Дипломная работа
творческая работа учащихся на тему

Операции, выполняемые при подготовительных, основных и  отделочных  земляных  работах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Министерство образования РФ

Республиканское государственное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

«Профессиональное училище №22 г. Канаш»

Профессия:_машинист ДСМ_______________

Группа:________ДСМ-64-09_______________

СОГЛАСОВАНО:                                                                    УТВЕРЖДАЮ:

Методист________________Е. Г. Павлова                                    Зам. Директора по ПР

                                                                                                            _________А. В.Степанов

                                                                                                                   «28» ноября 2009 г.

ЗАДАНИЕ

На письменную выпускную квалификационную работу

Выдано учащемуся (ейся): ___Писареву Д. В.                  _______________________

1. Тема: Операции, выполняемые при подготовительных, основных и  отделочных        

               земляных  работах.

2. Содержание пояснительной записки:

    1. Титульный лист                                                                                             1 стр.

    2. Задание на письменную выпускную квалификационную работу           1 стр.

    3. Содержание                                                                                                    1 стр.

    4. Введение                                                                                                        1 стр.

    5. Краткая характеристика хозяйства                                                             1 стр.

    6. Основная часть                                                                                             13 стр.

          6.1._   Общие сведения о земляных работах                                                                      _

          6.1.1.  Основные понятия о грунтах                                                                                   _

          6.1.2.  Организация земляных работ                                                                                   _

          6.2._   Подготовительные земляные работы                                                                      _ 

          6.2.1._Виды подготовительных работ                                                                                _

          6.2.2._Подготовительные работы в скальных грунтах                                                     _

          6.2.3.  Подготовительные работы на болотистых грунтах                                               _ 

          6.2.4.  Подготовительные работы зимних                                                                          _       

          6.2.5.  Подготовка к экскаваторным работам                                                                    _ 

          6.2.6._Подготовка строительной площадки                                                                       _ 

          6.3.     Основные земляные работы                                                                                     _

          6.3.1.  Разработка грунта одноковшовыми экскаваторами                                              _ 

          6.3.2.  Разработка грунта землеройно-транспортными машинами                                  _ 

          6.3.2.  Комплексная механизация земляных работ                                                           _ 

          6.4.     Вспомогательные и отделочные работы                                                                 _                                                                                             

    7. Охрана труда                                                                                                    1 стр.

    8. Экологическая часть                                                                                       1 стр.

    9. Выводы и предложения                                                                                  1 стр.

    10. Список использованной литературы                                                          1 стр.

    11. Графическая часть                                                                                         2 стр.

3. Дата выдачи задания «  30  »           ноября            2009 г.

4. Руководитель письменной выпускной квалификационной работы:

                                                            Лепёшкин Г. М._______________

5. Задание принял к выполнению «  30  »          ноября           2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ВВЕДЕНИЕ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.  3
  2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 4
  3. ОПЕРАЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ,

ОСНОВНЫХ И ОТДЕЛОЧНЫХ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТАХ

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТАХ  
  1. Основные понятия о грунтах   _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  стр. 5
  2. Организация земляных работ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _    стр.6
  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ
  1. Виды подготовительных работ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.7
  2. Подготовительные работы в скальных грунтах   _ _  _ _ _ _ _ _ _ _   стр. 7
  3. Подготовительные работы на болотистых грунтах      _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 8
  4. Подготовительные работы в зимних условиях     _ _ _ _ _ _ __ _ _    стр. 9
  5. Подготовка к экскаваторным работам    _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  стр. 9
  6. Подготовка строительной площадки       _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _   стр. 9
  1. ОСНОВНЫЕ ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ            

3.3.1    Разработка грунта одноковшовыми экскаваторами  _ _ _ _ _ _ _ _  стр. 13

3.3.2    Разработка грунта землеройно-транспортными машинами  _ _ _ _ стр. 15

3.3.3    Комплексная механизация земляных работ   _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  стр. 15 

3.4  ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ И ОТДЕЛОЧНЫЕ РАБОТЫ

       3.4.1   Укрепление грунтов        _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _   стр. 16

       3.4.2   Укладка и уплотнение грунтов   _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  стр. 17

  1. ОХРАНА ТРУДА_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.18
  2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _  стр. 19
  3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 20
  4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 21
  5. ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.22


  1. ВВЕДЕНИЕ

     Проектирование земляных работ особенно тесно связано с геологической частью проекта.Точность расчетов и реальность проектных решений, в том числе по экскаватор-ным работам, зависит от достоверности геологических материалов, к которым предъявля-ются определенные требования по содержанию, объему и степени детализации. От пра-вильности геологических данных зависит не только устойчивость земляных или других сооружений, но и выбор способа ведения земляных работ. Например, сведения о грунтах и толщине их слоев, сведения о водонасыщенности грунтов и грунтовых водах и т. п. обес-печивают проведение необходимых подготовительных работ, исключающих впослед-ствии перерывы в работе.

    Земляные работы представляют сложный комплекс инженерных решений, выполнение которых следует осуществлять по заранее разработанному и экономически обоснован-ному проекту производства работ, учитывающему особенности данного объекта.

 Проекты организации строительства (ПОС) и проекты производства работ (ППР) должны выполняться индустриальными методами с применением наиболее прогрессивных видов машин, обеспечивающих высокую производительность труда; на пусковых объектах должны быть сконцентрированы как строительные машины, так и материальные ресурсы; подготовительные работы должны быть закончены до начала основных работ. При проек-тировании производства земляных работ следует максимально использовать технологи-ческие карты.

   На современном этапе развития строительства и его механизации существенное значение имеет комплексная система управления качеством производства (КСУКП).

При возведения зданий, сооружений, планировочных работах, благоустройстве территории разрабатывается грунт. В комплексном процессе земляных работ можно выделить три его составляющие: подготовительные, основные и вспомогательные работы.

   К подготовительным работам можно отнести отвод поверхностных вод от территории строительной площадки, понижение уровня грунтовых вод ниже проектной отметки дна котлована. При этом объем земляных работ может быть значительным и величина его зависит от параметров сооружения. Кроме того, скальные, прочные и мерзлые грунты предварительно разрыхляют специальными механизмами.

  Подготовительные работы выполняются с целью повышения производительности земле-ройной и транспортной техники и создания благоприятных условий для рабочих при вы-полнении основных работ.

    Основная работа состоит ив следующих процессов: разработки, перемещения и укладки грунта. Разработка грунта, как правило, производится землеройными машинами и меха-низмами - экскаваторами или землеройно-транспортными - бульдозерами, скреперами, грейдерами. Перемещение грунта на большие расстояния производится автомобильным транспортом, на небольшие - землеройно-транспортными машинами и механизмами. Укладка грунта может быть выполнена с применением вышеперечисленной техники с уплотнением его и созданием проектных параметров земляного сооружения,

В процессе производства основной работы выполняются вспомогательные:

  • установка и разборка креплений вертикальных откосов выемки или насыпи,
  • откачивание воды из выемки (водоотлив),
  • выравнивание откосов, уплотнение грунта и т.п.

   В данной работе будет затронута тема, рассматривающая выполнение различных операций при подготовительных, основных и отделочных земляных работах.

  1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

    ООО «ДПМК-Канашская» начинает свой отчет деятельности, начиная с 2006 г. Директором организации является Хайбуллов Р. Ш. В сферу деятельности предприятия входит возведение дорожно-транспортных коммуникаций (дорог, мостов, переправ и . т. д.) в отдаленных и труднодоступных местах нашей необъятной страны. На балансе находятся следующие виды техники: экскаваторы Hyundaj (1 колесный, 2 гусеничных); 6 а/лей марки КамАЗ различных модификаций, 3 бульдозера Komatsu.

     Юридический адрес предприятия: 429336, Чувашская Республика - Чувашия, Канаш-ский район, дер. Хучель.

   На технике, предоставленной данной фирмой было возведено немало объектов на территории Российской Федерации. Так, например в настоящее время арендованная техника используется на возведении дороги в Кировской области, ранее она была использована в строительстве других аналогичных объетов.

    Я тоже не сидел без дела, а работал на полной ставке. База предприятия временно размещена в полевых условиях, но вся техника находится в оборудованных местах, регулярно проходит технические осмотры и планово-предупредительный ремонт. Отношение к специалистам в организации хорошая, оплата труда достойная, никого не пытаются обделить. Также на должном уровне налажены корпоративные связи, нет такого, что, когда ты попросишь кого-либо на помощь, коллега или напарник не пришел к тебе на помощь.

    ООО «ДПМК-Канашская» старается участвовать во многих мероприятиях и акциях, проводимых на территории нашей республики. Коллектив предприятия регулярно проходит необходимые инструктажи, проверку знаний по соответствующим своей профессии специализациям.

   Мне нравиться работать в данной организации, так, на практике я не только углубил на опыте полученные в ПУ №22 теоретические знания, но и получал за свой труд хорошее вознаграждение, что не может не радовать.

   Руководство предприятия наладило тесные отношения со многими строительными и муниципальными организациями России, доверие к себе они залужили многолетним добросовестным трудом и низкой себестоемостью оказываемых услуг. Предприятие взяло на вооружение опыт аналогичных фирм по России и зарубежом. Руководство старается внедрять своевременные методы ведения хозяйственно-экономической деятельности, в условиях все еще продолжающегося мирового финансового кризиса старается снизить издержки производства и, тем самым, предложить своим клиентам более низкую цену на строительные услуги.

         Мне раньше не приходилось работать в данной строительной организации, но первое впечатление послужило тому, что я положительно отношусь ко всем подходам в работе, существующих в ООО «ДПМК-Канашская». Желаю данной организации и далее находиться в числе ведущих организаций республики, оказывающих услуги по строительству и прокладке дорог, быть более гибкой в организации труда, соответствуя требованиям современной рыночной конкуренции в условиях предложения рынка данного вида услуг. Что касается дорожно-строительной и специальной техники, то на техническое вооружение предприятие берёт только современные образцы российской и зарубежной техники, включая такие виды пользования как аренда. Организация плотно работает со всеми организациями нашего региона, если совместная деятельность помогает уменьшить издержки на производство. Таким образом, предприятию удаётся предлагать наименьшую цену за свои услуги, что в конечном итоге позволяет ей выигрывать различные тендеры в сфере строительства.

3. ОПЕРАЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ,

ОСНОВНЫХ И ОТДЕЛОЧНЫХ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТАХ

3.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТАХ

3.1.1.  Основные понятия о грунтах

      Основной строительный материал для земляных сооружений - это грунт естественного залегания. Он представляет собой сложное соединение из минеральных частиц и органических примесей, образованное из горных пород, разрушенных под действием солнца, воздуха, воды и микроорганизмов. Свойства грунтов зависят в основном от размеров и количественного соотношения содержащихся в них частиц, а также воды. Главные свойства грунтов - связность, водопоглощение, водопроницаемость, Разрыхляемость, способность держаться на откосах, определяемая углом естественного откоса, и уплотняемость. Связность грунта характеризуется усилием, необходимым для разъединения частиц. Наибольшей связностью обладают скальные и глинистые грунты. Водопоглощение грунта - это способность впитывать воду, не пропуская ее. Такими свойствами обладает глина. Грунты, содержащие до 5% воды, относятся к сухим, до 30% - к влажным и более 30 % - мокрым. Водопроницаемостью называется свойство грунтов, например песчаных, пропускать воду. Разрыхляемость представляет собой способность грунта увеличивать объем при разработке. Отношение объема разрыхленного грунта к объему в плотном теле называется коэффициентом разрыхления. Наибольшей разрыхляемостью обладают глины и суглинки (26... ...32%), наименьшей - пески(10...15%). Угол естественного откоса разрыхленного грунта, уложенного в насыпь, определяют для каждого вида грунта и его влажности. Например, для песчаных грунтов угол естественного откоса составляет 15...30°, для суглинков - 25...50°, причем меньшие значения углов соответствуют более мокрым грунтам. Уплотняемость грунтов характеризуется их способностью плотно укладываться в насыпи и зависит от средней плотности грунта. Средняя плотность — это физическая величина, определяемая отношением массы вещества ко всему занимаемому объему. Выражают плотность грунта в т/м³. От перечисленных свойств зависят пригодность грунта для возведения земляных сооружений, их устойчивость, прочность оснований под сооружения, способ разработки. Гравийные, песчаные и супесчаные грунты целесообразно применять при строительстве земляных сооружений, так как они достаточно устойчивы, хорошо противостоят размоканию. К менее благоприятным относят пылеватые и мелкие супесчаные грунты. Эти мало-связные грунты в водонасыщенном состоянии переходят в плывуны, теряя несущую способность. Откосы насыпей из таких грунтов размываются водой. Суглинистые грунты более надежны, чем пылеватые, и обладают сравнительно высокой связностью и водопроницаемостью, хорошо уплотняются. Глинистые грунты малопригодны, так как при разработке и укладке в насыпь комкуются, образуя много пустот, и поэтому неустойчивы, особенно во влажном состоянии, плохо поддаются уплотнению. Лёссовые грунты при условии качественного уплотнения позволяют возводить прочные и водоустойчивые сооружения. Торф, а также грунты, содержащие более 8... 10 % по массе органических примесей, непригодны для возведения земляных сооружений — с изменением влажности они значительно изменяют объем и плотность. Тип и свойства грунта, содержание различных примесей перед земляными работами определяют по пробам в лабораториях. Известны определенные навыки для предварительной оценки грунта по общему виду и на ощупь. Так, например, шар из влажного песчаного или супесчаного грунта при легком давлении рассыпается, из сугли-нистого грунта превращается в лепешку с трещинами по краям, а из глины сдавливается в лепешку без трещин. Все грунты по трудоемкости разработки разделены на три группы: I (песок, торф, растительный слой); II (галька, гравий, суглинок, супеси); III (глина, отвердевший солончак). Чем больше номер группы грунта, тем выше трудоемкость земляных работ.

3.1.2. Организация земляных работ

      Технологический процесс земляных работ состоит из подготовительных, основных и отделочных операций. Подготовительные работы включают в себя расчистку полосы отвода от деревьев, пней, кустарника, валунов. Выполняют операции механизированные отряды, снабженные гусеничными тракторами, оборудованными бульдозерными отвалами, корчевателями, древовалами, кусторезами. Важный этап подготовительных работ - тщательный отвод поверхностных и грунтовых вод, без чего не разрешается приступать к основным работам по возведению земляного сооружения. Все виды выемок, а также грунтовые карьеры ограждают для стока поверхностных вод водоотводными канавами. Поверхностные воды, поступающие к насыпям с нагорной стороны, отводят по продольному водоотводу, в состав которого входят резервы и водоотводные канавы. В равнинной местности при высоте насыпи менее 2 м, а также на болотах продольные водоотводные канавы устраивают с обеих сторон насыпи. Для отвода грунтовых вод устраивают дренажные сооружения. После расчистки зоны работ от леса, кустарника, пней производят геодезическую разбивку земляных сооружений в продольном и поперечном направлениях. Рабочую разбивку выполняют на основании проекта сооружения. Вначале закрепляют ось сооружения выноской характерных точек за пределы сооружения с помощью металлических или железобетонных разбивочных знаков. Остальные разбивочные знаки делают из деревянных кольев. При геодезической разбивке линейных сооружений (дорожных насыпей, выемок, каналов, дамб) закрепляют ось сооружения, бровки и подошвы откосов насыпей и выемок. Разбивочные знаки рекомендуют ставить не реже чем через 50 м, а на кривых участках — через 20 м. Линии пересечения откосов с поверхностью земли размечают бороздой, проводимой отвалом автогрейдера или плугом. Уровень отметки сооружения определяют высотой разбивочных колышков и надписями на них. Положение откосов фиксируют установкой в местах разбивки инвентарных лекал. К подготовительным работам относят также устройство временных землевозных дорог и организационные мероприятия, включающие в себя подготовку временных помещений для приема пищи, хранения одежды и других нужд обслуживающего персонала, комплектование парка машин, оборудование складов и мест для хранения и заправки машин топливно-смазочными материалами, подведение освещения, телефонной или радиосвязи. Основные работы - это возведение насыпей, разработка грунта в выемках, устройство водоотводных канав, т.е. работы, непосредственно связанные с устройством земляного сооружения. Для таких работ используют парк землеройных, землеройно-транспортных и уплотняющих машин, к основным из которых относятся бульдозеры, скреперы, экскаваторы, грейдеры, катки. Отделочные работы включают в себя планировку поверхности сооружения, срезку ступенек на откосах, обеспечение заданных поперечных уклонов. На таких работах используют бульдозеры, скреперы, грейдеры.

3.2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

 

3.2.1.  Виды подготовительных работ        

  • подготовка строительной площадки - уборка леса, кустарников, валунов, срезка растительного слоя и др.;
  • отвод поверхностных вод - устройство нагорной канавы, планировка территории;
  • понижение уровня грунтовых вод - устройство дренажа, установка водопонизи-тельных устройств и оборудования;
  • подготовка грунта к разработке - закрепление (рыхление) грунта.

3.2.2.  Подготовительные работы  в скальных грунтах

      Возведение земляного полотна автомобильных дорог в скальных грунтах включает устройство пешеходной тропы, обеспечение рабочего проезда, сооружение земляного полотна полного профиля.

   Устройство пешеходной тропы, располагаемой по возможности ближе или непосред-ственно на трассе строящейся дороги, необходимо для осмотра мест проложения дороги перед принятием решения по организации работ, для размещения рабочих в местах сосре-доточения работ, предназначенных к выполнению в первую очередь. Тропа служит также для выноса и закрепления трассы строящейся дороги.

    Пешеходную тропу прокладывают специализированные бригады, в состав которых входят: подрывники, подносчики взрывчатки, дорожные рабочие, скалолазы и др.

Обеспечение рабочего проезда необходимо на всем протяжении дороги, на котором должны быть развернуты строительно-монтажные работы. Рабочий проезд обеспечивают:

а) за счет скальных работ по уширению пешеходной тропы, если дорога располагается в полувыемке;

б) устройством сухой кладки из камня, если при проложении дороги предусмотрена постройка подпорной стены и кладка в застенном пространстве;

в) комбинацией решений согласно пунктам а и б;

г) выносом рабочего проезда на временные эстакады, полубалконы, балконы.

   Обеспечение рабочего проезда за счет выполнения скальных работ осуществляют специ-альная бригада подрывников и, как правило, два бульдозера. Работая на узкой полке, бульдозеры не всегда опираются на нее всей площадью гусениц; попадающие под гусе-ницы бульдозера камни приводят к необходимости форсировать работу двигателя, а камни, попадающие между гусеницей и катками, способствуют сходу гусениц с катков.     Такие сложные условия работы нередко требуют помощи второго бульдозера.   Необхо-димость взаимной помощи увеличивается, когда оставлены негабариты, для сбрасывания которых под откос нужно усилие двух бульдозеров.

     Взрывные работы ведут методом взрыва скважных зарядов или мелкошпуровым методом. Уширение пешеходной тропы взрывами мелкошпуровым методом с уборкой взорванной породы бульдозерами применяют из-за его простоты, минимального сейсмического действия, а также малой массы бурового оборудования. Глубина шпуров обычно составляет 1,0...1,1 толщины взрываемого слоя. Раздробление отдельных крупных камней можно производить накладными зарядами.

3.2.3.  Подготовительные работы  на болотистых грунтах

   На поверхности болота I типа глубиной до 4,0 м допускается возведение земляного полотна для автомобильных дорог IV,V технических категорий при соблюдении следующих условий, направленных на повышение устойчивости насыпи. К таким мерам можно отнести: осушение болота; укладка грунта в тело насыпи на конструктивную прослойку из нетканого синтетического материала (НСМ); метод предварительной (опережающей) консолидации; метод временной пригрузки. В северных районах страны опробован метод промораживания болотной массы с сохранением мерзлоты, в летний период выторфовыванием.

   Выторфовывание (удаление торфа) на болотах I и II типов можно производить:

- механическим способом;

- взрывным;

- гидромеханическим.

   В зависимости от принятого способа выторфовывания до начала основных работ выполняют подготовительные работы (расчистка дорожной полосы от леса, кустарника, устройство подъездов, осушение и др.).

   Несущая способность болотных грунтов очень низкая, поэтому для выторфовывания применяют машины специальной болотной модернизации, давление которых на грунт не превышает 20...25 кПа, что также часто превышает допустимую нагрузку.

   При недостаточной устойчивости экскаватора на поверхности болота под гусеницы укладывают щиты из круглого леса диаметром 16...22 см или работы выполняют в зимний период, когда при достаточной глубине промерзания можно применять не только машины специальной болотной модификации, но и обычные дорожные машины.

3.2.4.  Подготовительные работы  в зимних  условиях

      Для успешного выполнения земляных работ в зимний период необходимо до наступ-ления холодов выполнить следующие работы:

1) построить вспомогательные помещения;

2) подготовить подъездные дороги;

3) произвести снятие плодородного слоя почвы с основания насыпи;

4) обеспечить водоотвод;

5) заготовить необходимые материалы и оборудование;

6) подготовить к зимней эксплуатации технику;

7) предохранить грунты от промерзания.

   Минимальный объем сосредоточенных земляных работ, меньше которого неэкономично вести работы в зимних условиях, составляет более 50 тыс. м3. В первую очередь, исходя из этих условий, и необходимо планировать и производить земляные работы в зимний период.

     При возведении насыпей в зимний период не допускаются к укладке без предвари-тельного измельчения мерзлые комья грунта размером более 30 см при уплотнении трамбующими машинами и 20 см при уплотнении грунтов катками массой более 25 т. Укладку комьев мерзлого грунта допускают на расстоянии более 1,0 м от поверхности откосов насыпи. Количество мерзлого грунта не должно превышать 70 % общего объема грунта, укладываемого в насыпь.

Мерзлый грунт должен быть равномерно распределен по отсыпаемому слою, нельзя допускать скопление мерзлых комьев в теле насыпи и особенно снега или льда.

3.2.5. Подготовка к экскаваторным работам

    Правильная организация работ обеспечивает максимальную производительность экска-ватора, поэтому на каждом объекте должен быть проект производства работ (ППР), а каж-дому машинисту экскаватора должна быть выдана технологическая карта, соответствую-щая выполняемой работе.
  Машинист экскаватора обязан изучить эти документы и выполнять работы в строгом соответствии с ними.
  Чтобы создать нормальные условия работы, необходимо выполнять следующие меро-приятия, предусматриваемые проектом производства работ.
  Устроить съезды к забою и выезды от него.
  Устроить временные землевозные дороги и содержать их в исправном состоянии.
  Установить телефонную радиосвязь между диспетчерским пунктом, местом работы экскаватора и местом укладки грунта.
  Установить освещение забоев и мест укладки грунта.
  Заготовить переносные щиты при работе в топких и вязких грунтах.
  Установить ограждения в местах работы экскаватора.
  Отвести от забоя поверхностные воды, а при наличии грунтовых вод устроить водоотлив или водопонижение.
  Создать запас материалов для ремонта и расширения землевозных дорог.
   Для экскаваторов с электроприводом подвести силовую линию электропередачи.
  Организовать, если необходимо, буро-взрывные работы при разработке скальных грунтов.
  Оттаить или разрыхлить мерзлые грунты.
  Устранить с разрабатываемого участка все действующие надземные и подземные сооружения или оградить их, если они должны быть сохранены.
   Разбить границы выемки и укладки грунта, а также оси движения экскаватора и работающих с ним транспортных средств. Машинист экскаватора и водители транспортных средств должны хорошо знать эти границы и не отклоняться от установленных осей движения.

3.2.6. Подготовка строительной площадки

   Для создания благоприятных условий начала строительных работ предварительно выполняют подготовительные работы.

   В состав работ по подготовке строительной площадки под новое строительство входят:  -ограждение участка; расчистка территории и снос существующих строений;

 -перетрассировка мешающих инженерных сетей;

-защита территории от стока поверхностных вод;

-прокладка временных коммуникаций и дорог;

-устройство временных бытовых, складских, культурно-административных и других помещений.

    После расчистки территории выполняют работы по созданию опорной геодезической сети, устанавливают обноску и производят геодезическую разбивку зданий и сооружений.

   Состав подготовительных работ при реконструкции действующего предприятия в значительной степени зависит от местных условий. Строители стараются максимально использовать имеющиеся инженерные сети, бытовые и административные службы часто размещают во временно освобождающихся помещениях, возводят по плану капитального строительства реконструируемого предприятия здания, которые временно используют для нужд строительства и т.д.

   Надземные и подземные инженерные коммуникации, линии связи и электропередачи и другие сооружения, затрудняющие производство работ, демонтируют или переносят на места, определяемые проектом, под наблюдением специалистов соответствующих организаций.

    В подготовительный период, иногда достигающий 40 % продолжительности всего строительства, бывает необходимо создать индустриальную базу производства по изготовлению строительных изделий и деталей, растворных и бетонных смесей; связать строительную площадку с основными дорогами, энергетическими и инженерными сетями и т.п.

    От тщательности выполнения заданий подготовительного периода в большой степени зависит успех проведения всех основных строительно-монтажных работ по возведению или реконструкции зданий и сооружений, инженерных сетей и пусковых комплексов. Объем работ подготовительного периода определяется в ПОС и уточняется в ППР.

 Осушение площадки и рабочих мест. 

    Понижение уровня грунтовых вод или отвод поверхностных вод (верховодки) обычно осуществляют устройством водопонижения или водоотвода. Чаще для этого используют водоотводные канавы или обваловывание с нагорной части площадки (рис.1, а в графи-ческой части).

   При значительном притоке грунтовых вод устраивают открытые или закрытые дренажи. Открытые дренажи представляют собой канавы, на дно которых укладываются слои фильтрующего материала: крупнозернистого песка, щебня или гравия. Закрытые дренажи (рис.1, б, в) - это траншеи, разрабатываемые ниже уровня сезонного промерзания грунта и засыпаемые послойно фильтрующими материалами. По дну дренажа можно укладывать трубу с отверстиями в боковых стенках (перфорированную) для отвода воды.

    Для защиты от притока воды могут использоваться ледяные стенки из замороженного грунта или противофильтрационные экраны.

   Искусственное замораживание (рис.2, а) осуществляют с помощью охлажденного до отрицательной температуры раствора солей с низкой точкой замерзания (хлористый кальций и др.). Для этого в пробуренные скважины опускают замораживающие колонки, состоящие из двух труб: внутренней и наружной с закрытым торцом. Между этими трубами пропускают солевой раствор (хладагент), охлажденный ниже требуемой температуры грунта. Грунт возле стенок наружной трубы замерзает и, постепенно увеличиваясь в диаметре, образует ледяную завесу.

     Тиксотропный противофильтрационный экран может быть устроен после забивки шпунта из металлических или деревянных пластин. Затем отдельные шпунтины-инъекторы постепенно извлекают, а на их место нагнетают раствор бентонитовой глины, обладающий водоотталкивающими свойствами (рис.2, б).

    Суспензия бентонитовой глины может нагнетаться в щели, прорезаемые специальными машинами - барами (рис.2, в) или подаваться через скважины под большим давлением с помощью водовоздушной струи (рис.2, г). Суспензия размывает щель в фунте и заполняет ее.

    Грунтобетонный экран (рис.2, д) устраивается так. В грунт погружают буровые штанги с режущими и перемешивающими лопастями, через них нагнетается водоцементная суспензия. При обратном подъеме штанг с вращением лопасти раскрываются, грунт перемешивается с суспензией и в дальнейшем затвердевает, образуя противофильтрацион-ную завесу.

   При разработке выемок в грунтах может применяться открытый водоотлив или искус-ственное понижение уровня грунтовых вод.   Осушение выемки открытым водоотливом применяется при небольшом притоке воды и заключается в том, что подошве выемки придается небольшой уклон (рис.3) к зумпфу, размер которого в плане соответствует 1x1 м. Воду из приямков откачивают насосами: поршневыми при небольшом притоке воды; центробежными для чистой воды; диафрагмовыми для загрязненной воды.

   Откаченная из зумпф-колодца вода отводится по трубам или лоткам. При большом при-токе воды стенки котлованов во избежание обрушения крепят.

   Несмотря на простоту и экономичность открытого водоотлива, производство работ при этом способе может быть осложнено постоянным присутствием воды и возможным нарушением структуры грунта стенок и основания. Поэтому часто приходится использовать искусственное понижение уровня грунтовых вод с помощью иглофильтров (рис.4, а, б), погружаемых в грунт по периметру котлована.

   В легких иглофильтровых установках (ЛИУ) вода откачивается через одну трубу обычными методами, в эжекторных иглофильтровых установках (ЭИУ) каждый игло-фильтр состоит из двух труб, вода, наоборот, закачивается и, проходя по специальному приспособлению - эжектору, создает разряжение воздуха (рис.4, в, д).

   Эжекторными иглофильтрами уровень фунтовых вод (депрессионная кривая) может быть понижен до 17... 18 м, легкими - до 4...5 м. Поэтому легкие иглофильтры иногда ставят в два и три яруса.

   В грунтах с низким коэффициентом фильтрации можно использовать явление электро-осмоса, для чего необходимо на расстоянии 0,5... 1 м от иглофильтров забить металличес-кие стержни или трубы и подключить их к положительному полюсу источника постоян-ного тока (аноду); а иглофильтры - к отрицательному (катоду). От анода к катоду начи-нает идти направленный ток, под воздействием которого в грунте в этом же направлении перемещается вода (направление перемещения воды на рис.4, г обозначено стрелками).

   При необходимости понижения грунтовых вод на 20м и более могут применяться труб-чатые колодцы с артезианскими насосами.

 Расчистка территории и снос строений. 

   В соответствии с проектом подготовительных работ часть зеленых насаждений на стро-ительной площадке защищают от повреждений и пересаживают на новые места. Деревья и кустарники, не подлежащие вырубке и пересадке, огораживают, а остальные спиливают механическими или электрическими пилами, толстые корни пней подрезают рыхлителями или бульдозерами, после чего пни корчуют с помощью тракторных лебедок, иногда с помощью полиспастов (рис.5).

   Деревья диаметром до 25 см валят бульдозерами, кустарник срезают тракторами-кусторезами. Для раздробления крупных камней и расщепления больших пней иногда используют подрывные методы.

   Плодородный слой почвы, подлежащий снятию, перемещают бульдозерами в специаль-но выделенные места (бурты), а затем используют в местах озеленения или отвозят в другие места для рекультивации земли. Комплекс работ по снятию, транспортированию и нанесению плодородного слоя почвы на малопродуктивные угодья с целью их улучшения носит у строителей название "землевание".

 Мощность снимаемых плодородных и потенциально плодородных слоев устанавливается на основе оценки плодородия отдельных горизонтов почв. Обычно, если толщина плодо-родного слоя превышает 10 см, производится его снятие.

   При вертикальной планировке участков, используемых в дальнейшем под скверы, парки или для зеленых насаждений, почвенный покров сохраняют, а отвод ливневых вод осуществляют благодаря устройству временных стоков.

   Деревянные строения при сносе разбирают на элементы с целью дальнейшего использо-вания пригодной древесины. При разборке каждый отделяемый элемент должен быть предварительно раскреплен и занимать устойчивое положение.

   Металлические конструкции при разборке раскрепляют, а затем разрезают кислородны-ми резаками. Железобетонные строения разбирают в соответствии со схемой сноса, обеспечивающей устойчивость строения в целом. В конструкциях предварительно оголяют арматуру, раскрепляют полученные отдельные блоки, режут арматуру и обламывают блоки. Наибольшая масса такого блока в соответствии с требованиями техники безопасности не должна превышать половины грузоподъемности крана при наибольшем вылете крюка.

   Последовательность сноса строений принимается обратной последовательности монта-жа. Сборные железобетонные конструкции, не поддающиеся поэлементному разделению, разрушают как монолитные. При разработке желательно использовать экскаваторы с раз-личным специальным эффективным навесным оборудованием (рис.6). Например, обору-дование "ножницы" на базе экскаватора КАТО НД 1500 GYS обладает усилием резания 2649 кН.

3.3. ОСНОВНЫЕ ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

    Объемы разрабатываемого грунта измеряют кубическими метрами плотного тела. Для некоторых процессов (уплотнение поверхности, планировка и т.д.) объемы могут изме-ряться квадратными метрами поверхности. Подсчет объемов разрабатываемого грунта сводится к определению объемов различных геометрических фигур. При этом допуска-ется, что объем грунта ограничен плоскостями, отдельные неровности не влияют значи-тельно на точность расчета. В промышленном и гражданском строительстве приходится в основном рассчитывать объемы котлованов, траншей, выемок и насыпей при вертикаль-ной планировке площадок.

    Грунты можно разрабатывать механическим, гидромеханическим и взрывным способа-ми. Основным способом является механический.

    Механический способ разработки заключается в отделении грунта от массива резанием с помощью землеройных машин (экскаваторов) или землеройно-транспортных машин (бульдозеров, скреперов, грейдеров).

   Гидромеханический способ основан на размывании грунта водяной струей гидромони-тора или всасывании разжиженного грунта земснарядом.

   Взрывным способом в основном разрабатывают грунты, находящиеся за городом. Для этого в земляном массиве бурят скважины, в которые закладываются взрывчатые вещест-ва (ВВ).

   Основные процессы механической разработки грунта - рыхление, разработка, транспор-тирование, отсыпка, разравнивание, уплотнение, планирование откосов и площадей.

3.3.1 Разработка грунта одноковшовыми экскаваторами

   Примерно 97 % всех работ при устройстве земляных сооружений комплексно механизи-рованы, т.е. при выполнении процесса полностью исключается ручной труд. В промыш-ленном и гражданском строительстве наиболее распространены следующие машины для земляных работ: землеройные (экскаваторы); землеройно-транспортные (бульдозеры, скреперы, грейдеры); рыхлительные (бульдозеры-рыхлители, дизель-молоты); транспор-тирующие (автосамосвалы); грунтоуплотняющие (катки, вибрационные трамбующие плиты и пр.); специальные машины (буровые установки, копры и т.д.).

  Наибольший объем земляных работ в строительстве (45 %) выполняется одноковшовыми экскаваторами: на пневмоколесном ходу (вместимость стандартного ковша 0,15...0,65 м³), на гусеничном ходу (вместимость стандартного ковша 0,25...2,5, реже до 4 м³). Кроме стандартных ковшей при разработке легких грунтов могут устанавливаться ковши повы-шенной вместимости.

   Экскаватор с прямой лопатой в основном используется при разработке выемок в сухих и маловлажных грунтах, что связано с необходимостью съезда на дно выемки. Применяют продольные лобовые или боковую проходки с погрузкой грунта в транспортное средство, которое обычно размещают непосредственно в забое. Для выезда и въезда транспорта устраивают наклонные пандусы с уклоном 10... 15°. При боковой проходке транспорт подается под погрузку сбоку выработки, что уменьшает угол поворота стрелы экскаватора и способствует повышению его производительности.

   Экскаваторы, оборудованные обратной лопатой, разрабатывают выемки торцевыми (лобовыми) и боковыми проходками, располагаясь выше дна забоя, что позволяет: исполь-зовать их при разработке увлажненных и мокрых грунтов, с погрузкой в транспортное средство или в отвал.

    Транспорт может подаваться по дну выемки или поверху с одной или двух сторон. Глубина забоя определяется длиной рукояти экскаватора. Ширина торцевой проходки при двухсторонней погрузке самосвалов (1,6... 1,7) R0, при односторонней - (1,2... 1,5) R0. При работе в отвал ширина проходки бывает меньше - (0,5... 0,8) R0. При боковой проходке автотранспорт под погрузку может подаваться по верху или по дну котлована, с правой или левой стороны.

    Экскаваторы с грейферным ковшом применяют при разработке узких или глубоких выемок (траншей, колодцев) в мягких и сыпучих грунтах, в том числе при высоком уровне грунтовых вод. Ковш может быть установлен на рукояти или подвешен на решетчатой стреле, грунт набирается с использованием гидравлического привода или врезания в грунт тяжелого ковша. Гидравлическая система привода позволяет разрабатывать плотные грунты легкими ковшами, что дает возможность за один цикл экскавации набирать в ковш больше грунта. Производительность экскаваторов с таким оборудованием значительно повышается. При отрывке небольших в плане, глубоких выемок экскаватор, оборудован-ный грейферным ковшом, работает без перемещений. При отрывке траншей он переме-щается вдоль траншеи, поэтому подъезд транспорта может осуществляться с любой свободной стороны.

    Драглайн применяют при разработке грунта ниже уровня стоянки экскаватора, без съезда на дно выемки, поэтому наличие грунтовых вод не влияет на работу машины.

Драглайн используют для рытья сравнительно больших котлованов и траншей, а также для отсыпки насыпей, в частности на строительстве каналов, автомобильных и железных дорог. При применении драглайна выемку грунта можно осуществлять лобовыми или боковыми проходками. Поскольку ковш подвешен на канате, то при загрузке он раскачивается и забрасывается на расстояние, превышающее длину стрелы; часто используют челночные способы работы.

    При поперечно-челночном способе самосвал загружается попеременным черпанием ковша с обеих сторон кузова. При продольно-челночном грунт набирается перед задним бортом кузов самосвала. Угол поворота стрелы экскаватора при погрузке по продольно-челночной схеме приближается к 0, а при поперечно-челночной - к 15...20°. Во время разгрузки движение ковша не прекращается, благодаря чему продолжительность цикла экскавации снижается на 20... 26 %.

    Экскаваторы с телескопической стрелой работают так же, как экскаваторы, оборудован-ные обратной лопатой. Однако кроме обычных экскавационных работ с помощью этого оборудования можно выполнять зачистные и планировочные работы, что является преимуществом при разработке мелких рассредоточенных земляных сооружений. Для увеличения скорости передвижения с объекта на объект существуют экскаваторы на пневмоходу. Механизм втягивания стрелы у них приспособлен для копания грунта, планировки и зачистки поверхностей, погрузки сыпучих материалов и штучных грузов.

Погрузчики на гусеничном и пневмоколесном ходу, как и прямая лопата, работают выше уровня стоянки машины движением ковша от себя. Вместимость ковша погрузчика в 1,5... 2 раза больше вместимости ковша прямой лопаты, что позволяет существенно повысить производительность экскаватора. Движение режущей кромки отвала по прямолинейной горизонтальной траектории позволяет планировать площадку, на которой работает машина. Благодаря возможности перемещения грунта на небольшие расстояния работа одноковшовых погрузчиков бывает особо эффективной в стесненных условиях. Ковш наполняется ступенчатым, экскавационным, раздельным и совмещенным способами.

3.3.2. Разработка грунта землеройно-транспортными машинами

    К основным землеройно-транспортным машинам относятся скреперы, бульдозеры, грейдеры, которые разрабатывают грунт, перемещают его, разгружают в насыпь и возвра-щаются в забой порожняком. Скреперы предназначены для послойного копания грунтов в материковом залегании, их транспортирования и отсыпки в земляные сооружения с планированием слоями равномерной толщины. Скреперы применяют для разработки талых грунтов I и II групп, в том числе грунтов с каменистыми включениями. При работе на непереувлажненных суглинках, лессах, черноземах и почвах с примесями гравия и гальки скреперы загружаются с "шапкой" и разгружаются полностью; эти же грунты, но высохшие и отвердевшие, а также глины, солончаки и дресву необходимо предварительно разрыхлить плугами или рыхлителями, чтобы обеспечить нормальную загрузку скреперов.

   При сухих сыпучих песках скреперы загружаются на 60...70% геометрической вмести-мости. На липких и переувлажненных грунтах работа скреперов малопроизводительна вследствие прилипания грунта к днищу и стенкам ковшей. На горизонтах ниже уровня грунтовых вод скреперы неработоспособны. Применяют прицепные (с объемом ковша 3... 10 м3), полуприцепные (4,5... 5 м³) и самоходные (8... 25 м³) скреперы.

3.3.3. Комплексная механизация земляных работ

    При комплексной механизации земляных работ основные и вспомогательные операции по разработке грунта, его перемещению, укладке в насыпь, уплотнению, а также по окон-чательной отделке земляного сооружения выполняются с помощью комплекта взаимосвя-занных машин и механизмов. Непременным условием комплексной механизации (кроме полной механизации всех процессов) является соответствие производительности всех машин и механизмов комплекта эксплуатационной производительности ведущей машины, как правило, выполняющей основную операцию - разработку грунта. Работы выполняют-ся отдельными потоками, комплектами машин в последовательности, установленной ППР.

Для часто встречающихся работ (рытье котлованов под фундаменты зданий, отрывка траншей и т.п.) разработаны типовые технологические карты или схемы, включающие в себя рекомендуемый набор механизмов, последовательность выполнения работ, взаимо-связь во времени и пространстве.

3.4. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ И ОТДЕЛОЧНЫЕ РАБОТЫ

3.4.1 Укрепление грунтов

   Обычно при возведении земляных сооружений их боковые стенки устраивают таким образом, чтобы угол откоса был меньше угла естественного откоса. Однако очень часто, особенно в городских условиях, из-за стесненности устроить откосы невозможно. Кроме того, при намокании даже в условиях правильно выполненных откосов верхняя часть выемки может обрушиться. Такие случаи происходят из-за того, что при намокании грунта его угол естественного откоса может резко измениться (например, у глины с 45 до 15°, у суглинка с 50 до 20° и т.д.).

   В таких условиях необходимо, наряду с ограничением притока воды, укреплять боковые стенки земляных сооружений креплениями (рис.7).

 Шпунтовое ограждение является дорогостоящим способом, применяемым при разработке выемок в водонасыщенных грунтах вблизи существующих зданий и сооружений. Шпунт забивают до разработки выемки, чем обеспечивают устойчивое и естественное состояние грунта за ее пределами.

   Крепление консольного типа состоит из стоек - свай, заземленных нижней частью в грунте глубже дна выемки. Они служат опорами для щитов или досок, непосредственно воспринимающих давление грунта. Крепление консольного типа целесообразно при глубине выемки до 5 м. В траншеях значительной глубины используют консольно-распорное крепление, отличающееся от консольного тем, что между стойками в верхней их части перпендикулярно оси траншеи устанавливают распорки.

   Распорное (рамное) крепление - наиболее простое в исполнении - применяется при устройстве траншей глубиной до 4 м в сухих или маловлажных грунтах. Оно состоит из стоек, горизонтальных досок или щитов и распорок, прижимающих доски или щиты к стенкам траншеи.

   Наиболее эффективны инвентарные трубчатые распорные рамы (рис.7, б) благодаря их малой массе, легкости монтажа и демонтажа. На необходимую ширину их устанавливают поворотом муфт с винтовой нарезкой.

   При отрывке траншей деревянные или металлические крепления устанавливают экска-ватором непосредственно при отрывке выемки. Экскаватор устанавливает блоки и по мере углубления траншеи придавливает ковшом их верхние торцы.

   При создании вокруг разрабатываемых выемок постоянных водонепроницаемых завес или в случае повышения несущей способности грунтовых оснований применяют следую-щие способы искусственного закрепления грунтов: цементацию и битумизацию; химичес-кий, термический, электрический, электрохимический, механический и др.

   Цементация и битумизация заключается в инъецировании цементного раствора или разогретых битумов. Эти способы применяют для пористых грунтов с высоким коэффи-циентом фильтрации, а также трещиноватых скальных пород.

   Химическим способом (силикатизацией) закрепляют песчаные и лессовые грунты, нагнетая в них химические растворы.

   Термическое закрепление заключается в обжиге лессовых грунтов раскаленными газами, нагнетаемыми через скважины в их поры. Газы подаются в толщу грунта вместе с воздухом через жаропрочные трубы в пробуренных скважинах.

   Электрическим способом закрепляют влажные глинистые грунты. Способ заключается в использовании эффекта электроосмоса, для чего через грунт пропускают постоянный электрический ток с напряженностью поля 0,5...1B/см и плотностью 1...5A/м². При этом глина осушается, уплотняется и теряет способностью к пучению.

    Электрохимический способ отличается от предыдущего тем, что одновременно с электрическим током в грунт вводят через трубу, являющуюся катодом, растворы химических добавок (хлористый кальций и др.). Благодаря этому интенсивность процесса закрепления грунта возрастает.

   Механический способ укрепления грунтов имеет следующие разновидности: устройство грунтовых подушек и грунтовых свай, вытрамбовывание котлованов и др.

     Устройство грунтовых подушек заключается в замене слабого грунта основания другим, более прочным, для чего слабый грунт удаляют, отсыпают прочный грунт с послойным трамбованием. При устройстве грунтовых свай в слабый грунт забивают сваю-лидер, после извлечения лидера в полученную скважину засыпают грунт с послойным уплотнением.

    Вытрамбовывание котлованов осуществляют с помощью тяжелых трамбовок, подве-шенных на стреле крана. Этот способ менее сложен, чем способ грунтовых подушек, поскольку не требует замены грунта основания.

   Уплотнение котлованов значительных размеров может осуществляться гладкими или кулачковыми катками, трамбующими машинами, виброкатками и виброплитами.

3.4.2. Укладка и уплотнение грунтов

   Укладка в насыпь и уплотнение грунта выполняются при планировочных работах, возве-дении различных насыпей, обратной засыпке траншей, пазух фундаментов и др. Уплотне-ние производится с целью увеличения несущей способности грунта, уменьшения его сжи-маемости и снижения водопроницаемости. Уплотнение может быть поверхностным и глу-бинным. В обоих случаях оно осуществляется механизмами.

    Существует уплотнение грунтов укаткой, трамбованием и вибрированием. Наиболее предпочтителен комбинированный метод уплотнения, заключающийся в одновременной передаче на грунт различных воздействий (например, вибрирование и укатка), или объединение уплотнения с другим рабочим процессом (например, укатка и движение транспортных средств и др.).

   Для обеспечения равномерного уплотнения отсыпанный грунт разравнивают бульдозе-рами или другими машинами. Наибольшее уплотнение грунта с наименьшей затратой труда достигается при определенной оптимальной для данного грунта влажности. Поэто-му сухие грунты должны увлажняться, а переувлажненные - осушаться. Грунт уплотняют участками (захватками), размеры которых должны обеспечивать достаточный фронт работ. Увеличение фронта работ может привести к высыханию подготовленного к уплот-нению грунта в жаркую погоду или, наоборот, к переувлажнению в дождливую.

 Наиболее трудным является уплотнение грунта при обратной засыпке пазух фундаментов или траншей, так как работы ведутся в стесненных условиях. Во избежание повреждения фундаментов или трубопроводов прилегающий к ним грунт на ширину 0,8 м уплотняется с помощью виброплит, пневматических и электрических трамбовок слоями толщиной 0,15...0,25 м . Более производительные способы, например самопередвигающиеся вибро-плиты и другие, применяются при уплотнении засыпки под полы.

    Насыпи, имеющие большую площадь, рекомендуется уплотнять прицепными или само-ходными гладкими или кулачковыми катками, а также трамбующими машинами по замк-нутому кругу. Проходки грунтоуплотняющих машин делаются с небольшим перекрытием во избежание пропусков неуплотненного грунта. Число проходок по одному месту и тол-щина слоя задаются в зависимости от вида грунта и типа грунтоуплотняющей машины или устанавливаются опытным путем (обычно 6...8 проходок). Насыпи, к которым не предъявляются высокие требования по плотности грунта, можно уплотнять транспортны-ми средствами в процессе отсыпки грунта. Схема работы составляется так, чтобы груже-ный транспорт перемещался по отсыпанному слою грунта.

4. ОХРАНА ТРУДА

При эксплуатации экскаваторов (бульдозеров) и других строительных машин следует руководствоваться ГОСТ 25646-83, ГОСТ 12.1.013-78, настоящим стандартом, стандарта-ми на технологические процессы с использованием машин, правилами техники безопас-ности при эксплуатации электроустановок потребителей и правилами технической экс-плуатации электроустановок потребителей, утвержденных Госэнергонадзором, а также требованиями эксплуатационной и ремонтной документации по предупреждению воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов, указанных в пп. 1.1.*      

*1.1. При эксплуатации бульдозеров и других строительных машин должны быть выполнены требования, обеспечивающие предупреждение или снижение воздействия на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:

  • движущихся машин, их рабочих органов и частей, а также перемещаемых машинами изделий, конструкций, материалов;
  • обрушивающихся грунтов и горных пород;
  • разрушающихся конструкций машин;
  • повышенной загазованности, запыленности и влажности воздуха рабочей зоны;
  • повышенного значения напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
  • расположения рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
  • повышенной или пониженной температуры воздуха на рабочем месте;
  • повышенной скорости ветра в рабочей зоне машины;
  • повышенного уровня вибрации на рабочем месте;
  • повышенного уровня шума в рабочей зоне;
  • недостаточной видимости рабочей зоны из кабины машиниста;
  • физических и нервно-психических перегрузок машинистов.

    Техническое обслуживание и текущий ремонт машин следует осуществлять в обору-дованных помещениях или площадках. Для производства технического обслуживания и ремонта в условиях эксплуатации машина должна быть выведена из рабочей зоны. Допустимые уровни шума на рабочих местах - по ГОСТ 12.1.003-83, допустимые уровни вибрации - по ГОСТ 12.1.012-78, воздух рабочей зоны - по ГОСТ 12.1.005-76. Пожарная безопасность на рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с ГОСТ 12.1.004-85 и правилами пожарной безопасности для промышленных предприятий, утвержденными Главным управлением пожарной охраны МЧС РФ. Заправка машин должна производиться закрытым способом в специально отведенных местах. Смазочные, лакокрасочные и легковоспламеняющиеся материалы следует хранить отдельно друг от друга в специально оборудованных складских помещениях или площадках.              Рабочие места при техническом обслуживании и текущем ремонте машин должны быть оборудованы комплектом работоспособных ручных машин (инструмента), приспособ-лений, инвентаря, грузоподъемными машинами и средствами пожаротушения. Техничес-кое обслуживание и ремонт машин следует осуществлять только после остановки маши-ны, выключения двигателя (привода) при исключении возможности случайного пуска двигателя, самопроизвольного движения машины и ее частей, снятия давления в гидро- и пневмосистемах, кроме случаев, которые допускаются эксплуатационной и ремонтной документацией. Пользование открытым огнем для разогрева агрегатов и узлов не допускается.

5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Под охраной природы подразумевается совокупность мероприятий по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов и предотвращению загряз-нения и разрушения окружающей природной среды. Целью охраны природы является обеспечение благоприятных условий для существования человека, развития хозяйств, нау-ки и культуры всех народов, населяющих нашу страну. Дорожно-строительные машины относятся к числу источников неблагоприятного воздействия на окружающую среду. По прибытии на объект машинисту следует ознакомиться с правилами охраны природы на маршруте движения, на прилегающей к объекту территории, непосредственно на терри-тории рабочей зоны.

    Виды загрязнения окружающей среды различны и многообразны: выбросы в атмосферу выхлопных газов, поступление в воду и попадание на почву отходов от мойки машин и нефтепродуктов при их заправке и смазке, загрязнение мест эксплуатации, повышение шума при работе машины. Недопустимы работа двигателя со сверхнормативным выбро-сом выхлопных газов, образование задымлённости рабочей зоны выхлопными газами и запылённости отработанным воздухом пневмосистемы, подача без надобности сигналов, работа с неисправным глушителем и несмазанными трущимися поверхностями сборочных единиц, мойка и заправка машин у водоёмов и в реках, выбрасывание на почву и в водоё-мы бракованных и обтирочных материалов, сток нечистот с рабочей зоны и территории эксплуатационных баз в реки и водоёмы без предварительного прохождения их через очи-стные сооружения, попадание горючесмазачных материалов и рабочей жидкости на почву при заправке и смазывании машин, сжигание почвы вблизи машины открытым огнём, применение открытого огня при техническом обслуживании и пуске в работу машин, передвижение машин по местности с растительным покровом и посевами, наезд на де-ревья и складывание конструкций на насаждения, въезд без разрешения на территорию леса. Категорически запрещается сливать отработанные нефтепродукты на землю, в кана-лизационную сеть, водостоки, водоёмы. Машинист должен постоянно бороться за сниже-ние загазованности и запылённости воздуха, шума, загрязнения водных бассейнов, береж-но относиться к сохранению растительности.

    Загазованность возникает в результате выброса выхлопных газов двигателя, содержа-щих вредные токсичные вещества: ядовитые (окись углерода и соединения свинца) и раз-дражающие (окислы азота и серные соединения). Содержание вредных примесей в вы-хлопных газах может быть уменьшено в результате использования качественных сортов и полного сгорания топлива, эксплуатации исправной и отрегулированной топливной аппа-ратуры, применения совершенных очистных устройств в двигателе, исключения его холо-стой работы. Источником загрязнения окружающей среды в местах заправки машин явля-ются испарения топливо-смазочных материалов и рабочих жидкостей, разливы топлива. Для уменьшения испарения на заправочных станциях следует поддерживать в исправнос-ти ёмкости и обеспечивать герметичность их оборудования. Отработанные нефтепродук-ты собирают в тару для их регенерации.

    Следует организовывать механизированную заправку двигателя и системы гидропри-вода, собирать отработанные и заменяемые масла и отправлять их на переработку. Нельзя допускать транспортирование машин по местности с растительным покровом, минуя до-роги общего назначения и пути строительных площадок. Особое внимание проявляют к сохранности озеленения санитарно-защитных зон между промышленной площадкой и жи-лыми районами. Сохранение деревьев и другой растительности в рабочей зоне машины должно быть предусмотрено в проекте производства работ.

    Таким образом, машинист является активным помощником в охране природы. Наряду с мастерством управления машиной, умением предотвращать критические ситуации при работе и движении  в транспортном потоке, машинист обязан обеспечивать безвредность эксплуатации дорожно-строительной техники.

6. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

   Таким образом, значительную роль плане успешного проведения землеройно-строительных работ играет подготовительная часть. Мы выяснили, что объем и состав подготовительных работ зависит от многих условий: это и свойство конкретного грунта, и рельефно-погодные условия, и даже тот объект, который собираются возводить, тоже влияют на характер подготовительных работ. Но по сути их задача остается уникальной – обеспечить наиболее оптимальное и эффективное разрешение поставленных задач. Остальные землеройные операции вытекают из качества проведения подготовительных работ. Закреплением земляных сооружений мы занимаемся при отделочно-планировочной стадии выполнения работ.

    В любом случае рекоменуется использовать Технологические карты и другие норматив-но-правовые документы. Для успешного выполнения можно указать, как итог, несколько факторов:

    До начала работ необходимо произвести разбивку земляного полотна, резервов, грунтовых карьеров; устроить временные землевозные дороги; устроить съезды в забой и выезды из него; обеспечить отвод поверхностных вод от забоя, водопонижение или водоотвод при наличии грунтовых вод;

устроить освещение забоев и мест отвала при работе в ночное время.

   1. Разработку грунта в выемке следует производить после подготовительных работ и при наличии актов на скрытые работы.

   2. Экскаваторы применяются для:

разработки грунта в выемках и погрузки в транспортные средства;

разработки грунта в выемках и отсыпки в отвал (в исключительных случаях);

разработки грунта в одно- и двухсторонних резервах и отсыпки в насыпь;

разработки грунта в полувыемке на косогоре и отсыпки в полунасыпь.

   3. В зависимости от категории грунта, условии разработки и перемещения грунта экскаваторы оборудуют:

прямой лопатой - при разработке выемок и грунтовых карьеров с погрузкой грунта в транспортные средства, а также при устройстве земляного полотна в полувыемке - полунасыпи на косогорах, особенно в тяжелых и скальных грунтах;

драглайном - при разработке выемок в отвал, возведении земляного полотна из боковых резервов.

  4. При разработке грунта в выемке работы выполняются по способу уширенного забоя. Если это невозможно, следует применять способ пионерной траншеи.

   5. В зависимости от глубины и ширины выемки разработка грунта производится за один или несколько проходов экскаватора.

   6. Для обеспечения водоотвода разработку выемки следует начинать с низовой стороны.

   7. Выемку необходимо разрабатывать с недобором, не достигая проектных отметок на 0,2 м с тем, чтобы не было нарушено сложение грунта откосов и естественного основания будущей дорожной одежды.

   Если организации в своей работе будут соблюдать подобные условия выполнения работ, то я уверен, что их затраты будут минимальны, а производительность повысится на ряды.

      Из вышесказанного и других компетентных источников информации вытекают мои предложения для хозяйства, где я проходил практику, касаемо темы квалификационной работы - следить за последними тенденциями развития отечественного и импортного машиностроения спецтехники, использовать необходимые нормативно-правовые документы и рекомендации в ходе производства работ, стараться шагать в ногу со временем.        

7. ЛИТЕРАТУРА

  1. П.А.Лысенков “Вопросы охраны труда в дипломных проектах”, методические указания, Л.: ЛТА, 1989 г., 32 с. Выписки из  ГОСТ 12.3.033-84; ГОСТ 12.0.004-79; ГОСТ 25646-83, ГОСТ 12.1.013-78,и т.д.
  2. CHиП  12-03-2001.  Безопасность  труда  в  строительстве.  Ч.1.  Общие требования.
  3. СНиП  12-04-20О2.  Безопасность  труда  в  строительстве.  Ч.2.  Строительное производство.
  4. ГoCT  12.З.0З3-84.  CCБT.  Строительные  машины.  Общие  требования  безопасности  при эксплуатации.
  5. ППБ 01-03.  Правила  пожарной  безопасности  в Российской  Федерации.
  6.  Строительные  машины:  Учеб.  для  вузов /  Д.П.  Волков, Н.И. Алешин, В.Я. Крикун, О.Е. Рынсков. Под ред. Д.П. Волкова. М.: Высш. шк., 1998. 319 с.
  7. Доценко А.М. Строительные машины и  основы  автоматизации: Учеб.  для  строительных вузов. М.: Высш. шк., 1995. 400 с.
  8. Строительные машины: Справочник: В 2 т.: 5-е изд., перераб. Т.1: Машины для строительства промышленных, гражданских сооружений и дорог / А.В. Раннев, В.Ф. Корелин, А.В. Жаворонков и др.; под общ. ред. Э.Н. Кузина: М.: Машиностроение, 1991. 496 с.
  9. Залко  А.И.,  Ронинсон  Э.Г.,  Сидроров  Н.А.  Самоходные  скреперы.  М.:  Машиностроение, 1991. 256 с.
  10. Добронравов С.С. Строительные машины  и  оборудование: Справочник  для  строит.  спец. вузов и инж.-техн. работников. М.: Высш. шк., 1991. 456. с.
  11. Строительные  машины:  Отраслевой  каталог: 5-е  изд. /  ЦИИТ- строймаш. М., 1988.
  12. Холодов А.М., Ничке В.В., Назаров Л.В. Землеройно-транспортные машины: Справочник. Харьков: Высш. шк. Изд-во Харьк. ун-та, 1982. 192 с.
  13. Паршин Д.Я., Булгаков А.Г. Автоматизация и роботизация строительно-монтажных работ: Учеб. пособие. Новочеркасск: Изд-во Новочеркасского политехн. ин-та, 1988. 87 с.
  14. Радько Ю.М. Конструкции и рабочие процессы землеройно-транспортных машин: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во  Тамб.  гос.  техн.  ун-та, 2004. 80 с.

        


8. ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Рис.1. Водоотвод с помощью

а - обвалования площадки; б - обычного дренажа; в - дренажа с перфорированной трубой; i - уклон; 1 - земляное обволование; 2 - водоотводная канава; 3 - котлован; 4 - строительная площадка; 5 - местный грунт; 6 - дренирующий материал; 7, 8 - соответственно мелко- и крупнозернистый песок; 9 - гравий; 10 - уплотнительный слой; 11 - перфорированная (с отверстиями) труба.

Рис.2. Искусственное ограждение выемок от грунтовых вод

а - схема замораживания грунта; б - устройство противофильтрационного экрана с применением шпунтин-инъекторов; в, г - то же, с применением баровых машин и водовоздушной струи; д - устройство грунтобетонного экрана; 1 - замораживающие колонки; 2 - столбы смерзшегося грунта; 3 - котлован; 4 - наружная труба; 5 - внутренняя труба; 6- поверхность замороженного грунта; 7- суспензия; 8 - трубы для подачи суспензии; 9 - шпунтина, извлекаемая из грунта; 10 - то же, погружаемая; 11 - трактор; 12 - рабочий орган с барами; 13 - вытесненный на поверхность грунт; 14 - штанга; 15- направляющая; 16 - инъекторная головка; 17 - мониторная головка.

Рис.3. Открытый водоотлив

1 - зумпф-колодец; 2 - рукав; 3- насос; 4 - лоток.

Рис.4. Схемы иглофильтровых установок

а - котлован с легкими иглофильтрами в один ярус; б - то же в два яруса; в, д - эжекторная иглофильтровая установка и фильтровое звено; г - схема электроосушения; 1 - рабочий насос; 2 - водоотводный коллектор; 3 - иглофильтр; 4 - уровень грунтовых вод после осушения; 5 - низконапорный насос; 6 - стальной стержень (анод); 7 - фильтровое звено; 8 - труба наружная; 9- труба внутренняя с эжекторным устройством; 10 - вакуум; 11 - клапан шаровой; УГВ - уровень грунтовых вод.

Рис.5. Корчевка пней тракторной треловочно-корчевальной лебедкой

а - корчевка прямой тягой; б - корчевка при помощи двойного и тройного полиспаста; 1 - корчуемый пень; 2 - анкерный канат; 3 - тяговый канат; 4 - трактор с лебедкой; 5 - анкерный пень; 6 - вспомогательный анкерный пень; 7 - блок.

Рис.6. Снос строений с помощью экскаваторов, оборудованных

а - ковшом; б - гидравлическим молотом; в - шар-бабой; г - разламывателем; д - гидроножницами.

Рис.7. Крепление фунта от обрушения

а - схема обрушения верхней части откоса при намокании; б - инвентарные трубчатые распорные рамы; в, г, д - крепления соответственно шпунтовое, консольное, консольно-распорное; е, ж - крепления распорное и подкосное; 1 - анкерная свая; 2 - оттяжка; 3 - маячная свая (опорная стойка); 4 - направляющая свая; 5 - шпунтовое ограждение; 6 - щиты (доски); 7 - стойки распорной рамы; 8 - распорка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной (дипломной работы) работы для студентов всех форм обучения специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

В методических указаниях даются рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной (дипломной) работы; сформулированы требования к структуре и содержанию; разработаны примерная...

Методические указания к подготовке и защите выпускной квалификационной работы (дипломной работ) для студентов по специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»

Данные методические указания представляют материал для организации учебно-исследовательских действий по выполнению выпускной квалификационной работы.В них отражены цель и задача выпускной квалификацио...

Дипломная работа учащейся Искандерли А.Х. тема: "Социальная работа в аспекте конституции Российской Федерации"

Дипломная работа учащейся Искандерли А.Х. тема: "Социальная работа в аспекте конституции Российской Федерации"...

Опыт руководства теоретическим и практическим исследованием в рамках дипломной работы "Особенности работы медсестры по хранению, учёту и использованию лекарственных средств"

Практическое и теоретическое исследование проводилось в стационаре и психоневрологическом интернате по сложной и болезненной для сестринских служб проблеме - учёт и хранение медикаментов.Спе...

Методические рекомендации к выпускной квалификационной работе (дипломной работе) ОПОП 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

При разработке методических рекомендаций в основу положены: 1) ФГОС СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» утвержденный Министерством образования и...

Дипломная работа студента «Роль медицинского лабораторного техника в исследовании биохимических показателей, работы печени в норме и патологии» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика

Дипломная работа студента «Роль медицинского лабораторного техника в исследовании биохимических показателей, работы печени в норме и патологии» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ, ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (Дипломная работа) для специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

методические рекомендации по выполнению и защите дипломной работы для студентов 38.02.05 товароведение и экспертиза качества потребительских товаров...