Роль практики в формировании общих и профессиональных компетенций у студентов (на примере специальности 49.02.01 Физическая культура)
статья по теме

В связи с переходом на новые образовательные стандарты в подготовке специалистов среднего звена возрастает роль практики. Практикоориентированный подход к обучению привёл к увеличению количества часов на прохождение разных видов практики обучающимися. Этот вид деятельности стал важным звеном в подготовке современных специалистов, так как именно в этот период формируются и совершенствуются общие и профессиональные компетенции студентов. Автор данной статьи, опираясь на анализ своего опыта, рассматривает значимость разных видов практики  для формирования квалифицированного специалиста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_pechat_kanyukova_l.v.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль практики в формировании общих и профессиональных компетенций у студентов (на примере специальности 49.02.01 Физическая культура)

Канюкова Людмила Васильевна, преподаватель спецдисциплин

ГБПОУ НАО «Нарьян -Марский социально-гуманитарный колледж им. И.П. Выучейского».

        Внедрение федерального государственного образовательного стандарта в профессиональных образовательных учреждениях доказало  необходимость реализации  компетентностного подхода в обучении. Новые образовательные результаты - это сформированные  у выпускников общие и профессиональные компетенции, а также приобретённый ими практический опыт.

           Сегодня быть компетентным специалистом - значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества  в  конкретной профессиональной деятельности, ситуации, в том числе и нестандартной.

        Формирование компетенций будущего специалиста начинается с первого курса в ходе изучении дисциплин и профессиональных модулей. Одним из важных направлений подготовки профессионала  является практика. Она обеспечивает студенту социализацию в профессиональной среде и формирует у него  целостное представление о компетентном специалисте. Практика как одно из важных направлений в подготовке современного специалиста играет огромную роль в формировании профессиональных и общих компетенций современного специалиста.

              В работе мы рассмотрели организацию практики в ГБПОУ НАО "Нарьян-Марском социально-гуманитарном колледже имени И.П. Выучейского"  по специальности 49.02.01 Физическая культура. Являясь центральным звеном в системе подготовки специалистов в области физического воспитания, практика помогает студентам глубже осознать правильность своего профессионального выбора. проверить уровень усвоение теоретических знаний, практических умений, полученных в учебном процессе; проверить и оценить свой уровень сформированности общих  и профессиональных компетенций.

           Учебная программа подготовки специалиста в области физической культуры  предполагает ежегодное прохождение студентами различных видов практики: учебной, производственной и  преддипломной. На каждом этапе обучения студенты в период прохождения практики реализуют определённые задачи. Если задачами  учебной практики является формирование у обучающихся первичных практических умений, приобретение первоначального практического опыта, то перед производственной ставятся задачи  формирования  общих и профессиональных компетенций, приобретение опыта практической работы по специальности. На IV курсе задачей производственной (преддипломной) практики является совершенствование  сформированных общих и профессиональных компетенций, подготовка специалиста к профессиональной деятельности.

            Практика по профилю специальности проходит концентрировано и включает в себя деятельность студентов в качестве учителя физической культуры. Прохождение студентов  осуществляется  по  направлениям: организация и проведение урочных и внеурочных форм деятельности, физкультурно-оздоровительной работы, проектирование занятий, оформление учебной документации, осуществление контроля за качеством усвоения учебного материала обучающимися.

         Основными базами практик студентов  стали образовательные учреждения города и округа,  с которыми у колледжа  оформлены договорные отношения. Они обеспечивают возможность прохождения практики всех студентов в соответствии с учебным планом.

          По каждому виду практики преподавателями колледжа  совместно с работодателями разработаны программы, содержание которых соответствует общим целям образовательной программы. В помощь студентам созданы методические рекомендации, в которых отражены: программа практики, требования к её прохождению,  образцы документов, которые студенты могут использовать в качестве примера,  перечень отчётных документов, которые необходимо представить по итогам прохождения практики.    Руководители практики знакомят студентов с  задачами, базами практики.

Со стороны работодателя практикой студентов руководят опытные учителя-наставники.

 В период производственной практики студенты работают по графику педагога, к которому они прикреплены. Руководители практики от колледжа посещают уроки студентов, консультируют их, наблюдают за выполнением программы практики.

            Содержание практики разнообразно. В процессе её прохождения  студенты знакомятся с основными нормативными и методическими документами, со структурой организации, с должностными обязанностями учителя, с обучающимися разных классов.

Студенты активно включаются в профессиональную деятельность: выдают уроки физической культуры (ПК1.1-ПК1.5, ОК5,ОК6,ОК12.), ведут секции (ПК2.1-ПК2.5; ОК12, проводят соревнования и физкультурно-оздоровительные мероприятия (ПК 2.1- ПК 2.6; ОК 2 - ОК12).

           В этот период обучающиеся колледжа осваивают современные технологии коллективной, групповой, индивидуальной работы с различными возрастными группами детей, что формирует у студентов творческие и научно-исследовательские подходы к профессиональной деятельности, развивает навыки анализа, обобщения и оценки своего  опыта (ОК5 - ОК7,ОК9 и др.).

          Необходимо отметить, что практика - это активная индивидуальная форма обучения студентов. У студентов вырабатывается умение работать самостоятельно, опираясь на индивидуальные планы и задания. Это, прежде всего, и отличает практику от массовых форм работы, в которых студент участвует при теоретическом обучении.         Согласно учебному плану минимальный период практической деятельности студентов составляет две недели. От курса к курсу продолжительность практики увеличивается. Последняя, преддипломная, длится четыре недели. Такой срок позволяет более грамотно подходить к организации и прохождению практики; снизить трудности, связанные с её прохождением; минимизировать напряжение, волнение у студентов в процессе выдачи занятий, которое может быть связано с дезадаптацией будущего специалиста в профессиональной сфере. При грамотной организации профессиональной деятельности данная дезадаптация успешно преодолевается в достаточно короткие сроки, при этом у студентов формируется адекватная самооценка и уверенность в своем профессиональном выборе.

         Кроме того, длительная практика позволяет научиться самостоятельно планировать свою деятельность(ПК1.1.),устанавливать конструктивные взаимоотношения и полезные контакты с работодателями; формирует ответственность за проведенную работу; позволяет студенту почувствовать себя востребованным; создает благоприятные условия для написания курсовых работ и выпускных квалификационных исследований и часто даёт возможность определиться с будущим местом работы.  Практика способствует формированию личностных качеств: тактичности, толерантности, выдержки, психологической устойчивости, развивает коммуникативные и организаторские способности, которые так необходимы учителю.

              Важным элементом в образовательном процессе по прохождению практики для студентов является итоговая конференция. По окончании своей деятельности  студенты готовят пакет документов (портфолио), письменный отчет, презентацию о прохождении практики, которую защищают на конференции (ПК5,ОК2 - ОК5).

 Итоговые конференции являются рефлексивным этапом, в ходе которого дается краткая характеристика целей и задач практики, анализ полученных достижений и неудач.

               Таким образом, практическая подготовка будущих специалистов  является важной стороной учебного процесса. В период прохождения всех видов практик студенты получают ценный практический опыт, формируют и совершенствуют общие и профессиональные компетенции. Значимо, что она позволяет получить обратную связь со стороны образовательных учреждений, принимающих студентов на практику, о качестве обучения, что, в свою очередь, даёт дополнительную информацию о том, над чем нужно поработать студенту, чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда, скорректировать учебный процесс. Что касается подготовки специалистов колледжа по специальности 49.02.01.Физическая культура, то ежегодное качество прохождения производственной практики студентами составляет в среднем от 87% до 95%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирование общих и профессиональных компетенций в физическом воспитании студентов в ходе использования здоровьесберегающих технологий в обучении»

Главная цель работы преподавателей физкультуры – обеспечить студентам возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже. Для этого необходимо:-...

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании  ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...

Роль игровых технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся СПО

Статья в полной мере раскрывает роли игровых технологий в процессе формирования общих и профессиональных компетенций на примере специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования....

Роль научно-практических конференций в формировании общих и профессиональных компетенций у обучающихся в медицинском училище

Роль научно-практических конференций в формировании общих и профессиональных компетенций у обучающихся в медицинском училище...

«Внеучебная деятельность как фактор формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся на примере Клуба молодого избирателя»

В настоящее время ведется воссоздание ранее утраченных форм и методов развития у  студентов самостоятельности и социальной активности. К этим формам можно отнести и клубную (кружковую) работу. Кл...

Доклад "Использование модульной технологии при формировании общих и профессиональных компетенций у студентов" 2018 год

Доклад на тему: «Использование модульной технологии при формировании общих и профессиональных компетенций у студентов».Разработчик: Кукорова О.А. - мастер п/о ОГБПОУ "Скопинский элект...