Классный час "Безопасность в среде Интернет"
классный час на тему

Виноградова Елена Сергеевна

Классный час по теме «Безопасность в среде Интернет" направлен на повышение уровня осведомленности обучающихся о проблемах безопасности «групп смерти», путях защиты от угроз и формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета у студентов среднего профессионального образования. Классный час идет в форме фокусированной групповой дискуссии. По итогам мероприятия обучающимся предлагается ряд рекомендаций, как узнать состоит ли обучающихся в опасных интернет-сообществах и как помочь выйти из них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_bezopasnost_v_srede_internet.docx32.23 КБ
Файл klassnyy_chas_siniy_kit.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Архангельской области

«Архангельский индустриально-педагогический колледж»

Классный час на тему:

Безопасность в среде Интернет

Разработала

Куратор 14 группы

ГБПОУ Архангельской области

«АИПК»

Виноградова Елена Сергеевна

Архангельск, 2017


Цель:

- ознакомить обучающихся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться в опасных интернет-сообществах, включая «группы смерти», действующие в Интернете через социальные сети;

- исследовать портрет типичного подписчика «группы смерти»;

- определить, как распознать, состоит ли подросток в опасных интернет-сообществах;

- выработать правила безопасного поведения в социальных сетях;

- повысить значимость родителей, кураторов, группы обучающихся в глазах своих сверстников.

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня осведомленности обучающихся о проблемах безопасности «групп смерти», путях защиты от угроз.

- формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета.

Применяемые технологии:

- фокусированная групповая дискуссия;

- коммуникативно-диалоговые технологии;

- технология развития критического мышления;

- технология развития рефлексивного мышления.

План выступления:

  1. Просмотр небольшого видео о «группах» смерти.
  2. Привести фактические данные о суицидах, связанных с опасными интернет-сообществами;
  3. Привести характеристику «групп смерти».
  4. Определить портрет типичного подписчика «группы смерти».
  5. Дать рекомендации, как узнать состоит ли обучающихся в опасных интернет-сообществах и как помочь выйти из них.

Ход выступления

I. Вступление

Преподаватель: То, о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам: к вам, вашим родителям, к вашим знакомым, ко мне.

– Попадали ли вы, ваши знакомые, родственники в негативные ситуации после общения в опасных интернет-сообществах? (Ответы студентов).

- Какие трудности испытывали, как реагировали, что переживали в подобных ситуациях? (Ответы студентов).

- Какое значение имело для вас подобная ситуация? Какие выводы вы сделали? (Ответы студентов).

- Как вы будете поступать в дальнейшем? Как будете использовать подобный опыт? (Ответы студентов).

Прочитайте тему нашего разговора. Сегодня тема классного часа посвящена опасным интернет – сообществам, так называемые «группы смерти»: «синий кит», «разбуди меня в 4.20», «Я в игре», «Тихий дом». Смотря новостные колонки, различные телепередачи, хотелось бы затронуть эту тему. Мне кажется, уместно будет начать классный час с просмотра видеофильма о «группах смерти» (слайд 1).

Для влияния на молодежь применяют новейшие технологии манипуляции в интернете. На ребятах отрабатывают технологии манипуляции, проверяя, до какой черты они могут дойти, выполняя задания «куратора».

В 2017 году в соцсетях начали распространяться хэштеги «синий кит», «разбуди меня в 4:20», «я в игре», «тихий дом», имеющее непосредственное отношение к истории с группами смерти в 2015 году. Хештег — это ссылки, кликнув на которые можно попасть на нужную страничку в соцсети или в определенное сообщество.

В этих сообществах используют особый сленг, в частности, такие слова как«тихий дом», «синий кит», , #f587,  #f58, «Рина», «Няпока», «Море китов», «50 дней до моего...»  несколько недель назад появился новый «пароль» — «ищу куратора». (слайд 2).

Ребенок, не заходя ни в какие группы, просто пишет эту фразу на своей странице в интернете, ставит так называемый хэштег. После этого с ним связывается человек, и они начинают общаться либо в мессенджере, либо по телефону, смс, в почте, то есть в зоне личных коммуникаций. Отследить это общение мы уже не можем, и это очень опасно. Тут уже даже надзорные ведомства не в силах вмешаться.

Если говорить о 2017 годе, то за какие-то полтора-два месяца выявлено и заблокировано по 50, 70, 90 групп в день.  Сейчас группы, пропагандирующие детский суицид перешли на более удобную площадку – Instagram.  

К числу таких опасных сообществ справедливо будет отнести и печально известную игру «Беги или умри». Статистика действительно пугает. Особенно жутко, если учесть, что надзорные органы могут реагировать лишь после того, как «группы смерти» найдут свою жертву. 

По данным Роскомнадзора, чьи сотрудники занимаются блокировкой групп смерти, к ноябрю прошлого года в интернете было удалено 13 тысяч материалов, в которых были призывы к совершению суицидов или же описание способов самоубийства. При этом большая часть групп, в которых несовершеннолетних призывали досрочно уйти в мир иной, была «ВКонтакте» — более  5 000 сообществ. Недавно Роскомнадзор заявил, что активность групп смерти не только не утихает, но и смещается из «ВКонтакте» в Instagram: если за три предыдущих года Роскомнадзор удалил в Instagram 241 материал, содержащий призыв к самоубийству, то только с начала этого года в ведомство поступила информация о 433 подобных ссылках. В 2016 году, к примеру, Роспотребнадзор признал содержащим запрещенную информацию 291 материал в Instagram, то за месяц этого года таких материалов набралось уже 332 (слайд 3).

Если набрать в социальных сетях, вместе или по отдельности, ряд тэгов, давно ставших обозначением групп смерти, то в ленту вывалится огромный поток сообщений.

— Я в игре!

— Хочу играть!

— Не верю, но попробую! В игре.

— Хочу в игру. Ищу куратора!

— В игре. Заберите меня!

— Жду инструкций. Хочу умереть красиво. (слайд 4).

Группы, ведущие детей к самоубийству, наполнены соответствующим контентом (слайд 5).

Как это происходит?

Когда ребенок кликает на «игровой» хештег (ссылку), он попадает в одну из групп. Здесь с ним связывается «куратор». Он-то и дает задания, чтобы вроде бы проверить готов ли подросток «поиграть». Но сначала — переписка. «Куратор» выясняет из какой семьи новый участник, какое у него настроение, выведывает информацию, чтобы составить психологических портрет «игрока». Обычно просят прислать еще и геоданные (координаты места, где находится подросток). Ну а потом на него валятся различные задания — проверка на смелость. Например, самое простое: нарисовать на руке шариковой ручкой кита — как знак приверженности группе. Следующим задание может быть приказ порезать себе руки опасным лезвием. Мол, покажи, что не боишься. Ну а затем… (слайд 6-7).

Если подросток упирается, его можно теперь и припугнуть — мол прийдем к тебе домой и тебе хуже будет. Как узнали адрес? Так ребенок же сам передал «куратору» геоданные!

Федеральный проект МГЕР «МедиаГвардия» провел интернет-исследование, посвященное не только выявленным количественным показателям противоправного контента, но и идентификации интернет-пользователей, состоящих в «группах смерти» (слайд 10).

. Исследование охватило 81 сообщество в социальной сети, 72 282 пользователя. Выборка состоит из жителей 85 столиц регионов РФ. Анализ показал, что больше всего подписчиков суицидальных групп проживают в столице. На Москву приходится 25,09% всех подписчиков таких групп. На втором месте по «популярности» – Санкт-Петербург – 14,27%. Большие относительно всей страны показатели имеют следующие региональные столицы: Екатеринбург – 4,04%, Краснодар – 3,68% , Новосибирск – 2,87%, Самара – 2,69%, Казань – 2,66 %.

Получившийся результат коррелируется с количеством жителей в городе. В ТОПе оказались города-миллионники. При этом стоит обратить внимание на несколько городов, которые выпадают из общего тренда. Так, на высоких позициях оказался Краснодар (3,68%) и Владивосток (1,9 %). Население Краснодара почти вдвое меньше, чем население Новосибирска, но при этом там существенно больше подписчиков «групп смерти». Такая же ситуация с Владивостоком, в котором население вдвое меньше, чем у Омска (1,67 %), стоящем на строчку ниже него.

Среднему подписчику суицидальных групп от 14 до 21 года. В исследовании это две возрастные группы: 14-18 (31,43 %) и 18-21 (30,74 %). Здесь стоит уточнить, что зачастую подростки завышают свой возраст в социальных сетях. Поэтому вполне вероятно, что в первой группе в действительности больше людей, чем показывает статистика. Статистика показывает, что в суицидальных группах существенно больше женщин (61,22%).

Как узнать, состоит ли ребенок в опасных интернет-сообществах (слайд 9).

Профиль большинства таких подростков закрыт: вы видите не всех френдов, минимум записей и, например, три фотографии. Что же делать?

1. Обратите внимание на аватарку (фото в левом верхнем углу странички). Тревожный признак - фотография «без лица», депрессивные пейзажи.

2. Посмотрите на самую верхнюю строчку в профиле, под именем и фамилией. У Ксюши В. из Пскова было написано: «Я устала». У некоторых других стоит пистолет.

3. Теперь нажмите на «Фотографии» и попадете в альбомы. Ищите альбом под названием «Сохраненные фотографии». В них может быть несколько тысяч картинок, даром что сначала вы видели три.

4. Вас должно насторожить, если в альбоме много фото неба (очень много неба и мало земли), китов, плывущих между звездами или над поверхностью земли 5, нарисованных или реальных шрамов, фото на крыше 6. А также описание способов самоубийства, юмор на тему депрессии, одиночества, игнора, несчастной любви, ухода в другой мир (если их много), изображения, критикующие семью и школу, отрицающие религию, Бога, критикующие традиции и праздники.

Есть группы, использующие бабочек, кошек, медуз и единорогов, но они менее распространены. В реальных фотографиях обращать внимание на перекрытое руками или деталями одежды лицо, характерный жест: большой палец и мизинец растопырены, остальные поджаты.

7. На стене или в переписке есть фразы: «Разбуди меня в 4.20», «Я в игре» (объяснение читайте ниже).

Киты - символ "групп смерти", в которых подростков учат, что они все на дне, а настоящая жизнь - там, на поверхности. А попасть туда можно только одним способом... Фото: vk.com

Еще признаки

- Ребенок, с которым работают, не высыпается: его либо держат за компьютером до трех ночи, либо заставляют в три-четыре ночи выходить онлайн (отсюда: «Разбуди меня в 4.20»).

- Черный цвет одежды, выкрашенные в черный волосы, сатанинские или масонские рисунки на руках или наколки, просмотр сериалов мистической направленности, желание установить напротив постели зеркало - тоже симптомы этой субкультуры.

- Купленная или скачанная книга «50 дней до моего самоубийства» (во многих группах обязательна к прочтению). Совсем страшно, если появляются цифры - начиная от 50 и меньше.

Спасти своих детей могут только родители, близкие люди, учителя. Общением, вниманием, пониманием. (слайд 10).

— Резкая смена настроения, круга общения, имиджа — уже должны насторожить. Если ребенок засиживается допоздна за компьютером — это повод серьезно тревожится, — объясняют детские психологи. — Важно в подростковом возрасте не потерять контакт с ребенком. Он должен знать, что со своими проблемами, своей болью может прийти к маме или папе, а не выплескивать незнакомым людям в Сети.

Не важно, маленький это ребенок или подросток, главным его «защитником» являются родители. Их внимание и любовь способны уберечь ребенка от действия «групп смерти». Обезопасить детей и подростков можно только, корректно предоставляя им информацию о безопасности в интернете, разговаривая даже на такие табуированные в обществе темы, как смерть.

Спасибо за внимание. (слайд 11).


Список используемой литературы:

  1. «Группы смерти». Каждый год «игры» со смертью заканчиваются суицидом 700 подростков  – Статья из журнала «Магариф».

  2. Китоводы: как суициды превратились в сетевой флешмоб? – Городской портал «Томск» http://www.tomsk.ru/news/view/122327

  3. Исследование: Как выглядит типичный участник «групп смерти» http://www.molgvardia.ru/nextday/2017/02/03/90352
  4. О группах смерти – осведомлен, значит защищен! - http://childhelpline.ru/2017/03/o-gruppax-smerti-osvedomlen-znachit-zashhishhen/ 
  5. Псковских школьников запрограммировали на двойное самоубийство в «группах смерти» - https://www.sakhapress.ru/archives/217847?f=lnvp&p=14 
  6. Возвращение "групп смерти": в соцсетях массово пишут о подростковом суициде - http://adi19.ru/2017/02/28/vozvrashhenie-grupp-smerti-v-sotssetyah-massovo-pishut-o-podrostkovom-suitside/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КЛАССНЫЙ ЧАС Безопасность в среде Интернет Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж» Куратор 14, 14А группы Виноградова елена сергеевна Архангельск – 2017

Слайд 2

Хэштэги «групп смерти» #F57 #f58 # морекитов # тихийдом # няпока # млечныйпуть #150звезд # infinityeye #d28 # хочувигру # мертвыедуши

Слайд 3

В 2016-м году по «ссылкам смерти» перешли и пострадали 1389 детей, 800 из них - со смертельным исходом.

Слайд 4

Призывы в социальных сетях Хочу в игру! Разбуди меня в 4.20. Дай мне номер. Дай инструкцию. Я готов в путь вечный. Найдите. Где я? Звезды. Путь млечный. Хочу в игру. Ищу куратора!

Слайд 5

Контент «групп смерти»

Слайд 6

Как это происходит

Слайд 7

Как это происходит

Слайд 9

Как узнать, состоит ли ребенок в опасных интернет-сообществах

Слайд 10

Информация об организациях, которые занимаются проблемами подростков в интернете: Дети онлайн (телефон доверия) — 8-800-25-000-15 Психологическая помощь и информирование по оказанию очной психологической помощи, кризисным центрам и тд . Лига безопасного интернета: http://www.ligainternet.ru/hotline/suicide.php Блокировка негативного контента - Управление К МВД России: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Upravlenija/Upravlenie_K_MVD_Rossii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа по теме: "Интернет: друг или враг?"

Разработка классного часа по теме: «Интернет – друг или враг?» включает в себя две составляющие.Во-первых, это разработка занятия, проводимого в форме дискуссии с использованием элементов игровых техн...

Классный час "Человек среди людей"

СЦЕНАРИЙ проведения классного часа мастера производственного обучения  ГБПОУ СО  «РПЛ» Татьяны Александровны Белкиной в группе №291/2 по профессии «Штукатур». Те...

Методическая разработка тематического классного часа на тему: «Безопасность подростков в сети Интернет: виды интернет-преступлений и способы их предупреждения»

Часто подростки подвержены негативному влиянию из вне, а так как Интернет на данный момент является неотъемлемой частью жизни, то именно там современных школьников и студентов и подстерегает большое к...

классный час "Интернет и зависимость от интернета"

В настоящее время, когда интернет работает не только по проводам, но и "разлит" в воздухе, а любая из последних технических новинок от мобильного телефона или планшета до телевизора или авто...

классный час "Интернет и зависимость от интернета"

В настоящее время, когда интернет работает не только по проводам, но и "разлит" в воздухе,  а любая из последних технических новинок от мобильного телефона или планшета до телевизора ил...

Интернет-технологии в образовательной среде

В данной работе рассматриваются понятия  интернет-технологии...

Профилактика экстремизма в сети интернет в подростковой среде

Профилактика экстремизма в сети интернет в подростковой среде...