теоретического занятия по теме учебной дисциплины “ Анатомия и физиология человека”: "Внутренняя среда организма".
методическая разработка на тему

Теоритическое занятие по учебной дисциплине "Анатомия и физиология человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umk_sayt.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения  Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

“Ростовский базовый медицинский колледж”

План

теоретического занятия по теме  учебной дисциплины

“ Анатомия и физиология человека”:

«Внутренняя среда организма. Биологические константы».

План  теоретического занятия.

Тема занятия – Внутренняя среда организма. Биологические константы.

Тип занятия:передача и усвоение новых знаний.

Вид занятия – лекция.

Методы–Репродуктивный, наглядный, индуктивный.


Цели занятия
 -

Образовательные:

  • дать общие понятия гомеостаза, целостности организма, внутренней среды, компонентов внутренней среды);
  • подвести к  четкому пониманию студентами специальных терминов и понятий;
  • изучить

Развивающие:

     Развивать:

  •  умение студентов целостно воспринимать информационный материал, анализировать его;
  •  навыки устной и письменной речи,  память,  логическое  мышление.

Воспитательная:

Воспитывать:

  •    бережное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей; Обеспечение занятия:
  •  Наглядные пособия – Таблицы :
  • Учебно-программная документация – ФГОС СПО, рабочая программа учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека».

Методические материалы – мультимедийное сопровождение лекции.

Технические средства обучения – мультимедийный комплекс.

Информационное обеспечение  - Швырев А.А . Анатомия и физиология человека.

СТРУКТУРА, СОДДЕРЖАНИЕ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЯ

По теме «Внутренняя среда организма человека. Биологические константы».

№/№

п/п

Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения.

Время

Форми-

руемыеОК и ПК

Добавления, замечания, исправления.

1

Организационный момент

3 мин

Готовность аудитории к занятию. Проверка присутствующих.

2.

Этапы занятия

87 мин

-понятие внутренней среды, ее компоненты.

5 мин

ОК 1.1

ПК 1.2

Клод Бернар

- Понятие «биологические константы» их практическое значение в медицине.

30 мин

Внедрение системы «СИ» в отечественное здравоохранение.

-алгоритм «сдвига» биологических констант внутренней среды организма от показателей нормы

15 мин

Схема алгоритма на доске

- изучить адаптивные механизмы гомеостаза

20 мин

Работа с учебником

- описать гомеостатические процессы

17 мин

Повторение общеобразовательного учебного материала.

Лекция: «Внутренняя среда организма. Биологические константы».

Гомеостаз – это относительное постоянство внутренней среды организма, ее физико-химических и биологических свойств.

Термин введен в Х1Х веке Клодом Бернаром и американским физиологом Кэнноном в 1932 году.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая и церебро - спинальная жидкость.

Функции этих компонентов:

  • участие в процессах обмена в-в
  • поддержка гомеостаза.

Гомеостаз характеризуется биологическими константами, то есть устойчивыми количественными показателями, которые характеризуют в свою очередь нормальную жизнедеятельность организма.

К биологическим константам относятся:

Активная реакция крови

Уровень сахара в крови

Уровень различных питательных веществ крови

Осмотическое давление

Онкотическое давление

Артериальное давление

Температура.

Гомеостаз и свойства внутренней среды относительны, так как в процессе жизнедеятельности создаются условия для ее изменения.

Основной механизма, который обеспечивает саморегуляцию состава внутренней среды – это непрерывно происходящая работа ряда органов и физиологических систем.

Например: расходование питательных веществ в процессе жизнедеятельности попопняется за счет функционирования пищеварения. Но! Функциональные возможности этого главного механизма не беспредельны.

Так, при длительном пребывании организма в неблагоприятных условиях может произойти нарушение гомеостаза, а в некоторых случаях – смерть.

Например, повышение или понижение окружающей среды приводят к перегреванию или охлаждению тела, что в свою очередь может привести  к смерти.

Гоместатические реакции имеют приспособительный характер.

Например: в норме сахар крови равен 4 – 6 ммоль\л. Если понижается или повышается его уровень, то под влиянием гомеостатических реакций происходит его нормализация.

Иллюстрацией этого является следующий пример:

Снижение сахара ______ приводит к  активации симпатической нервной системы, которая стимулирует выделение адреналина из мозгового вещества надпочечников в кровь, оттуда адреналин попадая в печень стимулирует в свою очередь активность ферментов, расщепляющих гликоген до глюкозы. Глюкоза поступает в кровь. Таким образом уровень сахара в крови  возвращается к нормальным показателям. Одновременно подключаются следующие железы организма человека:

Поджелудочная -  гормон глюкагон влияет на нормализацию уровня сахара в крови

Кора надпочечников – глюкокортикоидные гормоны также выравнивает уровень глюкозы

Гипофиз стимулирует выработку соматотропина, которые оказывает нормализующее действие на уровень сахара в крови.

Эти примеры подтверждают то, что организм человека функционирует как единое целое и представляет собой саморегулирующую системы, в  которой согласованная работа всех  органов и систем обеспечивается следующими механизмами:

Гуморальным и нервным.

Гуморальный механизм  характеризуется следующими особенностями:

Он сформировался в процессе эволюции первым, когда появились кровь и кровообращение

Осуществляется он за счет гормонов, медиаторов, продуктов обмена веществ, активных веществ крови, лимфы и церебро - спинальной жидкости. Этот механизм универсален для всех живых организмов. Работает по принципу:  «всем, всем, всем!!!» \ А. А. Ухтомский \.

НО! Быстрая перестройка деятельности организма, изменение го функций невозможна, так как этот вид регуляции  ограничен скоростью движения крови по сосудам: от 0,5 до 500 мм\ сек.

Нервный механизм сформировался в результате появления нервной системы.Он обеспечивает быструю перестройку функционирующих органов в соответствии с условиями существования, так как скорость прохождения нервного импульса от 120 до 140 метров\сек. Нервный механизм подчиняет себе гуморальную регуляцию, поэтому мы всегда говорим о единой нервно-гуморальной регуляторной функции.

Например: повышение СОв клетках возбуждает нервные клетки дыхательного центра, находящегося в продолговатом мозге. Из центра на дыхательные мышцы поступает сигнал, что в свою очередь приводит к учащению ритма  и  глубины дыхания. Это в свою очередь способствует удалению СО из организма.

Все системы обмена веществ и Е работают эффективно лишь в узких предедах по обе мторны от оптимальных условий:

Влево__________Оптимум____________вправо

Уменьшение         норма                             повышение.

Работа органов и систем, участвующих в гомеостазе, состоит в том, чтобы, работая порознь и сообща, препятствовать отклонениям от оптимума.

Для этого есть так называемые адаптивные механизмы. К ним в первую очередь относятся:

1\ регуляция содержания дыхательных газов в крови-  обеспечивается регуляцией активности дыхательных центров с помощью отрицательной обратной связи, которую осуществляют импульсы от механо – и хеморецепторов. Первые находятся в стенках трахеи и легких, а хеморецепторы -  в стенках аорты, сонных артерий, продолговатом мозге.

2\ регуляция уровня метаболитов в крови. Это сложный гомеостатический механизм, который иллюстрируется следующим примером:

повышение уровня глюкозы стимулирует секрецию инсулина бета- клетками поджелудочной железы. Понижение уровня сахара в крови приводит к угнетению секреции инсулина и к стимуляции альфа-клетками выработки глюкагона., котррый расщепляет гликоген, повышая количество глюкозы в крови до нормальных величин.

3\ регуляция ритма сердца и артериального давления включают деятельность вегетативной нервной системы.Двеформы отклонений ритма от номы:

брадикардия – замедление ритма.Причина этого изменение электрической активности синоатриального узла в сердце и гипофункция щитовидной железы.

тахикардия- учащение ритма связано сактивацией функции щитовидной железы или эмоциями.

Устранению временной тахикардии или брадикардии способствуют антагонистическое воздействие на синоартриальный узел со стороны симпатической и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы.

Вообще под кровяным давлением подразумевают давление крови на стенки кровеносных сосудов Кровяное давление измеряют в плечевой артерии с помощью сфигмоманометра.

Систолическое давление – или верхнее давление - это результат сокращения желудочков оно равно 120 мм\рт.ст.

Диастолическое давление–или нижнее - отражает давление крови в артериях при расслаблении желудочков сердца \его величина в норме 80 мм.рт.ст. В аптеках сейчас висят красочные плакаты, в которых дано новое соотношение верхнего и нижнего давлений в норме-130 и 90 соответственно\. Кровяное давление зависит от возраста и  пола, состояния здоровья человека. На кровяное давление влияют как сила сердечных сокращений, так и сопротивление периферических кровеносных сосудов. Сужение сосудов или уменьшение их эластичности приводит к повышению кровяного давления или гипертонии, что увеличивает нагрузку на сердце. Растяжение артериальных стенок приводит к ослаблению стенок сосудов, разрыву или закупорке сосудов тромбами, в итоге -  в большинстве случаев к летальному исходу.

4\ защита от инфекций – многие механизмы от инфекций носят гомеостатический характер.

Главная неспецифическая  защита у человека – кожа. НО! Многие возбудители инфекций: вирусы, бактерии, микроорганизмы, простейшие, плоские и круглые черви проникают через естественные отверстия, а иногда и через кожу. Присутствие токсинов или патогенных организмов приводит в действие такой зашитный механизм как активация таких форм лейкоцитов, как фагоциты,моноциты и лимфоциты.

5\ терморегуляция –  известно, что тепло необходимо любому живому организму для предотвращения его от деградации и гибели. Известно, что  живые системы могут обитать как при –40 градусов, так и  до + 50 градусов по Цельсию. Главный источник тепла на Земле –это солнце. В организм тепло может поступать из 2 источников-это химические субстраты в виде пищевых продуктов из внешней среды и из  их расщепления в ходе биохимических реакцийв клетке. В норме приходи расход тепла уравновешен. Система терморегуляции – является регуляторный центр в гипоталамусе, который является отделом промежуточного мозга. Сюда поступает информация от периферических терморецепторов кожи об изменении наружной температуры. В живых системах температура влияет на структуру ферментов, которые в свою очередь влияют на интенсивность обменных процессов. Температурная шкала усеченно выглядит так:

животная жизнь –от – 70 до + 80 градусов

растения –от –97 до + 85 градусов

температура тела человека +37

температура на Солнце – 6000 градусов по Цельсию.

Гомеостатические процессы:

1\ экскреция – выведение из организма ненужных продуктов обмена  для сохранения равновесия биохимических реакций

А + В  ==== С          +      Д

                 Важны          побочные \ экскретируются \

Экскреция через любую проницаемую поверхность :

Легкие – СО. Водяные пары

 Кожа – вода, мочевина, соли

 Печень – желчные пигменты, переработанные отходы азотистого обмена

 Почки – избыток солей

2\ осморегуляция  - регуляция состава жидких сред организма, которые представлены растворами различной сложности : плазма крови, лимфа, церебро – спинальная жидкость и тканевая жидкость.

Например -  в гипертоническом растворе идет потеря воды

В гипотоническом –наоборот- поглощение воды.

Постоянство внутренней среды организма человека поддерживается путем регуляции состава внеклеточной жидкости специальными органами – почками, а регуляция воды контролируется гормоном заднего отдела гипофиза – вазопрессином.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Анатомия и физиология человека» Тема: «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КЛЕТКИ. ПОНЯТИЕ О ТКАНЯХ. ВИДЫ ТКАНЕЙ»

Ц Е Л И    З А Н Я Т И Я :1. У Ч Е Б Н А Я.Студент должен знать:строение клетки; свойства клетки; понятие о тканях; виды  тканей.Студент должен иметь представл...

Рабочая тетрадь к практическим занятиям по учебной дисциплине: Анатомия и физиология человека 31.02.01 Лечебное дело и Специальность: Сестринское дело 34.01.02.

Рабочая тетрадь к практическим занятиям по учебной дисциплине: Анатомия и физиология человека 31.02.01 Лечебное дело и  Специальность: Сестринское дело 34.01.02. -2023г....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»

В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за рез...

Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 1) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")

Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 1) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...

Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 2) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")

Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 2) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...

Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 3) (дисциплина "Анатомия и физиология)

Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 3) (дисциплина "Анатомия и физиология)...

Методический материал с тестовым контролем по теме: "Внутренняя среда: Кровь" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")

Методический материал с тестовым контролем по теме: "Внутренняя среда: Кровь" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...