Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности.
статья на тему

Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности.

Иванова М.А., Лобашева Е.В.

Вопросы для обсуждения:

  • Психологический портрет личности современного педагога
  • Ожидания общества от современного педагога
  • Профессиональная надежность педагога
  • Секреты профессиональной  надежности и долголетия

Известный всем в мире ученый Чарльз Дарвин был весьма скромного мнения о своих способностях и профессиональных качествах. Он считал самыми важными из своих качеств «любовь к науке, безграничное терпение при долгом обдумывании любого вопроса, усердие в наблюдении и собирании фактов и порядочную долю изобретательности и здравого смысла». Указав на эти качества, он приходит к такому заключению: «Воистину удивительно, что, обладая такими посредственными способностями, я мог оказать довольно значительное влияние на убеждения людей науки по некоторым важным вопросам». Но нельзя с ним не согласиться, когда он придает значение таким качествам, как любовь к избранному делу, безграничное терпение и усердие.
Эти качества нужны не только людям науки, учителю, прежде всего. Любая деятельность будет успешной при любви к ней, при терпении и усердии.  И чем глубже человек проникает в ту деятельность, которую он избрал, которая соответствует его индивидуальности, тем выше становятся его требования к себе. Приблизиться к удовлетворению достигнутым можно лишь в неустанном труде, и он становится необходимым для человека. Исследования ученых  установили, что далеко не каждый человек может стать учителем. При всей массовости учительской профессии для овладения ею нужны: довольно жесткая структура личностных качеств и способностей, определенная социально-психологическая предрасположенность к труду учителя – профессионально-педагогическая направленность. Проблеме личностных качеств учителя посвящают свои исследования многие ученые,   они имеют сходную точку зрения на значимость профессиональных качеств. Они считают профессионально значимые личностные качества фундаментальным компонентом личности учителя, наряду с профессионально-педагогической направленностью, и важнейшим фактором овладения профессией и педагогическим мастерством. Рассмотрим более подробно особенности педагогической профессии и требования к личности учителя, которые предъявляются к учителю в современной школе.

Личность педагога является инструментом деятельности и определяет многие факторы профессионального развития. В педагогической профессии ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия людей на их достижение.
Своеобразие этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Этим определяется и основные функции этой профессии.

Каковы же ожидания общества от современного педагога?

Мы познакомились с исследованиями по этому вопросу. Так в  школе №28 г. Курска провели анкетирование на тему:   «Современная школа глазами родителей» в октябре 2011 года.

В социально-психологическом исследовании приняло участие  82% родителей обучающихся. Цель исследования: изучить мнения родителей,  выявить их отношение  к процессам реформирования современной школы, а также степень удовлетворенности качеством образовательного процесса в  начальной школе. Один из вопросов, касающийся нашей темы был следующий:  Что ожидают родители  от современного педагога? Родителями отмечались наиболее часто следующие варианты ответов.

1.Дать как можно больше качественных знаний и умений ребенку.

2.Заботиться о психологическом и физическом здоровье ребенка.

3.Формировать навыки саморазвития, самосовершенствования, самореализации.

4.Научить успешно социализироваться в обществе.

Абсолютное большинство родителей считают, что основными качествами, отражающими профессионализм современного учителя, должны быть:

  • высоконравственные личностные качества. В первую очередь, «любовь к детям».
  • Вторую позицию занимают «глубокие теоретические знания».
  • Третья часть родителей высказалась за то, чтобы «учитель был еще и психологом».

Выводы по результатам исследования: все больше и больше родители заинтересованы, чтобы их дети получили в школе качественные знания, чтобы рядом с ними находился не просто учитель, а личность, обладающая в первую очередь высоконравственными личностными  качествами. Этим в большинстве случаев продиктован выбор школы. Родители предъявляют большие требования к профессионализму педагога. Изменились и требования  в целом к современной школе. Исследование выявило ожидания общества от современной школы.  Одна из главных задач, по мнению родителей, заботиться о сохранении здоровья детей, а также научить ребенка успешно социализироваться в обществе.

Решающим фактором обеспечения качества образования сегодня выступает «человеческий фактор» – качество труда педагогических работников. Содержательная насыщенность педагогического труда, связанная с постановкой принципиально новых профессиональных задач,  превращает труд педагога в пространство повышенного напряжения.

Насущные задачи обостряют потребность образовательной практики в профессиональной надежности педагога. Место и роль профессиональной надежности педагога в педагогической системе определяются тем обстоятельством, что педагог как субъект образовательного процесса отбирает цели, содержание, средства обучения и развития воспитанников.

Профессиональная надежность педагога – интегративное профессионально важное качество, обеспечивающее сохранность требуемого стандарта качества педагогического труда в изменяющихся условиях посредством саморегуляции. Личностный компонент системы профессиональной надежности включает такие свойства педагога, как долг, ответственность, честность, организованность, дисциплинированность.

Деятельностный компонент системы профессиональной надежности представляют такие характеристики педагога как:  готовность к деятельности, точность, своевременность, безошибочность действий, устойчивость функций, стабильность результатов.

Функциональный компонент системы профессиональной надежности педагога составляют психофизиологическая «цена» деятельности, работоспособность и восстанавливаемость организма.

Однако сегодня уровень профессиональной надежности педагогических работников не в полной мере отвечает современным реалиям. Как доказывает анализ педагогической и психологической литературы, действия педагогов далеко не всегда оказываются целесообразными, своевременными, рациональными, продуктивными и подчас, как следствие, влекут за собой невосполнимый моральный ущерб. При анализе педагогической реальности исследователями широко используются понятия, характеризующие негативные аспекты профессиональной активности педагога: «педагогическая ошибка», «педагогический штамп», «стереотип педагогической деятельности», «педагогическое заблуждение», «педагогический конфликт», «профессиональная деформация педагога» и др.

Это свидетельствует о том, что проблема профессиональной надежности педагога в образовательной практике до сих пор остается нерешенной. Надежность всей педагогической системы, по сути, детерминируется характеристиками профессиональной надежности педагога, которая проявляется в осмысленном образе «Я в педагогической профессии», психической устойчивости и адаптивности личности, умениях продуктивно, бесконфликтно взаимодействовать с участниками образовательного процесса, с минимальным количеством ошибок и отказов выполнять различные функции педагогической деятельности, регулировать свое профессиональное поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические аспекты формирования коммуникативной компетенции студентов в условиях реабилитационно-образовательного пространства НТТИ.

В данной статье рассмотрены способы формирования общих компетенций, особенности и специфика психологических тренинговых занятий позволяющих сформировать в студентах конкурентно-способного профессионал...

Развитие творческого потенциала учащегося ДШИ в условиях современного образовательного пространства

Основной задачей современного музыкального образования является воспитание личности учащегося, которое направлено не только на формирование комплекса определенных профессиональных знаний и умений,но и...

Формирование современного образовательного пространства колледжа в рамках внедрения и реализации ФГОС СПО

Социальный заказ общества и государства на специалиста предъявляет требования к выпускнику, который должен стать конкурентоспособной личностью, то есть социально и профессионально активной, обладающей...

Использование современного образовательного пространства региона в целях реализации ФГОС по ТОП 50 и ТОП-РЕГИОН (статья)

Статья для участия во Всероссийской конфепренции , анализирующая подготовку специалистов в ТОГБПОУ "Хердевский колледж сахарной промышленности " и в целом по Тамбовской области....

Инновационные технологии в современном образовательном пространстве

laquo;Реагировать на происходящие  вокруг нас изменения   недостаточно быстро или недостаточно эффективно – все равно, что, не реагировать совсем»  ...

Воспитание патриотизма в условиях современного образовательного пространства

Стать о воспитании патриотизма в условиях современного образовательного пространства...