Дипломная работа
творческая работа учащихся на тему

Техническое обслуживание и ремонт бульдозера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon to_i_remont_buldozera_000.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

                        Министерство образования РФ

Республиканское государственное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

«Профессиональное училище №22 г. Канаш»

Профессия:_машинист ДСМ_______________

Группа:________ДСМ-64-09_______________

СОГЛАСОВАНО:                                                                    УТВЕРЖДАЮ:

Методист________________Е. Г. Павлова                                    Зам. Директора по ПР

                                                                                                            _________А. В.Степанов

                                                                                                                   «28» ноября 2009 г.

ЗАДАНИЕ

На письменную выпускную квалификационную работу

Выдано учащемуся (ейся): ___Трофимову В. И.                _______________________

1. Тема: Техническое обслуживание и ремонт бульдозера_______________________

2. Содержание пояснительной записки:

    1. Титульный лист                                                                                             1 стр.

    2. Задание на письменную выпускную квалификационную работу            1 стр.

    3. Оглавление                                                                                                    1 стр.

    4. Содержание                                                                                                   1 стр.

    5. Краткая характеристика хозяйства                                                             1 стр.

    6. Основная часть                                                                                            12 стр.

          6.1._Основные сведения о системе ТО и ремонта                                                          _

          6.2._Состав работ и способы ремонта дорожно-строительных машин                        _

          6.3._Возможные неисправности машин и способы их устранения                               _

          6.4.  Таблица смазывания бульдозера на гусеничном ходу                                           _

     

    7. Охрана труда                                                                                                   2 стр.

    8. Экологическая часть                                                                                       1 стр.

    9. Выводы и предложения                                                                                  2 стр.

    10. Список использованной литературы                                                           1 стр.

    11. Графическая часть                                                                                         1 стр.

        

3. Дата выдачи задания «  30  »           ноября             2009 г.

4. Руководитель письменной выпускной квалификационной работы:

                                        Лепёшкин Г. М._________________________

5. Задание принял к выполнению «  30  »          ноября          2009 г.

                                                           

                                                               СОДЕРЖАНИЕ:

1. ВВЕДЕНИЕ

    Включение отечественной промышленности в рыночные отношения, обеспечение перевода дорожно-строительного машиностроения на производство конкурентоспособной системы машин сопровождается обновлением машинных парков дорожной отрасли и строительного комплекса, совершенствованием технологии поддержания техники дорожно-строительных организаций и дорожно-эксплуатационных хозяйств в работоспособном состоянии.

    В настоящее время машинные парки дорожно-строительных организаций и дорожно-эксплуатационных хозяйств пополняются экскаваторами, автогрейдерами, бульдозерами, скреперами, катками, планировочно-уплотняющей техникой современно универсальных исполнений с гидроприводом, силовыми установками с турбонаддувом, гидромеханической трансмиссией, высокоточными системами и комфортными кабинами управления.        

    Каждая машина предназначена для выполнения установленных видов работ в отведенный срок, в течение которого машина должна находиться в технически исправном и работоспособном состоянии. Комплекс работ по поддержанию исправности и восстановлению работоспособности машин составляет  техническое обслуживание и ремонт.

    Очевидно, что в рыночных условиях дорожно-строительного производства, вызывающих необходимость интенсивного использования средств механизации по назначению, должны быть сведены к минимуму простои дорожно-строительной техники в связи с техническим обслуживанием и ремонтом. Вследствие этого ужесточаются  требования к надежности дорожно-строительных машин, и повышается роль эксплуатационных баз, сервисных центров, дилеров и ремонтных организаций в деле поддержания техники в работоспособном  состоянии. Получает все большее распространение   перспективная форма менеджмента в виде лизинга, сервисного обслуживания, фирменного ремонта машин. Производство дорожно-строительных машин, техническое обслуживание и ремонт превращаются в единый системный комплекс. Изготовители дорожно-строительной техники берут на себя ответственность за работоспособность проданных изделий, создание сервисных центров, обеспечение запасными частями эксплуатирующих организаций.      

    Процесс технического обслуживания и ремонта будет успешным, если его выполняет квалифицированный персонал, отлично знающий конструкцию обслуживаемых и ремонтируемых машин, методы устранения отказов и определения технического состояния сборочных единиц, технологию ремонтного производства. Чтобы избавить машинистов, слесарей, рабочих других ремонтных специальностей (например, диагностов) от тяжелых операций и нерациональных трудовых приемов, конструкции машин должны быть удобными для технического обслуживания и ремонта. Кроме того,   трудоемкие разборка и снятие сборочных единиц для определения их технического состояния, последующая сборка составных частей приводят к излишним затратам труда и времени, увеличению простоя машин в техническом обслуживании и ремонте, порче сопряжений и соединений, сокращению сроков работы сборочных единиц в результате повторной приработке деталей после сборки. Всего этого можно избежать, проводя техническое диагностирование машин.

    Приобретение прочных знаний машинистами дорожно-строительной техники и рабочим ремонтных специальностей осуществляется в результате последовательного изучения содержания целей и задач системы технического обслуживания и ремонта машин. Главным связующим звеном положений изучаемой системы является сочетание организации и технологии технического обслуживания и ремонта дорожно-строительной техники. Особенно важно научиться навыкам планирования, чтения графиков и учета видов технического обслуживания и ремонта машин. Методы и трудовые приемы работ по техническому обслуживанию и ремонту землеройных, землеройно-транспортных, уплотняющих и планировочных машин имеют общие признаки. Основываясь на них, можно ориентироваться на безопасное выполнение подобных работ на дорожно-строительных машинах любых исполнений, имеющихся в дорожно-строительных организациях и дорожно-эксплуатационных хозяйствах. Машинистам и слесарям важно научиться связывать понятие надежности машины с ее практическим проявлением в условиях использования по назначению, обнаруживать и принимать меры к устранению неисправностей сборочных единиц и составных частей.  

         

. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ БУЛЬДОЗЕРА.

2.1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН.

    В процессе эксплуатации дорожно-строительной машины наступает момент, когда машина в силу изменения ее технического состояния требует приостановки использования по назначению для выполнения необходимых операций технического обслуживания или ремонта.

    Техническое обслуживание – это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности дорожно-строительных машин при использовании их по назначению, хранении и транспортировки.

    Ремонт – это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности дорожно-строительных машин и восстановлению их ресурсов или ресурсов составных частей.

    Техническое диагностирование – это процесс определения технического состояния составных частей и машин в целом для установления необходимости их технического обслуживания или ремонта, а также для прогнозирования технического состояния.

    Техническое обслуживание при использовании дорожно-строительных машин разделяют на ежесменное (ЕО), сезонное (СО) и периодическое техническое обслуживание (ТО). Последнее включает в себя первое (ТО-1), второе (ТО-2) и третье (ТО-3) технические обслуживания.

    По объему работ ремонт разделяют на текущий (ТР) и капитальный (КР). При текущем ремонте восстанавливают работоспособность машин путем замены и (или) восстановления их отдельных составных частей. При капитальном ремонте восстанавливают исправность и полный или близкий к полному ресурс машин заменой или восстановлением большого количества их составных частей, включая базовые.

     Система технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин включает в себя планирование, организацию и технологию работ, ресурсное обеспечение, подбор исполнителей работ. Планирование необходимо проводить с целью определения объемов работ, количества и состав звеньев исполнителей работ, потребности в оборудовании и ремонтно-эксплуатационных материалах, разработки графиков проведения технического обслуживания и ремонта машин. С организационными мероприятиями связаны выбор места проведения технического обслуживания и ремонта, оснащение рабочих мест приспособлениями и инструментом для выполнения рациональных трудовых приемов, распределение работ между исполнителями, учет выполненных работ.   Технология производства технического обслуживания и ремонта машин – это взаимосвязь методов и способов выполнения процессов и операций, входящих в состав отдельных видов работ, последовательности совершения трудовых приемов, а также применяемых материалов и средств оснащения рабочих мест с целью качественного проведения технического обслуживания и ремонта.

3.1.1.    НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН.

  При техническом обслуживании и ремонте дорожно-строительных машин руководствуются стандартами, утвержденными в установленном порядке, правилами, типовыми инструкциями, руководствами по эксплуатации машин и сборочных единиц. Основополагающими, относящихся к системе технического обслуживания и ремонта машин, являются следующие группы стандартов:

      *ГОСТ 18322 – 78; *ГОСТ 2.601 – 95 «ЕСКД. Эксплуатационные документы»;

      *ГОСТ 2.602 – 95 «ЕСКД. Ремонтные документы»; *ГОСТ 24408 – 80 «Система технического обслуживания и ремонта строительных машин. Правила сдачи в капитальный ремонт и выдачи из капитального ремонта машин и их составных частей. Общие требования».

3.1.2.   ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНАЯ  СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН.

  В рыночных условиях могут быть использованы три принципа технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин. Первый принцип предусматривает плановое выполнение мероприятий системы технического обслуживания и ремонта. Главная ого цель – предупреждение чрезмерного изнашивания машин. Второй принцип регламентирует сроки и содержание видов технического обслуживания и ремонта в зависимости от наработки сборочных единиц и составных частей. Согласно третьему принципу работы (ремонтно-обслуживающие воздействия) проводятся по потребности  после случайного отказа; этот метод в большей степени применим по мере приближения машины к списанию, когда внезапные отказы становятся частыми.

       

3.2. СОСТАВ РАБОТ И СПОСОБЫ РЕМОНТА ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН.

   Совокупность действий персонала эксплуатационной базы по восстановлению работоспособности машин с помощью средств технического обслуживания и ремонта называется производственным процессом ремонта машин. Совокупность приемов и способов выполнения работ по восстановлению работоспособности машин составляет технологический процесс ремонта машин. Различают техноло-гический процесс текущего и капитального ремонта машины, составной ее части, сборочной едини-цы и детали (ГОСТ 2.602-95*).

  Технологический процесс ремонта машины включает в себя приемку машины от потребителя, ее очистку и мойку, оценку технического состояния и диагностирование, снятие с машины составных частей, требующих ремонта, разборку их на детали, мойку и дефектацию деталей, восстановление и комплектование годных к применению деталей, сборку составных частей, их регулирование, обкатку и установку на машину, оснастку и испытание машины. Как правило, ремонт проводиться после углубленного технического диагностирования машины и совмещается по времени с ТО-3.

   Текущий ремонт выполняется при потере работоспособности деталей, сборочных единиц и составных частей по признакам, не  квалифицируемым как предельное состояние. Текущий ремонт может предусматривать также устранение отказов при эксплуатации машины по назначению или при проведении ТО-1 и ТО-2, если выявлено, что та или иная составная часть машины не может работать безотказно до очередного текущего ремонта.

   Плановое диагностирование должно быть организовано в начале планового ремонта или путем совмещения его с процессом ремонта. Обычно машины диагностируют на тех же постах эксплуатационных баз или ремонтных предприятий, где осуществляется непосредственно ремонт деталей и сборочных единиц, для чего посты оснащают соответствующими средствами технического диагностирования. Диагностирование машин на месте их использования выполняют с помощью оборудования и приборов, размещенных в передвижных мастерских. Для уточнения сроков постановки машин на текущий ремонт проводят ресурсное диагностирование. В объеме текущего ремонта учитывается и разборка машины, хотя из этого не следует, что ремонтируемую машину необходимо полностью разбирать. Необоснованная разборка машины при ее текущем ремонте вызывает нарушение приработки деталей, приводит к излишним затратам ресурсов. Разборку подлежащей ремонту машины производят в объеме, который необходим для установления причин неисправностей и их устранения. При текущем ремонте заменяют детали, срок службы которых равен межремонтному периоду. Такие детали к концу межремонтного периода, как правило, изнашиваются. Фрикционные накладки сцеплений, тормозов, муфт поворота, если они изношены, заменяют новыми, сваркой устраняют трещины в металлоконструкциях, отдельные их части правят. Кроме того, при текущем ремонте проверяют размеры посадочных мест ответственных соединений, заменяют зубья зубчатых зацеплений, заменяют уплотнения, где обнаружена утечка масла, проверяют корпуса редукторов и при выявлении дефектов ремонтируют их или заменяют, проверяют подшипники и штифтовые соединения, рамы, опорно-поворотное устройство.

    Текущий ремонт машин организуют индивидуальным, агрегатным и смешанным способам. При небольшом числе эксплуатируемых однотипных машин (например, катков или автокомпрессоров) применяют индивидуальный способ, при котором сборочные единицы, снимаемые с машины, подвергают ремонту и вновь устанавливают на нее, сохраняя принадлежность к отремонтированным составным частям. Дорожно-строительные машины предпочтительно ремонтировать агрегатным способом, потому что их легко расчленить на сборочные единицы, которые имеют свойства полной взаимозаменяемости, четкой отделяемости от составных частей, независимой сборки без сложных регулировочных операций. Агрегатный ремонт машин целесообразен и на месте их использования с помощью передвижных мастерских, грузового автомобиля и автомобильного крана, если на грузовом автомобиле отсутствует крановая установка.

     Для выполнения ремонта агрегатным способом необходим оборотный фонд исправных деталей и сборочных единиц, который создается и поддерживается за счет новых запасных частей, получаемых с предприятий-изготовителей, отремонтированных ремонтными предприятиями изделий, восстановление изношенных деталей со списанных машин.

    При небольшом парке машин и наличии оборотного фонда деталей и сборочных единиц применяют смешанный способ ремонта. Сущность данного способа ремонта состоит в том, что все сборочные единицы с одинаковыми ресурсами группируют в ремонтные комплекты на ремонтных предприятиях или заводах-изготовителях, а их установку на машину взамен неисправных проводят на эксплуатационных базах. Перед постановкой машины на ремонт машинист вместе с механиком и диагностом устанавливают по фактическому состоянию и по записям в журнале учета ремонтов перечень необходимых ремонтных работ, определяют потребность в запасных частях, материалах и дополнительной рабочей силе.

3.2.1. РАЗБОРКА РЕМОНТИРУЕМЫХ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ  МАШИН.

    Разборка – один из ответственных этапов технологического процесса ремонта машин.  Прежде чем приступить к разборке машины или ее сборочной единицы, нужно четко представлять себе конструкцию разбираемого изделия и последовательность его разборки, руководствуясь при этом следующими основными правилами:

  • разборку производить после наружной мойки;
  • наносить на нерабочие поверхности деталей цифровые метки для запоминания места установки этой детали;
  • по мере снятия деталей постоянно следить за креплением оставшихся сборочных единиц с тем, чтобы исключить их падение;
  • выбирать инструмент и приспособления, которые не могут повредить поверхности деталей;

не допускать в процессе снятия деталей их перекос;

  • не прикладывать излишних усилий к трудно снимаемой детали до выяснения причин заедания;
  • аккуратно укладывать снятые детали на стеллажи или ящики, для крупных изделий применять специальные подставки;
  • все крепежные детали складывать в ячейки одного ящика, при небольшой частичной разборке целесообразно детали крепления оставлять на своих местах;
  • базовые составные части, зубчатые колеса, элементы гидросистемы, электрооборудование, кольца подшипников, взаимно приработанные детали после разборки использовать комплектно;
  • шлифованные и полированные поверхности предохранять от повреждения.

3.2.2.  ДЕФЕКТАЦИЯ ДЕТАЛЕЙ И СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ.

   Дефектация – процесс оценки технического состояния деталей машины и разделения их на группы в соответствии с картами на дефектацию и ремонт деталей, содержащимися в технических условиях на ремонт машины.

    Дефектацию выполняют на специальном участке (отделении), расположенном рядом с моечным отделением и имеющем необходимые приборы и оборудование (стол для дефектации деталей и размещения поверочной плиты, набор дефектовщика, шланг с наконечником для обдува деталей сжатым воздухом и др.). К средствам контроля и измерений для выполнения дефектовочных работ относятся складная лупа, штангенциркули, микрометры, индикаторные нутромеры, индикаторы часового типа, щупы, штативы для измерительных головок, металлическая измерительная линейка, призмы, поверочные плиты, дефектоскоп, прибор для проверки деталей на биение в центрах, комплект калибров и шаблонов, прибор для измерения радиального зазора в подшипниках и др.

3.3. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ МАШИН И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ.

     Неисправностью называется состояние машины, при котором она не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

    Основными причинами возникновения неисправностей деталей, сборочных единиц и составных частей являются некачественное изготовление, нарушение правил эксплуатации, перегрузка деталей при передвижении и выполнении рабочих операций на объектах применения, несоблюдение периодичности и объема работ по техническому обслуживанию и ремонту машин, неправильный выбор топливно-смазочных материалов и рабочих жидкостей. Вследствие этого значительно ухудшаются условия работы деталей, повышается интенсивность их изнашивания, увеличиваются зазоры в сопряжениях, возрастают динамические нагрузки, что приводит к преждевременному выходу из строя, отказу сборочных единиц, нарушению работоспособности машин.

Неисправность, внешнее проявление и дополнительные признаки

 

Вероятная    причина                неисправности

     

Способ   устранения      неисправности

Двигатель и его системы

Двигатель не запускается или работает с перебоями

В топливную систему попал воздух

Удалить воздух, проворачивая коленчатый вал или прокачивая воздух ручным насосом

Стартер не проворачивает вал или вращает его медленно

Проверить заряд аккумуляторных батарей и при необходимости зарядить их. Проверить состояние контактов в цепях питания стартера и зачистить их

Загрязнение топливных фильтров, трубопроводов или воздухоочистителя

Промыть фильтры грубой и тонкой очистки, при необходимости заменить фильтрующие элементы; прочистить трубопроводы; промыть воздухоочиститель

Неправильный угол опережения впрыска топлива

Отрегулировать угол опережения впрыска

Не работает топливоподкачивающий насос

Отремонтировать или заменить исправным

Заедание рейки топливного насоса высокого давления

Отремонтировать или заменить исправным

Двигатель не развивает мощности, дымит

Загрязнение воздухоочистителя

Промыть фильтрующий элемент

Рычаг управления регулятором не доходит до болта максимальных оборотов

Проверить и отрегулировать систему тяг

Неплотное прилегание клапанов газораспределения

Отрегулировать тепловые зазоры клапанного механизма

Нарушение регулировки или засорение форсунки

Отрегулировать, промыть и прочистить форсунку

Изношены поршневые кольца

Заменить кольца

Двигатель стучит

Ранний впрыск топлива в цилиндры

Отрегулировать угол опережения впрыска топлива

Нарушена регулировка клапанного механизма

Отрегулировать тепловые зазоры

Повышенный расход масла

Изношены поршневые кольца

Заменить кольца

Утечка масла через прокладки и сальники

Устранить неисправность

Двигатель внезапно глохнет

Загрязнение топливных фильтров

Промыть фильтры и заменить фильтрующие элементы

Прекращение подачи топлива

Проверить работу топливоподкачивающего насоса

Пониженное давление масла в смазочной системе

Увеличение зазоров в коренных и шатунных подшипниках

Отремонтировать двигатель

Загрязнение фильтра грубой очистки

Промыть или заменить фильтрующий элемент

Повышенная температура масла

Неисправность системы охлаждения масла

В смазочную систему попадает охлаждающая жидкость

Разрушение прокладок головки цилиндров

Заменить прокладки

Подтекание по резиновым кольцам гильз

Заменить неисправные уплотнительные кольца

Повышенная температура жидкости в системе охлаждения

Слабое натяжение или обрыв ремня водяного насоса

Натянуть или заменить ремень

Загрязнение внешней поверхности радиатора

Очистить сердцевину радиатора

Заедание клапана термостата в закрытом виде

Заменить термостат

Муфта сцепления

Пробуксовка сцепления

Недостаточная величина свободного хода педали

Отрегулировать свободный ход и зазор между кулачками и выжимными подшипником в пределах 3,5…4,5 мм

Замаслены или изношены накладки дисков

Промыть накладки дисков в бензине или керосине, изношенные заменить

Ослаблены или сломаны нажимные пружины

Заменить пружины

Неполное включение сцепления

Большой зазор между отжимными кулачками и подшипником

Отрегулировать зазор в пределах 3,5…4,5 мм

Покороблен ведомый диск

Выправить или заменить диск

Изношен выжимной подшипник

Заменить подшипник

Гидрооборудование

Обильное пенообразование в гидробаке

Объем рабочей жидкости ниже нормы

Долить рабочую жидкость

Понижение давления в гидросистеме

Заужение или деформация всасывающей гидролинии

Заменить или выправить трубопровод

Защемление и перегибы рукавов высокого давления

Расправить рукава

Штоки гидроцилиндров перемещаются неравномерно, медленно или останавливаются

Изношены манжеты поршня гидроцилиндров или золотники гидрораспределителя

Сменить манжеты, отремонтировать или заменить гидрораспределитель

Изогнут шток

Выправить шток

В гидросистему попал воздух

Устранить подсос воздуха

Уменьшение усилия, развиваемого гидроцилиндром

Повреждение и износ внутренних поверхностей корпуса гидроцилиндра

Зачистить зеркало, заменить уплотнения

Температура масла выше 80…90 *С

Пониженный уровень масла в баке

Долить масло до номинального уровня

Загрязнение фильтров

Промыть фильтры

Изношен насос

Заменить насос

Сильный шум при работе насоса

Пониженный уровень масла в баке

Долить масло до номинального уровня

В гидросистему попадает воздух

Устранить подсос воздуха

Загрязнение фильтра

Промыть фильтр

               

                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                     

Слить масло из масляных емкостей и гидробака

Отвернуть сливные пробки редуктора гидростатической передачи и бортовых редукторов. Очистить  и установить все сливные пробки и болты. Отвернуть сливной штуцер гидробака, слить рабочую жидкость, очистить и завер

нуть штуцер

Ключи для сливных пробок

Промыть масляные емкости и гидробак

                  __________

Ключи для сливных пробок

Заправить емкости маслом в соответствии с сезоном

Отвернуть контрольные пробки, проверить уровень масла, при необходимости долить

Ключи для сливных пробок, заправочное устройство, емкости с маслом

Слить рабочую жидкость из цилиндров

Снять гидроцилиндры и движением штока удалить рабочую жидкость из гидроцилиндров. На насосах отсоединить всасывающий трубопровод и слить масло

               _________

Заправить гидросистему рабочей жидкостью

Залить гидробаки до уровня верхнего смотрового окна. Дать поработать бульдозеру с пятикратным доведением поршней рабочих гидроцилиндров до каждого крайнего положения. Долить рабочую жидкость в гидробаки

Рабочая жидкость согласно сезону или всесезонная

При переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации снять утеплительный чехол с капота, заменить зимнее топливо на летнее, закрыть край отопителя, довести плотность электролита в аккумуляторных батареях до летней нормы

                   _________

Аккумуляторный денсиметр, термометр, воронка

При переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации очистить от нагара свечу зажигания и горелку предпускового подогревателя двигателя, при необходимости заменить фильтры электромагнитного клапана и форсунки предпускового подогревателя, проверить работу подогревателя, отрегулировать расход топлива, очистить паровоздушный клапан радиатора, заменить масло и топливо летних сортов на зимние, довести плотность электролита в аккумуляторных батареях до зимней нормы

Наличие нагара не допускается. Отсоединить от горелки электромагнитный клапан с форсунки и электродвигателем. Вывернуть корпуса фильтров, промыть фильтры в ацетоне или бензине и продуть сжатым воздухом. Установить все элементы на свои места

Ключ 27, плоская отвертка, проволочная щетка, ацетон или бензин, сжатый воздух, удлинитель, вороток, сменная головка 14, воронка, емкость, обтирочный материал

3.4.2. ТАБЛИЦА СМАЗЫВАНИЯ БУЛЬДОЗЕРА НА ГУСЕНИЧНОМ  ХОДУ.

Составные части, сборочные единицы

ТСМ и рабочие жидкости

Периодичность смазывания и заправки

Позиция точки смазывания по рисунку

Топливный бак

Дизельное топливо Л-0,2-40

ЕО, ТО-1

            1

Насосная станция

Трансмиссионное масло

Проверить уровень масла через 125 ч работы, при необходимости долить. Замена масла через 1000 ч работы, но не более чем через один год

            2

Маслоналивная горловина, поддон двигателя

Моторное масло

Ежесменно проверять уровень масла, при необходимости долить. Замена масла через 500 ч работы

           3

Муфта опережения впрыска топлива

Масло, применяемое для двигателя

Проверить уровень масла через 500 ч работы. Замена масла через 3000 ч

            4

Наливная горловина расширительного бачка системы охлаждения двигателя

Охлаждающая жидкость типа тосол

Ежесменно проверять уровень охлаждающей жидкости, при необходимости довести его до 120…170 мм от верхней плоскости наливной горловины бачка. Замена жидкости один раз в два года

            12

Баки гидравлической системы

Гидравлическое масло МГ-46-В, МГ-22-Б

Ежесменно проверять уровень масла, при необходимости долить каждый бак. Замена через 3500…4000 ч работы, не реже одного раза в год

              5

Шарниры гидроцилиндров подъема-опускания бульдозерного отвала

Солидол С, ЦИАТИМ-201

Через 500 ч работы

              6

                                               4. ОХРАНА ТРУДА

        К системе технического обслуживания и ремонта машин предъявляется ряд обязательных требований, невыполнение которых может привести к опасным последствиям для жизни и здоровья человека.

  К работам по техническому обслуживанию и ремонту дорожно-строительных машин допускаются лица, прошедшие обучение программ для профессий «Машинист дорожно-строительных машин», «Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов», утвержденным Министерством образования Российской Федерации, и аттестованным квалифицированной комиссией. Предприятие, силами которого осуществляется техническое обслуживание и ремонт дорожно-строительной машины, назначает для проведения работ бригаду рабочих, включая машиниста обслуживаемой или ремонтируемой машины. Каждый из членов бригады должен быть обеспечен спецодеждой в соответствии с нормами, инструкцией по безопасному ведению работ на рабочем месте. Допуск в рабочую зону посторонних лиц запрещается.

   Для безопасного и производительного труда в рабочей зоне следует заблаговременно подготовить рабочие места каждого работника, участвующего в процессе технического обслуживания и ремонта машин.

   Перед началом работ необходимо надеть спецодежду, в том числе спецобувь, головной убор, и при необходимости средства защиты глаз. Спецодежда не должна иметь свисающих концов, волосы должны быть убраны под головной убор. Приступая к работе, проверяют исправность инструмента, приспособлений, оснастки, подъемных средств.

   Бойки молотков не должны иметь заусенцев и трещин, поверхность их делается слегка выпуклой, гладкой. Ручки молотков должны быть заклинены, их поверхность должна быть гладкой, без трещин и заусенцев и сучков. На ударной поверхности зубил, крейцмейселей, бородков не должно быть заусенцев, выбоин, трещин. Напильники, шаберы, ножовки и другой инструмент с заостренными рабочими концами снабжают рукоятками с бандажными кольцами. Не допускается применение ключей, зевы которых не соответствуют размерам гаек. Нельзя наращивать и удлинять ключи другим ключом, ставить прокладки между ключом и гайкой, пользоваться зубилом и молотком для отвертывания гаек.

   Запрещается работать на заточенном станке без защитного экрана или защитных очков. Расстояние между подручником и абразивным кругом должно быть не более 3 мм. При обработке детали не следует сильно прижимать ее к абразивному кругу во избежание его разрушения. При замене абразивного круга нужно уложить между кругом и зажимными фланцами специальные эластичные прокладки толщиной не менее 1 мм. Гайки закрепления круга затягивают равномерно и надежно.

   Переносные лампы, используемые для осмотра машин при их техническом обслуживании и ремонте в темное время суток и затемненных местах, должны питаться напряжением не более 36 В. Перед началом работы ручным электрифицированным инструментом необходимо проверить исправность выключателя, заземляющего провода и надежность питающих проводов.

   Перед использованием электроинструмента необходимо проверить его действие на холостом ходу. При работе нужно следить за тем, чтобы токопроводящий провод был защищен от случайного повреждения. Не допускается соприкосновение провода с горячими, влажными и масляными поверхностями или предметами. При внезапной остановке вследствие прекращения подачи электроэнергии, а также при перерывах в работе электроинструмент необходимо отключить от электросети. Переносить с места на место включенный в электросеть инструмент не допускается. Смену сверла, головки ключа в электроинструменте можно производить только после его полной остановки. По окончании работы электроинструментом нужно выключить его из электросети. Оставлять инструмент включенным в электросеть запрещается.

   Пролитое на пол топливо или масло необходимо засыпать песком или опилками, которые затем следует удалить. Площадка, на которую устанавливают машину для ремонта и технического обслуживания, должна быть ровной, сухой, не загроможденной посторонними предметами и по возможности защищенной от ветра и пыли, расположена вдали от источников загорания и линий электропередачи. На эксплуатационной базе машину следует устанавливать так, чтобы были обеспечены свободный подход и возможность использования грузоподъемных средств для снятия с машины составных частей и механизмов.

   Составные части машины, которые могут прийти в движение под действием силы тяжести и натяжения пружин, фиксируют в положение, обеспечивающее безопасное производство работ.

  Перед мойкой деталей машин керосином для технических целей, растворителями и другими подобными моющими жидкостями необходимо смазать руки предохранительными пастами. Для защиты от воздействия нефтепродуктов и органических растворителей применяют «биологические перчатки» на основе метилцеллюлозы. Запрещается мыть детали в этилированном бензине. Моечно-очистные работы выполняют в помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией.

   Перед выполнением технического обслуживания или ремонта дорожно-строительной машины ее следует надежно затормозить стояночным тормозом, выключить привод рабочих органов, заглушить двигатель, за исключением тех случаев, когда требуется проверить работу двигателя или других составных частей машины после их регулирования. На пусковых устройствах обслуживаемых машин, рычагах и кнопках для электростартерного пуска необходимо вывесить плакат «Не включать – работают люди!».

   Запрещается открывать крышку неохлажденного радиатора двигателя без рукавиц и наклонять лицо к наливной горловине радиатора. Проверяя уровень масла в картерах машин, следует остерегаться выброса горячего масла при повышении давления вследствие засорения сапуна. Горячую жидкость из системы охлаждения двигателя и масло из картеров двигателей и машин необходимо сливать осторожно, чтобы не получить ожогов.

   При зарядке аккумуляторных батарей, установке их на машину и снятии с нее должно быть исключено попадание электролита на тело и одежду.

   Следует отметить, что для обеспечения пожарной безопасности при проведении технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин необходимо постоянное неукоснительное соблюдение правил пожарной безопасности персонала, что должно войти в привычку, стать естественной потребностью.

5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

     В процессе своей деятельности персонал, занимающийся техническим обслуживанием и ремонтом дорожно-строительных машин, непосредственно машины, ремонтно-эксплуатационные базы и передвижные средства вступают во взаимодействие с окружающей средой.

   Под охраной окружающей среды подразумевается комплекс международных, государственных, региональных и местных политических, административно-хозяйственных, юридических и общественных мероприятий и законодательств, направленных на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

   Система технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин должна быть максимально совместима с окружающей средой и экологической безопасностью дорожно-строительных организаций и дорожно-эксплуатационных хозяйств, их эксплуатационных баз.

   Сбор отработавших масел и рабочих жидкостей, сливаемых из картеров и баков машин при их техническом обслуживании и ремонте, производят в соответствии с требованиями ГОСТ 21046 – 86*. Категорически запрещается сливать отработавшие нефтепродукты на землю, в канализационную сеть, водостоки и водоемы.

   Для очистки воды от загрязнений и ТСМ, их сбора и утилизации на эксплуатационных базах устраивают очистные сооружения. Очистные сооружения объединяют в технологический комплекс, в который входят грязеотстойник из четырех секций, грязесборные насосы, маслосборные насосы, водомаслоотделитель, грязесборник сточной воды.

   Персонал, занимающийся техническим обслуживанием и ремонтом дорожно-строительных машин, должен постоянно следить за снижением загазованности и запыленности воздуха, уровня шума, загрязнения водных бассейнов, бережно относиться к сохранению растительности. Содержание вредных примесей в выхлопных газах может быть уменьшено в результате использования качественных сортов топлива и его полного сгорания, эксплуатации исправной и отрегулированной топливной аппаратуры, применения совершенных очистных устройств в двигателе, исключения его холостой работы. Уменьшению и устранению запыленности способствует соблюдение правил подготовки к техническому обслуживанию и ремонту машины. Меры борьбы с шумом при техническом обслуживании и ремонте машин заключаются в основном в умеренно подаваемых звуковых сигналах, исключении их подачи без надобности, применении исправных глушителей на двигателе, своевременном смазывании трущихся поверхностей сборочных единиц.

   Источником загрязнения окружающей среды являются испарения ТСМ и рабочих жидкостей, разлива топлива. Для уменьшения испарения на заправочных станциях следует поддерживать в исправности емкости и обеспечивать герметичность их оборудования.

   На территории эксплуатационных баз рядом с зонами технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин предусматривают специальные моечные площадки в комплекте с моечными установками, системой очистки моечных вод. Очищенная вода повторно используется для мойки машин.

   Следует организовать механизированную (закрытым способом) заправку двигателя и системы гидропривода, собирать отработавшие и заменяемые масла и отправлять их на переработку, применять системы оборотного водоснабжения и очистки стоков в очистных сооружениях. На участке открытой местности, на которой размещался передвижной центр технического обслуживания дорожно-строительных машин, после его переезда на новое место проводят рекультивацию почвы.

   Требования, касающиеся охраны окружающей среды и экологической безопасности при техническом обслуживании и ремонте дорожно-строительных машин, свидетельствует о важности выработки в строительстве и эксплуатации линейно протяженных сооружений общей экологически безопасной технологии производства работ, подготовки и переподготовки кадров дорожно-строительных организаций и дорожно-эксплуатационных хозяйств на основе подходов к оценке их

 влияния на окружающую среду.

6. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

     В условиях реформирования экономических отношений и мирового финансового кризиса в Российской Федерации наблюдаются снижение объёмов промышленного и сельскохозяйственного производств, ухудшение состояния и старение машинно-тракторного парка, поэтому особенно актуальным становится совершенствование организации технического сервиса в дорожно-строительном и агропромышленном комплексах (АПК). Вхождение России в мировой рынок требует новых подходов в организации технического сервиса  машин. Для этого необходимо использовать опыт, накопленный как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой.

     Развитие рыночных отношений привело к значительному увеличению расходов на техническое обслуживание и ремонт машин, особенно для мелких предприятий и организаций. Современный парк дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин в РФ разнообразен, в нём имеется сложная и дорогостоящая техника. При этом во многих хозяйствах используется свыше 50% техники, прошедшей техническое обслуживание и ремонт. Остальные машины, как не жаль констатировать этот факт, являются лишь стоящим где-нибудь на отшибе металлическим ломом. Техническое обслуживание и ремонт являются вынужденными и необходимыми условиями поддержания техники в работоспособном состоянии, особенно в последнее время, когда значительно сократились поставки техники практически всем хозяйствам.

     Отмечается снижение инженерного обеспечения, причём в АПК более интенсивно, чем в промышленности. В связи с сокращением автотракторного парка увеличивается нагрузка на технику, из-за чего увеличиваются затраты на поддержание её в работоспособном состоянии. Снижение работоспособности машин ведёт к нарушению сроков выполнения работ и, следовательно, к незапланированным убыткам.

     Опыт многих зарубежных стран с развитой рыночной экономикой показывает, что наиболее рациональная форма организации технического обслуживания и ремонта машин – дилерская система. В этом случае, как показали исследования, используют одноуровневый маркетинговый канал, что сокращает число посредников между заводом-изготовителем и конечным клиентом и делает снабжение более оперативным. При этом предприятия технического сервиса решают задачи маркетинга, лизинга и т. п.

     Технический сервис машин проводят дилерские пункты, фирменные станции технического обслуживания, машинно-технологические станции (МТС), специализированные ремонтные предприятия, снабженческие организации. Разработаны концепции региональных центров, основанные на принципах организации фирменного сервиса, задачей которых являются сосредоточение высокопроизводительной техники и её эффективное использование. Обслуживаемые объекты: фермерские хозяйства, предприятия, техника индивидуальных владельцев.

     Закономерностью является потребность в техническом обслуживании и ремонте, как импортной техники, так и отечественной. Технический сервис включает следующий комплекс услуг: изучение потребностей и платёжеспособного спроса потребителей на машины и услуги; оказание информационно-консультационных услуг; обеспечение потребителя машинами, оборудованием, запасными частями; предпродажную подготовку машин, монтаж, работы по пуску и наладке технологических комплексов; обучение потребителей правилам эксплуатации машин и оборудования; диагностику и техническое обслуживание машин; ремонт машин, включая доставку; организацию услуг по аренде, прокату; проведение механизированных работ и т. д.; создание материально-технической базы для ремонта, технического обслуживания и др.

     Система организации технического сервиса в РФ базируется на определённых принципах. Прежде всего, она строится, исходя из приоритета производителей сельскохозяйственной продукции. Материально-техническую базу предприятий технического сервиса в основном составляют объекты ремонтно-обслуживающих производств. Разнообразие исполнителей технического сервиса (дилерские пункты, машинно-технологические станции и др.) создаёт рынок услуг и конкуренцию. Взаимоотношения заводов-изготовителей и исполнителей технического сервиса и товаропроизводителей строятся на взаимных экономических интересах. Допускается участие зарубежных фирм-изготовителей в техническом сервисе машин, применяемых в различных отраслях народного хозяйства. По данным ГОСНИТИ, при рациональной организации технического сервиса на 8…12% сокращается время на техническое обслуживание и ремонт, на 20…28% увеличивается наработка на дорожно-строительную машину и на 34…46% повышается её производительность.

     Таким образом, система организации технического сервиса должна обеспечивать: высокую готовность машин, максимальную наработку техники, грамотное обслуживание и эксплуатацию; соблюдение интересов конечного потребителя; подготовку кадров. Чтобы бульдозер прослужил как можно дольше, необходимо соблюдать несколько правил его эксплуатации:

Правило 1 «Ознакомьтесь с инструкцией»

     Читать Руководство по эксплуатации нужно в любом случае, даже опытному водителю, особенно, если управлять придется бульдозером новой модели или другого производителя.

Правило 2 «Совершите обкатку перед эксплуатацией»

Каждая машина перед транспортировкой тщательно регулируется и испытывается. Однако новые машины требуют аккуратной эксплуатации в течение первой 1000 мото-часов - для притирки различных компонентов. Поэтому для улучшения обкатки и увеличения срока службы бульдозера в первое время рекомендуется не давать полную нагрузку.

Правило 3 «Осуществляйте правильную подачу топлива»

     При пуске дизеля включайте подачу топлива при давлении масла в системе смазки дизеля по указателю на щитке приборов не менее 0,1 МПа (1 кгс/см²). Выполнение этого условия продлит срок службы турбокомпрессора и кривошипно-шатунного механизма и исключит случаи их преждевременного выхода из строя.

Правило 4 «Используйте качественные ГСМ»

     Специалисты не рекомендуют заправлять узлы и механизмы горюче-смазочными материалами низкого качества. Чтобы выбрать качественные ГСМ необходимо соблюдать несколько рекомендаций: - заправляться только у проверенных поставщиков, - не покупать топливо и другие продукты «с колес» - качественное топливо – прозрачное с голубоватым оттенком – некачественное топливо – с явно выраженным желтым оттенком, замутненное – необходимо регулярно менять фильтры-водоотделители.

Правило 5 «Утепляйте двигатель»

      При работе в холодных условиях для поддержания теплового режима двигателя необходимо его утеплять при помощи чехлов.

Правило 6 «Следите за провисанием гусеничной ленты»

     Для продления срока службы гусеничных лент, провисание верхней ветви ленты между поддерживающими катками не должно быть меньше 5 мм.

Правило 7 «Выполняйте рыхлительные работы на пониженной передаче»

На бульдозерах, оборудованных рыхлителем, рыхлительные работы следует выполнять только при прямолинейном движении на пониженных передачах (1-2).

Правило 8 «Не разворачивайтесь задним ходом»

     Во избежание схода гусеничных лент с ведущего колеса и опорных катков, не рекомендуется производить развороты бульдозера задним ходом. Соблюдайте данные правила, и вы сэкономите деньги и время на ремонт вашей спецтехники. Я надеюсь, и предприятие, где я проходил практику, учтёт все эти требования в своей работе и в области по организации технического обслуживания дорожно-строительной техники.

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гологорский Е.Г., Колесниченко В.В. Техническое обслуживание и ремонт дорожно-строительных машин. – М.: Высш. шк., 1991.

2. Киселев М.М. Топливно-смазочные материалы для строительных машин. – М.: Стройиздат, 1988.

3. Рекомендации по организации ремонта строительных машин агрегатным методом /ЦНИИОМТП. – М.: Стройиздат, 1987.

4. Ровках С.Е., Киселев М.М., Ровках А.С. Техническое обслуживание и ремонт строительной техники. – М.: Стройиздат, 1986.

5. Руководство по организации технического диагностирования строительных машин / ЦНИИОМТП. – М.: Стройиздат, 1983.

6. Техническая эксплуатация строительных машин / ЦНИИОМТП. – М.: Стройиздат, 1982.

7. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда / П.Л.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л.Пономарев и др. – М.: Высш. Шк., 2001.

8. Очистные сооружения баз эксплуатации строительных машин / С.А.Фиделев, М.М.Киселев, Г.Н.Лебедев и др. // Механизация строительства. 1997. №4. С. 26-28.


8. ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

               

                                   

Схема смазывания бульдозера на гусеничном ходу:

1 — топливный бак; 2 — насосная станция; 3 — маслоналивная горловина; 4 муфта; 5— баки гидравлической системы; 6— шарниры гидроцилиндров отвала; 7 — винтовой раскос; 8 — шарнирные подшипники; 9 — передний подшипник толкающего бруса; 10— подшипники; 11 — натяжное колесо; 12 — наливная горловина; 13 — механизм натяжения гусениц; 14 — подшипники стартера; 15- опорный каток; 16 — шаровая опора; 17—поддерживающий каток; 18— концевой подшипник; 19 — бортовой редуктор; 20 — редуктор гидростатической передачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной (дипломной работы) работы для студентов всех форм обучения специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

В методических указаниях даются рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной (дипломной) работы; сформулированы требования к структуре и содержанию; разработаны примерная...

Методические указания к подготовке и защите выпускной квалификационной работы (дипломной работ) для студентов по специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»

Данные методические указания представляют материал для организации учебно-исследовательских действий по выполнению выпускной квалификационной работы.В них отражены цель и задача выпускной квалификацио...

Дипломная работа учащейся Искандерли А.Х. тема: "Социальная работа в аспекте конституции Российской Федерации"

Дипломная работа учащейся Искандерли А.Х. тема: "Социальная работа в аспекте конституции Российской Федерации"...

Опыт руководства теоретическим и практическим исследованием в рамках дипломной работы "Особенности работы медсестры по хранению, учёту и использованию лекарственных средств"

Практическое и теоретическое исследование проводилось в стационаре и психоневрологическом интернате по сложной и болезненной для сестринских служб проблеме - учёт и хранение медикаментов.Спе...

Методические рекомендации к выпускной квалификационной работе (дипломной работе) ОПОП 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

При разработке методических рекомендаций в основу положены: 1) ФГОС СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» утвержденный Министерством образования и...

Дипломная работа студента «Роль медицинского лабораторного техника в исследовании биохимических показателей, работы печени в норме и патологии» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика

Дипломная работа студента «Роль медицинского лабораторного техника в исследовании биохимических показателей, работы печени в норме и патологии» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ, ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (Дипломная работа) для специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

методические рекомендации по выполнению и защите дипломной работы для студентов 38.02.05 товароведение и экспертиза качества потребительских товаров...