Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма
статья на тему

Кузьминская Лариса Анатольевна

В настоящее время проблемы модернизации системы профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление тенденций развития этих факторов, их сущности и способов реализации; прогнозирование возможных направлений развития и определение мер по повышению качества подготовки специалистов в целом; разработка адаптирующих средств и методов, способствующих совершенствованию качества учебного процесса в специальном учебном заведении, являются актуальными  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.А.Кузьминская,

                                                                                                                     Преподаватель физической культуры 

                                                         БУ «Лангепасский политехнический                        колледж» Филиал в г. Покачи    

Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих электромонтеров в  специальном учебном заведении  профессионального образования

 В настоящее время проблемы модернизации системы профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление тенденций развития этих факторов, их сущности и способов реализации; прогнозирование возможных направлений развития и определение мер по повышению качества подготовки специалистов в целом; разработка адаптирующих средств и методов, способствующих совершенствованию качества учебного процесса в специальном учебном заведении, являются актуальными  [Герши Т. В. 2003, Зуев В. М.  2002].

Одним из средств, способствующих эффективной адаптации студентов к условиям учебной деятельности в СУЗе, может являться физическая культура, которая выступает как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования общей культуры молодежи [Ильинич В. И. 2005, Кабачков В. А. 2009].

От того, как построена технология этих занятий, зависит эффективность учебно-профессионального труда студентов. Поэтому остро стоят вопросы развития и внедрения таких технологий проведения учебных занятий, которые могут заинтересовать и привлечь студентов, носят оздоровительно-профилактическую направленность, способствуют их адаптации в условиях непрерывности образования к влиянию различных факторов окружающей среды, наиболее эффективно воздействуют на функциональные возможности организма занимающихся.

В требованиях к индивидуальным особенностям специалиста 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования отмечается, что  он должен обладать высоким чувством ответственности, быть осторожным, предусмотрительным и наблюдательным. Ему необходима хорошая зрительная память, хорошее зрение, слух и обоняние, хладнокровие, ясность мысли, способность к логическому мышлению, настойчивость и твердость характера, хорошая координация движений и ловкость рук, дисциплинированность и организованность.

При поступлении на работу в первую очередь оценят физическую форму, выносливость и развитое чувство равновесия будущего электромонтера. Эти качества необходимы в опасных условиях работы (высота, работа на открытом воздухе и в любое время суток). Специфика их деятельности требует от них гибкость, координацию движений кистей и пальцев рук, хорошее зрение и цветоразличение, высокий уровень развития образного и наглядно-действенного мышления. Нередки в работе специалиста этой области внештатные ситуации, где необходимо принимать быстрые и эффективные решения. Разработанная педагогическая технология профессионально-прикладной физической подготовки, включающая учебную и внеучебную физкультурно-спортивную деятельность студентов специальности электромонтер, состоит из:- физических упражнений для мышц, несущих основную физическую нагрузку при выполнении профессиональных операций; самомассажа и гимнастики; аутотренинга.

В зависимости от профессиограммы, сегментов тела, участвующих в выполнении профессиональных операций, студентам были рекомендованы соответствующие комплексы физических упражнений и элементы видов спорта.

 Перед студентами, овладевающим названной профессии,  были поставлены  задачи развития общей выносливости, силы мышц плечевого пояса, спины и рук, туловища, совершенствования координации и точности движений.

Для развития мышц всего туловища была рекомендована спортивная гимнастика: различные упражнения на перекладине, брусьях, упражнения с отягощениями (гантели, штанга, эспандеры, набивные мячи, резиновые амортизаторы). Также упражнения в парах с сопротивлением партнера, гимнастическая полоса препятствий, лазание по канату с помощью ног и на одних руках. Для формирования навыков в координации движений рук и туловища достаточно эффективным средством решения поставленных задач являлись развивающие упражнения, как без предметов, так и с помощью них. Особое место для координации движений занимают спортивные игры - волейбол, баскетбол, бадминтон.

В баскетболе выделены упражнения, эффективно влияющие на координацию: передачи мяча в парах, на точность передач и быстроту приема, ведение мяча с изменением направления и скорости, броски в кольцо с различных точек одной и двумя руками, да и сама игра в целом очень положительно влияет на координацию движений.

Из волейбола  были рекомендованы сочетания различных перемещений с передачей мяча сверху и приемом снизу, передачу мяча у сетки и в прыжке через сетку, передачу мяча сверху стоя спиной к цепи, нападающий удар, а сама игра в волейбол послужит совершенствованию зрительной чувствительности студентов.

Из раздела легкой атлетики для этих целей использовался бег на средние и длинные дистанции, всевозможные беговые упражнения и эстафеты с предметами и без них. Для сегментов тела, несущих основную нагрузку при выполнении профессиональных действий,  были выделены основные приемы самомассажа, с помощью которых мышцы, участвующие в работе, или подготавливались к работе, или восстанавливались после выполнения производственных операций.

Исходя из специфики  профессии, были определены приемы самомассажа - поглаживание, разминание, растирание, движения, потряхивания, - с помощью которых студенты воздействовали на мышцы, несущие наибольшую нагрузку при выполнении профессиональных операций: дельтовидную плеча, мышцы предплечья, кисти и шеи, мышцы ног.

Внедрение в педагогический процесс мотивационных текстов позволило совершенствовать исполнительный компонент адаптивного регулирования, который заключается в овладении приемами самопринуждения к принятию трудных решений и их исполнению. Эти приемы, выраженные в словесной форме, явились мощным стимулом поведения и приобрели реальную силу в двигательной деятельности. На учебно-тренировочных занятиях выполнение двигательных действий, связанных с преодолением препятствий, предварялось словесными самоуказаниями и самоприказами: «Будь увереннее, смелее!», «Будь внимательнее!», «Не ошибиться!», «Настройся!», «Войди в состояние готовности!», «Терпи!», «Повысить темп!» и т.п.

В процессе занятий студенты овладели методами психической настройки в определенной последовательности для стимуляции эмоции  радости, удивления и удовлетворения, что проявляется в психическом феномене «хочу». Мотивационная постановка целей занятий: осознание цели - ее анализ - выбор цели - целевая программа. Все это определило совокупность перспективных целей, направленных на формирование у них удовлетворенности занятием и хорошего настроения, создание условий для быстрого восстановления систем организма, для успешного выполнения предстоящей деятельности: учебных занятий, важнейших дел дня и т.д.

Установлено, что за период педагогического эксперимента показатели физических качеств повысились у испытуемых обеих групп, что отражает естественный ход развития двигательной функции в данном возрасте.

                                                                                                                                                                                 

                                           

                                         

Таблица 1

Показатели физических качеств испытуемых экспериментальной и контрольной групп до и после формирующего

педагогического эксперимента, М ± m

тест

Начало эксперимента

t-кр

Р 1

t-кр

Р 2

ЭГ  

M±m

КГ  

M±m

ЭГ  

M±m

КГ  

M±m

1

4,7±0,5

4,6±0,3

0,2

>0,05

4,5±0,4

4,5±0,6

0,1

>0,05

2

13,3±1,1

12,8±0,5

0,9

>0,05

10,2±1,1

12,2±0,5

1,4

>0,05

3

4,03±1,0

3,9±0,4

0,5

>0,05

3,56±0,5

3,8±0,6

2,3

<0,05

4

31,8±6,7

27,1±3,1

0,7

>0,05

37,1±8,2

32,5±7,6

2,6

<0,05

5

222,1±17,6

226±5,6

0,1

>0,05

242,1±13,1

232±14,5

2,4

<0,05

6

142,1±14,3

140,2±11,2

0,6

>0,05

167,1±12,8

150,2±15,4

3,1

<0,05

7

32,8±20,0

34,6±12,9

0,3

>0,05

40,2±12,1

38,6±14,2

1,5

>0,05

8

28,6±2,5

28,6±2,1

0,1

>0,05

34,2±2,3

29,3±3,9

2,4

<0,05

9

13,5±6,6

12,4±4,7

0,3

>0,05

16,5±5,6

13,8±5,7

2,6

<0,05

10

6,3±2,2

5,8±1,5

0,4

>0,05

6,9±2,3

6,1±2,5

2,1

<0,05

11

8,5±0,3

9,5±0,7

0,6

>0,05

7,3±0,3

8,8±0,7

2,2

<0,05

12

4,5±1,3

4,4±1,4

0,1

>0,05

6,3±1,1

4,9±1,3

2,3

<0,05

13

7±1,8

6,4±1,2

0,2

>0,05

7, 6±1,6

6,8±1,4

2,2

<0,05

14

4,4±0,8

4,4±1,1

0,1

>0,05

6,5±1,1

5,1±1,4

2,5

<0,05

Сравнительный анализ говорит о том, что у испытуемых экспериментальной группы наблюдались относительно более высокие темпы прироста показателей физических качеств, чем у испытуемых контрольной группы (табл. 1), несмотря на то, что разработанная нами методика не предусматривала акцентированного воздействия на их развитие.

Мы объясняем этот факт тем, что более интенсивное развитие общих координационных способностей у испытуемых экспериментальной группы (как результат применения педагогической технологии профессионально-прикладной физической подготовки) позволило улучшить результаты в тестовых упражнениях, характеризующих физические качества, за счет совершенствования координационных механизмов.  

Разработка и внедрение педагогической технологии профессионально-прикладной физической подготовки, направленной на улучшение физического развития, физической подготовленности, функционального     и     психофизического     состояния     студентов    
физические упражнения для определенных мышц, самомассаж и
аутотренинг - способствует более эффективной адаптации студентов к условиям  будущей профессии.

 Литература.

1.Гериш Т. В. Перспективы развития среднего технического образования и его роль в модернизации экономики / Т. В. Гериш, П. И. Самойленко // Среднее техническое образование. - 2003. - №4. - С. 10-14.

2. Зуев В. М. Опережающее развитие среднего технического образования для высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности / В. М. Зуев, П. И. Самойленко, Т. В. Гериш // Среднее техническое образование. - 2002. - №4. - С. 9-12.

3. Кабачков В. А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ: Методическое пособие / В. А. Кабачков. -М.: Высшая школа,2009. - 222 с.

4. Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Ильинич. - М.: Аспект Пресс, 2005.-144 с.

5. Примерная программа по дисциплине «Физическая культура» // Вестник. -2010. -№№7-8.

Заявка 

на участие во Всероссийской научно-практической конференции

 «30»марта 2012 года, г. Нижневартовск

Ф.И.О. полностью

Кузьминская Лариса Анатольевна

1.Ученая степень, ученое звание

нет

2.Город

 Покачи

3.Организация, должность

Бюджетное учреждение начального профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры  «Покачевское профессиональное училище», преподаватель физической культуры, руководитель физического воспитания

4.Выбранное направление

Внедрение инновационных технологий в учебный процесс по физической культуре и спорту.

5.Тема доклада

Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих электромонтеров в  специальном учебном заведении начального профессионального образования

6.Форма участия (очное, заочное)

очная

7.Необходимость мультимедийного сопровождения

нет

8.Почтовый индекс и адрес

Российская Федерация,  628661, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Покачи, улица Ленина, дом 6.

9.Электронный адрес

Е-mail: pu17@rambler.ru ppu15@mail.ru

10.Контактный телефон/ факс

(34669) 7-32-73

11.Необходимость размещения

нет

12.Вариант получения материалов конференции*

Сборник материалов с рассылкой по электронной почте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления оздоровительной физической культуры.

Методическая разработка "Основные направления оздоровительной физической культуры"....

Программы учебные по виду спорта СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ и ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ

Дополнительная предпрофессиональная программа по вмду спорта СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ...

Тема 5 .Перспективные направления развития современных технологий. Мотивация персонала.

Презентация "Мотивация персонала" к теме Перспективные направления развития современных технологий....

Влияние Физической культуры(спорта) на пищеварительную систему

Влияние спорта на пищеварительную систему Физиологи, используя метод условных рефлексов, показали, что кора больших полушарий головного мозга регулирует функции всех внутренних органов, в том числе и ...

Научная статья: "Перспективные направления фармакотерапии бокового амиотрофического склероза" А.С. Песков, А.А. Захаров, А.Р. Катасонова, А.Д. Аксенова, О.А. Смыслова

Песков, А.С. Перспективные направления фармакотерапии бокового амиотрофического склероза / А.С. Песков, А.А. Захаров, А.Р. Катасонова, А.Д. Аксенова, О.А. Смыслова // Современные тенденции развития те...