Толстого. Наташа Ростова и Мария Болконская. Их роль и судьба.Картины природы в романе. Мастерство Толстого - художника.

       8

    1, 2

    Самостоятельная работаобучающихся:

    «Война и мир» Л.Н.Толстого. Замысел, проблематика, система образов.

    «Дорога чести» князя Андрея.

    Сочинение по роману «Война и мир» по данным темам.

    6

     2

    А.П.Чехов.

    Очерк жизни и творчества. Раннее творчество Чехова.

    Чехов – драматург. Особенности чеховской драматургии. «Вишневый сад».

    «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Палата №6».

    Комедия «Вишнёвый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества.

    Художественное совершенство рассказов А.П.Чехова. Новаторство А.П.Чехова. Периодизация  творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортёр. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

    Комедия «Вишнёвый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества.  «Вишнёвый сад» - вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль Чехова в мировой драматургии театра.

          2

    1

    Практические занятия.

    Обличение пошлости и мещанства в рассказе «Ионыч».Тема омертвления и гибели человеческой души под влиянием пошлости и мещанства.

    Пьесы Чехова, их новаторство и художественное своеобразие. Подтекст и его роль. Ремарки. «Вишнёвый сад». Смысл названия пьесы. Сюжет и подтекст. Своеобразие жанра. Герои пьесы, их судьбы. Дворянство в пьесе. Раневская, Гаев. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления – основа конфликта пьесы.

    Раневская, Гаев, Лопахин. Внесценические персонажи. Тема будущего в пьесе. Молодое поколение. Образ сада.

          4

    1, 2

    Самостоятельная работаобучающихся:

    Мечта А.Чехова о красоте человеческих отношений, отрицание пошлости, бездуховности в его рассказах.

    Поиски положительного героя и идеалов А.П. Чехова в рассказах («Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Попрыгунья»).

    Новаторство чеховской драматургии.

    Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад».

     2

      2

    Зарубежная литература (обзор).

    «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм, символизм в произведениях. В. Шекспир «Гамлет». Гамлет — образ человека Нового времени.О. Бальзак «Гобсек».Краткие сведения о жизни и творчестве. Изображение в повести губительной силы и власти денег. Проблема нравственной стойкости человека.

       

      2

       

     1

    Самостоятельная работа обучающихся.

    Западноевропейская литература XIX века: основные направления, методы, стили, имена. «Вечные образы» мировой литературы.

    Романтизм в литературе Западной Европы: своеобразие романтической традиции, основные имена (Э.Т.А. Гофман, В.Гюго).

     Формирование реализма в западноевропейской литературе и его основные «открытия»: новые имена и новые герои (О.де Бальзак, Ч. Диккенс, Стендаль).

         

    2

      2

    Раздел III.

    Литература на рубеже веков.

    Литература на рубеже 19-20 в.в.

    Культурно-исторический процесс  рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе.

    Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии.

          2

            1

    Самостоятельная работа обучающихся.

    Многообразие литературных течений.

    Новаторство литературы начала XX века.

          1

         2

    Поэзия начала  XX века.

    Проблема традиций и новаторства в литературе начала  XX века; формы её разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.

    Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

    Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом.Понимание символа символистами.

         В.Я. Брюсов. Сведения из биографии. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

    К.Д. Бальмонт. Сведения из биографии. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений). Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

         А. Белый. Сведения из биографии. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений). Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

    Н.С.Гумилёв. Сведения из биографии. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Героизация действительности в поэзии Гумилёва, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилёва.

    И. Северянин. Сведения из биографии. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

    В.В. Хлебников. Сведения из биографии. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений). Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ. Крестьянская поэзия.

    Н.А. Клюев. Сведения из биографии Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений). Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

    4

    1

    Практические занятия.

    Семинар по теме: Поэты-символисты, особенности их лирики.

    Семинар по теме: Поэты-акмеисты, особенности их лирики.

    Анализ лирического произведения поэта Серебряного века.

          4

       2

    Самостоятельная работаобучающихся:

    Акмеизм как течение в литературе, его представители.

    Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика.

    4

       2

    Литература русского

    Зарубежья. И.А.Бунин.

    Жизнь и творчество.

    Краткий очерк жизни и творчества.Рассказы: «Лёгкое дыхание», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско». Кризис цивилизации в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

    Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символистическое в прозе и поэзии.

    2

            1

    Практические занятия.

    Лирика. Чтение и анализ стихотворений: «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!…», «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час…», «Ковыль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…».

    Анализ рассказов «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание».

    Герои, их романтичное и трагическое чувство. Неожиданность финала, концентрированность повествования как характерная черта рассказов Бунина.

          2

        2

    Самостоятельная работаобучающихся:

    Мотивы бессмертия души в творчестве И.А.Бунина.

       

      2

          2

    А.И.Куприн.

    Сведения из биографии.

    Жизнь и творчество писателя.

    Рассказ «Олеся».Внутренняя цельность и красота «природного» человека.«Поединок». Мир армейских  отношений как отражение духовного кризиса общества.

    Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества.

          2

            1

    Практические занятия.

    Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.

    Аннотация к рассказу «Гранатовый браслет».

          2

        1, 2

    Самостоятельная работаобучающихся:

    Утверждение высоких и нравственных идеалов в творчестве А.И.Куприна.                                                                                                                                      

     

        2

          2

    Аркадий Аверченко.

    Сведения из биографии.

    Объекты сатиры предвоенной России. Редактор журнала «Сатирикон». Эмигрантская сатира в сборнике «Дюжина ножей в спину революции».

          2

             1

    Раздел IV.

    Литература первой половины XX века.

    М.Горький.

    Сведения из биографии.

    Ранние рассказы.

    Пьеса «На дне».

    Ранние рассказы: «Челкаш», «Старуха Изергиль».Художественный мир А.М. Горького. Философско-эстетический идеал личности в раннем творчестве писателя. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ её воплощения.

          2

         1

    Практические занятия.

    Аналитическая работа над ранними рассказами А. Горького «Старуха Изергиль». Романтический пафос рассказа “Старуха Изергиль”. Автор и герои рассказа.

    Горький - драматург. “На дне”. Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Споры о человеке в пьесе М. Горького. “Три правды” в пьесе и их трагическое столкновение (Бубнов, Лука, Сатин). Жертвы грязного мира (Настя, Наташа). Авторская позиция и способы ее выражения в драме. Новаторство Горького - драматурга. Горький и Художественный театр.

          4

       1, 2

    Самостоятельная работаобучающихся:

    Автобиографические повести М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты».

    Концепция человека в драматических произведениях М.Горького.

    3

       2

    А.А.Блок.

    Жизнь и творчество. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».  

    Поэма «Двенадцать».

    Стихотворения: «Вхожу я в тёмные храмы», «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

    Жизнь и творчество поэта. Блок и символизм. Сложность восприятия поэтом революции. Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема Родины, тревога за судьбу России.

    Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме.

          2

            1

    Практические занятия.

    Чтение и анализ стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», «Вхожу я в тёмные храмы», «Незнакомка», «О доблестях, о подвиге, о славе».

    Поэма «Двенадцать»: сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и её герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

          4

        1, 2

    Самостоятельная работаобучающихся:

    Тема исторических судеб России в творчестве А.А.Блока.

    Поэзия Блока - выдающееся явление русской литературы.

         

        3

         2

    В.В.Маяковский.

    Сведения из биографии. Поэтическая новизна ранней лирики. Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос».

    Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Письмо товарищу Кострову о сущности любви», «Прозаседавшиеся», «Облако в штанах», «Письмо Татьяне Яковлевой».

    Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблема духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращённых».

          2

          1

    Практические занятия.

    Переплетение реального и фантастического в сатире Маяковского. Злободневность сатиры Маяковского в наши дни.

         Тема поэта в поэзии. Стихотворение “Разговор с фининспектором о поэзии”. Вступление к поэме “Во весь голос”.

    Образ поэта - труженика, поэта - бойца. Обличение мещанской поэзии и “чистого искусства”.

    Общественное и литературное значение поэзии Маяковского.

         2

      1, 2

    Самостоятельная работа обучающихся:

    Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской» любви в лирике В.Маяковского.

       

         2

       2

    С.А.Есенин.

    Сведения из биографии.

    Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письма к женщине».

    Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы Родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.

       2

            1

    Практические занятия.

    «Анна Снегина». Автобиографичность поэмы. Лиризм сюжета. Судьба человека и Родины в поэме. Лирика Есенина в музыке советских композиторов.

          2

      1, 2

    Самостоятельная работаобучающихся:

    Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины.

         

         2

        2

    Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы.

    Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы.

    Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (М.Волошин, А.Ахматова, М.Цветаева, Н.Тихонов, Э.Багрицкий, М.Светлов и др.).

    Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева.

    Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Тихий дон» М. Шолохова, «Конармия» И. Бабеля, «Голый год» Б. Пильняка, «Россия, кровью умытая» А. Веселого и др.).

    Поиски нового героя эпохи («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева, «Цемент»

    Ф. Гладкова, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Аэлита» А. Толстого и др.).

    Интеллигенция и революция в литературе 20-х годов («Города и годы» К. Федина, «Хождение по мукам» А. Толстого, «В тупике» В. Вересаева, «Конармия» И. Бабеля и др.).

    Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.).

    Становление жанра романа - антиутопии в 20-е годы - свидетельство нарастающей тревоги за будущее («Мы» Е. Замятина, «Чевенгур» А. Платонова).

          2

             1

    Самостоятельная работа обучающихся:

    Альтернативная публицистика 20-х годов («Грядущие перспективы» М. Булгакова, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Письма Луначарскому» В. Короленко, «Окаянные дни» И. Бунина и др.).

         

          1

         2

    А.Фадеев.

    Сведения из биографии.

    «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг романа.

    Теория литературы: проблема положительного героя в литературе.

          2

            1

    И.Э.Бабель.

    Сведения из биографии.

    Жизнь и творческий путь И.Э. Бабеля.

    Рассказы: «Мой первый гусь», «Соль». Проблематика и особенности поэтики, прозы Бабеля. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.

    Теория литературы: развитие понятия о рассказе.

    2

            1

    Практическое занятие.

          «Конармия» - цикл рассказов о гражданской войне, об увиденном и пережитом в Первой Конной. Отказ Бабеля от привычных описаний боев, лакировки и упрощения действительности. Передача писателем драматической напряженности первых лет революции, взрыва проснувшейся человеческой энергии, драматического столкновения сменявших друг друга миров. Реалистическое изображение конармейцев. «Конармия» - «летопись будничных злодеяний».

          2

      1, 2

    Литература 30-х годов.

    М.Зощенко.

    Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов. Единство и многообразие русской литературы. Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации. Сатирическое обличение нового быта (М.Зощенко).

          2

            1

    Самостоятельная работаобучающихся:

    Героика Октября и гражданской войны в романе Н.Островского «Как закалялась сталь».

         

         2

        2

    О.Э. Мандельштам. Сведения из биографии.

    «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим».

    Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама.

    Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

          2

            1

    Самостоятельная работа обучающихся.

    Сложность творческих поисков и трагичность судеб русских писателей и поэтов: А. Ахматова, Б. Пастернак, О. Мандельштам, Н. Заболоцкий.

       

         2

         2

    М.А.Булгаков.

    Сведения из биографии.

    Роман «Белая гвардия».

    Жизненный и творческий путь М.А. Булгакова. Личность писателя, новизна тематики и направленность его творчества. Трагическая судьба произведений Булгакова.

    Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа.

    Честь – лейтмотив произведения. Тема «Дома» как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».

          2

       1

    Практические занятия.

    «Дни Трубиных» - пьеса по роману «Белая гвардия». Судьба романа и пьесы. Тема дома и семьи. Образ города, метели, тумана. Тема бездорожья в романе. Смысл образа «Нового неба» в эпилоге. Особая роль автора-повествователя.

          2

    1, 2

    Самостоятельная работаобучающихся:

    Своеобразие композиции романа «Белая гвардия».

    Внеклассное чтение любого произведения (по выбору). «Мастер и Маргарита», «Записки юного врача», «Морфий».

    Традиции русской литературы  в творчестве М. Булгакова.

          4

        2

    М.А.Шолохов.

    Сведения из биографии.

    «Донские рассказы». Мир и человек в рассказах М.Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М.Шолохова.

    «Тихий Дон». Роман – эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны.Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.

          2

             1

    Практические занятия.

    Природное и историческое время в романе «Тихий Дон». «Воина и мир» Толстого и «Тихий Дон» Шолохова. Война на страницах Шолохова.Судьба и характер Григория Мелехова.Жизненные искания Григория Мелехова. Любовные линии в романе. Семья в романе.

    Своеобразие художественной манеры писателя.

          4

        2

    Самостоятельная работаобучающихся:

    М.А. Шолохов – создатель эпической картины народной жизни в «Донских рассказах».

    Военная тема в творчестве М.А.Шолохова.

        3

        2

    А.А.Ахматова.

    Жизненный и

    творческий путь.

    Психологическая глубина и яркость лирики А. Ахматовы. Поэма «Реквием».

    Стихотворения: «Смятение», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Сжала руку под тёмной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Родная земля», «Мне голос был». Поэма «Реквием».

    Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.

    Тема любви к родной земле, к Родине, к России.

    Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

    Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

          2

             1

    Практические занятия.

    Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. А. Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...»

    Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Приморский сонет» и другие стихотворения

          Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

          4

       1, 2

    М.И.Цветаева.

    Сведения из биографии.

    Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», («Имя твоё – птица в руке»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…».

    Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряжённый монолог-исповедь.

    Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

          2

            1

    Практическое занятие.

    Чтение и анализ стихотворений «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», («Имя твоё – птица в руке»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…».

          2

    1, 2

    Литература периода  Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

    Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Песни военных лет (С.Соловьёв-Седой, В.Лебедев-Кумач, И.Дунаевский и др.).

    Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О.Берггольц, К.Симонов, А.Твардовский, А.Сурков, М.Исаковский, М.Алигер, Ю.Друнина, М.Джалиль и др.)

    Публицистика военных лет: М.Шолохов, И.Эренбург, А.Толстой.

    Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова.

          2

            1

    Б.Л.Пастернак.

    Сведения из биографии.

    Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь».

    Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути -ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и лёгкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.

          2

       1

    А.Т.Твардовский.

    Сведения из биографии.

    Стихотворения: «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «В тот день, когда окончилась война…». Поэма «По праву памяти».

    Тема войны и памяти в лирике А.Твардовского. Утверждение нравственных ценностей. Поэма «По праву памяти» - искупление и предостережение, поэтическое и гражданское осмысление трагического прошлого.

    Художественное своеобразие творчества А.Твардовского.

    Теория литературы: традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии.

           2

             1

    Раздел V.

    Литература второй половины XX века.

    Литература 50-х-80-х годов (обзор).

    XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе.

    Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Богомолов «Момент истины», В.Кондратьев «Сашка» и др. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Быкова «Сотников», Б.Окуджавы «Будь здоров, школяр» и др.

    Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова и др.

    «Городская проза». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.

    «Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, и др.

    Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина «Пять вечеров», А. Арбузова «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розова «В добрый час», «Гнездо глухаря», А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» и др.

    Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

    Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность,  искренность,  внимание к личности;  методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора,

    В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

          2

            1

    Самостоятельная работа обучающихся.

    Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.

    Автобиографическая литература. К. Паустовский, И. Эренбург.

    Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др.

     

        2

        2

    А.И.Солженицын.

    Сведения из биографии.

    Повесть «Один день Ивана Денисовича».

         Жизнь и творчество (обзор).

    «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А.Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.

          2

        1

    Самостоятельная работаобучающихся:

    «Архипелаг ГУЛАГ» - «лагерная» проза А.И.Солженицына.

         

           2

        2

    В.Т. Шаламов. Сведения из биографии.

    Жизнь и творчество (обзор).

    «Колымские рассказы» (два рассказа по выбору). Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

         

         2

       

         1

    В.М.Шукшин.

    Сведения из биографии.

    Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский приём». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В.Шукшина.

          2

            1

    Самостоятельная работа:

    Многообразие народных характеров в творчестве В.Шукшина.

         

          2

      2

    В.П.Астафьев.

    Сведения из биографии.

    Повесть «Царь-рыба». Социальные и экономические проблемы в жизни общества. Нравственная взыскательность, бескомпромиссность писателя. Смелость и правдивость в постановке острых социальных проблем.

          2

             1

    В.Г.Распутин.

    Сведения из биографии.

    Повесть «Живи и помни». Тема нравственной ответственности человека. Проблема нравственного здоровья народа.

          2

             1

    Самостоятельная работа:

    Повесть В.Г.Распутина  «Прощание с Матёрой» - предвидение опасности утраты исторической памяти.Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

         2  

        2

    Поэзия 60-х годов:

    Н.М.Рубцов.

    Сведения из биографии.

    Практические занятия.

    Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние», «Я буду долго гнать велосипед», «Тихая моя Родина».

    Тема родины в лирике поэта, острая боль за её судьбу, вера в её неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

          2

            1, 2

    Самостоятельная работа:

    Развитие есенинских традиций в книгах Н.Рубцова «Звезда полей», «Душа хранит».

       

        1

        2

    Авторская песня.

    Её место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества В.Высоцкого, Б.Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.

          2

            1

    Самостоятельная работа:

    Песенное творчество А.Галича, Ю. Визбора.

    2

      2

       

    Из литературы народов России.

    Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга (обзор).

    Лирика МустаяКарима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство — самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики МустаяКарима.

          1

            1

    Практическое занятие.

    Стихотворения: «Подует ветер — все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». Чтение и анализ стихотворений.

          1

      2

    Самостоятельная работа обучающихся.

    Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова.

    Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

          2

      2

    Русская литература последних лет (обзор)

    Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

          2

            1

    Самостоятельная работа обучающихся.

    Условно-метафорические романы В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Чапаев и пустота».

    Развитие жанра детектива в конце ХХ в.

          2

         2

    Зарубежная литература (обзор).

    Художественный мир зарубежной литературы XX века.

    Э.М. Хемингуэй.Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).

    Э.М. Ремарк.«Три товарища» (обзорное изучение романа). Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь.

          2

             1

    Самостоятельная работа обучающихся.

    Западноевропейская и американская литература XX века: основные тенденции развития и «культовые» имена.

    Влияние А.П. Чехова на драматургию Д.Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров.

       

          2

        2

    Итоговая контрольная работа.

          1

            3

    итого

      256 час.


    3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

    Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета литературы.

    Оборудование учебного кабинета:

    - посадочные места по количеству обучающихся;

    - рабочее место преподавателя;

    - комплект учебно-наглядных пособий;

    - дидактический раздаточный материал, в том числе задания для текущего, промежуточного и итогового контроля.

    Технические средства обучения:

    - компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

    - экран;

    - DVD – проигрыватель, видеомагнитофон.

    3.2. Информационное обеспечение обучения.

    Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

    Основные источники:

    1) Художественные тексты изучаемых произведений.

    2) Лебедев Ю.В. Русская литература. XIX в. (ч.1,2). 10 кл. – М., 2009.

    3) Русская литература XIX в. Учебник-практикум. (ч.1,2,3) 10 кл./ Под ред. Ю.И.Лысого. – М.,2003.

    4) Русская литература XIX в. (ч.1,2,3) 10 кл./ Программа под ред. Обернихиной Г.А. М., 2005.

    5) Русская литература XX в. (ч.1,2,3) 11кл./ Под ред. В.П.Журавлёва.

    6) Агеносов В.В. и др. Русская литература XX в. (ч.1,2) 11кл. – М., 2009.

    Дополнительные источники:

    1. Литература под ред. В.К.Сигова. Сред.профессиональное образ. М.,ДРОФА, 2011.

    2. Литература. 10-11 классы. Тематические тесты. Тимохина И.В. изд. Учитель, 2011.

    3. Бережная И.Д. Литература. 10-11 классы: текущий контроль знаний: тесты, зачёты, задания. Изд. Учитель, 2008.

    4. Интернет-ресурсы:

    - сайт Коллекция единых информационных образовательных ресурсов;

    - Википедия (свободная энциклопедия)

    - Образовательный портал «Слово».

    4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
    ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, контрольных работ, а также выполнения обучающими индивидуальных заданий, исследований, проектов.

    Результаты обучения

    (освоенные умения, усвоенные знания)

    Формы и методы контроля

    и оценки результатов обучения

    - освоение знаний о современном состоянии развития литературы как науки;

    - знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;

    - овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

    - развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

    - воспитание убеждённости в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;

    - применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

    устный опрос.

    творческая работа, сочинение-миниатюра, составление библиографических карточек.

    контрольные тесты, работа с Интернет, с электронными каталогами.

    внеаудиторная самостоятельная работа.

    устный опрос.

    работа с первоисточниками.

    работа со словарями, энциклопедиями, справочниками.

    подготовка рефератов, семинары, зачётные занятия.

    Итоговый контроль в форме зачёта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»

    Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»...

    ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»

    ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«русский язык и литература. литература» для профессиональных образовательных организаций...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»

    Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Русский язык и литература» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

    Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образо...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА

    Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература.» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную про...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и литература.» с получением среднего общего образования для профессий 15.01.29 «Контролер станочных и слесарных работ» 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» 43.01.02 «Парикмахер» 29.01.05 «

    Программа общеобразовательной дисциплины " Русский язык и литература" предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательну...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и литература с получением среднего общего образования для профессий 15.01.25 «Станочник ( металлообработка)» 15.01.30 «Слесарь» 15.01.29 «Контролер станочных и слесарных работ» 43.01.02 «Парикмахер» 29.0

    Программа общеобразовательной дисциплины " Русский язык и литература" предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательну...