МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»
методическая разработка
В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за результаты своей учебной деятельности.
Методическая разработка учебного занятия
1. Тема: «Анатомия и физиология сердца»
2. Тип учебного занятия: комбинированный
3. Вид учебного занятия: презентация сайта «Клуб любителей анатомии и физиологии»
4. Методическая цель: методика здоровьесберегающего занятия по активизации познавательной деятельности студентов через проектную работу
5. Формируемые образовательные результаты:
Знать:
Уметь:
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 14. Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента.
6. Материально-техническое обеспечение учебного занятия
Оборудование:
Доска магнитная,
Интерактивная система
Компьютер
Наглядные пособия:
Анатомические атласы, модели сердца(цельные и разборные). торс и барельеф человека.
Стенд « Роль сердца в организме человека»
Дидактический материал:
Бланки для ответов
Листки для комментариев
Оценочный лист
Презентации
8. Межпредметные и внутрипредметные связи
Учебные дисциплины: терапия, хирургия, педиатрия, биология, фармакология и все физиологические дисциплины организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_uchebnogo_zanyatiya_stroenie_i_fiziologiya_serdtsa.doc | 919.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Ульяновской области
Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Ульяновский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по учебной дисциплине
ОП.02 Анатомия и физиология человека
Тема «Анатомия и физиология сердца»
для специальностей
31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело
Павлова Елизавета Карповна,
преподаватель профессионального цикла ОГБПОУ УМК
Ульяновск
2019
РЕКОМЕНДОВАНА |
цикловой методической комиссией общепрофессиональных дисциплин (протокол от 07.02.2019 №7) |
Введение
Учебная дисциплина ОП.02 Анатомия и физиология человека является базисной дисциплиной медицины и применение практико-ориентированных технологий важно для понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии и проявления к ней устойчивого интереса. Учебное занятие по ОП.02 Анатомии и физиологии человека по теме «Анатомия и физиология сердца» - показательное занятие для формирования компетенций в области применения анатомических знаний в медицинской практике.
Целеполагание, учет потребностей и ожиданий обучающихся делает образовательный процесс понятным и желанным для студентов. Цели образования становятся целями обучающихся, приобретают значительный мотивационный потенциал, обеспечивая высокую познавательную активность и самостоятельность, инициативу в процессе изучения новой темы. Преподаватель в этом случае только помогает обучающимся найти оптимальные пути к цели.
В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за результаты своей учебной деятельности. Это способствуют развитию у обучающихся мотивации на достижение успеха, лидерских качеств, уверенности в себе и своих силах.
Занятие показательно тем, что эффективное сотрудничество обучающихся в процессе групповой работы формирует у них навыки, которые пригодятся им в профессиональном коллективе, в семье, в общественной жизни. Наличие навыков командной работы позволяет легко влиться в любой коллектив, не снижая, а усиливая эффективность его работы и сохраняя благоприятный микроклимат команды.
Использование различных форм, методов и техник визуализации на данном учебном занятии обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание обучающимися нового материала, оживляет образовательный процесс, позитивно воспринимается обучающимися и положительно сказывается на результатах обучении.
Использование модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию познавательной активности и творческого процесса, раскрытию и развитию способностей обучающихся, содействию их качественному обучению. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой обучающихся оказывает мотивирующее действие на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение, что способствует здоровьесбережению как обучающихся, так и педагогов..
Мониторинг учебного занятия через формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса, содействует упорядоченности формирующихся знаний обучающихся, помогает педагогу в контроле полноты реализации учебного плана. Формулирование и закрепление результатов каждого раздела учебного занятия, а также его итогов содействует качественному усвоению обучающимися нового материала.
Обучение в сотрудничестве, обучение действием, рефлексия, глубокое осмысление и ясное понимание учебного материала определяют активный статус новых знаний, обеспечивают приобретение универсальных навыков и готовность к их применению в практических ситуациях, в том числе ситуациях с высокой долей неопределенности, когда отсутствуют готовые ответы.
Осмысление и критический анализ поступающей информации посредством рефлексии позволяет обучающемуся достигать необходимого уровня понимания нового материала, новых отношений, новых моделей поведения, что является важнейшим условием личностного роста и развития. Самооценка себя, своего поведения, своей роли способствует самоопределению обучающегося, лучшему пониманию своих потребностей и возможностей. Рефлексия взаимоотношений с внешним миром позволяет обучающемуся вырабатывать адекватные модели эффективного поведения с учетом нравственных норм и общекультурных ценностей.
Анализ и оценка процесса и результатов учебного занятия, выяснение эмоционального самочувствия обучающихся позволяют преподавателю получить четкое представление о гармоничности построения образовательного процесса, соответствия содержания, формы и методов, используемых в образовательном процессе потребностям и возможностям обучающихся.
Технология модерации, использованная на данном занятии, предоставляет педагогу инструменты эффективного управления процессами обучения, воспитания и развития. Применение модерации делает образовательный процесс более контролируемым, устойчивым, позволяет педагогу профессионально управлять процессами, происходящими на учебном занятии и уверенно получать запланированные результаты. Новые роли преподавателя - консультанта, наставника, старшего более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися определяет возрастание доверия к преподавателю, повышение его авторитета и уважения у обучающихся.
Использование модерации, активных методов обучения позволяют каждому педагогу целенаправленно и методично осуществлять воспитание, развитие и социализацию личности студентов. Планируя урок, построенный на технологии модерации, педагог одновременно с постановкой предметных целей, формулирует и ставит цели воспитания, развития и социализации обучающихся. Создание такой методологической базы обеспечивает полноценное приобретение и устойчивое закрепление у студентов жизненно значимых ценностей и профессионально важных умений и навыков.
Таким образом, полноценное осуществление ключевых процессов модерации обеспечивает интенсивную проработку и качественное усвоение нового знания обучающимися, формирование и отработку учебных, предметных и специальных умений, развитие и закрепление универсальных навыков, привитие общественно значимых ценностей и нравственных норм поведения. Эти результаты применения данной технологии, без сомнения, позволяют отнести модерацию к современным эффективным образовательным технологиям. И эти эффекты соответствуют требованиям федеральных государственных стандартов образования нового поколения.
Методическая разработка учебного занятия
1. Тема: «Анатомия и физиология сердца»
2. Тип учебного занятия: комбинированный
3. Вид учебного занятия: презентация сайта «Клуб любителей анатомии и физиологии»
4. Методическая цель: методика здоровьесберегающего занятия по активизации познавательной деятельности студентов через проектную работу
5. Формируемые образовательные результаты:
Знать:
Уметь:
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 14. Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента.
6. Материально-техническое обеспечение учебного занятия
Оборудование:
Доска магнитная,
Интерактивная система
Компьютер
Наглядные пособия:
Анатомические атласы, модели сердца(цельные и разборные). торс и барельеф человека.
Стенд « Роль сердца в организме человека»
Дидактический материал:
Бланки для ответов
Листки для комментариев
Оценочный лист
Презентации
8. Межпредметные и внутрипредметные связи
Учебные дисциплины: терапия, хирургия, педиатрия, биология, фармакология и все физиологические дисциплины организма.
9.Используемая литература
- Большой практикум по физиологии человека и животных. - М.: Высшая школа, 2013. - 408 c.\
- Гайворонский, И. В. Нормальная анатомия человека. В 2 томах. Том 2 / И.В. Гайворонский. - М.: СпецЛит, 2011. - 424 c.
- Горелова, Л. В. Анатомия в схемах и таблицах. Учебное пособие / Л.В. Горелова, И.М. Таюрская. - М.: Феникс, 2015. - 576 c
- Гуровец, Г. В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей / Г.В. Гуровец. - М.: Владос, 2013. - 432 c.
- Сапин, М. Р. Анатомия человека. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Р. Сапин, З.Г. Брыскина. - М.: Academia, 2015. - 352 c.
- Синельников, Р. Д. Атлас анатомии человека. В 4 томах. Том 1. Учение о костях, соединении костей и мышцах / Р.Д. Синельников, Я.Р. Синельников, А.Я. Синельников. - М.: Новая Волна, Умеренков, 2015. - 344 c.
- Федюкович, Н. И. Анатомия и физиология человека. Учебник / Н.И. Федюкович. - М.: Феникс, 2015. - 512 c.
Интернет-ресурсы:
- https://studfiles.net/preview/1148084
- http://cardio-ro.ru/заболевания/анатомия-и-физиология-сердца
- https://www.kazedu.kz
- www.youtube.com
10. Ход учебного занятия (хронокарта)
Содержание | Методические обоснования | Время |
1. Организационная часть (приветствие студентов, проверка санитарного состояния кабинета, соответствие внешнего вида студентов требованиям, отметка отсутствующих на учебном занятии, выясняет причины отсутствия) | Проверяется подготовка помещения к уроку (проветривание, свет, доска, расположение аппаратуры). | 3 мин. |
2. Контроль знаний студентов: фронтальный опрос по теме занятия | Проводится индивидуальный письменный опрос с целью определения общей подготовленности группы к занятию в виде блеф-игры. | 10 мин. |
3.Изучение нового материала (приложение) (формирование общих компетенций) 4.Физкультпауза (упражнения на глаза)
5. Изучение нового материала (продолжение) 6.Динамическая пауза (упражнения на шейно-грудной отдел, плечевой пояс) 7. Изучение нового материала (продолжение) 8. Рефлексия | Изучение нового материала проводится методом защиты презентаций страницы сайта «Клуба любителей анатомии и физиологии» по темам разделов: «Роль сердца в организме человека», «Место расположения сердца в организме человека», «Строение сердца», «Работа сердца», «Тоны сердца», «Топография сердца», «Проводящая система сердца» «Регуляция деятельности сердца». После каждой презентации преподаватель задаёт вопросы к группе с целью: - активизации внимания; - установления межпредметных связей; - внутрипредметных связей с ранее изученным материалом; - конкретизации наглядных представлений; - объёмного представления; - зрительного усвоения. Студенты комментируют каждую презентацию в письменном виде на листках для комментариев и оценивают. (приложение) (приложение) (приложение) | 15 мин. 1 мин 15 мин 1 мин. 10 мин. 5 мин. |
9. Закрепление нового материала (приложение) | Закрепление материала проводится при презентации литературного салона сайта и после просмотра проблемного видеоролика. Студенты записывают ответы проблемы в «Бланках для ответов» (приложение). Оценивание ответов проводится в форме взаимоконтроля. На экране эталоны ответов. | 10 мин. |
10. Обобщение материала (мотивация оценок) | Бланки для ответов и листки для комментариев сдают преподавателю. Преподаватель объясняет выставление оценок за «Блеф-игру», решение проблем и презентации после изучения «Комментариев к презентациям разделов и блогов» и взаимоконтроля. Оценки будут объявлены на следующем учебном занятии. | 10 мин. |
11. Домашнее задание:
| Домашнее задание высвечивается на экране в презентации блога модератора сайта. Студенты переписывают с экрана домашнее задание в рабочую тетрадь | 5 мин. |
12. Рефлексия. - подведение итогов учебного занятия - оценивание учебного занятия. | Анализируется работа студентов на учебном занятии Заполняется таблица оценивания занятия (приложение) | 5 мин. |
Заключение
Итогами методической разработки данного учебного занятия является то, что в ходе занятия по проблемам здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни студенты осваивают навыки самостоятельной работы с информацией и активного преобразования и представления её в виде презентаций, совершенствуют практический опыт употребления медицинских терминов в связном рассказе. Во время презентации у студентов формируется опыт восприятия информации, а у студентов, представляющих проект, развиваются и совершенствуются навыки выступления. Элементы рефлексии, предусмотренные на занятии, способствуют развитию умению анализировать, обобщать, сравнивать и обобщать.
На данном учебном занятии преподавателем продемонстрированы следующие приемы здоровьесбережения:
– подготовка помещения к уроку (проветривание, свет, доска и т.д.);
– смена 7 видов учебной деятельности за урок продолжительностью каждого не более 10 мин.);
– применение 4 видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа), норма – не менее трех;
– чередование видов преподавания через 10–15 мин.
- наличие методов, способствующих активизации творческого самовыражения студентов (подготовка презентаций, сообщений, чтение стихотворения, создание сайта);
– правильное применение ТСО: мультимедийная установка для демонстрации презентаций, модем для создания сайта и выхода в интернет;
– наличие физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, через 20–25 минут учебного занятия по 1 минуте из 3-х легких упражнений;
– наличие вопросов сохранения здоровья в содержательной части учебного занятия;
– наличие мотивации деятельности студентов на учебном занятии (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация: стремление больше узнать, радость познания, интерес);
– доброжелательный психологический климат на учебном занятии, основанный на педагогике сотрудничества, взаимоотношения преподаватель-студент и студент-студент;
– наличие на учебном занятии эмоциональных разрядок ( афоризм, музыка при демонстрации презентаций);
– достаточная плотность учебного занятия, 80% времени занятия отведено на учебную работу ;
– спокойное завершение учебного занятия.
В целом, занятие призвано повысить мотивацию изучения дисциплины через применение принципов и приемов здоровьесбережения на занятии, в результате чего совершенствуется опыт проектной деятельности студентов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вопросы для фронтального опроса
- Какие имеются круги кровообращения
- Размеры, масса и объем сердца
- Назовите камеры сердца
- Предсердно-желудочковые клапаны сердца
- Клапаны аорты и легочного ствола
- Основные свойства сердечной мышцы
- Фазы сердечного цикла
- Продолжительность одного сердечного цикла
- Назвать тоны сердца
- Основные зубцы ЭКГ при первом отведении
- Назвать составляющие проводящей системы сердца
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛИСТ КОММЕНТАРИИ И ОЦЕНКИ
Название презентации | Комментарии | Оценки |
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Сердце»
Уже который раз, признаться,
Одну и ту же слышу речь.
Что нужно меньше волноваться
Что сердце надобно беречь.
Что не пройдут болезни мимо
Когда устанет вдруг оно.
Что все на свете заменимо,
А сердце у людей одно.
Вы эту правду льете в уши,
О ней твердите без конца
В холодных сейфай равнодушья
Похоронив свои сердца.
Но сердце! Чем оно не птица!
И я при жизни не пойму!
Как можно приказать не биться
Живому сердцу своему!
Когда оно с упорством редким
Стремится к людям тут и там
К запрятанным в грудные клетки
Таким же бьющимся сердцам.
Когда по высшему закону
Оно принадлежит не мне,
А всем друзьям и всем знакомым,
Народу, партии, стране!
И лишь в последний час разлуки,
Лишь уходя в небытие
Я сам скрестив над грудью руки,
Скажу – теперь оно мое!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вопросы для фронтального опроса
- Какие имеются круги кровообращения
- Размеры, масса и объем сердца
- Назовите камеры сердца
- Предсердно-желудочковые клапаны сердца
- Клапаны аорты и легочного ствола
- Основные свойства сердечной мышцы
- Фазы сердечного цикла
- Продолжительность одного сердечного цикла
- Назвать тоны сердца
- Основные зубцы ЭКГ при первом отведении
- Назвать составляющие проводящей системы сердца
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для преподавателей по учебной дисциплине ОП 03 «Анатомия и физиология человека»
Методическое пособие для преподавателейпо учебной дисциплине ОП 03 «Анатомия и физиология человека» для специальности 31.02.01 «Лечебное дело», курс 1ЦМК общемедицинских дисциплин...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. Анатомия и физиология человека 2014-2015 учебный год
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 1.1. Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной про...
Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»
Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»...
РП учебной дисциплин ОП.02. Анатомия и физиология человека
Учебная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО для реализации программы подготовки специалистов среднего звена специальности 31.02.02 Акушерское дело...
Методические рекомендации студентам к практическим занятиям по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Кровеносная система человека»
Методические указания содержат задания для аудиторной самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях, а также контрольно-измерительные материалы, тестовые задания, ситуационные задачи, чт...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для практических занятий для студентов учебной дисциплины ОП. 02 «Анатомия и физиология человека» специальность 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
Методические рекомендации предназначены для практических занятий по дисциплине «Анатомия и физиология человека» для студентов специальности «Сестринское де...
Методическая разработка практического занятия По дисциплине: ОП.02 «Анатомия и физиология человека» Тема: «Анатомия и физиология сердца»
Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении практи...