Опыт дуального обучения по профессии Продавец, контролер-кассир
статья на тему

Зеленина Ольга Петровна

Основная цель обучения по дуальной системе – самостоятельное выполне-

ние профессиональных задач после окончания обучения. В связи с этим весь

процесс обучения направлен на то, чтобы выпускники могли планировать, выполнять и оценивать свою профессиональную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема конференции: «Подготовка специалистов в реализации ФГОС       среднего профессионального образования»

Тема доклада: «Опыт дуального обучения по профессии Продавец, контролер-кассир»

О.П. Зеленина – мастер производственного обучения

Действующая система подготовки рабочих кадров во многих регионах характеризуется как слабо реагирующая на происходящие в экономике преобразования, обладающая высокой инерционностью профессиональных образовательных организаций в сфере внедрения новых производственных и образовательных технологий и не обеспечивающая адаптацию выпускников в условиях реального производства.

       Работодатель же хочет получить творчески активного, инициативного работника, владеющего новейшими технологиями, способного применить

свои знания на практике.

        Повысить эффективность системы СПО можно за счет переориентации системы и внедрения элементов дуального (практико-ориентированного) обучения, активно применяемого в Германии и доказавшего свою эффективность.       

Основная цель обучения по дуальной системе – самостоятельное выполне-

ние профессиональных задач после окончания обучения. В связи с этим весь

процесс обучения направлен на то, чтобы выпускники могли планировать, выполнять и оценивать свою профессиональную деятельность. Цели программы обучения и отбор содержания подчинены интересам профессии и тесно связаны с ней. Дидактические принципы составляют ориентированную на трудоустройство концепцию обучения. Она может быть реализована разными методами, но главный принцип – ориентация на действие в условиях профессиональной деятельности (формирование «компетенции действия»). Компетенция действия может быть приобретена только посредством деятельности.

       Хочу поделиться опытом использования элементов дуального обучения по профессии Продавец, контролер-кассир в КГПОАУ «Камчатский колледж технологии и сервиса».

       Система практико-ориентированного (дуального) обучения,

предусматривает баланс теории и практики, развитие института наставничества.

      При реализации ОПОП СПО по профессии учебная практика и  производственная  практика проводятся при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов,  так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Обучение студентов «Камчатского колледжа технологии и сервиса» по профессии Продавец, контролёр-кассир на рабочем месте осуществляется в соответствии с графиком учебного процесса.

       И теоретическое, и практическое обучение студентов происходит только очно. Использование элементов дуального обучения в образовательном процессе нашего колледжа подразумевает, что освоить квалификацию по профессии или специальности невозможно, изучая какие-либо части образовательной программы

самостоятельно. Поэтому каждому студенту обеспечивается  возможность выполнить все виды работ всех видов практик и пройти теоретическое обучение, необходимое для выполнения этих работ в полном объеме

      Учебная практика по профессиональным модулям ПМ.01 «Продажа непродовольственных товаров»,  ПМ.02 «Продажа продовольственных товаров»,

ПМ. 03 «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями» на начальном этапе реализуется на базе учебных лабораторий колледжа. Так, например, в Лаборатории торгово-технического оборудования студенты   во время учебной практики по профессиональному модулю «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями» обучаются на оборудовании, на котором им предстоит работать в реальных предприятиях торговли.

       Задания, использующиеся в процессе учебной практики  в колледже,  взяты из реальной производственной практики.  Практические работы максимально приближены к производственной деятельности, часть из них проводится на реальном оборудовании учебных лабораторий. Учебную практику проводят мастера производственного обучения колледжа, имеющие производственный опыт.

      В колледже практико-ориентированное обучение на прямую связано с практическим обучением студентов, с  их «погружением» в профессиональную деятельность в период прохождения производственной практики (по профилю профессии), практики преддипломной.

      Практическое обучение проходит на реальных производственных местах, структурных подразделениях предприятий, организаций г. Петропавловска-Камчатского.

     Производственная практика обучающихся проводится на предприятиях на основе прямых договоров на организацию и проведение практики, заключаемых между КГПОАУ «Камчатский колледж технологии и сервиса» и каждым предприятием, куда направляются обучающиеся.

      У нашего образовательного учреждения сложились наиболее тесные и взаимовыгодные отношения с ООО «Шамса-Маркет». Данное предприятие на протяжении последних лет предоставляет свои производственные площади для организации практического обучения студентов по профессии Продавец, контролер-кассир.

        В рамках отведенного времени на учебную и производственную практику, наши студенты получают практические навыки и умения в учебном классе и торговых залах предприятия ООО «Шамса-Маркет». На данном предприятии имеется современное оборудование (низкотемпературные прилавки, горячие упаковочные столы, современная кассово-вычислительная техника), работа на котором, позволяет нашим студентам осваивать современные методы и требования, предъявляемые к квалифицированным рабочим и служащим. Более 38 % наших выпускников остаются в дружном коллективе этого предприятия.

         В местах проведения практик, за нашими  практикантами закрепляют квалифицированного наставника, при помощи которого наши студенты адаптируются к производственной деятельности, корпоративной культуре и последующему профессиональному развитию, закреплению в профессиональной деятельности, на рабочем месте. Присвоение квалификации по профессиям проводится по рекомендации наставников.

 В колледже регулярно обновляется банк данных работодателей.

         Представители работодателей добровольно принимают участие в подготовке выпускных квалифицированных работ, активно участвуют в процедурах промежуточной и итоговой аттестации. Участие организаций-работодателей в подготовке выпускных квалификационных работах заключается в согласовании тем письменных экзаменационных работ, консультациях по изучению ассортимента товара и потребительского спроса. Работодатель оказывает помощь при подготовке практических квалификационных работах, передавая свой опыт и навыки, а также участвует в государственной итоговой аттестации, являясь председателем государственной экзаменационной комиссии.

        Работодатели являются постоянными гостями нашего колледжа, не только для участия в государственной итоговой аттестации, но и внеклассных мероприятий, посвященных профориентации студентов и ориентации выпускников.

       Выпускники колледжа, прошедшие практико-ориентированное обучение

в координатах «реальной жизни», приходят на предприятия торговли адаптированными, подготовленными к особенностям работы и имеют высокую степень социализации.

       Только при тесном взаимодействии образовательных организаций с организациями-работодателями возможно воспитать и обучить конкурентоспособного специалиста!

Список литературы:

1.В.И. Блинов, И.С. Сергеев «Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образовании»

2.Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Применение технологии модульного обучения на уроках теоретического обучения по предмету «Оборудование торговых предприятий» (профессия «Продавец, контролер-кассир»)

Вызывающее большой интерес модульное обучение  позволяет построить урок по современной схеме: создание мотивации→организация обу...

Профилированная программа по предмету "Экономика" по профессии "Продавец, контролер, кассир"

Данная программа предназначена для преподавателей экономики социально - гуманитарного профиля по професии "Продавец, контролер, кассир". Программа составлена  с учетом ФГОС 3 поколения....

Перспективно - тематический план по предмету "Экономика" по профессии "Продавец, контролер, кассир"

Перспективно - тематический план к профилированной  программе по экономике по профессии "Продавец, контролер, кассир"...

Авторская рабочая программа и КТП по профессии продавец, контролер-кассир по дисциплине "Химия в профессии".

Авторская рабочая программа и КТП по профессии продавец контролер-кассир по дисциплине "Химия в профессии"....

Конкурс профессионального мастерства по профессии Продавец, контролер-кассир, Лучший продавец

Конкурс профессионального мастерства по профессии Продавец, контролер-кассир, Лучший продавецЦель и задачи конкурса: Определение и повышение качества профессиональной подготовки студентов, уровня техн...

Методическая разработка урока производственного обучения по профессии «Продавец; контролер-кассир» на тему: «Работа на контрольно-кассовой технике»

Методическая разработкаурока производственного обученияпо профессии «Продавец; контролер-кассир»на тему:«Работа на контрольно-кассовой технике»...