Воспитательный эффект индивидуальных форм работы педагога с родителями
статья на тему

Марченко  Ирина  Валериевна

Зная  достоинства и недостатки ребёнка, можно  совместно с родителями  найти наиболее целесообразные формы, методы, средства и приемы воздействия на сознание, чувства, поведение.При  совместной работе с родителями у ребёнка формируется системная ориентировочная основа поведения и деятельности личности   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnyy_effekt_individualnyh_form_raboty.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный эффект индивидуальных форм работы педагога-воспитателя с родителями.

Воспитание  есть системный процесс ориентированного человековедения. Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют учебное  заведение и родители.  Работа педагога и родителей невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. Ведущая  роль в работе с родителями принадлежит индивидуальным формам работы.

К ним  относятся: анкетирование, посещение семьи, беседа, педагогические консультации.

Анкетирование - это средство первой ориентировки. Достоинством метода анкетирования является быстрое получение информации. Недостатки анкетирования связаны с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.

 Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещение семьи как форма работы с родителями  на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношение педагога с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации.

В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение педагогов к инициативе родителей; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о  делах учебного  заведения и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Результатом можно считать все, что стало непосредственным итогом участия ребёнка в деятельности. А эффект – это следствие результата. Личностные  изменения вследствие пережитых эмоций и впечатлений – это воспитательный эффект.

Классификация  воспитательных результатов

  1. Обучающийся  знает  о социальных нормах, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
  2. У обучающегося  выработано собственное эмоциональное отношение к социальной реальности (к людям иной культуры, к природе, к членам семьи, сверстникам, к своей стране, к знаниям…).
  3.  Обучающийся действует самостоятельно в открытой общественной среде в соответствии с присвоенными нормами.

Эффективность воспитательного процесса - это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике

Индивидуальное общение, если оно продумано учителем, как правило, результативно. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с психологом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, радостях и т.д.  Зная  достоинства и недостатки ребёнка, можно  совместно найти наиболее целесообразные формы, методы, средства и приемы воздействия на сознание, чувства, поведение

Положительный  эффект  может  наблюдаться  как  при благополучной,  так  и  при  неблагополучной  начальной  ситуации. Результатом  в  первом  случае  могут  быть:

  • появление у родителей интереса к содержанию занятий;
  • возникновение дискуссий по инициативе  родителей;
  • увеличения количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира;
  • стремление родителей к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решении задач и обсуждении дискуссионных вопросов.

При  неблагополучной  ситуации:

Происходит  преодоление  недоверия родителей к классному  руководителю  (если  оно  было);

Приходит  понимание,  что  они  не  одиноки в этой проблеме.

Родители  уверены  в том, что родители  других  обучающихся  не узнают о проблемах их детей.

Индивидуальная консультация  помогает родителям перейти к поиску конкретных шагов для выхода из проблемной ситуации.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.  В  дальнейшем  происходит  совместное  формирование   личности ребёнка.

Эффект воспитания достигается синергетизмом воспитательного взаимодействия педагога и родителей. При  совместной работе и обсуждении  проблем создаются такие условия, при которых ребёнок включается в активную деятельность по достижению определенной цели и, следовательно, самосовершенствуется. У ребёнка формируется системная ориентировочная основа поведения и деятельности личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога с родителями как фактор содействия становлению индивидуальности детей.

Стили воспитания в семье, их роль в развитии индивидуальности и личности ребенка. Пути взаимодействия педагога и родителей для решения поставленной цели- воспитать всесторонне развитую личность....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Данный материал поможет разработать сценарий проведения родительского собрания...

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Работа с родителями являвляется одним из важнейших аспектов школьной психологической службы....

Формы, функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между  педагогами, учащимися и родителями....

1.7. Система работы педагога с родителями воспитанников

Система работы педагога-психолога ГБПОУ РТ "Тувинский политехнический техникум" с родителями обучающихся...

консультация «ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ»

консультация «ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ  РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ» - носит ознакомительный характер, как для педагогов так и для родительской общественности...