Межпредметные связи между структурными элементами программ профессиональной подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих
презентация к уроку на тему

Трунов Алексей Иванович

Презентация «Межпредметные связи между структурными элементами программ профессиональной подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих» подготовлена для выступления на семинаре по теме «Межпредметные связи между структурными элементами программ профессиональной подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих» в рамках областного методического объединения для педагогических работников профессий/специальностей, состоявшегося 17 ноября 2016 года на базе ГПОУ ЯО Переславского политехнического колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mps.ppsx1007.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Межпредметные связи между структурными элементами программ профессиональной подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих» Семинар « Межпредметные связи между структурными элементами программ профессиональной подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих» в рамках областного методического объединения для педагогических работников профессий/ специальностей. 17.11.2016 1 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК

Слайд 2

История 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 2 О необходимости учета взаимосвязи между дисциплинами говорится в трудах выдающихся педагогов 18-19 веков Я.А.Коменского, Д.Локка, И.Г. Песталлоции , И.Ф. Гербарта , а также в трудах русских просветителей 19-20 веков В.Г. Белинского, В.Ф. Одоевского, К.Д. Ушинского.

Слайд 3

30-е годы 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 3 В начале 30-х гг. при введении новых программ, построенных на предметной основе, предполагалось устранение «неувязок» между предметами. П. Н. Груздев, П. Н. Шимбирёв , И. Т. Огородников, М. А. Данилов, Б. П. Есипов и др. раскрывали дидактические аспекты проблемы межпредметных связей.

Слайд 4

50-е годы 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 4 Теория « межпредметных связей» разрабатывалась с позиций активизации учебной деятельности учащихся (Б. Г. Ананьев и др.). Была создана «координационная сетка», в которой отразились этапы развития фундаментальных понятий по всем программам школьного обучения. Она помогала использовать материал одного предмета при изучении другого.

Слайд 5

50…60-е годы 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 5 О необходимости осуществления межпредметных связей говорят М.Н. Скаткин . Э.И. Моносзон , Ш.И. Ганелин, С.Е. Драпкина и др.

Слайд 6

В дальнейшем 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 6 Разработкой « межпредметных связей» занимались Е.С.Маркова, А.Н.Пинский , М.Н. Скаткин , А.В.Усова, Н.М. Черкес-Заде и др. У данных исследователей « межпредметные связи» выступают как средство и условие обучения, как метод учебно-познавательной деятельности, как принцип построения дидактических систем.

Слайд 7

Определения 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 7 А.И. Гурьев. В широком смысле слова: « Межпредметные связи есть основополагающий принцип дидактики , способствующий координации и систематизации учебного материала, формирующий у учащихся общенаучные ( общепредметные ) знания, умения, навыки и способы их получения в различных видах деятельности и реализующийся через систему нормативных функций и общих методов познания природы совместными усилиями учителей различных предметов».

Слайд 8

Определения 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 8 Гайдуков И.И.: « Межпредметные связи – это дидактическое условие , обеспечивающее всестороннее, систематическое и последовательное отражение в структуре и содержании учебного предмета объективных взаимосвязей, существующих между всеми предметами учебного плана и их приложениями в жизни.

Слайд 9

В.А. Скакун 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 9 Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ: Метод, пособие, —М.: Высш . шк ., 1987. 272 с.: ил. Межпредметные связи — явление многогранное, разнохарактерное, разнофункциональное . Поэтому так много различных, зачастую противоречивых толкований сущности этого понятия и его места в учебном процессе.

Слайд 10

Объективная сторона 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 10 межпредметных связей находит отражение в определении содержания обучения и учитывается при разработке учебных планов и программ, составлении учебников, учебных и методических пособий по соответствующим учебным предметам и дисциплинам.

Слайд 11

Объективная сторона 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 11 отражает принцип систематичности. Знания, полученные учащимися при изучении одного или нескольких предметов, являются основой, для изучения других или закрепляются при их изучении.

Слайд 12

Субъективная сторона 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 12 Осуществление межпредметных связей непосредственно в ходе учебного процесса, и прежде всего при сообщении новых знаний.

Слайд 13

Образовательный процесс 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 13 должен восприниматься обучающимися как единый взаимосвязанный комплекс. Однако учащиеся сами не всегда соотносят знания, полученные на уроках по различным предметам, не устанавливают связей между ними.

Слайд 14

Учащиеся 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 14 воспринимают и усваивают материал каждого предмета в соответствии с той логикой, какую предлагает им учебник и преподаватель. Поэтому необходима целенаправленная работа всех преподавателей и мастеров, система продуманных приемов, которые способствовали бы установлению этих связей в сознании учащихся и охватывали все стороны педагогического воздействия на них.

Слайд 15

В практике 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 15 учебной работы межпредметные связи нередко рассматриваются главным образом с позиций только содержания изучаемого материала. Преподаватели в большинстве случаев понимают межпредметные связи как использование знаний, полученных учащимися при изучении других предметов, для более полного и глубокого раскрытия своего предмета .

Слайд 16

И ЭТО ПРАВИЛЬНО 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 16 утверждает В.А. Скакун, но односторонне. Межпредметные связи нужно трактовать значительно шире — как систему, имея в виду их всеобщий многогранный характер.

Слайд 17

Рассматривая сущность 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 17 межпредметных связей, необходимо за основу брать объект процесса обучения, т. е. учащегося. В этом случае сфера действия межпредметных связей может быть значительно расширена и охватывать не только изучение взаимосвязанных предметов, но и всех предметов (ОД, ОПД, МДК, УП, ПП) , а следовательно, и деятельность всех преподавателей и мастеров, участвующих в учебном процессе.

Слайд 18

В.А. Скакун 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 18 «ориентировочно» выделяет следующие типы межпредметных связей (таблица 1) : по содержанию изучаемого учебного материала; по формируемым умениям; по методам и средствам обучения; по методам и средствам воспитания и развития учащихся.

Слайд 19

В.А. Скакун 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 19 подчеркивает, что приведенная таблица не исчерпывает всех возможностей способов и форм осуществления межпредметных связей в процессе обучения и должна рассматриваться как примерная.

Слайд 20

В подготовке 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 20 квалифицированных рабочих и служащих, а так же специалистов, особое значение имеет связь теории и практики. Наиболее ярким проявлением этого является связь специальных дисциплин (МДК) и учебной практики (производственного обучения).

Слайд 21

В подготовке 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 21 квалифицированных рабочих и служащих, а так же специалистов, особое значение имеет связь теории и практики. Наиболее ярким проявлением этого является связь специальных дисциплин (МДК) и производственного обучения (учебной практики).

Слайд 22

Связи 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 22 между содержанием отдельных дисциплин и МДК часто носят опосредованный, косвенный характер. Связи между учебной практикой и специальными дисциплинами, как правило, непосредственные, прямые: по логике построения, по времени изучения аналогичных тем, по содержанию учебного материала.

Слайд 23

Умения и навыки 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 23 учащихся при выполнении учебно-производственных заданий в процессе производственного обучения являются, как выразился В.А. Скакун, «мерилом» осознанности, прочности, эффективности усвоения знаний специальных дисциплин и должны рассматриваться как основной фактор обратной связи в системе: МДК — учебная практика.

Слайд 24

Органические 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 24 межпредметные связи между МДК и учебной практикой, взаимосвязи в работе между преподавателями специальных дисциплин и мастерами производственного обучения являются залогом качественной подготовки квалифицированных рабочих .

Слайд 25

В.А. Скакун 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 25 рекомендует особо уделять внимание отбору учебного материала, изучаемого на уроках специальных дисциплин (МДК) и в процессе учебной практики.

Слайд 26

Несмотря 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 26 на четко определенное содержание дисциплин и МДК в учебных программах, в практике учебной работы часто бывает так, что на уроках по специальным дисциплинам преподаватели много внимания уделяют изучению простых инструментов и приспособлений, а также элементарных приемов выполнения работ.

Слайд 27

Мастера п.о. 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 27 в свою очередь на вводных инструктажах много внимания уделяют теоретическим обоснованиям приемов, операций и способов выполнения работ по профессии.

Слайд 28

И те и другие 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 28 расценивают это как факт установления межпредметных связей. Однако такое дублирование не приносит никакой пользы, больше того — отвлекает каждого от своих прямых обязанностей.

Слайд 29

Задача мастера п.о. — 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 29 научить учащихся выполнять работы, характерные для их профессии.

Слайд 30

Задача преподавателя СД — 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 30 дать учащимся знания научных основ современной техники и технологии, необходимые для сознательного, прочного и глубокого овладения профессией.

Слайд 31

Исходя из этих задач 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 31 каждый из них должен правильно определить свою роль в подготовке квалифицированных рабочих и соответственно отобрать учебный материал, подлежащий изучению.

Слайд 32

Термин 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 32 « межпредметные связи» часто употребляют рядом с другим родственным ему по характеру термином « внутряпредметные связи».

Слайд 33

Внутрипредметные связи — 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 33 это связь по содержанию и логике построения и изучения материала одного предмета. Они проявляются в построении системы уроков по теме и дисциплине в целом, в опоре на ранее изученное, в общей логике изучения дисциплины.

Слайд 34

Заключение 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 34 Межпредметные связи выполняют методологическую функцию, включают учащихся в оперирование познавательными методами, имеющими обшенаучный характер (абстрагирование, моделирование, аналогия, обобщение и т. д.) и расширяют область предметного познания.

Слайд 35

Заключение 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 35 Межпредметные связи стимулируют лучшее усвоение материала, способствуют развитию мышления, повышают интерес к предмету, влияют на повышение качества знаний, формируют умение использовать учебную литературу, анализировать, сопоставлять факты из различных областей знаний.

Слайд 36

Заключение 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 36 Реализация межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе способствует его эффективности, единству взаимосвязей различных систем знаний и умений, формированию общих и профессиональных компетенций.

Слайд 37

Спасибо за внимание! 17.11.2016 Подготовил Трунов А.И. ГПОУ ЯО ППК 37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...

Методическая разработка по теме"Исследовательская деятельность на уроках математики в группах подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, служащих"

Методическая разработка по теме"Исследовательская деятельность на уроках математики в группах  подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, служащих"....

Комплект контрольно-оценочных средств по общепрофессиональной учебной дисциплине ОП. 08 Основы автоматики и элементы систем автоматического управления основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (ОПОП ПССЗ)

Комплект оценочных средств разработан в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП. 08 Основы автоматики и элементы систем автоматического управления, положением о контрольно-оценоч...

М етодическая разработка "Исследовательская деятельность на уроках математики в области профессиональной подготовки специалистов среднего звена с учетом требований Wordskills"

Методическая разработка "Исследовательская деятельность на уроках математики в области профессиональной подготовки специалистов среднего звена с учетом требований Wordskills""...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.11 ФИЗИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Квалификации: СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ С

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу средн...